Ст 27 ч 3 коап рф

Статья 27.3. Административное задержание

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Статья 27.3. Административное задержание

Кроме того, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

Административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях, когда это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении; его вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), иных уполномоченных государственных органов и учреждений; по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту работы (учебы), а также защитник; об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители; задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании (статья 27.3 КоАП Российской Федерации).

При этом обязанность разъяснить гарантируемое статьей 48 Конституции Российской Федерации право лицу, которое подвергнуто задержанию или в отношении которого проводятся иные действия, ограничивающие его свободу, личную неприкосновенность или другие конституционные права, предусмотрена как Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть первая статьи 11), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 27.3, 28.1.1 и 28.2), так и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (часть 3 статьи 14) и реализуется с учетом природы возникших правоотношений, регламентируемых законодательством, на основании и в процедурах которого осуществляется (допускается) соответствующее ограничение прав личности.

Частью 1 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Статья 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», закрепляющая перечень оперативно-розыскных мероприятий, не регламентирует процедуру задержания и личного досмотра. Задержание — как мера принуждения, обеспечения подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий или достижения каких-либо целей оперативно-розыскной деятельности — названным Законом не предусмотрено; оно может иметь место в порядке и по основаниям, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 27.3 и 27.4) или Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статьи 91 и 92) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2008 года N 312-О-О, от 27 мая 2010 года N 704-О-О, от 23 сентября 2010 года N 1210-О-О и др.), а потому нет оснований для вывода о нарушении оспариваемой нормой прав заявителя в указанном им аспекте.

Административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях, когда это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении; его вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), иных уполномоченных государственных органов и учреждений; по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту работы (учебы), а также защитник; об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители; задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании (статья 27.3 КоАП Российской Федерации).

2. Должностным лицам, перечисленным в Перечне, указанном в пункте 1 настоящего приказа, осуществлять административное задержание в соответствии с пунктами 2, 3 и 9 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 10 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

2. Должностные лица, перечисленные в Перечне, указанном в пункте 1 настоящего приказа, осуществляют административное задержание в соответствии с пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 27.2 «Доставление», 27.3 «Административное задержание», 27.7 «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице», 27.9 «Досмотр транспортного средства», 27.10 «Изъятие вещей и документов», 27.12 «Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения», 27.13 «Задержание транспортного средства», 27.14 «Арест товаров, транспортных средств и иных вещей» Кодекса.

Доставление и привод являются принудительным препровождением лица для составления протокола, совершения других процессуальных действий по делу об административном правонарушении (статьи 27.2 и 27.15 КоАП Российской Федерации), а административное задержание применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу (часть 1 статьи 27.3 КоАП Российской Федерации).

2. Установить, что должностные лица органов федеральной службы безопасности, указанные в пунктах 1, 2 и 6 Перечня, осуществляющие контртеррористическую операцию, и должностные лица пограничных органов, указанные в пунктах 3 и 9 Перечня, уполномочены осуществлять административное задержание в соответствии с пунктами 4 и 9 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

а) процессуальные действия, предусмотренные статьей 27.2 «Доставление», статьей 27.3 «Административное задержание», статьей 27.7 «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице», статьей 27.8 «Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов», статьей 27.9 «Досмотр транспортного средства», статьей 27.10 «Изъятие вещей и документов», статьей 27.14 «Арест товаров, транспортных средств и иных вещей», статьей 28.3 «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе осуществлять следующие должностные лица федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»:

Вместе с тем обязанность разъяснить гарантируемое статьей 48 Конституции Российской Федерации право лицу, которое подвергнуто задержанию или в отношении которого проводятся иные действия, ограничивающие его свободу, личную неприкосновенность или другие конституционные права, предусмотрена как Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть первая статьи 11), так и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 27.3, 28.1.1 и 28.2) и реализуется с учетом природы возникших правоотношений, регламентируемых законодательством, на основании и в процедурах которого осуществляется (допускается) соответствующее ограничение прав личности.

В соответствии со статьей 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вышеуказанные должностные лица в пределах своей компетенции уполномочены осуществлять административное задержание при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 данного Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону.

правомочным ли лицом, определенным ст. ст. 27.2, 27.3, 27.15 Кодекса, произведено доставление, административное задержание или привод;

был ли составлен протокол об административном задержании на месте совершения административного правонарушения или по доставлении правонарушителя в отделение милиции и содержал ли он все необходимые реквизиты, предусмотренные ст. 27.4 Кодекса;

Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание (действующая редакция)

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 27.3 КоАП РФ

1. В отличие от большинства других мер обеспечения производства по делу, определенных ст. 27.1 КоАП, ограничивающих право владения, пользования и распоряжения имуществом, применение административного задержания влечет за собой ограничение права на свободу и личную неприкосновенность, права на свободу передвижения, предусмотренных соответственно ч. 1 ст. 22 и ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, а также других конституционных прав, свобод, осуществление которых несовместимо с указанными ограничениями. Ограничения прав и свобод граждан при административном задержании обусловлены сроком применения данной меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.5).

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, поэтому применение административного задержания и других мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть установлено только КоАП.

2. Административное задержание сопряжено с мерами физического принуждения физического лица. Указанное лицо доставляется в специально предназначенное для этого служебное помещение органов, указанных в п. 1 — 8 ч. 1 комментируемой статьи, либо в специальные учреждения, создаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

Административному задержанию физического лица предшествует доставление указанного лица в соответствии со ст. 27.2 КоАП. Административное задержание по смыслу ч. 1 комментируемой статьи может быть применено к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, т.е. к лицу, подозреваемому в совершении указанного правонарушения, а также на стадии исполнительного производства — к физическому лицу, вина которого в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.

3. Как правило, административное задержание осуществляется должностными лицами правоохранительных органов, в системе которых находятся войска. К ним относятся, в частности, ОВД, пограничные органы и пограничные войска. Вместе с тем не все должностные лица министерств, ведомств, в системе которых имеются войска, уполномочены производить административный арест в соответствии с комментируемой статьей. Таким правом не обладают должностные лица ФСЖВ (железнодорожных войск), МЧС (войск гражданской обороны). Наибольшими полномочиями по применению рассматриваемой меры пресечения наделены должностные лица системы МВД России: милиции, в том числе должностные лица ведомственной или вневедомственной охраны при ОВД, а также внутренних войск МВД России (п. 2 ч. 1 данной статьи).

Должностные лица ОВД (милиции) вправе осуществлять административное задержание при выявлении любых административных правонарушений, а также в случаях обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Исчерпывающий перечень указанных лиц определен ст. 28.3 КоАП.

Административное задержание, так же как и предшествующее ему доставление физического лица, не может быть применено к лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения, в случаях, когда административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа назначается (налагается) без составления протокола (см. п. 4 комментария к ст. 27.2).

4. При административном задержании наряду с протоколом об административном правонарушении, в совершении которого подозревается задержанный, составляется специальный протокол об административном задержании. Реквизиты указанных протоколов, как правило, совпадают (см. комментарий к ст. 27.4).

Задержанный вправе отказаться от подписания протокола; такая же возможность предусмотрена и для лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения при составлении соответствующего протокола.

5. О месте нахождения задержанного несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие, независимо от просьбы задержанного.

6. Применительно к полномочиям должностных лиц ОВД (милиции), установленным п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, см. п. 8 комментария к ст. 27.1 О должностных лицах системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. также п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 1 ч. 2 указанной статьи КоАП).

Перечень должностных лиц ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России, уполномоченных осуществлять административное задержание, утвержден Приказом МВД России от 21 августа 2002 г. N 803 (зарегистрирован в Минюсте России 29 августа 2002 г. N 3757).

Согласно приложению 2 к данному Приказу административное задержание в соответствии со ст. 27.3 КоАП осуществляют:

— на срок, не превышающий три часа:

сотрудники органов внутренних дел — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП рассматривают органы внутренних дел (милиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях;

начальники главных управлений и управлений МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальники главных управлений МВД России по федеральным округам, министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, начальники городских, районных управлений (отделов, отделений) внутренних дел, начальники дежурных частей (дежурных смен дежурных частей) указанных органов и подразделений, а также участковые уполномоченные органов внутренних дел Российской Федерации при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, — старший в месте расположения охраняемого объекта вневедомственной охраны при органах внутренних дел — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемому вневедомственной охраной при органах внутренних дел объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую вневедомственной охраной при органах внутренних дел зону;

офицеры органов управления, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск МВД России, а также дежурные по органам управления, соединениям, воинским частям, военным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, учреждениям и войсковым нарядам внутренних войск, коменданты, заместители комендантов, дежурные помощники комендантов внутренних войск, а при отсутствии вышеуказанных должностных лиц в местах несения боевой службы — начальники караулов и войсковых нарядов внутренних войск — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым внутренними войсками важным государственным объектам, сооружениям на коммуникациях, специальным грузам, складам, органам военного управления внутренними войсками, проникновением на охраняемые внутренними войсками территории (зоны), на которых постоянно или временно размещаются соединения, воинские части и подразделения, военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и учреждения внутренних войск, иные объекты, техника и имущество внутренних войск, либо с посягательством на указанные объекты или имущество;

сотрудники органов внутренних дел, обеспечивающие общественный порядок при проведении на Государственной границе Российской Федерации и в пограничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера, правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайной ситуации и введении режима чрезвычайного положения, а также сотрудники органов внутренних дел, выполняющие иные установленные законодательством Российской Федерации полномочия органов внутренних дел Российской Федерации, — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

— на срок не более сорока восьми часов: начальники главных управлений и управлений МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, их заместители; начальники главных управлений МВД России по федеральным округам, их заместители; министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, их заместители; начальники управлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, их заместители; начальники управлений (отделов, отделений) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, их заместители; начальники городских, районных управлений (отделов, отделений) внутренних дел, их заместители; начальники дежурных частей (дежурных смен дежурных частей), а также оперативные дежурные указанных органов и подразделений.

7. В соответствии с п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, а также согласно Приказу ГТК России от 1 апреля 2002 г. N 295 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и проводить административное расследование» (зарегистрирован в Минюсте России 24 июня 2002 г. N 3530) административное задержание осуществляется должностными лицами таможенных органов РФ, непосредственно обнаружившими административное правонарушение (нарушение таможенных правил).

8. Применительно к п. 7 ч. 1 комментируемой статьи о должностных лицах УИС, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 2 ч. 2 указанной статьи КоАП).

9. Административное задержание фактически осуществляют должностные лица органов административной юрисдикции, хотя и не указанные в ч. 1 комментируемой статьи, но к ведению которых отнесено доставление лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения в соответствии с ч. 1 ст. 27.2 КоАП.

Согласно Приказу Госкомрыболовства России от 27 декабря 2002 г. N 490 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в органах рыбоохраны Госкомрыболовства России» (зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2003 г. N 4118) доставление физического лица осуществляется должностными лицами Госкомрыболовства России, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (см. п. 2 комментария к ст. 28.3 в части комментария к п. 35 ч. 2 данной статьи КоАП). О доставлении и административном задержании, осуществляемом должностными лицами ведомственной охраны МПС России, см. п. 7 комментария к ст. 27.1. Таким образом, указанные должностные лица производят первичное процессуальное действие, осуществляемое при административном задержании (см. п. 3 комментария к ст. 27.2).

Оставление места ДТП статья 12.27 КоАП РФ

1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования —
(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

(часть третья введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Комментарии к статье 12.27 КоАП. Судебная практика.

Административные нарушения, предусмотренные данной статьёй, посягают на общественные отношения в области безопасности дорожного движения.

Вопросы квалификации комментируемых правонарушений разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006г. №18.

Одним из основных моментов в комментируемых нормах являются понятия и формулировки. Так, согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения грузы, либо причинён иной материальный ущерб.

В рассматриваемой нами статье 12.27 КоАП РФ, а именно ч. 1, предусмотрена обязанность водителя, в случае ДТП, выполнить требования Правил дорожного движения (п. 2.5; 2.6), а именно, немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 ПДД, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Предусмотрены и другие необходимые в случае ДТП действия. Невыполнение данных обязанностей водителем образует состав административного правонарушения, который, в соответствии с санкциями ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно –транспортного происшествия, участником которого он являлся, регулируется частью второй ст. 12.27 КоАП РФ, и предусматривает наказание водителя лишением права управления транспортным средством на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

При детальном разборе данной части статьи, следует обратить внимание на п. 2.6.1 Правил дорожного движения, которые предусматривают в каких случаях, при состоявшемся ДТП, можно оставить место ДТП: если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП, водители, причастные к нему не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место ДТП и:

  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе посредством фотосъёмки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношении друг к другу и объектами дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
  • оформить документы о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в ДТП участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним) гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об ОСАГО, вред причинён только транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств результате ДТП, не вызывают разногласий участников ДТП.

Теперь о главном: почему же на практике так много случаев привлечения водителей к административной ответственности за невыполнение п. 2 ст. 12.27 КоАП РФ?

Как показывает судебная практика, поведение водителей, оставивших в нарушение ПДД место ДТП, разделяется на две группы: — оставивших место ДТП умышленно, чтобы избежать юридической ответственности; и вторая группа, — оставивших место ДТП по различным другим причинам. В объяснениях виновных часто можно услышать такие причины, как: торопился по делам, не слышал и не ощущал столкновения из-за громкой музыки, ребёнок в машине шалил и ничего не почувствовала и т. д. Таких примеров и вариантов очень много. Однако, в судебном заседании, где будет рассматриваться данное правонарушение, — эти объяснения не оправдывают поведение водителя и с большой долей вероятности, что судья вынесет обвинительный акт с административным наказанием предусмотренным санкцией данной статьи.

Очень часто водители, оставившие место ДТП, оправдывают своё поведение тем, что повреждения у транспортных средств были незначительные, поэтому не посчитал нужным действовать в соответствии с Правилами дорожного движения. Часто юристы, ведущие дела подобного рода стоят защиту на основании ст. 2.9 КоАП РФ, которая предусматривает возможность освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Как вариант защиты он возможен, но судебная практика убедительно доказывает, что прекращение производства по делу об административном правонарушении на основании ст. 2.9 КоАП РФ, случается крайне редко. При определении малозначительности, законодательством оговаривается, что данное событие, обладает всеми признаками правонарушения, то есть имеет состав правонарушения. Рассчитывать на то, что судья будет в день суда лоялен или в хорошем расположении духа и прекратит производство за малозначительностью – не верно, судебная практика это подтверждает.

Есть ещё одна возможность прекращения производства по данному правонарушению, на основании статьи 2.7 КоАП РФ, как крайняя необходимость. Данные случаи единичны, так как по определению, не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред.

Законодательством предусмотрены обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении, (ст. 24.5 КоАП РФ). При Наличии одного из перечисленных в указанной статье Кодекса обстоятельств, производство по делу об административном производстве не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Из вышесказанного, а также основываясь на обширной судебной практике, настоятельно рекомендую водителям, попавшим в дорожно-транспортное происшествие, строго исполнять п. 2.5 Правил дорожного движения, чтобы избежать очень неприятного для каждого уважающего себя водителя – лишения права управления транспортным средством.