Муниципальное жилье в санкт-петербурге

Предоставление жилья по договорам социального найма

Администрации районов Санкт-Петербурга

Общее описание

Обращаем ваше внимание, что на Портале доступна подача заявления на получение этой услуги в электронной форме.

Жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Государственная услуга по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма состоит из трех частей:

  1. Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий — см. здесь;
  2. Принятие решения о предоставлении жилого помещения — описано в данной услуге;
  3. Заключение (изменение) договора социального найма — см. здесь.

Договор социального найма является основанием для оформления документов на вселение и регистрацию граждан по месту жительства или месту пребывания. При этом, если договор найма заключен на срок до одного года (краткосрочный наем), то такой договор может быть основанием только для оформления регистрации по месту пребывания.

При предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет:

  • 18 кв. метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек;
  • 33 кв. метра для одиноко проживающего гражданина.

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ. В иных случаях, с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается превышение указанной нормы на всю семью не более чем на половину нормы предоставления площади жилого помещения, полагающейся на одного человека. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, учитывается площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Принцип предоставления услуги

Результат предоставления услуги

  1. Направление выписки из распоряжения администрации района Санкт Петербурга о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Жилищное агентство . района Санкт-Петербурга (далее — ГКУ ЖА);
  2. Направление заявителю уведомления о предоставлении по форме (об отказе в предоставлении по форме) жилого помещения по договору социального найма (в том числе, через Портал);
  3. Заключение договора социального найма (производится в ГКУ ЖА, вне рамок данной услуги).

Срок предоставления услуги

  1. В части принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в коммунальной квартире, в которой освободилось жилое помещение государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, являющимися нанимателями и (или) собственниками жилых помещений (комнат(ы), если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, а при их отсутствии — проживающим в квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, установленной законодательством Санкт-Петербурга — не превышает 30 календарных дней со дня поступления в администрацию района документов;
  2. В части принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) жилых помещений по договорам социального найма гражданам, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях, проживающих на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и являющихся на момент принятия решения о развитии застроенной территории нанимателями (членами семьи нанимателя) жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в многоквартирных домах, планируемых к сносу, реконструкции на основании адресной программы Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» — не превышает 20 рабочих дней со дня поступления в администрацию района документов.

Максимальный срок ожидания в очереди (при ее наличии) — не более 15 минут.

Запрос о предоставлении государственной услуги регистрируется в присутствии заявителя, которому выдается расписка с регистрационным номером, присвоенным межведомственной автоматизированной информационной системой предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее — МАИС «ЭГУ»).

1. Взимание государственной пошлины или иной оплаты, взимаемой за предоставление государственной услуги, не предусмотрено.

2. Порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления данной государственной услуги.

Услугой, являющейся необходимой и обязательной для предоставления государственной услуги, является выдача документов, содержащих сведения о стоимости находящегося в собственности имущества, подлежащего налогообложению. Данная услуга предоставляется возмездно:

I. Получатели государственной услуги:

Граждане Российской Федерации:

  1. Проживающие в коммунальной квартире, в которой освободилось жилое помещение государственного жилищного фонда Санкт Петербурга, являющиеся нанимателями и (или) собственниками жилых помещений (комнат (ы), если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, а при их отсутствии — проживающие в квартире наниматели и (или) собственники, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, установленной законодательством Санкт Петербурга;
  2. Признанные нуждающимися в жилых помещениях, проживающие на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и являющиеся на момент принятия решения о развитии застроенной территории нанимателями (членами семьи нанимателя) жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт Петербурга в многоквартирных домах, планируемых к сносу, реконструкции на основании адресной программы Санкт Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт Петербурге».

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I;
  2. Представители граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. Законные представители (опекуны, попечители) граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Перед предоставлением государственной услуги заявитель обращается:
    • в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» за получением справки об инвентаризационной стоимости имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, за исключением земельных участков;
    • к субъектам оценочной деятельности, являющимся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков для получения отчета об оценке имеющихся в собственности заявителя и членов его семьи транспортных средств;
  2. Обращается в подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ);

Подает заявление по форме и необходимые документы;

В случае принятия администрацией района положительного решения:

получает уведомление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по форме;

заключает и получает на руки экземпляр договора социального найма по форме;

В случае принятия администрацией района решения об отказе в предоставлении государственной услуги — получает уведомление об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по форме.

Oснование для отказа в приеме документов:

  • представлены не все необходимые документы.

Oснование для отказа в предоставлении государственной услуги:

  • заявитель не имеет законных оснований на предоставление государственной услуги в соответствии с нормативными требованиями.

Приостановление предоставления государственной услуги действующим законодательством не предусмотрено.

Порядок действий уполномоченной организации

Определяет предмет обращения;

Проводит проверку полномочий лица, подающего документы;

Проводит проверку соответствия документов нормативному перечню;

Принимает от лица, подающего документы, заявление по форме и согласие на обработку персональных данных;

Осуществляет сканирование представленных документов, формирует электронное дело, все документы которого связываются единым уникальным идентификационным кодом, позволяющим установить принадлежность документов конкретному заявителю и виду обращения за государственной услугой;

Заверяет электронное дело своей электронной подписью (далее — ЭП);

Направляет копии документов и реестр документов в администрацию района:

в электронном виде (в составе пакетов электронных дел) в течение одного рабочего дня со дня обращения заявителя в МФЦ;

на бумажных носителях (в случае необходимости обязательного представления оригиналов документов) в течение трех рабочих дней со дня обращения заявителя в МФЦ;

При обнаружении несоответствия документов нормативному перечню, возвращает их заявителю для устранения выявленных недостатков;

По окончании приема документов выдает заявителю расписку в приеме документов.

Проводит сверку реестра документов с представленными документами;

Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации документов;

Проверяет комплект документов на предмет необходимости направления межведомственных запросов;

В течение одного рабочего дня с момента регистрации заявления и документов заявителя осуществляет подготовку и направление межведомственных запросов документов в:

II. Рассмотрение документов и принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) заявителю жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договору социального найма

Специалист жилищного отдела администрации района Санкт-Петербурга:

Рассматривает представленные заявителем документы;

В отношении заявителя, обратившегося по вопросу предоставления освободившегося в коммунальной квартире жилого помещения, — обеспечивает рассмотрение вопроса о предоставлении заявителю освободившегося в коммунальной квартире жилого помещения по договору социального найма на районной жилищной комиссии.

Районная жилищная комиссия (далее — Комиссия):

Рассматривает вопрос о предоставлении освободившегося в коммунальной квартире жилого помещения и принимает решение, которое является рекомендательным для издания администрацией района Санкт-Петербурга распоряжения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма или формирования уведомления об отказе в предоставлении освободившегося в коммунальной квартире жилого помещения по договору социального найма;

Передает протокол заседания Комиссии специалисту жилищного отдела администрации района, ответственному за подготовку распоряжения администрации района о предоставлении (либо уведомления об отказе в предоставлении) освободившегося в коммунальной квартире жилого помещения по договору социального найма.

Специалист жилищного отдела администрации района Санкт-Петербурга:

Готовит проект распоряжения администрации района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и уведомление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по форме, либо проект уведомления об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по форме;

Готовит проект информационного письма в адрес МФЦ по форме результатах рассмотрения вопроса о предоставлении заявителю жилого помещения по договору социального найма;

Передает проект распоряжения администрации района, проект уведомления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо проект уведомления об отказе, проект информационного письма в адрес МФЦ на согласование начальнику жилищного отдела.

Начальник жилищного отдела:

Рассматривает проект распоряжения администрации района и уведомление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо проект уведомления об отказе, проект информационного письма в адрес МФЦ;

В случае несогласия с проектом распоряжения администрации района, проектом уведомления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо проектом уведомления об отказе, проектом информационного письма в адрес МФЦ — излагает замечания и возвращает должностному лицу жилищного отдела на исправление и доработку;

В случае одобрения — визирует и передает проект распоряжения администрации района, проект уведомления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо проект уведомления об отказе, проект информационного письма в адрес МФЦ, на согласование главе администрации района.

Рассматривает проект распоряжения администрации района, проект уведомления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо проект уведомления об отказе, проект информационного письма в адрес МФЦ;

В случае несогласия с проектом распоряжения администрации района, проектом уведомления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо проектом уведомления об отказе, проектом информационного письма в адрес МФЦ — излагает замечания и возвращает начальнику жилищного отдела на исправление и доработку;

В случае одобрения — подписывает распоряжение администрации района и уведомление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо проект уведомления об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, проект информационного письма в адрес МФЦ.

III. Направление заявителю уведомления о предоставлении (об отказе в предоставлении) жилого помещения по договору социального найма

Специалист жилищного отдела администрации района Санкт-Петербурга:

Выдает или направляет через организации почтовой связи заявителю уведомление о предоставлении (об отказе в предоставлении) жилого помещения по договору социального найма;

Направляет в адрес МФЦ информационное письмо о результатах рассмотрения вопроса о предоставлении заявителю жилого помещения по договору социального найма.

IV. Направление в Жилищные агентства районов Санкт-Петербурга (далее — ГКУ ЖА) выписки из распоряжения администрации района Санкт-Петербурга о предоставлении заявителю жилого помещения по договору социального найма

Специалист жилищного отдела администрации района Санкт-Петербурга:

Направляет выписку из распоряжения администрации района Санкт-Петербурга о предоставлении заявителю жилого помещения по договору социального найма в ГКУ ЖА для заключения договора социального найма.

Специалист ГКУ ЖА:

Составляет договор социального найма жилого помещения по форме;

Заключает и выдает заявителю на руки экземпляр договора социального найма.

Специалист МФЦ:

В день получения документов от администрации района сообщает заявителю о принятом решении по телефону (с записью даты и времени телефонного звонка), а также о возможности получения документов в МФЦ.

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные документы:

  1. Заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по форме;
  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, свидетельство о рождении (для несовершеннолетних до 14 лет), временное удостоверение личности, выданное на период оформления паспорта, иные документы, удостоверяющие личность, в соответствии с действующим законодательством);
  3. Документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи, в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд»:
    • справка о регистрации по месту жительства (форма №9),
    • характеристика занимаемого жилого помещения (форма №7).
  4. Документы, содержащие сведения о составе семьи заявителя (кроме свидетельств, выданных на территории Санкт Петербурга):
    • свидетельство о заключении брака;
    • свидетельство о рождении;
  5. Документы, подтверждающие основания владения и пользования заявителем и членами его семьи занимаемыми жилыми помещениями в случае, если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт Петербурга.

В случае обращения граждан, указанных в п.1 раздела «Заявители», дополнительно представляются:

  1. Документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению:
    • справка о доходах физического лица с места работы по форме форме 2-НДФЛ;
    • налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3 НДФЛ.
  2. Документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению — заключения (отчеты), справки об инвентаризационной стоимости жилых помещений, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений, о рыночной стоимости транспортных средств.

Заявителю необходимо обратиться:

  1. В Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (далее — ГУИОН) за получением справки об инвентаризационной стоимости имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, за исключением земельных участков;
  2. К субъектам оценочной деятельности, являющимся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков, для получения отчета об оценке имеющихся в собственности заявителя и членов его семьи транспортных средств (см. на сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее — Росреестр) в разделе «Деятельность».

II. Дополнительные документы (при обращении представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги):

A) В случае обращения доверенного лица:

  1. Документ, удостоверяющий личность доверенного лица:
    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • временное удостоверение личности гражданина, выданное на период оформления паспорта;
    • документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Указами Президента Российской Федерации от 21.12.1996 № 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»;
    • иные документы, удостоверяющие личность в соответствии с действующим законодательством;
  2. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством, подтверждающая наличие у представителя прав действовать от лица заявителя и определяющая условия и границы реализации права на получение государственной услуги или договор, содержащий указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при предоставлении государственной услуги, указание закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Доверенное лицо при обращении за предоставлением государственной услуги, может представить доверенность, подтверждающую его полномочия, оформленную в простой письменной форме.

Б) В случае обращения законного представителя (опекуна, попечителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность;
  2. Документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя.

III. Документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе:

  1. Сведения о регистрации по месту жительства (форма №9), в том числе архивные, в случае наличия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд».
  2. Характеристика занимаемого жилого помещения (форма №7), в случае наличия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд».
  3. Документы, подтверждающие сведения о кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности заявителя и членов его семьи, полученные в территориальных органах Росреестра (в случае обращения граждан, указанных в п.1 раздела «Заявители»).
  4. Документы, подтверждающие, что гражданин состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт Петербурга в улучшении жилищных условий (для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт Петербурга в улучшении жилищных условий).
  5. Документы, подтверждающие основания владения и пользования заявителем и членами его семьи занимаемыми жилыми помещениями, в случае если право зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, либо в отношении жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт Петербурга, включая пятилетний период, предшествующий обращению (в случае обращения граждан, указанных в п.2 раздела «Заявители»):
    • постановление Правительства Санкт Петербурга о развитии застроенной территории;
    • договор о развитии застроенной территории;
    • соглашение о передаче жилых помещений.
  6. Документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению (в случае обращения граждан, указанных в п.1 раздела «Заявители»):
    • сведения из отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт Петербургу и Ленинградской области о размере пенсии (для лиц, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации);
    • сведения из районного Агентства занятости населения Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» о суммах, начисленных гражданину (для неработающих граждан);
  7. Сведения из документов, содержащих сведения о составе семьи заявителя: сведения из свидетельства о рождении, сведения из свидетельства о заключении брака, в случае, если документы выданы на территории Санкт Петербурга.

Основание для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги — представлены не все необходимые документы.

Документы, выдаваемые заявителю

  1. Расписка с регистрационным номером, о приеме документов;
  2. Уведомление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по форме;

Договор заключается в ГКУ ЖА лично, вне рамок предоставления услуги в электронном виде.

  • Уведомление об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по форме.
  • Организации, участвующие в предоставлении услуги

    Организации, принимающие документы

    Организации, принимающие решение по предоставлению услуги

    Другие организации, участвующие в предоставлении услуги

    Порядок обжалования

    Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего.

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

    Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

    • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
    • нарушение срока предоставления государственной услуги;
    • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
    • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
    • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
    • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
    • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
    • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
    • отказ органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

    В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

    • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
    • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати), подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
    • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

    Жалоба может быть подана заявителем:

    При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в администрацию района, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

    Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

    Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

    В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В электронной форме в администрацию района, с использованием сети «Интернет» (в том числе посредством электронной почты), официального сайта администрации района, федерального Портала, Портала.

    При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

    Жалоба может быть подана заявителем через Многофункциональный центр. При поступлении жалобы Многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в администрацию района в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между Многофункциональным центром и администрацией района, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

    Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги Многофункциональным центром рассматривается администрацией района. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в администрации района.

    Жалоба на решения и действия (бездействие) администрации района, ее должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается администрацией района.

    Жалобы на решения, принятые руководителем администрации района, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность администрации района в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 № 14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

    В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

    При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

    Жалоба, поданная заявителем в Многофункциональный центр на организацию предоставления государственных услуг Многофункционального центра, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается Многофункциональным центром в соответствии с действующим законодательством.

    Жалоба должна содержать:

    • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
    • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
    • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего;
    • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

    Жалоба, поступившая в администрацию района, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены администрацией района. В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

    По результатам рассмотрения жалобы администрация района принимает одно из следующих решений:

    • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных администрацией района опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
    • отказывает в удовлетворении жалобы.

    При удовлетворении жалобы администрация района принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

    В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

    • наименование администрации района, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
    • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
    • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
    • основания для принятия решения по жалобе;
    • принятое по жалобе решение;
    • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
    • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

    Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом администрации района.

    По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) администрацией района, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

    В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

    Администрация района отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

    • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
    • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

    Администрация района вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

    • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
    • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

    В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, администрация района сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

    В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, администрация района в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

    Порядок обжалования решения по жалобе.

    Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность администрации района (191060, Санкт‑Петербург, Смольный, телефон 576‑60‑51), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

    Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего осуществляется посредством размещения информации на Портале.

    Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам.

    Квартира от государства

    Как получить жилье по социальным программам

    У государства можно попросить квартиру. И получить ее.

    Это тяжелый путь. Потребуется собрать кучу документов и обойти немало кабинетов. Но получить жилье от государства реально. Вы сможете переехать из старой бабушкиной квартиры в новостройку или во вторичку с ремонтом — и при этом бесплатно.

    Существуют государственные программы, по которым выделяется льготное жилье. Таких программ много. В каждом регионе условия могут меняться: будут разные суммы, учетные нормы, но общая схема получения и правила одни.

    В этой статье мы рассмотрим программы по расселению аварийного и коммунального жилья и предоставлению жилого пространства инвалидам, сиротам и ветеранам.

    Копия распоряжения о предоставлении жилой площади нуждающемуся

    Программа улучшения жилищных условий

    Кому. Если человек ютится в одной квартире с родственниками, то ему должны найти новое жилье. Чтобы получить жилье, нужно доказать, что на прописанного в квартире приходится меньше учетной нормы жилого пространства. Это касается только квартиры, оформленной по договору социального найма.

    В разных городах учетная норма разная. Обычно это от 6 до 11 м². В Санкт-Петербурге норма — 9 м², федеральный санитарный минимум — 6 м². Чтобы узнать свое право на улучшение условий, разделите общий метраж квартиры социального найма на количество прописанных в ней людей. Если получается меньше нормы, вы можете претендовать на улучшение жилищных условий.

    Форма № 9: справка о регистрации. В ней можно узнать метраж и количество прописанных человек. Кроме того, этот документ необходим, чтобы попасть в очередь на квартиру. Справку получают в отделении вселения и регистрационного учета граждан (бывший паспортный стол). Для получения достаточно паспорта

    Улучшить жилищные условия могут малоимущие, многодетные семьи, ветераны военных действий, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, а также другие льготники. Еще есть шанс получить жилье без льгот, но очередь будет намного больше.

    Государство предлагает таким гражданам несколько вариантов.

    Взять субсидию на строительство или приобретение жилья. Государство дает немного денег. Вариант не подойдет, если вы не готовы брать ипотеку или у вас нет накоплений.

    Субсидия рассчитывается от кадастровой, а не фактической стоимости квартиры, в которой человек живет и прописан. В Петербурге выдадут около 850 000 рублей на одного человека, сумма для семьи из двух и более человек будет иной. А скромная однушка стоит примерно от 1,7 миллиона рублей.

    Снять квартиру у государства. Жилец не получит такую квартиру в собственность, продать и сдать ее тоже будет нельзя. Но зато жилец не платит за аренду и оплачивает только коммуналку.

    Такой договор заключают на определенный срок, после чего пересматривают и продлевают либо переоформляют в договор социального найма. Если у жильца появится другое жилье, из арендованной квартиры придется съехать. Обычно такой вариант предлагают сиротам, чтобы их никто не обманул и не лишил дома.

    Арендовать квартиру по договору социального найма. Такое жилье можно приватизировать, сдать, обменять и продать. Подробнее об этом можно узнать в жилищном кодексе — в статьях 72, 74, 76 и 77. Сдать можно, сделав регистрацию человеку, который хочет взять квартиру в аренду. Продать можно либо через приватизацию жилья, либо прописав покупателя в квартире и сделав переоформление. Обменять квартиру при этом проще, чем продать или сдать.

    Чтобы улучшить жилищные условия, нужно собрать большой пакет документов: справки о доходах членов семьи и об их имуществе, все документы о льготах и наградах. После в жилищном комитете поставят в очередь на субсидию или аренду.

    При этом надо учитывать, что суммарный доход членов семьи не должен быть выше дозволенного региональными актами. То есть семья должна считаться малоимущей. В каждом регионе свой прожиточный минимум. Сумма дохода всей семьи должна быть поделена на количество членов семьи, прописанной и проживающей в квартире. Доход на члена семьи не должен быть выше минимального прожиточного минимума.

    Например, отец семьи в Санкт-Петербурге получает 40 000 рублей, его жена не работает, мать получает пенсию 10 000 рублей, а еще у него трое детей. Суммарный доход — 50 000 рублей. Делим его на количество всех членов семьи — 6 человек. Получается, что на каждого члена семьи приходится 8 300 рублей. А это меньше прожиточного минимума: в 2017 году прожиточный минимум в Санкт-Петербурге по итогам II квартала составляет 10 758,7 рублей. Эту сумму пересматривают после каждого квартала.

    Очередь на социальный наем (читай: квартиру в собственность) ползет медленно: свою квартиру можно ждать десятилетиями. Вне очереди выдают квартиры сиротам, ветеранам, людям с хроническими заболеваниями и инвалидам. Чтобы получить квартиру быстрее, важно обновлять документы: приносить в администрацию свежие справки о доходах, если они уменьшаются. Еще в очереди двигают важные для государства события: рождение детей, инвалидность, болезнь, смерть родственников.

    Самая быстрая очередь — льготная. Следующая по скорости — на получение субсидии. Остальные движутся намного медленнее.

    В любой момент можно отказаться от очереди на социальную аренду и получить субсидию на покупку жилья.

    Распоряжение о постановке в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий

    Тамара Павловна — ветеран труда, блокадница. Она живет в Санкт-Петербурге в двухкомнатной квартире по договору социального найма, в которой кроме нее прописано еще трое: дочь и внук с внучкой. Квартира площадью 37,7 м², на каждого члена семьи приходится по 9,3 м². Это больше учетной нормы в Петербурге, а значит, новое жилье ей не положено.

    Чтобы получить новое жилье, Тамаре Павловне нужно сделать так, чтобы на каждого прописанного в квартире человека приходилось менее 9 м². Чтобы получить такой метраж, можно:

    1. сделать ремонт и выровнять стены в старой квартире — общая площадь квартиры немного уменьшится. После пригласить специалиста из БТИ , который заново обмерит квартиру;
    2. подождать, когда появится третий внук, и прописать его в квартире;
    3. прописать в квартире зятя, но сделать это иногда непросто: если метража не хватает, а у взрослого человека есть другая жилплощадь, то могут отказать в прописке.

    Если это случится, Тамара Павловна попадет в очередь на улучшение жилищных условий. А так как она ветеран и блокадница, то новую квартиру получит в первую очередь — за год или два. Ей выдадут новую однушку или квартиру-студию. А в ее старой квартире останется дочь с детьми.

    Форма № 7: справка о характеристике жилого помещения. Тут указаны все сведения, которые вы должны знать о своей квартире

    В двухкомнатной квартире, оформленной по договору социального найма, площадью 48 м² живут пятеро: Константин Сергеевич с мамой и его сестра с двумя детьми. У Константина Сергеевича тяжелая эпилепсия, а еще он передвигается на инвалидном кресле.

    Константин Сергеевич с мамой-опекуном могут получить новую квартиру, а его сестра с детьми останутся в старой.

    Чтобы получить жилье, нужно взять заключение в медицинском учреждении, где стоит на учете Константин Сергеевич. После этого можно получить еще одно заключение от органов опеки и попечительства.

    Но один Константин Сергеевич переехать не сможет. Вместе с ним должна съехать его мама, которая считается опекуном.

    Когда все справки будут готовы, в жилищном комитете города инвалида и опекуна поставят в очередь на новое жилье. Константин Сергеевич попадет в начало очереди и получит квартиру через несколько месяцев. Старая квартира останется его сестре. Скорее всего, он получит двушку площадью не менее 42 м², так как переезжают двое людей разного пола. В каждом регионе свои метражи. В Петербурге региональный стандарт составляет 36 м² для одиноких людей, а дальше число меняется.

    Ване 22 года, он живет в двухкомнатной квартире социального найма с бабушкой, мамой, братом. Площадь квартиры — 44 м². На каждого приходится по 11 м², это больше нормы. Мама Вани лишена родительских прав. По закону лишенная родительских прав мать не может жить со своим ребенком, но идти ей некуда. Поэтому Ваня имеет право на новую квартиру.

    В законодательстве сиротами считаются не только дети, у которых умерли мама и папа. Сироты — это также дети с живыми родителями, которых лишили родительских прав

    В законодательстве сиротами считаются не только дети, у которых умерли мама и папа. Сироты — это также дети с живыми родителями, которых лишили родительских прав.

    Распоряжение об опекунстве и удостоверение опекуна — самые важные документы для детей-сирот, если они находятся под опекунством

    Кате 18 лет. Она беременна и живет в однокомнатной квартире со своим опекуном, которая забрала ее из детского дома. Площадь однокомнатной квартиры — 26 м², в ней также прописан 30-летний сын опекуна.

    Ване и Кате нужно доказать, что они сироты. Ваня предоставит в жилищный комитет администрации города решение суда о лишении родительских прав его родителей и документы об опекунстве. Катя принесет свидетельство о смерти родителей, справку из детского дома и документы об опекунстве. После этого их поставят в очередь на новое жилье. Ваня и Катя — сироты, и, значит, новое жилье они получат быстро, за несколько месяцев.

    Государство выдаст им новое жилье по договору найма. Ваня и Катя должны будут жить в квартире сами, сдавать ее нельзя. Еще жильцы обязаны раз в год пускать специальную комиссию. Через пять лет жилье можно оформить по договору социального найма, а затем — приватизировать.

    Договор найма жилого помещения. Это самый настоящий договор, в котором прописаны все условия предоставления жилого помещения государством

    Программа расселения

    Кому. Расселение бывает двух типов — аварийного жилья и коммуналок. Коммуналки расселяют по желанию владельцев, если они предоставят документы и встанут в очередь. Но это регламентируют специальные жилищные программы региона. В вашем регионе могут быть немного иные требования к расселению коммунальной квартиры. Это необходимо учитывать.

    Аварийное жилье идет под снос по списку. Списки составляют чиновники. Если дом разваливается, а в списке его нет, то придется ждать дальше или пытаться встать в другую очередь.

    Когда. Очередь на расселение аварийного жилья — самая печальная. Некоторые ждут попадания в нее всю жизнь, пока дом разваливается на глазах. С коммуналками всё лучше: вы можете получить субсидию или переехать в новую квартиру. Но лучше вам договориться с соседями и подать документы вместе или договориться о выкупе их доли. Вы и ваши соседи получите субсидию. Очень часто в таком случае кто-то один выкупает оставшуюся часть квартиры, а бывшие соседи получают деньги от государства и ваши, чтобы купить себе новое жилье.

    Как. Для расселения аварийного жилья не нужно собирать документы: власти сами свяжутся и предложат новую квартиру. Для коммуналок нужно подавать документы в жилищный комитет города или заменяющий его орган.

    Расселение коммуналок

    Жильцы коммуналок имеют право на компенсацию либо ждут расселения.

    Компенсация — это выгодный вариант для жильцов коммуналок. Готовое жилье они получат в последнюю очередь, а на компенсацию можно взять ипотеку по льготным условиям.

    Компенсация выдается на количество членов семьи. К примеру, если семья состоит из одного человека, выплатят около 850 000 рублей; если из двух — чуть более миллиона. Такие нормы выплат установлены в Санкт-Петербурге. В регионах или в Москве цифры будут иными — из расчета кадастровой стоимости жилья.

    Эти деньги можно потратить на приобретение другого жилья с доплатой. Можно взять ипотечный кредит на покупку комнаты в той же коммунальной квартире.

    Если вы подадите документы на расселение вместе, вас расселят быстрее тех квартир, где встал на очередь только один жилец. Часто одна семья получает субсидию и выкупает с помощью кредита вторую часть квартиры, а другая семья получает деньги и от государства и от соседей и покупает новое жилье.

    Расселение аварийного жилья

    В каждом городе есть список аварийного жилья — государство обязано его расселить. Список обновляется ежегодно, занимается этим администрация.

    Если вы владели квартирой социального найма, вам предоставят жилье с учетом нормативов — минимум 42 м² на двоих, если вы в Петербурге; в регионах учетные нормы другие, но вас точно не обделят. А вот владельцам приватизированного жилья выдадут ровно столько же, сколько было в аварийном жилье, даже если там прописано 10 человек.

    Однако власти могут переселить не в отдельную квартиру, а в коммуналку. Обычно в коммуналки расселяют одиноких граждан. Можно отказаться от коммуналки и потребовать отдельное жилье, но если договориться с администрацией о другом варианте не получится, то переселят насильно. Зато потом можно встать в очередь на расселение коммуналки.