Органы осуществляющие правосудие и должностных лиц судебного процесса

Понятие и функции судебных органов

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 29.04.2015 2015-04-29

Статья просмотрена: 2704 раза

Библиографическое описание:

Ковальчук А. В. Понятие и функции судебных органов // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 844-847. — URL https://moluch.ru/archive/89/17948/ (дата обращения: 20.11.2018).

В демократическом государстве существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Основной задачей судебной власти является реализация принципа справедливости в правоприменительной практике, ограждении прав и законных интересов физических и юридических лиц от произвола, который может быть допущен как со стороны других граждан, так и со стороны самого государства, его органов и должностных лиц. Кроме того, необходимо отметить, что судебная власть является средством «сдержек и противовесов» по отношению к законодательной и исполнительной властям, поскольку выступает своеобразным арбитром в спорах о праве и практике его применения.

Судебные органы (суд)- это специализированные государственные органы, осуществляющие судебную власть.

В науке существует мнение, что судебная власть и правосудие выражают одно и то же понятие. Например, утверждается, что судебная власть — это система органов, осуществляющих данную власть, а правосудие выступает содержанием судебной власти. Данная позиция нуждается в уточнении. Судебная власть как разновидность государственной власти, это прежде всего соответствующая деятельность государства, при этом государственные органы являются одним из элементов механизма государственной власти. В то же время, правосудие, выражая характеристику судебной власти, ее не исчерпывает. Судебная власть, кроме разрешения социально-правовых конфликтов, распространяется и на другие области жизнедеятельности общества.

Можно выделить несколько функций судебных органов:

1) осуществление правосудия;

2) разрешение применения отдельных мер процессуального принуждения и производства следственных действий;

3) проверка законности и обоснованности действий (бездействия) и решений прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, дознавателя;

4) разрешение проведения отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий;

5) рассмотрение жалоб граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы;

6) официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;

7) принятие в определенных случаях решения об ограничении правосубъектности граждан;

8) толкование норм права.

Основной судебной функцией является отправление правосудия. В ходе данной деятельности исследуются и разрешаются споры о праве, которые возникают между различными участниками общественной жизни. Кроме того, в процессе отправления правосудия решаются вопросы наказания виновных в совершении правонарушений, возложения на них определенных обременений и лишений, а так же восстановления нарушенного правового состояния.

К числу важнейших направлений деятельности судов общей юрисдикции относится дача разрешений на применение мер уголовно-процессуального принуждения и производство отдельных следственных действий. Так, к компетенции суда относятся принятия следующих решений:

1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

2) о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

4) о возмещении имущественного вреда;

5) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

6) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

7) о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

8) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст.93 УПК РФ;

9) о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

10) о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

11) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

12) о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст.114 УПК РФ;

13) о реализации, об утилизации или уничтожении вещественных доказательств, указанных в подпункте «в« пункта 1, подпунктах «б«, «в« пункта 2, пунктах 3, 6 и 7 части второй статьи 82 УПК РФ;

14) о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

15) о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Кроме того, к компетенции суда так же относится рассмотрение жалоб на действия органов предварительного следствия. В соответствии со ст.125 УПК РФ все постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, а так же иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования.

Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

После рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае принесения жалобы, производство обжалуемого действия (бездействия) и исполнение обжалуемого решения не приостанавливается, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Так же, предметом особого контроля суда являются законность и обоснованность производства в исключительных случаях следственных действий, на которые в обязательном порядке требуется судебное решение (пп. 4–9 и 11 ч.2 ст.29 УПК РФ).

Законом предусмотрено, что в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска, выемки в жилище, личного обыска, а так же выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество не терпит отлагательства, перечисленные следственные действия производятся на основании постановления следователя без получения судебного решения. В данном случае следователь в течении 24 часов с момента начала производства следственного действия в обязательном порядке уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия (ч.5 ст.165 УПК РФ).

Судья, после получения указанного выше уведомления, в срок не позднее 24 часов с момента поступления уведомления, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В том случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, будут признаны недопустимыми.

Федеральным законом от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрена дача судом разрешений на проведение отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с указанным выше законом, именно на суд возложено принятие окончательного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. К указанным мероприятиям относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, обследование жилых помещений. Основания и условия проведения указанных мероприятий урегулированы законом.

Судья, после рассмотрения материалов, предоставленных субъектом оперативно-розыскной деятельности, выносит постановление о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия (в случае когда имеются необходимые основания и соблюдены обязательные условия для проведения), либо об отказе в проведении указанного мероприятия (в случае отсутствия оснований и условий для проведения).

Кроме того, на судебные органы возложено рассмотрение жалоб на действия (решения), нарушающие права и свободы граждан. Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерным действием (бездействием либо решением) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы, созданы препятствия их осуществлению, на него возложены не предусмотренные законом обязанности, либо он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Так, в суд могут быть обжалованы:

1) нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в случаях нарушения ими прав и свобод граждан в конкретных ситуациях;

2) правоприменительные акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций, должностных лиц, нарушающих конкретные права и свободы граждан;

3) фактические неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций и должностных лиц;

4) бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций и должностных лиц вопреки требованиям закона.

Основаниями для обжалования указанных выше актов и действий (бездействия) являются:

1) прямое нарушение права или свободы;

2) создание препятствий для осуществления права или свободы;

3) незаконное возложение обязанности либо установление запрета;

4) невыполнение (ненадлежащее выполнение) возложенной законом обязанности.

Суд, в результате рассмотрения, может признать обжалуемое действие (бездействие либо решение) незаконным и обязать соответствующие органы, должностные лица удовлетворить требования гражданина, а так же принять иные меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В случае признания обжалуемого действия (бездействия либо решения) законным суд отказывает гражданину в удовлетворении жалобы.

Официальному судебному установлению подлежат факты, возникающие в результате возникновения, изменения или прекращения личных, либо имущественных прав граждан и организаций. В соответствии со ст.264 ГПК РФ к данным фактам относятся: родственные отношения, нахождение лица на иждивении, регистрация рождения, усыновления, брака, развода и смерти; состояния в фактически брачных отношениях, если регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния не может быть произведена вследствие смерти одного из супругов; принадлежности правооустанавливающих документов в определенных случаях; владения строением на праве собственности; несчастного случая; смерти лица при отказе органов загса в регистрации события смерти; принятия наследства и места открытия наследства; другие факты имеющие юридическое значение, если законодательством не предусмотрен иной порядок их установления.

Кроме того, судебной функцией является так же принятие в строго определенных законом случаях решений на ограничение прав и свобод граждан. В данном случае речь идет о случаях, связанных со слабоумием человека, его душевным заболеванием, болезнью и т. д. Так, например, только суд может признать человека недееспособным вследствие психического расстройства, когда он не может принимать значение своих действий или руководить ими. Так же, в компетенцию суда входит ограничение дееспособности гражданина, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит в тяжелое материальное положение свою семью. По судебному решению осуществляется принудительная госпитализация лица, имеющего заболевание, представляющее опасность для окружающих или страдающего тяжелым психическим расстройством.

В исключительных, экстремальных ситуациях судами осуществляется толкование норм права. К данным случаям относятся возникновение пробелов, неясности в Конституции Российской Федерации и нормах права, что приводит к спорам прежде всего в правоприменительной практике.

Рассмотренные выше функции не вправе осуществлять никакая другая государственная или общественная организация. Только судебные органы наделены полномочиями вершить правосудие, рассматривать и разрешать гражданские, арбитражные, уголовные и иные дела, возникающие в связи с нарушением закона, а также решать иные вопросы, относящиеся к компетенции судебной власти.

Необходимо так же подчеркнуть исключительность принимаемых судами решений, которые обязательны для всех государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, организаций всех форм собственности, граждан и подлежат исполнению в те сроки и в том объеме, которые были предписаны судом при вынесении решения. В случае неисполнения судебного решения, в действие вступает механизм государственного принуждения.

1. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева.- 4-е изд., испр. И доп.- М.: Спарк, 2002.- 400с.

2. Рыжаков А. П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. — М.: Инфра, 2004. — 438 с.

3. Гуськова А. П., Шамардин А. А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. -М.: ИГ «Юрист», 2005. — 321 с.

4. Черников В. В. Правоохранительные органы: Учебник-М.: «Проспект»,2011.-552с.

5. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993г.(с изменениями)// информационно- правовое обеспечение «Гарант» (интернет).

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12 2001г. (с изменениями и дополнениями)// информационно-правое обеспечение «Гарант» (интернет).

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г. (с изменениями и дополнениями)// информационно-правовое обеспечение «Гарант» (интернет).

8. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г. (с изменениями и дополнениями) //информационно- правовое обеспечение «Гарант» (интернет).

9. Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996г. (с изменениями и дополнениями)//информационно- правовое обеспечение «Гарант» (интернет).

10. Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011г. (с изменениями и дополнениями)//информационно-правовое обеспечение «Гарант» (интернет)

11. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» N 144-ФЗ от 12.08.1995г. (с изменениями и дополнениями)// информационно-правовое обеспечение «Гарант» (интернет).

12. Закон РФ от 27.04.1993 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» N 4866–1(с изменениями и дополнениями)// информационно-правовое обеспечение «Гарант» (интернет)

Образовательный портал — все для студента юриста.

Суд и процесс по русской правде

В Древней Руси не было специальных судебных органов. Право суда имел князь, должностные лица, общинный суд, церковный суд, вече.

Княжеский суд — высшая апелляционная инстанция. По мере расширения юрисдикции князя сужается общинная юрисдикция. Процесс носил ярко выраженный состязательный характер. Обе стороны в процессе были истцами. Процесс не делился на уголовный и гражд. . Действия стоят ближе к уголовному процессу. Процесс делился на три этапа:

Заклич — потерпевший объявлял на торгу о пропаже вещи. В течение 3х дней должны были вернуть украденную вещь (ст. 32, 34 ПП);

Свод — напоминает очную ставку (ст. 35 — 39 ПП). Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать у кого эта вещь была приобретена.

Гонение следа — поиск доказательств и преступника (ст. 77 ПП). Гонение осуществляли потерпевшие, близкие им люди, члены общины добровольцы.

Система доказательств по Русской Правде :

— поличное (вещественные доказательства);

— внешний вид потерпевшего;

— ордалии (божий суд — испытание огнем, водой, железом);

— присяга (целование креста);

— показания свидетелей (видоки — очевидцы; послухи — свидетели доброй славы, поручители).

На практике существовал также судебный поединок, не упоминавшийся в Русской Правде. В законе ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах.

Органы осуществляющие правосудие и должностных лиц судебного процесса

приказом Судебного департамента

при Верховном Суде

от 2 ноября 2015 г. N 335

постановлением Совета судей

от 4 июня 2015 г. N 358

РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ,

МИРОВЫХ СУДЕЙ И ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Общие положения

1.1. Регламент размещения информации о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и органов судейского сообщества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — Регламент) разработан в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Регламентом организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции, утвержденным постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27 января 2011 г. N 253, а также с учетом норм Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации», Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

1.2. Настоящий Регламент определяет порядок создания (обновления), подготовки и размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет) информации о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей (далее — также суды), органов судейского сообщества.

1.3. Информация размещается на официальных сайтах судов, органов судейского сообщества, созданных в сети Интернет и функционирующих на официальном интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (далее — интернет-портал).

Адрес интернет-портала в сети Интернет: http://www.sudrf.ru/.

1.4. Интернет-портал является подсистемой Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» и служит инструментом (технологическим средством) для создания официальных сайтов судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

Техническое, программное, методическое и лингвистическое обеспечение функционирования интернет-портала осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» на основании государственного задания, утверждаемого Судебным департаментом.

1.5. Информация о деятельности судов, органов судейского сообщества, размещаемая в сети Интернет, является общедоступным информационным ресурсом, предназначенным для неопределенного круга лиц и предоставляемым на бесплатной основе.

2. Основные требования к размещению в сети Интернет

информации о деятельности судов

2.1. Информация, подлежащая размещению (опубликованию) на сайте суда в обязательном порядке, определена Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

2.2. Размещение (обновление) информации на сайте суда осуществляется в сроки, определенные в приложении N 1 к Регламенту (по позициям 13 и 14 для федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей в сроки, определенные разделом VIII Регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции, утвержденного постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27 января 2011 г. N 253).

В случае утраты актуальности информации, размещенной на сайте, ее снятие (помещение в электронный архив) осуществляется не позднее одного дня с момента утраты актуальности информации.

2.3. Решение о размещении информации принимается председателем суда (мировым судьей) либо уполномоченным им должностным лицом.

При этом председатель суда (мировой судья) определяет структурные подразделения и (или) должностных лиц, ответственных за:

подготовку и достоверность информации, отсутствие в ней сведений, содержащих государственную тайну, конфиденциальные сведения;

обработку информации (для федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, в том числе за замену в текстах судебных актов персональных данных участников судебного процесса (кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве) инициалами, псевдонимами или другими обозначениями, не позволяющими идентифицировать участников судебного процесса);

соблюдение в размещаемых материалах норм русского языка;

непосредственное размещение информации в разделах и подразделах сайта, обеспечение безопасности информации, а также учет и хранение размещаемой информации.

2.4. Размещение информации, для ознакомления с которой пользователь должен установить на свои технические средства программное обеспечение, предоставляемое его правообладателем на платной основе, запрещено.

2.5. Размещение информации о внепроцессуальных обращениях осуществляется в соответствии с порядком размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях.

3. Оформление, учет и хранение информации

3.1. Размещение информации о движении судебных дел, а также текстов судебных актов осуществляется в режиме автоматического отображения информации: для федеральных судов общей юрисдикции — с помощью программных изделий ПИ СДП и ПИ БСР из подсистем «Судебное делопроизводство и статистика» и «Банк судебных решений»; для мировых судей — с помощью программного изделия ПИ АМИРС из подсистемы «Судебное делопроизводство и статистика»; для федеральных арбитражных судов — из автоматизированной системы «Судопроизводство» или программного комплекса «Судебно-арбитражное делопроизводство».

При отсутствии технической возможности размещения в автоматическом режиме такая информация размещается в ручном режиме.

3.2. Вся информация, подлежащая размещению на сайте суда, создается в формате DOC, DOCX или RTF текстового редактора Microsoft Word (версия выпуска после 2000 года) и предоставляется лицу, осуществляющему подготовку материалов к размещению на сайте, в электронном виде и на бумажном носителе (либо только в электронном виде, заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью).

Графические документы представляются в электронном виде формата PDF, JPG или TIFF, с разрешением не более 200 точек на дюйм (DPI), размер одной страницы не более 1240 x 1754 точек.

3.3. Информация, представленная на бумажных носителях, подписывается руководителем структурного подразделения, подготовившего информацию, и (или) уполномоченным на то лицом.

Ответственность за идентичность бумажного документа и его электронной копии возлагается на руководителей структурных подразделений, подготовивших информацию, и (или) на уполномоченных лиц.

3.4. Учет информационных материалов, направленных для размещения на официальном интернет-сайте (в том числе в электронном виде), осуществляется структурным подразделением (должностным лицом), осуществляющим подготовку материалов к размещению на сайте.

3.5. Публикуемые материалы хранятся в электронном архиве сайта. Ведение электронного архива осуществляется структурным подразделением (должностным лицом), осуществляющим непосредственное размещение информации на сайте.

4. Подготовка и размещение в сети Интернет информации

о деятельности органов судейского сообщества

4.1. Содержание и порядок размещения информации о деятельности органов судейского сообщества определяется председателем органа судейского сообщества соответствующего субъекта Российской Федерации.

4.2. Ссылка на официальные сайты органов судейского сообщества размещается на сайтах судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

4.3. Подготовка материалов и размещение (обновление) их на сайтах Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи осуществляется соответствующим структурным подразделением Судебного департамента.

Решение о содержании и размещении информации принимается соответственно председателем Совета судей Российской Федерации, председателем Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и председателем Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

4.4. Размещение (обновление) информации об органах судейского сообщества в сети Интернет осуществляется в сроки, определенные в приложении N 2 к Регламенту.

В случае утраты актуальности информации, размещенной на сайте, ее снятие (помещение в электронный архив) осуществляется не позднее одного дня с момента утраты актуальности информации.

к Регламенту размещения информации

о деятельности федеральных судов

общей юрисдикции, федеральных

арбитражных судов, мировых судей

и органов судейского сообщества

РАЗМЕЩЕНИЯ (ОБНОВЛЕНИЯ) В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ИНФОРМАЦИИ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), описание проезда (схема проезда), номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Организационная структура суда (пленум суда, президиум суда, судебные коллегии, постоянные судебные присутствия), консультативные и (или) совещательные органы (при наличии), а также структурные подразделения аппарата суда (для сайтов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов)

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Перечень законов, регламентирующих деятельность суда

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда (инструкция по делопроизводству в суде и пр.)

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Фамилии, имена и отчества председателя суда (мирового судьи), заместителя(ей) председателя суда, судей, а при согласии указанных лиц иные сведения о них; основания наделения полномочиями председателя суда (мирового судьи), заместителя(ей) председателя суда, судей

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Перечни информационных систем и банков данных, находящихся в ведении суда (при наличии)

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Наименование учрежденного судом средства массовой информации (при наличии)

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд, и (или) образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины по категориям дел, подлежащих рассмотрению в суде

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства)

постоянно, по мере поступления сведений

в течение 1 рабочего дня

Тексты судебных актов, размещаемые с учетом требований, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов — сведения об источниках их опубликования

постоянно, по мере поступления сведений

тексты судебных актов, за исключением приговоров, — в течение месяца после их принятия, тексты приговоров — в течение месяца после их вступления в силу

Порядок обжалования судебных актов

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Разъяснения, обобщения и обзоры по вопросам судебной практики рассмотрения судами дел

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора; гиперссылка на сайт Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Порядок поступления граждан на государственную службу в аппарат суда, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы в аппарате суда; условия проведения и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы в аппарате суда; сведения о вакантных должностях государственной службы в аппарате суда

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Информация об объявлении и проведении конкурсов на замещение вакантных должностей

в срок, обеспечивающий участие в конкурсе

в срок, не превышающий 2 рабочих дней после поступления сведений

Номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросам замещения вакантной должности судьи, вакантных должностей государственной службы в аппарате суда

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Информация о порядке и времени приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядке рассмотрения их обращений по вопросам организации деятельности суда, жалоб на действия (бездействие) судей или работников аппарата суда, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Сведения о закупках товаров, работ, услуг для нужд судов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе (раздел должен содержать гиперссылку на официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов) (для сайтов федеральных судов общей юрисдикции (кроме районных, городских, межрайонных, гарнизонных военных судов) и федеральных арбитражных судов)

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Информация о внепроцессуальных обращениях: дата поступления информации о внепроцессуальном обращении; форма поданного обращения (письменная либо устная); наименование заявителя обращения (фамилия и инициалы физического лица или должностного лица либо полное наименование юридического лица); регистрационный номер дела; наименование рассматриваемого дела

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Правовое регулирование вопросов противодействия коррупции (кроме сайтов мировых судей)

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Сведения о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (состав и положение о комиссии) (кроме сайтов мировых судей)

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей, работников аппарата суда, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи

Номер телефона для сообщений о фактах коррупции, форма для направления сообщений через сайт, почтовый адрес для направления сведений о фактах коррупции (кроме сайтов мировых судей)

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Формы документов, заполняемые в рамках реализации законодательства о противодействии коррупции (кроме сайтов мировых судей)

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Методические рекомендации, обзоры, иные документы методического характера по вопросам противодействия коррупции (кроме сайтов мировых судей)

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Данные судебной статистики (раздел должен содержать ссылку на официальный сайт Судебного департамента и (или) официальные данные судебной статистики, сформированные Судебным департаментом)

поддерживается в актуальном состоянии

20 апреля и 20 октября

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Взаимодействие со средствами массовой информации: контактная информация (номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, адрес электронной почты); новости; интервью, выступления руководства в средствах массовой информации

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 3 рабочих дней

к Регламенту размещения информации

о деятельности федеральных судов

общей юрисдикции, федеральных

арбитражных судов, мировых судей

и органов судейского сообщества

РАЗМЕЩЕНИЯ (ОБНОВЛЕНИЯ) В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ИНФОРМАЦИИ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

Порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросам замещения вакантной должности судьи

поддерживается в актуальном состоянии

в срок, не превышающий 2 рабочих дней

Сведения о вакантной должности судьи

в срок, обеспечивающий участие в конкурсе

в срок, не превышающий 2 рабочих дней после объявления вакансии

Решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий

по мере поступления сведений

в срок, не превышающий 2 рабочих дней после поступления сведений

Анонс о предстоящих мероприятиях

в срок, обеспечивающий участие в мероприятии

в течение 2 рабочих дней

Сообщения о проведенных мероприятиях

по мере поступления сведений

в течение 2 рабочих дней

Сообщения о заявлениях, выступлениях, интервью руководства и членов органов судейского сообщества в средствах массовой информации

по мере поступления сведений

в течение 2 рабочих дней

приказом Судебного департамента

при Верховном Суде

от 2 ноября 2015 г. N 335

РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА

ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПРАВЛЕНИЙ

СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Общие положения

1.1. Регламент размещения информации о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — Регламент) разработан в соответствии с федеральными законами от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» с учетом иных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), а также с учетом норм Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации».

1.2. Настоящий Регламент направлен на обеспечение доступа граждан и организаций к информации о Судебном департаменте и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также о реализации ими полномочий, установленных Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

1.3. Настоящий Регламент определяет порядок и сроки создания, лингвистической обработки и размещения (обновления) информации о деятельности Судебного департамента и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации на официальных сайтах, созданных в сети Интернет.

1.4. Официальные сайты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации размещаются на единой технологической платформе — интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (далее — интернет-портал). Адрес интернет-портала в сети Интернет — http://www.sudrf.ru/.

1.5. Технологическое и программное обеспечение функционирования интернет-портала, официальных сайтов Судебного департамента и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (включая обеспечение безопасности информации) осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» и его филиалами в субъектах Российской Федерации на основании утверждаемого Судебным департаментом государственного задания.

1.6. Для обеспечения доступа к информации о деятельности Судебного департамента и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации граждан Российской Федерации информация размещается на интернет-портале и на официальных сайтах Судебного департамента и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации на государственном языке Российской Федерации.

Для обеспечения доступа к информации о деятельности Судебного департамента иностранных граждан создана англоязычная версия официального сайта Судебного департамента.

1.7. Информация, размещаемая на интернет-портале и на официальных сайтах Судебного департамента и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, является общедоступным информационным ресурсом, предназначенным для неопределенного круга лиц и предоставляемым на бесплатной основе.

Информация создается в формате DOC или RTF текстового редактора Microsoft Word. Графическая информация создается в электронном виде в формате PDF, JPG или TIFF с разрешением не более 200 точек на дюйм (DPI), размер одной страницы не более 1240 x 1754 точек.

2. Порядок и сроки подготовки и размещения информации

на официальном сайте Судебного департамента

2.1. Перечень информации о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, размещаемой на официальном сайте Судебного департамента в сети Интернет, в том числе в форме открытых данных, утверждается Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

2.2. Состав информации о деятельности Судебного департамента, размещаемой на официальном сайте Судебного департамента, структура официального сайта Судебного департамента изменяется (дополняется, модернизируется) в соответствии с решением Редакционной коллегии официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

2.3. Решение о размещении на сайте Судебного департамента информации, предусмотренной утвержденным Перечнем информации о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, размещаемой на официальном сайте Судебного департамента в сети Интернет, принимает руководитель структурного подразделения Судебного департамента, о деятельности которого представляется информация (за исключением отдельных видов информации, решение по которым принимает Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации ).

Виды информации, подлежащей размещению на сайте Судебного департамента по решению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, определяются отдельными актами Судебного департамента.

2.4. Редакционная коллегия официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации осуществляет координацию работы структурных подразделений Судебного департамента по подготовке и размещению информации на официальном сайте Судебного департамента.

Редакционная коллегия официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации действует на основании Положения о Редакционной коллегии официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утверждаемого Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

2.5. Структурное подразделение — создатель информации:

осуществляет подготовку (изменение, дополнение, актуализацию) информации для размещения на официальном сайте Судебного департамента;

направляет подготовленную информацию ответственному редактору официального сайта Судебного департамента для проведения лингвистического контроля. Информация направляется в электронном виде (по ведомственной электронной почте/системе электронного документооборота) с уведомлением по телефону;

направляет информацию, прошедшую лингвистический контроль, в Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов (отдел по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации) для размещения на официальном сайте Судебного департамента. Информация направляется в электронном виде (по ведомственной электронной почте/системе электронного документооборота) и на бумажном носителе за подписью руководителя структурного подразделения (идентичность бумажного документа и его электронной копии обеспечивается структурным подразделением — создателем информации);

несет ответственность за достоверность информации, соответствие ее полномочиям Судебного департамента и нормам действующего законодательства Российской Федерации, а также за поддержание информации в актуальном состоянии.

Подготовка и актуализация информации осуществляется в срок до 3 рабочих дней со дня проведения мероприятия.

2.6. Ответственный редактор официального сайта Судебного департамента осуществляет контроль за соблюдением в представленной информации, подготовленной структурными подразделениями, правил орфографии, синтаксиса, пунктуации, стилистики русского языка — государственного языка Российской Федерации.

Прохождение лингвистического контроля согласовывается ответственным редактором официального сайта Судебного департамента.

Лингвистическая обработка информации осуществляется в течение 1 рабочего дня после ее получения.

2.7. Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов (отдел по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации) осуществляет:

непосредственное размещение информации, подготовленной структурным подразделением — создателем информации и прошедшей лингвистический контроль;

снятие информации (помещение в электронный архив) по решению структурного подразделения — создателя информации;

учет и хранение информации, размещаемой на сайте.

Размещение, снятие информации осуществляется в течение 1 рабочего дня после ее получения.

2.8. Подготовка (изменение, дополнение, актуализация) информации для размещения в англоязычной версии официального сайта Судебного департамента осуществляется Отделом международно-правового сотрудничества.

3. Порядок и сроки подготовки и размещения информации

на официальных сайтах управлений Судебного департамента

в субъектах Российской Федерации

3.1. Перечень информации о деятельности управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, размещаемой на официальном сайте управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации в сети Интернет, утверждается начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

Структура официального сайта управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации определяется начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации во взаимодействии с филиалом ФГБУ ИАЦ Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

3.2. Подготовка информации для размещения на сайте управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации осуществляется структурными подразделениями (должностными лицами), в деятельности которых информация образуется.

Создатель информации обеспечивает: достоверность информации; соответствие ее полномочиям управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и нормам действующего законодательства Российской Федерации; поддержание информации в актуальном состоянии.

3.3. Начальник управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации определяет структурные подразделения (должностных лиц), осуществляющие:

лингвистический контроль информации, размещаемой на государственном языке Российской Федерации;

размещение на сайте, учет и хранение размещаемой информации, снятие информации (помещение в электронный архив).

3.4. Размещение информации о проведенном мероприятии, состоявшемся событии; внесение изменений в размещенную информацию, размещенный нормативный правовой акт; снятие размещенной информации, размещенного нормативного правового акта в связи с утратой актуальности осуществляется в течение 2 рабочих дней.

3.5. Контроль за размещением в сети Интернет информации о деятельности управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации осуществляет начальник управления и (или) лицо, им уполномоченное.