Порядок рассмотрения уголовного дела судами надзорной инстанции

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс.
СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»).

Раздел IV. Пересмотр судебных решений и их исполнение

Глава 25. Надзорный порядок пересмотра судебных решений

§ 3. Процедура рассмотрения уголовного дела в надзорном порядке. Пределы прав суда надзорной инстанции

Процедура рассмотрения уголовного дела в надзорном порядке складывается из следующих этапов:

1. Подача и предварительное рассмотрение надзорных жалоб и представлений в суде надзорной инстанции. Жалобы и представления вместе с приобщенными к ним копиями процессуальных документов предварительно рассматриваются судьей надзорной инстанции, который в необходимых случаях вправе истребовать уголовное дело для изучения и проверки доводов заявителя. В течении 30 суток с момента поступления жалоб судья выносит постановление о возбуждении надзорного производства или об отказе в удовлетворении жалобы или представления. Отказ в удовлетворении жалобы может быть отменен председателем суда.

2. Рассмотрение дела судом надзорной инстанции производится в течении 15 суток, а в Верховном Суде РФ – 30 суток, со дня возбуждения надзорного производства. В судебном заседании участвует прокурор, а при соответствующем ходатайстве – лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела. Дело докладывается членом суда надзорной инстанции. Затем прокурор поддерживает внесенное им надзорное представление или дает заключение по надзорной жалобе. Потом иные лица вправе дать свои устные объяснения. После этого стороны удаляются из зала заседания, и суд выносит решение.

3. Суд надзорной инстанции принимает решение (ч. 1 ст. 408 УПК):

  • об оставлении жалобы или представления без удовлетворения, а обжалуемого решения без изменения;
  • об отмене обжалуемого решения с прекращением дела или передачей его на новое судебное разбирательство в суд первой или второй инстанции;
  • о внесении изменений в проверяемое решение.

Пределы прав суда надзорной инстанции определяются следующими правилами:

1) ревизионным началом. Суд надзорной инстанции не связан доводами жалобы или представления и обязан проверить дело в полном объеме, то есть: а) по всем обвинениям; б) по всем основаниям для их отмены или изменения; в) в отношении всех осужденных или оправданных, включая и тех, о которых жалоба или представление не принесены;

2) недопустимостью поворота к худшему. Положение осужденного или оправданного вообще не может ухудшаться, даже по требованию обвинителя (ст. 405 УПК);

3) свободой оценки доказательств нижестоящих судей. Отменяя судебное решение и направляя дело на навое судебное рассмотрение, суд надзорной инстанции не вправе (ч. 7, 8 ст. 410):

  • устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им;
  • предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими;
  • принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания;
  • при отмене определения суда кассационной инстанции предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Вместе с тем в своем постановлении или определении суд надзорной инстанции должен обосновать, почему у него имеются сомнения по указанным вопросам, и предложить нижестоящему суду вернуться к их обсуждению. В этом смысле указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции (ч. 6 ст. 410).

Статья 407. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

1. Надзорные жалоба и представление рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее 15 суток, а Верховным Судом Российской Федерации — не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения. О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в статье 402 настоящего Кодекса.

2. В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой и (или) представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой и (или) представлением, а также с постановлением о возбуждении надзорного производства. Лицо, содержащееся под стражей, осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, или лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, вправе участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом. Вопрос о форме участия указанных лиц в судебном заседании решается судом. Такое ходатайство может быть заявлено лицом, содержащимся под стражей, осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, или лицом, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, в надзорной жалобе либо в течение 10 суток со дня получения ими извещения о дате, времени и месте заседания суда надзорной инстанции. Участие в судебном заседании лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, возможно, если его психическое состояние позволяет ему лично участвовать в судебном заседании. При этом учитываются заключение экспертов, участвующих в производстве судебно-психиатрической экспертизы, и при необходимости медицинское заключение психиатрического стационара.

2.1. Председательствующий в порядке, установленном частями первой и второй статьи 377 настоящего Кодекса, открывает судебное заседание и выясняет у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы и ходатайства. После разрешения отводов и ходатайств председательствующий предоставляет слово докладчику.

3. Дело докладывается членом президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Президиума Верховного Суда Российской Федерации или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела.

4. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорных жалобы или представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Докладчику могут быть заданы вопросы.

5. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

6. Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

7. Затем стороны удаляются из зала судебного заседания.

8. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Президиум Верховного Суда Российской Федерации выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации — определение.

9. Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, предусмотренных частью десятой настоящей статьи.

10. При рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации надзорных жалобы или представления по уголовному делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь, надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, присутствующих на заседании.

11. Секретарь судебного заседания ведет протокол в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса. На протокол судебного заседания стороны могут принести замечания, которые рассматриваются председательствующим в порядке, установленном статьей 260 настоящего Кодекса.

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании судов кассационной и надзорной инстанций

В случае вынесения судьей постановления о передаче жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании соответственно, суда кассационной инстанции или Президиума Верховного Суда РФ копия данного постановления вместе с жалобой, представлением направляется лицам, интересы которых могут быть затронуты в результате пересмотра вступившего в законную силу судебного решения.

Указанные лица должны быть извещены о дате, времени и месте рассмотрения уголовного дела судом кассационной или надзорной инстанции не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Неявка указанных лиц в судебное заседание суда не препятствует рассмотрению уголовного дела. Участие прокурора в судебном заседании суда кассационной и надзорной инстанций является обязательным.

Лицо, страдающее психическим расстройством, в отношении которого вынесено постановление о применении принудительных мер медицинского характера, также вправе участвовать в заседании суда кассационной или надзорной инстанции при условии, что суд сочтет это возможным на основе объективной оценки состояния психического здоровья такого лица.

Лицо, содержащееся под стражей, или осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, вправе участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования систем видеоконференцсвязи при условии заявления им ходатайства об этом. Такое ходатайство может быть заявлено как в самой жалобе, так и отдельно в течение трех суток со дня получения извещения о дате, времени и месте заседания суда. Вопрос о форме участия в судебном заседании лица, содержащегося под стражей или осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, решается судом.

Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется президиумом верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда в составе не менее трех судей, Судебной коллегией по уголовным делам и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в составе трех судей, а в порядке надзора — большинством членов Президиума Верховного Суда РФ.

В судах областного уровня уголовное дело рассматривается в кассационном порядке в течение одного месяца, а в Верховном Суде РФ (в кассационном и надзорном порядках) — в течение двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании.

Заседание суда начинается с подготовительной части. Открывая судебное заседание, председательствующий объявляет, какое уголовное дело и по чьим надзорным жалобе, представлению подлежит рассмотрению. Если для обеспечения осужденному возможности довести до суда свою позицию по существу рассматриваемых жалобы, представления используется система видеоконференцсвязи, председательствующий дополнительно проверяет качество трансляции, выясняет возможность представления осужденным с использованием средств связи имеющихся у него дополнительных материалов.

После этого председательствующий должен разъяснить переводчику (если он участвует в судебном заседании) его процессуальные права и ответственность в соответствии со ст. 59 УПК. Необходимость в этом возникает лишь в случаях, когда кто-либо из участников судебного заседания не владеет либо недостаточно владеет языком судопроизводства. Учитывая, что переводчик несет уголовную ответственность за заведомо неправильный перевод в суде (ст. 307 УК), у этого участника судебного заседания должна быть отобрана соответствующая подписка, приобщаемая к материалам уголовного дела.

После этого председательствующий устанавливает личность осужденного, оправданного и иных лиц, принимающих участие в судебном заседании.

Обязательным элементом подготовительной части заседания суда надзорной инстанции должно быть объявление председательствующим состава суда, кто является прокурором, переводчиком, разъяснение сторонам их права заявлять отвод.

Согласно ч. 1 ст. 11 УПК подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства должны быть разъяснены их права, обязанности и ответственность и обеспечена возможность осуществления этих прав. Данное требование в полной мере распространяется на все стадии уголовного процесса, в том числе на стадию производства в суде надзорной инстанции.

Председательствующий должен разъяснить лицам, участвующим в заседании суда кассационной или надзорной инстанции, следующие процессуальные права: 1) знакомиться с жалобами и представлениями; 2) знакомиться с постановлением о передаче жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании; 3) знакомиться с материалами уголовного дела; 4) представлять копии процессуальных документов и дополнительные материалы, а также заявлять ходатайства об их истребовании; 5) знакомиться с дополнительными материалами, представленными другими участниками уголовного судопроизводства; 6) выступать в судебном заседании; 7) пользоваться помощью переводчика; 8) заявлять отвод составу суда или кому-либо из судей, а также прокурору, переводчику и иным лицам в соответствии с требованиями гл. 9 УПК.

В завершение подготовительной части председательствующий обязан опросить присутствующих в судебном заседании лиц, имеются ли у них какие-либо ходатайства, и разрешить их в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.

По завершении подготовительной части судебного заседания один из судей, ранее не принимавший участия в рассмотрении данного уголовного дела, выступает с докладом. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы жалобы, представления, послужившие основанием их передачи с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции или Президиума Верховного Суда РФ. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями.

Явившиеся в судебное заседание участники уголовного процесса, а также иные заинтересованные лица имеют право выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее жалобу или представление. Поскольку закон признает обязательным участие прокурора в судебном заседании, обязательным должно быть и его выступление, в котором он высказывает свое мнение относительно обоснованности доводов рассматриваемого кассационного или надзорного ходатайства.

Лица, подавшие жалобу или представление, имеют право в ходе судебного заседания отозвать их. В этом случае суд определением или постановлением оставляет жалобу, представление без рассмотрения по существу.

Суды кассационной и надзорной инстанций вправе при рассмотрении уголовного дела использовать не только надлежаще заверенные копии процессуальных документов, но и иные материалы, поступившие с жалобой или представлением либо представленные сторонами, если они подтверждают или опровергают доводы, изложенные в жалобе, представлении, и не свидетельствуют о наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств. Такие материалы, именуемые дополнительными, подлежат оценке в совокупности с имеющимися в уголовном деле доказательствами и наряду с ними могут быть положены в основу решения об отмене приговора, определения или постановления суда и всех последующих судебных решений и передаче уголовного дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, на новое апелляционное рассмотрение или на новое кассационное рассмотрение. Изменение приговора и последующих судебных решений, как и их отмена с прекращением производства по уголовному делу на основании дополнительных материалов, по общему правилу не допускается, за исключением случаев, когда достоверность фактов, устанавливаемых такими материалами, не нуждается в проверке судом первой инстанции (например, документы, свидетельствующие о недостижении осужденным возраста, с которого наступает уголовная ответственность, об отсутствии судимости, о применении акта об амнистии по предыдущему приговору).

По общему правилу суды кассационной и надзорной инстанций проверяют правильность применения норм уголовного и уголовнопроцессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов жалобы, представления. Однако в интересах законности как Президиум Верховного Суда РФ, так и суды кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов жалобы, представления и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения. При этом суд не вправе принимать по собственной инициативе решения, ухудшающие положение осужденных, оправданных, в отношении которых надзорные жалоба, представление по этим мотивам не подавались.

Ход и результаты рассмотрения уголовного дела судами кассационной и надзорной инстанций фиксируются в протоколе, который ведется секретарем судебного заседания по правилам, предусмотренным ст. 259 УПК. Участники судебного заседания вправе принести замечания по содержанию протокола, которые рассматриваются председательствующим в порядке, установленном ст. 260 УПК.

В результате рассмотрения уголовного дела суд кассационной инстанции вправе:

1) оставить кассационные жалобу или представление без удовлетворения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение либо возвратить дело прокурору;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

Президиум Верховного Суда РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления принимает одно из следующих решений:

1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;

4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389 22 УПК;

7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;

8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 412 4 УПК.

В случае отмены или изменения обжалуемых приговора, определения или постановления суды кассационной и надзорной инстанций обязаны указать конкретное основание принятого решения.

Основаниями отмены или изменения вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела (ч. 1 ст. 401 |5 , ч. 1 ст. 412 9 УПК).

Основаниями пересмотра вступивших в законную силу судебных решений в случае, если это влечет ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, могут быть только повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия (ст. 401 6 , ч. 2 ст. 412 9 УПК).

Суды кассационной и надзорной инстанций обязаны реагировать на ошибки и нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного расследования либо в ходе рассмотрения уголовного дела судом, путем вынесения частных определений или постановлений в адрес руководителей соответствующих предприятий или организаций.

Свое решение суды кассационной и надзорной инстанций выносят в совещательной комнате. Все вопросы решаются большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. Примечательно, что при равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, жалоба, представление считаются отклоненными. В этом правиле проявляется презумпция истинности вступившего в законную силу приговора.

Определение и постановление суда кассационной инстанции, постановление Президиума Верховного Суда РФ должны соответствовать требованиям ч. 3 и 4 ст. 389 28 УПК.

Определение суда кассационной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление (как кассационной, так и надзорной инстанции) — председательствующим в заседании президиума соответствующего суда.

По возвращении суда из совещательной комнаты принятое постановление или определение оглашается присутствующим в зале суда. С момента провозглашения решения судов кассационной и надзорной инстанций вступают в законную силу.

В случае вынесения решения об отмене состоявшихся судебных решений и передаче уголовного дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, на новое апелляционное или кассационное рассмотрение суд кассационной или надзорной инстанции вправе дать указания, обязательные для суда, вновь рассматривающего уголовное дело.

Учитывая, что в ходе нового судебного рассмотрения уголовного дела нижестоящий суд должен оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью, а также то, что никакие доказательства не могут иметь для суда заранее установленной силы (ст. 17 УПК), уголовно-процессуальный закон запрещает судам кассационной и надзорной инстанций: 1) устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты нижестоящей судебной инстанцией; 2) предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществах одних доказательств перед другими; 3) определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела (ч. 7 ст. 401 |6 , ч. 3 ст. 412 12 УПК).

25.10. Рассмотрение уголовных дел в порядке надзора

Конституция РФ, закрепляя право на судебную защиту, не исключает, а, напротив, предполагает возможность исправления судебных ошибок и после рассмотрения дела в той судебной инстанции, решение которой отраслевым законодательством признается окончательным в том смысле, что в обычной процедуре это решение не может быть изменено.

Осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке, установленном гл. 48 УПК РФ. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением. Ходатайства остальных участников именуются надзорными жалобами.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

2) вышеуказанные судебные решения, если они обжаловались в порядке надзора в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ;

3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда — в президиум окружного (флотского) военного суда;

4) указанные в п. 3 судебные решения, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда — в Военную коллегию Верховного Суда РФ;

5) определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания — в Президиум Верховного Суда РФ.

Надзорная жалоба или представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение.

К надзорной жалобе или представлению прилагаются:

1) копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

2) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;

3) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.

Конституционный суд РФ в своем постановлении от 11.05.2005 N 5-П*(59) разрешил пересматривать оправдательные приговоры, даже если они уже вступили в законную силу.

Рассматривать жалобы могут судьи судебных коллегий, включая судей — членов президиума суда, председатели судебных коллегий, не являющиеся одновременно заместителями председателя суда. На председателей судов и заместителей Председателя Верховного Суда РФ возложена функция проверки решения судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалоб (представлений). Вопрос об истребовании дела судья решает по своему усмотрению, поскольку закон не регламентирует оснований для такого решения.

В случае отмены судебного решения и передачи дела на новое рассмотрение в суд первой, апелляционной или кассационной инстанции суд надзорной инстанции должен мотивировать причины отмены судебных решений и указать на недостатки, которые следует восполнить при новом рассмотрении дела. Однако предложения суда надзорной инстанции не могут быть прямо или косвенно направлены на ухудшение положения осужденного. В постановлении (определении) об отмене предыдущих судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение не может содержаться предложений, противоречащих принципу состязательности. В этой связи, если этого не просят стороны, нельзя предлагать нижестоящему суду провести дополнительно исследование тех или иных обстоятельств дела, назначить проведение экспертиз и т.д.

Основаниями отмены или изменения вступивших в законную силу судебных решений при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора могут быть либо нарушения уголовно-процессуального закона, либо неправильное применение уголовного закона, либо несправедливость приговора.

После отмены приговора, постановления (определения) суда первой или второй инстанций рассмотрение уголовного дела осуществляется в обычном порядке. Суд при новом рассмотрении дела обязан выполнить указание суда надзорной инстанции. Если выполнение указания в силу объективных обстоятельств невозможно, то это должно быть отражено в материалах нового рассмотрения с указанием причин невозможности выполнения указания суда надзорной инстанции.

Статья 411 УПК РФ не допускает поворот к худшему в отношении подсудимого при вынесении по уголовному делу новых приговора, определения, постановления.

Надзорная жалоба, принесенная по тому же делу, в отношении того же лица, но по другим правовым основаниям в отличие от отклоненной жалобы, не является повторной. Например, в отклоненной жалобе ставился вопрос о нарушении права на защиту осужденного, а во вновь поступившей жалобе оспаривается юридическая квалификация его действий. Отказ одного из заместителей Председателя Верховного Суда РФ отменить постановление судьи Верховного Суда РФ об отказе в удовлетворении надзорной жалобы, не является препятствием для другого заместителя Председателя ВС РФ либо Председателя Верховного Суда РФ принять решение об отмене постановления судьи и направлении надзорной жалобы (представления) на рассмотрение соответствующей надзорной инстанции.

§ 3. Рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции

Установленный законом (ст. 407 УПК РФ) срок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции в судебном заседании составляет до 15 суток, а в Верховном Суде РФ — до 30 суток.

В судебном заседании участвует прокурор.

Рассмотрение начинается с доклада уголовного дела членом президиума суда надзорной инстанции или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела. Он излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорной

§ 3. Рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции 405

жалобы или надзорного представления и вынесенного по ним постановления о возбуждении надзорного производства. Судьи и другие участвующие в рассмотрении уголовного дела лица могут задавать докладчику вопросы.

Прокурору предоставляется слово для поддержания своего надзорного представления. Он также вправе высказать свое мнение по надзорной жалобе. Участвующие в судебном заседании осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения. После этого стороны удаляются из зала судебного заседания. Требования председательствующего в судебном заседании надзорной инстанции по порядку ведения процесса обязательны для всех присутствующих.

Затем президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Президиум Верховного Суда РФ выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ и Военная коллегия Верховного Суда РФ — определение.

Для принятия решения об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда необходимо простое большинство голосов судей, принимающих участие в рассмотрении уголовного дела.

Надзорная жалоба или надзорное представление при равенстве голосов судей считаются отклоненными. Исключение составляет случай, прямо оговоренный ч. 10 ст. 407 УПК РФ. При рассмотрении Президиумом Верховного Суда РФ жалобы или представления об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием надзорные жалоба или представление прокурора считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ из присутствующих на заседании президиума.

Принятое решение объявляется в обозначенное время председателем суда или его заместителем, председательствовавшим на заседании Президиума. Участвовавшие в судебном заседании Президиума лица вправе присутствовать при оглашении постановления.

Суд надзорной инстанции согласно ст. 408 УПК РФ вправе: 1) оставить без удовлетворения надзорную жалобу или надзорное представление, а обжалуемые судебные решения без изме-

406 Глава 24. Производство в надзорной инстанции

нения; 2) отменить приговор, определение либо постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; 3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение; 4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; 5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; 6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда, не ухудшающие положения осужденного.

При этом суд надзорной инстанции должен мотивировать принятое решение, указать конкретное основание оставления надзорной жалобы или надзорного представления либо отмены или изменения судебного решения.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассматривавшей уголовное дело в качестве суда надзорной инстанции, подписывается всем составом суда, а постановление президиума — председательствующим на заседании президиума. Они приобщаются к уголовному делу вместе с надзорной жалобой или надзорным представлением, послужившими поводом для возбуждения надзорного производства, постановлением судьи, в производстве которого находились данные надзорные жалоба либо представление.

Определение или постановление суда надзорной инстанции, согласно которому осужденный подлежит освобождению изпод стражи, исполняется в этой части немедленно, если осужденный участвует в заседании суда. В других случаях копия выписки из резолютивной части об освобождении осужденного из-под стражи направляется администрации места содержания под стражей для немедленного исполнения.

Основания отмены или изменения судебного решения, вступившего в законную силу, совпадают с основаниями отмены или изменения судебного решения судом кассационной инстанции (ст. 379 УПК РФ)1. Это несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции, нарушение уголовно-процессуального закона, не-

Об этом подробнее см. в § 3 гл. 22 учебника.

§ 3. Рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции 407

правильное применение уголовного закона, несправедливость приговора.

Необходимо иметь в виду, что суд надзорной инстанции должен проверять уголовное дело в полном объеме, а также в отношении всех осужденных независимо от содержания надзорной жалобы или надзорного представления (ст. 410 УПК РФ).

Суд надзорной инстанции не вправе считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им, а также предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими. Он не вправе принимать и решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того либо иного уголовного закона и о мере наказания. Отменяя определение суда кассационной инстанции, суд надзорной инстанции не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

После отмены первоначального приговора суда или определения суда кассационной инстанции уголовное дело подлежит рассмотрению в общем порядке независимо от мотивов его отмены (ст. 411 УПК РФ).

Никаких исключений для повторного рассмотрения уголовного дела, кроме обязательного устранения нарушений, указанных в решении надзорной инстанции, в УПК РФ не предусмотрено.

Приговор, постановленный судом первой инстанции при новом рассмотрении уголовного дела, может быть обжалован в обычном порядке в соответствии с гл. 43—45 и 48 УПК РФ.