Предмет и метод финансового права система источников финансового права

Понятие, предмет и система финансового права

Понятие, предмет и метод финансового права

Деньги, аккумулированные в фонды денежных средств, представляют собой финансовую систему, регулируемую финансовым правом.

Финансовое право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе образования и расходования публичных финансов.

Предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований (публичной власти), по формированию, распределению и использованию публичных денежных фондов в целях бесперебойного осуществления функций публичной власти.

Содержание предмета финансового права обусловливает специфику методов его регулирования. Основным методом финансово-правового регулирования является императивный метод, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Большая часть этих предписаний исходит от монетарных и фискальных властей (Министерства финансов РФ, Центрального банка, Федеральной налоговый службы), созданных специально для осуществления финансовой деятельности публичной власти. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т. п. Участники финансовых правоотношений, которым адресованы данные предписания, не находятся в полном подчинении органам, выдающим властные предписания, а зависят от них лишь в части финансовой деятельности. Финансово-правовому механизму регулированию общественных отношений свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т. п., которые получают все большее применение.

Система и источники финансового права

Система финансового права — это внутреннее строение данной отрасли права, объединение и расположение правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — это Общая и Особенная части.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других органов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области бюджетной системы, внебюджетных государственных и муниципальных фондов, государственных и муниципальных доходов и расходов, государственного и муниципального кредита, организации имущественного и личного страхования, банковского кредитования, денежного обращения и расчетов, валютного регулирования.

Являясь комплексной отраслью, финансовое право включает в себя такие подотрасли, как бюджетное, налоговое, банковское, валютное право и др.

Нормы финансового права содержатся в большом количестве разнообразных источников.

Основными из них являются Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, уставы муниципальных образований, закрепляющие основы правовой организации финансовой деятельности публичной власти.

Кодифицированные источники финансового права представлены в России и Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014 г.) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ) — часть первая от 31.07.1998 г. № 146ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.), часть вторая от 05.08.2000 г. № 117ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.).

Значительную роль играют некодифицированные федеральные законы, в первую очередь, посвященные банковскому и валютному праву — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. от 29.12.2014 г.), Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. 29.12.2014 г.), Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (ред. 04.11.2014 г.) и др.

Большую группу источников финансового права составляют подзаконные акты регуляторов финансового рынка, монетарных властей и фискальных органов — Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Министерства экономического развития РФ и др.

Принятые законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах наряду с федеральным законодательством формируют трехуровневый состав источников финансового права.

Применительно особенно к налоговому праву большую роль в системе источников финансового права играют решения высших судов, формирующие судебную практику по налоговым спорам.

1.1. Предмет и источники финансового права Российской Федерации

Финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права. Так, отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, а также отношения в сфере финансов предприятия (внутренний оборот), товарно-денежные или касающиеся внутренней деятельности банков и органов страхования регулируются соответствующими нормами гражданского и административного права.

Тем не менее финансовое право является самостоятельной отраслью права, что определяется в первую очередь предметом регулирования, особенностями метода регулирования и наличием системы финансового права.

К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, а также местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, характерных для процесса финансовой деятельности.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Система российского финансового права — это объективно обусловленное общественными финансовыми отношениями внутреннее его строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты.

Источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

Нормы финансового права содержатся и в указах Президента РФ и в указах президентов республик, входящих в состав РФ, в актах органов исполнительной власти — постановлениях Правительства РФ.

Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации и акты местной администрации также источники финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам (приказы, инструкции и др.).

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления (министерств, ведомств и др.), регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций.

Источники финансового права

Источники финансового права

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных нормативных правовых актов, именуемых его источниками. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, или региональные, местные и др.).

Итак, источники российского финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, вроде кодекса, нет. Однако в качестве составной части системы источников финансового права, как уже отмечалось, действуют кодифицированные нормативные акты по налоговому и бюджетному праву: БК РФ и НК РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного российского финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования, которые регулируют финансовые отношения в комплексе с другими отношениями, являясь источниками как финансового, так и иных соответствующих отраслей права.

Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. В их числе — законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений непосредственно законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число федеральных законов, относящихся к разным сферам финансовой деятельности, действуют кодифицированные нормативные акты — БК РФ и НК РФ, что свидетельствует о развитии правовой основы финансовых отношений в направлении се совершенствования. На данном этапе наблюдается активизация этого процесса.

Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления привели к активизации нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, органами местного самоуправления утверждены положения о местных налогах и др. Упомянутые акты наряду с федеральным законодательством — важная часть источников финансового права.

Нормы финансового права содержатся также в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые по вопросам, соответствующим их компетенции, тоже могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты органов исполнительной власти, прежде всего финансово-кредитных — Министерства финансов РФ (Минфина России), Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), Центрального банка РФ и др. (приказы, инструкции и т. д.). Некоторые нормативные акты издаются совместно названными органами или вместе с другими экономическими и иными службами (Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой (ФТС России), Федеральной службой по тарифам и др.), в зависимости от содержания регулируемых отношений. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга рассматриваемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования у этих органов сузился — до внутренних (для данных органов) отношений.

Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов исполнительной власти министерств, служб, регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел он формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм, дает толкование их смысла. В случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых, отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности в НК РФ.

В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели особую актуальность. К тому же еще не все области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

1. Понятие и предмет финансового права. Источники финансового права.

Финансовое право – это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность – это деятельность государства в лице его органов по мобилизации денежных средств в доход государства и по их распределению.

Основными задачами государства при мобилизации денежных средств являются следующие:

— учет и возможности налогоплательщиков;

— учет резерва денежных средств и увеличение объема поступления их в собственность государства.

В сборе денежных средств принимают участие в той или иной форме и юридические лица, и физические лица.

Основными задачами распорядительной деятельности государства являются:

— учет субъектов использования денежных средств и их потребностей;

— определение размеров и сроков использования денежных средств;

— учет и отчетность;

— обеспечение сохранности денежных средств;

— выявление результатов их использования.

Субъекты распределения денежных средств те же. При этом специфическими субъектами распределения денежных средств выступают бюджетные учреждения, т.к. они не участвуют в мобилизации денежных средств.

Под предметом финансового права понимаются определенные общественные отношения (бюджетные, налоговые, расчётно-кредитные, валютные, а также отношения, возникающие в процессе страхования, денежного обращения, контроля финансовой деятельности) складывающиеся в процессе осуществления государством своих функций по мобилизации на общегосударственные нужды фондов денежных средств, их распределения и обеспечения эффективного и рационального использования.

Финансовое право — совокупность правовых норм регулирующих указанные выше отношения

Особенности финансовых правоотношений:

— они возникают под воздействием и в интересах государства;

— объектом этих отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства;

— они складываются только в сфере финансовой деятельности государства.

— одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице уполномоченного им органа, другой стороной – другие субъекты финансовой деятельности.

Финансовые правоотношения возникают:

— между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и физическими лицами – с другой, — по уплате ими налогов и неналоговых платежей в доход государства;

— между Республикой Беларусь и местными административно-территориальными единицами — в связи с распределением финансовых ресурсов;

— между государственными финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, — в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов

— между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями и учреждениями – с другой, — в связи с расходованием государственных денежных средств.

Виды финансовых правоотношений.

По материальным признакам:

· Отношения связанные с государственными расходами.

· Отношения в сфере валютно-денежных отношений.

· Отношения связанные с имуществом, личным и государственным социальным страхованием.

· Отношения, связанные с контролем финансовой деятельности.

· Отношения между органами государственной власти.

· Отношения между органами государственной власти и государственного управления.

· Отношения между органами государственного управления.

· Отношения между государственными органами и субъектами хозяйствования, включая расчётно-кредитные учреждения, страховые и перестраховочные организации.

Финансово-правовые отношения не могут возникнуть между физическими и (или) юридическими лицами.

В сфере финансовой деятельности государства складываются не только финансовые правоотношения, но и другие: трудовые, административные, гражданские и др.

Финансовая деятельность государства так обширна и многогранна, что некоторые её стороны регулируются не только нормами финансового права, но и другими отраслями права.

К предмету финансового права относятся:

· закрепление структуры финансовой системы государства;

· разграничение прав и обязанностей между участниками финансовых отношений,

· регулирование отношений, возникающих в ходе их финансовой деятельности.

К предмету финансового права относится наделение участников финансовых отношений определенным объемом прав и обязанностей.

Эти права и обязанности реализуются в процессе взаимоотношений Республики Беларусь и органов местного самоуправления, органов представительной и исполнительной власти, финансовых органов с субъектами налоговых и бюджетных отношений.

Регулирование финансовых отношений осуществляется на основе юридических норм или норм финансового права. Соблюдение этих норм всеми участниками финансовых отношений является непременным условием нормального функционирования всех гражданских институтов, политической стабильности в государстве. Государственная власть, регулируя финансовые отношения, опирается на нормы финансового права, которое можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере аккумуляции, распределения и использования государственных денежных фондов.

Таким образом, финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, для обеспечения бесперебойного осуществления их задач и функций в определенный период развития.

Финансовое право подразделяется на Общую и Особенную части.

В Общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности, ее правовые формы.

Общая часть финансового права включает:

— понятие финансовой деятельности государства, его методы и формы;

— предмет финансового права;

— нормы и финансово-правовые отношения;

— правовые основы финансового контроля.

Особенная часть финансового права включает несколько крупных разделов (институтов):

1. Бюджетное право.

2. Налоговое право.

3. Государственные доходы и расходы.

4. Государственный кредит.

5. Банковское кредитование.

6. Денежное обращение и расчеты.

7. Валютное регулирование.

Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования.

Финансовое право не имеет самостоятельного метода правового регулирования и использует административно-правовой метод или метод государственно-властных предписаний, для которого характерно следующее: императивный характер, неравное положение сторон.

Метод властных предписаний в основном распространяется на обязанности юридических и физических лиц уплачивать причитающиеся налоги. Но он присутствует и при платежах добровольного характера.

Указанный метод является основным, но не исключительным. На межотраслевом уровне все чаще используются такие методы как согласования, рекомендации.

Так как основным методом финансового права является властно-стоимостной, то для данного метода характерно:

· Юридическое неравенство сторон финансовых правоотношений.

· Отсутствие возмездного договора между сторонами.

· Стоимостной механизм воздействия на субъектов финансовых правоотношений.

Нормы финансового права носят императивный характер, т.е. не зависят от воли сторон и выражены в категорической форме.

Финансово-правовые нормы закрепляют полномочия участников финансового планирования, налогоплательщиков, кредиторов, заемщиков контролеров, получателей и распорядителей государственных ассигнований и т.д. В законах, уставах, положениях об органах государственной власти и управления, хозяйствующих субъектах обязательно выделяются их права и обязанности по участию в финансовой деятельности. В частности, это касается выполнения обязательств перед бюджетом, будь это обязанности в части составления рассмотрения, утверждения, исполнения соответствующих бюджетов или уплаты причитающихся бюджетной системе налогов, сборов, пошлин, санкций. Финансово-правовые нормы закрепляют эти обязанности, также права и меры ответственности и направлены на обеспечение государственных интересов.

По содержанию финансово-правовые нормы подразделяют на материальные и процессуальные.

Материальные закрепляют виды доходов, зачисляемых в бюджеты разных уровней, направления расходов по республиканскому и местным бюджетам. Сюда же относятся и налоги, которые предприятия и население должны уплачивать в бюджет или внебюджетные фонды. К материальным нормам относятся и нормы, устанавливающие права Республики Беларусь, органов местного о самоуправления по их участию в финансовой деятельности государства.

Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок, процедуру осуществления определенного направления финансовой деятельности органов государственной власти и государственного управления.

В нормах финансового права закреплены:

-общие принципы, методы и формы финансовой деятельности;

-виды денежных фондов государства;

— порядок установления и взимания налогов и неналоговых платежей.

Нормы, регулирующие финансовые отношения, отмечены в многочисленных источниках. К ним относятся: основной закон Республики Беларусь (Конституция), законы и подзаконные акты.

Раздел VII Конституции в целом посвящен финансовой системе государства и закрепляет основы финансовой деятельности Республики Беларусь и местного самоуправления. Источниками финансового права Республики Беларусь являются правовые акты органов представительной и исполнительной власти всех уровней, которые регулируют финансовые отношения.

«Молодой» возраст отечественного финансового права пока не позволил сформироваться финансовому законодательству в кодекс. Тем не менее, кодификация практически достигнута по определенным финансово-правовым институтам, входящим в эту отрасль права. Имеются в виду Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь и Налоговый кодекс Республики Беларусь.

Нормативная база белорусского финансового законодательства представлена, прежде всего, такими законами как: Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь», пакетом законов о налогах с выделением Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», законом «О ценных бумагах и фондовых биржах».

Нормы финансового права содержатся и в других законах, в частности, в законах о местном управлении и самоуправлении, предприятии, аренде, Таможенном кодексе и некоторых других законах. Важное место в источниках финансового права Республики Беларусь принадлежит ежегодно принимаемым законам о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый год. Эти законы, хотя и носят временный характер (в течение года), однако в них нередко содержатся статьи, отменяющие, уточняющие нормы, содержащиеся в законах долговременного действия. В них также порой содержатся и такие нормы, которые выходят за рамки чисто бюджетных отношений. Это свидетельствует о правомерности выделения бюджета и бюджетного права в особый раздел финансовой науки и финансового права.

В особую группу источников финансового права можно выделить Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, постановления и распоряжения Совета Министров. К источникам финансового права относятся также решения органов представительной и исполнительной власти на областном, городском и районном уровнях. Принимаемые органами местной власти финансово-правовые акты распространяются только на территорию данного региона.

Самую многочисленную группу финансово-правовых актов составляют подзаконные акты, издаваемые Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам, Национальным банком. Нормы финансового права содержатся также в актах, принимаемых министерствами, ведомствами, другими органами управления. Их действие распространяется на юридических лиц, входящих в систему данного министерства или ведомства.

К финансово-правовым актам можно отнести: приказы администрации предприятия, постановления собраний трудовых коллективов, общих собраний акционеров, пайщиков по вопросам использования денежных средств, принадлежащих предприятиям.

Республикой Беларусь подписан ряд международных соглашений и договоров в области финансов непосредственно, либо в той или иной мере касающихся финансов. К ним относятся:

· соглашения с рядом государств об устранении двойного налогообложения;

· соглашения с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими национальными и международными финансовыми организациями по поводу привлекаемых Правительством иностранных кредитов;

· соглашения об экономическом союзе, платёжном союзе, межгосударственном банке государств-участников СНГ.

Источники финансового права (3)

Главная > Реферат >Финансы

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 4

1.1.Предмет финансового права 4

1.2. Методы финансового права 8

2.СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ФИНАНСОВОМ ПРАВЕ 11

3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 28

В теории финансового права проблематика источников финансового права не является новой. Однако, в недавнем прошлом, она связывалась исключительно с нормативными правовыми актами. В современных условиях, финансовое право и его источники стали развиваться особенно активно.

В настоящее время, появилось большое число новых и отменено много устаревших нормативных финансово-правовых актов. Особо значимым явлением в самом конце XX века стало принятие кодифицированных нормативных финансово-правовых актов: Бюджетного 1 и Налогового 2 , 3 кодексов РФ. Кроме того, под влиянием демократизации общественной жизни и движения страны по пути развития рыночной экономики, а так же интеграции РФ в мировое сообщество, изменились принципы, формы правового регулирования финансов. Следствием данных обстоятельств явилась активное развитие финансового права. Вместе с тем, существуют и более конкретные причины, обуславливающие необходимость исследования проблемы источников финансового права.

Целью данной работы является исследование нормативных финансово-правовых актов, для определения их места и роли в системе источников финансового права РФ. Для достижения названной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть понятие финансового права как отрасли права;

Изучить систему нормативно-правовых актов в финансовом праве;

Определить перспективы развития нормативно-правовых актов в системе источников финансового права;

Методологическую основу исследования составили современные методы научного познания. Для решения поставленных задач автор использовал как общенаучные, так и частно — научные методы исследования, включая такие, как метод системного анализа, историко-правовой метод сравнительного правоведения, анализ научных и нормативных материалов. Основной теоретической базой исследования выступили современные концепции теории государства и права, история государства и права, финансового, административного, конституционного, международного права.

При проведении исследования автором так же были использованы труды учёных, изучавших различные вопросы теории финансового права: Мандрица В.М., Крохиной Ю.А., Дадонова В.Н., Дёмина Н.Д., Эриашвили. Кроме того, в настоящей работе использованы научные положения и предложения, выработанные специалистами в области других отраслей права: Витченко А.А., Матузовой А.В., Малько, Бондарь И.С.

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА


1.1.Предмет финансового права

Современное финансовое право как самостоятельная от­расль права и соответствующая сфера российского законо­дательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет финансово-правового регулирования, об­новляются его подотрасли и институты. В частности, после вступления в действие БК РФ и НК РФ правовое регулирование финансовых отношений пополнилось многими новыми объек­тами, методами, механизмами, способами, принципами и т. д.

Все отрасли права различаются между собой, прежде всего по предмету правового регулирования, поэтому, чтобы сфор­мулировать понятие финансового права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его пред­мет.

Предмет правового регулирования образуют, как правило, отношения, характеризующиеся следующими признаками: ус­тойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю воз­можность с достаточной точностью фиксировать правоотноше­ния субъектов; способностью к внешнему правовому контролю; нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права 4 .

Финансовое право имеет определен­ные закономерности, которые влияют па возникновение, функционирование или прекращение финансовых отношений. Некоторыми подобными закономерностями, явля­ются следующие характеристики финансовых отношений:

-обусловленность необходимостью материального обеспечения деятельности государства;

-изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публичной формами собственности;

-политическая компромиссность правового регулирования 5 .

Можно выделить основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет финансово-правового регулиро­вания. Эти отношения:

-имеют имущественный характер либо связаны или обусловлены имущественным характером;

-направлены на образование, распределение и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

-их обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов. 6

Наиболее полное представление о структуре предмета финансового права дает его классификации по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от функций финансовой деятельности предмет финансового права образуют отношения, склады­вающиеся в ходе: распреде­ления государственных или муниципальных денежных средств; использования государственных или муниципальных ресурсов; осуществления финансового контроля; эмиссии денежных зна­ков.

Во-вторых, в зависимости от институциональной принадлеж­ности выделяются отношения: бюджетные; возникающие в процессе деятельности государственных или муниципальных внебюджетных фондов; в связи с образованием государствен­ных или муниципальных доходов; в связи с осуществлением государственных или муниципальных расходов; складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятий, организа­ций, учреждений; налоговые; кредитные; страховые; связанные с денежным обращением и расчетами; возникающие в процессе валютного регулирования.

В-третьих, по экономическому критерию финансовые отно­шения подразделяются на финансовые и нефинансовые. Фи­нансовыми являются отношения, опосредующие движение де­нежных средств и обладающие характерными признаками фи­нансов, например отношения по бюджетному регулированию, распределению прибыли казенного предприятия и т. д.

Нефинансовыми являются отношения, в результа­те функционирования которых не происходит движения денеж­ных средств, однако эти отношения лежат в основе финансо­вых отношений и направлены на их создание, изменение или прекращение. В качестве примера таких отношений можно привести установление налогов, утверждение сметы предпри­ятия.

В-четвертых, по субъектному составу различают финансовые отношения, складывающиеся между: Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями в лице органов местного самоуправления по поводу распределения финансовых ре­сурсов государства; финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны.

Приведенная классификация общественных отношений позволяет сделать вывод, что в предмет финансового права входят не все денежные отношения, а только определенная их часть, опосредующая процессы образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных интересах.

Параллельно с финансовыми существуют целые группы денежных отношений, образующие предметы правового регулирования иных отраслей права. Так, денежные расчеты по договору купли-продажи между гражда­нами относятся к сфере гражданско-правового регулирования, взыскание административных штрафов — к сфере администра­тивного права, выплата пенсий — к сфере права социального обеспечения 7 .

Таким образом, не все денежные отноше­ния охватываются финансово-правовым регулированием. В предмет финансового права входят имущественные и связан­ные с ним неимущественные отношения в сфере публичной государственной или муниципальной финансовой деятельно­сти, урегулированные нормами права, как правило, с помощью метода властных предписаний.

1.2. Методы финансового права

Вторым критерием для определения сущности финансового права в системе российского права служит метод правового регулирования. Специфика общественных отношений, в совокупности образующих предмет финансового права, обусловила и особенности способов государственного воздействия на эту область государственной деятельности.

Методы осуществления финансовой деятельности являются важным составляющим элементом финансового права, по­скольку отражают качественную сторону финансовой деятель­ности и позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений 8 .

Понятие метода финансового права не сле­дует связывать только с какой-то одной юридической особен­ностью: это всегда совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия дан­ной отрасли права на отношения финансовой сферы.

Среди общих методов, применяемых в финансовом праве, наиболее ярко выделяется императивный метод. Императивный метод воздействия на финансовые отношения представляет со­бой способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы. В финансовом праве этот ме­тол является «сквозным», присущим всем составным частям данной отрасли права, однако в отдельных подотраслях или ин­ститутах он может иметь особенности.

Императивный (властный) характер финансовой деятельно­сти государства присущ ей в силу того, что государство само­стоятельно устанавливает порядок образования, распределения и использования де­нежных средств.

Императивный метод правового регулирования представляет собой не просто специфический способ воз­действия на общественные отношения, связанные с государст­венным (муниципальным) правом собственности на денежные средства, а служит выражением основных особенностей финансового права, отра­женных в сфере имущественного регулирования 9 .

Развитие Российской Федерации в новых экономических и государственно-политических условиях обусловило расширение применения диспозитивного метода правового регулирования финансовых отношений. Диспозитивный метод более присущ гражданскому праву, поэтому его «проникновение» в сферу финансового права свидетельствует о допустимости законодателем в некоторой степени сочетания частных и публичных интере­сов. В силу специфики финансового права, назван­ный метод, не является аналогом способа правового регулирова­ния гражданских отношений. Относительно публичной финан­совой сферы диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права известной альтернативной возможности выбора вариантов поведения в рамках финансового законодательства.