Ст 148 трудовой кодекс

Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Статья 148. Срок для применения дисциплинарного взыскания

Дисциплінарне стягнення застосовується власником або уповноваженим ним органом непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени освобождения работника от работы в связи с временной нетрудоспособностью или нахождения его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

1. Ст. 148 КЗпП, у принципі, приписує застосовувати дисциплінарне стягнення безпосередньо за виявленням нарушений трудовой дисциплины. Однако это предписание законодатель оставил в виде общего положения, строго ограничив срок применения взыскания одним месяцем с дня обнаружения проступка. До этого месяца не засчитывается время освобождения работника от работы в связи с временной нетрудоспособностью или пребыванием работника в отпуске (поскольку нет специального указания, подразумевается любая отпуск, прямо или косвенно предусмотрена Законом «Об отпусках» или Кодексом законов о труде). Закон прямо не предусматривает продления предельного срока для применения дисциплинарного взыскания, исчисляется со дня обнаружения проступка, в связи с проведением служебного расследования на самом предприятии, проверки правоохранительными органами, а также в связи с возбуждением уголовного дела, проведением предварительного расследование. Но следует учитывать, что ст. 148 КЗоТ предусматривает исчисление месячного срока для применения взыскания со дня обнаружения не факта (действия, бездействия), а именно проступка. Выявление проступка означает не только выявление факта (действия), но и установление работника, нарушившего трудовые обязанности, характера нарушения, вредных последствий правонарушения, причинной связи между правонарушением и вредными последствиями, вины работника. Это дает некоторую возможность собственнику для продления срока, в течение которого он может применять взыскания. Но ему непросто будет доказать, что, обнаружив факт (действие) в полный день, он смог обнаружить проступок только через 15 дней.

2. З урахуванням правила про обчислення строку для застосування дисциплінарного стягнення з дня виявлення именно проступка, а не факта нарушения, следует признать силу по п. 29 Типовых правил, согласно которому в месячный срок, установленного частью первой ст. 148 КЗоТ, не засчитывается время ведения уголовного дела, если оно возбуждено по факту совершения работником нарушения трудовой дисциплины, одновременно подпадает под признаки определенной статьи Уголовного кодекса.

Очевидно, такое же толкование части первой ст. 148 КЗоТ лежит и в основе позиции Верховного Суда, который считает возможным месячный срок исчислять со дня окончания служебного расследования, проведение которого предусмотрено соответствии со ст. 22 Закона «О государственной службе» относительно государственных служащих в течение срока до двух месяцев (п. 64 Применение судами гражданского и гражданского процессуального законодательства. — М.: Ин Юре, 2003. — С. 91 — 92).

3. В отличие от института материальной ответственности, который не ограничивает срок привлечения к материальной ответственности со дня причинения работником материального ущерба предприятию, учреждению, организации, институт дисциплины труда не допускает возможности применения дисциплинарного взыскания, если со дня нарушения трудовой дисциплины прошло более 6 месяцев. Если, например, акт инвентаризации материальных ценностей подписан 20 июня 2003, а 21 декабря 2004 во время новой инвентаризации выявлены ошибки в акте инвентаризации от 20 июня, применения дисциплинарного взыскания в отношении членов инвентаризационной комиссии, которая проводила первую из указанных инвентаризаций, невозможно в связи с окончанием установленного законом предельного срока.

Статья 148. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями

СТ 148 ТК РФ.

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится
в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Комментарий к Ст. 148 Трудового кодекса РФ

1. Повышение оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями относится к числу государственных гарантий, установленных для лиц, проживающих и работающих в соответствующих местностях.

Основаниями повышения оплаты этим лицам являются дискомфортные условия проживания, совокупность природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека. Гарантии и компенсации устанавливаются дифференцированно с учетом районирования территорий по дискомфортности условий жизнедеятельности. К числу таких местностей, помимо районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относятся также высокогорные районы, пустынные и безводные местности, отдаленные местности и некоторые другие регионы.

2. Местности с особыми климатическими условиями, в которых устанавливаются повышенные размеры оплаты труда, определяются Правительством РФ. В настоящее время действуют перечни, установленные в 1960 — 1970-х гг. и уточненные в середине 1990-х гг. См. подробнее п. 4 комментария к настоящей статье, ст. 316 ТК РФ и комментарий к ней.

3. Повышение оплаты труда в соответствующих местностях осуществляется путем установления районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (см. ст. 315 ТК РФ и комментарий к ней).

Районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда (Определения ВС РФ от 7 октября 2011 г. N 3-В11-31; от 27 января 2012 г. N 19-В11-31; от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1).

4. Районные коэффициенты носят компенсационный характер и представляют собой выплаты, имеющие целью компенсировать более высокую стоимость жизни в местностях с неблагоприятными условиями, что, в свою очередь, вызвано различием в наборе потребительской корзины в зависимости от местности и более высокими ценами на товары и услуги.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ размеры районных коэффициентов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и порядок их выплаты устанавливаются Правительством РФ, при этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут установить более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов (см. ст. 316 ТК РФ и комментарий к ней).

Порядок установления районных коэффициентов для других местностей (высокогорных, безводных, пустынных и иных) не определен, и до решения этого вопроса следует руководствоваться районными коэффициентами, которые установлены Правительством РФ. Их величина составляет от 1,15 до 2,0.

О размерах районных коэффициентов (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) см.:

Постановление Правительства РФ от 16 июля 1992 г. N 494 «О введении районного коэффициента к заработной плате рабочим и служащим, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области»;

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 1996 г. N 1489 «Об установлении коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности на территории Александрово-Гайского района Саратовской области»;

Постановление Совета Министров СССР от 21 мая 1987 г. N 591 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в Северных и Восточных районах Казахской ССР»;

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 3 декабря 1992 г. N 932 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Тува»;

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 3 декабря 1992 г. N 933 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакассия»;

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 29 мая 1993 г. N 512 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай»;

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1004 «Об установлении для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций отдельных районов Ростовской области коэффициентов к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях»;

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края»;

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 18 декабря 1963 г. N 359/32 «Об установлении районного коэффициента к заработной плате работникам железнодорожного транспорта, работающим на железнодорожном участке станция Комсомольская — разъезд 165 км Октябрьской железной дороги»;

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16 апреля 1966 г. N 216/9 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведки и строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств, занятых на территории Томской области севернее 60 град. северной широты»;

Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения»;

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 апреля 1968 г. N 115/12 «О районном коэффициенте к заработной плате работникам Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги»;

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 г. N 325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения»;

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 марта 1977 г. N 54/5 «О коэффициенте к заработной плате работникам железнодорожного транспорта Казахской, Северной и Южно-Уральской железных дорог»;

Постановление Госкомтруда СССР от 19 февраля 1987 г. N 106 «О коэффициенте за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате работников предприятий и организаций, обслуживающих строительство и эксплуатацию Астраханского газоконденсатного месторождения».

Районный коэффициент, а также коэффициенты за работу в высокогорной местности, в пустынной и безводной местности начисляются всем лицам, работающим по найму, постоянно или временно, в том числе совместителям и лицам, работающим на дому.

Районный коэффициент начисляется по месту фактической работы, независимо от места нахождения организации-работодателя (см. Определение ВС РФ от 6 мая 2011 г. N 78-В11-16).

5. Процентные надбавки к заработной плате имеют стимулирующий характер, направленный на создание материальной заинтересованности в работе в тех регионах, где имеются общественная потребность в развитии производства и недостаток рабочей силы. Данная функция процентных надбавок в настоящий момент во многом утратила свой смысл, поскольку государство ставит иную задачу — закрыть убыточные и малорентабельные северные предприятия и переселить избыточное северное население в иные регионы.

В соответствии со ст. 317 ТК РФ процентные надбавки и порядок их выплаты лицам, работающим на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, устанавливаются Правительством РФ и так же, как районные коэффициенты, могут быть увеличены органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления (см. ст. 317 ТК РФ и комментарий к ней).

Порядок утверждения процентных надбавок для других регионов не установлен, и до решения этого вопроса следует руководствоваться порядком, принятым ранее Правительством РФ.

О размерах надбавок (кроме надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях) см.:

Постановление Центрального комитета КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР»;

Постановление Центрального комитета КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 9 января 1986 г. N 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочим и служащим предприятий, учреждений, организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области»;

Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. N 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края».

Во всех указанных случаях размер надбавок одинаков — 10% заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждый последующий год, но не более 30%. В соответствии с разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 11 сентября 1995 г. N 49 надбавка начисляется на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно, а также иные надбавки, включая надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и за работу в структурных подразделениях, обеспечивающих защиту государственной тайны.

При определении размера процентной надбавки учитывается продолжительность стажа, исчисленного в соответствии с разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 16 мая 1994 г. N 37 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия».

6. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями (см. ст. 316 ТК РФ и комментарий к ней).

Повышенный размер районного коэффициента к заработной плате в организациях внебюджетной сферы может быть установлен коллективным договором либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо трудовым договором исходя из финансовых возможностей работодателей.

7. Дискомфортные условия проживания могут быть связаны не только с неблагоприятными природно-климатическими условиями, но и с экологическими факторами. Примером этого могут служить дискомфортные экологические условия работы на территориях, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»:

лица, работающие в населенных пунктах, относящихся к зоне отчуждения, имеют право на повышенную оплату (ч. 1 ст. 16);

лица, работающие в населенных пунктах, относящихся к зонам отселения, с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом, имеют право на ежемесячные денежные компенсации (п. 3 ст. 18, п. 2 ст. 19 и п. 3 ст. 20).

Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582.

Доплаты производятся организациями независимо от форм их собственности за фактически отработанное работником время, а также за время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в других случаях, когда по действующему законодательству за работниками сохраняется средний заработок.

Статья 148 ТК РФ. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями

Новая редакция Ст. 148 ТК РФ

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Комментарий к Статье 148 ТК РФ

Согласно статье 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством.

Законом предусмотрена повышенная оплата труда работников на работах в местностях с тяжелыми климатическими условиями.

Такое повышение обеспечивается введением районных коэффициентов. К числу местностей с тяжелыми климатическими условиями относятся районы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и некоторые другие. Согласно статье 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. В настоящее время эти вопросы регулируются, прежде всего, Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. N 4520-1. Данным Законом предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в отношении лиц, работающих в этих климатических регионах.

Статьей 10 названного Закона лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент заработной платы. При этом согласно статье 11 Закона данный районный коэффициент и порядок его выплаты указанным лицам должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства РФ.

Поскольку до настоящего времени такого правового акта на федеральном уровне в Российской Федерации не принято, продолжают действовать нормативные акты бывшего Союза ССР.

С 1956 г. районные коэффициенты вводились постановлениями Совета Министров СССР по мере упорядочения заработной платы в отдельных отраслях народного хозяйства с учетом ранее применяемых в регионах надбавок. Размеры районных коэффициентов в советское время определялись, как правило, постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС. Впоследствии для отдельных регионов они повышались постановлениями Правительства РФ (например, в 1992 г. — для города Мурманска-140, Республик Тыва и Хакасия, в 1994 г. — дифференцированно по отдельным территориям Тывы, в 1997 г. — для некоторых районов и городов Алтайского края).

В непроизводственной сфере самый большой коэффициент — 2,0 — установлен на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и Диксона); в Нижнеколымском районе Республики Саха (Якутия), в местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях «Ай-Ал», «Удачная», приисках «Депутатский», «Кулар»; в Северо-Курильском, Курильском, Южно-Курильском районах Сахалинской области; в Амурском районе Камчатской области; на территории Чукотского автономного округа. Самый маленький коэффициент (1,15) — на территории Республики Карелии (за исключением некоторых районов).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. На основании указанного постановления субъектами РФ также могут приниматься решения об установлении повышенных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих. Постановлением Совета Министров РСФСР «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» определено, что затраты на установление коэффициентов в повышенных размерах осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

В настоящее время районные коэффициенты установлены на территории сорока четырех субъектов РФ.

Районный коэффициент применяется к заработной плате (а не к тарифной ставке) всех лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Он начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера, т.е. с учетом различного рода доплат, надбавок, премий, вознаграждения по итогам работы за год и т.п.

Кроме того, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. В отличие от районного коэффициента, который устанавливается одинаковым для всех работников, работающих в соответствующем регионе, процентная надбавка к заработной плате зависит от стажа работы в данной местности.

По размерам надбавок северные и приравненные к ним местности делятся на три группы.

В первую группу входят Чукотский автономный округ, Северо-Эвенский район Магаданской области, Корякский автономный округ, Алеутский район Камчатской области, острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря). В них надбавки составляют 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы до достижения 100% заработка.

Второй вариант размеров северных надбавок таков: 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении надбавки в 60% — с увеличением на 10% уже за каждый последующий год. Предел — 80% заработка.

Такой вариант исчисления северной надбавки применяется в таких районах Крайнего Севера, как:

1) Мурманская область, за исключением города Кандалакши с территорией, находящейся в административном подчинении города;

2) Архангельская область — Ненецкий автономный округ и город Северодвинск с территорией, находящейся в административном подчинении города; районы: Лешуконский, Мезенский, Пинежский;

3) Республика Коми — города Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении этих городов, г. Печорский, Усинский район, за исключением Усть-Лыжинского сельского района, Ижемский, Усть-Цилемский районы;

4) Тюменская область — Ямало-Ненецкий автономный округ;

5) Красноярский край — Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа; города Игарка и Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении этих городов, Северо-Енисейский и Туруханский районы;

6) Иркутская область — Катангский район;

7) Республика Саха (Якутия);

8) Магаданская и Камчатская области (за исключением тех районов, где надбавка начисляется по первому варианту);

9) Хабаровский край — Аяно-Майский и Охотский районы;

10) Сахалинская область — районы: Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский; город Оха;

11) Республика Тыва — районы: Монгун-Тайгинский, Тоджинский; Шынаанская сельская администрация Кызылского района.

Третий вариант — 10% заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы, но не более 50% заработка. Так, надбавка подсчитывается для лиц, которые трудятся в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Другой комментарий к Ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Повышение оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями относится к числу государственных гарантий, установленных для лиц, проживающих и работающих в соответствующих местностях.

Основанием повышения оплаты этим лицам являются дискомфортные условия проживания, совокупность природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека. Гарантии и компенсации устанавливаются дифференцированно с учетом районирования территорий по дискомфортности условий жизнедеятельности. К числу таких местностей помимо районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей относятся также высокогорные районы, пустынные и безводные местности, отдаленные местности и некоторые другие регионы.

2. Местности с особыми климатическими условиями, в которых устанавливаются повышенные размеры оплаты труда, определяются Правительством РФ. В настоящее время действуют перечни, установленные в 1960 — 1970-х гг. и уточненные в середине 1990-х гг.

3. Повышение оплаты труда в соответствующих местностях осуществляется путем установления районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

4. Районные коэффициенты носят компенсационный характер и представляют собой выплаты, имеющие целью компенсировать более высокую стоимость жизни в местностях с неблагоприятными условиями, что в, свою очередь, вызвано различием в наборе потребительской корзины в зависимости от местности и более высокими ценами на товары и услуги.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ размеры районных коэффициентов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и порядок их выплаты устанавливаются Правительством РФ, при этом органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут установить более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов. Порядок установления районных коэффициентов для других местностей (высокогорных, безводных, пустынных и иных) не определен, и до решения этого вопроса следует руководствоваться районными коэффициентами, которые установлены Правительством РФ. Их величина составляет от 1,15 до 2,0.

О размерах районных коэффициентов (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) см.:

— Постановление Правительства РФ от 14 декабря 1996 г. N 1489 «Об установлении коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности на территории Александрово-Гайского района Саратовской области» (СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5920);

— Постановление Совета министров — Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1004 «Об установлении для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций отдельных районов Ростовской области коэффициентов к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях» (САПП РФ. 1993. N 41. Ст. 3926);

— Постановление Совета министров — Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» (СЗ РФ. 1998. N 1. Ст. 135);

— Постановление Совета министров — Правительства РФ от 29 мая 1993 г. N 512 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай» (САПП РФ. 1993. N 23. Ст. 2113);

— Постановление Совета министров — Правительства РФ от 3 декабря 1992 г. N 933 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакассия» (САПП РФ. 1992. N 24. Ст. 2106);

— Постановление Совета министров — Правительства РФ от 3 декабря 1992 г. N 932 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Тува» (САПП РФ. 1992. N 24. Ст. 2105);

— Постановление Правительства РФ от 16 июля 1992 г. N 494 «О введении районного коэффициента к заработной плате рабочим и служащим, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области» (САПП РФ. 1992. N 3. Ст. 111);

— Постановление Госкомтруда СССР от 19 февраля 1987 г. N 106 «О коэффициенте за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате работников предприятий и организаций, обслуживающих строительство и эксплуатацию Астраханского газоконденсатного месторождения» (не опубликовано);

— Постановление Совета министров СССР от 21 мая 1987 г. N 591 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» (Свод законов СССР. 1989. Т. 2. С. 288);

— Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 марта 1977 г. N 54/5 «О коэффициенте к заработной плате работникам железнодорожного транспорта Казахской, Северной и Южно-Уральской железных дорог» (не опубликовано);

— Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 г. N 325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» (не опубликовано);

— Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 апреля 1968 г. N 115/12 «О районном коэффициенте к заработной плате работникам Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги» (не опубликовано);

— Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 (с изм. и доп. от 25 февраля 1994 г.) «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» (не опубликовано);

— Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 18 декабря 1963 г. N 359/32 «Об установлении районного коэффициента к заработной плате работникам железнодорожного транспорта, работающим на железнодорожном участке станция Комсомольская — разъезд 165 км Октябрьской железной дороги» (не опубликовано);

— Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16 апреля 1966 г. N 216/9 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведки и строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств, занятых на территории Томской области севернее 60 град. северной широты» (не опубликовано);

— Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1960 г. «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций» (не опубликовано).

Районный коэффициент, а также коэффициенты за работу в высокогорной местности, в пустынной и безводной местности начисляются всем лицам, работающим по найму, постоянно или временно, в том числе совместителям и лицам, работающим на дому. Коэффициент начисляется по месту фактической работы независимо от места нахождения организации-работодателя.

Районный коэффициент начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера. Выплата районного коэффициента к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы.

5. Процентные надбавки к заработной плате имеют стимулирующий характер, направленный на создание материальной заинтересованности в работе в тех регионах, где имеется общественная потребность в развитии производства и недостаток рабочей силы. Следует учитывать, что данная функция процентных надбавок в настоящий момент во многом утратила свой смысл, поскольку государство ставит иную задачу — закрыть убыточные и малорентабельные северные предприятия и переселить избыточное северное население в иные регионы.

В соответствии со ст. 317 ТК РФ процентные надбавки и порядок их выплаты лицам, работающим на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, устанавливаются Правительством РФ и, так же как районные коэффициенты, могут быть увеличены органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Порядок установления процентных надбавок для других регионов не установлен, и до решения этого вопроса следует руководствоваться порядком, установленным ранее Правительством РФ.

О размерах надбавок (кроме надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях) см.:

— Постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 (в ред. от 25 февраля 1994 г.) «О льготах для рабочих и служащих предприятий, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР»;

— Постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС от 9 января 1986 г. N 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочим и служащим предприятий, учреждений, организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области» (СП СССР. 1986. N 6. Ст. 36);

— Постановление Совета министров СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. N 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» (СП СССР. 1989. N 33. Ст. 147).

Во всех указанных случаях размер надбавок одинаков: он составляет 10% заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждый последующий год, но не более 30%. В соответствии с разъяснением Минтруда России от 11 сентября 1995 г. N 49 (БНА. 1995. N 12) надбавка начисляется на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно, а также иные надбавки, включая надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и за работу в структурных подразделениях, обеспечивающих защиту государственной тайны.

При исчислении размера процентной надбавки учитывается продолжительность стажа, исчисленного в соответствии с разъяснением Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 37 (в ред. от 12 декабря 2006 г.) «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакассия».

6. О порядке исчисления и выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях см. ст. ст. 315 — 317 ТК РФ и комментарий к ним.

7. Дискомфортные условия проживания могут быть связаны не только с неблагоприятными природно-климатическими условиями, но и с экологическими факторами. Примером этого могут служить дискомфортные экологические условия работы на территориях, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»:

— лица, работающие в населенных пунктах, относящихся к зоне отчуждения, имеют право на повышенную оплату (ч. 1 ст. 16);

— лица, работающие в населенных пунктах, относящихся к зонам отселения, с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом, имеют право на ежемесячные денежные компенсации (п. 3 ст. 18, п. 2 ст. 19 и п. 3 ст. 20).

Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582 (в ред. от 7 апреля 2005 г.).

Доплаты производятся организациями независимо от форм их собственности за фактически отработанное работником время, а также за время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в других случаях, когда по действующему законодательству за работниками сохраняется средний заработок.

Ст 148 трудовой кодекс

Дисциплінарне стягнення застосовується власником або уповноваженим ним органом безпосередньо за виявленням проступку, але не пізніше одного місяця з дня його виявлення, не рахуючи часу звільнення працівника від роботи у зв’язку з тимчасовою непрацездатністю або перебування його у відпустці.

Дисциплінарне стягнення не може бути накладене пізніше шести місяців з дня вчинення проступку.

1. Ст. 148 КЗпП, у принципі, приписує застосовувати дисциплінарне стягнення безпосередньо за виявленням порушень трудової дисципліни. Однак цей припис законодавець залишив у вигляді загального положення, суворо обмеживши строк застосування стягнення одним місяцем з дня виявлення проступку. До цього місяця не зараховується час звільнення працівника з роботи у зв’язку з тимчасовою непрацездатністю або перебуванням працівника у відпустці (оскільки немає спеціальної вказівки, мається на увазі будь-яка відпустка, прямо чи побічно передбачена Законом «Про відпустки» або Кодексом законів про працю). Закон прямо не передбачає подовження граничного терміну для застосування дисциплінарного стягнення, що обчислюється з дня виявлення проступку, у зв’язку з проведенням службового розслідування на самому підприємстві, перевірки правоохоронними органами, а також у зв’язку з порушенням кримінальної справи, проведенням попереднього розслідування. Але слід враховувати, що ст. 148 КЗпП передбачає обчислення місячного строку для застосування стягнення з дня виявлення не факту (дії, бездіяльності), а саме проступку. Виявлення проступку означає не тільки виявлення факту (дії), але і встановлення працівника, який порушив трудові обов’язки, характеру порушення, шкідливих наслідків правопорушення, причинного зв’язку між правопорушенням та шкідливими наслідками, вини працівника. Це дає деяку можливість власникові для продовження терміну, протягом якого він може застосовувати стягнення. Але йому непросто буде довести, що, виявивши факт (дію) в повний день, він зміг виявити проступок лише через 15 днів.

2. З урахуванням правила про обчислення строку для застосування дисциплінарного стягнення з дня виявлення саме проступку, а не факту порушення, слід визнати чинність за п. 29 Типових правил, відповідно до якого до місячного строку, встановленого частиною першою ст. 148 КЗпП, не зараховується час ведення кримінальної справи, якщо вона порушена за фактом вчинення працівником порушення трудової дисципліни, яке одночасно підпадає під ознаки певної статті Кримінального кодексу.

Очевидно, таке ж тлумачення частини першої ст. 148 КЗпП лежить і в основі позиції Верховного Суду, який вважає за можливе місячний строк обчислювати з дня закінчення службового розслідування, проведення якого передбачено відповідно до ст. 22 Закону «Про державну службу» щодо державних службовців протягом строку до двох місяців (п. 64 Застосування судами цивільного і цивільного процесуального законодавства. — К.: Ін Юре, 2003. — С. 91 — 92).

3. На відміну від інституту матеріальної відповідальності, який не обмежує строк притягнення до матеріальної відповідальності з дня заподіяння працівником матеріальної шкоди підприємству, установі, організації, інститут дисципліни праці не допускає можливості застосування дисциплінарного стягнення, якщо з дня порушення трудової дисципліни пройшло більше 6 місяців. Якщо, наприклад, акт інвентаризації матеріальних цінностей підписано 20 червня 2003 року, а 21 грудня 2004 року під час нової інвентаризації виявлено помилки в акті інвентаризації від 20 червня, застосування дисциплінарного стягнення щодо членів інвентаризаційної комісії, яка проводила першу із зазначених інвентаризацій, неможливе у зв’язку із закінченням встановленого законом граничного строку.

Статья 148. Срок для применения дисциплинарного взыскания

Дисциплинарное взыскание применяется собственником или уполномоченным им органом непосредственного за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня обнаружения, не считая времени освобождения работника от работы в связи с временной нетрудоспособностью или нахождения его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

  • Jobs.ua
  • О компании
  • Контакты
  • Информер
  • Карта сайта
  • Рубрики | Города
  • Правила сайта
  • Вопросы и ответы (FAQ)
  • Пользовательское соглашение
  • Соискателю
  • Создать резюме
  • Услуги для соискателя
  • Поиск вакансий
  • Подписка на вакансии
  • Все вакансии
  • Горячие вакансии
  • Вакансии VIP-компаний
  • Вакансии агентств
  • Работодателю
  • Добавить вакансию
  • Услуги для работодателя
  • Поиск резюме
  • Подписка на резюме
  • Все резюме
  • VIP резюме
  • В помощь HR
  • Классификатор профессий
  • Обучение
  • ВУЗы
  • Колледжи
  • Техникумы
  • Училища
  • Курсы языков
  • Повышение квалификации
  • Обучение за рубежом
  • MBA образование
  • Полезно
  • Новости компании
  • Статьи о трудоустройстве
  • Статистика по зарплатам
  • Законодательство и право
  • Должностные инструкции
  • Каталог компаний
  • Центры занятости Украины
  • Тренинги
  • Наши сайты
  • Pro-robotu.ua
  • Training.ua
  • Arendazala.com.ua
  • Srochno.ua
  • Profi.ua
  • Personal.ua
  • Ladyjob.com.ua

Все права защищены.

Администрация может не разделять точку зрения авторов информационных материалов и не несет ответственности за размещаемую пользователями информацию.