Постановление об отмене меры пресечения в виде подписки о невыезде

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с.

Статья 110. Отмена или изменение меры пресечения

1. Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 настоящего Кодекса.

2. Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

3. Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства прокурором, а также следователем, дознавателем по его письменному указанию, может быть отменена или изменена только с согласия прокурора.

4. Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом.

1. Основаниями отмены меры пресечения являются:

А) Признание незаконным или необоснованным первоначального решения об избрании меры пресечения. Как правило это происходит при рассмотрении соответствующих жалоб вышестоящей инстанцией. Например, решение об избрании меры пресечения вынесено лицом, подлежащим отводу. Отмена меры пресечения по этому основанию обосновывает право обвиняемого (подозреваемого) на возмещение причиненного вреда этой мерой пресечения (ч. 3 ст. 133 УПК).

Б) Отпадение необходимости в ее применении. Это может быть связано с достижением целей меры пресечения (надлежащего поведения обвиняемого или подозреваемого), отпадением оснований (ст. 97 УПК) или мотивов (ст. 99 УПК) ее применения. Например, обвиняемый заболел тяжкой болезнью и нет оснований опасаться процессуальных нарушений с его стороны.

В) Отпадение общих условий для применения меры пресечения. Мера пресечения отменяется при:

— Прекращении уголовного дела и уголовного преследования конкретного лица (ст. 213, 239 УПК);

— Постановлении оправдательного приговора или приговора, не связанного с назначением наказания (ст. 306, 311 УПК);

— Обращении обвинительного приговора к исполнению (ч. 4 ст. 390, ст. 393 УПК);

— Приостановлении уголовного дела (кроме меры пресечения в отношении скрывшегося обвиняемого). См. комментарий к ст. 210, 238 УПК;

— Наличии оснований для прекращения дела по нереабилитирующим основаниям (в связи с: актом амнистии или помилования, истечением срока давности, деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, применением принудительных мер воспитательного воздействия), когда обвиняемый возражает против прекращения дела и производство по нему продолжается (см. определение Конституционного Суда РФ от 21.12.00 № 296-О).

Г) Отпадение специальных условий для применения конкретных мер пресечения:

— Истечение 10 суточного срока применения меры пресечения в отношении подозреваемого, когда ему не было предъявлено обвинение (ст. 100 УПК);

— Отказ обвиняемого, поручителей, залогодателей от своих обязательств при применении психолого-принудительных мер пресечения (ст. 102-106 УПК);

— Прекращение статуса военнослужащего при наблюдении командования воинской части (ст. 104 УПК);

— Достижение совершеннолетия при присмотре за несовершеннолетним обвиняемым (ст. 105 УПК);

— Истечение срока содержания под стражей (и, как представляется, под домашним арестом – см. комментарий к ст. 107, 109 УПК);

— Превышение времени содержания под стражей (домашним арестом, в медицинском или психиатрическом стационаре) срока реально возможного наказания (ст. 109 УПК).

2. Мера пресечения изменяется на более строгую при появлении дополнительных обстоятельств, более точно устанавливающих: а) возможность совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуального нарушения; б) неспособность прежней меры пресечения обеспечить надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого (ст. 97, 99 УПК). Например, когда обвиняемый нарушает условия ранее избранной меры пресечения. Так, согласно ч. 2 ст. 238 УПК суд обязательно избирает заключение под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого, не содержащегося под стражей.

Мера пресечения может быть изменена на более строгую для необходимости исполнения приговора, когда реально возможное наказание существенно отягощается (предъявление более тяжкого обвинения, вынесение приговора с назначением наказания в виде реального лишения свободы на длительный срок).

3. Мера пресечения изменяется на более мягкую при наличии общих оснований, условий и мотивов для ее избрания (ст. 97, 99 УПК), когда прежняя более строгая мера пресечения отменяется в связи: а) с отменой вышестоящей инстанцией; б) с отпадением необходимости в применении; в) с отпадением специальных условий. Например, вместо заключения под стражу избирается подписка о невыезде в связи с истечением срока содержания под стражей.

4. Решение об отмене или изменении меры пресечения оформляется мотивированным постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда по делам находящимся в их производстве.

Кроме того, прокурор дополнительно вправе отменить или изменить меру пресечения при утверждении обвинительного заключения или обвинительного акта (ст. 221, 226 УПК), при рассмотрении соответствующей жалобы (ст. 124 УПК) или дать указание следователю и дознавателю об отмене или изменении меры пресечения. Однако при несогласии следователя с указанием или решением прокурора об отмене или изменении меры пресечения избранной следователем, последний вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений (п. 4 ч. 3 ст. 38 УПК).

Кроме как по находящимся в своем производстве делам, суд вправе отменить меру пресечения при рассмотрении жалобы заинтересованных лиц в порядке ст. 125 УПК, в апелляционном и кассационном порядке. Суд отменяет заключение под стражу и домашний арест по ходатайству органов уголовного преследования в порядке ст. 108 УПК.

5. Следователь и дознаватель могут отменить или изменить меру пресечения, избранную прокурором или по его письменному указанию, только при согласии прокурора. Это правило не распространяется на отмену меры пресечения в связи отпадением общих или специальных оснований для ее применения. Например, при прекращении дела отменяется любая мера пресечения.

С учетом изменений в части 3 комментируемой статьи, внесенных Законом РФ от 29.05.02 г. № 58-ФЗ, следует сделать вывод о том, что для отмены меры пресечения, избранной по судебному решению, следователь и дознаватель должны предварительно получить согласие прокурора, если данные меры пресечения избирались самим прокурором или по его письменному указанию.

6. Мера пресечения, избранная по судебному решению, может быть отменена или изменена только судом. Эту норму следует ограничительно толковать с учетом следующих обстоятельств.

А) В судебном производстве суд отменяет или изменяет меру пресечения по делу, находящемуся в его производстве. Мера пресечения, избранная мировым судьей, по соответствующей жалобе может быть отменена в апелляционном порядке. Иные меры пресечения могут быть отменены в кассационном порядке.

Б) В стадии предварительного расследования суд избирает домашний арест и заключение под стражу, которые отменяются или изменяются в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК. Представляется, что данные меры пресечения могут быть отменены и без судебного решения при: прекращении уголовного дела и уголовного преследования конкретного лица (ст. 213, 239 УПК); приостановлении уголовного дела в отношении не скрывшегося обвиняемого; истечении 10 суточного срока в отношении подозреваемого без предъявления ему обвинения (ст. 100 УПК); отпадении специальных условий применения заключения под стражу и домашнего ареста (см. комментарий к ст. 108 УПК). Например, прекращение уголовного преследования в части (ч. 2 ст. 175 УПК) повлекло переквалификацию действий обвиняемого на менее тяжкое преступление, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Это исключает возможность применения заключения под стражу.

В) Без судебного решения прекращается исполнение меры пресечения в связи с истечением срока содержания под стражей, установленного ст. 109 УПК. Решение об освобождении обвиняемого принимает начальник места содержания под стражей или следователь, дознаватель, прокурор (ч. 2 ст. 10 УПК). См. комментарий к ч. 4 ст. 109 УПК.

Г) Инициатива суда в избрании, изменении и отмене меры пресечения должна быть ограничена требованием стороны обвинения (ч. 10 ст. 108; ч. 4 ст. 110; ч. 3 ст. 237; ст. 255 УПК). Представляется, что суд обязан удовлетворить ходатайство следователя (дознавателя, прокурора, государственного или частного обвинителя) об отмене или смягчении меры пресечения. Иначе суд превратится в орган уголовного преследования в нарушение принципа состязательности (ст. 15 УПК). Тем более, что обвинитель вправе прекратить уголовное преследование в части или отказаться от части обвинения. Такое обязательное для суда решение может повлечь отмену меры пресечения. См. комментарий к ч. 10 ст. 108 УПК.

Постановление Московского городского суда от 19 июля 2016 г. N 10-11700/16

Постановление Московского городского суда от 19 июля 2016 г. N 10-11700/16

Судья по уголовным делам апелляционной инстанции Московского городского суда Пронякин Д.А.,

с участием прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры г.Москвы Юсуповой Ф.А.,

адвоката Федоровой Е.Г., предоставившей удостоверение N _.. и ордер N __ от __. года,

осужденного Гомозова В.И.,

при секретаре судебного заседания Довмалян Л.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Пархомчиковой О.А., на постановление Троицкого районного суда города Москвы от 5 апреля 2016 года, которым

обвиняемому по «в» ч.2 ст. 158 УК РФ, изменена мера пресечения с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу до 5 октября 2016 года.

Выслушав объяснения адвоката Федоровой Е.Г. и осужденного Гомозова В.И., по доводам апелляционной жалобы, мнение прокурора Юсуповой Ф.А., полагавшей постановление суда оставить без изменения, суд апелляционной инстанции

Настоящее уголовное дело поступило в Троицкий районный суд г.Москвы 29 февраля 2016 года по обвинению Гомозова в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст. 158 УК РФ.

17 марта 2016 года постановлением судьи уголовное дело назначено к слушанию и мера пресечения Гомозову оставлена без изменения, в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

5 апреля 2016 года постановлением суда мера пресечения Гомозову была изменена с подписки о невыезде на заключение под стражу до 5 октября 2016 года.

В апелляционной жалобе адвокат Пархомчикова О.А. с постановлением суда не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Указывают, что в представленных материалах отсутствуют основания для изменения меры пресечения и Гомозов не скрывался от суда, поскольку был болен. Просит постановление отменить и избрать Гомозову меру пресечения в виде подписки о невыезде.

Суд апелляционной инстанции, выслушав мнение участников процесса, проверив представленные материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения постановления суда.

В соответствии со ст. 255 УПК РФ, в ходе судебного разбирательства суд вправе избрать, изменить или отменить меру пресечения в отношении подсудимого. При этом, на основании ст. 110 УПК РФ, мера пресечения изменяется на более строгую, когда изменяются основания, предусмотренные ст. 97, 99 УПК РФ.

Как следует из материалов дела, подсудимый Гомозов не явился в судебное заседание 29 марта 2016 года, не представил документов, подтверждающих наличие у него заболеваний, в связи с чем слушание дела было отложено на 5 апреля 2016 года и в отношении подсудимого было вынесено постановление о принудительном приводе.

Исходя из изложенного суд обосновано сделал вывод, что Гомозов необоснованно и безмотивно не явился в судебные заседания, что повлекло затягивание судебного разбирательства, при явке отерпевшего, что следует из протокола судебного заседания.

Таким образом, выводы суда о необходимости изменения подсудимому меры пресечения на более строгую, в постановлении суда надлежаще мотивированы и основаны на исследованных материалах, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения.

Не согласиться с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции оснований не находит.

Кроме того, судом первой инстанции установлено и мотивировано в постановлении, что Гомозов, находясь на свободе, может скрыться от суда, либо иным путем воспрепятствовать производству по делу, поскольку он обвиняется в совершении умышленного преступления, имеет не погашенную и не снятую судимость и может препятствовать установлению истины по делу.

Доводы жалоб об отсутствии оснований для изменения Гомозову меры пресечения на заключение под стражу суд апелляционной инстанции считает необоснованными, поскольку суд исходил также из необходимости рассмотрения уголовного дела по существу для защиты законных прав и интересов участников уголовного судопроизводства.

Кроме того, принимая решение об изменении меры пресечения, суд первой инстанции учитывал также данные о личности Гомозова, имеющиеся в представленных материалах дела, в том числе ее состояние здоровья и семейное положение.

Каких-либо документов, свидетельствующих о наличии у подсудимого заболеваний, препятствующих содержанию его в условиях следственного изолятора, в материалах дела не содержится, суду первой и апелляционной инстанции они не представлены.

При таких обстоятельства суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судебное решение об изменении Гомозову меры пресечения с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу, вопреки доводам жалобы, принято судом с соблюдением норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих разрешение судом данного вопроса.

Каких-либо нарушений норм уголовно-процессуального законодательства РФ, а также нарушений прав, предусмотренных Конституцией РФ и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, влекущих изменение или отмену данного постановления, в том числе по доводам жалобы, суд апелляционной инстанции не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановление Троицкого районного суда г.Москвы от 5 апреля 2016 года об изменении подсудимому Гомозову В.И. меры пресечения с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу — оставить без изменения, а апелляционную жалобу адвоката — без удовлетворения.

Статья 110 УПК РФ. Отмена или изменение меры пресечения

1. Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 настоящего Кодекса.

1.1. Мера пресечения в виде заключения под стражу также изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации. Решение об изменении меры пресечения в виде заключения под стражу принимается дознавателем, следователем или судом, в производстве которых находится уголовное дело, не позднее 3 суток со дня поступления к ним из мест содержания под стражей копии медицинского заключения.

2. Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда.

3. Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 04.07.2003 N 92-ФЗ.

Комментарии к ст. 110 УПК РФ

1. Руководитель следственного органа вправе изменить или отменить любую меру пресечения по каждому делу, находящемуся как в его производстве, так и в производстве подчиненного ему следователя. Надзирающий и вышестоящий прокурор может изменить или отменить любую меру пресечения по делу, по которому производится дознание.

2. Следователь (дознаватель и др.), суд (судья) обязаны в пределах своей компетенции изменить или отменить меру пресечения, когда отпадает надобность в таковой или в мерах пресечения вообще. Это обусловлено целью их применения и возможным изменением в процессе производства по делу обстоятельств, явившихся основанием или условиями для применения меры пресечения.

3. Условия или фактические основания применения меры пресечения отпадают тогда, когда не находят подтверждения доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления либо свидетельствующие о возможности его неправомерного поведения.

4. Принятию решения об отмене или изменении меры пресечения может способствовать изменение обстоятельств, которые учитывались при ее избрании: совершенному деянию дана новая юридическая оценка, обвиняемый своим поведением доказал иное свое отношение к содеянному, ухудшилось (улучшилось) состояние его здоровья, изменилось семейное положение и т.п. Так, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть заменена другой в связи с изменением обвинения в сторону смягчения. При этом, если по новому обвинению за преступление не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, обвиняемый подлежит освобождению из-под стражи в обязательном порядке. И наоборот, если обвиняемый, в отношении которого применена подписка о невыезде или другая мера пресечения, не связанная с лишением свободы, не является по вызовам, старается оказать воздействие на содержание показаний свидетелей и потерпевших либо продолжает свою преступную деятельность, к нему должна быть применена более строгая мера пресечения, вплоть до заключения под стражу.

5. Изменяют, так же как и отменяют, меры пресечения те должностные лица, в чьем производстве находится уголовное дело, руководитель следственного органа или надзирающий за соблюдением органами дознания законов прокурор. Лишь отмена или изменение следователем (дознавателем и др.) меры пресечения, избранной им с согласия руководителя следственного органа (либо дознавателем с согласия прокурора), допустимы только с согласия тех же лиц.

6. Правила ч. 3 коммент. ст. нельзя толковать буквально. Они касаются лишь отмены или изменения мер пресечения на стадии предварительного расследования. На судебных стадиях суд (судья) вправе самостоятельно, без получения на то согласия руководителя следственного органа (прокурора) изменить или отменить любую меру пресечения, включая те, которые избраны в ходе досудебного производства руководителем следственного органа, а также следователем с согласия руководителя соответствующего следственного органа, дознавателем с согласия прокурора.

7. Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена органами дознания или предварительного следствия. При необходимости отмены (изменения) такой меры пресечения следователь (дознаватель и др.) выносит постановление об отмене (изменении) данной меры пресечения. В этом случае мы бы рекомендовали согласовывать его с руководителем следственного органа (прокурором). Последний давал свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения. Таким образом, он давал согласие и на ее избрание. Соответственно, буквально толкуя положения ч. 3 ст. 110 УПК, мы приходим к выводу, что согласие руководителя следственного органа (прокурора) на отмену или изменение избранной судом меры пресечения орган предварительного расследования получать должен. Указанное правило касается любой меры пресечения, избранной по решению суда. Исключением из этого правила следует считать лишь те случаи, когда мера пресечения изменяется на заключение под стражу, домашний арест или залог. Данные меры пресечения избираются лишь по решению суда.

8. Изменение или отмена меры пресечения производятся мотивированным постановлением следователя (дознавателя и др.), судьи или определением суда. В постановлении (определении) должны быть указаны конкретные обстоятельства, в связи с устранением или изменением которых отменяется или изменяется мера пресечения.

9. Решение об отмене или изменении меры пресечения может излагаться в самостоятельном процессуальном документе или включаться в постановление (определение) о прекращении дела, в приговор и т.д. Когда, к примеру, вопрос о мере пресечения разрешается судом одновременно с назначением судебного разбирательства, вынесением приговора, прекращением или приостановлением дела и т.п., то суд (судья) не составляет отдельного определения (постановления) о мере пресечения, а указывает свое решение об этом в соответствующем процессуальном документе: постановлении, определении, приговоре. Если же вопрос о мере пресечения разрешается судом в качестве отдельного, самостоятельного вопроса, то его решение оформляется специальным определением. По аналогичным правилам оформляют свое решение и органы предварительного расследования. Например, при отмене меры пресечения в связи с тем, что подозреваемому в течение 10 (30) суток не предъявлено обвинение, выносится отдельное постановление. При отмене же меры пресечения в связи с прекращением уголовного дела об этом может быть указано в постановлении о прекращении уголовного дела.

10. Постановление или определение об отмене или изменении меры пресечения рекомендуется объявлять лицу, в отношении которого оно вынесено. При этом следует на постановлении делать отметку с указанием времени ознакомления, удостоверяемую подписью обвиняемого (подозреваемого).

11. В случае изменения меры пресечения обвиняемому вручается копия постановления, где зафиксировано данное решение.

12. В зависимости от вида меры пресечения о ее отмене или изменении уведомляются поручитель, командование воинской части, родители несовершеннолетних или должностное лицо специализированного детского учреждения.

13. Постановление (определение, приговор или выписка из него) об отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу в тот же день нарочным направляется в администрацию соответствующего места предварительного заключения и должно быть исполнено немедленно по его получении.

14. См. также комментарий к ст. ст. 97, 99, 228 УПК.

Уловки следствия. Типичные способы маскировки незаконности заключения под стражу

Зачастую органы предварительного расследования располагают доказательствами, делающими возможным не только подозревать лицо в совершении преступления небольшой (средней) тяжести, но и, безусловно, в течение 10 суток собрать доказательства, которые позволят на законных основаниях предъявить лицу обвинение в совершении такого преступления. И такое обвинение предъявляется. Лицо становится обвиняемым. Однако этого им мало. Обвинения лица в совершении впервые преступления небольшой (средней) тяжести обычно недостаточно для убеждения суда в необходимости избрания в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Гораздо легче это сделать в отношении задержанного, который якобы совершил несколько преступлений или не только преступление небольшой (средней) тяжести, но и особо тяжкое преступление.

Кто задержан?

С одной стороны, задержание в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ обвиняемого законом не предусмотрено так же, как и задержание свидетеля (потерпевшего и др.). В статьях 91 и 92 УПК РФ речь идет о задержании лишь подозреваемого. С другой стороны, ст. 100 УПК РФ требует немедленно отменить меру пресечения, если в течение 10 (45) дней после задержания в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ лицу не предъявлено обвинение в совершении того преступления, в связи с подозрением в котором он был задержан.

Что же делают наши доблестные стражи порядка? Они инициируют возбуждение уголовного дела о другом преступлении (других преступлениях) либо используют уже возбужденное уголовное дело о нераскрытом преступлении. Лицо (обвиняемого по другому делу) задерживают по подозрению в совершении «нового» (нередко которое якобы было совершено несколько лет назад) преступления.

Дело на этом основании соединяют с делом, по которому он уже наделен статусом обвиняемого. И орган предварительного расследования возбуждает перед судом ходатайство об избрании обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу, умалчивая о требовании ст. 100 УПК РФ, наличии у лица статуса подозреваемого, невозможности задержания обвиняемого и об отсутствии доказательств, позволяющих предъявить ему обвинение в совершении преступлений, к которым он будто бы причастен. Таким путем правоохранительные органы создают видимость законности при незаконном содержании лица под стражей.

Способы вуалирования

В своем постановлении о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу следователь, а затем в постановлении об избрании названной меры пресечения суд обосновывают наличие фактических оснований заключения лица под стражу и, главное, невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения подозрением лица в совершении ряда преступлений (тяжкого или особо тяжкого преступления), но избирают меру пресечения в виде заключения под стражу обвиняемому, а не лицу, наделенному двумя статусами: обвиняемого по одному эпизоду и подозреваемого по другим (другому). Требование ст. 100 УПК РФ, обязывающее предъявить заключенному под стражу подозреваемому не позднее 10 (45) суток с момента его задержания обвинение в совершении преступления, в причастности к которому он подозревался, игнорируется. «Забывают» органы предварительного расследования и о требовании ст. 100 УПК РФ, согласно которому если в вышеуказанный срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Это один способ. Другой способ состоит также из двух этапов. Сначала лицо задерживается, и ему избирается мера пресечения в виде заключения под стражу в связи с подозрением в особо тяжком преступлении. Затем возбуждается уголовное дело о преступлении небольшой (средней) тяжести. Дела соединяются и в 10-дневный срок с момента задержания лицу предъявляется обвинение в совершении преступления небольшой (средней) тяжести. Обвинение же в совершении особо тяжкого преступления уже никогда не предъявляется.

Лицо продолжает находиться под стражей (несколько месяцев) до момента возбуждения ходатайства о продлении срока содержания под стражей. И только если суд, рассматривающий вопрос о продлении срока содержания под стражей, обратит внимание на незаконность избрания искомой меры пресечения, требование ст. 100 УПК РФ (несвоевременно, с явным и прямым нарушением правила о немедленности) выполняется – мера пресечения отменяется.

Так, Московским городским судом 2 июля 2015 года по делу № 10-9264 было вынесено Апелляционное постановление, которым обвиняемая В. освобождена из-под стражи, а постановление нижестоящего суда о продлении срока содержания ее под стражей отменено. Апелляционная инстанция следующим образом обосновала собственное решение.

«14 апреля 2015 года Пресненским МРСО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по Москве возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.

В. 17 апреля 2015 года была задержана по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.

18 апреля 2015 года на основании постановления Пресненского районного суда г. Москвы В., подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

При этом в постановлении о рассмотрении ходатайства в порядке статьи 108 УПК РФ суд дал оценку обоснованности подозрения В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, а также наличию оснований и соблюдению порядка задержания подозреваемой (статьи 91 и 92 УПК РФ); наличию предусмотренных статьей 100 УПК РФ оснований для избрания меры пресечения до предъявления обвинения.

Впоследствии 23 апреля 2015 года в отношении В. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, в этот же день данное уголовное дело соединено в одно производство с уголовным делом, возбужденным 14 апреля 2015 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.

24 апреля 2015 года В. предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Однако обвинение В. по ч. 1 ст. 105 УК РФ, по подозрению в совершении которого она была задержана, а впоследствии заключена под стражу, в установленный ч. 1 ст. 100 УПК РФ срок так и не было предъявлено.

Предъявление В. обвинения по ч. 4 ст. 159 УК РФ не может являться основанием для содержания ее под стражей и дальнейшего продления срока содержания под стражей, поскольку основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. 97, 99 УПК РФ, учитывались судом исходя из подозрения В. в совершении конкретного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, при изложенных в постановлении обстоятельствах.

Вышеизложенное не было учтено судом первой инстанции при рассмотрении ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей В.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что постановление суда подлежит отмене, поскольку принято с нарушением норм уголовно-процессуального закона».

Обоснование незаконности заключения под стражу

Это пример «счастливого» разрешения вопроса об освобождении незаконно содержащейся под стражей обвиняемой, после реализации правоохранительными органами в отношении нее второго способа, замаскированного под законное безусловно незаконного содержания лица под стражей. Между тем большинство вышеуказанных доводов апелляционной инстанции могут быть использованы и при обосновании незаконности содержания обвиняемого под стражей в ходе применения первого способа.

Ведь и в случае, когда «обвиняемому» (а в действительности лицу с двойственным статусом: обвиняемого и подозреваемого) избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, «в постановлении о рассмотрении ходатайства в порядке статьи 108 УПК РФ суд» дает «оценку обоснованности подозрения» этого лица «в совершении преступления», обвинение по которому ему своевременно не предъявляется, «а также наличию оснований и соблюдению порядка задержания подозреваемой (статьи 91 и 92 УПК РФ)». «Основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. 97, 99 УПК РФ, учитывались судом исходя из подозрения» лица «в совершении конкретного преступления… при изложенных в постановлении обстоятельствах».

Причем в рассматриваемой ситуации обычно суд умалчивает о двойственном статусе (обвиняемого и подозреваемого) лица, в отношении которого избирается мера пресечения, и поэтому не дает никакого анализа «предусмотренных статьей 100 УПК РФ оснований для избрания меры пресечения до предъявления обвинения». Что является еще одним свидетельством существенного нарушения требований уголовно-процессуального закона при избрании судом меры пресечения в виде заключения под стражу.

«При таких обстоятельствах», действительно, «постановление суда» об избрании искомой меры пресечения «подлежит отмене, поскольку принято с нарушением норм уголовно-процессуального закона».

Отменяйте постановление раньше

Решения об освобождении обвиняемого из-под стражи можно ждать от суда, который будет рассматривать вопрос о продлении срока содержания лица под стражей. Но оправданно ли столь долгое ожидание? Несомненно нет. Указанные обстоятельства следует доложить апелляционной инстанции, которой будут проверяться законность и обоснованность постановления суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Они свидетельствуют о незаконности избрания судом меры пресечения в виде заключения под стражу, тем более когда избранная ранее обвиняемому мера пресечения (до его задержания) ни разу не была нарушена.

Если к моменту судебного заседания в апелляционной инстанции установленный ст. 100 УПК РФ срок истек, а органы предварительного расследования не представили в суд документы, свидетельствующие о выполнении требований ст. 100 УПК РФ (о предъявлении обвинения), избранная мера пресечения должна быть отменена уже в связи с одним лишь требованием ч. 1 или ч. 2 ст. 100 УПК РФ. То обстоятельство, что законодатель призывает к немедленной отмене меры пресечения при непредъявлении в указанный в ст. 100 УПК РФ срок обвинения, не позволяет суду апелляционной инстанции «переложить рассмотрение» этого вопроса на суд, избравший меру пресечения.

Суд апелляционной инстанции в искомой ситуации при наличии к тому оснований вправе избрать меру пресечения, но уже не в отношении лица, наделенного двойным статусом (обвиняемого и подозреваемого), а лишь в отношении обвиняемого. При вынесении этого решения, с одной стороны, не должно учитываться подозрение лица в совершении иных преступлений. С другой стороны, исследованию подлежит также вопрос поведения обвиняемого в ходе применения к нему ранее меры пресечения, не связанной с лишением свободы.

Притом, несомненно, если (а такое случается) избранная ранее в отношении подозреваемого мера пресечения, к примеру подписка о невыезде, не была отменена специальным постановлением следователя (дознавателя и др.), в резолютивной части постановления суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу отсутствует упоминание о ранее избранной в отношении обвиняемого подписке о невыезде, последняя продолжает свое действие (после отмены решения о заключении его под стражу).

6.6. Избрание, изменение или отмена меры пресечения

руководитель (член) следственной группы, 4)

начальник следственного отдела, 5)

Органом предварительного расследования меры пресечения избираются только по подследственным им делам.

Мера пресечения избирается в отношении обвиняемого и в исключительных случаях в отношении подозреваемого. В этом случае обвинение подозреваемому должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента фактического его задержания, а не после вынесения постановления о заключении под стражу. В ином случае мера пресечения немедленно отменяется, а заключенный под стражу освобождается. Это правило не касается лишь случаев обвинения в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277, 278, 279, 281 и 360 УК РФ. Такое обвинения должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если же в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Если в отношении лица избрана любая иная, помимо заключения под стражу, мера пресечения, десятидневный (30 суточный) срок исчисляется с момента объявления ему постановления об избрании меры пресечения.

Одного лишь вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого в течение десяти (30) суток недостаточно для того, чтобы не нарушать рассматриваемое уголовно-процессуальное положение.

Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется.

Решение об избрании меры пресечения оформляется мотивированным постановлением (определением).

На практике постановления дознавателя утверждаются руководителем учреждения, наделенного правами органа дознания. Это ведомственное, а не уголовно-процессуальное требование.

В постановлении (определении) об избрании меры пресечения указываются анкетные данные лица, к которому применяется мера пресечения (фамилия, имя, отчество, дата рождения), преступление, в совершении которого это лицо обвиняется или подозревается, и основания для избрания применяемой меры пресечения. Кроме того, в постановлении (определении) необходимо указать дату (число, месяц, год) и место его составления; должностное положение, звание (классный чин), фамилию и инициалы лица, принимающего решение о мере пресечения; статьи УПК РФ, в соответствии с которыми избирается мера пресечения.

Важнейшей частью постановления является его мотивировка. В этой части кратко, но конкретно излагаются фактические основания избрания меры пресечения и указываются цели, для достижения которых она применяется.

Помимо вынесения постановления, при избрании некоторых видов мер пресечения оформляется также соответствующая подписка или протокол (подписка о невыезде, протокол о принятии залога и т.д.) либо делается сообщение командованию воинской части. Когда избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы, рекомендуется давать указание участковому инспектору об установлении наблюдения за обвиняемым по месту жительства, а также сообщать в отдел кадров по месту работы о необходимости немедленно предупредить орган, в производстве которого находится производство по уголовному делу, если обвиняемый подаст заявление об увольнении.

Следователь (дознаватель и др.) и прокурор не вправе самостоятельно избрать такую меру пресечения как заключение под стражу.

В резолютивной части данного постановления содержится существо заявленного ходатайства. Особенностью данного постановления является также то обстоятельство, что анкетные данные лица, в отношении которого оно выносится, излагаются более подробно. Помимо фамилии, ими, отчества, даты рождения подозреваемого или обвиняемого здесь должно быть указано его место рождения, гражданство, место жительства и судимость.

Аналогична форма постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения по стражу.

Предоставление суду исключительных возможностей заключать подозреваемого или обвиняемого под стражу служит важной гарантией законности и обоснованности применения указанных мер пресечения, существенно затрагивающих интересы личности.

Копия постановления или определения о применении меры пресечения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, немедленно. Это правило действует во всех без исключения случаях, какая бы мера пресечения не избиралась. Копия постановления (определения) о применении меры пресечения передается обвиняемому (подозреваемому) сразу после его оглашения. Одновременно ему разъясняется установленный ст. 123-127 УПК РФ порядок обжалования решения об избрании меры пресечения. По просьбе защитника или законного представителя обвиняемого (подозреваемого) копия постановления или определения об избрании меры пресечения вручается и ему.

Сразу же после избрания меры пресечения в виде заключения под стражу соответствующее постановление (определение) направляется для исполнения вместе с арестованным администрации места предварительного заключения.

Уголовно-процессуальный закон не обязывает избирать меру пресечения в отношении каждого обвиняемого. При отсутствии оснований, делающих необходимым применение меры пресечения, мера пресечения не избирается.

Если мера пресечения не избрана, обвиняемый может сохранять обычный уклад жизни, выезжать за пределы района проживания, вправе по своему усмотрению менять место своего жительства, однако ему рекомендуется ставить об этом в известность орган расследования, прокурора или суд и немедленно являться по их вызовам. Только в этом случае мера пресечения ему может быть не избрана и в дальнейшем. Если обвиняемый или подозреваемый не будет являться по вызову следователя (дознавателя и др.), он может быть подвергнут приводу. После чего обычно в отношении него избирается мера пресечения.

Когда в применении меры пресечения отпадает необходимость, она отменяется. Если же изменяются предусмотренные ст. ст. 97 и 99 УПК РФ основания для избрания данной конкретной меры пресечения, мера пресечения может быть изменена на более строгую или более мягкую.

Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства прокурором, а также следователем, дознавателем по его письменному указанию, на стадии предварительного расследования может быть отменена или изменена только с согласия прокурора.