Лишение права занимать определенные должности заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности заниматься определенной деятельностью

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Согласно ч. 1 ст. 47 УК РФ данный вид наказания заключается в лишении права занимать определенные должности на государственной службе, органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Запрещение занимать должности на государственной службе или в муниципальных органах состоит в запрете занимать конкретные должности государственных или муниципальных служащих.

Применение данного вида наказания в отношении лиц, работающих на управленческих или руководящих должностях в негосударственных, а равно коммерческих предприятиях или организациях, невозможно.

Запрещение заниматься профессиональной (врачебной, педагогической и др.) или иной (торговля, шоу-бизнес и т.п.) деятельностью предполагает запрет на занятие любой другой деятельностью, помимо связанной с государственной или муниципальной службой.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может использоваться в качестве основного или дополнительного наказания. Если оно применяется как основное наказание, то его продолжительность составляет от одного года до 5 лет, а при использовании в качестве дополнительного – от 6 месяцев до 3 лет (ч. 2 ст. 47 УК РФ).

В качестве основного или дополнительного это наказание применяется за такие преступления, которые совершаются с использованием должностного положения, профессиональной или иной деятельности. Цель – лишить осужденного возможности заниматься деятельностью, которая в той либо иной мере способствовала совершению им преступного деяния.

Особенностью данного вида наказания является то, что оно может назначаться как дополнительное и в тех случаях, когда не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве санкции за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ( ч. 3 ст. 47 УК РФ).

Законом предусмотрено два способа исчисления сроков при назначении этого наказания в качестве дополнительного (ч. 4 ст. 47 УК РФ).

Если это наказание назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Таким образом, сроки основного и дополнительного наказания начинают исчисляться одновременно.

Иной порядок предусмотрен, если данное наказание назначается в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы. В этом случае оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но его срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания.

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства (работы) осужденного, исправительный центр, исправительное учреждение или дисциплинарную воинскую часть (ст. 16 УИК РФ). Требования приговора исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, и органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК) состоит в запрещении осужденному к данной мере наказания занимать в течение определенного приговором суда срока должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Речь идет о лишении осужденного правомочий, обусловленных его должностным положением, профессиональной или иной деятельностью, используя которые это лицо совершило преступление либо которые оно могло бы использовать в дальнейшем для совершения преступлений. Дан- нос наказание распространяется только на должности государственных служащих и служащих органов местного самоуправления и не распространяется на занятие должностей в негосударственных организациях и учреждениях.

Понятие государственной службы и государственных служащих определяется в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Виды должностей в органах местного самоуправления, замещение которых может быть запрещено приговором суда на основании ст. 47 УК, определяются в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также соответствующими нормативными актами субъектов РФ. Это могут быть должности главы соответствующего муниципального образования, а также иные должности в органах местного самоуправления.

Лишение права заниматься определенной деятельностью предполагает запрет заниматься как работой по той или иной профессии — педагога, врача, профессионального водителя и т.п., так и иными видами деятельности, не связанными с определенной профессией — индивидуальной трудовой деятельностью, управлением личным транспортом, занятием охотой, рыбной ловлей и т.п.

Два вида запрета, которые может применять суд, взаимосвязаны между собою, поскольку запрещение заниматься определенной деятельностью предполагает в ряде случаев и лишение осужденного права занимать связанные с такого рода деятельностью должности. Следует признать спорным разъяснение ПВС РФ в п. 4 постановления от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», согласно которому «за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью». Представляется возможным и одновременное применение обоих видов ограничений — в тех случаях, когда по характеру совершенных виновным преступлений и с учетом личности виновного суд сочтет невозможным сохранение за ним и права занимать те или иные должности, и права заниматься определенной деятельностью.

Суд, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления и личность виновного, может признать невозможным сохранение за последним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и в тех случаях, когда совершенное преступление напрямую не связано с занимаемой должностью или занятием определенной деятельностью, но у суда с учетом всех обстоятельств дела возникли серьезные опасения относительно возможности использования этим лицом своей должности или деятельности для совершения преступления впредь.

Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. Конкретный вид таких должностей должен быть указан в приговоре. При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности. Во всяком случае в приговоре должен быть указан срок запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Суд вправе применить к виновному рассматриваемое наказание и в том случае, когда лицо, совершившее преступление, не занимало соответствующую должность или не занималось определенной деятельностью постоянно, а выполняло соответствующие обязанности временно, по приказу или распоряжению, а также когда к моменту постановления приговора осужденный уже не занимал должности на государственной службе и не занимался деятельностью, с которыми было связано совершенное преступление.

Содержание данного вида наказания заключается в целом ряде лишений и ограничений. Сам по себе факт осуждения виновного, отрицательная морально-психологическая оценка его поведения в приговоре от имени государства, ограничение, порой на продолжительный срок, его трудовой правоспособности, возможности свободного выбора должности, профессиональной деятельности или рода занятий, влекущие иногда необходимость переучиваться, утрату квалификации, определенные материальные потери, ограничение ряда льгот и преимуществ, наконец, состояние судимости — все эти карательные элементы «лишения права» делают его весомым в карательном и воспитательном отношениях и определяют его ярко выраженную предупредительную направленность.

Как основное наказание лишение права может быть назначено на срок от одного года до пяти лет в случаях, когда оно предусмотрено в этом качестве в санкции статьи Особенной части УК, а также в порядке замены наказания (например, ст. 64, 80, ч. 3 ст. 82 УК).

В качестве дополнительного рассматриваемое наказание может быть применено на срок от шести месяцев до трех лет в случаях, когда оно указано в соответствующей санкции как основное наказание, но не избрано судом в этом качестве; в случаях, когда это наказание содержится в санкции в качестве дополнительного; в тех случаях, когда указания об этом наказании в санкции отсутствуют вовсе, но суд, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления и личность виновного, признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК).

В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания устанавливается на срок до 20 лет (ч. 2 ст. 47 УК).

В уголовном законе предусмотрены два способа исполнения (исчисления сроков) лишения права в качестве дополнительного наказания: «параллельный» — одновременно с основным и «последовательный» — после отбытия основного наказания (ч. 4 ст. 47 УК). В первом случае при назначении этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. Во втором случае, если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом срок его исчисляется с момента их отбытия, т.е. со дня освобождения осужденного из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или исправительного учреждения.

Неправильно отказываться от назначения лишения права по мотивам отсутствия необходимости в этом наказании вследствие увольнения осужденного к моменту вынесения приговора с прежнего места работы или вследствие лишения его права на управление транспортными средствами в административном порядке.

При назначении рассматриваемого вида наказания суд должен учитывать социальные аспекты его применения: социальную ценность той профессии или специальности, заниматься которыми суд намерен запретить виновному (социальные затраты на подготовку специалиста данного профиля, нуждаемость общества в таких специалистах, социальные последствия исключения этого лица на какое-то время из их числа); индивидуальные и общественные затраты (времени, усилий, материальных средств) на приобретение осужденным другой специальности.

Прокуратура Московской области

Регулирование данного вида наказания закреплено в статье 47 Уголовного кодекса Российской Федерации и статье 33 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. В качестве основного наказания оно назначается на срок от одного года до пяти лет, в качестве дополнительного — от шести месяцев до трех лет. При этом осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений и приговоров указанное наказание не может быть назначено одновременно в качестве основного и дополнительного. За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть применено в качестве дополнительного наказания, если это наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ как один из основных видов наказания.

Суть указанного вида наказания заключается в ограничении трудовых прав осужденных. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание.

Рассматриваемый вид наказания составляют два самостоятельных элемента: лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Конкретный вид таких должностей должен быть указан в приговоре суда.

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве, как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания — уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; организуют проведение с осужденными воспитательной работы.

Органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Администрация учреждения, в котором осужденный отбывает основной вид наказания, не может привлекать его к работам, выполнение которых ему запрещено.

Злостное неисполнение приговора суда со стороны представителей власти, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, служащих государственных и муниципальных учреждений, коммерческих и иных организаций влечет ответственность указанных лиц, которая может быть квалифицирована как действия предусмотренные ст. 315 УК РФ. Неисполнение приговора суда следует считать злостным, если оно продолжалось после письменного представления УИИ.

Ответственность осужденных, нарушающих предписание приговора, в настоящее время законом не установлена. Единственным негативным правовым последствием для них является невключение периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. По своему содержанию и в роли основного и дополнительного видов наказания его суть выражается в ограничении трудовых прав осужденных.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Рассматриваемый вид наказания составляют два самостоятельных карательных элемента: лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.

1. Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Однако данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части). Поэтому в приговоре суд должен указать не перечень, а определенную конкретными признаками категорию должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).

Рассматриваемый запрет не распространяется на занятие должностей в общественных, коммерческих и иных негосударственных организациях.

2. Лишение же права заниматься определенной деятельностью распространяется как на профессиональную (вне зависимости от того, где трудится виновный — в государственном или негосударственном секторе), так и иную деятельность гражданина. Этот вид наказания состоит в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной деятельностью, управлением транспортом, охотой).

Предусмотренные ст. 47 УК РФ виды наказаний могут быть назначены и тем лицам, которые выполняли соответствующие служебные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления.

Назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в зависимости от ситуации влечет за собой:

1) увольнение осужденного с той должности, занимать которую ему запрещено судом;

2) запрещение занимать такую же должность на государственной службе или в органах местного самоуправления.

3) запрещение заниматься определенной деятельностью.

Как видно из сказанного, лишение права заниматься определенной деятельностью выражается в запрещении заниматься такой деятельностью прежде всего профессионально. Однако следует подчеркнуть, что данный запрет распространяется в полном объеме и на деятельность вне рамок профессии. Например, на управление личным транспортом в случаях лишения права управления транспортными средствами. Требования приговора о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью. Указанные органы обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с ч. 2 ст. 47 УК РФ назначается в качестве основного вида наказания на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного — на срок от шести месяцев до трех лет. В случаях, же специально предусмотренных соответствующими статьями УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания. Такое наказание, например, предусмотрено санкцией ч. 4 ст. 134 УК РФ за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.

При этом осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений и приговоров указанное наказание не может быть назначено одновременно в качестве основного и дополнительного. За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание. Предусмотренные ст. 47 УК РФ виды наказаний могут быть назначены и тем лицам, которые выполняли соответствующие служебные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления.

Рассматриваемое наказание может быть назначено как основное, если оно предусмотрено в соответствующих статьях Особенной части УК РФ. В качестве дополнительного наказания оно может-назначаться даже в тех случаях, когда оно не предусмотрено в санкциях Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть применено в качестве дополнительного наказания, если это наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ как один из основных видов наказания.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

Они ведут учет осужденных; контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; организуют проведение с осужденными воспитательной работы.

Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному.

Представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденные, нарушающие требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Занимая значимые должности на госслужбе или в муниципалитете, человек получает властные полномочия, которые при ненадлежащем использовании могут стать источником дополнительных доходов, несопоставимых с заработной платой, и причиной проблем для людей, вместо средства для их преодоления. Свою жизнь или её часть человек может посвятить разнообразным видам деятельности, причем многие из них будут таить в себя соблазны и возможности преступить закон в угоду своей выгоды или для получения удовлетворения потребностей.

Именно из-за подобных искушений и возможностей, перед которыми не каждый сможет устоять, совершаются некоторые преступления, а возмездие заключается в лишении возможности занимать определенные должности или реализовывать какую-либо деятельность. Сегодня мы поговорим про лишение физического лица права занимать некоторые должности (пр. руководящие), а также лишение права заниматься определенной деятельностью, в т.ч. несовершеннолетним.

Что такое лишение права занимать определенные должности?

Перечни должностей, занимая которые по мнению законодателя можно допустить злоупотребления, а значит следует в судебном порядке ограничить возможность из занятия при использовании положения в личных целях, изложены в двух Федеральных законах, а именно:

  • № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»;
  • № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

Именно недостижимость получения заветных должностей из перечней, определяемая фиксированным списком в приговоре органа правосудия общей юрисдикции, называется лишением права, из-за которого человек теряет не просто возможность пренебрежения законом для собственного обогащения за счет окружающих, но и свою работу. Не исключена вероятность того, что навык работы в городской управе или на госслужбе является для осужденного единственным, и, лишив его возможность занимать привычные должности, суд вынудит его заново искать свое место в жизни.

Частые правонарушения

Чаще других лишают права занимать должности за следующие преступные свершения:

  • невыплату обязательных платежей, поступающих из государственного бюджета для определённых категорий граждан (служащих, пенсионеров, студентов и пр.) – ст.145 УК РФ;
  • создание искусственных препятствий для реализации гражданином своего права на осуществление предпринимательства – ст.169 УК РФ;
  • использование должностного статуса для достижения личных целей, получения льгот и неправомерных преимуществ, не регламентированных законом – ст.285 УК РФ.

Типы проступков

Исходя из распространенных способов правонарушений, можно выделить виды проступков преступного свойства, совершаемых за счет наличия должностных полномочий:

  • для присвоения бюджетных средств, в силу участия в процессе их обращения;
  • для создания неблагоприятных условий гражданам с целью вымогания денег за исполнение работы, которая относится в кругу должностных обязанностей;
  • для получения субъективных выгод путем неправомерного присуждения государственных льгот и получения поддержки.

Невозможность заниматься определенной деятельностью

Способов деятельности, один из которых отдельный индивид может выбрать в качестве своей работы и/или увлечения, чрезвычайно много, и доминирующая часть из них сопровождается взаимодействием с окружающими людьми. Отношения людей между собой могут заключаться в простом общении или оказании одним человеком влияния на другого, как психологического, так и физического.

Зачастую профессионализм действий отдельного человека, реализующего определенные обязанности, определяет благосостояние другого человека или группы людей, в частности:

  • врачи и другие медработники ежедневно принимают решения, влияющие на жизнь и здоровье многих людей, а их халатность или некомпетентность могут стать причиной ухудшения благосостояния или смерти;
  • работники правоохранительных органов каждый раз, выходя на работу могут спасти жизнь человеку, и не одному, или стать причиной гибели людей и их надежд;
  • педагоги, призванные научить детей и подростков быть добрыми и хорошими, могут извратить их мировоззрение и травмировать психику сексуальными домогательствами;
  • руководители на опасном производстве, пренебрегая безопасностью подчиненных в угоду своим амбициям и достижению повышенных показателей выпуска продукции, могут принять решение, которое приведет к аварии и гибели людей;
  • даже дворник, обязанный убирать снег с крыш, но не сделавший этого из-за лени или халатности, может стать причиной смерти человека, которого завалит снежной массой при падении с большой высоты.

Это перечисление можно дополнять бесконечно долго, но общий итог будет следующим – членов общества не способных заниматься выбранным видом деятельности ответственно, чтобы не создавались условия потенциальной опасности для окружающих, не следует допускать к работам, при выполнении которых они себя дискредитировали.

Деятельность, на которую орган правосудия вправе наложит вето, может определяться исходя из:

  • профессиональной градации, например, медицинская, преподавательская;
  • способа реализации способностей человека, например, руководящая, изобретательская, научная.

Кому назначаются карательные меры?

Назначение мер возмездия в виде лишения привилегии занимать детерминированные должности проецируется только на работников муниципалитета и госслужбы, перечисленных в соответствующих перечнях, на остальных граждан эта мера не распространяется.

  • То есть, нельзя запретить человеку быть директором, но можно заблокировать ему возможность работы в статусе управленца, так как руководство людьми и логистическими потоками относится к видам деятельности, которые могут попасть под соответствующие запреты по приговору суда, выражающиеся в невозможности заниматься названной судом деятельностью.
  • В то же время, имеет место быть ограничение на одновременное наказание в форме запрета занимать фиксированные должности и определять деятельность по личному усмотрению, то есть нельзя снять человека с должности руководителя администрации и наложить запрет на его трудоустройство в госслужбе.

Назначение способа наказания в форме запрета работать на детерминированных должностях или заниматься деятельностью по своему выбору может реализовываться в отношении двух категорий осужденных:

  1. Для приговоренных к штрафу по УК РФ помимо лишения права занимать определенные должности, каким-либо работам (пр. обязательным) или условному отбыванию срока, данное наказание присуждается дополнительно и срок его длительности исчисляется с момента оглашения постановления суда.
  2. Для отбывающих реальные сроки заключения в виде ареста или лишения свободы, период действия предписанного запрета отсчитывается с момента завершения основной кары.

Выбор запретов назначения на должности или какую-либо деятельность может быть сделан органом правосудия, как в качестве дополнения к более серьезным мерам возмездия, так и в виде независимого наказания. Помимо прочего, даже если необходимая мера воздействия не указана в тексте статьи УК РФ, примененной к виновному в проступке человеку, но судья считает, что его дальнейшая профессиональная деятельность представляет угрозу социуму, то орган правосудия правомочен применить соответствующий запрет.

Сроки лишения прав

Интервал времени, на который человек может утратить право на должность или деятельность, детерминирован следующим образом:

  • если мера выбрана, как основное наказание – от 1 до 5 лет;
  • при дополнении другого наказания – от полугода до 3 лет.

Ряд статей УК РФ декларирует лишение осужденного рассматриваемых прав на срок до 20 лет, то есть практически без возможности возврата к прежней жизни.

Замена другим наказанием

Распространена практика замены более суровых наказаний на запрет осуществлять определенную деятельность или занимать должности в госслужбе или муниципалитете. Может быть выполнена замена лишения права на должность или профессиональную деятельность на другую меру возмездия, если суд сочтет, что навыки подсудимого значимы для общества, а совершенный проступок единичен и не повторится впредь.

О примере из судебной практики по вменению наказания в виде лишения права занимать должность расскажет видео ниже: