Ст 25 лесного кодекс

Статья 25. Виды использования лесов

1. Использование лесов может быть следующих видов:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

2. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ст 25 лесного кодекс

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

Лесной кодекс Украины

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Лесное законодательство Украины

Лесные отношения в Украине регулируются настоящим Кодексом, Законом Украины об охране окружающей природной среды, иными актами законодательства Украины.

Земельные, водные и горные отношения, а также отношения по охране, использованию и воспроизводству растительного и животного мира в части, не урегулированной настоящим Кодексом, регулируются соответствующим законодательством Украины.

Статья 2. Задачи Лесного кодекса Украины

Задачей Лесного кодекса Украины является регулирование правовых отношений в целях обеспечения повышения продуктивности, охраны и воспроизводства лесов, усиления их полезных свойств, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе их научно обоснованного рационального использования.

Статья 3. Понятие о лесе. Функции и значение лесов Украины

Лес — это совокупность земли, растительности, в которой доминируют деревья и кустарники, животных, микроорганизмов и иных природных компонентов, которые в своем развитии биологически взаимосвязаны, влияют друг на друга и на окружающую среду.

Леса Украины являются ее национальным богатством и по своему назначению и месторасположению выполняют преимущественно экологические (водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные), эстетические, воспитательные и иные функции, имеют ограниченное эксплуатационное значение и подлежат государственному учету и охране.

Статья 4. Лесной фонд Украины

Все леса на территории Украины составляют ее лесной фонд. К лесному фонду относятся также земельные участки, не покрытые лесной растительностью, но предоставленные для нужд лесного хозяйства.

К лесному фонду не относятся:

все виды зеленых насаждений в пределах населенных пунктов, не отнесенные к категории лесов;

отдельные деревья и группы деревьев, кустарники на сельскохозяйственных угодьях, усадьбах, приусадебных, дачных и садовых участках.

Вопросы создания, охраны и использования насаждений, не относящихся к лесному фонду, регулируются иными актами законодательства.

Статья 5. Земли лесного фонда Украины

Земли лесного фонда делятся на:

покрытые лесной (древесной и кустарниковой) растительностью; не покрытые лесной растительностью, подлежащие облесению (вырубки, гари, редины, пустыри и др.), занятые лесными дорогами, просеками, противопожарными разрывами и т. п.;

занятые сооружениями, которые связаны с ведением лесного хозяйства, трассами линий электропередач, продуктопроводов и подземными коммуникациями и т. п.;

занятые сельскохозяйственными угодьями (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища, предоставленные для нужд лесного хозяйства);

занятые болотами и водоемами в границах земельных участков лесного фонда, предоставленных для нужд лесного хозяйства.

Отнесение земельных участков к составу земель лесного фонда, определение их границ производится в порядке, установленном земельным законодательством.

Статья 6. Собственность на леса

Все леса в Украине являются собственностью государства. От имени государства лесами распоряжается Верховный Совет Украины.

Верховный Совет Украины делегирует соответствующим Советам народных депутатов свои полномочия по распоряжению лесами, определенные настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Советы народных депутатов в пределах своей компетенции предоставляют земельные участки лесного фонда в постоянное пользование или изымают их в порядке, определенном Земельным и настоящим кодексами.

Предоставление земельных участков лесного фонда во временное пользование производится без их изъятия у постоянных пользователей в порядке, определенном настоящим Кодексом.

Статья 7. Лесные ресурсы

Лесными ресурсами являются древесина, техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты леса, используемые для удовлетворения потребностей населения и нужд производства.

Лесные ресурсы по своему значению подразделяются на лесные ресурсы государственного и местного значения.

К лесным ресурсам государственного значения относятся древесина от рубок главного пользования и живица.

К лесным ресурсам местного значения относятся лесные ресурсы, не отнесенные к ресурсам государственного значения.

Статья 8. Полезные свойства лесов

Полезными свойствами лесов являются их способность уменьшать воздействие негативных природных явлений, защищать почву от эрозии, регулировать сток воды, предотвращать загрязнение окружающей природной среды и очищать ее, содействовать оздоровлению населения и его эстетическому воспитанию.

Статья 9. Пользование земельными участками лесного фонда

Пользование земельными участками лесного фонда может быть постоянным или временным.

В постоянное пользование земельные участки лесного фонда предоставляются специализированным лесохозяйственным предприятиям, другим предприятиям, учреждениям, организациям, в которых созданы специализированные подразделения (далее — постоянные лесопользователи), для ведения лесного хозяйства, а также для специального использования лесных ресурсов, нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В постоянное пользование для этой же цели отдельные земельные участки лесного фонда площадью до пяти гектаров, если они входят в состав угодий крестьянских (фермерских) хозяйств, могут также предоставляться гражданам со специальной подготовкой.

Право постоянного пользования земельными участками лесного фонда удостоверяется государственным актом на право постоянного пользования землей.

Во временное пользование по согласованию с постоянными лесопользователями земельные участки лесного фонда могут предоставляться предприятиям, учреждениям, организациям, объединениям граждан, религиозным организациям, гражданам Украины, иностранным юридическим лицам и гражданам (далее — временные лесопользователи) для специального использования лесных ресурсов, нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ.

Временное пользование земельными участками лесного фонда может быть: краткосрочным — до трех лет и долгосрочным — от трех до двадцати пяти лет.

Право временного пользования земельными участками лесного фонда оформляется договором.

Форма договора на право временного пользования земельными участками лесного фонда, в том числе на условиях аренды, и порядок его регистрации устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 10. Аренда земельных участков лесного фонда

Во временное пользование земельные участки лесного фонда могут предоставляться на условиях аренды.

Условия аренды определяются по соглашению сторон в договоре. Арендатор имеет преимущественное право на возобновление договора аренды земельных участков лесного фонда по истечении срока его действия.

Статья 11. Компетенция Верховного Совета Украины
в области регулирования лесных отношений

К ведению Верховного Совета Украины в области регулирования лесных отношений относится:

1) законодательное регулирование лесных отношений;

2) распоряжение лесным фондом;

3) определение основных направлений государственной политики в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;

4) определение полномочий Советов народных депутатов и органов государственной исполнительной власти по организации охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;

5) решение иных вопросов в области регулирования лесных отношений.

Статья 12. Компетенция Верховного Совета
Республики Крым в области
регулирования лесных отношений

К ведению Верховного Совета Республики Крым в области регулирования лесных, отношений на ее территории относится:

1) распоряжение лесным фондом в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства;

2) разработка и совершенствование лесного законодательства Республики Крым;

3) осуществление контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов;

4) предоставление земельных участков лесного фонда за пределами населенных пунктов в постоянное пользование и прекращение права пользования ими;

5) предоставление земельных участков лесного фонда за пределами населенных пунктов во временное пользование для проведения научно-исследовательских работ и прекращение права пользования ими;

6) предоставление земельных участков лесного фонда во временное пользование для нужд охотничьего хозяйства и прекращение права пользования ими;

7) решение иных вопросов в области регулирования лесных отношений в пределах своей компетенции.

Законодательные акты Республики Крым в области регулирования лесных отношений не Должны противоречить лесному законодательству Украины.

Статья 13. Компетенций областных Советов
народных депутатов в области регулирования лесных отношений

К ведению областных Советов народных депутатов и области регулирования лесных отношений на их территории относится:

1) предоставление земельных участков лесного фонда за пределами населенных пунктов в постоянное пользование и прекращение права пользования ими;

2) разработка и организация выполнения областных программ развития лесного хозяйства и использования лесных ресурсов;

3) осуществление контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов;

4) отнесение лесов к категориям защитности в случаях, предусмотренных частью второй статьи 40 настоящего Кодекса;

5) деление лесов по разрядам такс в порядке, установленном законодательством;

6) обеспечение осуществления мероприятий по охране и защите лесов, ликвидации лесных пожаров, а также запрещение посещения лесов населением, въезда в них транспортных средств в период высокой пожарной опасности в порядке, предусмотренном законодательством;

7) организация благоустройства земельных участков лесного фонда и культурно-бытового обслуживания отдыхающих в лесах зеленых зон и других лесах, используемых для этих целей, а также запрещение в случае необходимости использования отдельных лесных ресурсов;

8) предоставление земельных участков лесного фонда за пределами населенных пунктов во временное пользование для заготовки древесины путем рубок главного пользования и живицы, проведения научно-исследовательских работ и прекращение права пользования ими;

9) предоставление земельных участков лесного фонда во временное пользование для нужд охотничьего хозяйства и прекращение права пользования ими;

10) решение иных вопросов в области регулирования лесных отношений в пределах своей компетенции.

Статья 14. Компетенция районных Советов
народных депутатов в области
регулирования лесных отношений

К ведению районных Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений на соответствующей территории относится:

1) осуществление контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов;

2) обеспечение осуществления мероприятий по охране и защите лесов, ликвидации лесных пожаров, а также запрещение посещения лесов населением, въезда в них транспортных средств в период высокой пожарной опасности в порядке, предусмотренном законодательством;

3) организация благоустройства земельных участков лесного фонда и культурно-бытового обслуживания отдыхающих в лесах зеленых зон и других лесах, используемых для этих целей;

4) предоставление земельных участков лесного фонда за пределами населенных пунктов во временное пользование для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и прекращение права пользования ими;

5) решение иных вопросов в области регулирования лесных отношений в пределах своей компетенции.

Статья 15. Компетенция городских Советов
народных депутатов в области
регулирования лесных отношений

К ведению городских Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений на их территории относится:

1) предоставление земельных участков лесного фонда в постоянное пользование и прекращение права пользования ими;

2) предоставление земельных участков лесного фонда во временное пользование для специального использования лесных ресурсов, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и прекращение права пользования ими;

3) осуществление контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов;

4) обеспечение осуществления мероприятий по охране и защите лесов, ликвидации лесных пожаров, привлечению для их тушения противопожарной техники, а также запрещение посещения лесов населением и въезда в них транспортных средств в период высокой пожарной опасности в порядке, предусмотренном законодательством;

5) организация благоустройства земельных участков лесного фонда и культурно-бытового обслуживания отдыхающих в лесах зеленых зон и других лесах, используемых для этих целей;

6) решение иных вопросов в области регулирования лесных отношений в пределах своей компетенции.

Статья 16. Компетенция поселковых и сельских
Советов народных депутатов
в области регулирования лесных отношений

К ведению поселковых и сельских Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений на их территории относится:

1) предоставление земельных участков лесного фонда в постоянное пользование в пределах поселков и сел и прекращение права пользования ими;

2) предоставление в пределах поселков и сел земельных участков лесного фонда во временное пользование для специального использования лесных ресурсов, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ, а также за их пределами для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований и прекращение права пользования этими участками;

3) осуществление мероприятий по охране и защите лесов, ликвидации лесных пожаров, привлечению для их тушения противопожарной техники, а также запрещение посещения лесов населением и въезда в них транспортных средств в период высокой пожарной опасности в порядке, предусмотренном законодательством;

4) организация благоустройства земельных участков лесного фонда и культурно-бытового обслуживания отдыхающих в лесах зеленых зон и других лесах, используемых для этих целей;

5) решение иных вопросов в области регулирования лесных отношений в пределах своей компетенции.

Статья 17. Участие граждан и их объединений, общественных комитетов
и советов самоуправления в осуществлении мероприятий по охране,
защите, использованию и воспроизводству лесов

Граждане и их объединения, общественные комитеты и советы самоуправления имеют право в установленном порядке участвовать в рассмотрении Советами народных депутатов вопросов, связанных с использованием лесного фонда, а также оказывать содействие Советам народных депутатов и специально уполномоченным органам государственной исполнительной власти в осуществлении мероприятий по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов.

Глава 2. Права и обязанности лесопользователей

Статья 18. Права и обязанности постоянных лесопользователей

Постоянные лесопользователи имеют право:

1) на ведение в установленном порядке лесного хозяйства;

2) на первоочередное специальное использование в установленном порядке лесных ресурсов, пользование земельными участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведение научно-исследовательских работ;

3) собственности на заготовленную продукцию и доходы от ее реализации (кроме доходов от реализации продукции, полученной от ухода за лесом и иных лесохозяйственных мероприятий);

4) осуществлять в установленном законодательством порядке строительство дорог, лесных складов, пожарно-химических станций, хозяйственных помещений и других объектов, необходимых для ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов.

Постоянные лесопользователи обязаны:

1) обеспечивать воспроизводство, охрану, защиту и повышение продуктивности лесных насаждений и усиление их полезных свойств, повышение плодородия почв, выполнять иные требования законодательства в части ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов;

2) соблюдать научно обоснованные нормы и порядок специального использования древесных и других ресурсов леса и пользования земельными участками лесного фонда;

3) вести лесное хозяйство, осуществлять специальное использование лесных ресурсов и пользоваться земельными участками лесного фонда способами, обеспечивающими сохранение оздоровительных и защитных свойств лесов, а также создающими благоприятные условия для их охраны, защиты, использования и воспроизводства;

4) выполнять работы, связанные с отводом в натуре земельных участков лесного фонда для специального использования лесных ресурсов, нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ;

5) вести первичный учет лесов;

6) обеспечивать охрану редких видов растений и животных, растительных сообществ в соответствии с природоохранным законодательством;

7) своевременно вносить плату за использование лесных ресурсов;

8) не нарушать законные права временных лесопользователей.

Статья 19. Права и обязанности временных лесопользователей

Временные лесопользователи имеют право:

1) осуществлять специальное использование лесных ресурсов, пользоваться земельными участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ в соответствии с условиями договора;

2) по согласованию с Советами народных депутатов, предоставившими им в пользование земельные участки лесного фонда, и постоянными лесопользователями в установленном законодательством порядке прокладывать дороги, оборудовать лесные склады, стоянки для автотранспорта, возводить хозяйственные постройки и сооружения для хранения и первичной обработки заготовленного сырья и т. п.

Временные лесопользователи обязаны:

1) обеспечивать пользование земельными участками лесного фонда в соответствии с условиями их предоставления;

2) вести работы способами, обеспечивающими сохранение оздоровительных и защитных свойств лесов, а также создающими благоприятные условия для восстановления насаждений, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, охраны редких видов флоры и фауны;

3) своевременно вносить плату за специальное использование лесных ресурсов;

4) не нарушать права других лесопользователей;

5) выполнять другие требования по регулированию порядка использования лесных ресурсов, установленные законодательством Украины.

Статья 20. Защита прав лесопользователей

Права лесопользователей охраняются законом и могут быть ограничены лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Вмешательство в деятельность лесопользователей со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Ущерб, причиненный нарушением прав лесопользователей, подлежит возмещению в полном объеме.

Статья 21. Прекращение права постоянного
пользования земельными участками лесного фонда

Постоянное пользование земельными участками лесного фонда прекращается в случаях и порядке, предусмотренных Земельным кодексом Украины.

Статья 22. Прекращение права временного
пользования земельными участками лесного фонда

Право временного пользования земельными участками лесного фонда прекращается в случае:

1) добровольного отказа от пользования земельными участками лесного фонда;

2) истечения срока, на который было предоставлено право пользования земельными участками лесного фонда;

3) прекращения деятельности лесопользователей, которым было предоставлено право временного пользования земельными участками лесного фонда;

4) неиспользования в установленные сроки лесных ресурсов, нарушения правил пользования земельными участками лесного фонда или использования их не по назначению;

5) пользования земельными участками лесного фонда и специального использования лесных ресурсов способами, отрицательно влияющими на состояние и воспроизводство лесов, приводящими к ухудшению окружающей природной среды на предоставленных для пользования земельных участках лесного фонда и за их пределами;

6) систематического невнесения в установленные сроки платы за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда;

7) изъятия в установленном порядке предоставленного земельного участка лесного фонда.

Прекращение права временного пользования земельным участком лесного фонда производится предоставившим его Советом народных депутатов, а в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 6 части первой настоящей статьи, при несогласии временных лесопользователей,- в судебном порядке.

Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения права временного пользования земельными участками лесного фонда.

Раздел II. Государственное управление и государственный
контроль в области охраны, защиты, использования
и воспроизводства лесов

Глава 3. Государственное управление в области охраны,
защиты, использования и воспроизводства лесов

Статья 23. Органы, осуществляющие государственное управление в области
охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов

Государственное управление в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов осуществляют Кабинет Министров Украины, Правительство Республики Крым, Министерство охраны окружающей природной среды Украины и его органы на местах, специально уполномоченные государственные органы лесного хозяйства, местные органы государственной исполнительной власти и другие органы в соответствии с законодательством Украины.

Статья 24. Специально уполномоченные
государственные органы лесного хозяйства

Специально уполномоченными государственными органами лесного хозяйства являются Министерство лесного хозяйства Украины и его органы на местах.

Глава 4. Контроль за охраной, защитой, использованием
и воспроизводством лесов

Статья 25. Задачи контроля за охраной,
защитой, использованием и воспроизводством лесов

Контроль за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов имеет своей целью обеспечить соблюдение всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами требований лесного законодательства.

Статья 26. Государственный контроль за охраной,
защитой, использованием и воспроизводством лесов

Государственный контроль за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов осуществляется Кабинетом Министров Украины, Министерством охраны окружающей природной среды Украины и его органами на местах, иными специально уполномоченными государственными органами, местными органами государственной исполнительной власти, органами местного и регионального самоуправления в соответствии с законодательством Украины.

Порядок осуществления государственного контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов определяется настоящим Кодексом и иными актами законодательства Украины.

Статья 27. Общественный контроль за охраной,
защитой, использованием и воспроизводством лесов

Общественный контроль за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей природной среды.

Полномочия общественных инспекторов определяются положением, утверждаемым Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

Статья 28. Мониторинг лесов

Мониторинг лесов является составной частью мониторинга окружающей природной среды и осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об охране окружающей природной среды».

Глава 5. Компетенция государственных органов в области
управления и контроля за охраной, защитой,
использованием и воспроизводством лесов

Статья 29. Компетенция Кабинета Министров Украины в области
управления и контроля за охраной, защитой,
использованием и воспроизводством лесов

К ведению Кабинета Министров Украины в области управления и контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов относится:

1) осуществление государственного контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов;

2) определение порядка деятельности органов государственной исполнительной власти по организации охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;

3) установление порядка деления лесов на группы, отнесения к категориям защитности и выделения особо защитных земельных участков лесного фонда;

4) установление лимитов специального использования лесных ресурсов государственного значения;

5) установление порядка и нормативов платы за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда;

6) утверждение Правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов, ухода за лесом, заготовки технического и лекарственного сырья, других продуктов леса, а также пользования земельными участками лесного фонда;

7) обеспечение разработки комплексных государственных и региональных программ в области охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их продуктивности и рационального использования;

8) принятие решений об ограничении или временном прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в порядке, предусмотренном законодательными актами, в случае нарушения ими лесного законодательства;

9) решение иных вопросов в области управления и контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов.

Статья 30. Компетенция Правительства
Республики Крым в области
управления и контроля за охраной, защитой,
использованием и воспроизводством лесов

К ведению Правительства Республики Крым в области управления и контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов относится:

1) отнесение лесов к категориям защитности;

2) разработка и выполнение совместно с местными Советами народных депутатов республиканских программ в области охраны и защиты лесов, повышения их продуктивности, рационального использования и воспроизводства;

3) деление лесов по разрядам такс в порядке, установленном законодательством;

4) создание и использование республиканских фондов охраны, защиты лесов и их воспроизводства;

5) осуществление государственного контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов;

6) ограничение или временное прекращение деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими лесного законодательства в порядке, предусмотренном законодательными актами;

7) обеспечение мероприятий по охране и защите лесов, ликвидации лесных пожаров, привлечению к их тушению населения, противопожарной техники и транспортных средств, запрещение посещения лесов населением и въезда в них транспортных средств в период высокой пожарной опасности в порядке, предусмотренном законодательными актами;

8) организация благоустройства земельных участков лесного фонда и культурно-бытового обслуживания отдыхающих в лесах зеленых зон и других лесах, используемых для этих целей, а также запрещение в случае необходимости использования отдельных лесных ресурсов;

9) решение иных вопросов в области управления и контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов в пределах своей компетенции.

Статья 31. Компетенция Министерства
охраны окружающей природной
среды Украины в области управления
и контроля за охраной, защитой,
использованием и воспроизводством лесов

К ведению Министерства охраны окружающей природной среды Украины в области управления и контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов относится:

1) осуществление комплексного управления в области охраны, защиты, использования лесов и их воспроизводства;

2) утверждение нормативов использования лесных ресурсов;

3) согласование проектов лимитов использования лесных ресурсов;

4) согласование порядка и правил по охране, защите, использованию и воспроизводству лесных ресурсов, разрабатываемых Министерством лесного хозяйства Украины;

5) согласование проектов актов законодательства о порядке и нормативах платы за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда;

6) участие в разработке комплексных государственных и региональных программ в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;

7) осуществление государственной экологической экспертизы проектов размещения объектов развития лесного хозяйства;

8) осуществление государственного контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов;

9) решение иных вопросов в области управления и контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов.

Статья 32. Компетенция Министерства лесного хозяйства Украины
в области управления и контроля за охраной, защитой,
использованием и воспроизводством лесов

К ведению Министерства лесного хозяйства Украины в области управления и контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов относится:

1) государственное управление и контроль в области ведения лесного хозяйства во всех лесах, осуществление единой технической политики, внедрение в лесохозяйственное производство достижений науки, техники, технологии и передового опыта;

2) определение основных положений, организация лесоустройства, ведение государственного лесного кадастра, учета лесов;

3) организация ведения лесного хозяйства, включая вопросы охраны, защиты, рационального использования лесных ресурсов и воспроизводства лесов;

4) разработка норм, правил и иных нормативных документов в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;

5) координация работы научно-исследовательских учреждений в области ведения лесного хозяйства;

6) разработка и организация выполнения комплексных государственных и региональных программ в области охраны, защиты лесов, повышения их продуктивности, рационального использования и воспроизводства;

7) осуществление международного сотрудничества в области лесного хозяйства;

8) установление сезонных сроков начала и окончания заготовки второстепенных лесных материалов и осуществления побочных лесных пользований;

9) решение иных вопросов в области управления и контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов в пределах своей компетенции.

Нормативные акты Министерства лесного хозяйства Украины, изданные в соответствии с его компетенцией, являются обязательными для других центральных и местных органов государственной исполнительной власти, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Раздел III. Организация лесного хозяйства

Глава 6. Основные задачи, требования и содержание
организации лесного хозяйства

Статья 33. Задачи организации лесного хозяйства

Организация лесного хозяйства имеет своей задачей обеспечивать правовую и техническую регламентацию его рационального ведения и использования лесных ресурсов в зависимости от природных и экономических условий, целевого назначения, месторасположения, породного состава лесов, а также выполняемых ими функций.

Статья 34. Основные требования к
организации ведения лесного хозяйства

Государственные органы и постоянные лесопользователи, осуществляющие планирование, организацию, ведение лесного хозяйства и использование лесных ресурсов, с учетом хозяйственного назначения лесов и природно-климатических условий, обязаны обеспечивать:

сбережение лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней;

усиление водоохранных, защитных, климаторегулирующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств лесов в целях охраны здоровья людей и улучшения окружающей природной среды;

непрерывное, неистощительное и рациональное использование лесов для планомерного удовлетворения нужд производства и потребностей населения в древесине и другой лесной продукции;

расширенное воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности;

рациональное использование земельных участков лесного фонда;

повышение эффективности лесохозяйственного производства на основе единой технической политики, достижений науки и техники.

Статья 35. Содержание организации лесного хозяйства

Организация лесного хозяйства предусматривает:

ведение государственного учета лесов;

деление лесов на группы и отнесение к категориям защитности;

выделение хозяйственных частей (эксплуатационные, водоохранные, защитные и т. п.), хозяйств (хвойные, твердолиственные, мягколиственные и т. п.), хозяйственных секций (высокопродуктивные, среднепродуктивные, низкопродуктивные, плантационные и т. п.);

установление возраста спелости леса, способов рубок и воспроизводства лесных насаждений, норм использования лесных ресурсов;

определение системы мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и воспроизводству лесов;

осуществление других организационно-технических мероприятий согласно основным требованиям по ведению лесного хозяйства и использованию лесных ресурсов, определенных законодательством Украины.

Глава 7. Группы лесов

Статья 36. Деление лесов на группы
и отнесение к категориям защитности

Леса Украины по экологическому и хозяйственному значению подразделяются на первую и вторую группы.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно природоохранные функции.

В зависимости от преобладания выполняемых ими функций леса первой группы относятся к следующим категориям защитности:

водоохранные (полосы лесов по берегам рек, вокруг озер, водохранилищ и других водных объектов, полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, а также защитные лесные насаждения на полосах отвода каналов);

защитные (леса противоэрозионные, приполонинные, защитные полосы лесов вдоль железных, автомобильных дорог международного, государственного и областного значения, особо ценные лесные массивы, государственные защитные лесные полосы, байрачные леса, степные колки и другие леса степных, лесостепных, горных районов, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды). К этой категории относятся также полезащитные лесные полосы, защитные лесные насаждения на полосах отвода железных дорог, защитные лесные насаждения на полосах отвода автомобильных дорог;

санитарно-гигиенические и оздоровительные (леса населенных пунктов, леса зеленых зон вокруг населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных территорий).

К первой группе относятся также леса на территориях природно-заповедного фонда (заповедники, национальные природные парки, памятники природы, заповедные урочища, региональные ландшафтные парки, леса, имеющие научное или историческое значение (включая генетические резерваты), лесоплодовые насаждения и субальпийские древесные и кустарниковые сообщества.

Ко второй группе относятся леса, которые наряду с экологическим имеют эксплуатационное значение и для сохранения защитных функций, непрерывности и неистощительности использования которых устанавливается режим ограниченного лесопользования.

Статья 37. Определение границ земельных участков лесного фонда,
установление порядка ведения хозяйства в
зависимости от групп лесов и категорий защитности

При делении лесов на группы и отнесении к категориям защитности определяются границы земель, занятых лесами каждой группы и категории защитности.

Порядок ведения хозяйства в зависимости от групп лесов и категорий защитности, использования лесных ресурсов и пользования земельными участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 38. Выделение особо защитных земельных участков лесного фонда

В лесах первой и второй групп могут быть выделены особо защитные земельные участки лесного фонда с режимом ограниченного лесопользования.

Статья 39. Условия деления лесов на группы и отнесения к категориям защитности,
а также выделения особо защитных земельных участков лесного фонда

Деление лесов на группы и отнесение к категориям защитности, перевод лесов из одной группы в другую, а также выделение особо защитных земельных участков лесного фонда производится исходя из народно-хозяйственного назначения лесов, их месторасположения и выполняемых ими функций.

Перевод лесов из одной группы в другую и отнесение их к категориям защитности в связи со строительством крупных хозяйственных объектов осуществляется до начала этого строительства.

Статья 40. Органы, осуществляющие деление лесов на группы,
отнесение к категориям защитности и выделение особо
защитных земельных участков лесного фонда

Деление лесов на группы, перевод их из одной группы в другую, а также отнесение к категориям защитности производится Кабинетом Министров Украины и Правительством Республики Крым по представлению государственных органов лесного хозяйства Украины и Республики Крым, согласованному с государственными органами охраны природы.

Отнесение лесов к государственным защитным лесным полосам, защитным полосам лесов вдоль железных, автомобильных дорог международного, государственного и областного значения, степным колкам, байрачным лесам, лесам населенных пунктов, если такое отнесение не связано с переводом лесов из одной группы в другую, производится областными Советами народных депутатов.

Выделение особо защитных земельных участков лесного фонда производится Правительством Республики Крым и областными Советами народных депутатов.

Порядок деления лесов на группы, отнесения их к категориям защитности и выделения особо защитных земельных участков лесного фонда устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 41. Установление возраста спелости древостоев

Возраст спелости древостоев определяется при проведении лесоустройства или специальных научных исследований исходя из основного целевого назначения лесов, выполняемых ими функций, продуктивности, биологических особенностей древесных пород, а также способов восстановления леса и утверждается Министерством лесного хозяйства Украины по согласованию с Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

Глава 8. Перевод лесных земель в нелесные

Статья 42. Перевод лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, использованием лесных ресурсов и пользованием земельными участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ

Перевод лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, использованием лесных ресурсов и пользованием земельными участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ, производится по решению органов, предоставляющих эти земли в пользование в соответствии с земельным законодательством.

Перевод лесных земель в другие категории производится с согласия соответствующих государственных органов лесного хозяйства Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Статья 43. Перевод лесных земель в нелесные для использования в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, использованием лесных ресурсов и пользованием земельными участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ

Перевод лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, специальным использованием лесных ресурсов и пользованием земельными участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ, осуществляется с разрешения соответствующих государственных органов лесного хозяйства Республики Крым, областей, городов Киева и (Севастополя по согласованию с соответствующими государственными органами охраны окружающей природной среды,

Статья 44. Решение вопросов о сохранении или вырубке деревьев и кустарников при переводе земельных участков из лесного фонда в другие категории земель и передаче их в собственность или предоставлении в пользование для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства

При переводе земельных участков из лесного фонда в другие категории земель и передаче их в собственность или предоставлении в пользование для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства, органы, принимающие такое решение, одновременно решают вопрос о сохранении или вырубке деревьев и кустарников и о порядке использования полученной при этом древесины.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, которым передаются во владение или предоставляются в пользование земельные участки без права вырубки деревьев и кустарников, обязаны обеспечить их сохранение и уход за ними.

Если в дальнейшем возникнет необходимость в вырубке деревьев и кустарников на указанных участках, вопрос о рубке и порядке использования заготовленной при этом древесины решается органом, принявшим решение о передаче в собственность или предоставлении в пользование земельного участка.

Решение о вырубке деревьев и кустарников принимается по предварительному согласованию с соответствующими государственными органами охраны окружающей природной среды.

Глава 9. Размещение, проектирование, строительство
и ввод в действие предприятий, сооружений и иных объектов,
влияющих на состояние и воспроизводство лесов

Статья 45. Размещение, проектирование, строительство и ввод в действие предприятий,
сооружений и иных объектов, вредно влияющих на состояние и воспроизводство лесов

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в действие новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и иных объектов, а также совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования, вредно влияющих на состояние и воспроизводство лесов, предусматриваются и осуществляются мероприятия по устранению отрицательного воздействия вредных факторов, в частности выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отходов производства, подтопления, осушения и других видов отрицательного влияния на леса.

Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и иных объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное влияние на состояние и воспроизводство лесов.

Статья 46. Определение мест и согласование проектов строительства предприятий,
сооружений и иных объектов, вредно влияющих на состояние и воспроизводство лесов

Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов, вредно влияющих на состояние и воспроизводство лесов, производится по согласованию с местными Советами народных депутатов, государственными органами лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и другими органами в соответствии с законодательством Украины.

Проекты строительства указанных предприятий, сооружений и иных объектов подлежат экологической экспертизе в случаях и порядке, устанавливаемых законодательством Украины.

Статья 47. Использование земельных участков лесного фонда для добычи полезных ископаемых,
прокладки кабеля, трубопроводов и других коммуникаций, осуществления буровых, взрывных
и иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства

Использование земельных участков лесного фонда для добычи полезных ископаемых, прокладки кабеля, трубопроводов и других коммуникаций, осуществления буровых, взрывных и иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, использованием лесных ресурсов и пользованием земельными участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ, производится после предоставления этих участков для указанных целей в порядке, установленном земельным законодательством Украины.

Указанные работы должны вестись способами и методами, не приводящими к ухудшению противопожарного и санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.

Раздел IV. Использование лесных ресурсов и пользование
земельными участками лесного фонда

Глава 10. Использование лесных ресурсов

Статья 48. Порядок использования лесных ресурсов

Использование лесных ресурсов осуществляется в порядке общего и специального использования.

Статья 49. Право общего использования лесных ресурсов

В порядке общего использования лесных ресурсов граждане имеют право свободно пребывать в лесах, бесплатно собирать для собственного потребления дикорастущие травянистые растения, цветы, ягоды, орехи. другие плоды, грибы, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.

Граждане обязаны выполнять требования пожарной безопасности в лесах, пользоваться лесными ресурсами, указанными в части первой настоящей статьи, в сроки, установленные государственными лесохозяйственными органами, и способами, не причиняющими вред воспроизводству этих ресурсов.

Статья 50. Право специального использования лесных ресурсов

Специальное использование лесных ресурсов осуществляется в пределах земельных участков лесного фонда, предоставленных для этого в пользование.

Земельный участок лесного фонда может предоставляться одному или нескольким временным лесопользователям для специального использования различных видов лесных ресурсов.

При условии соблюдения требований законодательства Украины лесопользователи имеют право осуществлять следующие виды специального использования лесных ресурсов:

заготовка древесины во время рубок главного пользования;

заготовка второстепенных лесных материалов (пень, луб, кора, древесная зелень и т. п.);

побочные лесные пользования.

Законодательством Украины могут предусматриваться и иные виды специального использования лесных ресурсов.

Статья 51. Разрешение на специальное использование лесных ресурсов

Специальное использование лесных ресурсов на предоставленном земельном участке лесного фонда производится по специальному разрешению — соответственно по лесорубочному билету (ордеру) или лесному билету.

На отведенных земельных участках лесного фонда могут использоваться лишь те лесные ресурсы, на которые выдано специальное разрешение.

Постоянные лесопользователи в случае специального использования ими лесных ресурсов и проведения рубок, связанных с ведением лесного хозяйства, обязаны оформлять на это разрешение в установленном порядке.

Формы лесорубочного билета (ордера) и лесного билета и порядок их выдачи утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 52. Заготовка древесины

Заготовка древесины в порядке специального использования осуществляется во время рубок главного пользования, проводимых в спелых древостоях. В исключительных случаях эти рубки могут проводиться в приспевающих древостоях в лесах второй группы в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Древесина заготавливается также во время рубок, связанных с ведением лесного хозяйства (рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки, связанные с реконструкцией малоценных молодняков и производных древостоев, прокладкой просек, созданием противопожарных разрывов и т. п., лесовосстановительные рубки в древостоях, теряющих защитные, водоохранные и иные полезные свойства), и во время проведения прочих рубок (расчистка земельных участков лесного фонда, покрытых лесной растительностью, в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог и т. п.).

Статья 53. Виды и способы рубок

В лесах второй группы проводятся все виды рубок способами, направленными на улучшение породного состава и продуктивности лесов, восстановление хозяйственно-ценных древесных пород, сохранение экологических свойств лесов и на эффективное использование их древесных ресурсов.

В лесах первой группы, за исключением лесов, указанных в частях третьей и четвертой настоящей статьи, проводятся все виды рубок способами, направленными на улучшение лесной среды, породного состава и качества лесов, на своевременное и рациональное использование спелой древесины и усиление защитных, водоохранных и иных полезных свойств лесов.

В лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных территорий, лесах, имеющих научное или историческое значение (включая генетические резерваты), лесах населенных пунктов, лесопарковых частях зеленых зон, лесоплодовых насаждениях, государственных лесных полосах, противоэрозионных и приполонинных лесах, особо ценных лесных массивах и субальпийских древесно-кустарниковых сообществах, а также полезащитных лесных полосах, защитных лесных насаждениях на полосах отвода железных дорог, защитных лесных насаждениях на полосах отвода автомобильных дорог, защитных лесных насаждениях на полосах отвода каналов допускаются только рубки ухода, санитарные рубки, рубки, связанные с реконструкцией малоценных молодняков и производных древостоев, прокладкой просек, созданием противопожарных разрывов, лесовосстановительные рубки — в древостоях, теряющих защитные, водоохранные и иные природные свойства, а также прочие рубки (расчистка земельных участков лесного фонда, покрытых лесной растительностью, в связи со строительством в установленном порядке гидроузлов, трубопроводов, дорог и т.п.).

В лесах заповедников, заповедных и рекреационных зон национальных природных и региональных ландшафтных парков, памятников природы, заповедных урочищ в исключительных случаях могут проводиться санитарные рубки, рубки, связанные с реконструкцией малоценных древостоев и устройством противопожарных разрывов, лишь на основании научного обоснования и по согласованию с Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

В полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, лесах зон традиционной хозяйственной деятельности и хозяйственных зон национальных природных парков, в лесах региональных ландшафтных парков, а также в горных лесах рубки проводятся способами, направленными на сохранение защитных, противоэрозионных, водорегулирующих и иных полезных свойств лесов.

В особо защитных участках леса может быть полностью или частично запрещено применение отдельных видов и способов рубок. Правила рубок леса утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 54. Порядок заготовки древесины

Порядок заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Украины, утверждаемыми Кабинетом Министров Украины.

Статья 55. Лица, осуществляющие заготовку древесины

Заготовка древесины при проведении рубок главного пользования, а также рубок, связанных с ведением лесного хозяйства, производится постоянными лесопользователями, а также временными лесопользователями, которым в установленном порядке предоставлено право использования заготовленной при этом древесины.

Заготовка древесины при проведении прочих рубок на земельных участках лесного фонда, предоставленных для строительных и иных работ, производится теми юридическими и физическими лицами, которым отведены земельные участки лесного фонда для этих целей, если в решении о предоставлении участка не предусмотрено иное.

Статья 56. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок главного пользования

Планирование и проведение заготовки древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки. Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается.

Статья 57. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения

Расчетная лесосека — это ежегодная норма заготовки древесины в порядке рубок главного пользования, исчисляемая при лесоустройстве и утверждаемая для каждого постоянного лесопользователя и отдельно по группам пород в пределах групп лесов исходя из принципов непрерывности и неистощительности использования лесных ресурсов.

Расчетная лесосека для административно-территориальных единиц определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек, указанных в части первой настоящей статьи.

Предложения и соответствующие обоснования по расчетной лесосеке готовятся лесоустроительным предприятием и по согласованию с постоянными лесопользователями и местными Советами народных депутатов, предоставившими земельные участки лесного фонда в пользование, представляются Министерству лесного хозяйства Украины.

По представлению Министерства лесного хозяйства Украины расчетная лесосека утверждается Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

Статья 58. Внесение корректив в расчетную лесосеку

В случае изменения границ земельных участков лесного фонда, возраста спелости, групп лесов, категорий защитности и иных изменений, влияющих на норму заготовки древесины от рубок главного пользования, в расчетную лесосеку вносятся коррективы. Исчисление и утверждение новой расчетной лесосеки производится в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса.

Статья 59. Лесосечный фонд

Лесосечный фонд — это запасы древесины, предназначенной для ежегодной заготовки во время рубок главного пользования.

Ежегодный размер лесосечного фонда устанавливается Кабинетом Министров Украины исходя из размера расчетной лесосеки.

Определение и передача лесосечного фонда производится постоянными лесопользователями в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Украины, прежде всего в спелых и приспевающих древостоях, нуждающихся в рубке по своему состоянию (поврежденные древостои и древостои, в которых окончена подсочка и т. п.), а также произрастающих на землях, подлежащих расчистке в связи с проведением лесохозяйственных мероприятий или передачей их для пользования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и использованием лесных ресурсов.

При проведении рубок главного пользования ценные и редкие древесные и кустарниковые породы, перечень которых определяется Правилами отпуска древесины на корню в лесах Украины, подлежат сохранению.

Статья 60. Определение размера заготовки древесины при проведении рубок,
связанных с ведением лесного хозяйства, и прочих рубок

Размер заготовки древесины при проведении рубок, связанных с ведением лесного хозяйства, определяется исходя из необходимости охраны, улучшения породного состава и качества лесов, а размер заготовки древесины при проведении прочих рубок — объемом работ, предусмотренных соответствующими проектами или мероприятиями.

Статья 61. Заготовка живицы

Заготовка живицы осуществляется путем подсочки спелых хвойных древостоев, которые по истечении сроков подсочки планируются к рубке, а также приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки будут подлежать рубке.

До истечения сроков подсочки в хвойных древостоях, предназначенных для заготовки живицы, рубки главного пользования запрещаются. Вырубка этих древостоев до их подсочки, а также досрочное изъятие их из подсочки может допускаться, как исключение, с разрешения Министерства лесного хозяйства Украины.

Правила заготовки живицы, а также зоны обязательной подсочки древостоев определяются Кабинетом Министров Украины.

Статья 62. Заготовка второстепенных лесных материалов

Заготовка второстепенных лесных материалов для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться без причинения вреда лесу.

Порядок заготовки второстепенных лесных материалов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 63. Определение способов и установление сроков
заготовки второстепенных лесных материалов

Способы и сроки заготовки второстепенных лесных материалов определяются постоянными лесопользователями в соответствии с правилами, утверждаемыми Кабинетом Министров Украины.

Статья 64. Побочные лесные пользования

К побочным лесным пользованиям относятся:

выпас скота, размещение пасек, заготовка сена, древесных соков, сбор и заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, лесной подстилки и камыша.

Осуществление побочных лесных пользований должно производиться без причинения вреда лесу.

Порядок и условия осуществления побочных лесных пользований устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 65. Заготовка сена и выпас скота

Заготовка сена и выпас скота на земельных участках лесного фонда запрещаются, если это может причинить вред лесу.

Земельные участки лесного фонда для заготовки сена и выпаса скота ежегодно определяются постоянными лесопользователями на основании материалов лесоустройства или специального обследования.

Нормы выпаса скота на земельных участках лесного фонда устанавливаются Министерством лесного хозяйства Украины.

Заготовка сена и выпас скота на сельскохозяйственных угодьях, входящих в состав земель лесного фонда, не относятся к использованию лесных ресурсов и производятся в соответствии с агротехническими условиями с учетом интересов лесного хозяйства.

Статья 66. Размещение пасек

Размещение пасек на земельных участках лесного фонда осуществляется без права рубок деревьев и кустарников, расчистки и распашки земельных участков лесного фонда и возведения на них сооружений капитального типа. Места размещения пасек определяются с учетом условий ведения лесного хозяйства и специального использования лесных ресурсов.

Статья 67. Заготовка древесных соков

Заготовка древесных соков производится в специально созданных для этой цели насаждениях, а также древостоях, подлежащих рубке главного пользования, не ранее чем за 10 лет до рубки, а в древостоях, подлежащих рубкам, связанным с ведением лесного хозяйства, и прочим рубкам,- за один год до рубки.

Статья 68. Заготовка (сбор) дикорастущих плодов, орехов, грибов,
ягод, лекарственных растений и технического сырья

Заготовка (сбор) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья производится способами и методами, исключающими истощение имеющихся ресурсов и причинение вреда лесному хозяйству.

Лесопользователи обязаны осуществлять меры, направленные на восстановление лесных ресурсов, указанных в настоящей статье.

Статья 69. Сбор лесной подстилки

Сбор лесной подстилки допускается в отдельных случаях в лесах второй группы на земельных участках лесного фонда, определяемых постоянными лесопользователями, не чаще одного раза в пять лет на одном и том же участке леса.

Статья 70. Заготовка камыша

Заготовка камыша производится на земельных участках лесного фонда с учетом сохранения благоприятных условий для жизни диких животных и интересов охраны окружающей природной среды.

Глава 11. Пользование земельными участками лесного фонда
для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных,
рекреационных, спортивных и туристических целей
и проведения научно-исследовательских работ

Статья 71. Предоставление права пользования земельными участками
лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства

Земельные участки лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства (охотничьи угодья) предоставляются пользователям в соответствии с Законом Украины «О животном мире».

Статья 72. Создание благоприятных условий для жизни диких животных

Использование лесных ресурсов и проведение лесохозяйственных мероприятий должны осуществляться с учетом сохранения благоприятных условий для жизни диких животных.

Временные лесопользователи по согласованию с постоянными лесопользователями на земельных участках лесного фонда, предоставленных им для нужд охотничьего хозяйства, могут создавать кормовые и защитные участки, осуществлять иные мероприятия, связанные с ведением охотничьего хозяйства.

Статья 73. Регулирование численности диких животных

Регулирование численности диких животных на земельных участках лесного фонда осуществляется в соответствии с Законом Украины «О животном мире».

Статья 74. Предоставление права на временное пользование земельными
участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, рекреационных,
спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ

Право на временное пользование земельными участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ предоставляется юридическим и физическим лицам соответствующими местными Советами народных депутатов по согласованию с постоянными лесопользователями.

Статья 75. Пользование земельными участками лесного фонда в культурно-оздоровительных,
рекреационных, спортивных и туристических целях

Пользование земельными участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целях осуществляется с учетом требований по сохранению лесной среды и природных ландшафтов и с соблюдением правил архитектурной планировки пригородных зон и санитарных требований.

В лесах, используемых для отдыха, лесопользователи должны осуществлять работы по их благоустройству. Порядок пользования земельными участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целях устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 76. Пользование земельными участками лесного фонда для
проведения научно-исследовательских работ

Для проведения научно-исследовательских работ соответствующим лесопользователям могут выделяться земельные участки лесного фонда, на которых может быть ограничено или полностью запрещено специальное использование лесных ресурсов, если это противоречит целям научно-исследовательских работ.

Решения об ограничении или запрещении специального использования лесных ресурсов и пользования этими участками для других целей принимаются местными Советами народных депутатов, предоставляющими эти участки, по согласованию с постоянными лесопользователями.

Возмещение убытков, связанных с ограничением или запрещением пользования этими участками в других целях, осуществляется в соответствии с законодательством.

Глава 12. Использование лесных ресурсов и пользование
земельными участками лесного фонда
на природно-заповедных территориях и объектах, в лесах
населенных пунктов, в приграничной полосе и в лесах,
подвергшихся радиоактивному загрязнению

Статья 77. Использование лесных ресурсов и пользование земельными
участками лесного фонда на природно-заповедных территориях и объектах

Порядок использования лесных ресурсов и пользования земельными участками лесного фонда на природно-заповедных территориях определяется в соответствии с Законом Украины «О природно-заповедном фонде Украины».

Статья 78. Использование лесных ресурсов и пользование земельными
участками лесного фонда в лесах населенных пунктов

Леса в населенных пунктах используются преимущественно в культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целях.

Заготовка древесины от рубок главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лесной подстилки, а также выпас скота в лесах населенных пунктов запрещаются.

Законодательными актами Украины в лесах населенных пунктов может быть предусмотрено запрещение и иных видов использования лесных ресурсов и пользования земельными участками лесного фонда, если они несовместимы с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и организацией отдыха населения.

Статья 79. Использование лесных ресурсов и пользование земельными
участками лесного фонда в приграничной полосе

Использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда в приграничной полосе производится с учетом требований режима использования этих территорий в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными актами законодательства Украины.

Статья 80. Использование лесных ресурсов и пользование земельными
участками лесного фонда в лесах, подвергшихся радиоактивному загрязнению

Использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда в лесах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, осуществляется в порядке, установленном Законом Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы», настоящим Кодексом и иными актами законодательства Украины.

Раздел V. Воспроизводство лесов
и повышение их продуктивности

Глава 13. Воспроизводство лесов

Статья 81. Восстановление лесов и лесоразведение

Восстановление лесов и лесоразведение осуществляется постоянными лесопользователями.

На землях, которые были покрыты лесной растительностью (вырубки, гари и пр.), осуществляется восстановление лесов, а на других землях, предназначенных для создания лесов, прежде всего непригодных для использования в сельском хозяйстве (овраги, балки, пески и т. п.), лесоразведение.

Земли, предназначенные для лесоразведения, переводятся в состав земель лесного фонда в соответствии с земельным законодательством.

Объемы и способы работ по восстановлению лесов и лесоразведению определяются на основании материалов лесоустройства или специального обследования с учетом фактических изменений в лесном фонде и состояния земель, подлежащих облесению.

Восстановление лесов и лесоразведение должны обеспечивать расширенное их воспроизводство и повышение продуктивности в целях улучшения окружающей природной среды и благосостояния народа Украины.

Статья 82. Способы восстановления лесов и лесоразведения

Работы, связанные с восстановлением лесов, производятся способами, обеспечивающими создание в кратчайшие сроки высокопродуктивных лесов из хозяйственно ценных древесных и кустарниковых пород по специальным программам и проектам, разрабатываемым государственными органами лесного хозяйства.

Лесоразведение проводится способами, обеспечивающими создание лесных насаждений с высокими продуктивными и защитными свойствами в целях повышения лесистости территории, предотвращения эрозионных процессов, улучшения окружающей природной среды.

Правила восстановления лесов и лесоразведения утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Глава 14. Повышение продуктивности и улучшение
качественного состава лесов

Статья 83. Мероприятия по обеспечению повышения продуктивности лесов

В целях повышения продуктивности лесов осуществляются:

работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию наиболее ценных в хозяйственном отношении древесных пород;

мероприятия, направленные на повышение плодородия почв (мелиорация земель, предотвращение водной и ветровой эрозии почв, заболоченности, засоленности и иных процессов, ухудшающих состояние почв);

своевременный и эффективный уход за лесными культурами;

мероприятия по наиболее полному и эффективному использованию земельных участков лесного фонда для выращивания лесов, улучшению их возрастной структуры, уменьшению площади земель, не покрытых лесной растительностью, занятых кустарниками, редколесьем, низкополнотными и нестойкими древостоями, охране лесов от пожаров и самовольных порубок, защите от вредителей и болезней.

Статья 84. Мероприятия по улучшению качественного состава лесов

В целях улучшения качественного состава лесов должны проводиться рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки, связанные с реконструкцией малоценных молодняков и производных древостоев, лесовосстановительные рубки в древостоях, теряющих защитные, водоохранные и иные полезные свойства, другие работы.

Раздел VI. Охрана и защита лесов, служба лесной охраны

Глава 15. Охрана и защита лесов

Статья 85. Организация охраны и защиты лесов

Леса Украины подлежат охране и защите, что предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на их сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления и иного вредного воздействия, защиту от вредителей и болезней, а также рациональное использование.

Обеспечение охраны и защиты лесов возлагается на центральные и местные органы государственной исполнительной власти, Верховный Совет Республики Крым, местные Советы народных депутатов и постоянных лесопользователей в соответствии с законодательством Украины.

Местные Советы народных депутатов, Правительство Республики Крым для охраны лесов от пожаров:

ежегодно организуют разработку и осуществление лесопользователями мероприятий противопожарной профилактики в лесах;

привлекают к тушению лесных пожаров население, противопожарную технику и транспортные средства предприятий, учреждений и организаций в установленном законодательными актами порядке;

обеспечивают лиц, привлеченных к тушению лесных пожаров, питанием и медицинским обслуживанием;

оказывают содействие в строительстве объектов противопожарного назначения, работе воздушных судов авиалесоохраны;

организуют через средства массовой информации пропаганду правил противопожарной безопасности, освещение проблем сбережения лесов;

обеспечивают координацию мероприятий, направленных на охрану лесов от пожаров в пределах своей территории.

Статья 86. Обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан,
деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов

Предприятия, учреждения, организации и граждане, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны согласовывать в соответствии с законодательством Украины с государственными органами лесного хозяйства, государственными органами охраны окружающей природной среды и другими органами проведение организационных, санитарных, технологических и иных мероприятий по охране и защите лесов.

Глава 16. Лесная охрана

Статья 87. Служба лесной охраны

Охрану и защиту лесов на территории Украины осуществляют:

лесная охрана специально уполномоченных государственных органов лесного хозяйства (далее-государственная лесная охрана);

лесная охрана других постоянных лесопользователей.

Деятельность государственной лесной охраны регулируется ее уставом, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

Статья 88. Основные права и обязанности лесной охраны

Должностные лица государственной лесной охраны, лесной охраны других постоянных лесопользователей в соответствии с законодательством имеют право:

давать обязательные для выполнения указания (предписания) об устранении нарушений лесного законодательства, установленного порядка использования лесных ресурсов и пользования земельными участками лесного фонда, иных нарушений, которые могут причинить вред лесу;

посещать беспрепятственно предприятия, организации, учреждения для выполнения контрольных функций по обеспечению надлежащей охраны и защиты лесов;

доставлять лиц, нарушающих лесное законодательство, в органы внутренних дел, местные органы власти;

изымать у лиц, нарушающих лесное законодательство, незаконно добытую продукцию лесных пользований, инструменты, оборудование, транспортные и иные средства, послужившие орудием правонарушения, а также соответствующие документы;

хранить, носить и применять специальные средства и оружие в порядке, предусмотренном законодательством.

Должностные лица лесной охраны обязаны:

предотвращать нарушения правил охраны и защиты лесов, установленного порядка использования лесных ресурсов и пользования земельными участками лесного фонда и иные действия, которые могут отрицательно повлиять на лес, и пресекать их;

осуществлять меры по повышению противопожарной устойчивости насаждении, предотвращению возникновения, распространения лесных пожаров и их ликвидации, а также по защите лесов от вредителей и болезней;

содействовать лесопользователям, которым предоставлены земельные участки лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, в осуществлении мероприятий по организации охотничьего хозяйства, охране и разведению диких зверей и птиц.

Работники лесной охраны могут иметь и другие права и обязанности в соответствии с законодательством Украины.

Работники государственной лесной охраны подлежат обязательному государственному страхованию. Порядок страхования определяется Кабинетом Министров Украины.

Работники лесной охраны обеспечиваются форменной одеждой.

Образец форменной одежды работников лесной охраны устанавливается Министерством лесного хозяйства Украины.

Раздел VII. Плата за использование лесных ресурсов
и пользование земельными участками лесного
фонда. экономическое стимулирование охраны,
защиты, рационального использования
и воспроизводства лесов

Глава 17. Плата за использование лесных ресурсов
и пользование земельными участками лесного фонда

Статья 89. Плата за использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда

Общее использование лесных ресурсов является бесплатным.

Специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ является платным. Плата взимается по установленным таксам или в виде арендной платы либо дохода, полученного от реализации лесных ресурсов на конкурсных условиях.

Статья 90. Размер платы за специальное использование лесных ресурсов
и пользование земельными участками лесного фонда

Размер платы за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда, предусмотренное статьей 89, устанавливается исходя из лимитов их использования и такс на лесную продукцию и услуги с учетом качества и доступности. Таксы и порядок взимания таких платежей устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

В случае применения конкурсных условий реализации лесных ресурсов плата за них устанавливается не ниже действующих такс.

Размер арендной платы определяется по соглашению сторон в договоре аренды, но не ниже установленных такс на лесные ресурсы.

Советы народных депутатов в пределах своей компетенции могут устанавливать льготы по взиманию платежей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 91. Распределение платежей за специальное использование
лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда

Платежи за специальное использование лесных ресурсов государственного значения в размере 80 процентов зачисляются в государственный бюджет и 20 процентов — соответственно в бюджет Республики Крым и бюджеты областей.

Плата за использование лесных ресурсов местного значения и пользование земельными участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ зачисляется соответственно в бюджет Республики Крым и бюджеты местного самоуправления.

Эти платежи направляются на выполнение работ по воспроизводству лесов, проведение лесохозяйственных мероприятий и содержание лесов в надлежащем санитарном состоянии.

Глава 18. Экономическое стимулирование охраны, защиты,
рационального использования и воспроизводства лесов

Статья 92. Экономическое стимулирование охраны, защиты,
рационального использования и воспроизводства лесов

Экономическое стимулирование лесопользователей в соблюдении требований по охране, защите, рациональному использованию и воспроизводству лесов предусматривает:

целевое выделение через государственные органы лесного хозяйства средств для реализации государственных, региональных и местных программ ведения лесного хозяйства в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

финансирование лесохозяйственных мероприятий по нормативам (ценам), дифференцированным в зависимости от полученных результатов, а также материальное стимулирование лесопользователей за качественное проведение лесохозяйственных работ;

поощрение лиц, которые обнаружили случаи нарушения лесного законодательства и нарушителей, обеспечили взыскание штрафов и возмещение материального ущерба, причиненного лесному хозяйству;

предоставление льгот лесопользователям по плате за использование лесных ресурсов при внедрении ими технологических процессов, оборудования, уменьшающих отрицательное влияние на окружающую природную среду, а также в случае повышения эффективности восстановления лесов, улучшения породного состава и качества лесов, более полного использования лесных ресурсов.

Экономическое стимулирование охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов осуществляется за счет государственного бюджета и других источников.

Порядок экономического стимулирования охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов устанавливается законодательством Украины.

Раздел VIII. Лесоустройство, Государственный учет лесного
фонда, Государственный лесной кадастр

Глава 19. Лесоустройство

Статья 93. Лесоустройство и его содержание

Лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение эффективной охраны и защиты, рациональное использование, повышение продуктивности лесов и их воспроизводство, оценку лесных ресурсов, а также повышение культуры ведения лесного хозяйства.

Лесоустройство на всей территории Украины проводится государственными лесоустроительными службами на средства государственного бюджета и по единой системе в порядке, установленном Министерством лесного хозяйства Украины по согласованию с Министерством охраны окружающей природной среды. При лесоустройстве осуществляются:

определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда, находящегося в пользовании постоянных лесопользователей;

выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов;

инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава древостоев, их состояния, качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;

выявление древостоев, нуждающихся в рубках, связанных с ведением лесного хозяйства, определение мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и т.п., а также порядка и способов проведения этих работ;

обоснование деления лесов на группы и отнесение их к категориям защитности;

исчисление расчетной лесосеки, объемов рубок, связанных с ведением лесного хозяйства, и объемов использования иных видов лесных ресурсов;

определение объемов работ по восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите от вредителей и болезней, а также других лесохозяйственных работ;

лесобиологические и иные обследования и исследования;

авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве мероприятий, а также другие лесоустроительные действия.

Статья 94. Материалы лесоустройства

В материалах лесоустройства дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства, использования лесных ресурсов, пользования земельными участками лесного фонда, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства.

Материалы лесоустройства утверждаются государственными органами лесного хозяйства по согласованию с местными Советами народных депутатов и органами охраны окружающей природной среды. Они являются основой для организации ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов постоянными лесопользователями.

Глава 20. Государственный учет лесов и Государственный
лесной кадастр

Статья 95. Задачи государственного учета лесов и государственного лесного кадастра

Государственный учет лесов и государственный лесной кадастр ведутся в целях эффективной организации охраны и защиты лесов, рационального использования лесного фонда, воспроизводства лесов, осуществления систематического контроля за качественными и количественными изменениями в лесном фонде и обеспечения Советов народных депутатов, заинтересованных органов государственной исполнительной власти, лесопользователей сведениями о лесном фонде.

Государственный учет лесов и государственный лесной кадастр содержат систему сведений и документов о правовом режиме лесного фонда, распределении его между пользователями, качественном и количественном состоянии лесного фонда, делении лесов на группы и отнесении к категориям защитности, экономической оценке и другие данные, необходимые для рационального ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде.

Статья 96. Порядок ведения государственного учета лесов и государственного лесного кадастра

Государственный учет лесов и государственный лесной кадастр ведутся государственными органами лесного хозяйства на основе материалов лесоустройства, инвентаризации, обследований и первичного учета лесов по единой для Украины системе на средства государственного бюджета.

Порядок ведения государственного учета лесов и государственного лесного кадастра устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Раздел IX. Споры в области охраны, защиты, использования
и воспроизводства лесов. ответственность
за нарушение лесного законодательства

Глава 21. Разрешение споров в области охраны,
защиты, использования и воспроизводства лесов

Статья 97. Порядок рассмотрения споров в области охраны,
защиты, использования и воспроизводства лесов

Споры в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов рассматриваются местными Советами народных депутатов, судом, арбитражным судом или третейским судом в порядке, установленном законодательством.

Истцы — Министерство охраны окружающей природной среды Украины и его органы на местах, государственные органы лесного хозяйства и постоянные лесопользователи освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам о взыскании средств на возмещение ущерба, причиненного государству нарушением лесного законодательства.

Споры в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов рассматриваются в соответствии с законодательством.

Глава 22. Ответственность за нарушение лесного
законодательства

Статья 98. Ответственность за нарушение лесного законодательства

Нарушение лесного законодательства влечет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законодательству Украины.

Ответственность за нарушение лесного законодательства несут лица, виновные в:

незаконной вырубке и повреждении деревьев и кустарников;

уничтожении или повреждении леса вследствие поджога или небрежного обращения с огнем;

нарушении требований пожарной безопасности в лесах;

уничтожении или повреждении леса вследствие его загрязнения химическими и радиоактивными веществами, производственными и бытовыми отходами, сточными водами, другими вредными веществами, подтоплении, осушении и иных видах вредного воздействия;

нарушении сроков лесовосстановления и иных требований по ведению лесного хозяйства, установленных законодательством в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;

уничтожении или повреждении лесных культур, сеянцев или саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также естественного подроста и самосева на землях, предназначенных для восстановления леса;

нарушения правил хранения, транспортировки н применения средств защиты леса, стимуляторов роста, минеральных удобрений и других препаратов;

засорении лесов бытовыми отходами и отбросами;

раскорчевывании земельных участков лесного фонда и использовании их для возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т. п. без надлежащего разрешения;

самовольной заготовке сена и выпасе скота на земельных участках лесного фонда;

нарушении правил заготовки (сбора) лесной подстилки, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т. п.;

заготовке лесных ресурсов средствами, отрицательно влияющими на состояние и воспроизводство лесов;

нарушении порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы и использования иных лесных ресурсов;

невнесении платы за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда в установленные сроки:

уничтожении и повреждении отграничительных знаков в лесах;

вводе в действие новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не обеспеченных оборудованием, предотвращающим отрицательное воздействие на состояние и воспроизводство лесов;

нарушении сроков возвращения земельных участков лесного фонда, находящихся во временном пользовании, или неисполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;

повреждении сенокосов, пастбищ и пашни на земельных участках лесного фонда;

уничтожении или повреждении лесоосушительных рвов, дренажных систем и дорог на земельных участках лесного фонда, а также полезащитных лесных полос, защитных лесных насаждений на полосах отвода автомобильных дорог, защитных лесных насаждений на полосах отвода железных дорог, защитных лесных насаждений на полосах отвода каналов.

Законодательными актами Украины может быть установлена ответственность и за иные нарушения лесного законодательства.

Статья 99. Возврат самовольно занятых земельных участков лесного фонда

Самовольно занятые земельные участки лесного фонда возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, понесенных за время незаконного пользования ими. Приведение земельных участков лесного фонда в пригодное для ведения лесного хозяйства состояние, включая снос строений и сооружений, производится предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, самовольно занявшими эти участки, или за их счет.

Статья 100. Возмещение ущерба, причиненного лесу вследствие нарушения лесного законодательства

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить ущерб, причиненный лесу вследствие нарушения лесного законодательства, в размерах и порядке, определенных законодательством Украины.

Статья 101. Изъятие незаконно добытой древесины и других лесных ресурсов

Незаконно добытая древесина и другие лесные ресурсы подлежат изъятию. В случае невозможности изъятия незаконно добытой древесины и других лесных ресурсов взыскивается их стоимость.

Статья 102. Прекращение работ, опасных для естественного состояния лесов и их воспроизводства

Местные Советы народных депутатов, государственные органы охраны окружающей природной среды, лесного хозяйства и другие уполномоченные государственные органы Украины в пределах своей компетенции в порядке, определенном законодательными актами, прекращают работы, осуществляемые предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, если при их проведении не выполняются установленные технологические, санитарные и иные специальные требования по безопасному естественному состоянию лесов и их воспроизводству.

Раздел X. Международные отношения

Глава 23. Международные договоры

Статья 103. Применение требований международных договором

Если международным договором Украины установлены иные правила, чем те, которые содержатся в лесном законодательстве Украины, то применяются правила международного договора.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г. Киев, 21 января 1994 года
N 3852-XII