Справедливость и долг в деятельности юриста

Справедливость

Справедливость в обществе понимается в различных ас­пектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положе­ние вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых пра­вах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социаль­ным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием *.

* См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 650.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравни­тельную (справедливость равенства) и распределительную (спра­ведливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспе­чены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятель­ности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представи­тель справедливости».

Справедливость — этическая и правовая категория. «Эта категория, — пишет Е. А. Лукашева, — подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами — как спе­цифически правовая*».

* Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 88.

Идея справедливости, требование справедливости прони­зывают законодательство современного демократического об­щества. Правовое выражение требования справедливости содержиться во Всеобщей декларации прав человек, в том числе применительно к деятельности суда. В частности ст. 10 декла­рации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленно­го ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного ра­венства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблю­дением всех требований справедливости независимым и беспри­страстным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедли­вости к судам при производстве по уголовным и гражданским де­лам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гаран­тий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.

Требование справедливости в государстве и обществе во­площается в основных принципах и конкретных нормах Кон­ституции Российской Федерации.

Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосу­дие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с веса­ми и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспри­страстен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно проводить справед­ливое решение в жизнь.

В юридической деятельности принципиальна проблема со­отношения законности и справедливости. В силу известной кон­сервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.

Между тем незаконное решение в принципе нельзя при­знавать справедливым, поэтому необходимо своевременно от­ражать в законодательстве происходящие в обществе измене­ния, предусматривать возможность выбора решений в зависи­мости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить на­казание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды при­сяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Профессиональный долг юриста

Долг — одна из основных категорий этики, поскольку сфераморали — это сфера должного (быть честным, быть справедливым и т.п.). Долг -общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности.Иными словами, это превращение общего для всех требования нравственности вличную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положениюи определенной ситуации. Долг издавна получил особое признание в деятельностиюриста.

Профессиональный долг юриста — совокупностьтребований правового и морального характера, предъявляемых к юристу приосуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный инравственный долг следователя исключает промедление с осмотром местапроисшествия или отказа от его проведения.

Как составная часть общественного долга профессиональныйдолг юриста — основа нравственных отношений в профессиональной юридическойдеятельности.

Профессиональный долг юриста имеет объективную исубъективную стороны, т.е. является нравственным в объективном и субъективномвыражении.

Нравственная ценность объективного содержания долга(объективная сторона долга) состоит в том, что он подчинен решению самойвысокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов,обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государствомперед работниками юридического труда.

Нравственная ценность долга в его субъективном выражениипроявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленныегосударством перед работниками юридического труда, воспринимаются каксправедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности иубеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективнаясторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости иправоте дела, которому посвящается жизнь.

Профессиональный долг юриста — средоточие (центр) связи всейсовокупности моральных норм и принципов, которыми он руководствуется, с его профессиональнойпрактической деятельностью. В долге проявляется активная природа морали,состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое. В долге теорияпреобразуется в практику, моральные принципы и нормы — в реальные действия ипоступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу(коллектив) на исполнение работы качественно, в срок, с наибольшим эффективнымрезультатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы длядостижения поставленных целей.

Профессиональный долг юриста определяется взаимодействиемнорм права и норм морали, поскольку нормы морали регулируют внутреннееосознание человеком своего поведения, а нормы права — внешнюю форму поведения.Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно инарушением правовых норм. Требования профессионального долга юридическизакреплены в законах, уставах, положениях, инструкциях. В этих актах закрепленаи моральная оценка поступков юристов. Для законодательства Украины характерноединство правовых и моральных предписаний.

Напр., в требованиях юридически оформленного долга,выраженного в присяге прокурора заключена и моральная оценка и правовая норма.В сфере профессионального долга нет юридических требований, которые были былишены моральной силы, как нет и нравственных норм, которые не обладали быправовой силой. Следовательно, в профессиональном долге правовая и нравственнаястороны сливаются воедино.

Нельзя отождествлять профессиональный долг юриста с егоюридической обязанностью. Юридическая обязанность юриста связана с егокомпетенцией, которая четко определена нормами права и влечет государственноепринуждение в виде различных юридических санкций в случае ее неисполнения.

Понятие профессионального долга шире по объему, чемюридическая обязанность. Профессиональный долг отличается от обязанностей,имеющих правовой характер, тем, что:

включает в себя как обязанности правового характера, так иопределенные моральные требования (обязанности), предъявляемые к его профессии;

профессиональный долг реализуются не принудительной силойгосударственного контроля, а на основе внутренней убежденности, велениясовести, справедливости, осознаваемый как внутренняя необходимость.

Напр., профессиональным долгом следователя(нравственной обязанностью и обязанностью, имеющей правовой характер) являетсяустановление и правильная оценка фактов, свидетельствующих о том, что лицу,вероятно, известны какие-либо относящиеся к расследуемому делу обстоятельства.При этом необходимо исключить необоснованный вызов на допрос, что приводит: а)к беспокойству граждан; б) к бесполезной трате собственного времени.

Или другой пример, связанный спрофессиональным долгом адвоката по отношению к клиенту. Чтобы убедить своихклиентов в том, что он делает все возможное для защиты их интересов, адвокатдолжен (рекомендации экспертов США):

посылать клиентам копию каждого документа, им составленного;

посылать клиентам копию всех документов, им полученных;

отвечать на звонки клиентов немедленно;

время от времени звонить своим клиентам, чтобы сообщать, вкаком состоянии находится их дело;

если это целесообразно, посетить место работы клиента илиместо, где ему был причинен ущерб и др.

Какие бы функции не выполнял юрист, существует множествоситуаций, когда никто его непосредственно не контролирует со стороны. Ни силаправового воздействия, ни влияние коллег, если они не совпали с внутреннимиличными побуждениями, убежденностью, совестью и страстью, не могут бытьгарантом того, что в процессе своей деятельности конкретный юрист не нарушит свойпрофессиональный долг. Поэтому важнейшим элементом нравственного долга являетсясамодисциплина.

Механизм самодисциплины (самоконтроля) охватывает: убежденияличности, постепенно складывающиеся в процессе общественной жизнедеятельности;чувства; привычки; самооценку человеком своих действий, побуждений, моральныхкачеств; самовоспитание. Необходима такая высокая ступень развитиянравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопрекисамосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когдадисциплина, как главное выражение профессионального долга, становитсясамодисциплиной.

Самодисциплина выступает как внутренняя готовность следоватьтребованиям закона, присяги и приказам своего руководства, осознаваемая каквнутренние побуждения, как необходимость. Самое правильное, что может требоватьобщество от юриста, — это готовность выполнить профессиональный долг не поддавлением (от кого бы оно не исходило), а по совести, добровольно. Поэтомусамодисциплина есть высоконравственное поведение, которое совершается на основедолга и совести.

Для надлежащего выполнения юристом своего профессиональногодолга огромное значение имеют такие моральные факторы, как совесть, честь,репутация.

Совесть — это внутреннее осознание нравственногодолга и ответственности перед обществом, требующее от личности самоконтроля, строгого выполнения норм личного и служебного поведения, самокритичной оценкисобственных поступков. Здесь долг и ответственность перед самим собойнеразрывно связаны.

Совесть личности вообще и юриста в особенности проявляется вразличных формах:

1. нравственного удовлетворения (исполненный долг; помощьчеловеку, нуждающемуся в ней; защита от посягательств преступника);

2. чувства стыда (при совершении безнравственногопоступка, ставшего известным кому-либо; деяний, которые известны только лицу,их осуществившему).

Понятия чести раскрывает отношение человека к самому себе иотношение к нему со стороны общества. Оно играет такую же роль вовзаимоотношениях людей и регулировании личностью своего поведения, что идостоинство. В преамбуле Международного пакта о гражданских и политическихправах отмечено, что достоинство личности является свойством, присущим всемпредставителям человеческого рода, из него вытекают все неотъемлемые права иосновываются свобода, справедливость и всеобщий мир.

Моральная ценность личности в понятии чести связывается сконкретным положением человека, родом его деятельности и моральными заслугами,которые за ним признаются. В отличие от понятия достоинства личности,основывающегося на принципе равенства всех людей в моральном и правовомотношении, понятие чести, наоборот, дифференцированно оценивает людей. Такаяоценка находит отражение в репутации. Соответственно честь требует от человека,чтобы он поддерживал ту репутацию, которой обладает сам или коллектив, вкотором работает.

Честь юриста, т.е. профессиональная честь — это движущаясила всех нравственных поступков, которые проявляются при выполнениипрофессионального долга.

Честь следователя, адвоката, судьи, нотариуса и другихнеотделима от чести коллектива, в котором они работают. Поэтому они не могутпозволить себе совершить поступок, который бы позорил своих товарищей поработе. Честь коллектива — это честь конкретного юриста.

Понятие профессиональной чести юриста тесно связано спонятием честолюбия. Здоровое честолюбие должно быть у любого юриста, ибо оноопределяет стремление занять в иерархической служебной пирамиде то место,которое соответствовало бы способностям, затратам труда. Правильно понимаемоечестолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы дляего выполнения. Здоровое честолюбие юриста проявляется как мотив действий,которые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства,приобретения влияния и веса, а также с целью заслужить официальное признание исвязанные с ним почести и награды.

Здоровое честолюбие необходимо отожествлять с понятиемпрофессиональной карьеры. К сожалению, данный термин скомпрометирован понятием»карьерист». Однако законодательство и юридическая практика нуждаютсяв нем.

Профессиональная карьера — это продвижение по службе,определяемое качеством выполнения работы, занимаемой должностью, стажем идругими достоинствами личности.

Каждый вид юридической деятельности имеет специфику: группавзаимосвязанных (по вертикали и горизонтали) должностей образует определеннуюкарьеру. Законодательство четко регламентирует порядок продвижения по служебнойлестнице. Так, порядок установления и присвоения классных чинов работникам прокуратурыопределяется «Положением о классный чинах работников органов прокуратурыУкраины» от 6.11.1991 года, в соответствии с которым присвоение классногочина производится, как правило, в последовательном порядке с учетом деловых иличных качеств работника в соответствий с занимаемой должностью и стажемработы. Этот акт предусматривает, что в случае грубых нарушений служебногодолга работником прокуратуры либо недостойного поведения он может быть пониженв чине.

Профессиональная карьера в органах внутренних дел связана спродвижением по службе и присвоением очередных специальных званийначальствующего состава органов внутренних дел (См. Приложение, а также § 16 главы 4).

Противоположностью здоровому честолюбию является карьеризм,который выступает как отрицательное моральное качество, характеризующееличность человека и его поведение. Карьерист готов выполнять предъявляемые кнему требования лишь постольку, поскольку это способствует улучшению еголичного положения, продвижению по службе. Для него жизненным принципом являетсяне служение общему делу, а внешняя демонстрация своей приверженности указаниямвысших официальных инстанций, чтобы его «заметили». Самым негативнымявляется то, что карьерист в своем стремлении занять важную должность безразличенк судьбам людей. Поэтому юрист, обладающий большими государственно-властнымиполномочиями, продвигаясь по служебною лестнице должен помнить, что нельзяиспользовать грязных средств для достижения своекорыстных целей. У юриставсегда должны быть «чистые руки».

Основные категории и принципы этики в деятельности юриста (стр. 2 из 4)

Во-вторых, юридическая этика обеспечивает внутренний контроль нравственного облика юриста, то есть позволяет ему оценить свою деятельность не с позиции «законно — незаконно», а с точки зрения моральных категорий «справедливо — несправедливо». Идеальное соотношение этих двух позиций самооценки выражается в понимании неразрывной взаимосвязи юридической категории «законность» и моральной категории — «справедливость». Как писал об этом российский юрист М.С. Строгович всякое решение, принимаемое органами государства, «должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может быть законной»[9]

В-третьих, с помощью этических принципов, общих для представителей юридической профессии, облеченных властью (должностных лиц государственных органов), и для «самозанятых» юристов (адвокатов) или работающих в юридических службах организаций и предприятий, обеспечивается следование единым нравственным ценностям. То есть наличие или отсутствие какого-либо объема публичной власти у представителя юридической профессии не освобождает его от обязанности подчиняться общим принципам и правилам юридической этики. Здесь скорее имеет место обратное: представители власти должны подчиняться еще большему количеству строгих этических правил. В этой сфере действует так называемая деонтологическая этика (этика долга).

В-четвертых, юридическая этика обеспечивает высокий авторитет юридической профессии. Нравственный облик юриста, должен быть связан в представлении обывателя не с образом ловкого «толмача» малопонятных простому человеку текстов правовых актов, а являть собой образ правозащитника, чья деятельность, направленная на укрепление правопорядка и законности, служит укреплению авторитета права как такового. Достижение данной цели предполагает знание и понимание принципов и правил юридической этики не только самими юристами, но и всем обществом, которое является пользователем юридических услуг. Только в таком случае может осуществляться общественный контроль за соблюдением представителями юридических профессий требований профессиональной этики.

2. Принципы профессиональной этики юриста и их соотношение с универсальными этическими принципами

Принципы профессиональной этики юриста базируются на принципах-категориях универсальной этики и во многом обусловлены целями юридической деятельности и юридической этики. Рассмотрим для начала взаимосвязь категорий универсальной этики и принципов юридической этики.

К категориям универсальной этики относятся «добро и зло», «благо», «справедливость», «долг», «совесть», «ответственность», «достоинство», «честь», «смысл жизни», «счастье»[10] . Не составит большого труда выделить из них те, которые являются одновременно главными этическими принципами. Также не сложно выделить категории, которые имеют не только моральное, но и юридическое значение. Понятия «справедливость», «долг», «ответственность», «достоинство», «честь» используются законодателем не просто как термины эквивалентные неким юридическим конструкциям, а как реальные социальные ценности, перенесение которых в право необходимо для того, чтобы обеспечить их, кроме моральной, еще и юридической защитой. Чтобы понять это, достаточно хотя бы открыть Конституцию Российской Федерации 1993 г.:

«Достоинство личности охраняется государством» гласит ч.1 ст.21;

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» провозглашает ч.1 ст.59.

Но закон использует эти же категории как юридические критерии оценки профессионализма и законности деятельности юристов, то есть соответствия их высокому общественному и правовому статусу профессии. Так, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» к обязанности адвоката относит обязанность «честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами» (пп.1 п.1 ст.7) [11] .

Справедливость категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость означает такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[12] .

Справедливость главный принцип профессиональной деятельности юристов. Само слово «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представитель справедливости».

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают право современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человек, в том числе применительно к деятельности суда. Ст.10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом»[13] . Требование справедливости в нашем государстве и воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.

Долг — категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях[14] . Долг может быть личным (например, товарищеский долг) и социальным (долг врача, судьи, воинский долг и т.п.). Безусловно, любой юрист, но, прежде всего, юрист, работающий в правоохранительных органах (суде, прокуратуре, милиции), успешно выполнять свои функции может только тогда, когда он глубоко осознал социальное значение своей деятельности и обладает высоким чувством долга, готов до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Юристы, замещающие государственные должности, в подтверждение своей готовности следовать долгу приносят присягу.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

В ходе своей профессиональной деятельности каждый юрист сталкивается со многочисленными коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Ответственность как категория этики характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Ответственность в праве — это самостоятельный институт (юридическая ответственность), который не следует отождествлять с моральной ответственностью. Однако в сочетании с долгом ответственность является важнейшим принципом юридической этики.

Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого и т.п.).

Честь и достоинство тесно взаимосвязаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцировано.

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Кодекс судейской этики, принятый в 2004 году, обязывает судью избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство[15] .

Венцом системы принципов как универсальной, так и профессиональной юридической этики является, конечно, принцип гуманизма . Гуманизм (от латинского humanus — человечный) — принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества. Этот принцип в нашей стране закреплен на самом высшем юридическом уровне: ст.2 Конституции Российской Федерации гласит «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». И далее в ст.18 «Они [права и свободы человека и гражданина] определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Справедливость и долг в деятельности юриста

Мораль (от лат. moral’s — нравственный, mores — нравы) является од­ним из способов нормативно

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по профессиональной этике юриста. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по профессиональной этике юриста — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Вся совокупность основных понятий, взаимосвязанных и взаимообу­словленных, образуют так назыв

Каковы основные категории этики?

В отличие от многих наук этика пользуется понятиями, которые явля­ются словами живого языка и чаще всего употребляются в обыденной речи («добро» и «зло», «счастье», «долг», «справедливость» и т. д.). В отечественной этической теории категории этики подразделяются в соответствии со структурой морали и нравственности следующим образом:

категории нравственного сознания (идеи, нормы, принципы, цен­ности и т. д.);

категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т. д.);

категории нравственного отношения (конфликт, авторитет, репу­тация и т. д.).

Специфика категорий этики заключается:

в том, что они выражают определенное содержание нравственно­сти, отражая различные моральные позипии;

в них представлена мораль как таковая.

Категории этики используются для оценки самых различных по­ступков. В центре этических исследований находятся вечные пробле­мы человеческого существования. Поэтому основные понятия морали «добро», «зло», «счастье», «долг», «справедливость», «честь», «досто­инство» не претерпевают существенных изменений с течением вре­мени.

Основными категориями этики являются: «добро», «зло», «благо», «справедливость», «долг», «совесть», «ответственность», «достоинст­во», «честь», «смысл жизни», «счастье».

Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разгра­ничивающие нравственное и безнравственное. Что же они из себя представляют?

Добро — категория этики, объединяющая все, что имеет положи­тельное нравственное значение, служащее отграничению нравствен­ного от безнравственного, противостоящее злу. Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над ми­ром, надприродные, безличностные.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, про­тиворечащем требованиям морали и заслуживающем осуждения.

Благо— все, что способствует человеческой жизни, служит удов­летворению материальных и духовных потребностей людей, является средством дня достижения цели, при этом есть и природные блага, и духовные (образование, познание, предметы культуры и т. д.).

При таком подходедобро— разновидность духовного блага. В эти­ческом же плане понятие «благо» зачастую является синонимом добра.

Справедливостьозначает такое положение вещей, которое рассмат­ривается как должное, неотъемлемое право человека, соответствие ме­жду деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой общественным мнением.

«Общий принцип справедливости, — писал. Вл. Соловьев, — тре­бует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они отно­сились к нам самим».

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества, справед­ливость считают синонимом правоохранительной деятельности, пра­восудия. Недаром правосудие с древних времен изображали с повяз­кой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно воплощать справедливое решение в жизнь. В правоохранительной, юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу целого ряда обстоятельств могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется неспра­ведливым.

Долг— категория этики, означающая отношение личности к обще­ству, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг — это нравственная задача, которую человек формулирует ддя себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

Долг может быть социальным: патриотический долг судьи, долг следователя, долг личный: родительский, сыновний, супружеский, то­варищеский.

В глазах общества сотрудник ОВД — непреклонный страж закон­ности, которым движет только чувство долга, не допускающий ком­промиссов, сделок с совестью, служащий только законности и справед­ливости. Но, чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы соответствую­щие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие внешние факторы.

Сотрудник, соблюдающий «Кодекс чести. », клянется быть бес­пристрастным и справедливым, как велят ему дож и его совесть.

Совесть— это категория этики, характеризующая способность че­ловека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю само­оценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравствен­ные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и от­ветственности перед обществом, другими людьми, выступающее как дож и ответственность перед самим собой [1] .

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стиму­лирует благородство, ответственность. Роль совести особенно важна, когда сотрудник находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или за­труднен.

Ответственность— категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответст­вия ее моральной деятельности нравственному долгу.

Ответственность предполагает учитывать ряд факторов: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; способен ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность — философско-социологическое понятие. Ответ­ственность в этике и ответственность в праве тесно взаимосвязаны. Например, теоретическое обоснование уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

Достоинство— категория этики, означающая особое моральное от­ношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об­щества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самокон­троля.

Достоинство — выражение ответственности человека за свое пове­дение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Досто­инство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Понятие достоинства личности опирается также на принцип равен­ства всех людей в моральном отношении, основывается на равном пра­ве каждого человека на уважение, на запрете унижать его достоинство независимо от того, какое социальное положение он занимает.

Достоинство человека — одна из высших нравственных ценностей.

Честькак категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными за­слугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера, честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь адвоката).

Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от до­стоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оце­нивает людейдифференцированно.

Понятие «честь» означает чтить, почитать, в современных условиях она является синонимом «Родины», «славы», «верности». В России в офицере всегда видели настоящего рыцаря, а в его чести — высшее проявление всех добродетелей. В офицерской среде было распростра­нено убеждение: «Армия погибает, если теряет честь».

Офицер обязан избирать такой круг знакомств, где преобладают нравственные начала. Особенно требуется офицеру избегать распут­ства, пьянства, азартных игр, наживы сомнительными путями, опро­метчиво давать честное слово. Эти твердые жизненные устои в не мень­шей степени необходимы в системе правоохранительной деятель­ности.

Например, «Кодекс чести. » сотрудника ОВД, принятый в 1993 г., обязывает в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботить­ся о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб его ре­путации.

Похожие вопросы

  • Профессиональная этика юриста — Каковыосновныекатегорииэтики?
    Вся совокупность основных понятий, взаимосвязанных и взаимообусловленных, образуют так назыв. Каковыосновныекатегорииэтики?
    В центре этических исследований находятся вечные проблемы человеческого существования.
  • Шпаргалки по профессиональной этике юриста
    Каковыосновныекатегорииэтики? В отличие от многих наук этика пользуется понятиями, которые являются словами живого языка и чаще . подробнее ».
    Каковыосновные проблемы теории морали?
  • Профессиональная этика юриста — Какова сущность, функции и структура.
    Каковыосновныекатегорииэтики? В отличие от многих наук этика пользуется понятиями, которые являются словами живого языка и. Какова сущность, функции и структура морали?
  • Профессиональная этика юриста — Что понимается под моральной.
    Каковыосновныекатегорииэтики? В отличие от многих наук этика пользуется понятиями, которые являются словами живого языка и.
    Каковыосновные проблемы теории морали? Этика описывает мораль, объясняет мораль и учит морали.
  • Шпаргалки по профессиональной этике юриста
    Каковыосновныекатегорииэтики? В отличие от многих наук этика пользуется понятиями, которые являются словами живого языка и чаще . подробнее ».
    Каковыосновные проблемы теории морали?
  • Профессиональная этика юриста — Каков предмет этики?
    Каков предмет этики? Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад как важнейшая часть философии
    В качестве теории морали этика и является исследованием основныхкатегорий, в которых можно описывать моральные оценки и критерии различия добра и зла.
  • Профессиональная этика юриста — Каковыосновные проблемы теории.
    В сочинениях выдающихся мыслителей древности (Демокрит, Аристипп и Эпикур) утверждались идеи. Каковыосновные проблемы теории морали? Этика описывает мораль, объясняет мораль и учит морали.
  • Профессиональная этика юриста — Каковы теоретические основы.
    Каковы теоретические основы марксистской этики? Марксистская этика базируется на социально-историческом подходе к анализу морали, что позволяет понять соотношение частных, классовых и общечеловеческих моральных позиций.
  • Профессиональная этика юриста — Каковы важнейшие теоретические.
    Каковы важнейшие теоретические установки средневековой этики? Средневековая этика представляет собой объединение идей античной философии и религии при доминирующем влиянии религиозных положений.
  • Профессиональная этика юриста — Какова специфика и структура.
    Какова специфика и структура профессиональной этики? Профессиональная мораль, как уже отмечалось, складывается прежде всего в таких видах деятельности, объектом которых является человек.

найдено похожих страниц:10

§ 2. Справедливость

§ 2. Справедливость

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[10].

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по-латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представитель справедливости».

Справедливость — этическая и правовая категория. «Эта категория, — пишет Е. А. Лукашева, — подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами — как специфически правовая»[11].

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном притуплении.

Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции РФ.

Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.

Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, смягчить наказание или вовсе освободить от него). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.