Работаю в такси без страховки

Оглавление:

Страховка ОСАГО для такси: нужна ли автогражданка для такси

В 2016 году произошел бум сервисов такси — на наш рынок пришли международные гранды Uber и Taxify. Это улучшит качество сервиса для пассажиров и позволит таксистам больше зарабатывать. Служб такси много, в столице — около сотни. Но раньше конкуренция не тяготила таксистов. Качество сервиса не оправдывало ожидания заказчиков: то машина летом без кондиционера, то водитель не спешит приезжать на вызов. С приходом Uber и Taxify за клиентов придется бороться.

Uber сообщает, что с внедрением их стандартов работы, улучшается ситуация на дорогах. Например, меньше людей водят машины в пьяном виде. Однако это актуально для стран, где Uber играет большую роль в сфере перевозок. У нас пока подобные сервисы не влияют на сферу перевозок. Наши таксисты, как и раньше, превышают скорость и «забывают» о правилах движения, чтобы обслуживать больше заказов.

Таксисты активно работают в крупных городах с интенсивным движением, заторами и множеством аварий. Когда таксист переживает о том, что может попасть в аварию, это не признак повышенной тревожности. Это прагматичный взгляд на ситуацию с транспортом. Страховка ОСАГО для такси обязательна по требованию законодательства и вряд ли кто-то из водителей поспорит, что это нецелесообразно.

Страховая компания может отказать компенсировать ущерб после ДТП, если его спровоцировал таксист с обычным полисом ОСАГО. Только водители не всегда знают, что им нужна автогражданка для такси. Когда человек регулярно подвозит супругу на работу и детей в школу, ему подходит стандартный полис ОСАГО. Но если человек перевозит пассажиров за деньги, ему стоит оформить полис как таксисту. Если по его вине произойдет ДТП, страховая компания выплатит пострадавшему компенсацию. Многие люди работают в сфере такси не официально, без «шашечки» и на личной машине. В таком случае все равно надо оформить автогражданку для такси.

Таксисты страхуют свою ответственность как частные водители или служба такси покупает полисы для сотрудников автопарка. Когда водитель решает купить полис ОСАГО для такси, нужно сообщить сотруднику страховой компании — машина используется для перевозки пассажиров. Приобрести полис автогражданки для такси можно не в каждой страховой компании. Некоторые СК не страхуют таксистов — настолько высок риск, что они устроят ДТП.

Стоимость полисов ОСАГО для такси выше на 30-40%, чем у стандартных страховок. Столичные таксисты в 2016 году платили за страховку около 1500 грн. Автогражданка для их коллег в регионах доступнее в 1,5-2 раза. По закону льготы на ОСАГО для таксистов и служб такси не предусмотрены. Водителям, которые перевозят пассажиров, не делают скидки на полисы — ни «чернобыльцам», ни пенсионерам. Зато застрахованным таксистам спокойнее на работе — они меньше опасаются попасть в аварию и не переживают за безопасность других участников движения.

Будьте всегда
в Настроении

ОСАГО для такси: условия, штрафы за отсутствие полиса

От Masterweb

Доступна после регистрации

Есть ли необходимость приобретать страховку ОСАГО для такси по более высокой цене, если можно купить стандартный договор дешевле и ездить с ним? С такими мыслями сталкивались практически все таксисты. Однако экономить в данном вопросе однозначно не стоит.

Такси – это что?

Транспортное средство, которое за определенную плату перевозит пассажиров, называется такси. Эти автомобили постоянно находятся в движении и доставляют клиентов в разные точки маршрута. Таксист занимается своей работой и получает денежное вознаграждение за перевозку пассажиров. Именно тот момент, что существует плата за транспортирование клиентов до конечной точки, считается ключевым для определения такси.

Автомобиль относится к предметам повышенной опасности, ведь, находясь в движении, водитель может создать аварийную ситуации, при которой пострадает имущество, жизнь, состояние здоровья. Учитывая активность передвижения водителей, которые работают в службах такси, страхование гражданской ответственности происходит несколько по другому сценарию.

Стандартная страховка или ОСАГО для такси?

Управляя транспортным средством, каждый водитель обязан застраховать свою ответственность за возможные имущественные убытки или нанесение урона состоянию здоровья во время управления машиной. Для этого существует полис ОСАГО. Для такси в этом вопросе нет никаких исключений. Даже наоборот. Деятельность, связанная с перевозкой пассажиров, подразумевает ответственность не только за другие авто, но и за сидящих внутри салона клиентов. Ведь в случае аварийного происшествия шофер будет нести финансовую ответственность за полученные моральные и материальные убытки.

Учитывая такие особые условия, при посещении офиса страховой компании водитель обязан сообщить, что автомобиль используется для перевозки пассажиров. Страховка ОСАГО для такси, как правило, стоит в несколько раз дороже, чем стандартный договор. Это связано с работой таксистов, которые постоянно находятся в движении, и вероятность попадания в дорожное происшествие у них намного выше, чем у обычных водителей.

Уловки водителей такси

С целью уменьшения трат на приобретение дорого полиса ОСАГО для такси водители не извещают страховую компанию о виде своей деятельности. Естественно, если договор оформляет служба такси на все свои автомобили, то в таком случае скрыть факт профессиональной перевозки пассажиров невозможно.

Однако все чаще страховые организации сталкиваются с тем, что клиент умалчивает об особенностях использования автомобиля и приобретает договор по стандартной цене, не задумываясь о возможных последствиях. Ведь, если произойдет дорожная авария во время доставки пассажиров, а у водителя обычный договор, страховщик сможет на законных основаниях отказать в покрытии убытков по таким документам.

Документы для оформления лицензии на такси

Для того чтобы официально стать таксистом, водителю достаточно подать четыре документа, и лицензия на осуществление такой деятельности выдается:

  • заявление установленного образца;
  • копии документов, которые подтверждают личность будущего таксиста;
  • выписки из реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подтверждающей регистрацию и постановку на учет в налоговой службе;
  • копия документа о регистрации транспортного средства.

Ранее существовало требование к такси, которое позволяло получить одну лицензию на один собственный автомобиль. Учитывая внесенные в законодательные акты изменения, индивидуальный предприниматель может оформить разрешительные документы на арендованные авто, предъявив копии договора аренды или на машины, которыми он пользуется по доверенности, подав копию документа.

Основные требования для перевозки пассажиров

Для того чтобы заняться индивидуальной деятельностью в сфере такси, водитель должен иметь за плечами не менее трех лет водительского стажа. Разрешительная лицензия выдается как минимум на пять лет. Если в это время произошли перемены в данных автомобиля (изменение государственного номера, переоборудование, изменение цвета), лицензия также переоформляется с учетом внесенных корректив. Полученный разрешительный документ должен находиться внутри транспортного средства. Его отсутствие позволяет работникам контролирующих органов оштрафовать водителя на сумму до тридцати тысячи рублей.

Водители, занимающиеся перевозкой пассажиров, обязаны в указанные сроки проходить технический осмотр транспортного средства. Предприниматель или юридическое лицо ежедневно должны осматривать шоферов автомобилей, проверять состояние их здоровья. Кроме того, главный механик обязан контролировать каждый день состояние транспортных средств, которые выпускаются для работы.

Условия страховых компаний для оформления полиса

ОСАГО для таксистов стоит намного дороже, учитывая специфику их деятельности. Однако даже несмотря на это, немногие страховые компании заключают договоры с официальными перевозчиками пассажиров. Ведь это убыточный продукт для профильной организации. В такой ситуации водитель не знает, где сделать ОСАГО для такси. Ведь хочется затратить меньше своего личного времени и получить действующий документ.

У ряда ведущих страховых компаний есть перечень условий, при которых они оформляют договора ОСАГО. Росгосстрах подписывает такие полисы только в офисе организации и не предлагает их покупку онлайн. Получить договор можно только при предъявлении всех разрешительных документов. В страховой компании «СОГАЗ», кроме перечня официальных документов, необходимо предоставить транспортное средство. А компания «Ренесанс страхование» готова доставить страховой продукт к месту проживания клиента при наличии у него всех документов.

Отказ в заключении договора

Некоторые страховые компании под любыми предлогами отказывают в оформлении полиса, хотя, согласно действующему законодательству, при наличии страховой лицензии они не имеют на это права. Другие организации заставляют клиентов вместе с договором ОСАГО для такси приобретать полисы по добровольным видам страхования. В результате цена посещения страховщика вырастает для таксиста в несколько раз.

И все же, если выбранная страховая компания отказывает в продаже договора, можно весь пакет документов направить заказным письмом на адрес страховщика с уведомлением о вручении. Со дня получения (дата будет стоять в уведомлении) в течение тридцати календарных дней страховая организация обязана оформить страховой договор и сообщить об этом клиенту. Чтобы ускорить процесс доставки, водителю такси следует обратиться к курьерской службе.

Оформление ОСАГО

Чтобы получить необходимый полис ОСАГО для такси, водитель обязан предварительно подготовить документы для его оформления. Кроме документов на автомобиль и подтверждающих личность клиента, он должен предъявить лицензию, медицинскую справку, транспортное средство и заключенный договор со службой такси, если он работает с юридическим лицом.

Подготовив весь пакет необходимых документов, страхователь обращается к сотруднику страховой компании для получения полиса. Некоторые страховщики могут обязать клиента предъявить к осмотру автомобиль. Оформление договора проходит быстро, и, оплатив суммы страхового платежа, водитель получает договор ОСАГО. Для автомобилей, задействованных в перевозке пассажиров, в полисе проставляется запись «используется в такси».

От чего зависит цена договора?

Для того чтобы определить, сколько стоит ОСАГО для такси, к базовым тарифам применят коэффициенты. Согласно требованиям действующих законодательных актов, на окончательную стоимость договора влияют такие факторы:

  • тип клиента – организация или индивидуальный предприниматель;
  • тип автомобиля;
  • место регистрации владельца транспортного средства;
  • объем двигателя;
  • водительский стаж;
  • возраст водителя;
  • выплаты по ранее действующим договорам.

Расчет ОСАГО

Учитывая все указанные выше параметры, страховые компании предлагают договоры с разными ценовыми вариантами. К примеру, ОСАГО от Росгосстраха предлагается по крупным городам почти за девять тысяч рублей. Эта же компания при регистрации авто в областном центре продаст договор автогражданки для автомобилей, которые перевозят пассажиров, по цене в два раза меньше, за 4200 рублей. Самые дорогие страховки ОСАГО для такси в Москве. Здесь цены находятся в пределах десяти тысяч рублей.

Для юридических лиц, которые занимаются извозом пассажиров, стоимость полиса еще выше. Используя все корректирующие коэффициенты, организация, работающая в городе, должна перечислить от двенадцати до тридцати тысяч рублей, в зависимости от объема двигателя автомобиля. В то же время, если предприятие зарегистрировано в районном центре, то ОСАГО для такси будет стоить от четырех до десяти тысяч рублей.

Штрафы для стандартных договоров ОСАГО

Для всех водителей предусмотрены штрафные санкции за нарушение законодательства. Есть штрафы за нарушения общего порядка и за использование авто в качестве такси.

Так, если у водителя автомобиля при проверке документов отсутствует оформленный страховой договор, на него может быть наложен штраф в размер пятисот рублей. В таком же размере нарушитель будет оштрафован в ситуации, если транспортным средством пользуются, а данный период использования не указан в полисе ОСАГО. Если же управляющий автомобилем находится за рулем вообще без оформленного страхового документа, то проверяющие органы могут наложить штраф в размере восьмисот рублей. Такой же размер штрафных санкций полагается, если водитель намеренно не оформил полис с отметкой «такси».

Штрафы для такси

Если автомобиль используется для осуществления деятельности по перевозке пассажиров, то здесь штрафы значительно выше. Водитель, который управляет автомобилем, не прошедшим обязательный технический осмотр, будет наказан на сумму от пятисот до восьмисот рублей, в зависимости от мощности транспортного средства и количества мест для пассажиров. Сумму штрафа в размере пять тысяч рублей должен будет заплатить водитель, который незаконно занимается перевозкой людей, то есть у него отсутствует разрешительная лицензия или нет заключенного договора с юридическим лицом – перевозчиком.

Если юридическое лицо без отсутствия разрешительных документов оборудует автомобили звуковыми устройствами или опознавательными знаками «такси», то штраф в размере двадцати тысяч рублей взыскивается с руководителя и пятидесяти тысяч рублей — с самой организации. Кроме того, все незаконные устройства будут демонтированы и конфискованы. Если же такое правонарушение содеял индивидуальный предприниматель, то он обязан будет заплатить штраф в размере пяти тысяч рублей.

Даже парковка автомобилей, которые используются в качестве такси, может послужить основанием для наложения штрафа. Так, если водитель припарковал транспортное средство меньше чем за пятнадцать метров от остановки троллейбусов и автобусов, то необходимо быть готовым выложить одну тысячу рублей. Такое же нарушение правил дорожного движения в Москве или Санкт-Петербурге обойдется таксисту в три раза дороже.

Следует помнить, что при нарушениях по договорам ОСАГО, оформленным по стандартной процедуре, контролирующий орган может вынести предупреждение, в то время как при использовании автомобиля для такси сразу же взыскивается денежный штраф. В настоящее время сумму штрафа можно уменьшить наполовину, если оплатить его на протяжение двадцати дней. В то же время наложенный размер штрафных санкций увеличится в два раза, если нарушитель не оплатит его в установленные законом сроки.

«Подвезунам» здесь не место: как изменит рынок такси новый закон

Депутаты готовят закон о рынке такси. Редакция ЭП выяснила, что он меняет для таксистов и таких сервисов, как Uber или Uklon, и выиграют ли от этого потребители.

“Ваш заказ оформлен. Ожидайте сообщения от водителя, которое поступит в течение 10 минут”. Эту фразу слышал каждый, кто звонил в службу такси.

Однако мало кто понимает, что происходит за пределами этого телефонного звонка: на каких условиях работают водители такси и как устроена вся система.

Возможно, клиенту это не интересно, но в системе таксомоторного рынка есть немало проблем, которые так или иначе влияют и на потребителя. Регулируется ли рынок? Как сотрудничают водители и информационные сервисы? Почему многие перевозчики работают в тени, не платят налоги и не отвечают за безопасность пассажиров?

Эти проблемы призван решить законопроект, который уже два года “висит” в Верховной Раде. Недавно его реанимировали, и это только оживило споры на рынке между “службами такси” и “информационными сервисами”.

Редакция “Экономической правды” объясняет, чем они отличаются, почему враждуют, и к каким изменениям на рынке такси может привести принятие упомянутого законопроекта.

Как устроена система

О посредниках. Вызвать такси можно несколькими способами: поймать машину на улице, позвонить диспетчеру или воспользоваться мобильным приложением.

В последних двух случаях клиент попадает к посредникам. Алгоритм их работы прост: пассажир звонит диспетчеру или вызывает такси через интернет-приложение, а те отправляют заказы водителям, которые с ними сотрудничают. Кто находится территориально ближе к пассажиру, тот и получает заказ.

За возможность воспользоваться этой информацией таксист платит информационному сервису процент от каждой поездки, предварительно заключив с посредником договор. Такие сервисы обычно работают как обычные сайты. Они могут не иметь офиса и регистрации и не платят налоги. Таких такси в Украине больше половины.

Риск пользования этими сервисами в том, что для получения информации из их базы данных достаточно зарегистрироваться онлайн, что не требует детальной проверки. Клиент не знает, лицензированный ли водитель такси и есть ли у него страховка. Система настолько проста, что позволяет регистрировать одну машину, а ездить на другой.

Есть другой вариант: водители заключают контракт со службой такси, которая имеет свой автопарк. Хотя водители могут работать в таких службах и на своих машинах. Здесь в случае аварии пассажир может обратиться в офис. Служба такси отвечает за сотрудничество с каждой машиной.

О водителях. Водители делятся на две категории: те, кто регистрируют ФЛП и платят налоги, работая на своей машине, и те, кто устраиваются в таксопарк.

Имея статус ФЛП , водитель может одновременно сотрудничать и с таксопарком, и с информационным сервисом. Однако часто водители без лицензии заключают договоры с информационными службами, экономя время и деньги. Такой вид деятельности называют теневым рынком такси, а водителей — “подвезунами”.

На таких условиях работают компании с зарубежной регистрацией, например, запрещенный в Украине сервис “Яндекс-такси”.

“Пока есть спрос на “Яндекс-такси”, он будет работать. Я пользуюсь несколькими сервисами, все берут комиссию. Правда, сейчас “Яндекс” не списывает деньги с карты, хотя приложение работает. Езжу, пока можно”, — говорит “подвезун” Александр.

О законе

Урегулировать проблему теневого рынка такси призван упомянутый выше депутатский законопроект. В сентябре 2015 года документ зарегистрировали, но в 2016 году комитет по транспорту отозвал его на доработку.

Вывод главного научно-экспертного управления не утешил авторов: “Есть достаточные основания полагать, что вопрос работы такси, легковых автомобилей на заказ в достаточной степени урегулирован в действующем законодательстве”.

“У нас простая ситуация: надо вывести рынок такси, который на 90% теневой, из нелегального измерения в цивилизованное пространство. Этот закон депутатский, но он не раз прорабатывался в министерстве с официальными и неофициальными перевозчиками, чтобы они добровольно перешли из “серой” зоны в зону налогоплательщиков.

У нас клиенты, которые пользуются такси, не имеют никаких прав и гарантий безопасности. Эти вопросы должен урегулировать данный законопроект. Надеюсь, он будет одобрен”, — объяснил ЭП министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Вместе с тем, вокруг отдельных положений законопроекта идут споры. Часть служб такси считает, что законопроект имеет право на жизнь при выполнении ряда условий. Речь идет о контроле за его выполнением и очищении рынка от нелегальных сервисов. А большинство сервисов вообще не поддерживают новый законопроект.

Разделение водителей на категории

Одним из острых вопросов является распределение водителей такси на разные категории. Авторы предлагают различать их по четырем группам: перевозчик по вызову, перевозчик на заказ, перевозчик на такси и самозанятый перевозчик.

“Самозанятый работник” — водитель с машиной, который работает на себя. Он получает лицензию и регистрирует ФОП . Его данные есть у службы лицензирования и в случае поступления жалоб его могут лишить лицензии. Работник таксопарка службы такси — это “перевозчик на такси”. Он тоже имеет признаки такси, но работает по найму.

Согласно законопроекту, эти две группы водителей являются сотрудниками официального такси, для которого предусмотрены специальные стоянки, опознавательные знаки, официальное трудоустройство. Таких привилегий нет у двух следующих групп.

Так, “перевозчик на заказ” не может называться такси, работать с физическими лицами и рекламировать свою деятельность. Этот водитель работает на заказ компаний, имеет лицензию и заключает соответствующие договоры о сотрудничестве с клиентами.

Последняя категория — “перевозчики по вызову”. Они не обязаны иметь лицензию и регистрировать ФЛП , но должны иметь страховку, водительское удостоверение, медицинскую справку, проходить техосмотр авто и платить НДФЛ . Для получения заказов перевозчики по вызову должны заключать договоры с диспетчерскими службами.

Такие изменения разделяют не все игроки рынка. “Нам непонятно, почему водителей надо делить на категории. По законопроекту, они не будут пересекаться. Если водитель работает в такси, он не сможет взять пассажира у тех, которые работают по вызову или на заказ”, — говорит руководитель сервиса вызова авто “Уклон” Павел Лысенко.

Диспетчерские службы

Закон также предусматривает, что диспетчерские службы, которые работают как информационные центры, станут налоговыми агентами и налоговыми информаторами. В первом случае служба сама будет платить налог за поездку, во втором — информировать налоговую о заработанной водителем сумме, а налог заплатит он.

По словам одного из разработчиков законопроекта, директора Украинской таксомоторной ассоциации Андрея Антонюка, закон вводит в правовое поле все диспетчерские. Он делит их на два вида: по вызову такси — те, которые работают со всеми водителями, кроме перевозчиков по вызову, и диспетчерские для авто по вызову.

“Все они становятся в реестр и там показывают, с какими перевозчиками работают. Сейчас нелегальные водители такси могут получать выплаты по безработице и субсидии, а после принятия закона они станут на учет и будут платить налоги”, — говорит Антонюк.

По словам сторонников законопроекта, информационные службы будут внесены в реестр и будут отвечать за свою работу.

“Если пассажир захочет защитить свои права, ему не придется набирать короткий номер и звонить “в никуда”. Он будет знать, кто эти люди и где они находятся. Службы будут отвечать за водителей, с которыми они заключают соглашения”, — рассказывает юрист службы “Такси экспресс” Владислав Тумко.

О лицензировании

Еще один спорный момент — порядок получения водителями лицензий. Для оформления этого документа водители должны подавать номера и серии таксометров — это обязательная норма. Средняя цена таксометра — 7-10 тыс. грн.

Законопроект предлагает снизить норму об обязательности приобретения таксометров. Процедура приобретения лицензии не меняется, но цена на поездку теперь может определяться и таксометром, и по согласию сторон.

“Мы никогда не выступали против лицензирования, но оно должно быть удобным. Мы никогда не выступали против учета, но нужно понимать его цель. Мы против таксометров, бумажных договоров и транзакций — это лишняя работа”, — объясняет ЭП директор по маркетингу компании “Уклон” Даниил Ваховский.

Ваховский говорит об усложнении работы служб такси из-за предлагаемого введения бумажного учета. Он подчеркивает, что эти процессы уже давно надо было перевести в электронный формат. С ним не соглашается один из авторов законопроекта — нардеп Андрей Вадатурский.

“Проект предусматривает возможность хранения отчетности в бумажном и электронном видах. Крупные компании могут предоставлять информацию в онлайн-режиме, однако региональные ведут учет перевозок в бумажном виде. Именно из-за низкого уровня развития коммуникационных технологий в сельской местности мы разрешили бумажную форму”, — объясняет нардеп.

Мотивация авторов проекта и информационных служб понятна. Службы такси, официально зарегистрированные как перевозчики, не могут конкурировать с монополистами рынка — компаниями “Уклон” и Uber. Законопроект упрощает условия работы такси, которые проигрывают информационным сервисам, вводя одинаковые условия для всех.

Информационные сервисы, которые смогли стать монополистами благодаря упрощенной процедуре заключения договоров с водителями, по новому законопроекту станут подотчетными. Поэтому для одних имплементация проекта является важным условием для дальнейшей работы, а для других означает потерю позиций.

Механизмы контроля

Для потребителя расстановка сил на рынке — второстепенный вопрос. Более важным является вопрос контроля за соблюдением норм законопроекта. Регулировать рынок должны транспортная полиция и ГФС , однако большинство служб такси, с которыми общалась ЭП, настроены скептически: без контроля говорить о реформе такси будет рано.

“Действующий закон нам подходит, если заработают Укртрансбезопасность и полиция. Правки, которые вносятся, нам тоже нравятся, если их будут выполнять”, — говорит Тумко.

“Проблема в имплементации. Тех, кто работает в правовом поле, могут обязать выполнять правила, а службы, которые действуют за пределами правового поля, типа “Яндекс-такси”, никто не заставит это делать. То есть местным закручивают гайки, а “Яндекс” и Uber будут работать”, — возмущается Ваховский.

Работа нелегальных служб такси

Проект предусматривает официальную регистрацию всех информационных сервисов.
“Закон коснется всех компаний, которые работают в Украине. Проект предусматривает обязанность служб иметь офисное помещение и вести там учет перевозок. Так, Uber подтвердила возможность предоставлять такую информацию в онлайн-режиме. Средства связи, которые будут предоставлять диспетчерские услуги без выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, будут блокироваться по решению суда. Такая практика в Украине существует”, — утверждает Вадатурский.

“Сервис “Яндекс-такси” — под санкциями и должен быть запрещен в Украине. Это вопрос не к нам. Интернет-услуги и сервисы, которые работают из России, — это компетенция СБУ . У нас нет ни ресурсов, ни возможностей это решать.

Мы тоже хотим, чтобы провайдеры такси перешли в прозрачную зону. Когда Uber заходила в Украину, была встреча с Министерством инфраструктуры. Ее представители уверяли, что готовы работать в законодательном поле Украины”, — говорит Омелян.

В представительстве Uber возможные законодательные изменения прокомментировали сдержанно: “Uber поддерживает и приветствует те нормы регулирования, которые стимулируют конкуренцию на рынке, открывают новые возможности как для потребителей услуг, так и для водителей”.

Однако если Uber имеет украинский офис и представительство, с которыми можно вести диалог, то с “Яндекс-такси” ситуация сложнее. Работая за пределами правового поля, служба может стать пристанищем для водителей, которые не хотят выходить из “тени”.

Полис ОСАГО для такси — как и где оформить?

Каждый автовладелец должен обратиться в офис страховой компании лично или дистанционно и купить ОСАГО. Если физическим гражданам, которые используют автомобиль в личных целях, это сделать достаточно просто, то с ОСАГО для такси все немного иначе. Страхование такого транспорта отличается от привычной всей процедуры.

Чем отличается от обычного ОСАГО

Почему так сложно приобрести ОСАГО для такси, и чем договор отличается от привычного всем бланка для машины, которая используется в личных целях? Что касается бланка договора, то он един для всех страхователей и не зависит от типа транспортного средства и цели его использования. Лимиты ответственности также для всех участников движения едины и ничем не отличаются.

С первого взгляда отличий нет, но если изучить правила, можно понять, что:

Также договор отличается тем, что его, в большинстве случаев, можно купить только в офисе страховой компании. При этом бланк договора оформляет уполномоченный сотрудник после принятия и рассмотрения полного комплекта документов.

Страхование такси: пошаговая инструкция

Купить страховой полис можно любым удобным для себя способом:

  • лично в офисе финансовой компании
  • через интернет

Что касается первого способа, то тут клиенту следует:

  • подготовить полный пакет документов
  • обратиться в офис
  • запросить расчет страховой премии
  • показать машину уполномоченному сотруднику
  • подождать пока специалист компании оформит полис (20-30 минут)
  • произвести оплату
  • подписать договор и получить свой экземпляр на руки

Для оформления полиса для такси через интернет потребуется:

  • выбрать компанию, которая готова оформить ОСАГО на такси
  • пройти регистрацию на официальном сайте страховщика, при которой следует указать личные данные и координаты для связи
  • самостоятельно заполнить электронное заявление, в котором указать личные и паспортные данные, характеристики автомобиля, данные водителей и срок страхования
  • после ввода данных загрузить фотографии всех документов в личном кабинете
  • дождаться проверки данных (может длиться несколько дней)
  • произвести оплату
  • подписать договор электронной подписью
  • распечатать экземпляр договора

Каждый водитель сам принимает решение, какой способ оформления выбрать.

Необходимые документы

Как уже было сказано выше, для оформления полиса ОСАГО для такси потребуется подготовить полный пакет документов.

Страховая компания запрашивает:

  • ПТС
  • Свидетельство о регистрации ТС

Водители такси, которые работают не официально, оформить полис не смогут. В таком случае им придется приобретать обычный договор и работать на свой страх и риск.

Штраф, если ОСАГО не для такси

Поскольку не все водители работают официально, большинство водителей оформляют бланк договора на общих условиях, с отметкой что гражданская ответственность застрахована только при использовании авто в личных целях.

Оформляя такой бланк необходимо знать, что если сотрудник ГИБДД остановит вас на дороге, то будет выписан штраф, в размере 800 рублей. При этом штраф будет выписан в том случае, если при проверке документов таксист будет перевозить человека.

Если во время проверки документов водитель использует машину в личных целях, то сотрудник ГИБДД не может выписать штраф. Такое преимущество имеют те водители такси, у которых на машине отсутствуют:

  • специальные корпоративные наклейки с надписью «такси»
  • шашки на крыше
  • телефон в машине, со специально установленной программой для принятия заказов в режиме реального времени

Помимо штрафа необходимо знать, что страховая компания может отказать в выплате компенсации, при наступлении ДТП, если сотрудники службы безопасности выяснят, что во время аварии водитель перевозил человека.

Как рассчитать ОСАГО для такси

Предварительно сформировать расчет страховой премии можно самостоятельно:

Особенности полисов ОСАГО для такси

А нужно ли оформлять страховой полис ОСАГО для такси? Нужно! Но не простой полис, а тот, который учтет все особенности этого вида транспорта и его размер будет достаточным для покрытия возмещения в случае наступления ДТП. О том, что собой представляет ОСАГО для такси, в чем его особенности и какие штрафные санкции предусмотрены за его отсутствие, и пойдет речь в нашей статье.

Такси – дорогое удовольствие!

Отличие маршрутного такси от любого другого транспортного средства заключается в высокой степени его активности. В результате – в разы возрастает риск нарушения правил дорожного движения и риск попадания в ДТП. Именно по этой причине полис ОСАГО для такси будет стоить гораздо дороже, чем на любой другой вид транспорта.

Важно и то, что обычный гражданский полис ОСАГО для такси в случае наступления страхового случая «не работает». То есть при попадании в аварию, все возмещения пострадавшей стороне таксист должен будет возместить за счет собственных средств. Именно поэтому при оформлении ОСАГО большая часть таксистов скрывают, что используют авто в качестве такси. А если этот же таксист впоследствии попадет в ДТП, то он до последнего будет скрывать, что осуществлял перевозку пассажиров.

Но даже если у машины, попавшей в ДТП, нет внешних признаков такси (шашечка, технические устройства, пассажиры), а страховщик сможет доказать, что транспортное средство использовалось именно как маршрутное такси, то стандартный полис ОСАГО все равно работать не будет.

Страховщики не дремлют, а потому в стандартном полисе ОСАГО ставит отметку «Не для такси». То есть уже с этим автомобилем по закону вести таксомоторный бизнес нельзя.

Страхование такси: пошаговая инструкция

Перед тем как застраховать такси по ОСАГО, автовладелец обязан оповестить страховую компанию о том, что планирует использовать автомобиль с целью осуществления коммерческой деятельности, то есть заниматься перевозкой людей. Для такой категории транспортного средства в Законе «Об ОСАГО» установлены свои более высокие коэффициенты: они зависят от региона и колеблются в размере от 1,5 до 2.

А это очень крупные суммы по возмещению, с которыми не каждая страховая компания готова расстаться в случае наступления ДТП, если виновным окажется тот самым таксист. Зачем связываться с таксистом, у которого возьмешь 15 тыс. рублей, а выплатишь минимум 150 тыс. рублей в случае наступления ДТП? Именно поэтому страховые компании с таксистами стараются дело не иметь.

Если такую страховую компании все же удастся найти, то у нее стоимость полиса будет стоить гораздо дороже, чем у любого другого страховщика для обычной легковушки. Во всем остальном процесс оформлении полиса идентичен стандартной процедуре оформления любого другого транспортного средства.

Страховая премия

Особенность расчета страховой премии состоит в использовании особых повышенных коэффициентах. Так, на расчет страховой премии влияют два основных документа:

  1. Закон «Об ОСАГО». Отсюда берутся общие коэффициенты, учитывающие особенности конкретного транспортного средства и водительского опыта. Для таксистов эти значения используются как повышенные. Помимо того, что авто используется в качестве такси, на размер страховой премии оказывают влияние такие факторы как:
  • сезонность;
  • регион;
  • нарушения ПДД в прошлом;
  • искажение информации при оформлении ОСАГО.
  1. Правила страхования конкретной страховой компании. Эти правила локальные и разрабатываются внутри любой страховой компании. Именно в этих правилах подробно расписывается особенность страхования транспортного средства, используемого для таксомоторной деятельности. Как показывает практика, условия эти очень жесткие. Ведь страховщик, беря на себя ответственность за авто, используемое в качестве такси, рискует потерять намного больше, чем заработает за год с одного водителя-таксиста.

Чтобы предварительно просчитать, во что обойдется страховая премия лучше всего заехать в ближайший офис страховой компании и вместе с ее представителем учесть все факторы.

Штрафы за отсутствие ОСАГО для таксистов

Если для машины, которая используется в качестве такси, ОСАГО не оформлен или оформлен без учета особенностей ее эксплуатации, то первая же проверка документов инспектором ГИБДД грозит водителю штрафными санкциями. Эти штрафы можно разделить на два типа:

  1. Штрафы общего порядка. Они распространяются на водителей, использующих транспортное средство в личных целях не связанных с перевозкой пассажиров.