Лицевой счет и код дохода

Оглавление:

Особенности учета средств от приносящей доход деятельности в свете новых приказов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства

Вопрос об учете средств, полученных бюджетными учреждениями от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, неоднократно рассматривался на заседаниях нашей секции. Тем не менее, какого-либо единообразия в решении данного вопроса до недавнего времени не существовало. Причиной тому послужили противоречия, уже изначально заложенные в Бюджетном кодексе Российской Федерации и создавшие тем самым благодатную почву для надзирающих органов в плане предъявления к финансовым органам как органам, организующим исполнение бюджета на том или ином уровне, предписаний и представлений о нарушении бюджетного законодательства. При этом финансовые органы при всем своем желании не могли одновременно соблюсти все нормы законодательства, регулирующие данный вопрос, потому что исполнение одной нормы неизбежно приводило к нарушению другой. Так, статья 42 БК в прежней ее редакции устанавливала, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов данного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета. Статья 161 БК определяла самостоятельность бюджетного учреждения в расходовании этих средств. При этом зачисление средств от предпринимательской деятельности в доход бюджета согласно ст. 35 БК, устанавливающей принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, никак не могло предполагать ни их увязки с расходами конкретного учреждения, ни самостоятельности в расходовании.
При разработке федерального закона «О внесении изменений в БК РФ в части регулирования бюджетного процесса» в числе прочих ставилась и задача законодательного урегулирования вопроса учета доходов бюджетных учреждений от платных услуг и иной приносящей доход деятельности. В целях реализации реформы бюджетного процесса, реструктуризации бюджетного сектора и перехода к созданию организаций новых организационно-правовых форм вполне логичным и закономерным представлялось зачисление доходов от оказания учреждениями платных услуг в доход бюджета без целевой привязки этих доходов к расходам конкретного учреждения. Однако, в соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007г. №63-ФЗ и соответственно п.5 ст.41 БК РФ данная норма начинает действовать со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности. При этом до дня вступления в силу данного закона бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные средства на основании генерального разрешения главного распорядителя бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования средств от приносящей доход деятельности и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения. В статье 5 Федерального закона № 63-ФЗ также предусмотрено, что бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке, в соответствии со сметой доходов и расходов, представляемой в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения. Финансовый орган при этом вправе принимать решение об осуществлении операций с указанными средствами на счетах, открытых ему или Федеральному казначейству в учреждениях Центрального банка или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства.
Таким образом, из положений данного закона следует, что до дня вступления в силу соответствующего федерального закона средства от приносящей доход деятельности, по сути дела, выведены из состава доходов бюджета. При этом совершенно очевидно, что если в соответствии с законом (решением) о бюджете эти доходы не используются целевым образом бюджетными организациями, их получающими, то указанные доходы относятся к так называемым доходам общего покрытия, подлежат перечислению на счет бюджета и не могут быть направлены только на обеспечение деятельности этих учреждений.
С целью приведения процедур по исполнению бюджета в соответствие с новыми положениями БК РФ в настоящее время Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством разработан целый ряд порядков, вступающих в действие с 01.01.2009г. Часть из них уже утверждена соответствующими приказами, часть еще находится на рассмотрении. В частности процедуры кассового обслуживания операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, закрепляются в разработанном Федеральным казначейством проекте Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований и порядка осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов (проект размещен на сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru ).
Кроме того, сегодня уже утвержден и прошел процедуру регистрации в Минюсте Приказ Министерства финансов Российской Федерации «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности». (Приказ от 01.09.2008г. №88-н)
Федеральное казначейство в начале сентября т.г. провело видеоконференцию в рамках обсуждения проектов приказов, участниками которой являлись и финансовые органы. Кроме того, 15-20 сентября 2008 года в г. Сочи по этим вопросам проходил Всероссийский семинар-совещание. Как нам рассказали коллеги из управления Федерального казначейства по Рязанской области, в своем выступлении С. В. Романов (заместитель директора Департамент Минфина России) указал на недопустимость наличия у бюджетных учреждений счетов по учету внебюджетных средств в кредитных организациях. Операции с такими средствами до выхода особого Федерального закона, регулирующего порядок учета средств, полученных бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, подлежат учету исключительно в органах Федерального казначейства.
В проекте Приказа Федерального казначейства предусматриваются 2 варианта кассового обслуживания операций с указанными средствами (абзацы 2-3 пункта 3.6. проекта Порядка):
а) с ведением на лицевом счете бюджета (с кодом 02) учета операций со средствами от приносящей доход деятельности в обособленном разделе «Средства, полученные от приносящей доход деятельности»;
б) с открытием лицевых счетов получателям бюджетных средств (с кодом 03) и учетом операций со средствами от приносящей доход деятельности в обособленном разделе «Средства, полученные от приносящей доход деятельности» этих лицевых счетов.
Особенности кассового обслуживания по варианту «а»:
— кассовые выплаты осуществляются на основании представленных финансовым органом в органы Федерального казначейства расчетных документов (т.е. платежных поручений);
— на лицевом счете бюджета в разделе «Средства, полученные от приносящей доход деятельности» учитываются только поступления и кассовые выплаты по соответствующим кодам бюджетной классификации (т.е. без учета сметных назначений);
— невыясненные поступления, учтенные на лицевом счете бюджета, уточняются финансовым органом по соответствующему коду бюджетной классификации с отражением операции на лицевом счете бюджета;
Особенности кассового обслуживания по варианту «б»:
-при заключении Соглашения и Регламента информационного взаимодействия между соответствующим органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) необходимо дополнительно предусмотреть полномочия сторон
по:
• виду и срокам предоставления финансовым органом в орган Федерального казначейства информации о наделении получателей средств соответствующего бюджета полномочиями по осуществлению приноси щей доход деятельности;
• санкционированию кассовых выплат с лицевых счетов;
• основаниям для отказа органом Федерального казначейства в исполнении представленной Заявки на кассовый расход;
• порядку зачисления средств без права использования и их уточнения;
• порядку представления Сведений о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов получателей средств.
— кассовые выплаты осуществляются на основании представленных в органы Федерального казначейства финансовым органом или получателями средств Заявок на кассовый расход;
— на лицевом счете получателя средств (с кодом 03) в разделе «Средства, полученные от приносящей доход деятельности» учитываются поступления, кассовые выплаты по соответствующим кодам бюджетной классификации, а также сметные назначения по доходам и расходам;
— невыясненные поступления, учтенные на лицевом счете бюджета, уточняются финансовым органом по соответствующему коду бюджетной классификации с отражением операции на лицевом счете получателя средств;
Невыясненные поступления в обоих из указанных выше вариантов будут отражаться на лицевом счете бюджета с кодом 02 и уточняться на основании Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, представляемом в орган Федерального казначейства финансовым органом.
В своем выступлении Романов С.В. на указанном выше совещании сообщил о завершении Минфином России работы по включению в указания о порядке применении бюджетной классификации РФ, подлежащей применению с 01.01.2009, нового кода доходов для учета невыясненных поступлений по приносящей доход деятельности. Такой код доходов будет иметь в 4-ом разряде кода (группа вида доходов) значение «3».

Теперь в нескольких словах о том, какой порядок учета средств от приносящей доход деятельности был принят в нашем муниципалитете, как он действует сейчас и что предстоит нам сделать в целях приведения его в соответствии с нормативно-правовыми актами, разработанными на федеральном уровне.

С 1 сентября 2004 года в нашем муниципальном образовании все доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений зачислялись на счет, открытый финансово-казначейскому управлению в муниципальном банке на балансовом счете №40703, распределялись по лицевым счетам бюджетных учреждений и расходовались ими по смете с соблюдением процедуры предварительного и текущего контроля. Муниципальный банк был выбран по причине отказа ГРКЦ ГУ Банка России в безвозмездном обслуживании данного счета. По аналогии с Инструкцией Минфина от 21 июня 2001г. №46н была разработана и утверждена Инструкция «О порядке открытия и ведения финансово-казначейским управлением администрации г. Рязани лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств местного бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов», которой четко определены зоны ответственности сторон по вопросам документооборота. Подготовлен регламент работы с бюджетополучателями, проведен ряд мероприятий по адаптации существовавшего на тот период в управлении программного комплекса в рамках учета и отчетности со средствами, полученными от предпринимательской деятельности.
В конце 2005 года произошло 3 события, повлекшие за собой изменение действующего до той поры порядка учета средств от предпринимательской деятельности. Во-первых, изменил свою позицию ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области и дал согласие на безвозмездное обслуживание счетов, открытых на балансовом счете 40703. Во — вторых, субъект Федерации и все муниципальные образования Рязанской области приняли решение о консолидации в 2006 году доходов бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности в доходах своих бюджетов. В-третьих, в конце декабря 2005 года Приказом Федерального казначейства РФ была утверждена инструкция «О порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» (от 30 декабря 2005 г. № 19н), которой регламентирован порядок кассового обслуживания операций с внебюджетными средствами органами Федерального казначейства по 2-м вариантам:
с открытием и ведением лицевого счета по учету внебюджетных средств финансовому органу (уполномоченному органу) соответствующего бюджета;
с открытием и ведением лицевых счетов получателям средств бюджета, указанным в сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств соответствующего бюджета.
В сложившейся ситуации сохранение счета ФКУ для учета доходов от предпринимательской деятельности в коммерческом банке не представлялось возможным. Ну а поскольку с июня 2005 года кассовое обслуживание бюджета города осуществляется Управлением Федерального казначейства по Рязанской области по схеме открытия единого счета финансово – казначейскому управлению города, вполне логично было отдано предпочтение переводу операций с внебюджетными средствами на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства по I варианту, регламентированному Приказом №19Н. Данный вариант принципиально соответствовал ранее принятому порядку ведения нами лицевых счетов по учету операций с внебюджетными средствами. Кроме того, действующая в ФКУ администрации г. Рязани модель зачисления доходов и проведения расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, представлялась нам наиболее приемлемой с точки зрения минимизации налогообложения, т.к. в данном случае налогом на прибыль облагается только сумма, оставшаяся после фактически произведенных расходов.
На 15 сентября 2008 г. в ФКУ администрации города обслуживаются 559 лицевых счетов, в том числе 268- по приносящей доход деятельности.
Сегодня действующий у нас порядок учета средств по приносящей доход деятельности полностью соответствует инструкции, утвержденной приказом №19-н. Учет поступлений внебюджетных средств на лицевой счет ФКУ администрации г. Рязани осуществляется в разрезе кодов бюджетной классификации.
Суммы, зачисленные на счет ФКУ администрации г. Рязани без указания (ошибочного указания) наименования получателя средств или реквизитов лицевого счета по учету средств от приносящей доход деятельности, с неверным указанием КБК, учитываются как невыясненные поступления по коду доходов 49211701040040000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты городских округов», администратором которых является ФКУ администрации г. Рязани.
Для уточнения платежей, учтенных УФК по Рязанской области на лицевом счете ФКУ администрации г. Рязани как невыясненные поступления, ФКУ представляет в УФК «Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа», на основании которого операция отражается на лицевом счете ФКУ с правильным кодом.
Порядок ведения лицевых счетов по учету внебюджетных средств от приносящей доход деятельности установлен в «Инструкции о порядке открытия и ведения финансово-казначейским управлением администрации города Рязани лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств бюджета города Рязани от приносящей доход деятельности» и соответствует инструктивным материалам ФК.
Каждому клиенту открыт только один лицевой счет по учету внебюджетных средств, в структуре которого (11 знаков):
ФКУ в установленном порядке в соответствии с приказом 1Н представляет в УФК по Рязанской области расчетные документы для осуществления платежа со счета ФКУ администрации г. Рязани и отражает кассовые выплаты на лицевом счете по учету средств от приносящей доход деятельности соответствующего клиента в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными клиентом в платежном документе, не позднее следующего рабочего дня после поступления выписки из своего лицевого счета из УФК и выдает клиентам выписки из их лицевых счетов с приложением по каждой записи копий расчетных, кассовых и платежных документов.
Передача платежных документов из ФКУ в УФК осуществляется в электронном виде с ЭЦП в виде массива документов (реестра), при большом количестве документов может быть отправлено несколько реестров, на каждый из которых оформляется распоряжение на осуществление кассовых выплат с лицевого счета ФКУ с указанием количества документов и общей суммы по реестру. По окончании операционного дня из УФК приходят протоколы по результатам обработки документов и отправки их в ГРКЦ.
Ежемесячно, в течение трех первых рабочих дней месяца, следующего за отчетным, ФКУ осуществляет сверку с УФК и с клиентом операций по движению средств, отраженных на лицевом счете по учету внебюджетных средств ФКУ как финоргана и лицевым счетам клиентов.
Операции с наличными деньгами от приносящей доход деятельности осуществляются нами в порядке, установленном Приказом от 21 сентября 2004 г. N 85н «О Порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы РФ».
Таким образом, можно говорить о том, что действующая у нас на сегодняшний день схема принципиально соответствует первому варианту, предусмотренному в проекте Приказа Федерального казначейства.
Для реализации изменений, вводимых Министерством Финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством с 2009 года по проведению операций от приносящей доход деятельности финансово-казначейскому управлению потребуется осуществить следующие мероприятия:
1) Переоформить лицевые счета главных распорядителей и получателей средств бюджета города с открытием на них отдельного раздела для учета средств от приносящей доход деятельности.
2) В связи с изменением документооборота обеспечить обновление программного обеспечения и изменение регламента взаимодействия участников бюджетного процесса. Вводятся заявки на кассовый расход (заявки на возврат), представляемые в ФКУ получателями средств, на основании которых будут формироваться и передаваться в УФК расчетные документы, вводятся журнал регистрации неисполненных документов, протокол результатов проверки, сводные сведения по смете и ряд других промежуточных отчетов, направляемых в адрес ГРБС, изменяются действующие формы (сведения о смете, выписки из лицевого счета, приложение к выписке и т.д.)

Приказом Министерства финансов РФ в отношении органа государственной власти, главного распорядителя (администратора доходов) бюджетных средств, решено взыскать средства, предоставленные из федерального бюджета, в федеральный бюджет. На основании извещения за несвоевременный возврат средств из федерального бюджета за 2016 год (пени) денежные средства были перечислены в доход федерального бюджета по коду цели, не предусмотренному в 2017 году, с кода дохода 21990000020000151. После перемещения денежных средств на вид расхода 853 сумма будет перечислена с расходного лицевого счета в доход бюджета на код 1130292020000130. Остатков на 01.01.2017 на счете администратора доходов не было. В выписке по лицевому счету администратора доходов по коду 219. 151 отражена отрицательная сумма, образовавшаяся после бесспорного списания средств. Как правильно оформить возврат в главной книге и, соответственно, отразить в форме 0503324?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В Главной книге (ф. 0504072) по счетам 1 303 05 000, 1 210 02 000 по соответствующим кодам бюджетной классификации отразятся обороты, а остатков отражено не будет. Соответствующие обороты и остатки отразятся в Главной книге (ф. 0504072) по счетам 1 401 20 290, 1 304 05 290.
При условии восстановления доходов на лицевом счета администратора доходов по коду 219. 151 рассматриваемая ситуация в Отчете (ф. 0503324) не отразится.

Обоснование вывода:
Бесспорное списание средств является одной из бюджетных мер принуждения, предусмотренных п. 2 ст. 306.2 БК РФ, применяемых в отношении бюджетных нарушений. Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, перечислены в гл. 30 БК РФ, в частности, в отношении межбюджетных трансфертов — в статье 306.8 БК РФ.
Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с БК РФ (п. 4 ст. 306.2 БК РФ).
Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств) утвержден приказом Минфина России от 11.08.2014 N 74н (далее — Порядок).
При принятии Министерством финансов РФ решения о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы РФ, Министерство финансов РФ направляет извещение о нем в Федеральное казначейство. При этом в извещении, в частности, указывается сумма средств, которую Федеральному казначейству необходимо взыскать за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя*(1) (п. 3 Порядка). При этом п. 9 Порядка указывает на то, что взыскание осуществляется по коду классификации доходов бюджетов по возврату остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации с указанием соответствующего кода главного администратора доходов бюджета нарушителя — органа государственной власти, уполномоченного в соответствии с нормативными правовыми актами на использование соответствующих денежных средств.
Согласно п. 3 раздела II Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указаний N 65н), возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет отражается по подгруппе доходов 219.
Операции по взысканию сумм предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы РФ межбюджетных трансфертов, предусмотренные Порядком, отражаются на лицевых счетах соответствующих администраторов доходов бюджета (получателей бюджетных средств соответствующего бюджета) (п. 13 Порядка). В свою очередь, операция по перечислению пени за несвоевременный возврат средств, предоставленных из федерального бюджета, является расходным обязательством субъекта РФ (ст. 85 БК РФ). В рассматриваемой ситуации пени оплачиваются с лицевого счета получателя бюджетных средств.
Согласно пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III, п. 3 раздела V Указаний N 65н оплата пеней относится на элемент видов расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ, перечни расходов которых исчерпывающими не являются и предусматривают отнесение аналогичных по экономическому содержанию расходов.
Доходы от компенсации затрат государства относятся на статью аналитической группы подвида доходов бюджетов (далее — КВД) 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат» и статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (пп. 4.1.1 п. 4.1 раздела II, п. 3 раздела V Указаний N 65н).
В то же время для «полноценного» восстановления лицевого счета администратора доходов по коду 219. 151 необходимо уточнить код бюджетной классификации посредством направления администраторами поступлений в бюджет Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (код по КФД 0531809).
Таким образом, в бюджетном учете органа государственной власти могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КДБ 1 210 02 151 — отражено снятие денежных средств со счета администратора доходов в бесспорном порядке;
2. Дебет КРБ 1 401 20 290 Кредит КРБ 1 303 05 730 — отражено начисление пеней;
3. Дебет КРБ 1 303 05 830 Кредит КРБ 1 304 05 290 — отражено перечисление на счет администратора доходов средств в уплату пеней с лицевого счета получателя бюджетных средств;
4. Дебет КДБ 1 210 02 130 Кредит КДБ 1 303 05 730 — отражено зачисление средств, перечисленных со счета получателя бюджетных средств, на счет администратора доходов;
5. Дебет КДБ 1 210 02 151 Кредит КДБ 1 210 02 130 — отражено уточнение кода бюджетной классификации на основании Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (код по КФД 0531809).
Исходя из изложенного, в Главной книге (ф. 0504072) по счетам 1 303 05 000, 1 210 02 000 по соответствующим кодам бюджетной классификации отразятся обороты, а остатков не будет. Соответствующие обороты и остатки отразятся в Главной книге (ф. 0504072) по счетам 1 401 20 290, 1 304 05 290.
Форма отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (ф. 0503324), далее — Отчет (ф. 0503324), доведена письмом Федерального казначейства от 11.12.2012 N 42-7.4-05/2.1-704 и представляется финансовыми органами субъектов Российской Федерации (п. 1 названного письма).
Следовательно, при доведении до органа государственной власти обязанности по заполнению данной формы финансовым органом должен быть доведен и порядок ее заполнения, разработанный им для органа государственной власти.
Вместе с тем отметим, что исходя из показателей Отчета (ф. 0503324) при условии восстановления доходов на лицевом счете администратора доходов по коду 219. 151 рассматриваемая ситуация в Отчете (ф. 0503324) не отразится.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

22 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что п. 4 Порядка предусматривает осуществление Территориальным органом Федерального казначейства перечисления взысканных сумм в федеральный бюджет в пределах сумм поступлений за текущий операционный день, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя. В случае их недостаточности взыскание осуществляется в последующие операционные дни.

Как казенному учреждению учесть деньги, полученные от деятельности, приносящей доход

Деньги от платной деятельности казенных учреждений в полном объеме должны поступать в доход бюджета ( п. 4 ст. 298 ГК, п. 3 ст. 161 БК). А на какие средства вести эту деятельность? Их учреждению выделит главный распорядитель в виде лимитов бюджетных обязательств. Об этом сказано в письмах Минфина от 14.12.2011 № 02-03-11/5595, от 20.06.2011 № 02-03-06/2736.

Бухучет: доходы

Постоянные (прогнозируемые) доходы отражайте на счете 205.00 «Расчеты по доходам». Сюда относите арендную плату, доходы от платных услуг и работ. Разовые доходы учитывайте на счете 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Это, например, реализация металлолома, страховое возмещение по ОСАГО, возмещение ущерба, продажа сотрудникам трудовых книжек. Об этом сказано в пунктах 77, 85, 120 Инструкции № 162н.

  • арендная плата – код 000 1 11 05030 00 0000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении…». Детализация кода зависит от того, на базе какого имущества создано учреждение: федерального имущества, имущества субъекта РФ и т. д.;
  • другие платные услуги – код 000 1 13 01000 00 0000 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)». Детализация данного кода зависит от того, за счет средств какого бюджета финансируется учреждение, и вида выполняемых работ (оказываемых услуг).

Лицевой счет и код дохода

В данном справочнике отображаются все счета, заведенные по всем корреспондентам, согласно прав доступа пользователя к счетам/корреспондентам. Здесь же можно завести любой счет и установить настройки, имеющие отношение ко всему программному комплексу.

В списке так же отображаются комбинации с организациями, прикрепленными к счету на вкладке «Корреспонденты» (см. режим редактирования счета). Т.е., к примеру, если у какого-либо счета на вкладке «Корреспонденты» указана организация «Мирная с/а», то в списке данный счет будет отображен дважды: первый раз с корреспондентом владельцем счета (кому открыт), второй раз — с корреспондентом «Мирная с/а».

При сохранении нового счета сообщение вида » Обнаружена зацикленность иерархии открытия лицевого счета. Не допускается указание в качестве счета открытия счета, который прямо или косвенно открыт на сохраняемом счете » означает, что у сохраняемого счета (у одного из сохраняемых л/с в случае электронного приема) указан недопустимый счет открытия — следует проверить как заведен в справочнике счет открытия (и заведен ли). Для случая электронного приема такое сообщение выводится для всех принимаемых счетов бюджета при наличии проблемы с одним единственным л/с из всего пакета принимаемых счетов.

— номер счета: значение счета, 20 символов для расчетных и обычно 11 символов для лицевых.

— корреспондент: организация, которой открывается данный счет (владелец).

— назначение: признак счета. Счетом бюджета (при сохранении документа, при отборе счетов бюджета в фильтрах, при назначении прав на счета бюджета пользователям и т.п.) считаются только счета с назначением «Счет бюджета». Счетом же открытия может быть счет с любым назначением. Признак «Счет бюджета» можно присваивать счетам, открытым у любого корреспондента.

При сохранении документов , в котором присутствует л/с, документ пройдет (поле «Счет бюджета» в общем просмотре) по счету открытия л/с, если счет открытия с признаком «счет бюджета», и по л/с, если счет открытия с признаком «счет корреспондента». Либо счет бюджета документа надо назначить вручную по кнопке «Счет бюджета».

Отбор «Счета бюджета» в пользовательских фильтрах отчетов: в списке будут только счета с назначением «счет бюджета» и доступные пользователю.

Выписка по счету бюджета и Ведомость по движению свободного остатка средств бюджета ведутся только по счетам с назначением «Счет бюджета».

— категория: вид счета: расчетный или лицевой.

— БИК банка (для р/с) : банк, в котором открыт р/с.

— тип счета : характеристика счета, определяющая его функциональную принадлежность и способ учета (получателя, распорядителя, средства бюджета и т.д.). См справочник «Типы счетов».

Заполняется, если на открываемом л/с будет вестись учет по видам средств: средства бюджета; средства от приносящей доход деятельности; средства дополнительного бюджетного финансирования; средства для финансирования мероприятий по оперативно-розыскной деятельности; средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений.

Перечисляются корреспонденты, дополнительно привязанные к счету. Применяется, например, при межбюджетных трансфертах.

Вкладка «Счета наличности»

Заполняется для счетов бюджета. Перегонка средств (платежными поручениями) на указанный в данном поле счет будет исключаться из расчета остатка на счете бюджета. Иначе средства при расчете остатка будут списаны дважды: по заявке на наличные средства, и по платежке по переброске средств на счет наличности (см. учет наличных средств). Счет наличности должен быть счетом бюджета (по назначению счета).

Заполняется для 04 л/с бюджета кодами дохода из настройки «Коды доходов, являющиеся невыясненными». Применяется для автоматической замены счета уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа на 04 л/с при печати и выгрузке.

При печати/выгрузке уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа осуществляется поиск в справочниках комплекса л/с бюджета, на вкладке «КБК» которого указан уточняемый код дохода НВС. Если такой счет существует, то производится виртуальная (т.е. в печатной форме и файле передачи) подмена уточняемого счета на найденный л/с (обычно это 04 л/ч) для корректной обработки данного уведомления в ОрФК.

Создана настройка для возможности создания уведомлений об уточнении НВС в ПК «Бюджет-СМАРТ», вместо ПО администратора доходов. С выпиской ОрФК приходят п/п по НВС на счет бюджета ФО, которые следует уточнять администратору доходов с 04 л/с учета поступлений. Данная настройка позволяет, не меняя реквизитов п/п по НВС (поступление на счет бюджета ФО), создавать уведомление, которое в печатной форме и в выгруженном файле выглядит как уточнение с 04 л/с бюджета, а в ПК «Бюджет-СМАРТ» уточняет платеж со счета бюджета ФО (т.е. с того счета, на котором числится поступление НВС).

1. Типы счетов открытия.

Счета, типы которых указаны в данной настройке, предлагаются для выбора при вводе параметра л/с «Счет открытия». Следует указать типы: 402 рс, 406рс, 407рс, 02лс бюджета. Используется совместно с настройкой «Типы корреспондентов, на счетах которых открываются счета».

2. Типы корреспондентов, на счетах которых открываются счета.

Счета корреспондентов, типы которых указаны в данной настройке, предлагаются для выбора при вводе параметра л/с «Счет открытия». Рекомендуемые значения: «Финансовые органы», «Нижестоящий бюджет», «Пользователь».

3. Контроль нумерации.

Задается проверка вводимых счетов.

Для лицевых счетов: при включенном контроле номер вводимого л/с должен содержать не менее 10 символов (любых).

Для расчетных счетов: при включенном контроле номер вводимого р/с должен состоять только из цифр и быть длиной 20 символов, а так же проверка контрольного разряда.

4. Контроль на повторный ввод счета корреспондента.

Настройка определяет уровень контроля на уникальность вручную вводимого счета корреспондента в разрезе бюджетов. Возможные значения:

Учет доходов учреждений в свете последних изменений в КОСГУ

Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н (далее – Приказ № 255н) в классификацию операций сектора государственного управления введены новые коды. Их следует применять с начала 2018 года. В связи с этим в рабочий план счетов необходимо ввести новые счета аналитического учета, соответствующие вновь введенным кодам КОСГУ. В статье рассмотрим порядок учета расчетов по доходам бюджетных и автономных учреждений спорта исходя из Приказа № 255н и проектов изменений в инструкциях № 174н, 183н (размещены на сайте www.regulation.gov.ru).

В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений для расчетов по доходам используются следующие синтетические счета:

  • 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» – на нем отражаются суммы доходов (поступлений), начисленные учреждением в момент появления требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений (в том числе суммы поступившей от плательщиков предварительной оплаты), а также при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций;
  • 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» – он предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.

Далее рассмотрим, какие аналитические счета нужно предусмотреть в учетной политике бюджетного и автономного учреждений к указанным синтетическим счетам по доходам, а также порядок их применения.

Учет расчетов по доходам на счете 205 00 000

До начала действия Приказа № 255н синтетический счет 0 205 00 000 включал следующие аналитические счета:

  • 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности» (код 120 КОСГУ);
  • 0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (код 130 КОСГУ);
  • 0 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (код 140 КОСГУ);
  • 0 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 150 КОСГУ);
  • 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 170 КОСГУ);
  • 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (код 180 КОСГУ).

С вступлением в силу Приказа № 255н коды 120, 130, 140, 180 КОСГУ стали группировочными и теперь включают в себя ряд новых подстатей КОСГУ.

Далее в таблице представим отдельные введенные коды КОСГУ по доходам и соответствующие им аналитические счета бухгалтерского учета, применяемые в деятельности бюджетных и автономных учреждений спорта.

Код КОСГУ (в редакции Приказа № 255н)

Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н)