Расчет наличными денежными средствами между юридическими лицами

Наличный расчет между юридическими лицами в 2017 году

Обновление: 14 марта 2017 г.

Нормы отечественного законодательства допускают возможность осуществления субъектами хозяйственных отношений применения денежных средств как в наличной, так и в безналичной форме. При этом нормативное регулирование оплаты с использованием банковских счетов и расчетов наличными между юридическими лицами различается. Действующее законодательство устанавливает некоторые особенности при последнем способе исполнения сторонами сделок своих обязательств по оплате.

Общие положения о наличных расчетах

Каждое российское юридическое лицо имеет право на использование в своей деятельности денежных средств. Из буквального содержания норм гражданского законодательства следует вывод, что на территории России могут использоваться наличные и безналичные расчеты.

Граждане, не являющиеся ИП, вправе прибегать к наличным рублям баз каких-либо ограничений. К указанным случаям не применяются и специальные правила.

Совершенно иная ситуация возникает при расчетах с использованием наличных денег, совершаемых организациями.

Центробанк Российской Федерации в своих Указаниях от 11.03.2014 № 3210-У (далее — Указания) предусмотрел общеобязательные правила по совершению и оформлению расчетов с применением наличных денег. Названные предписания являются обязательными для компаний и предпринимателей. Однако для ИП, а также для малых и микропредприятий предусмотрен упрощенный порядок кассовой дисциплины.

Для любого лица, применяющего наличные деньги, обязательным условием является организация работы кассы, которая осуществляется руководством предприятия.

Помимо указанного, компании должны установить лимиты на остаток кассы по окончании рабочего дня (пункт 2 Указаний Центробанка России). Такие ограничения устанавливаются только для остатка наличности и не влияют на возможность и размеры расчетов за наличные деньги.

Лимиты должны быть рассчитаны по методике, утвержденной Центробанком Российской Федерации в Указаниях. Нарушение правил расчета или неустановление лимитов лишает компанию возможности хранить деньги в кассе организации.

Для надлежащего ведения кассовой дисциплины необходимо заполнять формы документов, утвержденные Госкомстатом России в Постановлении от 18.08.1998 № 88. Применять иные бланки недопустимо.

Согласно п. 4.1 Указаний Центробанка России кассовые операции оформляются путем составления приходного и расходного кассовых ордеров. Право на их заполнение имеет главный бухгалтер (бухгалтер) компании, а также кассир. Руководитель может заполнять РКО и ПКО, если соответствующие операции ведет он же (п. 4.2 Указаний).

Помимо директора, действия с деньгами вправе осуществлять кассиры, но только если они ознакомлены со своими должностными обязанностями под личную подпись.

Все кассовые операции и документы оформляются строго ограниченным кругом работников, которые перечислены выше. Названные сотрудники обязаны фиксировать все операции с наличными в кассовой книге, записи в которую вносятся на основании надлежаще оформленных РКО и ПКО.

Наличный расчет между юридическими лицами в 2017 году

Положениями статьи 128 Гражданского кодекса России наличные денежные средства отнесены к объектам прав. Такие деньги свободно переходят от одного лица к другому.

Ограничения такого движения могут быть установлены только предписаниями отечественных законодательных актов. Данное указание прямо следует из содержания статьи 129 Гражданского кодекса РФ.

Из вышеприведенных положений Гражданского кодекса РФ следует вывод, что актами нормотворчества могут быть установлены ограничения на оборотоспособность наличных денег в тех или иных случаях.

Центробанк Российской Федерации своим Указанием от 07.10.2013 № 3073-У ввел в действие правила наличных расчетов. Пунктом 2 Указаний Центробанка России установлено, что ни предприниматели, ни компании не могут по своему усмотрению расходовать выручку, поступившую в кассу. Исключения из названного общего правила установлены этим же п. 2 Указаний.

Центробанк Российской Федерации прямо допускает возможность расходования наличности, поступившей в кассу компании, для расчетов с ее контрагентами.

Следует подчеркнуть, что Центробанк позволяет расходовать выручку на взаиморасчеты с поставщиками вне зависимости от того, является ли соответствующее лицо организацией или предпринимателем.

Пунктом 6 Указаний Центробанка Российской Федерации от 07.10.2013 № 3073-У установлен лимит наличных расчетов между юридическими лицами. В 2017 году между компаниями и гражданами, зарегистрированными в качестве ИП, движение наличных денег не может превышать 100000 рублей.

Для иностранной валюты применяется тот же лимит. Единственное исключение – это определение стоимостного выражения в рублях РФ на день совершения соответствующих наличных расчетов.

Важно помнить, что указанный лимит на оплату наличными между юридическими лицами в 2017 году применяется по каждому отдельному договору. Иными словами, одни и те же компании вправе осуществить несколько наличных расчетов с указанным лимитом, но по разным сделкам.

В случаях расчетов с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве ИП, ограничения, предусмотренные для использования наличных между компаниями и предпринимателями, не применяются. Данное исключение прямо установлено пунктом 5 Указаний Центробанка России от 07.10.2013 № 3073-У .

Важно помнить, что ограничения по максимальному размеру расчетов между юридическими лицами за наличные в 2017 году не применяются при передаче денег физическими лицами. Названное исключение действует только в случае, если граждане не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей (пункт 1 Указаний Центробанка РФ от 07.10.2013 № 3073-У ).

Движение наличных между головной организацией и ее структурным подразделением

Помимо расчетов наличными между компаниями, действующее отечественное законодательство допускает возможность движения денег между головной организацией и ее обособленными структурными подразделениями.

Пунктом 6.4 Указаний Центробанка Российской Федерации от 11.03.2014 № 3210-У определено, что компания вправе выдавать наличные деньги из кассы в адрес обособленного структурного подразделения. Такая передача средств осуществляется в порядке, который устанавливает предприятие самостоятельно. Данный порядок распространяется на случаи циркуляции наличности между компанией и ее структурными подразделениями.

Движение денег оформляется расходным кассовым ордером.

Аналогичный порядок установлен Центробанком России и для случаев получения компанией наличных от своего обособленного подразделения (пункт 5.3 Указаний).

Надо отметить, что Центробанк РФ, допустив возможность движения наличных денег между головной компанией и ее подразделениями, не установил соответствующие лимиты, равно как и не указал на отсутствие каких-либо ограничений такого движения.

В силу пункта 3 статьи 55 ГК РФ обособленные структурные подразделения компаний не являются юридическими лицами. Отсюда следует, что ограничения, налагаемые отечественным правом на предприятия, к их обособленным структурным подразделениям не применяются.

Центробанк России в своих Указаниях установил запрет на оплату свыше 100000 рублей только для случаев расчетов наличными между юридическими лицами или предпринимателями. При движении денег между компанией и ее подразделениями какие-либо ограничения на предельные суммы Центробанком России не установлены.

Из всего сказанного выше следует вывод, что компания вправе осуществлять движение наличности между собой и своими подразделениями без учета лимитов, установленных Центробанком Российской Федерации.

Расчеты наличными между юридическими лицами.

Работа с денежной наличностью является необходимым элементом деятельности любого предприятия. Несмотря на широкую практику применения безналичных денежных средств в расчетах, большинство организаций продолжает использовать наличные деньги при выдаче средств под отчет работникам, выплате заработной платы персоналу и в других случаях.

Наличные расчеты: правовое регулирование

При ведении кассовых операций и осуществляя расчеты наличными, организации и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться:

— Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

— Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;

— Указанием Центрального банка РФ от 07 октября 2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».

Лимит остатка наличных денег в кассе

Для ведения кассовых операций юридическое лицо устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе на конец рабочего дня, то есть лимит остатка денежной наличности.

Лимит рассчитывается и устанавливается юридическим лицом самостоятельно исходя из финансовых показателей его деятельности. Субъекты малого предпринимательства и индивидуальные предприниматели вправе не устанавливать лимит остатка кассы.

Порядок определения лимита остатка наличных денег установлен Приложением № 1 к Указанию Банка России № 3210-У. Законодательством предложена следующая формула:

Лимит = Выручка / Расчетный период * Период сдачи денежных средств в банк, где:

Выручка – денежные средства за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), полученные в кассу предприятия;

Расчетный период – временной интервал, за который учитывается выручка (не более 92 рабочих дней);

Период сдачи денежных средств в банк — количество дней между днями внесения наличных денег на расчетный счет (не более 7 рабочих дней). Исключение предусмотрено для компаний, расположенных в населенном пункте, в котором отделение банка отсутствует. Такие компании могут вносить на расчетный счет денежную наличность с временным интервалом до 14 рабочих дней.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается на произвольный период и может пересматриваться по мере необходимости. Его утверждение является обязанностью организации.

Денежные средства, превышающие утвержденный лимит, должны храниться на расчетном счете. Накопление наличных денег сверх установленного лимита на срок не более 5 рабочих дней допустимо только в дни выплаты заработной платы, выдачи стипендий и других аналогичных платежей.

В том случае, если юридическое лицо, не являющееся субъектом малого предпринимательства, не утвердило данный лимит, то он считается нулевым. Это означает, что все денежные средства, оставшиеся в кассе предприятия на конец рабочего дня, должны быть сданы в банк.

Зачастую организации во избежание возникновения в кассе остатка денежной наличности в размере, превышающем установленный лимит, искусственным путем «регулируют» данный остаток.

Наиболее распространен метод выдачи оставшихся в кассе денег в подотчет сотрудникам, которые через несколько дней возвращают выданные денежные средства в кассу.

Контролирующие органы учитывают, что денежные средства в подотчет должны выдаваться по заявлениям работников, в которых указаны цели получения наличных денег.

При расходовании полученных средств сотрудник представляет в бухгалтерию авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы.

Таким образом, выдача денежной наличности сотрудникам без цели их расходования противоречит методологии расчетов с подотчетными лицами и свидетельствует о сокрытии факта превышения лимита остатка денежных средств в кассе предприятия.

Наличные расчеты: предельный размер

Предельный размер наличных расчетов в российских рублях между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, составляет 100 000 рублей.

Осуществляя расчеты наличными денежными средствами, указанный предельный размер необходимо соблюдать вне зависимости от того, получены или выданы денежные средства по договору. Таким образом, при необходимости произвести расчет с контрагентом в сумме, превышающей 100 000 рублей, целесообразно осуществить безналичный перевод либо заключить несколько договоров, на суммы не более 100 000 рублей по каждому договору.

Однако дробление одного договора на несколько, имеющих общий предмет и аналогичные условия, может послужить причиной возникновения претензий со стороны налоговых органов. В таком случае налоговые органы могут посчитать, что сделки совершаются с целью сокрытия завышенных сумм при расчетах наличными деньгами.

Суды в подобных случаях нередко встают на сторону организации. Заключение нескольких договоров не противоречит действующему гражданскому законодательству, в частности положениям ГК РФ о свободе определения сторонами условий договора.

Тем не менее необходимо учитывать, что каждая ситуация рассматривается судом по существу, и в отдельных случаях может быть установлено, что формальное подписание нескольких идентичных договоров не свидетельствует о действительной воле сторон на заключение и исполнение нескольких самостоятельных сделок, а фактически реализована одна сделка на общую сумму, превышающую установленный предельный размер расчетов наличными деньгами.

Оприходование денежной наличности и использование ККТ

Кассовые операции оформляются первичными учетными документами (приходными и расходными кассовыми ордерами), на основании которых производятся записи в кассовой книге.

Производя расчеты наличными денежными средствами за товары (работы, услуги) обязательно применение контрольно-кассовой техники. При осуществлении других расчетов наличными деньгами ККТ не применяется.

К контрольно-кассовой технике действующее законодательство относит контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, ЭВМ, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

Разрешается использовать только модели ККТ, включенные в Государственный реестр . Кассовый аппарат должен быть зарегистрирован в налоговом органе по месту постановки на учет экономического субъекта, быть исправен, опломбирован в установленном порядке, а также иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРИ РАСЧЕТАХ НАЛИЧНЫМИ

Административная ответственность

Проверка ведения кассовых операций проводится налоговым органом. В частности, исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки в организации и у индивидуального предпринимателя осуществляется ФНС с применением Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 17 октября 2011 года № 133н. Фиксация результата проверки осуществляется путем составления акта.

Административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлена одноименной статьей 15.1 Кодекса об административных правонарушениях.

КоАП РФ предусматривает наложение штрафа за следующие нарушения законодательства о ведении кассовых операций:

— осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

— неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

— несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

— накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Административный штраф за указанные правонарушения составляет:

  • от 40 000 до 50 000 рублей для юридических лиц;
  • от 4 000 до 5 000 рублей для должностных лиц.

В случае выявления фактов нарушения действующего законодательства РФ специалисты ИФНС возбуждают производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Поскольку вышеуказанные нарушения относятся к правонарушениям в области финансов, на основании ст. 4.5 КоАП РФ административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

В особом порядке налоговые органы проводят проверку выполнения требований законодательства о применении ККТ.

Обязанность по осуществлению контроля за применением кассовой техники возложена на ФНС непосредственно Федеральным законом № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за следующие правонарушения:

— неприменение ККТ в установленных случаях;

— применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством порядка и условий ее регистрации и применения;

— отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

Административный штраф за указанные правонарушения составляет:

  • от 30 000 до 40 000 рублей с организации;
  • от 3000 до 4000 рублей с должностного лица организации или индивидуального предпринимателя.

Помимо административной ответственности проверяющими могут быть наложены санкции, установленные налоговым законодательством.

При обнаружении нарушения порядка документирования кассовых операций к организации могут быть применены штрафы за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Под таким нарушением ст. 120 НК РФ, в частности, понимает отсутствие первичных документов. Статья предусматривает штрафы от 10 000 до 30 000 рублей в отношении организации, а также в отношении индивидуального предпринимателя.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность при нарушении порядка ведения кассовых операций возможна в частных случаях.

Например: при наличии задолженности перед бюджетом направление денежных средств не в отделение банка, а на другие цели может быть расценено проверяющими как создание препятствий для принудительного взыскания недоимки.

Данное нарушение может повлечь наложение санкций по статье 199.2 Уголовного кодекса РФ «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Ответственность по данной статье предполагает:

— наложение штрафа в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет;

— принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

— либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, которая приведена на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

За консультацией по вопросам: « Наличные расчеты между юридическими лицами », «Наличные расчеты: ответственность за нарушения законодательства » и другим Вы можете обратиться к специалистам нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Наличные денежные расчеты между юридическими лицами

В хозяйственной деятельности организации, осуществляющие наличные расчеты через свою кассу, не всегда применяют контрольно-кассовую технику (ККТ), а обходятся выписыванием приходного кассового ордера. Также некоторые организации в ряде случаев выдают товарные чеки или бланки строгой отчетности (БСО). Рассмотрим, в каких случаях применение ККТ обязательно, а в каких можно выдать покупателю БСО или товарный чек, как правильно оформить операции по приему наличных денежных средств от юридических лиц, какие санкции предусмотрены за неприменение ККТ и нарушение порядка ведения кассовых операций.

Порядок работы с наличными денежными средствами в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг регулируются в отношении:

  • применения ККТ — Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о применении ККТ);
  • применения БСО — Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, которым утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение о расчетах без применения ККТ);
  • предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами — Указанием Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У (далее — Указание № 1843-У).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о применении ККТ контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов 1 в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данная норма Закона не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые 2 :

  • оказывают услуги населению и вместо кассового чека выдают покупателю соответствующие БСО, приравненные к кассовым чекам в соответствии с Положением о расчетах без применения ККТ;
  • в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ 3 ;
  • являются плательщиками единого налога на вмененный доход 4 , за исключением упомянутых в первых двух пунктах ст. 2 Закона о применении ККТ (при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за товар, работу, услугу (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денег)).

Как видно, не применять ККТ при наличных денежных расчетах может лишь ограниченный круг организаций и индивидуальных предпринимателей.

Однако Закон о применении ККТ обязывает использовать кассовую технику только в случаях наличных расчетов за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Иными словами, расчеты, не подпадающие под признак торговых операций, могут оформляться без обязательного применения ККТ 5 . К таким расчетам относятся, например, расчеты по уплате заемщиком основной суммы долга по договору займа или залога, процентов за пользование заемными средствами, неустойки (штрафа, пеней), а также расчеты с подотчетными лицами по возврату работником в кассу организации остатка подотчетных сумм.

Отметим, что согласно п. 3 и 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40; далее — Порядок):

  • для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме;
  • прием наличных денежных средств в кассу организации производится по приходным кассовым ордерам;
  • прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККТ.

Как следует из последнего пункта, осуществление наличных расчетов не ориентировано на юридических лиц. Это подтверждается, например, ст. 492, 493 Гражданского кодекса РФ, в которых сказано, что с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, считается заключенным договор розничной купли-продажи, по которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Юридические же лица — это организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, предполагающей систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).

Кроме того, как видно из приведенных норм Порядка, при приеме наличных денежных средств в кассу организации оформляется приходный кассовый ордер. Может сложиться мнение, что операции по приему денег от юридических лиц за проданные товары, работы, услуги можно оформлять приходным кассовым ордером без применения ККТ. Однако это не так. Из приведенных норм следует вывод лишь о наличии со стороны законодателя ограничений, суть которых заключается в сведении к минимуму наличных денежных расчетов между юридическими лицами. Указанный вывод подтверждается п. 2 Порядка, в котором сказано, что предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки.

Тем не менее полное исключение наличных расчетов между юридическими лицами невозможно и, следовательно, такие расчеты должны проводиться в соответствии с Законом о применении ККТ, т.е. с обязательным применением контрольно-кассовой техники. При этом следует отметить, что сам Закон не устанавливает зависимости применения ККТ от целей приобретения товаров, работ, услуг.

Кроме того, Закон о применении ККТ не разделяет покупателей на население и юридических лиц, а лишь определяет момент и случай применения ККТ. Так, согласно ст. 5 данного Закона организации, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Вывод об обязательном применении ККТ при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами подтверждает Пленум ВАС РФ в Постановлении от 31 июля 2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин». В пункте 3 Постановления указано, что сферой регулирования Закона о применении ККТ являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги), и судам следует иметь в виду, что контрольно-кассовые машины подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).

Как видно, в части использования ККТ при наличных денежных расчетах по операциям с признаком торговых нормы Закона о применении ККТ и Порядка идентичны — ККТ следует применять обязательно. Что касается правил ведения кассовых операций, то они регулируются только Порядком, значит, при приеме наличных денежных средств непосредственно в кассу организации необходимо выписать приходный кассовый ордер.

Таким образом, для правильного оформления наличных денежных расчетов между юридическими лицами необходимо исходить из следующего:

  • организация-продавец, осуществляя операции, имеющие признак торговых, обязана применять ККТ и выдавать покупателям, включая юридических лиц, кассовые чеки или БСО, приравниваемые к кассовым чекам, либо товарные чеки и другие документы, подтверждающие прием денежных средств за товар, работу, услугу (по требованию покупателя);
  • организация-продавец, осуществляя наличные расчеты за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги непосредственно через свою кассу, должна оформлять поступление наличных денег приходными кассовыми ордерами и заполнять кассовую книгу.

Иными словами, организация-продавец при получении денежных средств от покупателя — юридического лица непосредственно в свою кассу должна пробить и выдать ему кассовый чек и оформить приходный кассовый ордер на сумму, пробитую в этом чеке. Такая позиция подтверждается в письме УФНС России по г. Москве от 22 июня 2005 г. № 22–12/44690. Отметим, что идентифицировать покупателя — юридическое лицо возможно при предъявлении им доверенности на получение товара, приемку работ или услуг, совершение расчетов и получение расчетных документов.

Таким образом, если организация-продавец проводит наличные расчеты, применяя ККТ, которые находятся в торговых залах, офисах продаж и других помещениях, не являющихся специально оборудованной кассой организации, где прием денег осуществляют продавцы или кассиры-операционисты, оформлять приходные кассовые ордера на каждое поступление от покупателя денежных средств не требуется. В этом случае по окончании рабочего дня (смены) оформляются приходные кассовые ордера на общие суммы выручки, сданные каждым из продавцов или кассиров-операционистов в кассу организации-продавца.

Если в кассу организации-продавца поступает выручка как напрямую от продавцов или кассиров-операционистов, так и от покупателей — юридических лиц, составляются отдельные приходные кассовые ордера на каждый из видов поступлений:

  • на суммы выручки, полученные от продавцов или кассиров-операционистов, — в конце рабочего дня (смены) при их сдаче в кассу организации-продавца;
  • на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, — в момент такого получения; при расчетах с каждым из таких покупателей будет выбит кассовый чек по ККТ, находящейся непосредственно в кассе.

Если же организация-продавец проводит расчеты и с населением, и с юридическими лицами непосредственно через свою кассу, оформление поступлений наличных денежных средств можно организовать следующим образом:

  • каждое поступление денежных средств от покупателей — юридических лиц оформлять приходным кассовым ордером с обязательным применением ККТ — в этом случае организация-продавец выдаст покупателю кассовый чек и квитанцию к приходному кассовому ордеру. Сами денежные средства должны находиться в ящике кассового аппарата до момента снятия кассы;
  • поступление денежных средств от населения оформлять по окончании рабочего дня (смены) одним приходным кассовым ордером на общую сумму такого поступления с обязательным применением ККТ при расчетах с каждым покупателем — в этом случае продавец выдаст всем покупателям кассовые чеки; общая сумма выручки, полученная от населения, будет определяться как разница между суммой выручки, указанной в Z-отчете 6 , и суммой выручки, полученной от юридических лиц;
  • на конец рабочего дня заполнить кассовую книгу на основании приходных кассовых ордеров, оформленных при получении денежных средств от покупателей — юридических лиц, и приходного кассового ордера, оформленного на общую сумму выручки, поступившей от населения; размер выручки, поступившей от юридических лиц и населения, в общей сумме должен соответствовать сумме выручки за день, указанной в Z-отчете; этот отчет будет служить документом-основанием для всех выписанных приходных кассовых ордеров.

Отметим, что ФНС России выпустила письмо от 10 июня 2011 г. № АС-4–2/9303, в котором рассмотрела порядок осуществления наличных денежных расчетов, не предусматривающий составления отдельного приходного кассового ордера при получении денег от юридического лица. В частности, в указанном письме говорится, что «поступившие от юридического лица денежные средства в счет оплаты товаров будут отражены в Z-отчете организации-продавца, составленном по итогам рабочей смены ККТ. Полученная в течение дня выручка организации-продавца должна быть оприходована кассиром предприятия путем составления приходного кассового ордера и соответствующими записями в кассовой книге предприятия. При этом сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте ККТ».

В связи со сказанным применяемый организацией-продавцом порядок учета денежных средств при осуществлении наличных денежных расчетов с юридическими лицами необходимо закрепить в учетной политике.

Отметим, что при наличных расчетах непосредственно через кассу организация-продавец в бухгалтерском учете выручку, полученную от населения и оформленную общим приходным кассовым ордером, может отражать без применения счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» прямой бухгалтерской записью по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 90 «Продажи». Такая корреспонденция предусмотрена Планом счетов и Инструкцией по его применению 7 .

Если же организация-продавец использует для отражения расчетов с населением счет 62, то, по мнению автора, следует по аналитическим признакам:

  • «Контрагент» — указать «Розничная торговля, выполненные работы, оказанные услуги населению»;
  • «Договор» — указать номер Z-отчета.

В этом случае необходимые методологические требования к аналитическому учету по счету 62, установленные Планом счетов и Инструкцией по его применению, в частности построение аналитического учета с целью получения необходимых данных по покупателям (заказчикам) и расчетным документам, будут соблюдены.

Отдельно отметим, что, по мнению ФНС России, выраженному в письме от 20 июня 2005 г. № 22–3-11/1115 «О применении ККТ», в случае получения аванса (предоплаты) за будущие поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг следует применять ККТ, поскольку существует связь с указанными видами расчетов.

Пример. Организация «АБВГ» продает офисную мебель и наряду с безналичными расчетами осуществляет расчеты наличными денежными средствами как с юридическими лицами, так и с населением. Выручка от покупателей — юридических лиц и населения поступает непосредственно в кассу организации «АБВГ». Полученную от населения выручку организация «АБВГ» учитывает без применения счета 62.

В течение рабочего дня кассир организации «АБВГ» принял выручку от населения в сумме 900 руб. и покупателей — юридических лиц в следующих размерах:

  • ООО «БАМ» по договору № 11 в сумме 1200 руб.;
  • ООО «Аладдин» по договору № 31 в сумме 1500 руб.;
  • ООО «Солнышко» по договору № 27 в сумме 700 руб.

Общая сумма выручки за рабочий день составила 4300 руб.

В учете организации «АБВГ» операции по осуществлению наличных расчетов будут отражаться следующими бухгалтерскими записями:

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «БАМ»/договор № 11» — 1200 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 1 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «Аладдин»/договор № 31» — 1500 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 2 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «Солнышко»/договор № 27» — 700 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 3 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 90 — 900 руб. (4300 руб. — (1200 руб. + 1500 руб. + 700 руб.)) — отражено поступление выручки по розничной торговле в виде разницы между общей суммой выручки, указанной в Z-отчете, и суммой выручки, полученной от покупателей — юридических лиц.

В кассовой книге будут сделаны четыре записи по приходным кассовым ордерам:

  • № 1, 2, 3 — на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, т.е на 1200, 1500 и 700 руб.;
  • № 4 — на общую сумму выручки, полученную от физических лиц, т.е. на 900 руб.

К кассовому отчету кассир приложит приходные кассовые ордера № 1, 2, 3, 4 и Z-отчет 8 .

Контроль за применением ККТ

Контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы и органы внутренних дел. В статье 7 Закона о применении ККТ установлено, в частности, что налоговые органы:

  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки;
  • проверяют документы, связанные с применением ККТ;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • налагают на организации и индивидуальных предпринимателей штрафы в случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Так, согласно ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) влекут за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

В свою очередь с налоговыми органами при осуществлении ими контрольных функций взаимодействуют органы внутренних дел в пределах своей компетенции.

Ограничение наличного денежного обращения, установленного для юридических лиц. Контроль за соблюдением правильности работы с наличностью

Регулирование и контроль наличного денежного обращения в РФ возложены на Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В Положении о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П, утвержденном Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г., протокол № 47 (далее — Положение № 14-П), и Порядке указано, что все организации независимо от организационно-правовой формы и сфер деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков, не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов и обязаны сдавать поступающие в кассы наличные деньги в учреждения банков.

При этом организациям разрешается хранить в кассах наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков, и расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные законодательством и разрешенные обслуживающими учреждениями банков. К таким целям относятся, например, хозяйственные нужды организации, командировочные и представительские расходы.

Испрашиваемая сумма лимита остатка наличных денег в кассе рассчитывается организацией самостоятельно на основании данных о суммах выручки за три последних месяца и произведенных выплатах (кроме заработной платы и выплат социального характера) за этот же период. Рассчитывается лимит остатка наличных денег в кассе в расчете по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» (далее — Расчет). В Расчете также приводятся цели расходования денежных средств из полученной организацией выручки. Расчет заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации. Обслуживающее учреждение банка анализирует Расчет и устанавливает для организации лимит остатка наличных денег в кассе за подписью руководителя этого учреждения банка.

Кроме того, Банк России предпринимает меры и по ограничению величины наличных расчетов. Так, согласно Указанию № 1843-У на настоящий момент лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, предпринимателями, юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем не должен превышать 100 000 руб. При этом условиями данного ограничения являются осуществление наличных расчетов в рамках одного договора и связь с предпринимательской деятельностью. Законодатель не напрасно указывает на связь с предпринимательской деятельностью, подчеркивая тем самым необходимость ограниченного участия юридических лиц в наличных денежных расчетах, о чем уже говорилось.

Контроль за порядком работы с денежной наличностью в части ограничения наличного денежного обращения между юридическими лицами возложен на учреждения банков. В Положении № 14-П среди прочего установлены правила организации обращения наличных денег и рекомендации по осуществлению проверки соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью.

В частности, в п. 2.14 Положения № 14-П указано, что «учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью…». Проверка осуществляется в соответствии с Рекомендациями по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью, являющимися Приложением к Положению № 14-П.

Целью, определенной в Рекомендациях, является проверка соблюдения организациями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, установленного нормативными актами Банка России.

К организациям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами РФ. Например, в ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрены санкции по следующим правонарушениям, связанным с работой с наличными денежными средствами:

  • нарушение порядка работы с денежной наличностью 9 и порядка ведения кассовых операций 10 , выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров 11 ;
  • неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

При установлении указанных нарушений размер административного штрафа составляет для должностных лиц 4000—5000 руб., для юридических лиц — 40 000—50 000 руб.

Применение БСО. Контроль за применением БСО

Как уже отмечалось, организации при оказании услуг населению вместо кассовых чеков выдают БСО, приравниваемые к кассовым чекам.

При применении БСО необходимо руководствоваться Положением о расчетах без ККТ. Формы БСО изготавливаются типографским способом или формируются с использованием автоматизированных систем. Причем такие системы должны содержать защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с БСО, а также иметь функции по охране его уникального номера и серии в течение не менее 5 лет.

БСО должны содержать все обязательные реквизиты, установленные п. 3 Положения о расчетах без применения ККТ. Следует отметить, что перечень реквизитов является открытым, поэтому организация (индивидуальный предприниматель) вправе самостоятельно дополнить БСО иными реквизитами, характеризующими специфику оказываемой услуги.

Такими реквизитами могут быть, например, код услуги в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002–93 12 , логотип организации, художественное оформление в виде рисунков по тематике услуги, правила предоставления и пользования услугой, время и место предоставления услуги, наименование (адрес) сайта, на котором имеется описание услуги.

Отметим, что ранее формы БСО утверждались Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККТ. Теперь согласно Положению о расчетах без применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели разрабатывают формы БСО самостоятельно, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм БСО.

В настоящее время утвержденные федеральными органами исполнительной власти формы БСО существуют, в частности, в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также в отношении услуг, оказываемых учреждениями культуры 13 .

При оказании населению услуг, в отношении которых формы БСО утверждены федеральными органами исполнительной власти, организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять именно эти формы БСО.

Невыдача БСО, приравненного к кассовому чеку, является основанием для привлечения организации (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, информация о санкциях по которой была указана ранее.

Стоит иметь в виду, что согласно позиции ФНС России, выраженной в письме № АС-4–2/9303, «при определении перечня услуг следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002–93…». При оказании населению услуг, не поименованных в ОК 002–93, ККТ применяется в общеустановленном порядке.

1 Расчеты с использованием платежных карт приравниваются к наличным денежным расчетам.

2 За исключением платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также кредитных организаций и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

3 Список организаций и видов деятельности, к которым применяется данное правило, установлен в п. 3 ст. 2 Закона о применении ККТ.

4 Глава 26 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ.

5 Указанной позиции придерживается ФНС России в письме от 8 сентября 2005 г. № 22–3-11/1695 «О разъяснении законодательства о применении контрольно-кассовой техники».

6 Z-отчет — отчет при работе с ККМ. Снимается в основном один раз в конце смены. В Z-отчете указывается общая сумма денежных средств, поступивших в кассу в течение смены, т.е. выручка.

7 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

8 Для упрощения примера иные документы, установленные законодательством РФ и обязательные для составления при применении ККТ, не указываются.

10 Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации.

12 Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163.

13 Учреждениями культуры признаются: учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха, включая услуги выставочного характера и художественного оформления и услуги физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) (п. 6 Положения о расчетах без применения ККТ).