Полномочия органов местного самоуправления в области торговли

Полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование торговой деятельности.

Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности

1. Федеральные органы государственной власти в области регулирования торговой деятельности осуществляют:

1) государственное прогнозирование и формирование государственной политики развития торговой деятельности в Российской Федерации;

2) разработку и принятие федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;

3) государственное регулирование цен на продовольственные товары первой необходимости;

4) статистическое и информационно-аналитическое наблюдение за состоянием торговой деятельности;

5) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности:

1) принимают участие в реализации государственной политики Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности, в том числе путем разработки, утверждения и реализации региональных программ в области развития торговли и конкуренции в торговле;

2) в случаях предусмотренных настоящим Федеральным законом разрабатывают и принимают законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;

3) определяют нормативы обеспеченности населения субъекта Российской Федерации торговыми объектами;

4) осуществляют формирование информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, в том числе формирование и ведение торговых реестров;

5) принимают меры по государственной поддержке торговой деятельности;

6) осуществляют контроль за соблюдением продавцами требований к осуществлению торговой деятельности, установленных настоящим Федеральным законом;

7) осуществляют информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка товаров и торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности:

1) разрабатывают и реализуют программы в области развития торговли и конкуренции в торговле на территории муниципального образования;

2) осуществляют информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка товаров и торговой деятельности на территории муниципального образования;

3) определяют места размещения нестационарных торговых объектов путем утверждения схем их размещения с учетом нормативов обеспеченности населения торговыми объектами;

4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

4. Предусмотренные частью 3 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Полномочия органов местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения.

Полномочия органов местного самоуправления в области бытового и торгового обслуживания в основном относятся к ценообразованию или установлению тарифов, организации и контролю за исполнением установленных норм.

Необходимо отметить, что государственные полномочия в данных сферах управления органам местного самоуправления, как правило, не передаются.

Основная часть полномочий муниципалитетов в вышеназванных сферах как раз и относится к вопросам местного значения.

Так было и в советское время, примерно таким же объемом полномочий наделяются и в настоящее время органы местного самоуправления.

Например, в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР (в ред. Постановлений Правительства России от 18 января 1992 г. N 34, от 23 июля 1993 г. N 726) переустройство и перепланировка жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий могли производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускались лишь с согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя, наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а уборка и очистка придомовой территории должны были производиться в часы, установленные исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. Этими же полномочиями наделены органы местного самоуправления и в настоящее время.

Большая часть полномочий органов местного самоуправления в данной сфере устанавливается исходя из целесообразности защиты интересов потребителей на местах.

Например, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в последующ. ред.) установлено, что режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе подавать в суд иски, связанные с нарушением прав потребителей, либо иски, предъявляемые в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, с освобождением от уплаты государственной пошлины.

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг);

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно вправе сформировать соответствующие структуры.

Органы местного самоуправления вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей) на основании договоров с ними, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли» (в последующ. ред.) установлено, что местные органы власти и управления должны содействовать свободной торговле предприятий и граждан, обращая особое внимание на оборудование мест торговли, поддержание в них общественного порядка и соблюдение санитарных норм и правил, и обеспечить свободное перемещение товаров на территории Российской Федерации, предусмотренное Указом Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 269 «О едином экономическом пространстве РСФСР

Полномочия органов местного самоуправления в области торговли

Информация

Приоритетные проекты 2015-2018

Развитие некоммерческой деятельности в регионах и муниципалитетах

Поиск по сайту

Вопросы реализации органами местного самоуправления предоставленных полномочий в области торговли

Вопросы реализации органами местного самоуправления
предоставленных полномочий в области торговли

Чернова О.А.,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры государственно-
правовых дисциплин ДВЮИ ХГТУ

Сфера торгового обслуживания населения в настоящее время наиболее подвержена государственному регулированию. Управленческими полномочиями в данной области правового регулирования обладают не только федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, но и органы местного самоуправления.

Государственное регулирование в сфере торгового обслуживания населения осуществляется посредством экономического и административно-правого регулирования. Нормативно-правовое регулирование в настоящее время не в полной мере обеспечивает эффективное функционирование исполнительно-распорядительной деятельности в области торговли, в особенности на территории муниципального образования. В частности на уровне субъектов Российской Федерации отсутствуют законодательные акты «О торговле», в которых должны быть четко разграничены полномочия краевых и муниципальных органов в вопросах организации торговли, правовые основы ведения контролирующей деятельности в торговле, принципы и механизмы защиты прав, интересов потребителей и предпринимателей.

В действующем законодательстве определен перечень полномочий органов местного самоуправления. Данные органы обладают соответствующими правами по обеспечению контроля за торговлей, качеством и безопасностью отечественных и импортируемых товаров, поступающих на потребительский рынок.

На наш взгляд, эффективность и действенность любой деятельности в сфере торгового обслуживания населения, и прежде всего контрольной, во многом зависит от слаженности совместной деятельности государственных и муниципальных органов, осуществляющих контроль за торговлей, качеством товаров и обеспечивающих защиту прав потребителей.

Органы местного самоуправления в сфере торгового обслуживания населения обладают только им свойственными полномочиями, позволяющими осуществлять стоящие перед ними цели и задачи.

Обеспечение населения услугами в области торгового, бытового обслуживания, общественного питания в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения и находится в ведении муниципальных образований.

В соответствии с нормами действующего законодательства органы муниципального управления в пределах предоставленных полномочий планируют развитие торгового и бытового обслуживания населения, обеспечивают рациональное размещение сети розничных торговых предприятий на территории муниципального образования. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают эксплуатацию объектов торгового обслуживания, находящихся в муниципальной собственности, обеспечивают закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов.

Определенные меры со стороны органов местного самоуправления принимаются к развитию системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения, организации рынков и ярмарок, оказывается содействие развитию рыночных инфраструктур на территории муниципального образования, созданию конкуренции на товарных рынках и преодолению монополистической деятельности в сфере торговли.

Следует отметить, в соответствии с действующим федеральным законодательством для обеспечения защиты прав потребителей в торговой сфере, соблюдения правил продажи отдельных видов товаров со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры в системе муниципальных органов власти, которыми обычно являются отделы по защите прав потребителей при городской администрации.

Деятельность органов по защите прав потребителей при местной администрации, в основном, сводится к наблюдению за соответствием законодательству о защите прав потребителей практики его применения, включая досудебное рассмотрение жалоб потребителей; за соответствием заявленного качества товаров его реальному состоянию, а также к представлению в судах интересов потребителей. (1

)На отделы по защите прав потребителей, функционирующих при администрации муниципального образования, возлагается осуществление следующих полномочий:

  • прием посетителей и консультирование их по вопросам защиты прав потребителей;
  • рассмотрение и разрешение письменных и устных жалоб и заявлений потребителей о нарушении их прав в соответствии со сферой деятельности отдела;
  • проведение анализа действующих договорных отношений между потребителями и продавцами (исполнителями, изготовителями) на территории города (иного муниципального образования);
  • сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами), с незамедлительной передачей полученной информации в федеральные (территориальные) органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), для принятия соответствующих мер;
  • внесение в федеральные (территориальные) органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации предложений о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства и изъятию (в судебном порядке) из обращения товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
  • участие совместно с федеральными (территориальными) органами исполнительной власти в проверках предприятий и организаций города независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в следующих сферах деятельности (торговля, муниципальная и частная форма собственности; бытовое обслуживание и общественное питание; услуги транспорта, связи; финансовые услуги; медицинские услуги; образовательные услуги (кроме школ и дошкольных учреждений);
  • подготовка и согласование проектов нормативных правовых актов главы муниципального образования по вопросам защиты прав потребителей;
  • сводка и анализ нарушений прав потребителей;
  • взаимодействие с подразделениями администрации города (иного муниципального образования) при выработке нормативных правовых актов главы муниципального образования в пределах своей компетенции;
  • подготовка материалов по вопросам защиты прав потребителей для средств массовой информации;
  • оказание консультативной помощи по составлению претензий и исковых заявлений в суды в целях защиты прав потребителей;
  • организация учебных мероприятий по вопросам защиты прав потребителей (курсов, лекций, семинаров и т.д.);
  • получение информации от федеральных (территориальных) органов исполнительной власти о соблюдении законодательства о защите прав потребителей (от центра санэпиднадзора, ветеринарного управления администрации города, пограничного пункта по карантину растений, госторгинспекции, от центра стандартизации, метрологии и сертификации — о приостановке и отмене действия сертификатов, об отказах в выдаче сертификатов и о забраковке продукции и отмене действия сертификатов соответствия;
  • подготовка (составление) единого отчета (информации) по работе отдела защиты прав потребителей в Дальневосточное территориальное управление МАП РФ и Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края.

К особым полномочиям органов местного самоуправления по защите прав потребителей относится право выдачи предписания о приостановлении (прекращения) продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной или достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно.

Приостановление, в основном, осуществляется начальниками отделов защиты прав потребителей, их заместителями, главными специалистами по защите прав потребителей администрации муниципального образования до проведения необходимых мероприятий по устранению имеющихся нарушений прав потребителей на достоверную, доступную, достаточно полную информацию, а прекращение — в случае невозможности предоставления, указанной информации или продаже товаров с просроченными сроками годности или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно. (2

)В случае неисполнения постановления о приостановлении или прекращении реализации товаров (работ, услуг) соответствующие должностные лица органов местного самоуправления на основании ст.44 Закона РФ «О защите прав потребителей» вносят в органы государственной власти и управления предложение о приостановлении деятельности виновных.

Кроме того, в случае невыполнения хозяйствующим субъектом выданных предписаний органы местного самоуправления по защите прав потребителей вправе обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей либо о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

На территории муниципальных образований в структуре органов исполнительной власти могут создаваться и специализированные подразделения, осуществляющие проведение единой политики в сфере торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности.

В частности, на территории г. Хабаровска в соответствии с постановлением мэра города от 25.01.2002 г. № 82(3) был создан и функционирует комитет по торговле, бытовому обслуживанию и пищевой промышленности г. Хабаровска, который осуществляет функции по:

  • разработке проектов нормативных актов и внесению предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности подведомственной отрасли;
  • разработке предложений по совершенствованию системы государственного регулирования продовольственного рынка города;
  • организации работ по обеспечению соблюдения законодательства в сфере торговли, контроля за качеством и безопасностью товаров народного потребления, законодательства о защите прав потребителей;
  • координации деятельности:
  • предприятий всех организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, в области торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности;
  • служб, обеспечивающих ветеринарный контроль на территории города;
  • структурных подразделений администрации города по вопросам экономического развития, разработки программ и прогнозов, реализации политики в области торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности;
  • обеспечению взаимодействия с городским центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, отделом по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и услуг и исполнения административного законодательства УООП УВД Хабаровского края и др.

Также, в целях совершенствования работы предприятий, соблюдения правил торговли и бытового обслуживания, санитарных норм, требований сертификации, повышения уровня обслуживания населения в 2000 году на территории города Хабаровска была создана комиссия по контролю за работой предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания.(4 )Первоочередной задачей деятельности комиссии является координация деятельности контролирующих органов по соблюдению правил розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, повышению качества обслуживания населения. В своей деятельности она взаимодействует с Хабаровским центром стандартизации и метрологии, городским центром государственного санэпиднадзора. Комиссия вправе внести в контролирующие, правоохранительные и налоговые органы предложения по привлечению к ответственности в пределах их компетенции юридических и физических лиц за выявленные в сфере потребительского рынка нарушения.

При муниципальных органах власти и управления в целях координации действий органов, осуществляющих защиту прав потребителей и контроль за безопасностью товаров, работ и услуг, могут создаваться координационные органы по защите прав потребителей. Так, в 2003 году Межведомственный координационный Совет по делам потребителей был образован при Администрации г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районо. Данный орган в целях пресечения и предупреждения нарушителей прав потребителей организует осуществление совместных мероприятий по защите прав потребителей, используя для этого весь комплекс предусмотренных законодательством мер по выявлению и наказанию предприятий-производителей, торговых структур, физических лиц, нарушающих законодательство о защите прав потребителей; проведение регулярных совместных проверок хозяйствующих субъектов (изготовителей, исполнителей, продавцов).(5) (

)Следует отметить также, что с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка в составе управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД Хабаровского края в августе 2003 года был создан отдел милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг и отдел по исполнению административного законодательства, которые находятся в оперативном подчинении мэра г. Хабаровска для решения задач муниципальных органов охраны общественного порядка. (6

)Таким образом, органы по защите прав потребителей, по контролю в области торгового и бытового обслуживания населения, осуществляющие свою деятельность на территории муниципальных образований, тесно взаимодействуют между собой. Данное взаимодействие проявляется, прежде всего, в совместном участии в проверках, что позволяет эффективно осуществлять контрольные полномочия по выявлению некачественных и небезопасных для жизни и здоровья граждан товаров и пресечению выявленных нарушений.

Однако следует отметить, что отсутствие четкого разграничения полномочий между функциями контрольно-надзорных государственных органов и органов местного самоуправления по-прежнему является источником создания административных барьеров в развитии предпринимательства на территории муниципального образования.

Кроме того, определенные проблемы возникают при осуществлении административно-правового регулирования торговой деятельности на территории муниципального образования в том случае, когда главы муниципальных образований принимают не соответствующие действующему федеральному законодательству нормативные правовые акты, препятствующие нормальному осуществлению деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию продукции населению.

К примеру, в 1998 году мэром города Хабаровска было принято постановление № 1481 «О внесении изменений в постановление № 473 от 20.02.95 г. «Об упорядочении торговли винно-водочными изделиями и пивом на территории города Хабаровска», где в приложении № 5 содержался перечень летних предприятий общественного питания, которым разрешалась реализация алкогольных напитков крепостью до 40 градусов в розлив на стадионах, вокзалах, парках и в иных местах массового скопления граждан.

Нормы данного постановления вступили в противоречие с указом Президента Российской Федерации от 30.04.97 г. № 442 «О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции» и действующими правилами торговли алкогольной продукцией, утвержденными постановлениями правительства РФ от 19.08.96 г. № 987 и от 14.07.97 г. № 867, в соответствии с которыми торговля алкогольной продукцией с объемным содержанием спирта этилового более 12 процентов в указанных местах была запрещена.

Глава администрации Хабаровска края в связи с этим издал распоряжение №341-р(7), в котором мэру города Хабаровска в трехдневный срок предписывалось привести в соответствие с действующим законодательством приложение № 5 к постановлению от 10.06.98 г. № 1481.

Данный случай нарушения норм действующего законодательства со стороны органов местного самоуправления является неединичным.

Так, Дальневосточным территориальным управлением Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было возбуждено и рассмотрено дело о нарушении статьи 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Администрацией города Хабаровска в лице Комиссии по контролю за деятельностью предприятий, осуществляющих розничную торговлю алкогольными напитками на территории города Хабаровска. Нарушение, в частности, выразилось в необоснованном отказе предприятию ООО «Русский мир» в выдаче ходатайства перед краевой комиссией по лицензированию на право розничной торговли алкогольными напитками до 13 процентов.

Комиссия Дальневосточного территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства выдало предписание Администрации города Хабаровска в срок до 09 августа 2002 года прекратить нарушение п. 1 ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», выразившееся в необоснованном отказе обществу с ограниченной ответственностью «Русский мир» в выдаче ходатайства перед краевой комиссией по лицензированию на право розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до 13 процентов объема готовой продукции со ссылкой на достаточное количество стационарных предприятий торговли на территории г. Хабаровска с реализацией винно-водочной продукции и нецелесообразностью дальнейшего развития сети павильонов контейнерного типа, размещенных на оптово-розничных предприятиях города, с правом продажи алкогольных напитков до 13 процентов в результате чего ущемлены интересы ООО «Русский мир», создаются благоприятствующие условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, работающих на рынке розничной продажи алкогольной продукции в городе Хабаровске. (8

)Следовательно, органы муниципального управления играют существенную роль в регулировании осуществления предпринимательской деятельности ( в том числе и в области торговли, бытового обслуживания населения) на территории муниципального образования, принимая нормативные акты в данной сфере, контролируя соблюдение продавцами (изготовителями) правил продажи отдельных видов продукции, защищая интересы потребителей на качественные и безопасные товары. Однако деятельность органов местного самоуправления в области торговли должна осуществляться в строгом соответствии с нормами действующего федерального и регионального законодательства, не нарушать законные интересы и права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рассматриваемой области.

1. Рекомендации по формированию и организации работы органов по защите прав потребителей при местной администрации: утв. Письмом Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 01.01.1993 года // Справочное пособие для продавцов и производителей. Защита прав потребителей. — М., 2000. — С. 260-265.

2. Постановление главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 19.04.2002 г. № 408 «Об утверждении порядка выдачи предписаний о приостановлении (прекращении) продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг)»; Постановление главы города Советская Гавань с Советско-Гаванским районом от 21.01.2003 г. № 19 «Об утверждении порядка выдачи предписаний о приостановлении (прекращении) продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг)»; Постановление мэра г. Хабаровска от 23.05.1996 г. № 1714 «Об утверждении порядка выдачи предписаний о приостановлении (прекращении) продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) органами по защите прав потребителей в г. Хабаровске».

3. Постановление мэра города Хабаровска от 25.01.2002 г. № 82 «Об утверждении Положения «О Комитете по торговле, бытовому обслуживанию и пищевой промышленности г. Хабаровска».

4. Постановление мэра города Хабаровска от 28.06.2000 г. № 734 «О городской комиссии по контролю за работой предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

5. Постановление главы города Советская Гавань с Советско-Гаванским районом от 10.01.2003 г. № 6 «О межведомственном координационном совете по делам потребителей».

6. Постановление мэра г. Хабаровска от 27.08.2003 г. № 1138 «О создании в составе управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД Хабаровского края отдела милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг и отдела по исполнению административного законодательства».

7. Распоряжение главы администрации Хабаровского края от 06.07.1998 г. № 341-р «О приведении в соответствие с действующим законодательством нормативного акта органа местного самоуправления».

8. Информация Дальневосточного территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 09.10.2002 года № 01/2-2117 «О нарушении Администрацией г. Хабаровска ст. 7 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:

Реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

В соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;

Установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;

Проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

Разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

Иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.

Основным органом государственного управления в сфере промышленности является в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 5 июня 2008 г. № 438 (в ред. от 28.12.2011 № 1168) утвердило Положение «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации».

В соответствии с ним Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов;

Функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов;

Функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, а также компенсирующих мер, предусмотренных Соглашением о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 г., по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно — тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 12 ; Нарушение авторских прав

Вопрос 51. Полномочия органов местного самоуправления в области торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции планируют развитие данной сферы, обеспечивают рациональное размещение сети розничной торговли и общественного питания на территории муниципального образования. Они организуют эксплуатацию объектов торгового, бытового обслуживания, а также общественного питания, находящихся в муниципальной собственности, обеспечивают закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов. Режим работы муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания устанавливается по решению органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления принимают меры к развитию системы, торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения, организации рынков и ярмарок, привлекают потребительские общества к торгово-бытовому обслуживанию проживающих в сельской местности граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ, в том числе пенсионеров, инвалидов, детей и других социально нуждающихся лиц.

Органы местного самоуправления оказывают содействие развитию рыночных инфраструктур, созданию конкурентной сферы и преодолению монополизма в сфере торговли. Закон РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” распространяется и на деятельность органов местного самоуправления. Запрещается деятельность органов местного самоуправления, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Решения органов местного самоуправления о предоставлении льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежит согласованию с федеральным антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Органы местного самоуправления (их должностные лица) обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую данному органу для осуществления его законной деятельности.

Органы местного самоуправления оказывают поддержку малого предпринимательства в целях развития рыночной инфраструктуры, конкуренции. К числу основных задач создаваемых ими муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, согласно Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, относится, в частности, долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг.

В сфере торгового и бытового обслуживания населения действуют соответствующие правила (правила выполнения отдельных работ, правила оказания отдельных видов услуг и т.д.), которые утверждаются Правительством РФ и распространяются на все предприятия и организации торговли и бытового обслуживания независимо от форм собственности. В этих правилах затрагиваются вопросы, относящиеся к ведению органов местного самоуправления.

Органы, местного самоуправления организуют ритуальные услуги и содержание мест захоронения. Гарантированный перечень услуг по погребению установлен Федеральным законом от 12 января 1996 г. “О погребении и похоронном деле”. Услуги по погребению оказываются специализированной службой, которая создается органами местного самоуправления и которая, согласно закону, может наделяться органами местного самоуправления возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания данных услуг в течение месяца, за счет средств местных бюджетов.

Органы местного самоуправления принимают решение о создании мест погребения, в связи с чем производится отвод земельного участка. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Для общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы.

Органы местного самоуправления обладают полномочиями, связанными с осуществлением ими защиты прав потребителей услуг (работ), оказываемых на территории муниципального образования организациями, независимо от формы собственности, индивидуальным предпринимателем. В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования в соответствии с Законом РФ “О защите прав потребителей” (в редакции от 9 января 1996 г.) органы местного самоуправления вправе:

• рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

• анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

• обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

При выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества органы местного самоуправления извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). В случаях, предусмотренных законом, органы местного самоуправления могут приостанавливать или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), например при продаже товаров с просроченными сроками годности и др.

Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .