Развод мостов александра невского

Александра Невского

Год основания: 1959 — 1965
Длина моста: 629 м.
Ширина: 35 м.

Стратегически постройка моста была необходима для того, чтобы решить транспортные проблемы Малой Охты. Сооружено строение по проекту архитекторов Ленинградского филиала Академии строительства и архитектуры СССР. В 2000 — 2001 гг. проведена реконструкция моста по проекту инженера А. А. Журдина под руководством инженера В. Г. Павлова. Сегодня мост Александра Невского органично вписывается в архитектурный ансамбль города.

Изменения в графике разводки мостов:
Группа Вконтакте

Группа Телеграмм

Разводка мостов лучше всего с воды Лучший вид на разводящиеся мосты конечно открывается с воды В Петергоф на метеоре Идеальной прогулкой станет водная экскурсия на метеоре в Петергоф, столицу фонтанов.
Рейтинг такси в Спб

Невозможно представить себе Петербург без мостов. Всего в городе более 300 мостов, 13 из которых разводятся. Примерно с конца апреля по ноябрь месяц начинается период летней навигации. Развод мостов в Петербурге — одно из самых красивых зрелищ для гостей города.

Мост Александра Невского

Время
разводки моста
в 2018 году 2:20 — 5:10

Общая длина: 907,7 м

Архитекторы: А.В. Жук, С.Г. Майофис, Ю.И. Синица

Год открытия: 1965

Инженеры: К.Л. Клочков, Г.М. Степанов

Ширина моста: 35,8 м

Мост Александра Невского на карте

Характеристики моста

Мост Александра Невского соединяет правобережный район Санкт-Петербурга с центром города. Здесь, по левому берегу Невы, проходит граница исторического центра Санкт-Петербурга.

Мост представляет собой семипролетное железобетонное сооружение с разводным пролетом посередине и пандусами на обоих берегах. Это самый длинный из разводных мостов в черте Санкт-Петербурга. Его протяженность — 629 метров, а вместе с береговыми сооружениями — 907,7 метров.

Мост Александра Невского — самый высокий мост через Неву в пределах города. Высота разводного пролета — 11 метров, ширина — 50 метров. Разводка осуществляется посредством гидравлического привода. Два крыла поднимаются всего за две минуты.

Строение разводного пролета состоит в поперечном сечении из четырех главных балок, в закрытом состоянии — консольная балка. Постоянные пролеты перекрыты неразрезными балками с жесткой заделкой на промежуточной опоре. В качестве шпренгельной арматуры использованы стальные тросы (ванты) d=70 мм. Ванты вместе с электрическими кабелями пронизывают весь мост через специальные сквозные проемы. Это единственная переправа в Санкт-Петербурге, где применена такая арматура.

Тротуар на постоянных пролетных строениях и пандусах отделен от проезжей части гранитным поребриком, а на разводном пролете — металлическим.

По периметру переправы установлено 760 светодиодных прожекторов, направленных на 110-метровые железобетонные пролетные строения. Мощность оборудования составляет 51,7 кВт.

История моста

Переправа именно в этом месте Невы планировалась еще в 30-х годах XX века, но лишь к концу 1950-х на правом берегу реки развернулось массовое жилищное строительство. Ленинград, уже отстроенный после войны, стремительно рос вширь: жилые кварталы появлялись на Охте, шло проектирование новых районов на месте петровских пороховых складов, в районе Пискаревки, Полюстрово, Ржевки.

Новый мост через Неву был крайне необходим городу, чтобы решить транспортные проблемы. Строительство переправы власти Ленинграда назвали «градостроительной задачей особой важности».

В 1959 году Ленгорисполком объявил закрытый конкурс проектов. В творческом соревновании участвовали самые известные ленинградские и московские организации. Одни проекты оказались слишком дорогостоящими, другие не вписывались в существующую застройку, третьи вызывали сомнения с технической точки зрения. В итоге жюри не присудило первую премию никому, а второе место заняла работа института «Ленгипротрансмост». По этому проекту и построен мост Александра Невского.

Авторы проекта — главный инженер А.С. Евдонин, инженеры К.Л. Клочков, Г.М. Степанов, архитекторы А.В. Жук, С.Г. Майофис, Ю.И. Синица. Это было новое слово в мостостроении, многие идеи конструкторов моста Александра Невского потом получат дальнейшее развитие.

Впервые в СССР при создании переправы использовали ванты — стальные тросы. Они были скрыты конструкцией (в современных проектах ванты выносятся наружу). Тросы моста Александра Невского имеют диаметр 70 мм и выполнены из легированной стали. Натяжение вантов регулируется в зависимости от температуры окружающего воздуха — в холодную погоду натяжение ослабляют, в жару подтягивают с помощью специальных лебедок.

Впервые на 35-метровой глубине установили железобетонные оболочки для речных опор. Новой для советского мостостроения была и конструкция V-образных пролетных строений. Их отливали на берегу, а потом устанавливали над водой. Общий вес каждой конструкции — свыше 5000 тонн. И наконец, редкий для СССР случай — нерабочее пространство внутри пандусов моста использовано для размещения парковки на 230 автомобилей.

До недавнего времени мост оставался самым протяженным в городе на Неве. И только в декабре 2004 года Большой Обуховский вантовый мост, открывшийся на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, перехватил пальму первенства (его общая длина — 2884 метра).

Сооружение получилось гармоничным, пропорциональным, очень крупные детали моста не кажутся тяжелыми. Специалисты отмечают ясность его конструктивной схемы, лаконизм и сдержанную эмоциональность. Мост идеально вписался в городскую среду, не возвышается над исторической застройкой на левом берегу Невы. К тому же с открытием переправы были решены транспортные развязки на обоих берегах реки.

В период строительства мост называли Староневским, а еще до открытия — 15 мая 1965 года ему дали существующее сейчас название — мост Александра Невского в честь великого русского полководца и небесного покровителя города.

1 ноября 1965 года по мосту прошла колонна тяжелых танков — это были промышленные испытания на прочность конструкции. Торжественное открытие, приуроченное к годовщине Октябрьской революции, состоялось 5 ноября: по мосту открылось автомобильное, трамвайное и пешеходное движение.

Несмотря на то, что мост строился с применением передовых технологий, его качество оказалось далеким от идеала. Гидроизоляцию выполнили из стекловаты, а она стала постепенно растворяться в битуме. Ванты начали быстро ржаветь, и уже через два года после эксплуатации 56 из них лопнули. Мост продолжал разрушаться, в то время как нагрузка на него постоянно увеличивалась. В 1982 году из-за износа конструкции рухнул в воду один из противовесов моста весом 700 тонн. Мост закрыли для движения, наладив паромное сообщение. Переправу отремонтировали, заменив противовес, и вновь открыли для движения.

В 2000 году мост закрыли на капитальный ремонт. Реконструкция переправы проводилась с 10 декабря 2000 года по апрель 2001 года. В ходе ремонта заменены 12 километров вантов и вся гидроизоляция. В 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была выполнена подсветка моста 500 светильниками и 8 прожекторами.

14 марта 2014 года открылась новая, мощная подсветка моста Александра Невского.

Дополнительная информация

В настоящее время в рамках городского инфраструктурного проекта «Транспортный обход центра» (ТОЦ) ведется строительство развязки у моста Александра Невского — на пересечении проспекта Обуховской обороны и Обводного канала. У набережной построят эстакаду, тоннель и над ним пешеходный переход. Эта развязка обеспечит беспрепятственное движение автомобилей к Обводному каналу.

ТОЦ поможет вывести транспортные потоки из центра Санкт-Петербурга и перераспределить их в другие районы, что значительно улучшит транспортную ситуацию в историческом центре города.

Юбилей Моста Александра Невского

55 лет назад, 5 ноября 1965 года, был открыт мост Александра Невского, который до сих пор остается самым длинным и самым высоким из разводных мостов Санкт-Петербурга. Перекинутый через Неву от площади Александра Невского к Заневскому проспекту, он соединил исторический центр с правобережными районами города.

Продолжить Невский проспект на правый берег Невы планировалось еще в 1930-е годы. На генеральном плане Ленинграда 1939 года обозначен новый мост между Красной площадью (ныне площадь Александра Невского) на левом берегу реки и площадью Челюскинцев и 1-й Охтинской прорезкой (ныне Заневский проспект) — на правом.

Потребность в новом мосте стала особенно острой в 1950-х годах, когда на правом берегу Невы, в районе Заневского проспекта, развернулось активное жилищное строительство. Сооружение переправы было объявлено «градостроительной задачей особой важности».

В 1959 году был объявлен конкурс на лучший проект моста через реку Неву в районе площади Александра Невского. В конкурсе приняли участие ведущие проектные организации Москвы и Ленинграда, которые подали 8 проектов плюс один вне конкурса. Первое место комиссия не присудила никому, второе место занял проект института «Лентрансмостпроект» (позднее — «Ленгипротрансмост», ныне ОАО «Трансмост»).

После доработки проект был принят в производство. Его авторы — инженеры А.С. Евдонин (ГИП), К.П. Клочков, Г.М. Степанов и архитекторы А.В. Жук, С.Г. Майофис и Ю.И. Синица.

Строительство переправы началось в 1960 году под рабочим названием Старо-Невский мост. Это семипролётное железобетонное сооружение с разводным пролётом посередине имело длину 633 метра, а вместе с пандусами на обоих берегах—907,7 метров.

Мост Александра Невского стал самым длинным и самым высоким из разводных мостов в пределах города. В его проекте были применены передовые для того времени инженерные решения.

Для стационарных пролётных строений применены сложные конструкции с комбинированной предварительно-напряжённой арматурой, не имевшие аналогов в отечественном и зарубежном мостостроении. Впервые в СССР были использованы ванты — стальные тросы из легированной стали диаметром 70 мм. Они находились внутри полных внутренних железобетонных конструкций (в современных проектах мостов ванты выносятся наружу). Натяжение тросов регулировалось в зависимости от температурного режима.

Таким образом, мост Александра Невского можно условно назвать первым вантовым мостом в Петербурге. Эта технология позволила уменьшить количество пролетов, значительно увеличив их длину. Максимальный пролет моста — 123 метра, в 3–4 раза длиннее пролетов стандартных железобетонных мостов.

Новой для советского мостостроения стала и конструкция пролетных строений. Их отливали на берегу, а потом устанавливали в пролеты моста. Общий вес каждой конструкции превышает 5000 тонн.

Мост Александра Невского стал первой переправой в черте города, где фундаменты опор базируются на железобетонных сваях-оболочках большого диаметра. Речные опоры, состоящие из двух раздельных полуопор, установлены на сваях-оболочках диаметром 2 метра, опоры разводного пролёта — на сваях-оболочках диаметром 2 и 3 метра.

Разводное пролётное строение – металлическое двукрылое с криволинейным очертанием нижнего пояса, с гидравлическим приводом разводки. Противовесы размещены между массивными полуопорами и главными балками примыкающих железобетонных пролётных строений, что позволило уменьшить ширину опор разводного пролёта до 7 метров вместо обычных 11–12 метров.

В опорах разводного пролёта размещены механизмы разводки, пульты управления механизмами и судоходной сигнализацией и другие эксплуатационные устройства.

Мост Александра Невского стал одним из первых мостов в СССР, где была разработана и внедрена гидравлическая система, обеспечивающая более высокую надёжность, простоту разводки и обслуживания.

К устоям на обоих берегах примыкают пандусы, в них разместили гаражи. С четырёх сторон моста соорудили лестничные спуски к Неве с гранитными ступенями и площадками. Одновременно были решены и транспортные развязки на обоих берегах Невы.

Строительство переправы продолжалось 5 лет, генеральным подрядчиком выступил «Мостострой-6».

15 мая 1965 года мост официально получил свое современное наименование — мост Александра Невского, по одноименной площади на левом берегу Невы. К ноябрю того же года переправа была готова к открытию. 1 ноября проведено испытание моста — по мосту была пущена колонна танков.

Открытие переправы состоялось 5 ноября 1965 года, событие было приурочено к 48-й годовщине Октябрьской революции.

Реконструкции и ремонты

Хотя мост Александра Невского строился с применением передовых технологий, в проекте был допущен ряд ошибок, гидроизоляция со временем оказалась изношена, стальные ванты подверглись коррозии. Увеличилась и транспортная нагрузка на мост, по сравнению с проектной. Уже к 1967 году 56 тросов лопнули.

В 1982 году на мосту произошла авария: во время разводки произошёл отрыв коробки противовеса левого крыла весом 700 тонн. Противовес отвалился и упал на дно Невы, где и лежит до сих пор.

После аварии мост Александра Невского был закрыт на ремонт и налажена паромная переправа. Противовес заменили, и в 1983 году после проведенных испытаний движение на мосту возобновилось.

С июня 2000 по май 2002 года был выполнен капитальный ремонт переправы по проекту института «Стройпроект». Генеральным подрядчиком выступил «Мостострой-6». Проект предусматривал полную реконструкцию разводного пролета и усиление железобетонных конструкций постоянных пролетов. Строители заменили 12 километров вант-канатов, трубопроводы и всю гидроизоляцию, установили систему подклинки крыльев, капитально отремонтировали цилиндры, установили современную систему управления разводкой.

Движение по мосту Александра Невского закрывалось только на четыре месяца в период реконструкции разводного пролета, с декабря 2000 года по апрель 2001 года.

Затем небольшие ремонтные работы на мосту выполнялись в 2005 году, а в 2007 году была модернизирована компьютерная система контроля состояния моста и местоположения судов.

В 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была смонтирована декоративная подсветка моста. В 2014 году ее заменили новой, более мощной.

Характеристики моста

Мост Александра Невского соединяет Центральный и Красногвардейский районы Санкт-Петербурга.

Мост представляет собой семипролетное сооружение (без учета двух эстакад пандусов: левобережная — четырехпролетная, правобережная — пятипролетная) протяженностью 907,7 метров и шириной 35,8 метра.

Для пропуска судов предусмотрен разводной пролёт размером в свету 50 метров, а также два постоянных пролёта размером в свету по 120 метров и высотой 11 метров, так что многие суда могут проходить под мостом, даже когда он наведен.

Разводка осуществляется посредством гидравлического привода. За три минуты крылья весом около 570 тонн каждое поднимаются на угол 74°.

Переправу освещают 760 светодиодных прожекторов.

Информация для туристов

С моста открывается вид на Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру — действующий православный мужской монастырь и один из старейших архитектурных ансамблей Петербурга. Монастырь, расположенный на левом берегу, был основан в 1713 году Петром I.

График разводки мостов Санкт-Петербурга

Расписание разводки мостов в 2018 году

Разводные мосты на карте

Ежегодно, с апреля по ноябрь, разводные мосты обеспечивают навигацию по реке Неве, создавая необходимые условия для судоходства. Разводка мостов Санкт-Петербурга и их наведение в соответствии с графиком — приоритетное направление работы СПб ГБУ «Мостотрест».

В Санкт-Петербурге насчитывается 18 разводных мостов — тех, у которых сохранились в рабочем состоянии разводные механизмы. Из них в период навигации регулярно разводятся 12 переправ:

  • Троицкий, Литейный, Большеохтинский, мост Александра Невского и Володарский — через реку Неву;
  • Благовещенский и Дворцовый мосты — через Большую Неву, соединяющие Центральную часть города и Васильевский остров;;
  • Биржевой и Тучков мосты — через Малую Неву, которые соединяют Петроградскую сторону с Васильевским островом;
  • Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский мосты — через Большую Невку.

Развод мостов через Большую Неву, Малую Неву и Неву производится в соответствии с утвержденным графиком. В том числе Благовещенский, Дворцовый, Биржевой, Тучков и Володарский мосты обычно разводятся и наводятся дважды за ночь.

Три моста через Большую Невку разводят по предварительным заявкам, которые необходимо подавать за двое суток.

Разводные мосты Петербурга различаются по конструкциям — у каждой переправы есть свои особенности.

Разводные пролеты невских переправ могут быть однокрылыми, как у Троицкого, Литейного, Володарского, Гренадерского и Кантемировского мостов, или двукрылыми — как у остальных. Но все они относятся к раскрывающейся системе: в разведенном положении крылья подняты вверх.

Однако так было не всегда — еще полвека назад Литейный и Кировский (ныне Троицкий) мосты имели поворотную систему разводных пролетов: пропуская суда, крылья раздвигались в горизонтальной плоскости. Это значительно ограничивало судоходные габариты, поэтому в 1965–1967 годах переправы были реконструированы.

Уникальная откатно-раскрывающаяся система разводного пролета — у Биржевого моста. В начале разводки мост раскрывается на 15 сантиметров, крылья откатываются друг от друга, центр тяжести крыла изменяется, и это значительно облегчает разводку. Такая конструкция не имеет аналогов в мире. Есть своя особенность и у Гренадерского моста: он разводится в три этапа с короткими остановками.

Большинство мостов Петербурга разводятся посредством новейших гидравлических систем. Исключение составляют Биржевой и Сампсониевский мосты, чья разводка осуществляется с помощью электромеханического привода. На некоторых мостах — например, на Дворцовом или Сампсониевском — сохранилась также уникальная возможность ручной разводки.

Современная гидравлика позволяет полностью развести мост за 2–5 минут, за такое же время мост наводится.

Во время навигации под крыльями невских мостов за ночь могут проходить до 50 судов. Разводку мостов Петербурга и их наведение обеспечивают высококвалифицированные бригады механиков СПб ГБУ «Мостотрест». Зимой, между навигациями, специалисты «Мостотреста» выполняют плановый ремонт и отладку всех механизмов и систем, что позволяет быть уверенными в надежной и бесперебойной работе разводных мостов через Неву и ее рукава.

Развод мостов осуществляется точно по расписанию. А вот навести переправу могут и раньше графика, когда пройдут все суда. В ряде случаев может быть отменена и вторая разводка.

Для удобства наземного транспорта и пешеходов СПб ГБУ «Мостотрест» разработало уникальную онлайн-систему оповещения, которая позволяет узнать в режиме реального времени, открыт мост или закрыт прямо сейчас, чтобы построить оптимальный маршрут по городу. Эта информация, как и самый точный график разводки мостов на текущий сезон навигации, доступны на сайте СПБ ГБУ «Мостотрест» и в мобильном приложении «Мосты Петербурга».

Миссия моста — соединять, даже когда он разведен!

Мост Александра Невского

До недавнего времени это был самый длинный мост через Неву в Санкт-Петербурге. (Всё меняется, и теперь это — новый неразводной вантовый мост).

Протяженность без береговых сооружений моста Александра Невского составляет целых 629 метров, а вместе с пандусами длина чуть менее километра.

Он соединяет площадь Александра Невского, расположенную в самом конце Невского проспекта и Заневский проспект.

Это один из самых молодых мостов в городе. Он был построен в шестидесятых годах прошлого века. Самая главная сложность, поджидавшая авторов проекта заключалась в том, что он должен был соединить два совершенно различных по архитектуре берега Невы.

Левый берег застроен старыми зданиями в классическом архитектурном стиле, а правый – современными постройками сталинской эпохи.

Кстати, в России есть два моста Александра Невского. Второй находится в Великом Новгороде.

Мост строился с применением самых новых разработок ( что потом сыграло плохую роль), но с архитектурной точки зрения его можно отнести к разряду самых невыразительных в Петербурге, и, точно – самому «никакому» на Неве.

Винить инженеров не стоит. Вспомните, какое это было время. Ударные стройки, панельные дома, типовые детсады и школы…

В 1960 году, по проекту инженера Евдонина было начато строительство новой переправы. Продолжалось оно 5 лет, в результате, город получил самый необычный в своей истории мост. Кроме того, что он самый длинный, это еще и один из самых широких в Санкт-Петербурге. Его ширина, вместе с трехметровыми тротуарами с обеих сторон, составляет 35 метров.

Кроме того, при строительстве двухуровневых транспортных развязок у въездов, было использовано множество, не применявшихся до той поры, инженерных новшеств. Например, в пандусах были устроены гаражи для машин.

Благодаря постройке новой переправы, даже частично перепланировали прилегающую площадь Александра Невского и снесли несколько старых домов.

(в левой части фото видна Александро-Невская лавра. В правой — гостиница Москва)

При строительстве, к сожалению, было допущено несколько технологических ошибок. В результате, гидроизоляция очень быстро износилась, а несколько тросов лопнуло. Но, вплоть до 1982 года власти на это внимание не обращали, пока в воду не рухнул противовес разводного пролета левого крыла, массой 17 тонн.

Мост, в результате, был закрыт и налажена паромная переправа.

Но тогда конструкцию только подлатали, и еще почти 20 лет мост ждал настоящего ремонта.

Наконец, в 2000 году, начались работы по реконструкции, и к апрелю 2001 года его первоначальный облик был полностью восстановлен, а дефекты, допущенные при строительстве, полностью устранены.

Сегодня это очень важный и удобный мост в центре Петербурга, который фактически «развязывает исторический центр от внутригородского транзитного транспорта, и при этом он обладает достаточно большой пропускной способностью, чтобы на нем почти не образовывалось пробок.

К сожалению экскурсии по Неве не доходят до этого места, — теплоходы разворачиваются чуть раньше. Но пролететь под его высокими пролетами можно использовав в качестве экскурсионного транспорта обычное водное такси.