Официальные источники опубликования уголовного закона

Законодательство Российской Федерации

База данных «Законодательство Российской Федерации» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Органы официального опубликования Российской Федерации

Согласно Закону России «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Согласно Указу Президента России «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.

Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации.

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года — еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

В соответствии с Законом России «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, прямых количественных ограничений, участия (членства) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его организаций и служащих, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия этих решений.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях (Закон Росси «О Конституционном Суде Российской Федерации» ).

Согласно Закону России «О международных договорах Российской Федерации» вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также в Бюллетене международных договоров.

Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Газета зарегистрирована в Государственном комитете Российской Федерации по печати 10 декабря 1997 года.

Учредители: Совет Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Регистрационный №016893.

«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

«Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти разделов:

  1. в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
  2. во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;
  3. в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
  4. в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
  5. в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части — иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Публикуемые в «Собрании законодательства Российской Федерации» акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме. Журнал издается еженедельно.

«Российская газета» — издание нового российского государства, учреждена Правительством Российской Федерации, первый номер газеты вышел 11 ноября 1990 года.

«Российская газета» является официальным изданием — после публикации в газете вступают в силу государственные документы. При этом «Российская газета» — издание для читателя, в ней есть все: от новостей, репортажей и интервью государственных деятелей до компетентных комментариев к документам. Тираж газеты — более 400 тысяч экземпляров.

«Российская газета» имеет 32 корреспондентских пункта, она печатается в 44 городах страны, выпуски газеты сопровождаются региональными вкладками, а также тематическими приложениями. «Библиотечка РГ» издает серии книг с государственными документами и комментариями к ним.

Газета зарегистрирована 1 ноября 1990 года и затем перерегистрирована 28 сентября 1993 года в Министерстве печати и информации Российской Федерации под номером 302.

Города, в которых печатается «Российская газета»:

Абакан, Архангельск, Барнаул, Бишкек, Благовещенск, Владивосток, Владимир, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калининград, Кемерово, Киров, Краснодар, Красноярск, Махачкала, Минеральные Воды, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Сургут, Тверь, Томск, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль.

Региональные представительства «РГ» работают в городах России и СНГ:

Архангельск, Барнаул, Бишкек, Благовещенск, Брянск, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калининград, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Ставрополь, Ташкент, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Южно-Сахалинск, Ярославль, а также работает одно зарубежное представительство (Пекин, КНР).

Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации cоздает и поддерживает эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти Российской Федерации, а также издает и распространяет официальные издания «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» в машиночитаемом виде.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» является официальным изданием. В нем в полном объеме публикуются принятые федеральными органами исполнительной власти нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации Электронная версия зарегистрирована в Комитете Российской Федерации по печати, №015540 от 3 декабря 1996 года.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ
«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

С изменениями и дополнениями от:

22 октября 1999 г., 21 октября 2011 г., 25 декабря 2012 г., 1 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 25 мая 1994 года

Одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

На территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ».

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ, акты палат Федерального Собрания — не позднее 10 дней после дня их принятия. Ратифицированные международные договоры публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Определен порядок опубликования актов в «Собрание законодательства РФ».

Признаны утратившими силу Законы РСФСР от 13 июля 1990 года и от 27 декабря 1990 года, ранее регулировавшие вопросы опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 15 июня 1994 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июня 1994 г., N 8, ст. 801

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 октября 2011 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие уголовного закона во времени

Действие уголовного закона во времени

Вполне очевидно, что применению подлежит только тот уголовный закон, который вступил в силу и не утратил ее на момент совершения преступления. Между тем, в результате совершенствования уголовного законодательства могут возникать ситуации, когда с момента совершения преступления и до момента расследования или рассмотрения уголовного дела в суде уголовный закон изменится. Возникает проблема выбора подлежащих применению уголовно-правовых норм, что предполагает рассмотрение следующих вопросов:

  • вступление уголовного закона в силу;
  • утрата им своей юридической силы;
  • время совершения преступления;
  • обратная сила уголовного закона.

Время вступления уголовного закона в силу регулируется ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». По общему правилу уголовный закон вступает в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, если самим законом или актом палат не установлен другой порядок вступления его в силу. Согласно названному Федеральному закону (ст. 4) официальным опубликованием уголовного закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентском вестнике», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Таким образом, ординарный (обычный) порядок вступления уголовного закона в силу состоит в том, что новый уголовный закон обретает ее по истечении 10 дней (правильнее — суток) после дня его официального опубликования, т.е. фактически после ноля часов на одиннадцатые сутки. Экстраординарный порядок предполагает сокращение (менее 10 дней) или увеличение названного срока. Например, УК был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., опубликован в «Российской газете» в июне 1996 г., а вступил в силу 1 января 1997 г.

Вступивший в силу уголовный закон действует до его отмены или замены новым законом, в результате чего он считается утратившим юридическую силу и не может применяться.

Отмена уголовного закона означает прямое указание законодателя на то, что конкретный закон (полностью или в конкретной части) утрачивает силу. Способами отмены уголовного закона могут быть:

  • издание закона, устраняющего юридическую силу предшествующего закона;
  • издание перечня законов, признанных утратившими силу в связи с принятием нового уголовного закона;
  • указание на отмену в законе, который заменяет предыдущий;
  • указание на отмену в законе, устанавливающем порядок введения в действие вновь принятого уголовного закона (как правило, характерно для введения нового УК);
  • решение Конституционного Суда РФ, признавшего норму уголовного закона не соответствующей Конституции РФ, положениям или принципам международного права.

Замена уголовного закона означает, что па смену прежнему закону приходит новый закон, однако официально об утрате ранее действовавшего закона нигде не сказано.

Согласно ч. 1 ст. 9 У К «преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния». Как правило, установление времени совершения преступления не вызывает затруднений, поскольку момент совершения деяния и момент наступления производных от него вредных последствий практически совпадают и охватываются одним и тем же уголовным законом. То же самое относится к преступлениям, которые выражаются исключительно в действиях (бездействии): установление времени их совершения практически ничем не осложнено.

Однако трудности возникают, если речь идет о преступлениях, растянутых во времени, или если момент наступления преступных последствий существенно отдален от момента совершения общественно опасного деяния. Для таких случаев в ч. 2 ст. 9 УК установлено, что «временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий». То есть если по своей конструкции преступление является оконченным лишь при наступлении указанных в статье Особенной части УК вредных последствий (например, убийство — при наступлении смерти потерпевшего), временем его совершения будет именно тот момент, когда виновное лицо совершило преступное действие или бездействовало.

Длящееся преступление (например, незаконное хранение наркотических средств, уклонение от уплаты налогов, дезертирство) признается оконченным уже тогда, когда лицо только начало нарушение уголовно-правового запрета. Если же ранее начатое длящееся преступление продолжалось и после вступления в силу нового уголовного закона, то оно оценивается по его нормам.

Продолжаемое преступление, складывающееся из нескольких тождественных действий, охватываемых единым умыслом (например, хищение чужого имущества путем растраты в несколько приемов), признается оконченным после совершения последнего из них. Именно этот момент и признается временем совершения такого преступления.

Время совершения преступления, в котором участвуют несколько лиц (соучастников), должно устанавливаться отдельно для каждого из них, независимо от времени совершения преступления исполнителем. Поэтому их действия охватываются тем законом, который имел силу во время совершения каждым соучастником его общественно опасных действий (бездействия).

Временем совершения неоконченного преступления следует считать время фактического совершения приготовительных действий или покушения на преступление (например, время приобретения лицом орудия убийства, момент попытки сбыта фальшивых денег).

Новый уголовный закон призван урегулировать вопросы уголовной ответственности за те общественно опасные деяния, которые были совершены после его всту пления в силу. Однако довольно часто в связи с отменой прежнего уголовного закона возникает вопрос об обратной силе уголовного закона. Согласно ч. 1 ст. 10 УК уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, по имеющих судимость.

Следовательно, положение об обратной силе нового уголовного закона применимо только если он является более мягким по сравнению с прежним. Более мягким является уголовный закон, который:

  • во-первых, устраняет преступность деяния, т.е. объявляет о его исключении из УК (декриминализация);
  • во-вторых, смягчает наказание за конкретное преступление, т.е. предусматривает снижение максимальных и (или) минимальных размеров основного и (или) дополнительного наказаний, исключает обязательное дополнительное наказание, вводит менее строгое альтернативное наказание;
  • в-третьих, иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление до его вступления в силу, например, путем изменения правил назначения наказания, порядка назначения вида исправительного учреждения или условно-досрочного освобождения.

Адресатами нового, более мягкого уголовного закона выступают следующие категории лиц, совершивших преступления до вступления закона в силу:

  • лица, которые не были осуждены;
  • осужденные и отбывающие наказание;
  • лица, отбывшие наказание, но имеющие судимость.

Если новый уголовный закон смягчает наказание за преступление, а осужденный не отбыл его полностью, то наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом (ч. 2 ст. 10 УК). При этом имеются в виду как верхний, так и нижний пределы наказания, однако если размер отбываемого лицом наказания укладывается в рамки, установленные новым уголовным законом, то смягчения наказания не производится.

В соответствии с принципом гуманизма и законодательной традицией в ст. 10 УК указано, что уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной сшил не имеет.

Правило об обратной силе распространяется на нормы уголовного закона с бланкетной диспозицией (бланкетными признаками) в случае изменения бланкетного нормативного материала, вследствие которого сужаются пределы уголовно-правовой репрессии (например, более узко трактуется предмет конкретного преступления или место совершения преступления).

Статья 4. Действие закона об уголовной ответственности во времени

1. Закон об уголовной ответственности вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но

не ранее дня его опубликования.

2. Преступность и наказуемость деяния определяются законом об уголовной ответственности, действовавшим во время совершения этого деяния.

1. Согласно ст. 94 Конституции Украины 1996 г. и части

1 статьи 4, закон вступает в силу через десять дней со дня

его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не раннее дня его опубликования. Днем вступления закона в силу является день, следующий после истечения последних суток установленного срока. Отчет же срока начинается со дня, следующего

за опубликованием закона.

2. Официальными источниками, в которых публикуются законы, являются -Ведомости Верховной Рады Украины-, газета -Голос Украины-. Срок опубликования не позднее семи дней с момента принятия законов Верховной Радой Украины.

В отдельных случаях закон может быть опубликован в

иных средствах печати, обнародован по телевидению, радио,

передан по телеграфу, разослан соответствующим государственным Органам И пКттторфиэттт.т

1. Территориальный принцип действия закона об

уголовной ответственности, исходя из ч.1 ст. 6 УК, заключается в том, что все лица, совершившие преступления на

территории Украины, подлежат уголовной ответственности по УК Украины.

Понятие -все лица- включает в себя граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства. В этот

перечень не входят иностранные граждане, пользующиеся

правом личной неприкосновенности и дипломатического

2. Понятие -территория Украины- определяется нормами конституционного, административного и международного права и находит свое закрепление в законодательных и иных нормативных актах. В частности, в Законе

Украины -О государственной границе- от 4 ноября 1991 г.,

государственная граница определяется как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории Украины, — суши, вод, недр,

3. Понятием -территория Украины- охватывается:

а) суша, море, реки, озера и иные водоемы, недра земли в

пределах границ Украины, а также воздушное пространство над сухопутной и водной территориями, в том числе

над территориальными водами (территориальным морем);

б) военные корабли, приписанные к портам на территории Украины, находящиеся под флагом Украины в открытом море, в территориальных водах или портах других государств; в) невоенные корабли, приписанные к портам на территории Украины, находящиеся под флагом

Украины в открытом море; г) военные воздушные суда

Украины, приписанные к аэропортам на территории Украины, которые под опознавательным знаком Украины

находится в открытом воздушном пространстве, в воздушном пространстве или на аэродроме другого государства; д) невоенные воздушные суда Украины, приписанные к аэропортам на территории Украины и находящиеся

за ее пределами в открытом воздушном пространстве

под опознавательным знаком Украины.

4. Преступление (в форме приготовления, покушения, исполнения, подстрекательства, пособничества) признается совершенным на территории Украины в случаях: 1) когда

оно было начато на территории Украины; 2) когда оно

было продолжено на территории Украины; 3) когда оно

было закончено на территории Украины; 4) когда преступление пресечено на территории Украины

Преступление также признается совершенным на территории Украины в случаях, когда его исполнитель или

хотя бы один из соучастников действовал на территории

5. Нормы международного права, а частности Венская

конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля

1961 г. и Венская конвенция о консульских сношениях

от 24 апреля 1963 г., а также принятого на основе этих

конвенций Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств

в Украине от 10 июня 1993 г., наделяют личной неприкосновенностью и исключают из-под уголовной юрисдикции

Украины дипломатических представителей иностранных

государств и определенный круг иностранных граждан либо частично ограничивают консульских должностных лиц

и консульских служащих.

Данные лица за совершенное преступление на территории Украины подлежат юрисдикции только аккредитующего государства, поэтому вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

ст. 32 Конвенции о дипломатических представительствах.

Консульские должностные лица консульских учреждений

имеют ограниченный иммунитет от уголовной юрисдикции Украины. В отношении этих лиц уголовная юрисдикция не распространяется только на действия, которые

касаются их официальной служебной деятельности. Эти

лица могут быть задержаны или арестованы в случае преследования либо исполнения приговора (постановления)

суда, вступившего в законную силу, если они действовали

не как официальные лица.

7. Дипломатический агент и консульские должностные лица пользуется также иммунитетом от гражданской

и административной юрисдикции, кроме случаев, предусмотренных ст. 31 и ст. 43 Венских конвенций.

На общих основаниях уголовной юрисдикции Украины эти лица подлежат только в случае реальной утраты

Момент приобретения и окончания дипломатического

иммунитета регламентируется ст.ст. 5, 6, 9, 13, 43, 44, 45

8. Полным дипломатическим иммунитетом обладают

дипломатические агенты: глава дипломатического представительства — посол, посланник, поверенный в делах;

члены дипломатического персонала дипломатического

представительства, имеющие дипломатический ранг, — советники, торговые представители, военные атташе, первые,

вторые и третьи секретари, заместители торговых представителей, помощники атташе; члены семей всех указанных лиц, если они не являются гражданами Украины.

9. Дипломатический курьер является неприкосновенным и не подлежит украинской уголовной юрисдикции

только при выполнении своих обязанностей, а временный

дипломатический курьер — только во время доставки почты по назначению.

10. Ограниченным дипломатическим иммунитетом, согласно ст. 38 Венской конвенции о дипломатических сношениях, обладают дипломатические агенты, являющиеся

гражданами Украины или постоянно проживающие на ее

территории. Это означает, что они пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции Украины и личной неприкосновенностью только в отношении официальных действий, совершенных ими при выполнении своих функций.

11. Члены административно-технического персонала

дипломатического представительства, а также члены их

семей, если все они не являются гражданами Украины

либо не проживают в ней постоянно, пользуются правом

личной неприкосновенности и иммунитетом от уголовной юрисдикции Украины. Члены обслуживающего персонала, не являющиеся гражданами Украины либо не

проживающие в ней постоянно, пользуются иммунитетом

от уголовной юрисдикции Украины лишь в отношении

деяний, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей.

12. Выясняя вопросы об объеме дипломатического иммунитета консульских должностных лиц и консульских

служащих, а также сослуживцев административно-технического персонала и обслуживающего персонала дипломатического представительства, а также членов их семей,

необходимо, кроме указанных Конвенций и Положения,

обращаться еще к конкретному соглашению между Ук24

раиной и соответствующим иностранным государством

об учреждении дипломатического или консульского представительства. На основании этого соглашения вышеперечисленным лицам может быть предоставлен больший

объем иммунитета от юрисдикции Украины.

13. Личная неприкосновенность и иммунитет от уголовной юрисдикции Украины предоставляется и представителям иностранных государств, членам парламентских

делегаций, а также на основе взаимности — членам иностранных делегаций, приезжающим или проезжающим через территорию Украины транзитом для участия в международных переговорах, международных конференциях и совещаниях либо с другими официальными поручениями.

Вышесказанное касается и членов их семей, если они

не являются гражданами Украины.

14. Генеральный Секретарь ООН, его помощники и другие должностные лица ООН, а также члены их семей обладают личной неприкосновенностью и иммунитетом от

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ: ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ

Кузякин Денис Александрович — соискатель ИЗиСП.

Вопрос о действии во времени законов и других нормативных правовых актов представляет важную проблему теории права, от решения которой зависят особенности практического применения нормативного акта.
Действие нормативного акта определяется периодом времени от момента вступления в силу нормативного правового акта и установленных им норм до момента утраты им силы.
Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами: 1) моментом принятия акта; 2) моментом, который указан в самом акте либо специальном акте о введении в действие данного акта; 3) моментом официального опубликования акта; 4) истечением определенного срока после момента официального опубликования акта. Со вступлением в силу нормативный правовой акт приобретает правовую действенность.
Законы, как и любые другие нормативные акты, имеют начальный и конечный моменты своего действия. Крайне важно точно знать момент, когда закон начинает применяться, и момент, когда применение закона невозможно.
Основным параметром, обусловливающим начало действия закона, является его опубликование. Статья 15 Конституции РФ устанавливает обязательное официальное опубликование законов. Согласно Конституции РФ законы и другие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Очевидно, что данная норма может быть реализована при условии утверждения официальных источников опубликования для каждого вида нормативных правовых актов.
Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (далее — Федеральный закон «О порядке опубликования») является основным документом, устанавливающим порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов. В статье 1 этого Федерального закона подчеркивается, что на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Кроме того, рассматриваемый Закон устанавливает семидневный срок после дня их подписания Президентом РФ, в течение которого федеральные законы подлежат официальному опубликованию. Трудно не согласиться с М.С. Студеникиной, которая пишет: «Значимость этой нормы несомненна. Она направлена на то, чтобы избежать неоправданных задержек с опубликованием (а значит и со вступлением в силу) федеральных законов. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, структуры, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировать тем самым его реализацию» . К сожалению, установленная норма не подкреплена никакой ответственностью за ее несоблюдение. Кроме того, сложно найти основание, которое могло бы запретить заинтересованным структурам задерживать срок официального опубликования закона.
———————————
См.: СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.
Студеникина М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. 2000. N 7. С. 12.
В соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования» федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Таков общий действующий порядок, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст. 4 Федерального закона «О порядке опубликования» официальным опубликованием указанных актов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральным законом «О порядке опубликования», однако, предусматривается только общий порядок вступления в силу федеральных законов либо этот порядок устанавливается непосредственно в самом федеральном законе. Вместе с тем существует ряд законодательных актов, устанавливающих порядок вступления в силу документов конкретной отрасли права. Так, в ст. 5 НК РФ установлен порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах: «Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренны
х настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования» . Акты таможенного законодательства согласно п. 3 ст. 4 ТК РФ вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования .
———————————
СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
См.: СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.
В настоящее время Федеральным законом «О порядке опубликования» устанавливается, что федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ. Но было время, когда дата вступления в силу закона зависела от даты получения текста закона, опубликованного в официальном источнике опубликования, различными органами на местах. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 6 февраля 1925 г. «О времени вступления в силу законов и распоряжений Правительства Союза ССР, а равно распоряжений ведомств Союза ССР» устанавливалось, что опубликованные в Собрании Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, в «Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК» и в газете «Экономическая жизнь» законы вступают в силу: в столичных городах союзных республик и их уездах — со дня получения соответствующего номера одного из вышеуказанных изданий центральными исполнительными комитетами союзных республик, в губернских городах и их уездах — со дня получения такого номера губернскими исполнительными комитетами и в прочих городах и уездах — со дня получения номера уездными исполнительными комитетами .
———————————
См.: СЗ СССР. 1925. N 8. Ст. 75.
Аналогичная ситуация со вступлением в силу законодательных актов, связанная со временем фактического распространения их текстов в той или иной местности, существовала в России и ранее. В частности, профессор Г.Ф. Шершеневич писал: «Определить начальный момент действия закона можно двояко. Можно положить в основу тот принцип, что обязательность юридической нормы зависит от возможности для граждан ознакомиться с ее содержанием. А так как номер издания, в котором закон напечатан, распространяется по стране постепенно, то и закон должен получать применение по мере получения номера в той или иной местности. Такова система постепенного вступления закона в действие на пространстве территории государства по мере фактического или предполагаемого распространения номера издания, в котором он опубликован. Этой системы придерживается сейчас Франция. Согласно Декрету 5 ноября 1870 года новый закон приводится в действие в каждом округе (arrondissement) через день после получения номера Journal officiel, содержащего его, в главном городе округа. Следовательно, в Париже, где издается официальный орган печати, закон, помещенный в номере от 5 марта, вступит в силу 7 марта, в провинции же применительно к современным почтовым сообщениям, он получит применение 7, 8 или 9, смотря по расстоянию от Парижа. При всем желании поставить обязательность закона в связь с возможностью ознакомления, система эта все-таки не может обойтись без фикции: она принимает во внимание только тот день, когда закон мог сделаться известным, а не тот, когда он действительно стал известным. Если произошло крушение почтового поезда, то это еще не отсрочивает действие закона для той местности, которая, благодаря несчастной случайности, лишена была фактически возможности ознакомиться вовремя с содержанием закона. Такое постепенное вступление закона в действие, по концентрическим кругам, создает особые неудобства с того времени, как делается возможным вступать в сделки при помощи телеграфа или телефона, на больших расстояниях, находящихся в один и тот же момент под действием разных законов. Поэтому все преимущества лежат на стороне системы одновременного вступления закона в действие на всем пространстве территории государства. При этой системе закон после обнародования остается некоторое время в бездействии, а затем сразу, в один момент, охватывает все части государства» .
———————————
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1 — 2. М.: Издание Бр. Башмаковых,
1910. С. 397 — 398.
Однако наличие нормы об одновременном вступлении в силу законов на территории РФ не решает всех проблем, связанных с определением момента, когда именно вступил в силу конкретный закон.
Одной из основных проблем является определение источника первого официального опубликования федеральных законов. Исходя из смысла ст. 4 Федерального закона «О порядке опубликования» первая публикация полного текста закона в любом из источников — «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» является официальной. Однако на практике встречаются прямо противоположные точки зрения по данному вопросу. Многие правоведы считают, что датой официальной публикации не может являться дата публикации в «Собрании законодательства РФ». В качестве основного аргумента приводится Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» . В соответствии с данным Постановлением день, которым датирован выпуск «Собрания законодательства Российской Федерации», содержащий текст рассматриваемого федерального закона, не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.
———————————
См.: СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5202.
Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее — ИЗиСП) по этому поводу было высказано следующее мнение: «Позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в его Постановлении от 24 октября 1996 года, представляется вполне обоснованной, поскольку при совпадающих датах подписания в печать издания и его выпуска, действительно, получение информации об опубликованном в нем акте адресатами представляется нереальным. В то же время Конституционный Суд данную позицию не утвердил в качестве общего правила. Он лишь констатировал, что выбор точки отсчета при определении даты вступления в силу Федерального закона (имеется в виду Федеральный закон от 7 марта 1996 г. N 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах». — Примеч. авт.) был избран неверно» .
———————————
Тихомиров Ю.А., Пиголкин А.С. Заключение об особенностях вступления в силу нормативных актов // Законодательство (спецвыпуск). 2004. С. 33.
В Определении Конституционного Суда от 10 апреля 2002 г. N 83-О в качестве даты опубликования Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» Конституционный Суд РФ приводит уже дату, указанную в «Собрании законодательства Российской Федерации»: «Статьей 78 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год», вступившего в силу 30 марта 1998 года (со дня официального опубликования)» . Текст этого Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 марта, 1 и 2 апреля 1998 г., в «Собрании законодательства Российской Федерации» — от 30 марта 1998 г. (N 13. Ст. 1464). В настоящее время дата «Собрания законодательства Российской Федерации», которая указывается на его обложке, всегда совпадает с датой подписания в печать, кроме того, всегда проходит какое-то время, прежде чем издание будет получено адресатами. Поэтому вполне обоснованной выглядит позиция правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ по поводу вышеназванного Определения Конституционного Суда: «Если Конституционный Суд не отступил по каким-то причинам от своего разъяснения 1996 года, то, вероятно, была допущена ошибка. Даже если «Собрание законодательства Российской Федерации» поступило в продажу либо 31 марта, либо 1 или 2 апреля 1998 г., т.е. раньше, чем закончил публиковаться в «Российской газете» Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1998 год», все равно дата 30 марта не должна была быть признана днем официального опубликования данного Федерального закона» .
———————————
ВКС РФ. 2002. N 6.
Ласточкина М.Н., Тихомирнова Н.Ю. Официальное опубликование нормативных актов и вступление их в силу // Законодательство (спецвыпуск). 2004. С. 13.
С.В. Разгулин в своей книге «О развитии российского налогового законодательства в современных условиях» приводит еще один пример, связанный с проблемой определения срока вступления в силу нормативного акта: «В случае, когда вследствие официального опубликования нормативного правового акта в различных выпусках официал
ьного источника опубликования, например, в московском и региональном выпусках «Российской газеты», не соблюдается требование об одновременном обеспечении всех заинтересованных лиц информацией о содержании нормативного правового акта, то срок вступления в силу такого нормативного правового акта должен определяться исходя из даты его последнего официального опубликования» . Таким образом, если закон опубликован и в «Собрании законодательства Российской Федерации», и в «Российской газете», остается неясным, какую из дат нужно считать первой датой официального опубликования. При существующих формулировках норм Федерального закона «О порядке опубликования», определяющих порядок вступления в силу нормативных правовых актов, первоисточник выделить очень сложно.
———————————
Разгулин С.В. О развитии российского налогового законодательства в современных условиях.
Изданием Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год», который был опубликован в нескольких номерах «Российской газеты», ставится также вопрос, касающийся опубликования нормативного акта частями. Согласно упомянутой