Роль теории государства и права для современного юриста

Роль теории государства и права для современного юриста

Роль теории государства и права в формировании правовой культуры современного юриста

Теория государства и права — один из немногих юридических предметов, который непосредственно связан с формированием профессионального правового сознания у студентов. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирование у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности.
Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает студентам представление об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.
Лейбницу принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы — понятиями. Юридические понятия не есть оторванные от жизни, пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому как в математике невозможно произвести какие-либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико-правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями.
Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит студентам на практике правильно квалифицировать политические и правовые ситуации, с подлинно научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.
Пробел в знании материала по теории государства и права, т.е. понятий, принципов и идей, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки учащегося и несопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науке. Еще Гельвеций заметил, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К тому же если, например, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации можно восполнить, открыв его текст, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так просто. Это все обязывает выделять общую теорию государства и права в особый, незаменимый и чрезвычайно важный предмет.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Власенко Н. А. Теория государства и права. М., 2009.
2. Казимирчук В. П. Право и методы его изучения. М., 1965.
3. Керимов Д. А. Методология права. М., 2000.
4. Козлов В. А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.
5. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. Л. Современная социология права. М., 1995.
6. Малько А. В. Теория государства и права. М., 2008. Гл. 1.
7. Малько А. В., Нырков В. В., Шундиков К. В. Теория государства и права. М., 2009.
8. Малько А. В., Саломатин А. Ю. Теория государства и права: Учеб. пособие. 2-е изд., М., 2013.
9. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 1.
10. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2011.
11. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2010. Гл. 1.
12. Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2007. Т. 1. Гл. 1, 2.
13. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд. М., 1999. Тема 1.
14. Право и культура / отв. Ред. Н. С. Соколова. М., 2002.

Роль теории государства и права в формировании современного юриста. Общие закономерности возникновения, становления, функционирования и развития государства

Страницы работы

Содержание работы

Тема: Роль теории государства и права в формировании современного юриста.

Теория государства и права, как наука о наиболее общих закономерностях возникновения, становления, функционирования и развития государства и связанных с ним государственно-правовых явлений, несомненно, занимает одну из важнейших позиций в системе Юридической науки. Эта наука даёт представление о развитии государства и права в абстрактной форме с помощью присущих ей, как науке, логических методов, поэтому эта дисциплина преподаётся в ВУЗах с самого первого курса юридического факультета. Следует обратить внимание на то, что это наука о наиболее общих закономерностях и на её абстрактную форму, это говорит о том, что теория государства и права исследует государство и право т.с. «вообще» независимо от конкретного государства и исторической эпохи.

Для формирования профессионального правового сознания будущего юриста эта наука, как и подавляющее большинство, если даже не все науки в системе юридических наук, является наиболее важной и основополагающей. Именно в процессе изучения теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, системы понятий, позволяющие уверенно ориентироваться в юридической сфере. Эта наука даёт обучаемым первичное представление об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин. Без определённых знаний о развитии и сущности государства и права, их функциях и взаимосвязях, структуре и признаках, невозможно в полной мере овладеть профессией юриста, сложной и многогранной, включающей в себя множество различных профессий и специальностей. Я считаю, что курс теории государства и права является своего рода базой или стартовой площадкой для дальнейшего изучения Юридической науки в целом. Трудно представить себе государственного служащего или адвоката, или нотариуса, не имеющего представления о сущности, структуре, функциях государства и права, о том, в чём он работает, живёт и с чем взаимодействует и о том, что он защищает или даже творит. Современный юрист должен свободно владеть своими знаниями, полученными ещё на первом курсе своего обучения, и применять их на практике.

Пробелы в знании материала по теории государства и права, т.е понятий, идей и принципов, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки студента. «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» — как заметил французский философ К.А. Гальвеций, и с ним нельзя не согласиться, ведь незнание точной формулировки нормы например уголовного права можно легко и быстро восполнить, а вот незнание основных принципов, идей и юридических конструкций, прививающихся в процессе изучения курса истории государства и права, невозможно восполнить также быстро и также легко. Это всё обязывает отнести теорию государства и права в особый, незаменимый, основополагающий и чрезвычайно важный предмет.

§ 6. Роль теории государства и права в формировании

правовой культуры современного юриста

Теория государства и права — одна из немногих юридических научных дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности.

Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.

Известный теоретик права судья из США Оливер Вендел Холмс сказал: «Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому как архитектор является самым главным лицом для всех, кто принимает участие в строительстве дома». А профессор права Поль Френд заметил, что «самый полезный курс по теории права: именно из него я почерпнул целый ряд принципиальных правовых положений, имеющих широкое применение».

Г.В. Лейбницу, немецкому философу, математику, физику, принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы — понятиями. Юридические понятия не есть оторванные от жизни пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому как в математике невозможно произвести какие-либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико-правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями.

Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит обучаемым на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

Пробел в знании материала по теории государства и права, т.е. понятий, принципов и идей, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки студента и несопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науке. Еще К.А. Гельвеций, французский философ, заметил, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К тому же, если, например, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса РФ можно быстро восполнить, прочитав ее текст, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так быстро. Это все обязывает выделять общую теорию государства и права в особый, незаменимый и чрезвычайно важный предмет.

1. Что такое научное и обыденное познание?

2. Что такое предмет и объект науки?

3. Определите предмет науки теории государства и права.

4. Какова структура теории государства и права?

5. Назовите методы познания теории государства и права.

6. Укажите место теории государства и права в системе других наук.

7. Раскройте роль науки теории государства и права в формировании будущего юриста.

Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

Керимов Д.А. Общая теория права. Предмет. Структура. Функции. М., 1977.

Керимов Д.А. Методология права. М., 2000.

Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 1.

Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Гл. 1 — 2.

Преемственность и новизна в государственно-правовом развитии России. М., 1995.

Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.

Сырых В.М. Логические основания общей теории права. В 2 т. М., 2000. Т. 1.

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000. Гл. 1.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

3.Функции теории государства и права и ее значение для формирования современного юриста.

Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции.

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);

4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;

6) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

10) практически-организаторская . Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

Занимая в системе юридических дисциплин базовое мес­то, теория государства и права дает студентам знания наи­более общих закономерностей государственно-правовой жизни общества, закладывает фундамент общей юридичес­кой культуры, юридического мышления, формирует науч­ную базу юридического мировоззрения. Она дает обучаемым первичные представления об основных понятиях государ­ства и права, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формиро­вании профессиональных качеств будущих специалистов.

Изучение теории государства и права позволяет обучае­мым с подлинно научных позиций давать правильную оцен­ку сложным государственно-правовым явлениям обществен­ной жизни, вскрывать их действительную сущность, пони­мать их социальное назначение, место и роль в политичес­кой системе общества. Овладевшие знаниями общей теории государства и права, юристы могут плодотворно содейство­вать решению разнообразных вопросов государственного и правового строительства.

Теория государства и права содержит общий широкий взгляд на политическую и правовую сферу жизни общества, на взаимосвязанную целостность этой сферы в условиях все большего разветвления знания на многие, часто узкие спе­циализации. Один из итальянских юристов Галлони заме­тил, что «обучение студентов-юристов стало сегодня гораздо более интенсивным, правда, знаний при этом они получают гораздо меньше. Это касается все большей специализации, в то время как гораздо важнее овладение основами и ме­тодами изучения разных предметов». Занимая базовые позиции в системе государственно-правовых знаний, теория государства и пра­ва призвана в современных условиях способствовать форми­рованию юриста в духе демократических, гуманистических тенденций и традиций.

Современная практическая юриспруденция связана со всеми отраслями знания потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.

Значение теории государства и права в правовой подготовке юриста-специалиста

Место теории государства и права в системе юридических наук. Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина. Юридическое образование: профессии юриста и адвоката. Анализ квалификационных требований к работникам юридических специальностей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

1. Теория государства и права в системе юридических наук

1.1 Система юридических наук

1.2 Место теории государства и права в системе юридических наук

1.3 Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина

2. Юридическое образование и главное о профессии юриста, адвоката

2.1 Современное юридическое образование

2.2 Профессия юрист

2.3 Профессия адвокат

Список использованных источников

В нашем обществе на сегодняшний день лишь малое количество людей находят интересным то, какое место занимает и какое влияние оказывает теория государства и права на состояние и уровень современного правосознания, несмотря на то, что право в нашем государстве заняло свою определённую нишу. Но есть и такие люди, которым любопытно и увлекательно ставить перед собой и перед обществом цели и постигать их. Это требуется для постоянного движения вперёд.

Цель данной курсовой заключается в определение роли теории государства и права на формирование грамотного современного российского юриста, на его профессиональную подготовку, и, следовательно, на создание правового государства.

Задачи курсовой работы состоят в том, чтобы, изучить все составляющие теории государства и права, осмыслить её функции, установить все её связи с другими юридическими науками. Многие учёные-правоведы, в своих работах раскрыли понятие теории государства и права, выделили её особенности и функции. Достаточно много научных трудов написано о государстве и праве, об их системах, но наиболее полно помогают ответить на поставленные вопросы, далеко не все работы. В курсовой работе была использована литература таких авторов как Матузов Н.И. (Теория государства и права), Алексеев С.С. (Введение в юридическую специальность), Марченко М.И. (Проблемы теории государства и права), Мелешко Н.П. (Концепции развития и специализации юридического образования в современной России) и другие.

Развитие любого общества, любого государства зависит от уровня общей культуры в обществе, традиций, господствующих устремлений людей на недопущение враждебного отношения к праву, к проявлениям правового нигилизма.

Актуальность данной курсовой работы в том, что теория государства и права изучает не какие-либо отдельные общественные законы, относящиеся к отдельным сторонам государства и права, а именно всю систему этих законов, взятых в комплексе и в самом общем, абстрактном виде. Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанные с ними и сопутствующие им иные социальные явления и процессы. И современному российскому юристу важно знать и понимать перемены, происходящие в нынешнем Российском государстве, эволюцию форм государственного устройства. Для того чтобы овладеть этими качествами, необходима серьёзная подготовка, прежде всего в области общей теории права.

Теория государства и права знакомит студентов с основными правовыми понятиями и критериями, вооружает пониманием смысла специальных терминов и общих государственно-правовых закономерностей, в целом, закладывает фундамент для дальнейшего усвоения отраслевых и других юридических дисциплин, выступает по отношению к ним методической базой. Овладение теорией государства и права расширяет общий политико-правовой кругозор, способствует формированию правовой культуры развитого юридического мышления, прививает будущему юристу систему ценностей, необходимых для успешной практической деятельности в современных условиях.

Работа состоит из двух глав. Каждый раздел выводит нас на решение поставленных перед нами задач, указывая на пути к разрешению проблем. В первой главе описывается структура системы юридических наук, и какое место в ней занимает теория государства и права, а также отличие теории государства и права как науки от учебной дисциплины. Во второй главе анализируется состояние современного юридического образования. Так же эта глава, указывает на особенности профессиональной деятельности юриста и адвоката, как основных составляющих правового государства, от которых зависит правосознание всего общества в целом.

Нас волнует масса и других важных вопросов, которые необходимо решить, так как работа юриста многогранна и требует ещё более пристального влияния со стороны общественности.

1 . Теория государства и права в системе юридических наук

1.1 Система юридических наук

Система юридических наук — это совокупность взаимосвязанных наук, изучающих государство и право как относительно обособленные, самостоятельные социальные институты.

Государство и право, сами по себе и рассматриваемые в плоскости их взаимосвязи между собой, с гражданским обществом, личностью — явления многомерные, многогранные, системные, структурные, многофункциональные, исторически развивающиеся и одновременно сохраняющие ряд своих признаков неизменными.

Государство — особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом. Право — единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости. Гражданское общество — совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Личность — устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. В силу этого государство и право является предметом изучения многих юридических наук. Каждая из этих наук имеет свои собственные исследовательские задачи, цели, подходы.

Структура системы юридических наук — это внутреннее подразделение всех юридических наук на их основные виды (Приложение А). В последнее время в науковедческой юридической литературе в системе юридических наук различают 3 основные группы, такие как теоретико-исторические, отраслевые, и прикладные. Юридические науки — это общественные науки, изучающие право правовую систему как систему социальных норм, правоприменительную деятельность.

К теоретико-историческим наукам относятся теория государства и права, истории государства и права, истории политических и правовых учений.

К отраслевым юридическим наукам относятся науки конституционного права, административного, финансового, гражданского, трудового, уголовного права и другие.

К прикладным наукам относятся криминалистика, судебная медицина, судебная психология, и так далее.

Действующая в настоящее время классификация юридических наук, утверждённая Высшей аттестационной комиссией страны, предусматривает следующие разделы (Приложение А):

теория и история государства и права, история политических и правовых учений;

государственное право и управление, государственное строительство, административное право, финансовое право;

гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное частное право;

хозяйственное право, арбитражный процесс;

трудовое право, право человека на социальное обеспечение;

сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право, экологическое право;

уголовное право и криминология, исправительно-трудовое право;

уголовный процесс и криминалистика;

судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.

Существуют и иные классификации, носящие так или иначе следы быстро меняющегося времени или субъективных представлений авторов, но эти три группы, описанные выше, являются основными.

1.2 Место теории государства и права в системе юридических наук

Теория государства и права является составной частью юридических наук и отличается от предмета других наук. Поэтому существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе, государство и право изучаются различными гуманитарными науками. В отличие от них теория государства и права имеет юридический характер, изучает, прежде всего, юридический аспект социальных явлений. Иногда в предмет теории государства и права включаются внеправовые категории, позволяющие лучше понять и осмыслить юридические процессы. Это, например гражданское общество, политическая система, культура, мораль, общественное сознание и некоторые другие.

Общее понятие права, государства, правовой отрасли, нормы, правоотношения, правосубъектности, юридической ответственности и многие другие формулируются именно теорией государства и права. Отраслевые науки развивают, конкретизируют общеправовые категории с учётом своей отраслевой специфики. Так, на базе общетеоретических представлений наука уголовного права формулирует понятия уголовно-правовой нормы, источника уголовного права, уголовно-правового отношения, уголовной ответственности. Итак, теория государства и права формирует основы юридического мировоззрения.

Теория государства и права обладает высоким уровнем абстракции, изучает основные, глобальные, общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых отношений. По мнению профессора, доктора юридических наук А.Б. Венгерова к ним относятся понятие, сущность, типы, формы, функции, структура, механизм, исторические тенденции и перспективы государства и права (Приложение Б) Венгеров, А.Б. Теория государства и права. — М., 2009. — С.607. . Основное здесь — общетеоретическое осмысление правовой реальности.

Более полно описывает основные государственно-правовые закономерности доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Н.И. Матузов Матузов, Н.И. Теория государства и права. — М., 2006. — С.544. . Он считает, что предметом теории государства и права выступают (Приложение Б):

возникновение государства и права;

смена их исторических типов;

развитие их сущности;

эволюция форм государства и права;

построение системы органов государства и системы права;

осуществление функций государства и права;

пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения;

расширение и обогащение прав личности и усиление их защиты;

укрепление принципов демократии, законности и правопорядка;

развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;

соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;

развитие юридической науки теории государства и права.

Отраслевые юридические науки носят в большей степени прикладной, практический характер, используя выводы теории государства и права как базис для научных исследований уже в своей сфере. В свою очередь, теория государства и права использует теоретический и эмпирический материал, накопленный отраслевыми науками, анализирует и обобщает его для общетеоретических выводов. Таким образом, происходит взаимообогащение общетеоретического и отраслевого научного знания в системе юридических наук.

Большинство юридических наук изучает государственно-правовые явления на примере конкретного государства — Российской Федерации, или зарубежных стран. Существует, например, наука уголовного права России, наука конституционного права России, наука гражданского права России. В отличие от них теория государства и права во главу угла ставит не закономерности какого-то конкретного государства и права или группы государств, а общетеоретические правовые категории. Это универсальная наука, в основе которой — анализ всех без исключения государственно-правовых явлений в общемировом масштабе.

Одни юридические науки изучают исторический аспект государства и права, другие — современность. Теория государства и права исследует одновременно и исторический, и современный «разрез» государственно-правовых явлений. Предметом изучения выступают государственные и правовые системы прошлого и настоящего, их закономерности, взаимосвязи, генезис, общие проблемы и перспективы. Из этого следует, что теорию государства и права интересует прошлое, настоящее и будущее государства и права.

Теория государства и права, как и любая другая юридическая наука, имеет свои функции, которые дают полное представление о ней и о направлении научной деятельности (Приложение В). Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Только все вместе дают полное представление о назначении теории государства и права. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путём выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобождённом от исторических случайностей и отклонений виде.

Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Функции характеризует её теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

Выделяют следующие функции теории государства и права:

онтологическая функция, которая изучает фундаментальные качества материи права, наиболее сущностные явления и процессы в государственной жизни, которая открывает ранее неизвестные закономерности бытия государства и права. Онтология — изучение о бытие, в котором исследуются основные принципы бытия, его структура, закономерности. Онтологическая функция отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой и так далее;

эвристическая функция, (эвристика — искусство нахождения истины, новых открытий) с помощью которой познаются и объясняются государственно-правовые явления, открываются новые закономерности их развития в наше время;

гносеологическая функция, (гносеология — теория познания) с помощью которой вырабатываются научные концепции, доктрины, правовые понятия, категории, а также приёмы и способы, помогающие научно познавать государство и право.

прогностическая функция, то есть выявление тенденции развития государства и права, выдвижение гипотез об их будущем, предсказать и смоделировать варианты их будущего развития;

практико-организационная функция, которая проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни;

методологическая функция, которая исследует и разрабатывает средства изучения правовой действительности, создаёт систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющее существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом;

идеологическая функция, с помощью которой воздействуют непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор, влияют на развитие правовой культуры общества и человека;

политическая, которая оказывает помощь в формировании государственно-правовой политики и которая разъясняет политические и законодательные решения.

Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. В то же время жизнедеятельность, социальная значимость теории государства и права во многом определяется её связью с общественной практикой, способности удовлетворять потребности последней.

Практика обуславливает цели исследования государства и права, то есть познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика совершенствовалась на научной основе. Так же практика служит критерием истинности научного знания.

В настоящее время практика предъявляет повышенные требования к качеству и особенности научных разработок. Обычная проблематика теории государства и права дополняется новыми проблемами исследований, которые иногда затрагивают сферы иных отраслей научного знания. Так понемногу развивается интеграция различных наук, появляются комплексные исследования, продуктивно влияющие на прогресс науки в целом.

1.3 Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина

Теория государства и права относится к фундаментальным юридическим наукам, поскольку раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовой действительности. По отношению к другим она выступает как обобщающая и исходная. От уровня её развития зависит состояние юриспруденции в целом. Именно на теорию государства и права ложится особая ответственность за состояние юридической науки, поскольку теория государства и права аккумулирует новейшие достижения других общественных наук и опыт юридической практики.

Любая учебная дисциплина в обязательном порядке базируется на науке и зачастую имеет одно с ней название, то есть мы рассматриваем теории государства и права и как науку, и вместе с тем как учебную дисциплину. Вместе с тем наука и дисциплина, принципиально разные системы, каждая из которых имеет свою цель и своё строение. В наиболее общем виде различия между данными направлениями познания могут быть сведены к следующим:

— учебная дисциплина — это начальный уровень познания, являющийся условием адаптации субъекта к той или иной форме социальной жизнедеятельности;

— наука — это системное, обобщённое видение объекта познания, высший уровень познавательной деятельности.

Учебная дисциплина «Теория государства и права» представляет собой систему определённых теоретических сведений о государстве и праве, построенную в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенную для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.

Цель учебной дисциплины «Теория государства и права» — дать первые базовые, исходные юридические знания студентам высших учебных заведений, познакомить с основополагающими юридическими понятиями, категориями, конструкциями, подготовить студентов к восприятию и изучению отраслевых учебных дисциплин.

Задачи учебной дисциплины «Теория государства и права» состоит в том, чтобы приучить студентов к юридическому мышлению, юридическому анализу общественных явлений событий, фактов, уметь выявить в любом поведении, действия, события, их юридически значимую сторону, выработать в себе высокое правосознание и сформулировать профессиональную правовую культуру.

Теория государства и права расширяет кругозор обучающихся и закладывает первый фундамент юридических знаний. Ясно, что юристам-специалистам надо хорошо знать то, что имеет значение для решения юридических дел, то есть необходимо знать содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур. Но, чтобы понять всё это, нужно использовать глубокие научные знания о государстве и праве, необходимости верховенства закона во всех сферах жизни общества. Поэтому значение теории государства и права велико, так как она раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.

Как отмечает В.Н. Хропанюк, «Главная заслуга теории государства и права состоит в том, что она позволяет обучаемым со строго научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни понимать их социальное назначение, место и роль в политической системе общества. Вооружённые знаниями общей теории государства и права, юристы могут плодотворно содействовать решению разнообразных вопросов государственного и правового строительства» Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. — М., 2008. — С.384. .

2. Юридическое образование и главное о профессии юриста, адвоката

2.1 Современное юридическое образование

В современной России уделяется значительное внимание созданию законодательной базы, правоохранительной и правоисполнительной систем для обеспечения развития общества и государства по демократическому пути, для удовлетворения интересов, нужд и потребностей, естественных природных прав человека и гражданина. Правовые системы и системы обеспечения их действия определяют сущность любой общественной формации. Гарантом осуществления этих задач служит юридическое образование населения и подготовка профессиональных юристов.

Система юридического образования охватывает государственные и негосударственные вузы, муниципальные образовательные учреждения. До начала перестройки государство полностью управляло образовательными учреждениями, но положение изменилось после проведённых в стране реформ конца 80-х — начала 90-х годов. Роль государства в управлении образования стала определяться Законом об образовании от 10 июля 1992 года (с изменениями в 1995 году) [2]. В нём значительно расширена самостоятельность учебных заведений и введена самоуправляемость. Допущены платные дополнительные образовательные услуги, разрабатывать образовательные программы учебных курсов.

Свободный план по программе подготовки юристов — специалистов был разработан ещё в 80-х годах, однако вузы с тез пор внесли в него по своей инициативе много изменений и дополнений. Были исключены марксистко-ленинская философия, научный коммунизм, научный атеизм, народный контроль. В число основных курсов были введены экологическое право, психология, компьютерное право, коммерческое право, арбитражный процесс. Особое внимание уделено теории государства и права, она поставлена как основополагающая наука в образовании юристов.

Проблемам развития юридического образования уделяется значительное внимание законодательной и исполнительной власти, прежде всего Министерства образования и науки Российской Федерации. Помимо государственной системы юридического образования создана мощная не бюджетная система образования, которая вносит существенный вклад в подготовку специалистов — юристов и в развитие юридических наук. В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками реформирования сферы воспитания и образования нашего общества и его граждан. Премьер-министр России М. Фрадков при обсуждении в правительстве реформы системы образования заявил, что эта задача не только важная, но и очень сложная с учётом масштабов и процессов развития федеративного устройства страны.

В общей системе образования особое место должно занимать юридическое образование. Конституция России провозгласила диктатуру закона: закон и законность, особенно в деятельности государственной власти, должны обеспечивать действенность таких общечеловеческих гражданских критериев — оценочных принципов, как свобода, равенство, справедливость [1]. Закон — принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законность — строгое и неуклонное соблюдение и исполнение Конституции и федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними иных правовых актов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Чтобы обеспечить верховенство закона, каждый гражданин должен быть юридически грамотным, государственные чиновники должны быть юристами — профессионалами в сфере своей деятельности, а работники правоохранительной, правоприменительной сферы и правосудия должны быть профессионалами — юристами высокого класса и высокообразованными людьми в сфере философии, социологии и специальных отраслевых знаний.

Юридическое образование занимает приоритетное место в системе высшей школы, оно призвано сыграть особую роль в формировании гражданского общества. Юридическая наука Российской Федерации получает качественно новые основы для собственного развития, ей предоставляется возможность стать важнейшим институтом гражданского общества, а задача учёных юристов — это помощь в реализации этой возможности.

Россия является одной из самых отсталых стран по количеству работающих юристов в производственной и управленческой сфере. Так, в конце 80-90-х годов в СССР в сфере всего производства работало 85 тыс. юристов. В сфере правоохранительной деятельности, судебной власти СССР работало юристов до 50%, а в системе МВД работало до 70% лиц, не имеющих юридического образования. Подобное положение сохраняется и в современной России: в органах МВД только около 60% лиц с юридическим образованием, 80% из них со стажем работы до 3 лет; в уголовно-исполнительной системе юристов около 20%; в прокуратуре на оперативных должностях до 70% юристов со стажем работы до 3 лет.

Непрерывное образование признано во всём мире, как мощное средство направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и духовно- нравственных смыслах. Как считал Аристотель «разница между образованным человеком и необразованным, такая же, как между живым и мёртвым» Зубов, В.П. Аристотель. Человек. Наука. Судьба наследия. — М., 2009. — С.368. . В настоящее время Российское законодательство пытается реформировать систему высшего образования, приближая её к мировым стандартам. Необходимо решить проблему, как сделать Российское высшее образование более современным, эффективным, более приспособленным к потребностям сегодняшнего дня.

2.2 Профессия юрист

Юрист (от лат. jus или juris — право) — это специалист, сведущее лицо в юриспруденции, обладает профессионально правовыми знаниями и умеющие применять их в практической деятельности. Профессия юриста, профессиональная юридическая деятельность, отрасль правовых работ обеспечивают функционирование правовой системы. Юристы имеют разную подготовленность, неодинаковые способности, но все вместе они осуществляют профессиональную деятельность, результаты которой заметно сказываются на качестве жизни людей, и все они, так или иначе, находятся под контролем общества, привлекая к себе внимание.

Это сложная, и очень важная работа. От советов и решений юристов зависят судьбы людей, их имущественные и неимущественные отношения, стабильность экономики, интересы автора и изобретателя, приток инвестиций, и наконец, порядок на улице, безопасность граждан и всей страны. Ошибки юристов, например, такие как незаконный арест, неверное решение суда, бездействие в ситуации, требующей вмешательства, могут негативно сказаться на состоянии законности и правопорядка, на благополучии членов общества, и на собственном авторитете юриста. Правопорядок — состояние упорядоченности общественных отношений, складывающееся в результате реализации правовых норм. Авторитет юриста — с одной стороны это признание за юристом со стороны других людей права на принятие решений, влияющих на их поведение и судьбы, и с другой стороны это степень влияния юриста на разрешение жизненных вопросов, ситуаций.

Справедливость чаще всего расценивается как синоним правосудия, а юриста, осуществляющего правосудие, претворяющего в жизнь справедливое во всех отношениях и для всех решение. Отсюда и высшее качество любого юриста — это его справедливость во всём и всегда. Справедливость включает в себя и такие ценностные для юриста свойства как гуманность, доброжелательность и требовательность, неуклонное следование правовым предписаниям как материализованному выражению справедливости. Требование справедливости есть органическая часть более широкой нравственной категории, какой является профессиональный долг. Профессиональный долг выступает в качестве движущей силы трудового процесса. Личность с высокоразвитым чувством профессионального долга чётко представляет себе, что надо делать в той или иной жизненной ситуации, как и во имя чего это делать. Профессионал сознательно и добросовестно исполняющий свои обязанности всегда понимает, что выполняет он их в интересах общества, коллектива, конкретного человека.

Понимая высшее юридическое образование как инструмент подготовки к профессиональной деятельности, в качестве формального критерия соответствия стандарта и программ образования потребностям практической работы представляется возможным использовать информацию о должностных обязанностях, изложенную в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, и других служащих (в последней редакции от 12 ноября 2003 года). — М., 2006. — С.432. . А также можно использовать результаты обобщения должностных обязанностей в должностных инструкциях и положениях о структурных подразделениях государственных органов.

Анализ квалификационных требований к работникам юридических специальностей, в самом общем виде позволяет выделить четыре элемента квалификации юриста (Приложение Г):

должен знать законодательство и обычаи делового оборота;

должен владеть навыками проведения правовой экспертизы и исследований;

должен уметь разрешать социальные конфликты;

должен иметь навыки составления документов, в том числе нормативных.

Для всех юристов совершенно необходимыми и общими для всех направлений юридической деятельности являются: овладение профессиональным правовым подходом; освоение методики работы с документами; осуществление межличностных коммуникаций; постановка, осознание и решение возникающих правовых задач; оценка и реализация результатов своей деятельности. Это означает, что юрист должен быть готов правильно и своевременно реагировать на запросы общества, владеть методиками и приёмами с меняющимся законодательством, обширной документацией, опубликованной литературой.

Марк Тулий Цицерон говорил, что истинный законовед — «это тот, кто сведущ в законах и обычном праве… и который умеет подавать советы, вести дела и охранять интересы клиента» Цицерон, М.Т. Избранные сочинения. — М., 2000. — С.464. .

Юрист должен владеть высокой культурой диалога, должен уметь разговаривать с людьми, выслушивать оппонентов, вести переговоры, участвовать в обсуждении юридических дел или в процедурах их коллегиального разрешения. Юристу необходимо определить свою роль в социальной жизни, экономике и управлении, обнаруживать ситуации, требующие его вмешательства, обязан владеть приёмами решения стандартных и неординарных правовых задач. Юрист — профессионал должен уметь сформулировать приемлемый и исполнимый проект решения, соответствующий закону, найти форму такого решения и реализовать его в доступных для юриста пределах.

Успех и неуспех в работе юриста, достижения или просчёты во многом зависят от того насколько он умеет работать с людьми, оперировать фактами и правом применять нужную форму. Понимание права и значимости не сводится лишь к знанию содержания законов и юридических норм, а к прочному усвоению всей глубины права, его основополагающих принципов и идей. Содержание законов и юридических норм с течением времени могут изменяться, но фундаментальные основы остаются прежними.

2.3 Профессия адвокат

В Российской Федерации юристом может быть лицо, получившее юридическое образование. По общему правилу, для производства защиты лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, юрист должен сдать квалификационный экзамен и стать адвокатом.

Адвокат (лат. advocates) — лицо, профессией которого является оказание юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов в суде. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката физическим, юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Под адвокатурой (ст. 3 Закона об адвокатуре) понимается профессиональное сообщество адвокатов, которое, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов.

В России адвокат — это независимый профессиональный советник по правовым вопросом и принадлежит к людям так называемой свободной профессии. Согласно части 1 статьи 48 Конституции России, в случаях, предусмотренным законом, юридическая помощь оказывается бесплатно, что является исключением из правила. После 1988 года адвокатам было разрешено устанавливать самостоятельные расценки, что сразу уменьшило доступность юридической помощи. В связи с необходимостью обеспечения конституционного права на защиту Положением об адвокатуре 1980 года предусматривались случаи оказания гражданам бесплатной юридической помощи. Согласно статье 22 Положения об адвокатуре, в РСФСР на протяжении 22 лет (с 1980 года до 1 июля 2002 года) коллегии адвокатов оказывали бесплатную юридическую помощь нескольким категориям граждан Стецовский, Ю.И. Адвокатура — М., 2005. — С.280. :

истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; по искам колхозников к колхозам об оплате труда; о возмещении вреда, причинённого увечьем или иным повреждением здоровья связанным с работой; о возмещении вреда, причинённого смертью кормильца, наступившей в связи с работой; гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

гражданам по жалобам на неправильности в списках избирателей;

депутатам Советов народных депутатов при даче консультации по вопросам законодательства, связанным с осуществлением ими депутатских полномочий;

членам товарищеских судов и добровольных народных дружин по охране общественного порядка при даче консультаций по законодательству в связи с их общественной деятельностью.

Кроме того, заведующий юридической консультацией, президиум коллегии адвокатов, орган предварительного следствия, прокурор и суд (в производстве которых находится дело) был вправе, исходя из имущественного положения гражданина, освободить его полностью или частично от оплаты юридической помощи. При освобождении гражданина от оплаты юридической помощи оплата труда адвоката должна была производиться из средств коллегии. При освобождении гражданина от оплаты юридической помощи органом предварительного следствия, прокурором или судом расходы по оплате труда адвоката относились в установленном порядке на счёт государства.

Статья 26 Закона об адвокатуре до внесения в неё изменения Федеральным законом от 28 октября 2003 года устанавливала два императивных условия, при которых гражданам оказывалась бесплатная юридическая помощь. Во-первых, такая помощь оказывалась гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта России. Во-вторых, к таким гражданам относятся:

истцы — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причинённого смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

ветераны Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

граждане, пострадавшие от политических репрессий — по вопросам, связанным с реабилитацией;

граждане, которым требуется составление заявлений о назначении пенсий и пособий.

Федеральным законом от 28 октября 2003 года № 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации», вступившем в силу с 31 октября 2003 года, пункт 1 часть 1 статья 26 изложен в новой редакции: «Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно…»[3].

Адвокаты сторонятся бесплатной помощи, пытаются избежать общения с гражданами, добивающиеся назначения им «бесплатного» адвоката. Вполне объяснимо то, что качество помощи, оказываемой по соглашению, и бесплатной помощи будет существенно различаться. Однако, помимо адвокатов, юридическую помощь по гражданским делам могут оказывать и другие лица.

Согласно статье 49 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведения дела (доверенность) [4]. Таким образом, адвокат не единственный представитель гражданина в рамках гражданского судопроизводства. За последние несколько лет в России получили своё развитие общественные неправительственные организации по защите прав человека, как правило, специализирующиеся на определённых делах и помогающие малообеспеченным гражданам бесплатно. Общественные организации — объединения граждан, основанные на фиксированном членстве и создаваемые для защиты граждан. Однако, необходимо создание государственных юридических приёмных, которые могли бы оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь и стать альтернативой бесплатной адвокатской помощи.

Интеллектуальное развитие личности заключается в развитии её физических способностей — мышления, памяти, воображения, анализа, прогнозирования, в приобретении и скоплении известного запаса знаний. Воспитание и образование неотделимы. Образование можно получить в результате изучения законов, теорий, а воспитание — только в результате научения, применения права и жизни по праву, в соответствии с законом. Юридическое воспитание должно постоянно сопровождать человека от рождения, а юридическое образование получается в определённой системе и в определённое время, делится на уровни, категории и влечёт за собой приобретение юридической профессии.

Теория государства и права — одна из немногих юридических научных дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности. Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права даёт студентам первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.

Известный теоретик права судья из США Оливер Вендел Холмс сказал: «Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому, как архитектор является самым главным лицом для всех, кто принимает участие в строительстве дома». Теория государства и права развивает абстрактное, аналитическое мышление, формирует политическую и правовую культуру, то есть обеспечивает надлежащую общетеоретическую подготовку. Профессор права Поль Френд заметил, что «самый полезный курс по теории права, именно из него я почерпнул целый ряд принципиально правовых положений, имеющих широкое применение».

Г.В. Лейбницу, немецкому философу, математику, физику, принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы — понятиями. Юридические понятия не есть оторванные от жизни пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому, как в математике невозможно произвести какие-либо расчёты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико-правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями. Основные понятия теории государства и права пронизывают все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для «себя», но и для всей юриспруденции, выступая своего рода её азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести право, источники права, правовые акты, норма права, правовые отношения и так далее.

Из всего вышеизложенного, мы можем сделать выводы, что теория государства и права — основополагающая наука в юридической специальности, она вносит свой огромный вклад в подготовку будущих юристов, так как без знания основ государства и его правовой системы невозможно говорить о юридической грамотности. Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит обучаемым на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, теория государства и права непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов. В юридической науке значение теории и государства возрастает, она стала основой для всей юриспруденции.