Статья 212 фз статья 58

ст 58 4 Закона о страховых взносах ( 212 ФЗ ) РФ

1. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — участник свободной экономической зоны), в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника свободной экономической зоны начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус, применяются следующие тарифы страховых взносов:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

2. Для плательщиков страховых взносов, утративших статус участника свободной экономической зоны, тарифы страховых взносов, указанные в части 1 настоящей статьи, не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором утрачен статус участника свободной экономической зоны.

3. Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в отношении плательщиков страховых взносов — участников свободной экономической зоны компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с установленными частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона тарифами, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате ими в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Тарифы страховых взносов, указанные в части 1 настоящей статьи, применяются в отношении участников свободной экономической зоны, получивших такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей свободной экономической зоны.

Статья 58. Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 — 2019 гг.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 октября 2010 г. N 272-ФЗ статья 58 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 58. Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 — 2019 годов

О плательщиках страховых взносов, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов, см. информационное сообщение ФСС РФ от 3 февраля 2011 г. и информационное сообщение ПФР от 24 марта 2011 г., письмо Минздравсоцразвития России от 14 апреля 2011 г. N 1335-19

1. В течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 58 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Информацию о соответствии и несоответствии сельскохозяйственных товаропроизводителей критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы предоставляют в органы контроля за уплатой страховых взносов в электронной форме в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Пенсионным фондом Российской Федерации, а также соглашением об информационном обмене, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Фондом социального страхования Российской Федерации;

2) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;

3) для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, — в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

4) для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и передается в орган контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

5) для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

6) для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

О применении пониженного тарифа организациями, осуществляющими деятельность в сфере информационных технологий см. информационное сообщение ПФР от 24 марта 2011 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ часть 1 статьи 58 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2011 г.

7) для плательщиков страховых взносов — российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

а) деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;

б) издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

О применении пониженного тарифа организациями, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации см. информационное сообщение ПФР от 24 марта 2011 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 432-ФЗ часть 1 статьи 58 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2011 г.

8) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:

а) производство пищевых продуктов;

б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;

в) текстильное и швейное производство;

г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;

д) обработка древесины и производство изделий из дерева;

е) химическое производство;

ж) производство резиновых и пластмассовых изделий;

з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;

и) производство готовых металлических изделий;

к) производство машин и оборудования;

л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

м) производство транспортных средств и оборудования;

н) производство мебели;

о) производство спортивных товаров;

п) производство игр и игрушек;

р) научные исследования и разработки;

т) здравоохранение и предоставление социальных услуг;

у) деятельность спортивных объектов;

ф) прочая деятельность в области спорта;

х) обработка вторичного сырья;

ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;

щ) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;

ы) предоставление персональных услуг;

э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;

ю) производство музыкальных инструментов;

я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки;

я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;

я.2) управление недвижимым имуществом;

я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;

я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);

я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;

я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;

я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей части.

О применении пониженного тарифа организациями, применяющих упрощенную систему налогообложения см. информационное сообщение ПФР от 24 марта 2011 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ статья 58 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

1.1. Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ статья 29 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.2, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

1.2. Порядок подтверждения полномочий российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 настоящей статьи, по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), а также ведения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти реестра указанных организаций и индивидуальных предпринимателей и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов определяется Правительством Российской Федерации. Указанный реестр передается в органы контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ статья 29 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.3, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

1.3. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода вид экономической деятельности российской организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 7 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному виду экономической деятельности или если эти организация или индивидуальный предприниматель исключены из реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, указанного в части 1.2 настоящей статьи, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять установленные частью 3.1 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала периода, в котором допущено такое несоответствие или произошло исключение из этого реестра, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке с взысканием с российских организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 432-ФЗ статья 58 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.4, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

1.4. Соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частью 3.2 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в установленном порядке с взысканием с организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней.

2. В течение 2011 — 2014 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1 — 3 части 1 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов:

Право на льготу в ПФР по п.8 ст.58 212-ФЗ от 24.07.2009 г

Я партнер ЗАО «ПФ «СКБ Контур» и занимаюсь продажами продуктов этой компании. Также я оказываю консультационные услуги клиентам по работе с продуктами этой компании и услуги по установке и настройке некоторых из них. С этого года у меня появились «наемники» и необходимость платить за них перечисления в фонды. Я подал заявку в ПФР о присвоении мне льготы по п.8 ст.58 212-ФЗ от 24.07.2009 г., основанием для этого я приложил документы: я ИП, я на УСН, у меня основной ОКВЭД 72.20; я оказываю услуги по агентскому договору Контуру и консультационные услуги клиентам контура, есть прочие доходы, но они не превышают 20 % от общего дохода. ПФР отказал в праве на льготу со ссылкой что я оказываю выездные работы (так прописано в моих актах выездных работ)ну и соответственно выплаты от контура прописаны в акте как агентское вознаграждение. На мое возмущение по вопросам формулировки в актах и предложение заменить в актах текст на «консультирование» они ответили что так нельзя. Более того они перезвонили в главный ПФР и уточнили мою ситуацию у них, там им пояснили что есть письмо ПФР где прописано что льгота в моей ситуации применяется только в случае если численность сотрудников в организации от 7 человек. Вопрос, законен ли их отказ т.к. в законе таких ограничений я не нашел?

Ответы юристов (3)

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода (2011 — 2019 гг.) применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов — организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
При этом согласно ч. 5 данной статьи указанные плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные ч. 3 данной статьи, при выполнении ими условий, установленных ч. 2.1 и 2.2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ.
В свою очередь, норма ч. 2.1 ст. 57 Закона N 212-ФЗ одним из таких условий признает следующее: средняя численность работников составляет не менее 7 человек.

Вместе с тем на основании пп. «я.7» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом деятельности которых является, в частности, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, применяются пониженные тарифы страховых взносов. При этом согласно ч. 1.4 данной статьи соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Таким образом, требование о численности работников не менее 7 человек не применяется, если речь идет о применении пониженных ставок на основании пп. я7) п.8 ст.58 212-ФЗ.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте, Александр Александрович!

Действительно существует такое письмо.

Согласно п.2 ФСС РФ от 21.01.2014 N 17-03-11/08-672
Федеральным законом от 28.12.2013 N 428-ФЗ «О внесении изменений в статью 57 Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования“ внесены изменения в статью 57, уточняющие условия применения IT-компаниями пониженных тарифов страховых взносов.В целях применения IT-компаниями пониженных тарифов страховых взносов снижен порог средней численности работников для действующих организаций (среднесписочной — для вновь созданных). Теперь он составляет не менее семи человек (пункт 3 части 2.1, пункт 3 части 2.2 статьи 57 Закона N 212-ФЗ).

Согласно п.2.1 212-ФЗ Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, и вновь созданных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий), применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные пунктом 4 части 2 настоящей статьи, при выполнении ими следующих условий:1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 настоящей статьи, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период; 3) средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 настоящей статьи, составляет не менее 7 человек.(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 28.12.2013 N 428-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)(часть 2.1 введена Федеральным законом от 16.10.2010 N 272-ФЗ) 2.2. Вновь созданные организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные пунктом 4 части 2 настоящей статьи, при выполнении ими следующих условий: 1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период; 3) среднесписочная численность работников за отчетный (расчетный) период составляет не менее 7 человек.

Что касается формулировки «агентское вознаграждение». Суды на практике доход в виде агентского вознаграждения не признают доходом по виду деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий. (Постановление ФАС Поволжского округа от 12.12.2013 по делу N А12-6652/2013; Постановление ФАС Поволжского округа от 05.12.2013 по делу N А12-6650/2013).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Льготные тарифы страховых взносов

Льготные тарифы страховых взносов

Порядок расчета фиксированных взносов закреплен в статье 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ). Перечисляются они в полном объеме, снижение размера таких взносов законодательством не предусмотрено.

А вот при уплате страховых взносов за своих работников организации и предприниматели могут применять пониженные тарифы. Кому разрешено платить взносы по льготным ставкам и каковы условия применения этих льгот, расскажет статья.

Организация (предприниматель) применяет УСН

«Упрощенцы» могут применять пониженный тариф страховых взносов в зависимости от вида деятельности, который они ведут.

Те из них, которые заняты в производственной и социальной сферах и перечислены в подпункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, платят страховые взносы только в Пенсионный фонд РФ по ставке 20%. В Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы не уплачиваются (п. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Если у «упрощенца»-льготника сумма выплат в пользу работника, рассчитанная нарастающим итогом с начала года, превысит предельную величину дохода (в 2015 году – 711 000 руб.), на сумму такого превышения страховые взносы не начисляются.

В 2016 году предельная сумма, свыше которой взносы в ПФР не начисляются, будет составлять 796 000 рублей.

К категории льготников относятся, в частности, компании:

  • производящие пищевые продукты, текстиль, обувь, мебель, транспортные средства и оборудование;
  • осуществляющие научные исследования и разработки;
  • занимающиеся ремонтом бытовых изделий и автотранспортных средств;
  • ведущие деятельность в области образования, здравоохранения, строительства, предоставления социальных услуг, транспорта и связи;
  • торгующие в розницу фармацевтическими, медицинскими товарами и ортопедическими изделиями.

Такая деятельность должна являться основной, то есть доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг должна составлять не менее 70% от общего объема доходов. Величину доходов определяют по правилам статьи 346.15 Налогового кодекса.

Если доход «упрощенца» от льготируемого вида деятельности составит менее 70%, придется перейти на уплату взносов по общему тарифу.

Подтвердить льготу «упрощенцы» могут следующими документами:

  • заявлением о переходе на УСН (форма 26.2-1);
  • копией налоговой декларации по УСН с отметкой налоговой инспекции о принятии:
  • копией книги учета доходов и расходов;
  • расшифровкой доходов по видам доходов (справка организации, справка-подтверждение основного вида экономической деятельности).

Для отражения сведений, дающих право на льготный тариф, в разделе 1 расчета по форме РСВ-1 ПФР предусмотрена таблица 3.5 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ».

Для видов экономической деятельности, которые закреплены в законе о страховых взносах в качестве «льготных», в пункте 26 постановления Правления ПФ РФ от 16 января 2014 г. № 2п указаны соответствующие этим видам деятельности коды по классификатору ОКВЭД.

До 1 января 2017 года для правильности определения кода ОКВЭД надо применять классификатор ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденный постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 года № 454-ст. Начиная с 1 января 2017 года – классификатор ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст.

Для получения льготы только один из видов деятельности может быть для «упрощенца» основным. Суммирование доходов от разных видов деятельности, то есть, относящихся к разным классам ОКВЭД, законодательством не предусмотрена (письма Минтруда России от 29 сентября 2015 г. № 17-4/10/ООГ-1357, от 18 сентября 2014 г. № 17-4/В-442).

Например, льготируемые виды деятельности «упрощенца» относятся к разным классам ОКВЭД, но доходы ни по одному из них в отдельности не превышают 70% от общей суммы доходов. В этом случае применять пониженные тарифы взносов нельзя.

А вот если виды деятельности относятся к одному классу ОКВЭД, «упрощенец» может суммировать полученные доходы. И если окажется, что в совокупности доходы от видов деятельности, объединенных в один класс по ОКВЭД, превышают 70%-ный барьер, компания вправе применять пониженный тариф (письмо Минтруда России от 3 апреля 2013 г. № 17-4/551).

Когда право на льготный тариф утрачивается

«Упрощенец» теряет право на применение пониженных тарифов, если по итогам отчетного периода основной вид его экономической деятельности не будет соответствовать первоначально заявленному.

В этом случае придется пересчитать взносы по общеустановленному тарифу (в совокупности — 30%) с начала того квартала, в котором допущено данное несоответствие (п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Восстановленную сумму страховых взносов перечисляют в бюджет. При этом пени платить не нужно.

Связано это с тем, что в данном случае восстановленная сумма страховых взносов не является доплатой в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок. Ведь за предыдущие периоды пониженный тариф был применен правомерно. Значит, оснований для начисления пеней нет. Об этом напомнил Минтруд России в письме от 5 июля 2013 года № 17-3/1084.

Если плательщик УСН применял льготный тариф страховых взносов, но утратил право на УСН, он обязан пересчитать взносы по общим тарифам и осуществить доплату. Пени при этом не начисляются (письмо Минтруда России от 21 апреля 2015 г. № 17-4/В-595).

Страховые взносы пересчитываются с начала того квартала, в котором допущено нарушение условий по применению УСН (например, доходы фирмы превысили 60 миллионов рублей с учетом коэффициента-дефлятора).

Сумма перерасчета взносов в данном случае также не является доплатой в связи с неполной их уплатой в установленный срок. Поскольку организация в периоде, в котором произошло выявленное нарушение, правомерно перечисляла страховые платежи по пониженному тарифу, соответствуя условиям применения УСН. Поэтому пени при перерасчете взносов не уплачиваются.

Организация (предприниматель) платит ЕНВД

К категории «вмененщиков», которые могут платить взносы за работников по пониженным тарифам, относятся только компании и предприниматели, ведущие фармацевтическую деятельность (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Соответственно, если у вас есть лицензия на фармдеятельность, вы вправе применять пониженные ставки по взносам. Но только в отношении выплат тем работникам, которые имеют право заниматься фармацевтической деятельностью.

Перечень таких лиц указан в статье 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. Например, это фармацевты и провизоры. С выплат в их пользу следует перечислять взносы по ставке 20% только в Пенсионный фонд. А вот в отношении работников, которые фармдеятельностью заниматься не могут, например, грузчики или уборщицы, следует применять общий тариф.

Причем недостаточно, чтобы работник просто имел сертификат на право осуществления фармацевтической деятельности. Он должен быть именно задействован в ней. Только тогда взносы с его вознаграждения можно платить по пониженному тарифу (письмо Минтруда России от 23 августа 2012 г. № 17-3/240).

Льготный тариф при совмещении УСН и ЕНВД

Если организация (предприниматель) по одному из видов бизнеса применяет УСН и ведет деятельность из льготного «упрощенного» перечня (п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ), а по другому виду деятельности применяет ЕНВД, то она может платить взносы за работников по пониженному тарифу. Но при условии, что бизнес на «упрощенке» является для нее основным, то есть, доля доходов от реализации составляет не менее 70% от общего объема доходов.

В этом случае льготный тариф взносов можно применять к выплатам в отношении всех сотрудников. И тех, кто занят в «упрощенной» деятельности, и тех, кто задействован в бизнесе на ЕНВД (письмо Минздравсоцразвития России от 18 июля 2012 г. № 1844-17).

Еще один вариант совмещения.

Коммерсант ведет бизнес, который поименован в льготном перечне для «упрощенцев», но применяет по нему ЕНВД. А по другой, не льготной деятельности он применяет УСН. В такой ситуации он может применять пониженный тариф по взносам, если бизнес из льготного «упрощенного» перечня является для него основным. Даже несмотря на то, что по нему он уплачивает ЕНВД, а УСН применяет по другому виду деятельности. Тут важен сам факт применения упрощенной системы (письма Минздравсоцразвития России от 14 июня 2011 г. № 2011-19, ФСС РФ от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893).

А вот если организация (предприниматель) занимается льготной «упрощенной» деятельностью, но применяет в отношении нее ЕНВД, и другой деятельности у нее нет, то платить взносы за работников она должна по общим тарифам. Поскольку «упрощенку» компания вообще не применяет, права на пониженный тариф по взносам у нее нет.

Добавим, что для применения пониженных страховых тарифов страхователи обязательно должны производить выплаты и иные вознаграждения физлицам, а попросту говоря, иметь наемных работников.

Новые тарифы страховых взносов

Грищенко А. В.,
главный редактор журнала
«Некоммерческие организации в России»

3 декабря 2011 г. принят Федеральный закон № 379-ФЗ (далее – Закон № 379-ФЗ), вносящий изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В Законе № 379-ФЗ пересмотрены тарифы страховых взносов. Закон № 379-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 г.

В 2012–2013 гг. тариф страховых взносов понижен с 34 до 30%. Он будет применяться к выплатам, начисленным в пользу работника, которые не превышают 512 тыс. руб. (2012 г.) и 573 тыс. руб. (2013 г.).

С 2012 г. взносы начисляются только в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В 2012–2013 гг. для плательщиков страховых взносов предусмотрены следующие тарифы страховых взносов (табл. 1).

Пониженные тарифы страховых взносов (табл. 2), предусмотренные пп. 1–3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-Ф для следующих категорий плательщиков:
1. Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ.
2. Организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
3. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог.
4. Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, – в отношении указанных выплат и вознаграждений:
4.1. Для общественных организаций инвалидов.
4.2. Для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.
4.3. Для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией под акцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

Тарифы страховых взносов (табл. 3), предусмотренные пп. 4–6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ для следующих категорий плательщиков:
1. Хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Особенности применения:
1) осуществление НИОКР и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности;
2) НИОКР – работы по созданию новой или совершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг);
3) применение УСН.

2. Организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной особой экономической зоне, для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.

3. Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий.

Особенности применения:
1) наличие государственной аккредитации;
2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных и т. п. по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода на у плату страховых взносов (2010 г.), составляет не мене е 90% суммы всех доходов организации за указанный период, для вновь созданных организаций (по итогам отчетного (расчетного) периода) – не менее 90% суммы всех доходов;
3) средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, в 2010 г.
составила не менее 30 человек.

Тарифы страховых взносов (табл. 4), предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ для следующих категорий плательщиков:
российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание СМИ (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых являются:
— издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации – в части издания газет или журналов и периодических публика ций, в том числе интерактивных публикаций;
— деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта – в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств (организация должна быть включена в реестр организаций, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание СМИ и индивидуальных предпринимателей).

Особенности применения:
доля доходов за отчетный (расчетный) период от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав по данному виду деятельности, включая доходы от оказания услуг по продаже рекламных мест (времени) в СМИ собственного производства, а также от поступлений денежных средств в виде субсидий или бюджетных ассигнований в рамках целевого финансирования, полученных из федераль ного бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов на обеспечение производства и распространения СМИ, составляет наибольший удельный вес в общем объеме доходов за указанный период.

Тарифы ст р аховых взносов (табл. 5), предусмотренных пп. 8, 10–12 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ для следующих категорий плательщиков:
1. Органи зации и индивидуальные предпринимателей, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых являются (доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% общего объема доходов):
1.1. Производство пищевых продуктов.
1.2. Производство минеральных вод и других безалкогольных напитков.
1.3. Текстильное и швейное производство.
1.4. Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви.
1.5. Обработка древесины и производство изделий из дерева.
1.6. Химическое производство.
1.7. Производство резиновых и пластмассовых изделий.
1.8. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов.
1.9. Производство готовых металлических изделий.
1.10. Производство машин и оборудования.
1.11. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
1.12. Производство транспортных средств и оборудования.
1.13. Производство мебели.
1.14. Производство спортивных товаров.
1.15. Производство игр и игрушек.
1.16. Научные исследования и разработки.
1.17. Образование.
1.18. Здравоохранение и предоставление социальных услуг.
1.19. Деятельность спортивных объектов.
1.20. Прочая деятельность в области спорта.
1.21. Обработка вторичного сырья.
1.22. Строительство.
1.23. Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
1.24. Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
1.25. Транспорт и связь.
1.26. Предоставление персональных услуг.
1.27. Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них.
1.28. Производство музыкальных инструментов.
1.29. Производство различной продукции, не включенной в другие группировки.
1.30. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
1.31. Управление недвижимым имуществом.
1.32. Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов.
1.33. Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов).
1.34. Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий.
1.35. Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.
1.36. Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пп. 5 и 6 настоящей части.
1.37. Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями.
1.38. Производство гнутых стальных профилей.
1.39. Производство стальной проволоки.

2. Аптечные организации, уплачивающие ЕНВД, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД, – в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.

3. Некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).

Особенности применения: по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:
— доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности;
— доходы в виде грантов, получаемых для осуществления указанной деятельности;
— другие доходы (научные исследования и разработки, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, деятельность спортивных объектов, прочая деятельность в области спорта, деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов, деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий, деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников).

4. Благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения.

Тарифы страхо в ых взносов (табл. 6), предусмотренные п. 13 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ для следующих категорий плательщиков:
организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности.

К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подгото вка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

Особенности применения:
1) доля доходов от реализации инжиниринговых услуг по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, составляет не менее 90% суммы всех доходов организации за указанный период;
2) средняя численность работников, по методике Росстата, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, составляет не менее 100 человек;
3) организацией получено положительное заключение экспертного совета по техниковнедренческим ОЭЗ, подтверждающее, что организация оказывает инжиниринговые услуги в области высоких технологий.

Тарифы страховых взносов (табл. 7), предусмотренные для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, – в отношении указанных выплат и вознаграждений (п. 9 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-Ф).

Тарифы страховых взносов (табл. 8), предусмотренные для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в инновационном центре «Сколково», в течение десяти лет со дня получения ими статуса участников проекта предусмотрены следующие тарифы (табл. 8):

Особенности применения:
1) применяются пониженные тарифы в течение десяти лет со дня получения ими статуса участников проекта;
2) совокупный размер прибыли участника проекта не должен превышать 300 млн руб.