Об обязании предоставить земельный участок многодетной семье

Прокуратура Московской области

Орехово-Зуевская городская прокуратура провела проверку соблюдения законодательства о бесплатном предоставлении многодетным семьям земельных участков.

Установлено, что в августе 2015 года местная жительница обратилась в администрацию городского округа Орехово-Зуево с заявлением о постановке ее многодетной семьи на учет с целью бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Согласно Закону Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» многодетным семьям предоставляются земельные участки, в том числе, если родители или одинокая мать (отец) зарегистрированы на территории Подмосковья не менее 5 лет.

Однако орган местного самоуправления отказал женщине, сославшись на то, что ее супруг зарегистрирован на территории Подмосковья лишь с июня 2011 года.

Прокурорская проверка показала, что решение администрации городского округа противоречило требованиям действующего законодательства, поскольку мужчина также имел регистрацию в городе Орехово-Зуево с ноября 2002 по апрель 2014 года.

По результатам проверки прокуратура внесла руководителю администрации представление, в удовлетворении которого было отказано.

В этой связи прокуратура обратилась в Орехово-Зуевский городской суд с иском об обязании администрацию поставить многодетную семью на учет с целью бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Рассмотрев материалы гражданского дела, суд удовлетворил заявление прокуратуры в полном объеме.

Фактическое исполнение решения суда находится в Орехово-Зуевской городской прокуратуре на контроле.

Ногинский городской суд Решение Гражданское дело 2-583/2017 (2-7120/2016;)

Именем Российской Федерации

02 февраля 2017 года г. Ногинск

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кириченко А.Ю.,

при секретаре Дерябиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соломатиной О. Н. , Соломатина С. С.ча , действующих также в интересах несовершеннолетних ФИО , ФИО и ФИО к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об установлении факта проживания на территории Московской области более пяти лет, о признании отказа в постановке многодетной семьи на учет с целью получения в собственность бесплатно земельного участка, об обязании поставить на учет многодетную семью в целях бесплатного предоставления земельного участка,

Истцы Соломатина О.Н. и Соломатин С.С. , действующие также в интересах несовершеннолетних ФИО , ФИО и ФИО обратились в суд с иском к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об установлении факта проживания на территории Московской области более пяти лет, о признании отказа в постановке многодетной семьи на учет с целью получения в собственность бесплатно земельного участка, об обязании поставить на учет многодетную семью в целях бесплатного предоставления земельного участка и просили суд:

-установить факт постоянного проживания Соломатина С. С.ча по месту жительства на территории Московской области по адресу: , более 5 лет;

-признать отказ Администрации Ногинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № Н в постановке на учет многодетной семьи Соломатиной О.Н. в целях предоставления в собственность земельного участка бесплатно, незаконным;

-обязать Администрацию Ногинского муниципального района поставить многодетную семью в составе: Соломатиной О. Н. , Соломатина С. С.ча и троих несовершеннолетних детей – ФИО , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО , ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО , ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет в целях бесплатного предоставления земельных участков на территории Московской области с даты обращения в Администрацию Ногинского муниципального района Московской области.

В обоснование заявленных требований, истцы ссылались на то, что Соломатина О.Н. является многодетной матерью, имеет удостоверение установленного образца, выданное ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Ногинского муниципального района Московской области. Семья Соломатиных является многодетной семьей и имеет право на получение бесплатного земельного участка, так как отвечает всем требованиям статьи 3 части 1 Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № , так как, каждый из них является гражданином Российской Федерации, они зарегистрированы и проживают на территории Московской области более 5 лет, не имеет земельных участков в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области; и не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области. ДД.ММ.ГГГГ Соломатина О.Н. обратилась в Администрацию Ногинского муниципального района Московской области с заявлением о постановке семьи на учет, в целях предоставления бесплатного земельного участка, для чего предоставила все необходимые документы. Из Администрации Ногинского муниципального района Московской области пришел ответ, содержащий отказ в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка. Администрация обосновала отказ тем, что Соломатин С. С.ч согласно паспортным данным зарегистрирован постоянно по месту жительства в , то есть на территории другой области. Истцы считают, что решение об отказе в постановке семьи на учет в целях предоставления бесплатного земельного участка является незаконным и существенно нарушает права семьи Соломатиных .

Истцы Соломатины О.Н. и С.С., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Ногинского муниципального района Московской области Болмосова А.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала в полном объеме, приведя доводы, аналогичные доводам письменных возражений.

Выслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По правилам ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В соответствии со статьей 267 ГПК РФ, в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

В соответствии со ст. 3 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области»,

1. Земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом.

2. Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

3. Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона:

1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;

3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;

4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;

5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;

6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.

4. В случае, если один из членов многодетной семьи, отвечающей условиям, установленным частью 3 настоящей статьи, имеет на праве аренды земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, право на бесплатное получение в долевую собственность в равных долях такого земельного участка имеют все члены многодетной семьи в случае, если размер земельного участка соответствует размерам, установленным статьей 4 настоящего Закона.

5. Земельные участки бесплатно предоставляются в собственность многодетным семьям однократно.

6. Земельные участки бесплатно предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях.

Согласно пункту 5 статьи 6 вышеуказанного Закона Основанием для отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом является несоответствие условиям, установленным в части 3 статьи 3 настоящего Закона, или предоставления недостоверных сведений.

В соответствии со ст.2 ФЗ РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Соломатиным С.С. и Жуковой О.Н. заключен брак, супругам присвоена фамилия « Соломатины » (л.д. 23).

От данного брака рождено трое детей: ФИО , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО и ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 20, 21, 22).

Соломатиной О.Н. выдано удостоверения многодетной матери № (л.д. 14).

Соломатин С.С. зарегистрирован по адресу: (л.д. 18-19).

В настоящее время Соломатин С.С. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ б/н, выданной ЛУ МВД РФ на станции Москва-Рязанская усматривается, что Соломатин С.С. , командир взвода ППСП ЛУ МВД России на станции Москва-Рязанская, проходит службу в ОВД с ДД.ММ.ГГГГ , а также, что согласно «Схеме оповещения личного состава ЛУ МВД России на станции Москва-Рязанская» с октября 2007 года по фераль 2014 года проживал по адресу: , с апреля 2014 года по настоящее время проживает по адресу: (л.д. 37).

Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что Соломатин С.С. проживает на территории с октября 2007 года по настоящее время, то есть более пяти лет.

Что касается требований истцов о признании незаконным отказа Администрации Ногинского муниципального района Московской области в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка бесплатно и об обязании Администрации Ногинского муниципального района Московской области поставить семью Соломатиных на такой учет, суд приходит к следующему.

В силу ч. 5 ст. 6 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ (ред. от 14.11.2013) «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», основанием для отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом является несоответствие условиям, установленным в части 3 статьи 3 настоящего Закона, или предоставления недостоверных сведений.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ (ред. от 14.11.2013) «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона:

родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет.

Таким образом, поскольку на момент обращения – на ДД.ММ.ГГГГ , семьи Соломатиных с заявлением о постановке на учет многодетной семьи отсутствовало условие, изложенное в п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N 73/2011-ОЗ (факт проживания на территории Московской области не менее 5 лет), а установлено только в настоящем судебном заседании, суд приходит к выводу об отказе в требованиях о признании незаконным отказа Администрации Ногинского муниципального района Московской области в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка бесплатно и об обязании Администрации Ногинского муниципального района Московской области поставить семью Соломатиных на такой учет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Исковые требования Соломатиной О. Н. , Соломатина С. С.ча , действующих также в интересах несовершеннолетних ФИО , ФИО и ФИО к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об установлении факта проживания на территории Московской области более пяти лет, о признании отказа в постановке многодетной семьи на учет с целью получения в собственность бесплатно земельного участка, об обязании поставить на учет многодетную семью в целях бесплатного предоставления земельного участка, удовлетворить частично.

Установить факт проживания Соломатина С. С.ча на территории Московской области с октября года по ДД.ММ.ГГГГ , т.е. не менее пяти лет.

В удовлетворении исковых требований о признании отказа в постановке многодетной семьи на учет с целью получения в собственность бесплатно земельного участка, об обязании поставить на учет многодетную семью в целях бесплатного предоставления земельного участка, отказать.

Решение является одним из оснований, для постановки многодетной семьи Соломатиной О. Н. и Соломатина С. С.ча на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Ногинский городской суд.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ .

При необходимости можно задать вопрос об Ногинский городской суд Решение Гражданское дело 2-583/2017 (2-7120/2016;)

Дело № 33-2514/2014

судья Свиридова Ж.А.

03 сентября 2014 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Октябрьского административного округа гор. Мурманска в защиту интересов Родзинец А. Г., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ш.К.С., С.Р.Л. и К.В.С., к администрации гор. Мурманска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по предоставлению земельного участка и обязании предоставить многодетной семье земельный участок,

по апелляционному представлению прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска Круглина А.В. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 29 мая 2014 года, по которому постановлено:

«Исковые требования Прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска в защиту интересов Родзинец А. Г., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ш.К.С., С.Р.Л. и К.В.С., к Администрации г.Мурманска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по предоставлению земельного участка для индивидуального строительства бесплатно в собственность многодетной семье и обязании предоставить многодетной семье земельный участок, — оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Федоровой И.А., объяснения помощника прокурора Октябрьского административного округа гор. Мурманска Ивановой Н.А., истца Родзинец А.Н., поддержавших доводы апелляционного представления, возражения представителя ответчика администрации гор. Мурманска Овдиенко Е.Г. и представителя третьего лица Комитета градостроительства и территориального развития администрации гор. Мурманска Арсентьевой С.Ю., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

Прокурор Октябрьского административного округа гор. Мурманска обратился в суд с иском в защиту интересов Родзинец А.Г., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ш.К.С., С.Р.Л. и К.В.С., к администрации г.Мурманска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по предоставлению земельного участка и возложении обязанности предоставить многодетной семье земельный участок.

В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению Родзинец А.Г., являющейся многодетной матерью, о нарушении ее права на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Проверкой установлено, что _ _ Родзинец А.Г. обратилась в Министерство труда и социального развития Мурманской области с заявлением о постановке на учет и предоставлении в собственность бесплатно земельного участка многодетной семье, членом которой она является.

Распоряжением Министерства труда и социального развития Мурманской области №* от _ _ многодетная семья Родзинец А.Г. в составе 5 человек поставлена на учет для бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального строительства на территории муниципального образования г.Мурманск, находящегося в собственности Мурманской области или государственная собственность на который не разграничена.

В соответствии с порядком очередности семье Родзинец А.Г. принять участие в распределении земельных участков не предлагалось. Иных мер по обеспечению земельным участком многодетной семье со стороны администрации г.Мурманска не предпринималось.

С учетом уточненных требований просил суд признать незаконным бездействие администрации г.Мурманска, выразившееся в непринятии мер, направленных на предоставление земельного участка для индивидуального строительства бесплатно в собственность многодетной семье в составе 4 человек Родзинец А.Г., Ш.К.С., С.Р.Л., К.В.С. B.C.; обязать администрацию г.Мурманска предоставить многодетной семье в составе 4 человек — Родзинец А.Г., Ш.К.С., С.Р.Л., К.В.С. B.C. земельный участок в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца — прокурор Хармич Е.В. поддержала уточненные исковые требования.

Истец Родзинец А.Г. в судебном заседании просила удовлетворить требования прокурора.

Представитель ответчика — администрации г.Мурманска Овдиенко Е.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица — Комитета имущественных отношений администрации г.Мурманска Болдырева М.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.

Представители третьего лица — Комитета градостроительства и территориального развития администрации г.Мурманска Зюзина Ю.В. и Шек М.Ю. в судебном заседании полагали заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Комитета имущественных отношений администрации гор. Мурманска, извещенного о дне слушания дела.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска Круглин А.В., ссылаясь на неправильное толкование закона, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

Полагает, что поскольку закон не ставит право на предоставление бесплатно земельного участка в собственность для индивидуального строительства в зависимость от наличия или отсутствия сформированных земельных участков, а лишь устанавливает порядок их предоставления, то непредставление многодетной семье Родзинец А.Г. земельного участка для индивидуального жилищного строительства, создает угрозу нарушения ее прав, предусмотренных Земельным кодексом РФ и Законом Мурманской области № 462-01-ЗМО от 31.12.2003 «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области», что недопустимо.

Выражает несогласие с выводом суда о наличии граждан, имеющих трех и более детей, ставших на учет для приобретения в собственность бесплатно земельных участков ранее Родзинец А.Г., либо стоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не реализовавших право на получение земельного участка, и отсутствие установленного законом срока, в течение которого должно быть реализовано право на приобретение земельного участка в собственность.

Указывает, что право Родзинец А.Г., имеющей троих детей, на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства не реализовано по вине ответчика, которым нарушен порядок предоставления земельного участка, предусмотренный законом.

Поскольку на учете в администрации г. Мурманска в целях предоставления бесплатных земельных участков состоит 983 семьи, сформирован 101 земельный участок, а фактически в 2013 году предоставлено 18 земельных участков, считает, что принимаемые администрацией г. Мурманска меры, направленные на реализацию прав многодетных семей на предоставление земельных участков, являются недостаточными и несоразмерными.

В возражениях на апелляционное представление председатель Комитета градостроительства и территориального развития администрации г.Мурманска Пионковская С.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление — без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица – Комитета имущественных отношений администрации гор. Мурманска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела.

Исходя из положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражения на апелляционное представление, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства оценил представленные сторонами доказательства и применил надлежащие нормы материального права.

Согласно части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом Российской Федерации от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена абзацем в пункте 2, согласно которому граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15.1 Закона Мурманской области от 31 декабря 2003 года № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» (в редакции от 10 ноября 2011 года, действующей с 01 января 2012 года) многодетные семьи, проживающие на территории Мурманской области имеют право приобрести бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в случае предоставления данных земельных участков для осуществления дачного строительства (с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений) и индивидуального жилищного строительства.

В целях применения настоящего Закона под многодетной семьей понимается семья граждан Российской Федерации, к членам которой относятся зарегистрированные в браке родители или одинокие мать, отец, проживающие на территории Мурманской области, трое и более их несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, пасынков и падчериц. К членам многодетной семьи также относятся дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям определяется в соответствии с приложением к настоящему Закону (далее – Порядок).

Раздел 1 «Общие положения» Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям предусматривает, что в целях реализации прав многодетных семей, установленных статьей 15.1 настоящего Закона, исполнительные органы государственной власти Мурманской области и органы местного самоуправления:

осуществляют учет многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков в их собственность;

осуществляют формирование (образование) земельных участков;

принимают решение о предоставлении земельных участков.

В силу пунктов 2.2 и 2.3 Порядка учет многодетных семей в целях предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют местные администрации муниципальных образований.

Учет многодетных семей в целях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют местные администрации муниципальных районов и городских округов.

Пунктами 3.3 и 3.4 определены полномочия по формированию земельных участков: формирование (образование) земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется местными администрациями муниципальных образований; формирование (образование) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется местными администрациями муниципальных районов и городских округов.

Согласно пунктам 4.2 и 4.3 Порядка решение о предоставлении многодетной семье в собственность бесплатно земельного участка или об отказе в его предоставлении принимается исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным Правительством Мурманской области, или местной администрацией муниципального образования.

Решение о предоставлении многодетной семье в собственность бесплатно земельного участка принимается в месячный срок со дня постановки земельных участков, сформированных (образованных) в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка, на государственный кадастровый учет.

В соответствии с пунктом 4.4 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям многодетной семье отказывается в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в случае утраты многодетной семьей права на бесплатное предоставление в собственность земельных участков.

Согласно пункту 4.6 Порядка предоставление земельных участков осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Мурманской области и (или) жилищных фондов муниципальных образований Мурманской области; во вторую очередь земельные участки предоставляются иным многодетным семьям.

Предоставление земельных участков в собственность бесплатно многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Мурманск осуществляется в соответствии с разделом XIII Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Мурманск, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск (далее — Порядок), утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 27.12.2012 № 57-768.

В соответствии с пунктом 13.3 Порядка комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска обеспечивает:

разработку и утверждение документации по планировке территории;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

выполнение в отношении вновь сформированных (образованных) земельных участков работ, необходимых для осуществления кадастрового учета таких земельных участков;

передачу сведений в структурное подразделение администрации города Мурманска, уполномоченное в сфере предоставления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, о количестве формируемых земельных участков для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям в течение пяти рабочих дней с даты заключения договора (контракта) на выполнение кадастровых работ с указанием срока выполнения работ по договору (контракту) для направления запроса в уполномоченный орган городского или сельского поселения, городского округа, расположенного на территории Мурманской области, принявшего решение о постановке многодетной семьи на учет, об актуализации сведений о наличии у многодетной семьи права на получение земельного участка;

подготовку проекта постановления администрации города Мурманска об утверждении перечня земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Мурманск, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск, сформированных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям;

размещение утвержденного Перечня на официальном сайте администрации города Мурманска в сети Интернет;

передачу в структурное подразделение администрации города Мурманска, уполномоченное в сфере управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Мурманск и в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью города Мурманска, кадастровых паспортов земельных участков, указанных в Перечне, сведений о технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Распределение земельных участков из Перечня между многодетными семьями осуществляется путем проведения жеребьевки в соответствии с установленной очередностью. Жеребьевку проводит комитет имущественных отношений города Мурманска (пункт 13.5 Порядка).

В соответствии с постановлением администрации города Мурманска от 13.02.2013 № 288, уполномоченным органом по учету многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков определен Комитет по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска; формированию (образованию) земельных участков в целях бесплатного предоставления их в собственность многодетным семьям определен Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска; бесплатному предоставлению земельных участков в собственность многодетным семьям определен Комитет имущественных отношений города Мурманска.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Родзинец А.Г. имеет троих несовершеннолетних детей: Ш.К.С., _ _ года рождения, С.Р.Л., _ _ года рождения и К.В.С. B.C., _ _ года рождения. Истец Родзинец А.Г. совместно с несовершеннолетними С.Р.Л. и Ш.К.С. зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире по адресу: . Несовершеннолетний сын истца К.В.С. зарегистрирован по месту жительства отца по адресу: .

Семья Родзинец А.Г. является многодетной.

До 01 января 2013 года Правительство Мурманской области было наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске — административном центре Мурманской области на основании Закона Мурманской области от 10.07.2007 № 864-01-ЗМО.

_ _ Министерством труда и социального развития Мурманской области издано распоряжение №*, согласно которому многодетная семья Родзинец А.Г. по её обращению поставлена на учёт для предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории муниципального образования город Мурманск.

В связи с вступлением в силу Закона МО от 04 декабря 2012 года № 1543-01-ЗМО с 01 января 2013 года администрации гор. Мурманска переданы полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

По состоянию на _ _ очередность многодетной семьи Родзинец А.Г. определена номером * в соответствии с датой подачи заявления. По состоянию на _ _ очередь Родзинец А.Г. определена номером *.

Разрешая настоящий спор, суд верно исходил из того, что бесплатное предоставление земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Мурманск осуществляется в соответствии с разделом XIII Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Мурманск, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 27 декабря 2012 года № 57-768.

Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд правильно указал, что доказательств того, что семья Родзинец А.Г. до настоящего времени не получила земельный участок в силу нарушения данного порядка, представлено не было, напротив, установлено, что все действия по предоставлению земельных участков выполняются уполномоченными Комитетами в соответствии с названным порядком.

Так, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что распределение земельных участков между многодетными семьями осуществляется путем проведения жеребьевки в соответствии с имеющейся очередностью. Жеребьевку проводит Комитет имущественных отношений города Мурманска.

По состоянию на _ _ перечень сформированных и прошедших кадастровый учет участков включал 101 земельный участок: 4 земельных участка по улице . (оставшихся нераспределенными областью), 8 земельных участков в районе улицы . 89 земельных участков в районе улицы .

Очередная жеребьевочная комиссия проведена _ _ , по ее итогам по состоянию на _ _ нераспределенными осталось 18 земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям. При этом лица, которые отказались от земельных участков, выпавших им по результатам жеребьевки, не подлежат перемещению в конец очереди, а сохраняют свое место в ней в соответствии с датой постановки на учет, что также не позволяет осуществлять перемещение иных очередников, вставших на учет позже.

Исходя из представленных суду доказательств и пояснений представителя Комитета градостроительства и территориального развития администрацией города Мурманска, в 4 квартале 2014 года планируется поставить на кадастровый учет еще 113 земельных участков, срок их предоставления – 1 квартал 2015 года.

Кроме того, _ _ заключен муниципальный контракт № *, в рамках которого разрабатывается еще один проект планировки и проект межевания территории для последующего предоставления земельных участков многодетным семьям – в районе горы . Площадь проектирования — * га, что позволит сформировать ориентировочно 130 земельных участков.

Установив, что семья Родзинец А.Г., учитывая номер ее постановки на учет и количество участков, не могла быть приглашена до настоящего времени на жеребьевку, поскольку ее очередь еще не наступила, данных о том, что многодетная семья состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Мурманской области и (или) жилищных фондов муниципальных образований Мурманской области не имеется; непредставление до настоящего времени многодетной семье Родзинец А.Г. земельного участка для индивидуального жилищного строительства не создает угрозу нарушения ее прав, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и Законом Мурманской области от 31 декабря 2003 года № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области», суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Реализация права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно должна осуществляться в определенном порядке, между тем требования прокурора фактически заключаются в необходимости предоставления Родзинец А.Г. земельного участка в нарушение такого порядка, что является недопустимым, поскольку истец не может быть поставлена в более выгодное положение по отношению к иным гражданам, имеющим право на первоочередное приобретение указанных земельных участков.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.

Доводы апелляционного представления о том, что в 2016 году несовершеннолетний К.В.С. достигнет возраста 18 лет, в связи с чем семья Родзинец А.Г. утратит право на получение земельного участка, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку на основаны предположении и не подтверждены какими-либо доказательствами. Согласно пункту 4.6 Приложения к Закону Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО в случае своевременной постановки на учет многодетные семьи сохраняют право на соответствующую очередь до достижения детьми возраста 23 лет.

Утверждение прокурора о том, что ответчиком нарушается порядок предоставления земельного участка, предусмотренный законом, а также о том, что принимаемые администрацией города Мурманска меры, направленные на реализацию прав многодетных семей на предоставление земельных участков, являются недостаточными и несоразмерными, не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Таким образом, доводы представления по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали вывода суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

Выводы суда мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 29 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска Круглина А.В. – без удовлетворения.