Орган судебной власти рб

Государственное устройство Беларуси

Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Действует Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.

Беларусь — президентская республика

Глава государства — Президент Республики Беларусь. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Одной из основных функций, возложенных на Президента, является сохранение экономической и политической стабильности в стране.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного и равного избирательного права.

Законодательная власть

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент — Национальное собрание Республики Беларусь.

Срок полномочий составляет 4 года.

В составе Палаты представителей 110 депутатов, которые избираются по избирательным округам и представляют интересы граждан.

Совет Республики — палата территориального представительства. В него от каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов базового уровня соответствующих административно-территориальных единиц избираются по 8 членов — всего 56 представителей. Столько же членов Совета Республики назначает Президент страны.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство — Совет Министров, который является центральным органом государственного управления.

Во главе Правительства стоит Премьер-министр.

В своей деятельности правительство подотчетно Президенту страны и ответственно перед парламентом. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Судебная власть

Судебная власть в республике принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Она состоит из Конституционного Суда и системы судов общей юрисдикции.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд Республики Беларусь.

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам.

«О становлении и развитии судебной власти независимой Беларуси» (Калинкович В.Л.)

При определении направлений дальнейшего совершенствования деятельности и развития единой системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь необходимо учитывать исторический опыт становления институтов судебной власти в период, начало которому было положено обретением нашей страной государственного суверенитета.

Существовавшая в начале 1990-х годов судебная система БССР была продуктом советской школы судоустройства и судопроизводства, советской системы права, «встроенной» в механизм административно-командной системы управления государством.

С обретением государственного суверенитета в Республике Беларусь был взят курс на построение демократического правового государства. При этом неизбежной стала необходимость выбора путей формирования институтов судебной власти, которая является общепризнанным и неотъемлемым элементом правового государства. Осуществляя правосудие независимо и беспристрастно, суды призваны обеспечивать реализацию предоставленных законом возможностей гражданам и юридическим лицам для защиты в суде своих прав и законных интересов. Выбор национальной модели правосудия должен учитывать особенности административно-территориального устройства страны, сложившиеся правовые и национальные традиции, обеспечивать максимальную приближенность судебных учреждений к населению, включая вопросы транспортной доступности.

В наследство от СССР нам досталась трехзвенная система общих судов, соответствующая административно-территориальному делению страны, во главе с Верховным Судом, сложившаяся к началу 60-х годов прошлого века и не подвергавшаяся серьезным реформам вплоть до распада СССР. Понятия е-«хозяйственное правосудие» законодательство советского периода не знало. Прообразом нынешних экономических судов считаются коммерческие суды, учрежденные в Российской империи в 1832 году и просуществовавшие до 1917 года. С развитием в послеоктябрьский период экономических отношений этот институт был возрожден и к 1931 году приобрел форму государственного арбитража (а впоследствии и ведомственных арбитражей). Хозяйственные суды как специализированная ветвь судебной власти были созданы в 1991 году.

Первым программным документом, определяющим пути развития судебной системы нашей страны, стала Концепция судебно-правовой реформы, утвержденная Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 23 апреля 1992 года (далее – Концепция). Ею было задано в целом верное стратегическое направление по формированию в Республике Беларусь независимых и мощных институтов судебной власти как неотъемлемой части правового государства.

Концепция предусматривала создание системы гарантий независимости судей при осуществлении правосудия; освобождение суда от ряда несвойственных функций в процессуальной деятельности с одновременным развитием состязательных начал во всех видах процесса; кардинальное реформирование системы судоустройства и судопроизводства на основе конституционных принципов территориальности и специализации построения судебной системы. Создателями Концепции ставилась задача максимально приблизить ситуацию в сфере правосудия в Республике Беларусь к общемировым стандартам. Значительный отпечаток на многие положения Концепции наложили процессы, происходившие на раннем этапе обретения Республикой Беларусь государственного суверенитета, сопровождавшиеся сменой политических приоритетов и курсом на коренное переустройство государственного аппарата, оставшегося в наследство от советского периода.

Рассматривая Концепцию как комплексный программный документ, нельзя не отметить, что далеко не все ее положения в последующем реализовывались и реализуются в первозданном виде. Это обусловлено реальными темпами общего социально-экономического развития страны; вызовами, которые ставят на повестку дня современные реалии; результатами постоянного системного анализа и прогноза как позитивных, так и негативных последствий предполагаемых и проводимых реформ.

В частности, пришлось отказаться от предусмотренного Концепцией перехода к четырехзвенному построению системы общих судов за счет возврата к мировым судам; создания межрегиональных судебных округов; введения суда присяжных.

Анализ реальных возможностей развития судебной системы, негативный прогноз предполагаемых последствий решительной ломки исторически сложившейся системы судоустройства побудили к поиску более прагматичных и взвешенных подходов к реформированию судебной системы.

Так, принятый в январе 1995 года Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» был еще в значительной степени ориентирован на Концепцию. Однако уже в 1996 году в новой редакции Конституции Республики Беларусь, принятой на общереспубликанском референдуме, были принципиально изменены подходы к построению судебной системы, обеспечено ее единство. В состав органов судебной власти был включен Конституционный Суд, скорректированы его полномочия, уточнены компетенция и подходы к построению системы хозяйственных судов.

Данный период характеризовался значительным расширением судебной юрисдикции и, соответственно, возрастанием объемов правосудия: как вследствие развития гражданского оборота, так и ввиду ежегодного роста преступности. Остро стояла проблема материально-технического обеспечения судов; реального и своевременного исполнения выносимых судебных решений, особенно в части имущественных взысканий. В системе имела место высокая текучесть кадров. Складывавшаяся ситуация объективно требовала комплексного рассмотрения и поиска путей решения накопившихся проблем.

Поэтому Президентом страны было поддержано предложение председателей Верховного, Высшего Хозяйственного и Конституционного судов о созыве 5 декабря 1997 г. первого съезда судей Республики Беларусь.

В результате серьезного и откровенного обсуждения на съезде Главой государства были поддержаны предложенные судейским сообществом основные направления дальнейшего развития институтов судебной власти.

Так, была признана необходимость реформы законодательства о судоустройстве; необходимость пересмотра ряда положений Концепции судебно-правовой реформы с учетом общих направлений государственного строительства и социально-экономического положения. Одной из первостепенных задач было определено ускорение принятия современных кодифицированных законодательных актов по вопросам права и судебного процесса. Был разработан комплекс мер, направленных на укрепление кадрового потенциала судов, повышение привлекательности профессии судьи, в том числе за счет улучшения условий для осуществления правосудия, обеспечения гарантий правовой и социальной защищенности судей.

Съездом был единогласно принят Кодекс чести судьи – свод правовых, моральных и этических правил и требований к образу жизни судьи, его поведению как в судебном заседании, так и в повседневной жизни, обязательных для каждого судьи независимо от занимаемой должности.

Съезд также обратил внимание на необходимость серьезного улучшения деятельности судов по осуществлению правосудия, строгого и неукоснительного соблюдения норм процессуального законодательства, включая правовую регламентацию сроков рассмотрения дел и исполнения судебных постановлений.

Реализация решений первого съезда судей стимулировала динамичное развитие национальной законодательной базы, способствовала формированию правильных и единообразных подходов к ее применению в судебной практике.

Была увеличена численность судейского корпуса. Приняты меры по укреплению материально-технической базы судов, правовых и социальных гарантий судебной работы.

В этот период началось формирование концептуальных подходов к современному пониманию проблемы укрепления доверия к институтам правосудия, обеспечения его доступности, профессионализма, способности оперативно и качественно разрешать судебные дела любой сложности.

Достаточно вспомнить, что одно из основных и опорных и сегодня постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов» было принято 23 декабря 1999 г. Оно включило в себя целый ряд важных правовых позиций, определяющих культуру судебной деятельности как своеобразный «сплав» надлежащей организации работы суда, высоких нравственных и деловых качеств судебных работников, строгого соблюдения принципа независимости судей при осуществлении правосудия и иных гарантий, предусмотренных законодательством для надлежащей защиты прав и законных интересов сторон и иных участников процесса, строгого соблюдения всех форм и обрядов проведения судебных заседаний; высокой культуры и качества процессуальных документов; объективного и эффективного пересмотра незаконных судебных решений вышестоящими судами. Жизнь показала, что основные направления совершенствования работы судов были определены тогда верно и не утратили своей актуальности до настоящего времени.

В то же время кардинальной ломки исторически сложившейся системы судоустройства, его модели, построенной на принципе территориальности, не потребовалось. Во главу угла здесь была поставлена возможность если не шаговой доступности, то максимально легко реализуемой гражданами возможности личного участия в судебном заседании по своему делу.

Дальнейшее развитие получил институт единоличного рассмотрения уголовных и гражданских дел профессиональными судьями. Это было обусловлено не только, а точнее, даже не столько соображениями экономического характера. Развитие гражданского оборота, появление целого ряда новых категорий экономических, жилищных, трудовых споров, новых категорий уголовных дел и дел об административных правонарушениях объективно привело к положению, при котором для правильного разрешения все большего числа дел требовались глубокое знание действующего законодательства и умение ориентироваться в значительном объеме нормативных правовых актов как основа для формирования внутреннего убеждения судьи.

Формирование обширной национальной нормативной базы заставило также серьезно заняться специализацией судей не только в судах областного звена, где традиционно существовали судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, но и в крупных районных судах, в хозяйственном правосудии. Учитывая активное развитие отношений, связанных с объектами интеллектуальной собственности, важность обеспечения надлежащей судебной защиты прав и интересов в этой сфере, в 2000 году была образована патентная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь (ныне – судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности).
Серьезное обновление претерпело процессуальное законодательство.

Так, вступивший в силу с 1 июля 1999 г. Гражданский процессуальный кодекс закрепил более совершенную, современную и доступную процедуру для обращения в суд граждан и юридических лиц за защитой своих прав. Концептуально изменилась правовая идеология гражданского процесса за счет более четкой и всеобъемлющей реализации основных принципов – состязательности сторон и диспозитивности.

Характерными чертами Уголовно-процессуального кодекса (далее – УПК), введенного в действие с 1 января 2001 г., стали серьезная демократизация уголовного процесса, законодательное разграничение процессуальных функций обвинения, защиты и осуществления правосудия. Получил четкое законодательное определение правовой статус каждого участника уголовного процесса; законодательно усилены гарантии защиты прав как подозреваемого и обвиняемого, так и лица, пострадавшего от преступления. Повышена эффективность судебного производства по уголовным делам за счет введения средств разумной процессуальной экономии по делам об очевидных преступлениях, не относящихся к категории тяжких и особо тяжких. Был значительно расширен круг преступлений, уголовное преследование по которым должно осуществляться в порядке частного и частно-публичного обвинения.

В системе хозяйственных судов была создана Служба судебных исполнителей, что позволило улучшить результативность и своевременность исполнения решений хозяйственных судов.

Таким образом, в последовавший за первым съездом судей 5-летний период были заложены основы, необходимые для перехода деятельности судебной системы на качественно новый уровень.

Следует отметить, что развитие современных информационных технологий в совокупности с возрастающим общественным интересом к деятельности институтов правосудия заставило этот переход форсировать, что потребовало предельной консолидации усилий и согласованной позиции всего судейского сообщества.

Это стало одной из основных тем для обсуждения на состоявшемся 21 февраля 2002 г. втором съезде судей Республики Беларусь.

На съезде отмечалось, что судебная власть как самостоятельная ветвь государственной власти Республики Беларусь состоялась. Был принят курс на дальнейшее укрепление судебной системы, способной обеспечивать эффективную защиту прав и свобод граждан, конструктивное взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти. В качестве стратегических направлений деятельности съездом обозначены улучшение досудебной подготовки дел, повышение их качества рассмотрения в судах, достижение высокой культуры проведения судебных процессов. Особое внимание съездом было обращено на недопущение случаев формально-бюрократического подхода к рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц, необходимость значительного сокращения сроков рассмотрения дел в судах, обеспечения безусловного исполнения судебных решений. Признана необходимость дальнейшего развития и углубления специализации судей по рассмотрению наиболее сложных и значимых категорий дел как в общих, так и в хозяйственных судах.

В плане дальнейшего законодательного обеспечения судебной деятельности съезд признал необходимым:

Последовавший за вторым съездом судей десятилетний период в плане дальнейшего становления отечественной судебной системы оказался достаточно сложным.

Активное развитие экономических, иных общественных отношений, постепенно, но неуклонно возрастающий уровень правовой грамотности и правосознания населения побуждали проводить эволюционные преобразования в сфере судебной власти в достаточно сжатые сроки.

Общественный интерес к сфере правосудия перестал ограничиваться лишь результатами рассмотрения наиболее резонансных дел. Все чаще и участники процесса, и представители СМИ, и просто граждане стали обращать внимание на то, в каких условиях осуществляется правосудие; как организован судебный процесс; насколько вынесенное решение, его существо и сделанные выводы понятны, убедительны и доступны для восприятия не только профессиональными юристами, но и простыми гражданами.

Указанные обстоятельства явились дополнительным стимулом к активизации усилий по внедрению современных подходов к осуществлению правосудия.

В 2004 году была принята новая редакция Хозяйственного процессуального кодекса, предусмотревшая апелляционный порядок пересмотра не вступивших в законную силу решений хозяйственных судов (начала действовать с марта 2005 года).

Был законодательно расширен круг полномочий судов кассационных инстанций по гражданским делам, что позволило увеличить объем дел, окончательно разрешаемых судами второй инстанции без направления на повторное судебное разбирательство. Эти события, представляется, можно рассматривать как начало постепенного сближения положений гражданского и хозяйственного процесса, только не с первой инстанции, что было бы, пожалуй, более логичным, а с процедур по пересмотру решений судов первой инстанции.
В то же время были приняты и с 1 марта 2007 г. введены в действие новые КоАП и ПИКоАП, что в значительной степени оказалось знаковым событием. Во-первых, новые кодексы основывались на тех же основных правовых и процессуальных принципах, что Уголовный кодекс и УПК, включая принципы презумпции невиновности и возложения бремени доказывания правонарушения на орган, ведущий административный процесс. Это упорядочило деятельность государственных органов и судов в сфере административной ответственности, предоставило гражданам и юридическим лицам право на эффективную судебную защиту своих прав и законных интересов в этом виде судопроизводства. Во-вторых, был существенно ограничен круг государственных органов и должностных лиц, уполномоченных налагать административные взыскания. Это повлекло существенное расширение судебной подведомственности дел об административных правонарушениях, причем впервые в истории ряд категорий указанных дел стали рассматривать и хозяйственные суды. Это еще более расширило общую для двух судебных систем совместно применяемую нормативную базу.

С 13 января 2007 г. вступил в действие первый в истории суверенной Беларуси Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, четко определивший задачи и компетенцию всех судов страны, основные направления совершенствования их деятельности. Практическая реализация его положений позволила усовершенствовать работу по отбору и подготовке кандидатов на судебные должности, переподготовке и повышению квалификации судей, обеспечить на современном уровне законодательную регламентацию деятельности органов судейского сообщества, включая квалификационные коллегии судей.

Продолжалась работа по внедрению в судах специализации. При этом мы не пошли по пути создания узкоспециализированных обособленных судов. Вопросы специализации решались и решаются путем создания соответствующих судебных коллегий в судах первого уровня, введения углубленной специализации судей по рассмотрению наиболее сложных и значимых категорий дел.

Преобразования в судебной системе происходили и происходят под пристальным вниманием Главы государства.

Так, 25 марта 2008 г. состоялось расширенное совещание судей и руководителей судов с участием Президента Республики Беларусь. На нем был сделан принципиальный анализ развития судебной системы за период, прошедший после второго съезда судей, определены приоритетные задачи на очередном этапе развития.

На третьем Всебелорусском народном собрании была поставлена задача по дальнейшему развитию эффективного правового государства, работающего на благо народа. Основным принципом деятельности государственных органов был провозглашен лозунг «Государство для народа, для человека». Судебная система в этот период развивалась за счет внутренних резервов путем совершенствования сферы судопроизводства, направленной на упрощение судебной процедуры, обеспечение надлежащего доступа к правосудию, качественную и полную досудебную подготовку дел и материалов, их оперативное рассмотрение в судах, искоренение проявлений формализма и волокиты.

3 июня 2011 г. состоялось, пожалуй, одно из наиболее знаковых в последнее десятилетие мероприятий – совещание у Президента страны по вопросам совершенствования деятельности общих судов с участием высших должностных лиц государства, руководителей судов всех уровней. По его итогам Глава государства своим Указом от 10 октября 2011 г. № 454 утвердил Послание о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь (далее – Послание), открывшее очередной этап судебно-правовой реформы и развития институтов судебной власти.

Оно предусмотрело ряд серьезных шагов по пути дальнейшего совершенствования и развития законодательства, совершенствования «форм и обрядов» судопроизводства с целью повышения его эффективности: обеспечение высокого уровня доступности правосудия; принятие исчерпывающих мер к искоренению волокиты при судебном производстве; обеспечение строгого соблюдения презумпции невиновности по уголовным и административным делам; повышение качества процессуальных документов; неуклонное соблюдение принципа индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Содержащееся в Послании требование своевременно исправлять допущенные ошибки, отменяя и изменяя судебные постановления, не соответствующие требованиям закона, является важной профессиональной установкой для всех судей вышестоящих судов и их руководителей. Причем с расширением полномочий вышестоящих судов и переходом к апелляционному производству реальным становится положение, при котором подавляющее большинство дел, судебные постановления по которым обжалуются сторонами, должны находить свое окончательное разрешение уже во второй инстанции.

Открытость и доступность институтов судебной власти в широком смысле предполагает своевременное и достоверное информирование населения в сочетании с постоянным мониторингом общественных оценок судебной деятельности и тех сигналов о проблемах и недостатках, которые содержатся в жалобах и обращениях.

Реализация положений Послания предполагает распространение на постоянной основе, в том числе посредством СМИ, информации о деятельности судебной власти, результатов рассмотрения конкретных дел. В этой связи Пленумом Верховного Суда 20 декабря 2013 г. было принято постановление «Об обеспечении гласности при осуществлении правосудия и о распространении информации о деятельности судов». Сформулированные в нем разъяснения стали основой для формирования информационного пространства в сфере, связанной с правосудием.

Однако стратегическая задача – сделать белорусское правосудие более понятным, открытым, доступным, более убедительным для людей – не может быть достигнута только путем внесения поправок в действующее законодательство и совершенствованием практики его применения.
Выведение работы всей системы органов судебной власти на качественно новый уровень, отвечающий современным вызовам и запросам общества, потребовало принятия стратегических решений о реформировании самой структуры судебной системы и принципов управления ею.

В этом плане определяющим стало принятие 29 ноября 2013 г. Декрета Президента Республики Беларусь № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет № 6). В соответствии с его положениями в Республике Беларусь с 1 января 2014 г. общие и хозяйственные суды были объединены в единую систему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Республики Беларусь. Одновременно из организационной структуры судов были выведены судебные исполнители с образованием централизованной службы принудительного исполнения судебных решений в системе Министерства юстиции.

Это было хорошо обдуманным и продиктованным жизнью шагом к решению проблемы улучшения качества и оперативности работы судов республики по осуществлению правосудия, логичным продолжением проводимой судебно-правовой реформы. Необходимо отметить, что к моменту принятия этих решений большинство стран постсоветского пространства и Таможенного союза уже пошли по пути развития специализации правосудия, однако в рамках единой судебной системы с одним высшим судебным органом в качестве координирующего и направляющего центра судебной деятельности. Наличие в нашей относительно небольшой по территории и численности населения стране фактически двух самостоятельных судебных систем также не в полной мере соответствовало конституционному принципу единства судебной системы. Фактически общие и хозяйственные суды применяли одни и те же нормы гражданского и административного права, административного процесса, что неизбежно порождало проблему различного толкования одних и тех же правовых норм в судебной практике, споров о подведомственности дел и т.п.

В результате прошедших преобразований в Верховном Суде Республики Беларусь была образована судебная коллегия по экономическим делам, основу которой составили руководство и судьи бывшего Высшего Хозяйственного Суда. В качестве специализированных судов были сохранены хозяйственные суды областей (г. Минска). Они были переименованы в экономические суды. Это более точно соответствовало характеру осуществляемых ими полномочий, к которым относится разрешение не только сугубо хозяйственных, но и целого ряда других споров в сфере экономических отношений.

Кроме того, с 1 июля 2014 г. ликвидированы Белорусский военный суд и межгарнизонные военные суды, а также упразднена Военная коллегия Верховного Суда. Полномочиями по рассмотрению и разрешению дел и споров, ранее подсудных военным судам, наделены соответственно областные (Минский городской) и районные (городские) суды.

Подверглась реформированию и система органов судейского сообщества. В соответствии с положениями Декрета № 6 были созданы Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда и квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (г. Минска). Полномочия указанных коллегий были скорректированы с учетом объединения и распространены в отношении всех судей судов общей юрисдикции.

До состоявшегося объединения разрешение вопросов кадрового и материально-технического обеспечения общих судов (за исключением Верховного Суда) длительное время возлагалось на Министерство юстиции и его органы на местах. В то же время в системе хозяйственных судов эти функции долгие годы выполнялись самими судами.

Объединение двух систем поставило на повестку дня и вопрос обеспечения централизованного выполнения и этих функций. Одним из подходов могло стать создание специальной структуры, обеспечивающей администрирование в указанной сфере. По этому пути пошли в своих реформах некоторые страны региона СНГ. Однако более рациональным было признано создание соответствующих структурных подразделений непосредственно в аппарате Верховного Суда и в судах областного звена. Это позволяет обеспечивать необходимую координацию с деятельностью судебных коллегий, ответственных за формирование правильной и единообразной судебной практики, а в совокупности – обеспечивать необходимое качество и оперативность правосудия, проводить эффективную кадровую политику, рационально использовать бюджетные средства, выделяемые на финансирование судебной системы.

Принятые в последние годы Главой государства решения применительно к институтам судебной власти четко ориентируют на достижение стратегической цели: создание национальной модели «правосудия для народа» – беспристрастного, профессионального, понятного, доступного, открытого для общества, такой структуры, которая своими убедительными и справедливыми решениями способствует укреплению основ правового демократического государства, утверждению и поддержанию законности и правопорядка, разрешению и урегулированию социальных конфликтов.

Было бы неверным утверждать, что с образованием единой системы судов общей юрисдикции все проблемы нашли свое разрешение. В системе по-прежнему сохраняется достаточно высокий уровень судебной нагрузки, в особенности в столичном регионе. В ряде случаев гражданами и представителями юридических лиц высказываются обоснованные нарекания на организацию работы отдельных судей и работников аппаратов судов, волокиту, ошибки при разрешении конкретных дел.

Эти проблемы предполагается решать посредством реализации комплекса правовых и организационных мероприятий, дальнейшего развития законодательства и формирования правильной правоприменительной практики.

Так, продолжается работа по совершенствованию законодательства, обеспечивающего судебную деятельность. В частности, речь идет о разумном упрощении некоторых процессуальных процедур; совершенствовании законодательного регулирования вопросов, связанных с судебными пошлинами и процессуальными издержками. Задачами системного характера являются переход к апелляционному порядку пересмотра судебных решений по гражданским делам, а также разработка единого Гражданского процессуального кодекса для рассмотрения как гражданских, так и экономических дел и споров.

В плане общей организации работы судов продолжается проведение мероприятий по предупреждению фактов волокиты, нарушений законодательства при рассмотрении дел, проявлений бюрократизма по отношению к гражданам. Мы намерены продолжить внедрение в судебный процесс современных информационных технологий, включая их широкое использование для извещения участников процесса о времени и месте судебных заседаний, фиксации хода судебных разбирательств, обеспечения дистанционного участия в судебных заседаниях, доведения до сведения общественности наиболее важной информации о деятельности судов.

В сфере формирования правоприменительной практики последовательно поддерживается курс на строгое соблюдение принципа презумпции невиновности, права руководителей субъектов хозяйствования на обоснованный экономический (деловой) риск. Суды и далее будут ориентированы на вынесение не только формально законных, но и справедливых по сути, надлежащим образом аргументированных решений, доступных для восприятия не только профессиональными юристами, но и всеми гражданами; использование возможностей по разрешению споров и конфликтов за счет применения примирительных и восстановительных процедур.

Одним из стратегических направлений по укреплению доверия к национальному правосудию является проведение эффективной кадровой политики, привлечение в ряды судейского корпуса и работников аппаратов судов наиболее квалифицированных и ответственных юристов, обеспечение высокого уровня культуры судебной деятельности.

Кроме того, предстоит и далее, в пределах имеющихся финансовых возможностей, принимать меры к обеспечению материально-технического снабжения и оснащения судов, созданию надлежащих условий для осуществления правосудия.

Представляется, что совокупный человеческий потенциал системы судов общей юрисдикции позволяет вывести ее работу на качественно новый, современный уровень.

Калинкович В.Л.
первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь

Подготовлена в рамках цикла
«Право современной Беларуси: истоки, уроки, достижения и перспективы»

Судебная система Республики Беларусь

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:

Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется:

Система судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции состоит из:

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.

и действует в составе:

Верховный Суд Республики Беларусь:

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.

Судам общей юрисдикции подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

Суды в Беларуси

Судебная система Беларуси – Конституционный суд и суды общей юрисдикции

Согласно Конституции Республики Беларусь судебная власть в стране принадлежит судам.

Судебную систему представляют:

Все судебные разбирательства проводятся в установленном порядке. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Суды общей юрисдикции в Беларуси

В Беларуси суды общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными, административными и экономическими делами, а также делами по военнослужащим.

В систему судов общей юрисдикции входят:

Конституционный суд Республики Беларусь

Основной целью работы Конституционного суда Беларуси является проверка соответствия нормативных правовых актов статьям Конституции.

Конституционный суд состоит из 12 экспертов по правовым вопросам высокой квалификации. Эксперты должны:

Президент Беларуси назначает шесть судей, еще шесть избираются Советом Республики.

Председатель суда назначается Президентом Беларуси с одобрения Совета Республики.

Срок полномочий судьи Конституционного суда – 11 лет.

Судебная власть в Республике Беларусь.

Судебная власть является одной из трех ветвей власти, о которых го­ворится в статье 6 Конституции Республики Беларусь. Судоустройство в Республике Беларусь определяется Конституцией (статья 116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Если законодательную власть осуществляет один орган – парла­мент – и в некоторых особых случаях – Президент, то судебную власть осуществляют все судебные органы. Перед каждым из них стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граж­дан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан. Судебная власть – это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом про­цедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

В статье 109 Конституции закреплено, что судебная власть при­надлежит судам, т.е. суды являются ее носителями.

Судебная власть, как и любая иная, исходит от народа (статья 3 Кон­ституции). Это обусловлено не только тем, что суды выносят свои реше­ния именем Республики Беларусь, но и тем, что судьи занимают свою должность в силу назначения (избрания) представительным органом (Президентом, Советом Республики), получающим свои властные пол­номочия непосредственно или опосредованным образом от народа.

Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосу­дие), составляет систему судебной власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

В судебную систему Республики Беларусь входят: Конституционный Суд, общие суды (во главе подсистемы находится Верховный Суд), хозяй­ственные суды (во главе – Высший Хозяйственный Суд). Судоустрой­ство определяется законом, при этом Конституция исключает образова­ние чрезвычайных судов.

Действие Конституционного Суда распространяется на всю террито­рию Республики Беларусь. В системе общих и хозяйственных судов сфера действия определяется территориальным уровнем судов. Систему общих судов составляют: Верховный Суд, областные, Минский городской, район­ные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные воен­ные суды. Систему хозяйственных судов составляют соответственно высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска (хозяй­ственные суды городов и районов пока не созданы).

В хозяйственных судах разрешаются хозяйственные (экономические) споры, возникающие из гражданских, административных и иных право­отношений.

Запрещается образование чрезвычайных судов, т.е. при любых усло­виях, например, в военное время, в связи с введением чрезвычайного или военного положения право на правосудие не может быть ограничено, правосудие должно осуществляться по общеустановленным процедурам.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по от­правлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (статья 110 Конституции).

Гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное законодательство содержит такие нормы, которые исключают неправомерное воздействие на суд. Этим законодательством определены права, а также обязан­ности участников процесса, возможность обжалования в кассационном и надзорном порядке вынесенных судебных постановлений.

Важной гарантией независимости судей является их личная неприкосновенность. Неприкосновенность судьи распространяется на его личное, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственное согласия органа, который его избрал либо назначил.

В отношении судьи не допускаются задержание, привод, ли обыск. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственна высказанное им при осуществлении правосудия суждение и решение, если вступившим в законную силу приговором суда ее установлена его виновность против интересов службы.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено и Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Уголовные дела в отношении судей подсудны только Верxoвному Суду Республики Беларусь.

Согласно статье 111 Конституции судьи не могут осуществлять никакую предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Согласно статье 94 Кодекса о судоустройстве и статусе судей канди­датом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владею­щий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по спе­циальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определя­ется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалифи­кационный экзамен на должность судьи.

Кандидаты на должность: судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет, за исключением судей судеб­ной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Бела­русь, которые должны иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Кодексом предусмотрены основания прекращения полномочий судьи.

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (статья 113 Конституции).

Уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законо­дательством предусмотрены случаи рассмотрения дел в судах как кол­легиально, так и единолично судьями. Коллегиальное рассмотрение уго­ловных дел направлено на исключение возможных судебных ошибок по наиболее сложным делам.

Разбирательство дел во всех судах открытое.

Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в слу­чаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.