Ст 151 нк рб

Как избежать неприятных сюрпризов, если вы заказываете услуги за рубежом

О чем нужно помнить компаниям, решившим заказать услугу не в Беларуси? В первую очередь — о налогах. Практика показывает, что для многих белорусских компаний уплата налогов при работе с иностранными партнерами является абсолютным сюрпризом, что может привести к штрафам. Учредитель бухгалтерских компаний «Райкири» и «Делай Свое Дело» Маргарита Новосельцева — о том, как определить, нужно ли платить НДС и НДИ на услугу, которую вы получаете от иностранной компании.

— Сегодня многие компании работают с иностранными организациями (ИО). Это может быть и оплата рекламы напрямую Google, Яндекс, Facebook, и оплата за доступ к программам (например, по лицензионному договору), работа с фрилансерами через биржи и т.д. При работе с иностранными контрагентами у каждого могут появляться налоговые обязательства по НДИ и НДС.

Фото предоставлено автором

Что такое НДС, знают многие, а вот про НДИ (налог на доходы иностранных организаций, которые не работают в Беларуси через постоянное представительство) слышали не все.

В этой статье я расскажу о типовых ситуациях, при которых возникает необходимость уплачивать эти налоги. Ведь как известно, кто предупрежден — тот вооружен.

Я не ставлю перед собой задачу разобрать все варианты уплаты НДИ или НДС, а также сложности, которые могут возникнуть. Это вводный материал, который дает базовое представление об этих налогах НДИ и НДС вне зависимости от системы налогообложения.

Как понять, нужно ли платить НДС на услугу, которую вы получаете от иностранной компании?

В первую очередь необходимо определить вид услуги и страну-поставщика услуги, т.е. место резидентства вашего иностранного партнера.

Если ИО — резидент Евразийского союза, то смотрим приложение № 18 к договору о Евразийском экономическом союзе (в приложении определен порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг — прим. «Про бизнес.»).

Для всех остальных стран руководствуемся ст. 33 НК, где указано, в каких случаях территория Беларуси признается местом реализации работ, услуг, имущественных прав.

Ищем услугу, которую мы получаем, в нужном нормативном документе в зависимости от резидентства. Если наша услуга попадает в категорию «по месту заказчика», то вам надо будет уплатить НДС — вне зависимости от вашей системы налогообложения.

Фото предоставлено автором

Если вы не уверены, что правильно классифицировали услугу, можно написать запрос в ИМНС с четким вопросом, куда отнести получаемую вами услугу. К запросу приложите пример договора.

Например, компания работает с Google, который является резидентом Ирландии и оплачивает $ 50 за использование корпоративной почты. Нужно ли в этом случае платить НДС? Так как Google — резидент Ирландии, то в ст. 33 НК РБ находим услугу, к которой может быть отнесена «корпоративная почта», и определяем, к какой категории она относится. В нашем случае это «Услуги по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуги по его техобслуживанию, по проектированию, разработке, оформления и модификации веб-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним», которые относятся к группе «Место деятельности и (или) нахождения покупателя». Значит, НДС платить надо.

Важно: этот НДС платится вне зависимости от системы налогообложения.

Как быть с налогом на доходы иностранных организаций — НДИ?

1. Определяем вид услуги. Обращаемся к ст. 146 НК (оговорены объекты обложения налогом на доходы — прим. «Про бизнес.») и смотрим вид услуги, который вы получаете от иностранной организации. По виду услуги решаем, нужно ли платить НДИ или нет.

2. Определяем налоговую ставку. Для этого открываем ст. 149 НК.

3. Определяем, есть ли договор/протокол между Беларусью и страной резидентства иностранной организации. В таком договоре может быть предусмотрена льготная ставка (ниже, чем в 149 ст. НК) или вообще освобождение от НДИ.

4. Получаем освобождение от НДИ или льготную ставку, если она предусмотрена. Для этого необходимо предоставить в ИМНС справку установленного образца от ИО о постоянном местонахождении (ст. 151 НК РБ, разъяснения ИМНС в отношении некоторых стран).

Фото предоставлено автором

5. Если справки нет, НДИ уплачивается по белорусскому законодательству, то есть без всяких льгот.

Фото предоставлено автором

НДИ уплачивается/удерживается из средств, которые вы должны перечислить поставщику услуги. Но на практике организации, как правило, оплачивают этот налог из собственных средств, т.к. иностранная компания не понимает, почему у нее что-то удерживают. А это — ошибка.

Если вы удержали НДИ у вашего иностранного контрагента, то должны предоставить ему справку об уплате этого налога на территории Беларуси, чтобы ваш партнер не платил налог повторно у себя в стране.

Фото предоставлено автором

Исходя из практики работы наших бухгалтерских компаний, для многих представителей микро-, малого и среднего бизнеса уплата этих налогов является абсолютным сюрпризом. Что может привести к неприятным последствиям в виде штрафов и пеней. Эти налоги действительно являются сложными как для понимания, так и для расчета. Именно поэтому при работе с ВЭД-сделками мы рекомендуем быть максимально осторожными и внимательными.

Маргарита Новосельцева

Главный бухгалтер с опытом работы более 10 лет и опытом налогового и бухгалтерского консалтинга более 8 лет. Автор полезных статей, спикер семинаров и конференций, а также обучающих курсов на различных площадках для малого и среднего бизнеса.

С кем подписан договор об избежании двойного налогообложения в Белоруси?

Республика Беларусь не отстаёт от своих соседей – Украины и России, и на сегодняшний день уже с 30 государствами подписала соглашение об избежание двойного налогообложения. Статья 151 Налогового кодекса Республики Беларусь гласит, что если белорусский предприниматель решил открыть оффшорную компанию за рубежом – это не есть освобождением от уплаты налогов стране, где зарегистрирована компания, а именно Белоруссии. Обращайтесь к компетентным юристам IQ Decision, которые помогут зарегистрировать фирму за рубежом белорусу.

Ниже представлена таблица об избежание двойного налогообложения, заключенных между Республикой Беларусь и между другими государствами.

Регистрация оффшорной компании белорусу позволяет вывести свой бизнес на международную деловую арену. Преимуществом таких компаний есть то, что бизнесмен ведет абсолютно прозрачную деятельность практически в любой точке мира, при этом платит налоги не двум странам, а только той в которой зарегистрирована компания.

Наиболее выгодные условия ведения бизнеса белорусу предлагает Польша. С нашей помощью вы можете открыть фирму в Польше. Одним из крупнейших банков Польши можно назвать Millennium Bank. Поскольку мы тесно взаимодействуем с сотрудниками банка – это будет правильным и легким решением открыть счет в Millennium Bank в Польше.

Главной целью подписания договора между Республикой Беларусь и вышеперечисленными государствами есть избежание двойного налогообложения прибыли сначала государством Белоруссии, а потом иностранным государством.

Предприниматели, которые хотят открыть свой бизнес в Швейцарии буду платить налоги вне зависимости от рода совей деятельности стране, где компания зарегистрирована. Если Вы приняли решение зарегистрировать компанию в США, у компании есть возможность оптимизации налогообложения компании в государстве Беларусь. У граждан Белоруссии также есть возможность открыть счет в Болгарии удаленно. С нашей помощью граждане Белоруссии могут зарегистрировать компанию в Канаде в формах ведения бизнеса как партнёрство, так и как частное предприятие или корпорацию.

Чтобы получить освобождение от налогов или налоговый кредит, а также воспользоваться льготой, указанной в соответствующем договоре об избежание двойного налогообложения, налогоплательщик должен предоставить свидетельство о наличии VAT. Сертификат действителен либо в течение календарного года, когда он был выпущен, либо в течение указанного в нем периода.
Компетентные юристы IQ Decision могут открыть банковский счет за рубежом белорусу, зарегистрировать компанию, а также предоставить сопровождение в деятельности компании.

Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации

1. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры налогообложение производится в следующем порядке:

1) при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления налог уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта;

1.1) при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области суммы исчисленного налога налогоплательщиками не уплачиваются при условии, что эти налогоплательщики на дату выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой не применяют специальные налоговые режимы, не используют право на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, и за налоговый период, предшествующий дате выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой, не осуществляли операции по реализации товаров, не подлежащие налогообложению в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, если иной порядок уплаты налога не предусмотрен абзацем третьим настоящего подпункта.

Порядок налогообложения, предусмотренный абзацем первым настоящего подпункта, вправе применять налогоплательщики, которые на дату выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области являются резидентами, включенными в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, либо лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 1 апреля 2006 года осуществляли деятельность на основании Федерального закона Российской Федерации от 22 января 1996 года N 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», состоящие на учете в налоговых органах Калининградской области по месту нахождения организации (месту жительства физического лица — индивидуального предпринимателя).

Суммы налога, исчисленные при таможенном декларировании, которые не были уплачены в соответствии с положениями абзаца первого настоящего подпункта, подлежат уплате в бюджет соответствующими налогоплательщиками в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, по итогам налогового периода, в котором истекают 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, если до истечения указанного срока эти товары не были использованы указанными налогоплательщиками для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой. Документы, в частности копии договоров на поставку товаров, подтверждающие использование этих товаров при осуществлении указанных операций, представляются одновременно с налоговой декларацией, в которой отражены соответствующие операции.

Подтверждение выполнения условий, указанных в абзаце первом настоящего подпункта, осуществляется путем представления в таможенный орган налоговыми органами необходимых для такого подтверждения сведений о налогоплательщике. Сведения о сумме исчисленного налога, не уплаченного налогоплательщиком на основании абзаца первого настоящего подпункта, и другие сведения, необходимые для контроля за правильностью исчисления и уплаты налога, представляются таможенным органом в налоговые органы. Состав и порядок представления сведений, указанных в настоящем абзаце, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;

2) при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

3) при помещении товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, а также при таможенном декларировании припасов налог не уплачивается;

4) при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Таможенного союза в определенный срок;

5) при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

6) при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

7) при помещении товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления налог уплачивается в полном объеме.

2. При вывозе товаров с территории Российской Федерации налогообложение производится в следующем порядке:

1) при вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта налог не уплачивается.

Указанный в настоящем подпункте порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

2) при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в таможенной процедуре реэкспорта налог не уплачивается, а уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

3) при вывозе с территории Российской Федерации припасов, а также товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры налог не уплачивается;

4) при вывозе товаров с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в соответствии с иными по сравнению с указанными в подпунктах 1 — 3 настоящего пункта таможенными процедурами освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

3. При перемещении физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяется таможенным законодательством Таможенного союза.

Комментарий к Ст. 151 НК РФ

Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации установлены ст. 151 НК РФ.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке (п. 1 ст. 151 НК РФ):

1) при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления налог уплачивается в полном объеме.

Выпуск для внутреннего потребления — таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза (ст. 209 Таможенного кодекса Таможенного союза);

2) при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.

Реимпорт — таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию Таможенного союза в сроки, установленные ст. 293 Таможенного кодекса Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, приобретают статус товаров Таможенного союза, за исключением товаров, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 293 Таможенного кодекса Таможенного союза, являющихся продуктами переработки товаров, вывезенных с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с п. 3 ст. 253 Таможенного кодекса Таможенного союза;

3) при помещении товаров под таможенную процедуру транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов налог не уплачивается.

Таможенный транзит — таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования (ст. 215 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Таможенный склад — таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 229 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Реэкспорт — таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 296 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Беспошлинная торговля — таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 302 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада устанавливаются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза (п. 2 ст. 225 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории СЭЗ или на части ее территории, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны). Территория СЭЗ является частью таможенной территории Таможенного союза. Товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования. Пределы портовой и логистической СЭЗ являются таможенной границей Таможенного союза (ст. 9 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны).

Таможенная процедура свободного склада — таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.

Законодательством государства — члена Таможенного союза может быть установлено, что товары Таможенного союза не помещаются под таможенную процедуру свободного склада.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, сохраняют статус товаров Таможенного союза.

Товары, изготовленные (полученные) из товаров Таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, приобретают статус товаров Таможенного союза.

Товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Таможенного союза (далее — товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада), приобретают статус иностранных товаров (ст. 8 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада»).

Уничтожение — таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под уничтожением товаров понимаются обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (ст. 307 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Под припасами согласно Таможенному кодексу Таможенного союза понимаются товары:

— необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания «река — море», судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее — водные суда), воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;

— предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;

— предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.

Перемещение припасов через таможенную границу осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенные операции в отношении припасов при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза производятся в местах прибытия, при вывозе с таможенной территории Таможенного союза — в местах начала международной перевозки либо местах убытия.

Припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные

процедуры (ст. ст. 363, 364 Таможенного кодекса Таможенного союза);

4) при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Таможенного союза в определенный срок.

Переработка на таможенной территории — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров (ст. 239 Таможенного кодекса Таможенного союза);

5) при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Временный ввоз (допуск) — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 277

Таможенного кодекса Таможенного союза);

6) при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Переработка вне таможенной территории — таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза.

Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза (ст. 252 Таможенного кодекса Таможенного союза);

7) при помещении товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления налог уплачивается в полном объеме.

Переработка для внутреннего потребления — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст. 264 Таможенного кодекса Таможенного союза).

При вывозе товаров с территории Российской Федерации налогообложение производится в следующем порядке:

1) при вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта налог

2) при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в таможенной процедуре реэкспорта налог не уплачивается, а уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

3) при вывозе с территории Российской Федерации припасов, а также товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры налог не уплачивается;

4) при вывозе товаров с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в соответствии с иными по сравнению с указанными в пп. 1 — 3 настоящего пункта таможенными процедурами освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Ст 151 нк рб

  • Algeria * 9717
  • Angola * 9718
  • Azerbaijan 9728
  • Botswana * 9719
  • Cambodia * 10108
  • Chile * 9727
  • Egypt 303
  • Finland 244
  • Ghana * 9720
  • Laos * 10429
  • Malaysia 8709
  • Morocco * 9722
  • Mozambique * 9723
  • Myanmar 9662
  • Namibia * 9724
  • Nigeria * 9725
  • OAЭ * 180
  • Tanzania * 9726
  • Австралия * 156
  • Австрия 152
  • Аргентина * 127
  • Бахрейн * 300
  • Белоруссия 155
  • Бельгия * 164
  • Болгария 174
  • Бразилия 129
  • Великобритания 203
  • Венгрия 188
  • Вьетнам 176
  • Германия 246
  • Гонконг 542
  • Греция * 187
  • Грузия 5729
  • Дания 10017
  • Замбия * 151
  • Индия 160
  • Индонезия 161
  • Иран * 295
  • Испания 208
  • Италия 191
  • Казахстан 285
  • Канада * 131
  • Катар * 1339
  • Кения 9721
  • Кипр * 181
  • Китай 157
  • Колумбия * 132
  • Коста-Рика * 133
  • Куба 10909
  • Кувейт * 297
  • Латвия 192
  • Литва 193
  • Люксембург * 10018
  • Маврикий * 147
  • Мексика 146
  • Молдавия 232
  • Нидерланды * 196
  • Новая Зеландия * 168
  • Норвегия * 10019
  • Оман * 298
  • Перу * 153
  • Польша 221
  • Португалия * 220
  • Россия 200
  • Румыния 219
  • США 154
  • Саудовская Аравия * 299
  • Сербии 5695
  • Сингапур 171
  • Словакия 209
  • Словения 211
  • Тайвань * 173
  • Тайланд 175
  • Тунис * 150
  • Турция 7109
  • Украина 204
  • Филиппины 169
  • Франция 185
  • Хорватия 179
  • Чехия 182
  • Швейцария 206
  • Швеция 207
  • Эстония 183
  • Эфиопия 10688
  • ЮАР 148
  • Южная Корея * 166
  • Япония * 165
  • Вы находитесь здесь:
  • home >
  • Unsere Artikel >
  • Налоги в Беларуси: главные изм.

Налоги в Беларуси: главные изменения с 01.01.2017

Каждый новый календарный год начинается в Беларуси со вступления в силу актуализированной редакции Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее по тексту НК РБ). 2017 год не стал исключением – в НК РБ внесено множество изменений. В данной статье речь пойдет про основные и самые существенные изменения белорусского налогового законодательства, вступившие в силу с 01.01.2017 и затрагивающие практически всех налогоплательщиков в Республике Беларусь (включая иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство).

Новшества в общей части НК РБ

Использование личного кабинета налогоплательщика.

С 2017 года практически весь обмен информацией и документами с белорусскими налоговыми органами будет проходить в электронном виде через Личный кабинет на сайте МНС РБ (www.nalog.gov.by).

Через Личный кабинет можно контролировать состояние расчетов с бюджетом, заполнять налоговые декларации и отправлять их в налоговую инспекцию, подавать заявления, получать уведомления и сообщения от налоговой инспекции.

Для доступа в Личный кабинет нужен личный ключ электронной цифровой подписи. Он используется и для подписи отправляемых в налоговую инспекцию электронных документов.

Теперь практически все подлинные электронные документы и информацию в электронном виде налоговая инспекция будет размещать в Личном кабинете. В бумажном виде останутся только отдельные документы, вручение которых прямо предусмотрено законодательством. Например, при проведении выездной налоговой проверки такими документами будут копия акта изъятия документов, акт или справка проверки, решение по акту проверки.

Уточнения в определении взаимозависимости лиц — важно при применении правил тонкой капитализации.

С 2017 года учредители одной организации считаются взаимозависимыми лицами, если доля участия каждого из них в этой организации составляет не менее 20%. Ранее для признания учредителей взаимозависимыми лицами размер доли не имел значения. Данное изменение в НК РБ позволит сократить перечень операций, попадающих под правила тонкой капитализации.

Также с 2017 года законодательно закреплено, что прямое или косвенное участие государства в организациях не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми лицами. Эти организации могут признаваться взаимозависимыми по отношению друг к другу и к иным лицам, если наступают основания, предусмотренные ст.20 НК РБ. Аналогичный подход применялся на практике и в 2006 году.

Изменения в процедуре принудительной уплаты налогов в бюджет.

С 2017 года суммы налогов, доначисленных в ходе налоговой проверки, будут «блокироваться» на банковских счетах налогоплательщиков через приостановление операций до вынесения решения по акту проверки в пределах доначисленных платежей. Т.е. «арест» будет наложен только на сумму налогового долга, а не все имеющееся на расчетном счете денежные средства, как это происходило до 2017 года, что позволит налогоплательщикам распоряжаться остальными денежными средствами на счетах без ограничений.

Списки налогоплательщиков, имеющих долги перед бюджетом, будут ежемесячно публиковаться в интернете.

С 2017 года на официальном сайте МНС РБ (www.nalog.gov.by) не позже 15-го числа каждого месяца будут публиковаться списки налогоплательщиков, имеющих на 1-е число месяца долги по налогам. В списках будут отражаться название и УНП должника без указания размера налогового долга. Таким образом, у налогоплательщиков появилась дополнительная возможность проверки своих контрагентов перед заключением договоров и совершением сделок с ними.

Основные изменения по электронным счетам-фактурам (ЭСЧФ)

Исключается возможность принимать к вычету «входящий» НДС по первичным учетным документам на бумажных носителях без оформления ЭСЧФ, как это было разрешено делать в течение «переходного периода» с 01.07.2016 по 31.12.2016 включительно.

С 2017 года одним из обязательных условий для вычета «входящего» НДС будет наличие правильно оформленного и подписанного ЭСЧФ.

При сбоях в работе Портала МНС надо будет создавать и выставлять ЭСЧФ не позднее 5 рабочих дней со дня возобновления работоспособности Портала.

Общий срок выставления ЭСЧФ переносится с 5-го на 10-е число месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, что повышает шансы налогоплательщиков осуществить трудоемкий процесс выставления ЭСЧФ вовремя.

Обратите внимание: к налогоплательщикам, которые не будут своевременно выставлять (направлять) ЭСЧФ, могут быть применены меры административного взыскания. Так, например, за непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность по ст. 13.8 КоАП РБ до 30 базовых величин (690 BYN или примерно 345 EUR).

Основные изменения по НДС

На 2017 год продлевается ограничение вычета сумм «таможенного / ввозного» НДС в отношении товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь из-за пределов ЕАЭС. По сравнению с 2016 годом в 2017 году вычет «таможенного / ввозного» НДС будет производиться с отсрочкой не в 90, а в 60 дней. Т.е. теперь принимать к вычету такой НДС можно будет на 30 дней раньше (внесены соответствующие изменения в Указ от 26.02.2015 № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость»).

С 2017 года территория Республики Беларусь будет признаваться местом реализации услуг, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях, если такие услуги оказываются для белорусского заказчика. Это значит, что с 2017 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в белорусских налоговых органах, при приобретении таких услуг, оказываемых иностранными организациями, не состоящими на налоговом учете в Республике Беларусь, должны будут исчислить и уплатить в бюджет НДС от их стоимости. Например, к названным услугам могут относиться посреднические услуги, предоставляемые иностранными организациями с использованием веб-сервисов, приложений для онлайн-бронирования и заказов (например, посреднические услуги, оказываемые белорусским перевозчикам компанией «Uber B.V» посредством мобильного приложения Uber).

С 2018 года вводится обязанность начисления и уплаты НДС для иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме для физических лиц. Под такими «электронными услугами» будут пониматься услуги, оказанные иностранной организацией через интернет автоматизировано с использованием информационных технологий, в т.ч. с привлечением посредника в расчетах. К таким услугам можно отнести, например, рекламные услуги в интернете, услуги по размещению объявлений в интернете, услуги по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях, услуги по поддержке электронных ресурсов, а также хранению и обработке информации, хостингу, предоставляет через Интернет права на использование программ для компьютеров и прочее.

При продаже «электронных услуг» физическим лицам непосредственно сами иностранные организации (исполнители) будут обязаны исчислять и уплачивать НДС в Республике Беларусь. Следовательно, до начала оказания таких услуг иностранная организация (исполнитель) должна будет стать на налоговый учет в Республике Беларусь, ежеквартально подавать налоговые декларации по НДС, исчислять и уплачивать в белорусский бюджет НДС по ставке 20%. При этом выставлять ЭСЧФ иностранная организация не обязана.

Если в расчетах с физическими лицами (потребителями услуг) участвует иностранный посредник, он признается плательщиком НДС и должен будет стать на учет в налоговом органе и платить налог в белорусский бюджет.

Если посредником является белорусская организация или ИП, постоянное представительство иностранной компании на территории Беларуси, непосредственно участвующие в расчетах, то уплатить НДС обязан этот белорусский посредник, состоящий на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Основные изменения по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории Республики Беларусь

С 2017 года расширен перечень объектов налогообложения налогом на доходы за счет включения в него услуг:

  • по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  • по обеспечению доступа к базам данных.

Основные изменения по налогу на прибыль

С 2017 года при налогообложении прибыли разрешено учитывать расходы на дополнительные поощрительные отпуска, установленные актами Президента Республики Беларусь. Это значит, что отпуск за работу по контракту по подп. 2.5 Декрета Президента № 29 от 26.07.1999 опять можно включать в учитываемые при налогообложении прибыли затраты, как было до 2016 года. Расходы на иные дополнительные поощрительные отпуска не будут учитываться в расчете налога на прибыль, как и в 2016 году.

Ликвидируемым организациям с 2017 года разрешено переносить убытки на прибыль за период с начала текущего календарного года до момента ликвидации. До 2017 года ликвидируемые организации имели право переносить убытки только на прибыль по итогам года при подаче налоговой декларации за IV квартал. Соответственно, при ликвидации в середине года налогоплательщик не мог воспользоваться механизмом переноса убытков. Ему приходилось либо ждать окончания года, либо вовсе отказаться от переноса накопленного ранее убытка.

С 2017 года при налогообложении прибыли учитываются только экономически обоснованные затраты. При расчете налога на прибыль нельзя учитывать:

  • стоимость объектов, которые фактически не поступили в организацию (т.е. когда хозяйственная операция по покупке произошла только на бумаге и этот факт выявлен и доказан при налоговой проверке);
  • стоимость работ (услуг), выполненных (оказанных) индивидуальным предпринимателем, если он является одновременно работником вашей организации, и эти работы (услуги) относятся к его трудовым обязанностям;
  • стоимость работ (услуг), выполненных (оказанных) организацией-учредителем или «дочерней» организацией (организацией, по отношению к которой ваша организация является учредителем), если эти работы (услуги) входят в трудовые обязанности работников вашей организации.

Чтобы исключить в будущем споры с налоговиками при налоговых проверках, мы рекомендуем:

  • правильно оформлять договоры и первичные бухгалтерские документы;
  • иметь «расшифровки», отчеты к счетам (актам) с подробным описанием оказанных услуг, выполненных работ;
  • быть готовыми к нестандартному, но набирающему популярность в Беларуси методу проверки – опросу налоговиками сотрудников вашей организации и организации-исполнителя;
  • быть особенно внимательными при осуществлении и оформлении сделок по приобретению работ (услуг) с вашими учредителями либо учрежденными вами «дочерними» компаниями, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися одновременно сотрудниками вашей компании. Важно не допустить совпадения (дублирования) предмета договоров на выполнение работ (оказание услуг) с трудовыми функциями ваших штатных сотрудников, указанных, как правило, в должностных инструкциях и трудовых контрактах.

Илона Евтухович, аудитор, руководитель отдела бухгалтерских услуг, ИООО «Рёдль и партнеры Аудит»

Марина Караженец, аудитор, главный бухгалтер ИООО «Рёдль и партнеры Аудит»