Наука муниципального права понятие и источники

Система и источники науки муниципального права

Муниципальное право как научная дисциплина имеет свою сис­тему, под которой понимается логически обоснованное распо­ложение в определенной последовательности теоретических положений, знаний, составляющих ее содержание.

Система научной дисциплины муниципального права имеет в своей основе структуру отрасли права, которую она изучает. Вмес­те с тем в ней выделяются разделы, которые отсутствуют в системе одноименной отрасли права.

1. Введение в муниципальное право. В этом разделе рассматри­ваются: понятие муниципального права как отрасли права и науч­ной дисциплины, предмет и источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины, а также вопросы истории муниципального права.

2. Местное самоуправление в системе народовластия. В этом разделе изучаются: понятие, система, принципы и функции мест­ного самоуправления, соотношение в системе местного самоуправ­ления прямой и представительной демократии, ассоциации и союзы муниципальных образований.

3. Основы местного самоуправления. Самостоятельное реше­ние населением вопросов местного значения (под свою ответст­венность) возможно при наличии определенных условий. Такими необходимыми условиями реализации местного самоуправления выступают основы деятельности местного самоуправления: пра­вовая, территориальная, организационная и финансово-экономи­ческая.

4. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. В ведении муниципальных образований находятся вопросы мест­ного значения. Кроме того, отдельными государственными полно­мочиями могут наделяться органы местного самоуправления. В данном разделе рассматриваются: понятие и правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления в различных сферах жизнедея­тельности населения.

5. Гарантии местного самоуправления. В этом разделе изуча­ются: понятие и система гарантий местного самоуправления; га­рантии, обеспечивающие организационную и финансово-экономи­ческую самостоятельность местного самоуправления; судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Органы и должност­ные лица местного самоуправления в соответствии с законодатель­ством несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лица­ми. В данном разделе анализируются: понятие и формы ответст­венности в системе местного самоуправления, а также обеспечение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Научное исследование муниципального права как отрасли права осуществляется на основе источников одноименной научной дисциплины.

К числу источников относятся прежде всего правовые акты, закрепляющие и регулирующие организацию и деятельность местного самоуправления. Особая роль в формировании теорети­ческой базы муниципального права принадлежит Конституции РФ, которая содержит положения, раскрывающие природу мест­ного самоуправления, сущность муниципальной деятельности, роль местного самоуправления в системе народовластия. Консти­туционные положения о местном самоуправлении, составляющие важнейшую часть содержания научной дисциплины муниципаль­ного права, получают свое развитие в федеральных законах, дру­гих нормативных правовых актах, устанавливающих муници-пально-правовые нормы. Они также являются источниками науч­ной дисциплины муниципального права.

Федеративное устройство нашего государства, национальные и местные традиции и обычаи обусловливают особенности организа­ции местного самоуправления в различных регионах страны. Поэ­тому для изучения тенденций развития муниципального права, своеобразия муниципально-правового регулирования важное значение имеют конституции республик в составе Российской Феде­рации, уставы других ее субъектов, законы и иные нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления, уставы му­ниципальных образований. Данные правовые акты также относят­ся к источникам научной дисциплины муниципального права.

Наряду с юридическими источниками теоретическую базу на­учной дисциплины муниципального права ее составляют научные труды ученых, в которых разрабатываются и исследуются пробле­мы муниципального права, история его развития. К числу теоре­тических источников муниципального права как научной дисцип­лины относятся прежде всего фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. Игнорирование в течение десятилетий отечественного опыта земского и городского самоуправления как неприемлемого для советского государственного строительства привело по суще­ству к забвению научных достижений в области местного самоуп­равления, принадлежащих ученым дореволюционной России. Многие дискуссионные сегодня проблемы (такие, как природа местного самоуправления, его соотношение с государственным уп­равлением и др.) были в свое время исследованы с использованием зарубежного и отечественного муниципального опыта в фундамен­тальных научных трудах В.П. Безобразова, А.И. Васильчикова, Б.Б. Веселовского, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова, Н.И. Лаза­ревского, В.Н. Лешкова, М.И. Свешникова и др.

Источниками научной дисциплины муниципального права яв­ляются работы, посвященные проблемам местного управления в советский период развития нашей государственности. Они пред­ставляют интерес для формирования муниципального права по крайней мере по двум основаниям: во-первых, с точки зрения опыта работы местных представительных и исполнительных орга­нов советской власти, который не потерял своего значения и сегод­ня, во-вторых, с точки зрения критического анализа развития местных органов власти в нашей стране.

В последние годы появились работы по вопросам местного само­управления, в которых обобщается практика муниципальной дея­тельности в нашей стране, разрабатываются актуальные проблемы организации и деятельности власти на местном уровне. Они имеют большое значение для формирования теоретической базы местного самоуправления и в силу этого также относятся к теоретическим источникам научной дисциплины муниципального права.

Наконец, еще одним источником муниципального права как научной дисциплины является практика муниципальной деятелькости в нашей стране. Разработка и исследование проблем муни­ципального права осуществляется на основе анализа практической деятельности органов местного самоуправления по решению во­просов, отнесенных к их ведению.

§ 3. Эволюция науки муниципального права, её место на современном этапе развития системы юридических наук.

Научная дисциплина муниципального права — новая отрасль научных знаний. Она находится в стадии становления, как и одно­именная отрасль права. Начавшийся в 1990—1991 гг. процесс ре­формирования власти на местах на основе принципов самоуправ­ления, принятие союзного, а затем российского законов о местном самоуправлении стали основой формирования и новой отрасли права, и научной дисциплины. Вместе с тем научная дисциплина муниципального права возникла не на «пустом» месте: она имеет глубокие корни. Проблемы организации и деятельности местного самоуправления исследовались и в дореволюционной России. Хотя в тот период не существовало специальной учебной дисцип­лины, однако имелась весьма обширная научная, общественно-по­литическая литература по вопросам земского и городского самоуп­равления, в частности, работы В.Н. Лешкова «Опыт теории земст­ва и его земских учреждений по положению 1864 года января пер­вого» (1885 г.) и «О праве самостоятельности как основе для само­управления» (1871 г.), А.И Васильчикова «О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общест­венных учреждений» (т. 1—3, 1869—1877 гг.); В.П. Безобразова «Земские учреждения и самоуправление» (1874 г.); Б.Б. Веселов­ского «История земства за 40 лет» (т. 1—4, 1909 г.), А.Д. Градов­ского, М.И. Свешникова, Н.И. Лазаревского и др.

Вопросы местного самоуправления в дореволюционной России изучались в рамках государственного и административного права. Так, учебник Н.М. Коркунова «Русское государственное право», выдержавший не одно издание, содержал раздел «Самоуправле­ние», который включал следующие главы: теория самоуправле­ния; местное самоуправление на Западе; земское самоуправление; городское самоуправление; местное самоуправление окраин.

В советский период правовые аспекты деятельности местных органов власти и управления также изучались науками государст­венного (конституционного) и административного права. Это было обусловлено тем, что организация и деятельность местных Советов и их исполнительных комитетов регулировались прежде всего нормами данных отраслей права.

Вместе с тем организация и деятельность Советов и их исполни­тельных органов являлась предметом науки советского строитель­ства, возникшей на стыке государственного (конституционного) и административного права и носящей в силу этого комплексный характер 1 . Возникновение и развитие науки советского строитель­ства во многом было обусловлено наличием единой системы пред­ставительных органов власти — Советов, построенных на общих принципах: единства Советов всех уровней как органов государст­венной власти; их верховенства и полновластия (которые носили, однако, формальный характер) в системе государственных орга­нов, иерархической соподчиненности местных органов, их подот­четности вышестоящим органам и др.

Большой вклад в разработку вопросов организации и деятель­ности местных органов советской власти внесли такие ученые, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Р.Ф. Васильев, Л.А. Григорян, А.И. Ким, Е.И. Коз­лова, А.И. Лукьянов, А.И. Лепешкин, В.А. Пертцик, А.Я. Слива, Н.Г. Старовойтов, Я.Н. Уманский, К.Ф. Шеремет и др. Конечно, накопленный за десятилетия опыт научных исследований органи­зации и деятельности местных органов власти, как и научный ин­струментарий, во многом устарел. Однако научная дисциплина муниципального права не должна его игнорировать как некогда опыт дореволюционной школы отечественного государствоведе-ния. Ведь историческая преемственность — один из существенных признаков развития науки.

Следует также учитывать, что в советской юридической лите­ратуре неоднократно предпринимались попытки использовать идею местного самоуправления применительно к местным Сове-. там. В ряде партийных документов (Программа РКП(б), принятая в 1919 г., Программа КПСС, принятая в 1961 г.) местное самоуп­равление связывалось с местными Советами. Гражданский кодекс 1922 г. в качестве разновидности государственной собственности называл «муниципализированную» собственность. Все это созда­вало основу для обращения к идее местного самоуправления, ее использования с учетом советской специфики организации местной власти. В 1928 г. была издана книга Л.А. Велихова «Основы городского хозяйства», в которой автор предпринял попытку «сжато изложить муниципальную науку в целом». В 1963 г. по­явилась работа В.А. Пертцика «Проблемы местного самоуправле­ния в СССР». Местное самоуправление трактовалось автором как часть государственного самоуправления. В 1965 г. увидела свет книга Л.А. Григоряна «Советы — органы власти и народного само­управления». Местные Советы в этот период рядом ученых рас­сматривались как органы, имеющие «двойственную» природу: ор­ганы государственной власти и органы общественного самоуправ­ления населения.

Однако надо иметь в виду, что советская система организации власти не знала противопоставления органов местного управления органам государственной власти, она была едина и монолитна. Все Советы, от Верховного Совета до сельского, являлись орга­нами государственной власти. Поэтому взгляды ученых, писав­ших о местных Советах как об органах местного самоуправле­ния, о муниципальном строительстве в нашей стране, расцени­вались в литературе как извращение природы Советов — полно­властных органов государственной власти на своей территории, которые противопоставлялись буржуазным муниципальным ор­ганам.

Формируемая сегодня научная дисциплина муниципального права — новая отрасль научных знаний, которая основывается на принципиально иных взглядах и идеях об организации власти на местах. Ее предметом является не единая система представитель­ных органов государственной власти (что было характерно для науки советского строительства), а организация и функционирова-: ние местного самоуправления, проблемы его правового регулиро­вания. При этом научная дисциплина муниципального права осно-

• вывается на конституционном положении о том, что органы мест­ного самоуправления не входят в систему органов государственной

Научная дисциплина муниципального права — составная часть российской юридической науки. Место научной дисциплины муниципального права в системе правовых наук прежде всего .обусловлено особенностями муниципального права как комплекс­ной отрасли права. Ее соотношение и взаимосвязь с правовыми науками определяются соотношением муниципального права с от­раслями российского права.

Государственное (конституционное) право закрепляет осново­полагающие начала организации и деятельности местного самоуп­равления, разграничивает компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления. Наука государ­ственного (конституционного) права использует многие категории и понятия (местное самоуправление, органы местного самоуправ­ления, компетенция органов местного самоуправления, общие принципы организации местного самоуправления и др.), которые входят в научный аппарат муниципального права как научной дисциплины.

Научная дисциплина муниципального права тесно взаимодей­ствует с науками административного, финансового, гражданско­го, земельного, экологического права. Данные отраслевые науки в рамках своих предметов исследуют многие вопросы, связанные с деятельностью муниципальных органов в разных сферах местной жизни. Научная дисциплина муниципального права взаимодейст­вует с ними, исследуя проблемы муниципальной службы, муници­пальной собственности, местных бюджетов, муниципальных зе­мель и др.

Таким образом, научная дисциплина муниципального права в силу комплексного характера предмета своего изучения интегри­рует теоретические знания ряда отраслевых юридических наук, касающиеся проблем деятельности органов местного самоуправ­ления, в целостную систему научных знаний о муниципальном праве. Формирование и развитие специальной правовой отрасли и научной дисциплины муниципального права — один из важ­нейших факторов, способствующих созданию и функционирова­нию в нашей стране эффективной системы местного самоуправ­ления.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 8 ; Нарушение авторских прав

Вопрос № 5. Наука муниципального права: понятие, источники, основные этапы развития.

Муниципальное право — не только отрасль россий­ского права, но также наука и учебная дисциплина.

Наука муниципального права— это совокупность теоре­тических представлений об общественных отношениях местного самоуправления.

Эта наука в России очень молода, однако, подобно отрасли права, весьма динамично развивается.

Наука не может существовать в отрыве от отрасли права и производна от нее, соответственно место науки муници­пального права в системе юридических наук во многом производно от значимости отрасли муниципального права в сис­теме отраслей российского права. Поэтому не удивительно, что основы науки муниципального права в России заложили ученые — конституционалисты.

За последние 10 лет вышло значительное число учебни­ков, учебных пособий, монографий, научных статей, посвя­щенных муниципальному праву. Во многом степень развития науки определяется и количеством диссертационных ис­следований в данной сфере, число которых постоянно росло в последние несколько лет.

Отличие науки муниципального права от отрасли вы­ражается в том, что правовая отрасль регулирует, а наука изучает соответствующие общественные отно­шения. Муниципальные отношения для отрасли права — предмет регулирования, а для науки — предмет познания.

Поскольку целью науки является познание, специфичны и методы науки, к которым относятся общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, функциональный, системный, метод моделирования и др.) и частные научные (сравнитель­но-правовой, конкретно-исторический и др.).

Не менее важное различие заключено в системе науки. В отличие от системы отрасли система науки муниципального права содержит такие разделы, как теория и история муни­ципального права, муниципальное право зарубежных стран, сравнительное муниципальное право.

К функциям науки муниципального права относятся прогностическая (наука позволяет прогнозировать с достаточ­но высокой степенью вероятности развитие муниципально-правовых отншений), идеологическая, воспитательная и др.

Источниками науки муниципального права являются научные статьи, монографии и т.п.

Муниципальное право как научная дисциплина является составной частью юридической науки. Муниципальное право — это новая отрасль научных; знаний, которая основывается на принципиально иных взглядах и идеях об организации власти на местах. Предметом изучения научной дисциплины муниципального права являются раскрытие сущности местного самоуправления, эволюция становления и развития местного самоуправления, организация и функционирование местного самоуправления как формы народовластия на современном этапе, проблемы правового регулирования местного самоуправления.

Научная дисциплина муниципального права — это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.

Теоретическую базу муниципального права составляют общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение, в частности, в Европейской

хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г.

Теоретическими источниками муниципального права как научной дисциплины являются также фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России.

Кроме научных трудов специалистов в области местного самоуправления, муниципального права, к источникам науки муниципального права относятся правовые акты, содержащие муниципально-правовые

нормы, и практика осуществления местного самоуправления в России и зарубежных странах как на современном этапе, так и в прошлом.

Место муниципального права в системе российского права

Муниципальное право — комплексная публичная от­расль права, что предполагает ее особое место в сис­теме отраслей российского права. Ни одна отрасль права не может существовать полностью автономно от дру­гих правовых отраслей, поскольку так или иначе одни и те же объекты становятся предметом правового регулирования различных отраслей с помощью их собственных методов ре­гулирования.

В наибольшей степени очевидна взаимосвязь между му­ниципальным и конституционным правом. Содержание норм муниципального права предопределяется конституци­онной системой, а местное самоуправление — одна из основных составляющих конституционного строя РФ. Связь между кон­ституционным и муниципальным правом проявляется двояко.

1. Как и другие отрасли права, муниципальное право стро­ится на основе норм конституционного права, развивает его положения в области местного самоуправления. Нормы кон­ституционного права являются для муниципального права исходными. Конституция РФ обладает верховенством и выс­шей юридической силой по отношению ко всем остальным нормативно-правовым актам, в том числе и муниципальным. Таким образом нормы муниципального права производны от норм конституционного права.

2. По предмету правового регулирования муниципальное право очень близко к конституционному, поскольку осуще­ствляет правовое регулирования народовластия. Системы конституционного и муниципального права имеют общее про­исхождение, строение и закономерности развития. Науки конституционного и муниципального права входят в одну научную специальность.

Муниципальное право связано и международным публичным правом: по вопросам местного самоуправ­ления принят целый ряд международных договоров, важнейшим из которых является Европейская Хартия мест­ного самоуправления. Роль этих договоров сводится к уста­новлению наиболее общих принципов, гарантий местного самоуправления. В каждом государстве местное самоуправ­ление имеет традиционные черты, поэтому не может быть абсолютно идентичным во всех странах. Как правило, между­народные договоры в области местного самоуправления при­нимаются в рамках какой-либо международной организации. Нормы международных договоров обладают высшей юри­дической силой по отношению к внутригосударственным нормативно-правовым актам, которые должны им соответ­ствовать. В случае если внутригосударственный норматив­но-правовой акт противоречит международному договору, применяются правила международного договора.

Муниципальное и гражданское право РФ взаимодей­ствуют в области правового регулирования муни­ципальной собственности, участия муниципального образования в гражданском обороте, товарообороте, прове­дении конкурсов на размещение муниципального заказа. При взаимодействии муниципального права с гражданским, фи­нансовым, земельным и некоторыми другими отраслями пра­ва нормы этих отраслей приобретают муниципально-правовые черты. При этом удельный вес этих «специальных» норм в муниципальном праве весьма значителен.

В дореволюционной России не произошло выделения муниципального права в самостоятельную отрасль права или научную дисциплину. Проблемы муниципальных отношений изучались в основном в рамках государственного или административного права.

В советское время местное самоуправление было фактически ликвидировано и заменено системой местных советов, которые являлись местными органами государственной власти. Однако не следует полностью отбрасывать изучение опыта функционирования этой системы, который получил отражение в юридической науке в период советского строительства. Среди видных теоретиков можно назвать таких ученых, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Ю.М. Козлов, Е.И. Козлова, А.Я. Слива, Ю.А. Тихомиров, К.Ф. Шеремет.

В настоящее время многие из них продолжают свои исследования в данной сфере и являются видными представителями в области муниципального права. В последние годы проблемы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации активно изучают также Н.С. Бондарь, И.В. Выдрин, А.И. Коваленко, М.А. Краснов, О.Е. Кутафин, И.И. Овчинников, Н.А. Писарев, Н.В. Постовой, В.И. Фадеев, Е.С. Шугрина, B.C. Четвериков и др.

Вопрос № 6. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России (1864 – 1918 гг.)

Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. земское самоуправление вводилось лишь в 34 из 69 губерний (не было введено в Царстве Польском, Литве, Белоруссии, Сибири и Юго-Западном крае — Киевской, Подольской и Волынской губерниях). Данное Положение предусматривало наличие как распорядительных, так и исполнительных органов. К первым из них относились уездные и губернские земские собрания, ко вторым — уездные и губернские земские управы. Уездные и губернские земские собрания состояли из гласных, избираемых сроком на 3 года. Для выборов в собрания учреждались три курии (землевладельческая, городская и сельских сообществ), и вся система выборов носила название куриальной. По существу, в куриальной системе был заложен сословный ценз.

В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. к ведению земств относилось: устройство и содержание местных путей сообщения, земская почта, земские школы, больницы, приюты и богадельни; развитие местной торговли и промышленности, народное продовольственное дело; ветеринарная служба и агрономическая служба, взаимное страхование; постройка церквей, тюрем и сумасшедших домов.

В отличие от земского самоуправления реформа городского самоуправления началась позднее, со вступлением в силу Городового положения 1870 г. При этом городское самоуправление создавалось во многом с учетом опыта деятельности земских учреждений. Отличительной особенностью городского самоуправления являлся его бессословный характер. Если при земских выборах предусматривался сословный ценз, то в городских выборах существовал имущественный ценз, поскольку разделить городское население по сословиям было практически невозможно. Правом избирать и быть избранными в городские думы были наделены владельцы недвижимости, купцы, обладатели торговых и промышленных заведений, лица, платившие городские сборы.

Земское самоуправление и городское самоуправление, конечно же, имели весьма значительные отличия, однако было и много сходного. Предметы ведения городского самоуправления были во многом сходны с предметами ведения земского самоуправления (за исключением почты, земледельческих дел и т.п.).

Последний этап местного самоуправления в дореволюционной России осуществлялся на основании Положения о земских учреждениях 1890 г. и Городского положения 1892 г. Реформа преследовала, в том числе и цель устранения тех недостатков, которые выявила практика земского и городского самоуправления. Основой для изменения Положений о земском и городском самоуправлении во многом стала государственная теория самоуправления, о которой говорилось выше. В результате в земстве было увеличено значение сословного начала. Органы самоуправления попали под контроль правительственных чиновников с точки зрения не только законности своей деятельности, но и целесообразности тех или иных действий по осуществлению своих функций.

Органами губернского земства являлись губернское земское собрание и губернская земская управа.

Земские учреждения уезда включали: земское собрание и земскую управу с учреждениями при ней. Земское собрание уезда состояло из земских гласных, а также членов по должности (председателя управления государственным имуществом, городского головы уездного города и др.).

Для осуществления своих функций земским органам было предоставлено право облагать население денежными сборами, а также вводить в некоторых случаях натуральные повинности (например, по содержанию дорог, по препровождению арестантов, по снабжению квартирами уездной полиции и др.). Земские сборы устанавливались с недвижимого имущества, с документов на право торговли, с проезжающих по земским дорожным сооружениям.

Согласно Положению о земских учреждениях (1890 г.) и Городовому положению (1892 г.) выборные лица, занимающие должности в коллегиальных органах земского и городского самоуправления, считались состоящими на государственной службе.

Органы городского самоуправления включали городскую Думу под председательством городского головы и городскую управу.

За земским и городским самоуправлением существовал весьма жесткий государственный правительственный надзор, который осуществлялся губернатором.

Вопрос № 7. Организация местной власти в Советский период (1918 – 1990 гг.)

С первых дней своего существования Советы депутатов стремились либо сменить органы местного самоуправления, либо поставить их под свой контроль. Постепенно Советы депутатов сменяли на местах органы земского и городского самоуправления. Конституция РСФСР 1918 г. установила принцип единства Советов как органов государственной власти с жесткой подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим.

В советское время одним из основных принципов организации и деятельности всех звеньев Советов являлся принцип демократического централизма. Этот принцип был положен в основу объединения всех Советов в одну систему. Принцип демократического централизма отражался и в конституциях советского периода, и в законах, регламентирующих организацию деятельности отдельных звеньев Советов. Это Закон о поселковых, сельских Советах народных депутатов РСФСР (1968 г.); Закон о городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР (1971 г.); Закон о краевом, областном Совете народных депутатов (1980 г.).

В целом местное самоуправление стало рассматриваться как институт, свойственный исключительно буржуазной демократии. Только в начале 60-х гг. XX в. постепенно вновь стали развиваться исследования о местном территориальном самоуправлении. Снова проблема правового статуса местных органов власти была поднята в период подготовки и обсуждения проекта Конституции СССР 1977 г. Итогом стало закрепление в Конституции положения о наличии в Советском Союзе системы местных органов государственной власти, в принципиальном плане не отличающегося от ранее действовавшего конституционного положения.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 186 ; Нарушение авторских прав

Наука муниципального права понятие и источники

Муниципальное право как научная дисциплина является составной ча­стью юридической науки.

Муниципальное право — это отрасль науч­ных знаний об организации власти на местах.

Предмет науки муниципального права

Предметом изучения научной дисциплины муниципального права являются раскрытие сущности мест­ного самоуправления, эволюция становления и развития местного само­управления, организация и функционирование местного самоуправления как формы народовластия на современном этапе, проблемы правового ре­гулирования местного самоуправления.

Научная дисциплина муниципального права — это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.

Теоретическую базу муниципального права составляют общепри­знанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение, в частности, в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октяб­ря 1985 г.
Теоретическими источниками муниципального права как научной дисциплины являются также фундаментальные различные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России (В.Н. Лешкова, князя А.И. Васильчикова, В.П. Безобразова, Б.Б. Веселовского, А.Д. Градовского, Н.И. Лазаревского и др.). Фунда­ментальными работами в области муниципального хозяйства являлись труды Л. А. Велихова «Опыт муниципальной программы» (1928) и «Ос­новы городского хозяйства» (1928).

Негативная оценка правового положения и роли местных Советов не означает, что накопленный опыт, практика их функционирования, наработанный научный потенциал, связанный с ее изучением и обобще­нием, должны быть безоговорочно отвергнуты. Исследования совет­ских специалистов (С.А. Авакьяна, Г.В. Барабашева, А.А. Безуглова, О.Е. Кутафина, В.М. Манохина, В.А. Пертцика, К.Ф. Шеремета и других ученых), задали направление научным изыска­ниям в сфере местного самоуправления, хотя, конечно, сам научный ин­струментарий этих исследований в значительной мере устарел.

Таким образом, научная дисциплина муниципального права, крити­чески оценивая накопленный опыт научных исследований местных ор­ганов власти, не отбрасывает его, как некогда был, по существу, отбро­шен опыт дореволюционной школы отечественного государствоведения. Ведь «наука как приведенное в систему достоверное, логически обоснованное знание имеет историческую преемственность одним из су­щественных признаков своего развития».

Кроме научных трудов специалистов в области местного самоуправ­ления, муниципального права, к источникам науки муниципального права относятся правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы, и практика осуществления местного самоуправления в России и зарубежных странах как на современном этапе, так и в прошлом.

Методы науки муниципального права

Наука муниципального права опирается на следующие методы:

1. общенаучные:

  • диалектико-материалистический;
  • системный;
  • социоло­гический;

2. специальные:

  • сравнительного правоведения;
  • нор­мативно-логический;
  • структурно-функциональный;
  • историко-юридический.

Общенаучные методы используются, например, при рассмотрении и анализе понятия местного самоуправления, его политико-правовой природы, раскрытии сущности местного самоуправления.

Анализ сис­темы местного самоуправления, раскрытие элементов и установление взаимосвязей проводятся с помощью специальных методов, в первую очередь метода сравнительного правоведения, нормативно-логическо­го. Взаимоотношения между органами местного самоуправления опре­деляются при помощи анализа правовых актов, закрепляющих их пра­вовой статус, практики функционирования. Анализ нормативно-пра­вовой базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований позволяет выявить некоторые тенденции, сделать обоб­щения; в основе этих исследований лежат методы перехода от частного к общему.

Термин «муниципальное право» используется и для обозначения учебной дисциплины, изучение которой предусматривается учебными планами в рамках специальности «Юриспруденция».

Источники науки муниципального права Российской Федерации.

Источниками научной дисциплины муниципального права являются теоретические труды российских и зарубежных ученых в сфере муниципального права, историко-правовые исследования и другие работы, в которых разрабатываются теоретико-методологические проблемы развития муниципального права, а также учебные, научно-методические и учебно-методические издания, способные оказать помощь в изучении муниципального права России. В первую очередь это научные работы ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. Немаловажное значение имеют работы по проблемам местного управления советского периода.

Источниками научной дисциплины муниципального права являются также правовые акты как источники отрасли муниципального права. Это Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты, нормы международного права.

Кроме того, к источникам научной дисциплины муниципального права относится и практический опыт деятельности местного самоуправления. На основе изучения и обобщения такого опыта вырабатываются научные рекомендации по повышению эффективности организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

§ 1. Понятие, предмет и источники муниципального права как науки

Значение местного самоуправления в современном общественно-политическом устройстве Российской Федерации, те надежды, которые связывают с ним, развитие демократии, укрепление государственности, совершенствование и повышение эффективности управления предопределяют необходимость всестороннего научного осмысления всего спектра вопросов, связанных с муниципальным правом, регулирующим эту сферу общественных отношений.

Предметом науки муниципального права является новая, находящаяся в стадии развития комплексная отрасль российского права — муниципальное право. Тесная связь муниципального права как отрасли права с одноименной научной дисциплиной естественна. Наука муниципального права является составной частью российского государствоведения, в центре ее внимания находятся проблемы, связанные со всесторонним изучением отрасли муниципального права, муниципально-правовых норм и институтов муниципального права как правовой отрасли. Комплексный характер муниципального права предопределяет ее связь с идеями и теориями соответствующих родственных отраслей права.

В центре внимания муниципально-правовых научных исследований находятся проблемы природы местного самоуправления как одной из форм публичной власти, его места в общей системе публичной власти. Наука муниципального права исследует принципы организации местного самоуправления, его правовую, экономическую, территориальные основы. Предметом науки муниципального права являются вопросы местного значения, полномочия органов местного самоуправления по их решению, принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления.

Если муниципальное право для современной России является новой отраслью права, то само по себе местное самоуправление как явление общественно-государственной жизни имеет многовековую историю. В мире есть богатый опыт реализации различных вариантов организации местного самоуправления и управления. Естественно, что самоуправленческие традиции в той или иной степени были и остаются предметом внимания российского и зарубежного государствоведения. Поэтому к предмету муниципального права как науки относятся и исторический аспект развития самоуправления в его сословном и земском вариантах, организация на местах публичной власти в советский период, так же как и ее эволюция в постсоветский период отечественной истории, когда, несмотря на краткость времени, местное самоуправление пережило и переживает различные процессы реформирования.

Отсюда очевидна еще одна задача науки муниципального права: беспристрастное теоретическое осмысление накопленного опыта, идей и концепций позволяет определить наиболее приемлемые и соответствующие традициям российской государственности пути развития местного самоуправления, дать ему объективные оценки, найти лучшее, выработать рекомендации, которые помогут избежать ошибок, отказаться от не оправдавших себя форм организации и деятельности местного самоуправления.

Местное самоуправление является предметом изучения многих отраслей науки: истории, философии, социологии, политологии, экономической науки и т.д. Такой многоаспектный подход требует в допустимой мере осмысления этого предмета как единого целого. В основе муниципально-правовой науки находится ее сложный социально-правовой характер. Основной объект исследования требует особого подхода в изучении, так как связан не только с общественными отношениями в сфере местного самоуправления, субъектами которых являются органы муниципальных образований и государства, но и широкий спектр отношений с участием муниципальных органов и многочисленных элементов гражданского общества. Значимым объектом науки муниципального права является местное самоуправление как важное связующее звено между государством и гражданским обществом.

В муниципально-правовой науке используется широкий спектр методов научного познания: исторический, статистический, социальный, сравнительный, системный и др.

Особое место в российской науке муниципального права имеет изучение зарубежного муниципального опыта. Надо признать, что исторический опыт развития местного самоуправления в нашей стране в определенной степени связан с заимствованием и переносом на российскую почву различных зарубежных муниципально-правовых институтов, что не всегда обеспечивало позитивное развитие. В современной России проблема целесообразности использования тех или иных зарубежных форм организации местного самоуправления также является весьма острой. Наука муниципального права призвана содействовать выбору наиболее удачных вариантов.

Одной из важнейших задач науки муниципального права является ее объединительная функция. Сущностное значение местного самоуправления не ограничивается вопросами организации территориального (местного) самоуправления. Его роль значительно шире. В Российской Федерации местное самоуправление является основой государственности, мощным элементом, укрепляющим и развивающим ее федеративную основу.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что наука муниципального права — это система научных знаний, идей, концепций, в основе которых находятся исторические, международные и современные отечественные представления о закономерностях становления и развития местного самоуправления, а также самого муниципального права.

Таким образом, предметом науки муниципального права России являются:

муниципальное право как комплексная отрасль права;

комплекс общественных отношений в сфере местного самоуправления (муниципально-правовых отношений);

организация непосредственного осуществления местного самоуправления населением и деятельности органов местного самоуправления;

государственная политика по обеспечению реализации гражданами (населением) права на местное самоуправление;

исторический аспект российского опыта местного самоуправления (и местного управления);

международный (зарубежный) опыт организации местного самоуправления.

В основу системы науки муниципального права положена структура муниципального права как отрасли права. Однако следует иметь в виду, что предмет науки значительно шире, нежели количество элементов, входящих в систему муниципального права как отрасли права. Система науки муниципального права своей целью предполагает такую очередность изучения проблем, которая основана на логически определенной последовательности обобщения и усвоения всего многообразия отдельных сторон местного самоуправления как единого целого. Если отрасль состоит из актов и норм, строго направленных на регулирование общественных отношений, а соответствующие концепции и подходы надо искать в содержании этих актов и норм, то наука муниципального права специально занимается анализом различных теорий, кроме того, дает характеристику актам и нормам, много внимания уделяет эффективности муниципальных конструкций и их правового оформления, реальной практике местного самоуправления и т.д.

Следовательно, система науки муниципального права должна обеспечивать реализацию основных функций, свойственных в целом правовой науке: 1) познавательной; 2) практической; 3) прогностической.

Источники муниципального права как научного направления представляют собой носители информации, которые могут быть разделены на группы.

Во-первых, это нормативно-правовые акты, являющиеся источниками муниципального права как отрасли права.

Во-вторых, это практика муниципальной деятельности, включающая в себя как правоприменение, так и сопутствующие явления. Практика является носителем важнейшей информации, обращение к ней предполагает охват всего диапазона проблем муниципального строительства, определение его особо значимых сторон.

В-третьих, наука муниципального права, как всякая наука, не может изучать свой предмет в отрыве от исторического развития. Глобальные преобразования, имевшие место в жизни нашего Отечества: сначала введение начал местного самоуправления, последующее отрицание опыта местного самоуправления в период предыдущих социально-экономических формаций, затем обращение вновь к институтам местного самоуправления, — ставят перед российской наукой муниципального права особо важную задачу поиска научной связи между различными историческими периодами. Для современных исследователей теоретической базы и правоприменительной практики в равной степени полезны и востребованы опыты организации земского местного самоуправления (на всех его этапах), реформ Временного правительства, организации власти на местах в советский период. Современная модель местного самоуправления во многом предопределена как реформенными преобразованиями Советов начала последнего десятилетия ХХ в., так и отдельными предшествующими этапами их развития, особенно в 1920-е гг. В то же время развитие местного самоуправления обусловливается особенностями политической и правовой культуры россиян, в основе которой лежат общинный идеал, преобладание коллективных форм собственности, сильная государственная идея.

В-четвертых, наука муниципального права обстоятельно изучает богатство научной мысли, теорий, концепций, относящихся как в целом к сущности, состоянию и развитию местного самоуправления, так и к конкретным муниципально-правовым институтам. Не следует забывать о том, что само появление местного самоуправления как способа организации публичного управления в значительной мере обязано в исторической ретроспективе именно научной мысли. Модели местного самоуправления, прежде чем стать содержанием нормативных актов, зачастую проходят научную апробацию и обычно лишь в этом случае дают последующий эффект. А поспешно включенные в законы новации далеко не всегда оправдывают себя в перспективе. Сказанное относится и к российской действительности. Участие крупных исследователей в формировании современной научной концепции местного самоуправления призвано способствовать его эффективному развитию. Соответственно многие глубокие исследования становятся своеобразным национальным богатством и источниками науки муниципального права России*(26).