Статья 149 подпункт 14

Применение льготы по пп. 26 п. 2 ст. 149 нк рф в рамках договоров включающих отдельные элементы лицензионных договоров

Обществом во 2 квартале 2013 года был заключен договор поставки для нужд бюджетного учреждения. Предметом данного договора являлась комплексная учебная система для развития и отработки навыков эндоскопической лапароскопии, ЭНСИМ-Л.01. В разделе «цена договора и порядок расчетов» указано, что цена настоящего договора включает сумму НДС.

Однако в спецификации к договору поставки указано: наименование оборудования, место поставки, страна происхождения, ед. измерения в шт., количество, цена в руб., сумма руб. Сумма НДС не выделена.

Учитывая, что комплексная учебная система для развития и отработки навыков эндоскопической лапароскопии, ЭНСИМ-Л.01 включает в себя неотъемлемую часть, без которой невозможно ее использование, а именно программный комплекс для комплексной учебной системы для развития и отработки навыков эндоскопической лапароскопии, ЭНСИМ-Л.01. Общество для заключения контракта в адрес заказчика была направлена спецификация с выделением в наименовании оборудования, сопутствующих услуг в виде: 1. Комплексная учебная система для развития и отработки навыков эндоскопической лапароскопии, ЭНСИМ-Л.01. с указанием цены и выделением суммы НДС по ставке 18%, и 1.1 Программный комплекс для комплексной учебной системы для развития и отработки навыков эндоскопической лапароскопии, ЭНСИМ-Л.01 с указанием цены без НДС.

Однако, заказчиком данная спецификация не была принята с учетом требований ст. 41.12 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 №94-ФЗ, в связи с чем Общество было вынуждено указать в спецификации наименование товара без выделения сопутствующего оборудования.

В связи с тем, что реализация программного комплекса для комплексной учебной системы для развития и отработки навыков эндоскопической лапароскопии, ЭНСИМ-Л.01 в соответствии с п.п.26 п.2 ст. 149 НК РФ подпадает под операции, не подлежащие налогообложению, НДС со стоимости программного комплекса не исчислялся.

На основании вышеизложенного, прошу дать разъяснения о правомерности применения льготы в соответствии с п.п.26 п.2 ст. 149 НК РФ при наличии счет-фактуры выставленной в адрес заказчика (покупателя) с одним наименованием товара «комплексная учебная система для развития и отработки навыков эндоскопической лапароскопии, ЭНСИМ-Л.01» и указанием суммы НДС только в части товара облагаемого по ставке 18%, товарной накладной с указанием наименования товара и сопутствующего оборудования.

Ответы юристов (3)

Честно говоря я считаю что здесь Вами идет подмена одного понятия другим: право на использование результата интеллектуальной деятельности это одно, а реализация товара, использование которого без соответствующего программного обеспечения невозможно, это совсем другое. Таким образом программа является составной частью именно частью товара «комплексная учебная система для развития и отработки навыков эндоскопической лапароскопии, ЭНСИМ-Л.01» и не может рассматриваться отдельно.

Подтверждает это Письмо Минфина РФ от 01.04.2008 N 03-07-15/44
где прямо сказано


передача прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на
основании лицензионных (сублицензионных) договоров независимо от государственной регистрации исключительных прав на такие программы и базы.

Указанные операции освобождаются от налогообложения независимо от способа передачи программ для ЭВМ и баз данных. Поэтому если при передаче указанных прав предоставляются материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, а также документация, технические средства защиты и другие принадлежности в упаковочной таре, необходимые для эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности, передача таких материальных носителей и принадлежностей освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, что их стоимость учтена в стоимости прав, передаваемых по лицензионным (сублицензионным) договорам. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками, в том числе материальных носителей, документации, технических средств защиты и других принадлежностей, использованных при осуществлении операций по передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, не подлежащих налогообложению, согласно пп. 1 п. 2 ст. 170 Кодекса учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) и к вычету не принимаются.

Поэтому я считаю действия заказчика обоснованными

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте!

В соответствии с п. 1 ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных
микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование
указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

В соответствии с разъяснениями Минфина России (Письма от 02.06.2008 N 03-07-08/134, от 07.10.2010 N 03-07-07/66) услуги по обновлению программы, передачу права по смешанным договорам следует облагать НДС в общеустановленном порядке по ставке 18% согласно п. 3 ст. 164
НК РФ.

Учитывая, что разработанный программный комплекс учебной системы можно
расценить в конкретизированной спецификации не как передачу исключительных прав на саму систему, думаю, что данную позицию в контракте не следует выделять отдельно, а указывать как сопутствующее оборудование. Думаю, в этом и логика заказчика.

Ключевой момент Вашей ситуации заключается в том, что реализация комплексной учебной системы ЭНСИМ-Л.01 вместе с неотъемлемым программным продуктом осуществляется Обществом в адрес бюджетного учреждени на основании договора поставки.

Подпунктом 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ исключительных прав, в частности, на программы для электронных вычислительных машин, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Таким образом, обязательным условием для применения льготы по НДС, закрепленной в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ является наличие лицензионного договора, составленного в письменной форме (п. 2 ст. 1235 ГК РФ).
Ввиду того, что реализация учебной системы ЭНСИМ-Л.01 и ее неотъемлемого программного продукта осуществляется по договору поставки, то сумма НДС должна исчисляться и со стоимости учебной системы, и со стоимости программного продукта.

Правомерность моих выводов подтверждают разъяснения контролирующих органов (Письмо Минфина России от 12.01.2009 N 03-07-05/01, Письмо ФНС России от 15.07.2009 N 3-1-10/[email protected], Письмо УФНС России по г. Москве от 30.03.2012 N 16-15/27670, Письмо Минфина России от 21.02.2008 N 03-07-08/36).

В связи с многочисленностью разъяснений контролирующих органов и отсутствия сложившейся судебной практики по данному вопросу, если Общество применит льготу по пп.26 п.2 ст.149 НК РФ и не исчислит НДС со стоимости программного продукта, то это приведет к значительным рискам предъявления претензий со стороны налоговых органов в ходе налоговой проверки.

— начислять НДС на всю стоимость по договору;

— в счет-фактуре не выделять отдельной строкой программынй продукт.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

1. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

Реализация услуг, указанных в настоящем пункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2001 г. N 179-ФЗ в пункт 2 статьи 149 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость, распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г

2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

абзацы второй — третий исключены;

Информация об изменениях:

важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;

протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся:

услуги медицинских учреждений, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

услуги медицинских организаций по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;

услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными учреждениями;

услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

услуги патолого-анатомических бюро;

услуги медицинских учреждений, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;

услуги по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий;

3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

5) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым.

Положения настоящего подпункта применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования;

6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

7) услуг по перевозке пассажиров:

городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров, в том числе по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

8) ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);

9) почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению Правительства Российской Федерации и (или) законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 г. До 1 января 2004 г. освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду)

10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;

11) монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств.

К коллекционным монетам из драгоценных металлов относятся:

монеты из драгоценных металлов, являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств), отчеканенные по технологии, обеспечивающей получение зеркальной поверхности;

монеты из драгоценных металлов, не являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств);

12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы);

13) услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;

14) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса;

Информация об изменениях:

Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ подпункт 15 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса в части освобождения от налогообложения ремонтно-реставрационных работ, выполняемых на памятниках истории и культуры, вводится в действие с 1 января 2002 г.

15) ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, а также культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ);

16) работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов), в том числе:

работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры;

работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Указанные в настоящем подпункте операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления;

17) услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами);

19) товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

Реализация товаров (работ, услуг), указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:

контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;

удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);

выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).

В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров (работ, услуг);

20) оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуг по распространению билетов, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;

реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

К учреждениям культуры и искусства в целях настоящей главы относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;

21) работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

22) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

23) работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы (услуги).

3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ положения подпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК до 1 января 2002 г. распространяются на организации, использующие труд инвалидов (по перечню, утверждаемому Правительством РФ), при соблюдении ими условий, предусмотренных абзацами первым и третьим настоящего подпункта

2) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором настоящего подпункта общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;

учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором настоящего подпункта общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психо-неврологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;

3) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:

привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;

осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выдача банковских гарантий, а также осуществление банками следующих операций:

выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент — банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

4) операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

5) осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;

6) реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

В целях настоящей статьи операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховая организация получает:

страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);

проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;

страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;

средства, полученные страховщиком в порядке суброгации, от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю;

8) проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса;

9) реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам, а также драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков);

10) реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности;

11) внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

12) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров;

13) реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий;

14) оказание услуг членами коллегий адвокатов;

15) оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме;

16) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;

Информация об изменениях:

18) реализация путевок (курсовок), форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, расположенные на территории Российской Федерации;

19) проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров;

20) реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы;

Информация об изменениях:

4. В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

5. Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

6. Перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Типичные вопросы по НДС, возникающие при реализации товаров, льготируемых по ст. 149 НК РФ

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) и соответствующие понятию «льготы», перечислены в ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Как следует из п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33, при применении норм ст. 149 НК РФ необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст. 56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

В связи с этим действие п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ распространяется на те из перечисленных в ст. 149 НК РФ оснований освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Например:

— пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении столовых образовательных и медицинских организаций;

— пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ — в отношении религиозных организаций;

— пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ — в отношении общественных организаций инвалидов;

— пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ — в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.

Таким образом, со ссылкой на положения п. 6 ст. 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (Письмо ФНС России от 22 декабря 2016 г. N ЕД-4-15/24737, п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).

Помимо льгот есть операции, по которым НДС не начисляется, но при этом льготами они не являются. Обобщенно их можно объединить в две группы:

1. Операции, освобожденные от обложения НДС для всех организаций независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности. Например, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) реализация следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ):

— важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий (при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие);

— протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

— технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

— очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения);

2) реализация лома и отходов черных и цветных металлов (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ);

3) реализация макулатуры (пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ);

4) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ);

5) передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

2. Вторая группа операций — это те операции, которые не признаются объектом обложения НДС. Например:

— операции, указанные в п. 2 ст. 146 НК РФ. Например, продажа земельных участков и передача имущества в качестве вклада в уставный капитал другой организации (пп. 4 п. 3 ст. 39, пп. 1, 6 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо ФНС России от 6 декабря 2013 г. N ГД-4-3/[email protected]);

— операции по реализации товаров, работ и услуг, местом реализации которых не является Россия (пп. 1 п. 1 ст. 146, ст. ст. 147, 148 НК РФ). Например, оказание консультационных услуг российской организацией иностранному заказчику (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Важно отметить, что от освобождения по тем операциям, которые перечислены в п. 3 ст. 149Налогового кодекса РФ, организация имеет право отказаться. Хотя в случае отказа от освобождения по таким операциям нужно будет начислять НДС, это позволит организации принимать к вычету «входной» НДС со стоимости товаров, работ и услуг, использованных для этих операций, а также отказаться от ведения раздельного учета «входного» НДС, установленного п. 4 ст. 149 НК РФ.

Для отказа от льготы в налоговую инспекцию подается заявление в произвольной форме с указанием перечня операций, по которым организация решила отказаться от освобождения от обложения НДС, и периода освобождения.

Соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета подается в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такие отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года (п. 5 ст. 149 НК РФ, Письма Минфина России от 12 ноября 2015 г. N 03-07-14/65155, ФНС России от 17 июля 2015 г. N СА-4-7/[email protected], от 26 августа 2010 г. N ШС-37-3/10064).

В случае если организация осуществляет как операции, подлежащие обложению НДС, так и не подлежащие налогообложению (освобожденные), она обязана вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ). О раздельном учете операций мы расскажем в следующем разделе данного издания.

А сейчас рассмотрим официальные разъяснения контролирующих органов и судебную практику по типичным вопросам, связанным с применением ст. 149 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Данная норма применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются указанные нормы, определяется МИД России совместно с Минфином России. Перечень утвержден Приказом МИД России и Минфина России от 8 мая 2007 г. N 6498/40н.

Указанным Перечнем предусмотрены в том числе граждане и организации Германии, которым разрешена аренда служебных (офисных) и жилых помещений без ограничений (Письмо Минфина России от 13 июля 2016 г. N 03-07-08/40980).

Для получения права на освобождение от обложения НДС часто необходимо представление пакета документов (п. 6 ст. 88 НК РФ, Письма ФНС России от 30 октября 2014 г. N ГД-4-3/[email protected], Минфина России от 17 сентября 2014 г. N 03-07-15/46516).

Так, документальным подтверждением права на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по аренде помещений, предоставляемых иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ, является свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 26 декабря 2014 г. N ММВ-7-14/[email protected]

Учитывая изложенное, в отношении услуг по аренде помещений, предоставляемых иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не имеющим свидетельств по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26 декабря 2014 г. N ММВ-7-14/[email protected], освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость не предоставляется и такие услуги подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 9 октября 2015 г. N 03-07-08/57836).

На основании пп. 3 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты.

Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании определяется в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 15 Закона N 442-ФЗ орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания, принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.

Кроме того, согласно пп. 14.1 п. 2 данной статьи Налогового кодекса РФ освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Таким образом, операции по реализации социальных услуг гражданам пожилого возраста освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость при выполнении условий, предусмотренных пп. 3 и 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Учитывая изложенное, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена в том числе органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление предусмотренных Законом N 442-ФЗ полномочий в сфере социального обслуживания (Письмо Минфина России от 23 января 2017 г. N 03-07-07/2817).

При этом обращаем внимание, что одним из условий, предусмотренных пп. 14.1 п. 2 ст. 149НК РФ, является предоставление социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании. Поэтому, если размер платы за предоставление социальных услуг превышает максимальный размер платы за предоставление социальных услуг, предусмотренный в ст. 32 Закона N 442-ФЗ, то в отношении таких услуг указанная норма пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ не применяется (ПисьмоМинфина России от 26 ноября 2015 г. N 03-07-11/68712).

Освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и операции по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных столовой медицинского либо образовательного учреждения, независимо от того, кому (лицам, получающим медицинские услуги, или иным лицам) в этом учреждении реализуются данные продукты питания (Письмо Минфина России от 16 декабря 2015 г. N 03-07-07/73871). Главным условием для применения указанной льготы является реализация продуктов питания непосредственно в учреждении.

В случае же, если стоимость питания (продуктов питания, передаваемых детям) включается в общую стоимость услуг по присмотру и уходу за детьми, оказываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, налог на добавленную стоимость в отношении таких продуктов питания не исчисляется (Письмо Минфина России от 18 февраля 2016 г. N 03-07-11/9141).

Множество возникающих вопросов касается транспортных услуг, освобожденных от обложения НДС по ст. 149 НК РФ.

Так, согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). При этом к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Таким образом, при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, применяется указанное выше освобождение от обложения налогом (Письма ФНС России от 8 ноября 2016 г. N СД-4-3/[email protected], Минфина России от 2 февраля 2017 г. N 03-07-11/5399).

В случае несоблюдения условия единого тарифа и предоставления льгот при проезде оказываемые услуги услугами по перевозкам пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость на основании п. 2 ст. 149 НК РФ, не признаются (Письмо Минфина России от 6 апреля 2016 г. N 03-07-11/19523).

Услуги по предоставлению в пользование общего имущества многоквартирного дома для размещения рекламной конструкции не являются услугами по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, поэтому данные услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 6 ноября 2014 г. N 03-03-06/1/55935).

По вопросу освобождения услуг, оказываемых организатором торговли, от НДС Минфин России сообщает следующее (Письмо от 20 марта 2017 г. N 03-07-07/15899).

Согласно пп. 12.2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации и разделу 9Перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 761, услуги организатора торговли, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются организатором торговли в рамках лицензируемой деятельности, в том числе услуги по предоставлению информации, имеющейся у организатора торговли в связи с осуществлением деятельности организатора торговли, и услуги по предоставлению клиентам организатора торговли программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках, освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, суммы вознаграждения, получаемые биржей за оказание услуг по предоставлению биржевой информации и технического доступа к информационным системам биржи, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

При этом услугу по взаимодействию с органами государственной власти по вопросам, связанным с реализацией сделки по отчуждению акций, возможно отнести к услугам брокера, непосредственно связанным с услугами, которые оказываются брокером в рамках лицензируемой деятельности, только если такое взаимодействие необходимо для реализации условий договора. Услуги по совершению иных действий, необходимых для надлежащего исполнения договора, могут быть отнесены к услугам, определенным в Перечне, только если они связаны с брокерской деятельностью или с организацией размещения (предложения) ценных бумаг (Письма Минфина России от 2 декабря 2016 г. N 03-07-07/71809, от 25 ноября 2016 г. N 03-07-11/69571, от 26 февраля 2015 г. N 03-07-05/9560).

По вопросу обложения НДС услуг по ремонту и техническому обслуживанию товаров в период гарантийного срока их эксплуатации Минфин подчеркивает, что для освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость особенно важно фактическое оказание услуг по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию товаров без взимания с покупателя этих товаров дополнительной платы за оказанные услуги (Письма Минфина России от 13 марта 2017 г. N 03-07-07/13896, от 5 декабря 2016 г. N 03-07-07/72137).

Услуги по гарантийному ремонту товаров, оказываемые организацией, заключившей договоры с заводом — изготовителем данных товаров, также освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость при условии фактического выполнения данных услуг в период гарантийного срока эксплуатации данных товаров.

Что касается определения налоговой базы в отношении указанных услуг, то при оказании услуг, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ, налог на добавленную стоимость не исчисляется и, соответственно, налоговая база по налогу не определяется (Письма Минфина России от 17 ноября 2016 г. N 03-07-07/67413, от 18 февраля 2016 г. N 03-07-08/9134).

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, в том числе услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства. При этом в целях данного подпункта к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

В случае если при проведении поименованными организациями театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха реализация входных билетов, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, не осуществляется, то оснований для применения вышеуказанного освобождения от налога на добавленную стоимость не имеется (Письмо Минфина России от 1 декабря 2016 г. N 03-07-07/71134, от 14 апреля 2016 г. N 03-07-07/21600, от 19 февраля 2016 г. N 03-07-07/9552).

Подтверждением принадлежности организации к учреждению культуры и искусства может являться присвоение организации соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 от 31 января 2014 г. N 14-ст.

Таким образом, услуги по сдаче в аренду сценических и концертных площадок организациям, в учредительных документах которых согласно коду ОКВЭД деятельность в сфере культуры и искусства является основной, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (Письмо Минфина России от 28 февраля 2017 г. N 03-07-07/11141).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 НК РФ.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации таких услуг является территория Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 174.2 Налогового кодекса РФ к оказанию услуг в электронной форме относятся, в частности, услуги по предоставлению баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним.

В то же время в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Таким образом, услуги по предоставлению иностранной компанией прав на использование баз данных через сеть Интернет на основании лицензионного соглашения освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (Письмо Минфина России от 30 марта 2017 г. N 03-07-08/18533). Если услуги по предоставлению прав на программное обеспечение для электронно-вычислительных машин предоставляются в электронной (или неэлектронной) форме, они также освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, поскольку положения пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ применяются независимо от способа передачи прав на такое программное обеспечение (Письма Минфина России от 23 марта 2017 г. N 03-07-08/16910, от 16 марта 2017 г. N 03-07-11/15062).

Рассмотрим еще один интересный вопрос — какую ставку НДС указывать в графе 8 счета-фактуры в случае его составления по товарам, не подлежащим налогообложению в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ, — без НДС или 0%?

Минфин России в Письме от 15 февраля 2017 г. N 03-07-09/8423 сообщает следующее.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщики имеют право не составлять счета-фактуры в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

В то же время запрета на составление счетов-фактур при осуществлении указанных операций нормами ст. 169 НК РФ не предусмотрено. В связи с этим составление счетов-фактур с отметкой «Без налога (НДС)» при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 НК РФ, нормам Кодекса не противоречит.

В то же время указание по приведенным операциям ставки 0% будет являться ошибочным.

Обратите внимание, независимо от того, какие операции из перечисленных в ст. 149 Налогового кодекса РФ совершает организация, они отражаются в разделе 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/[email protected] (Письмо ФНС России от 20 февраля 2017 г. N СД-4-3/[email protected]).

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой Елены

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все о счетах-фактурах» автора Сушонковой Елены

Подписывайтесь на нас:

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс