Статья ук рф браконьерство

Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным — двести пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 256 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения, содержанием которых являются охрана, рациональное использование и воспроизводство биологических ресурсов. Эти отношения регулируются многими нормативными актами, в числе которых следует, в частности, назвать Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в ред. от 06.12.2011) , Закон о животном мире, Закон об охране окружающей среды. Пленум ВС РФ в Постановлении от 23.11.2010 N 26 обратил внимание судов на то, что рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Решая вопрос о законности или незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, следует учитывать законодательство РФ и положения действующих для Российской Федерации международных договоров. Если международные договоры РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270; 2006. N 1. Ст. 10; N 23. Ст. 2380; 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 23; N 17. Ст. 1933; N 50. Ст. 6246; 2008. N 49. Ст. 5748; 2011. N 1. Ст. 32; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728, 6732; N 50. Ст. 7343, 7351.

2. Предмет преступления — водные биологические ресурсы, т.е. рыба, морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины, киты и др.), иные водные животные, а также морские промысловые растения, находящиеся в состоянии естественной свободы и не извлеченные (иным образом не обособленные) трудом человека от естественной природной среды. Если лица виновны в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо в завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, то они отвечают за хищение чужого имущества, а не по комментируемой статье. К иным водным животным относятся, в частности, ракообразные (раки, крабы, креветки, омары и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы.

Предмет посягательства по ч. 2 комментируемой статьи — котики, морские бобры (иное название — каланы, морские выдры, камчатские бобры) или иные морские млекопитающие, указанные выше.

Не относятся к водным животным водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери: ондатра, выдра, речной бобр, нутрия и др. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота по ст. 258 УК.

К промысловым морским растениям относится, например, ламинария (морская капуста), которая используется для питания, выработки удобрений, изготовления медицинских и косметических препаратов.

3. Объективную сторону преступления образует незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, т.е. изъятие их из среды обитания (ст. 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») при наличии хотя бы одного из признаков состава, указанных в п. п. «а» — «г» ч. 1 комментируемой статьи.

Содержание этих признаков в законе не раскрыто, поскольку диспозиция комментируемой статьи имеет бланкетный характер. Для установления признаков состава преступления необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок добычи (вылова) водных биоресурсов.

Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26). Таким образом, добыча (вылов) водных биологических ресурсов будет незаконной, если она производится без разрешения (лицензии, договора); в том числе и с просроченным разрешением; недозволенными орудиями, приемами и способами, в запрещенное время, в запрещенном месте; в отношении животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, или с нарушением иных условий, обозначенных в разрешении.

При решении вопроса о наличии крупного ущерба (п. «а» ч. 1 комментируемой статьи) в результате незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов следует учитывать: количество добытого, поврежденного или уничтоженного; его стоимость по специальным таксам, распространенность животных; их отнесение к редким и исчезающим видам; экологическую ценность; значимость для конкретного места обитания, размер вреда, нанесенного животному или растительному миру (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26). К добыче (вылову) с причинением такого вреда относятся, например, добыча, сопряженная с уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков, отловом или уничтожением водных животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26).

Стоимость рыб и других водных животных определяется по специальным таксам, независимо от возраста и веса водных обитателей. Действующие таксы были утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 N 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» (в ред. от 10.03.2009) .
———————————
СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 604; 2000. N 40. Ст. 3972; 2009. N 12. Ст. 1429.

Правительство РФ приняло Постановление от 18.08.2008 N 625 «Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным» . Как следует из содержания ст. 1 этого Постановления, порядок определения крупного ущерба осуществляется в целях реализации Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», регулирующего не только промышленную добычу (лов) водных биоресурсов, но и спортивную и любительскую.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 34. Ст. 3934.

Вместе с тем ст. 1 названного Постановления Правительства РФ гласит, что размер ущерба, который следует считать крупным, определяется в тоннах, а для морских млекопитающих — в единицах голов как разница между объемом фактически добытых (выловленных) биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении, выданном предпринимателю или юридическому лицу. То есть Постановление определяет порядок определения крупного ущерба, указанный в нем, не ко всем лицам, а только к тем, которые занимаются промышленным или иными видами лова, не относящимися к любительскому или спортивному. Налицо определенное противоречие.

В литературе высказано предложение о необходимости законодательного установления конкретных пределов крупного ущерба в стоимостном исчислении, которое необходимо ввиду отсутствия четких критериев его определения и периодического пересмотра такс для исчисления размера взыскания за ущерб , которое следует поддержать с оговоркой, что таксы будут учитывать экологическую составляющую вреда.
———————————
Российская юстиция. 2003. N 12. С. 46. Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные проблемы: Материалы IV Международной конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2005. С. 348, 422, 511 (авторы — Ю.А. Ляшева, Ю.В. Надточий, Н.Л. Романова).

Незаконная добыча (вылов) рыбы, водных животных, промысловых морских растений, причинившая крупный ущерб, имеет материальный состав и считается оконченным преступлением лишь при наличии реального ущерба. При этом обязательному установлению подлежит причинная связь между крупным ущербом и незаконной добычей, в том числе должны быть учтены естественно-природные факторы, которые могли повлиять на наступление последствий.

Незаконная добыча (вылов) с применением указанных в диспозиции ч. 1 ст. 256 УК самоходных транспортных плавающих средств (катеров, моторных лодок, яхт и др. исключительно для лова рыбы и добычи зверя, а не для транспортировки добытого, доставки браконьеров к месту незаконного лова); взрывчатых и химических веществ; электротока и иных способов массового истребления водных животных и растений (гон рыбы, использование сетей при любительской ловле, заграждение протоков и др.) характеризуется повышенной опасностью для сохранности водных ресурсов, воспроизводства живых организмов (п. «б» ч. 1 комментируемой статьи).

Места нереста, миграционные пути к ним (п. «в» ч. 1 комментируемой статьи). Лов вне сроков нереста или орудиями, применение которых не причиняет вред нерестящимся особям, не подлежит признанию преступным по данному признаку — см. п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26), особо охраняемые природные территории (см. коммент. к ст. 262) либо зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации, указанные в п. «г» ч. 1 комментируемой статьи (см. коммент. к ст. ст. 247, 250), характеризуют место совершения преступления. Названные места устанавливаются в нормативных актах, в том числе в Правилах рыболовства, действующих на территории соответствующих региональных бассейновых управлений. Все они располагаются в пределах территориального моря России: внутренних морях, реках, озерах, прудах, водохранилищах и их придаточных водах (см. коммент. к ст. ст. 250, 252). Добыча (вылов) рыбы, водных животных и промысловых морских растений, осуществляемая в открытом море, регулируется нормами международного права. За ведение незаконного водного добывающего промысла в исключительной экономической зоне РФ ответственность предусмотрена ст. 253 УК.

Преступления, предусмотренные п. п. «б» — «г» ч. 1 комментируемой статьи, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента начала незаконной добычи (лова) независимо от того, были ли фактически добыты рыба, иные водные животные или растения .
———————————
В связи с этим представляется неточным употребление в законодательстве слова «вылов», так как оно характеризует момент окончания, результат добычи (лова), а не его процесс.

Местами совершения преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются открытое море (см. коммент. к ст. 252), а также запретные зоны.

Запретные зоны — это специальные заповедники, являющиеся местом постоянного или временного обитания котиков, морских бобров или иных млекопитающих, в том числе так называемые «лежбища», где морские звери отдыхают, размножаются, линяют. Такие зоны определяются Правительством РФ и международными соглашениями.

В тех случаях, когда морские млекопитающие незаконно добываются вне пределов территории РФ в открытом море, применяется ч. 2 комментируемой статьи. Если эти животные незаконно добываются в территориальных водах РФ или на сухопутной территории в запретных зонах, то имеет место конкуренция ч. 1 комментируемой статьи и ч. 2 этой статьи, поскольку действие ч. 2 распространяется на эти зоны, а действие ч. 1 не распространяется. Если же морские млекопитающие незаконно добываются на территории РФ в местах, не относящихся к запретным зонам (например, морские звери обустраивают себе сейчас лежбища на бетонных молах морской бухты г. Владивостока), то применению подлежит общая норма, предусмотренная ч. 1 комментируемой статьи.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (при причинении крупного ущерба также предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасного последствия в виде крупного ущерба) и желает так действовать (при причинении крупного ущерба желает наступления этого последствия). Мнение о возможности совершения незаконной добычи (вылова) в некоторых случаях по неосторожности (например, в запрещенных местах), на наш взгляд, не вытекает из законодательной формулировки состава преступления.

Мотив совершения преступлении (преобладает корыстный) не относится к признакам состава и лежит за его пределами.

6. Квалифицирующими признаками состава является совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, лицом с использованием своего служебного положения (например, работниками органов рыбоохраны, органов власти) либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. их понятие в коммент. к ст. 35). При этом лица, использующие свое служебное положение для незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, несут ответственность только по ч. 3 данной статьи.

7. Рассматриваемое преступление следует отграничивать от административного правонарушения (ч. 2 ст. 8.17, ч. 2 ст. 8.37 КоАП) с учетом признаков преступления, указанного в комментируемой статье. При их отсутствии содеянное образует состав административного проступка.

Какая ответственность за браконьерство по статье УК РФ?

Браконьерство на сегодня является одним из наиболее распространенных экологических преступлений. Под этим термином понимают незаконное добывание природных ресурсов. Природные ресурсы в данном значении охватывают не только животный мир (звери и рыба), но и растительный (деревья, кустарники), природные минералы (песок) и ископаемые (гравий и т. п.).

Как регулируется борьба с браконьерством УК РФ

За совершение браконьерства предусмотрена уголовная ответственность в статьях 256, 258, 258.1 и 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данные нормы также содержат квалифицирующие обстоятельства, отягчающие наказание: совершение группой лиц, в крупных и особо крупных размерах, с использованием служебного положения.

Внесение браконьерства в Уголовный кодекс обусловлено стремительным сокращением лесных, животных, рыбных и минеральных ресурсов, уничтожением особо ценных пород животных и сортов растений. Однако в законе четко указано, что данные действия носят незаконный характер. К браконьерству не следует относить лесозаготовительные работы, санитарную очистку лесов, плановую вырубку и др.

Юридическая ответственность за браконьерство также предусмотрена статьями 8.28 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отграничения уголовной и административной ответственности осуществляются правоохранительными органами на основе определения размера убытков.

Ущерб, причиненный браконьерством, носит особый характер. Это обусловлено тем, что большинство экологических ресурсов являются трудновозобновляемыми, а восстановление лесных массивов может длиться около 60 лет.

Современное положение браконьерства в России

Браконьерство в России развивается с каждым днем, несмотря на установленную уголовную и административную ответственность. Это обусловлено следующими факторами:

  1. Неполноценный контроль государства за законностью проведения охоты и вырубки деревьев. Подготовленные и хорошо организованные группы браконьеров нередко осуществляют свою деятельность «под прикрытием» с поддельными документами и разрешениями.
  2. Растущие аппетиты нарушителей, пренебрежение законами и общественным порядком. Лица, осуществляющие незаконную охоту и вырубку лесов, не ограничиваются получением малых объемов ресурсов. Также нередко браконьерство осуществляется относительно растений и животных, занесенных в Красную книгу. Восстановление, поиск и селекция таких пород и сортов вызывают много трудностей и материальных затрат.
  3. Существование организованных групп браконьеров. Данный вид преступления совершается, как правило, несколькими людьми, которые разделены на определенные группы в зависимости от роли и степени участия в незаконной деятельности. В них входят такие участники: непосредственно исполнители, реализаторы, покупатели незаконной продукции и должностные лица (в отдельных случаях). Наличие разветвленной структуры усложняет порядок привлечения к ответственности всех участников браконьерства.
  4. Запрет или ограничения на охоту, рыболовство и вырубку некоторых видов природных объектов. На черном рынке природных ресурсов высоко оцениваются исчезающие и редкие виды меха, древесины, цветов. Добывание некоторых из них прямо запрещено нормами закона и толкает лиц на совершение браконьерства.

Действия, которые признаются браконьерством статьями УК РФ

Отличить браконьерство от плановой вырубки лесов, разрешенной охоты и других дозволенных экологических мероприятий не всегда возможно. Однако граждане должны знать случаи, которые квалифицируются Уголовным кодексом как браконьерство. К ним относят:

  1. Охоту, рыболовство и вырубку лесов в периоды, когда проведение данных мероприятий запрещено экологическим законодательством.
  2. Добычу природных ресурсов без разрешений и лицензий.
  3. Охоту с использованием оружия, осветительной техники и ловушек, которые запрещены экологическими нормами.
  4. Добычу природных ресурсов с использованием воздушного и наземного транспорта.
  5. Охоту и вырубку деревьев в дендропарках, заповедниках, национальных парках и др.
  6. Охоту на животных, занесенных в Красную книгу РФ.

Браконьерство –это незаконное изъятие диких растений и животных из естественной среды обитания. Если лицо изъяло домашнее или фермерское животное, то данное действие будет квалифицироваться как кража.

Борьба и профилактика браконьерства

Остановить браконьерство полностью невозможно, однако рациональные государственные и общественные меры профилактики и борьбы могут существенно сократить такие незаконные действия. К эффективным методам можно отнести следующие мероприятия:

  1. Фотоловушки. Данное устройство представляет собой камеру, которая активируется в случае попадания в ее поле зрения движущегося объекта. Эти приборы изготавливаются из водонепроницаемых материалов, что позволяет использовать их в любых погодных условиях. Если факт браконьерства зафиксирован с помощью фотоловушки, то полученная запись становится бесспорным доказательством в уголовном (административном) производстве.
  2. Проведение дополнительных инспекций, обзоров и проверок охотничьих угодий и лесных хозяйств.
  3. Создание специальных оперативных органов для предотвращения незаконной охоты, вырубки лесов и добычи минералов, ископаемых. Данный метод эффективно применяется в ряде зарубежных стран (Белоруссия и др.). Такие органы работают по вызову очевидцев браконьерства и по специальным заданиям.
  4. Запрет размещения рыболовных сетей в местах, где вылов рыбы запрещен или ограничен определенными временными и климатическими факторами.
  5. Конфискация незаконных рыболовных сетей, охотничьего оружия и приборов.

Проблемы в борьбе с браконьерством

К сожалению, предотвратить браконьерство невозможно не только в силу объективных факторов (большие площади лесных массивов и др.), но и по субъективным причинам. К ним можно отнести низкое общественное сознание относительно проблемы браконьерства, отсутствие решительных действий со стороны власти, общественных движений. Браконьерство как серьезное экологическое преступление не упоминается в прессе, на телевидении.

Программы и стратегии борьбы с браконьерством носят декларативный характер, а их финансирование, как правило, низкое и недостаточное. Бюджет в первую очередь финансирует социальные и промышленные программы и проекты, а экологические проблемы остаются нерешенными. Для повышения общественного сознания относительно такого явления, как браконьерство, нужно проводить консультации, собрания и акции.

Цветочное браконьерство

Цветочное браконьерство не всегда относят к браконьерству, однако с каждым годом растет популярность продажи нелегально собранных цветов. В первую очередь речь идет о цветах, которые занесены в Красную книгу РФ (пион тонколистный, желтый ирис, фиалка надрезанная и др.). Цветочное браконьерство является особым видом браконьерства. К таким особенностям можно отнести:

  • Отсутствие понимания населением преступности такого явления. Если незаконная охота и вырубка лесов достаточно четко воспринимаются гражданами как незаконные действия, то срыв редких цветов не носит преступный характер в обществе.
  • Как правило, субъектами цветочного браконьерства являются обычные граждане, а не организованные группы. С наступлением весны можно наблюдать такое явление, как уличная торговля лесными букетами. Однако большинство покупателей не подозревают, что купленные цветы собраны незаконно.
  • Данное браконьерство получило общественное осуждение достаточно недавно, поэтому правоохранительные органы не создали четкой программы борьбы с этим явлением. Распознать обычную торговлю домашними растениями и незаконно собранными цветами достаточно непросто. Экологические инспекции должны тщательно проверять продавцов цветами для недопущения безнаказанности за браконьерство.

Последствия браконьерских действий

Обычному гражданину оценить пагубность и вред браконьерства трудно, но сохранение экологических ресурсов мира – первоочередная задача каждого человека, государства, мирового сообщества. Браконьерство носит следующие последствия:

  1. Нарушение экологического баланса. Если исчезает определенный вид растений или животных, другие виды экологических ресурсов могут также пострадать.
  2. Возможное исчезновение целых популяций животных и сортов растений.
  3. Туристическая деятельность постепенно теряет свою популярность.
  4. Увеличение количества стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Незаконная вырубка защитных и санитарных лесов, которые были насажены для профилактики наводнений и оползней, может вызвать их появление.

Браконьерство –важная проблема общества, его последствия могут проявляться через целые десятилетия и даже века. На сегодня данная тема не получила широкого признания, однако непринятие оперативных мер борьбы с браконьерством может привести к непредсказуемым ситуациям, стихийным бедствиям.

Понятие браконьерства, ответственность и судебная практика

Браконьерство – вылов рыбы и другие водных объектов в запрещенный период (нерест), запрещенных местах (места нереста и пути к этим местам), в незаконных количествах или незаконного вида (вид, занесенный в Красную книгу), а также вылов рыбы, которую запрещено ловить в конкретном водоеме, с использованием запрещенных снастей.

Но в то же время выращивание редких цветов с целью дальнейшей продажи, срубание деревьев на своем земельном участке и использование большинства видов рыболовных сетей не запрещены законом, поэтому определить действовал ли предполагаемый преступник в рамках законодательства трудно. Обычно, за браконьерство отвечают перед законом только люди, нанесшие крупный ущерб природе, или пойманные непосредственно в момент совершения преступления. Это создает иллюзию безнаказанности преступления у граждан.

Статья 256 УК РФ «браконьерство»

  • если действия причинят крупный ущерб;
  • если используются средства для массового истребления водных объектов или самоходный транспорт;
  • когда вылов осуществляется в местах нереста или на особо охраняемой территории.

Наказание за такие действия назначается в виде штрафа (от 300 до 500 тысяч рублей), исправительных работ (до 2 лет), лишения свободы (до 2 лет).

Второй пункт разъясняет, что меры наказания за ловлю морских млекопитающих в открытом море аналогичны наказанию за преступление, обозначенное в первом пункте.

Третий пункт содержит перечень отягощающих обстоятельств, которые ужесточают наказание:

  • использование служебного положения,
  • совершение организованной группой,
  • по предварительному сговору,
  • с причинением особо крупного ущерба.

Наказание предусмотрено в виде штрафа (от 500 тысяч до одного миллиона), лишение свободы (от 2 до 5 лет). Если преступление было осуществлено должностным лицом, его могут лишить права работать в своей отрасли на срок до 3 лет.

Примечание раскрывает значение понятий крупный ущерб (оцененный на сумму более 100 тысяч и особо крупный ущерб).

Обстоятельства водного браконьерства, не упомянутые в статье, регулируются КоАП РФ .

Статьи о других видах браконьерства

  • штрафа размером до 3 миллионов,
  • принудительных работ на срок до 5 лет,
  • лишение свободы на срок до 7 лет.

Максимальные наказания возможны только при наличии отягощающих обстоятельств.

Судебная практика

К уголовной ответственности за браконьерство привлекаются только те преступники, результат деятельности которых, нанес явный ущерб. Рассмотрим пример судебной практики по делам, связанным с незаконной охотой и рыбалкой:

Незаконно охотясь на лося в составе группы гражданин А увидел, что в зарослях что-то шевелится и выстрелил. Оказалось, он подстрелил гражданина Б, который также вышел на охоту. Заметив, что подстрелен человек, организованная группа стала разделывать ранее подстреленного лося, не обращаясь за помощью. Тело гражданина Б нашли милиционеры и по калибру пули выяснили, что ружье, из которого убит Б, принадлежит гражданину А. В ходе предварительного следствия подозреваемый признал свою вину. Исходя из состава преступления, виновнику грозит уголовное наказание по статье 258 (п.2) за незаконное браконьерство, а также наказание за непредумышленное убийство (7-15 лет лишения свободы). Каждому участнику группы грозит наказание за браконьерство и по 124-той статье УК РФ (пункт 2) за неоказание помощи.

Профилактика браконьерства

С целью профилактики браконьерства власти прибегают к ужесточению мер наказаний за преступление и более тщательный контроль. Так, в предполагаемых местах браконьерства могут быть размещены фотоловушки, позволяющие узнать личность браконьера, регулярно проводятся проверки, сформированы патрули, которые выезжают на место преступления по вызову, связанному исключительно с браконьерством. Незаконное оружие и другие приспособления для браконьерства конфискуются у правонарушителей. Но действительно предотвратить экологическое преступление может только влияние на общественное сознание посредством рекламы и агитаций.

Статья 258 УК РФ. Незаконная охота (действующая редакция)

1. Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб, —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий сорок тысяч рублей, особо крупным — сто двадцать тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 258 УК РФ

1. Предмет преступления — дикие звери и птицы, находящиеся в естественном состоянии, а также выпущенные на свободу в целях их разведения.

2. Охота является незаконной, если осуществляется:

— без соответствующего разрешения;

— вопреки специальному запрету;

— лицом, не имеющим права на охоту или получившим разрешение без необходимых оснований;

— вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

Отсутствие надлежащего разрешения на охоту означает:

— охоту без охотхозяйственного соглашения или путевки, без охотничьего билета или с просроченным билетом либо билетом, выданным другому лицу;

— отстрел зверя или птицы сверх установленной нормы или иных пород, не предусмотренных соглашением или путевкой, и др.

Запрещенные места для охоты предусмотрены нормативными правовыми актами. Запрещенные сроки — это время, когда либо всякая охота запрещена, либо имеет место запрет на добычу отдельных видов птиц и зверей. Перечень запрещенных орудий и способов также указан в нормативных актах, регулирующих правила охоты.

Крупный ущерб как последствие рассматриваемого преступления устанавливается судом по каждому конкретному делу исходя из стоимости, количества добытого, распространенности животных, их экологической ценности и т.д.

О применении механического транспортного средства или воздушного судна см. комментарий к ст. 256 УК.

Понятия механического транспортного средства и воздушного судна даются при анализе преступлений соответственно по ст. ст. 263 и 264 УК.

О характеристике массового уничтожения птиц и зверей см. комментарий к ст. 256 УК.

Перечень птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, содержится в нормативных правовых актах.

Под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования и имеющие режим особой охраны (Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

О понятиях «зона экологического бедствия» и «зона чрезвычайной экологической ситуации» см. комментарий к ст. 247 УК.

3. По конструкции состава преступление аналогично составу незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК), так же определяется и момент его окончания.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. В ч. 2 ст. 258 УК в качестве квалифицирующих признаков указаны:

а) совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения;

б) группой лиц по предварительному сговору;

в) организованной группой.

Их содержание аналогично содержанию одноименных признаков преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК.

§ 4. Незаконная охота (ст. 258 УК РФ)

Уголовная ответственность за незаконную охоту предусмотрена ст. 258 УК РФ. Под охотой следует понимать выслеживание, преследование с целью добычи и саму добычу охотничьих животных и птиц с применением орудий охоты.

Статья 258 УК РФ гласит, что незаконной признается охота с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна для выслеживания, преследования и добычи объектов охоты, с применением взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, в т.ч. если указанные деяния совершены с использованием лицом своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Предметом преступного посягательства по данной категории дел являются дикие животные (птицы и звери), обитающие в состоянии естественной свободы, а также выпущенные на волю (в охотничьи угодья) в целях разведения (указаны в приложениях к Правилам добычи объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Алтайского края, на территории Алтайского края от 24 февраля 2011 г. (с изменениями от 20 марта 2013 г.).

В некоторых случаях предметом преступного посягательства могут быть птицы и звери, охота на которых полностью запрещена (занесенные в Красную книгу, указанные в приложении 1 к постановлению Алтайского краевого Законодательного Собрания от 21 января 1998 г. № 3 в ред. от 4 марта 2010 г. «О Красной книге Алтайского края»).

Поводами к возбуждению уголовного дела о незаконной охоте могут быть: заявления граждан; явки с повинной; сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников: от сотрудников охотничьих хозяйств; лиц, занимающихся охотничьим промыслом; иных охотников-любителей, должностных лиц департамента по рациональному использованию охотничьих ресурсов, а также непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления.

Согласно статье 150 УПК РФ, по делам о незаконной охоте предварительное следствие необязательно, за исключением случаев, когда это признает необходимым прокурор. Поэтому проверку проводят работники дознания: дознаватели, участковые уполномоченные полиции, оперативные работники и т.д.

Согласно статье 144 УПК РФ, срок производства проверки не должен превышать трех суток; прокурор, начальник органа дознания вправе по ходатайству дознавателя продлить его до десяти суток. Нередко и эти сроки нарушаются. Нарушение сроков возбуждения уголовных дел о незаконной охоте объясняется не только недостаточной профессиональной подготовкой некоторых дознавателей, но и перегруженностью другими делами, отсутствием специализации, слабым взаимодействием с органами Госохотнадзора, обществами охотников и рыболовов.

На соблюдение сроков проверки существенно влияет качество первичных документов, поступающих в полицию (протоколы о нарушении правил охоты, объяснения нарушителей и т.д.). К сожалению, указанные материалы зачастую оформляются неполно, неточно, не всегда грамотно. Работникам Госохотнадзора недостает знаний в области административного и уголовного права, а также уголовного процесса.

Продолжительность (но не более 10 суток) предварительной проверки зависит от конкретной ситуации, складывающейся после получения первоначальной информации. Если из поступившей информации усматривается, что незаконная охота повлекла причинение крупного ущерба; совершена с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов РФ, охота на которых полностью запрещена; на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия, — необходимо сразу же возбудить уголовное дело по ст. 258 УК РФ, получить согласие прокурора и приступить к производству предварительного расследования. При этом не имеет значения, задержаны или нет лица, совершившие незаконную охоту.

В целях уточнения полученной информации до возбуждения уголовного дела можно произвести осмотр места происшествия и краткий опрос заявителя. Однако не всегда в данном случае, даже при наличии необходимых оснований, принимается решение о возбуждении уголовного дела.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 26.05.2015) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», при решении вопроса о том, «является ли ущерб, причиненный незаконной охотой, крупным, нужно учитывать количество добытого, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного. К крупному ущербу следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя или уничтожением животных, занесенных в Красную книгу».

Необходимо иметь в виду, что нахождение на территории заповедника, заказника с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями, даже если нарушитель ничего не добыл, уже само по себе образует состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 258 УК РФ.

При проверке осуществляются такие действия:

1) осмотр места происшествия;

2) опрос задержанных и лиц, производивших задержание;

3) изучение документов, имеющихся у нарушителей, в необходимых случаях — запросы иной документации из ОВД, охотобществ и т.д. (например, о наличии оружия, выданных лицензиях и численности добытых животных на данной территории);

4) поручение органам дознания производства оперативно-разыскных мероприятий;

5) назначение предварительных исследований (например, оружия, документов и т.д.);

6) истребование характеризующего материала.

В частности, при изучении места происшествия необходимо обратить внимание, каким образом нарушитель прибыл на территорию заповедника, заказника, преодолевал ли заграждения, мог ли видеть указатели, где именно задержан.

Опрос задержанных браконьеров целесообразно производить лицу, производящему дознание, самостоятельно, не ограничиваясь объяснениями, полученными сотрудниками Госохотнадзора при составлении протокола о нарушении правил охоты. Целесообразно при этом предложить задержанному написать объяснение собственноручно, что даст впоследствии возможность более успешно использовать данный документ в ходе допроса с целью склонения допрашиваемого к даче правдивых показаний.

В целях уточнения полученной информации опрашиваемому можно задать следующие вопросы: является ли он охотником-любителем; если да, то с какого времени; имеется ли у него оружие; если да, то какое; зарегистрировано ли оно в ОВД; как охотился в данной местности; выяснял ли он у сотрудников Госохотнадзора границы охотничьего участка; где именно собирался охотиться, с использованием каких орудий; в каких именно местах охотился, запомнил ли какие-либо особенности этих мест; добыл ли какую-либо дичь; если да, то как ею распорядился; каким образом повел себя при появлении сотрудников Госохотнадзора, полиции; что именно им говорил; оказывал ли сопротивление, пытался ли скрыться и по какой причине.

Оперативным работникам можно поручить проведение следующих оперативно-разыскных мероприятий: установление личности задержанных; опрос лиц, производивших задержание, а также родственников, знакомых задержанных; обследование участков местности, помещений и транспортных средств в целях обнаружения следов преступления.

При задержании лица, транспортирующего дичь, не имеющего права на производство охоты, также целесообразно провести предварительную проверку, в ходе которой проводятся мероприятия, аналогичные указанным выше.

При осмотре места происшествия, как и в случае обнаружения трупа животного, выясняются причины его гибели, принимаются меры к выявлению, фиксации и изъятию следов преступления. Если выяснится, что животное добыто в результате незаконной охоты (наличие огнестрельных повреждений на шкуре, в костных останках, обнаружение стреляных пуль, дроби, картечи, гильз) и будут установлены признаки преступления, уголовное дело возбуждается безотлагательно, независимо от того, установлены лица, совершившие преступление, или нет.

Кроме того, при осмотре места происшествия обращают внимание на следующие материальные следы преступления: следы применения холодного оружия и предметов хозяйственно-бытового назначения (ножей, топоров) на шкуре, костных останках животных, на кронах деревьев; следы крови (животных, человека) на почве, снегу, орудиях разделки туш животных, одежде, обуви браконьеров, иных предметах окружающей обстановки; шерсть животных на одежде, обуви преступников, в транспортных средствах; огнестрельное оружие (в протоколе обязательно отражаются местонахождение, вид, система оружия, заводской номер, наличие и вид боеприпасов, наличие копоти и запах сгоревшего пороха); следы транспортных средств (снегоходов, мотоциклов, автомобилей), т.е. отмечается местонахождение, направление движения, следы остановок, торможения, особенности используемых шин, наличие частиц лакокрасочного покрытия, горюче-смазочных материалов на окружающих предметах; следы обуви: местонахождение, направление движения, вид обуви, размеры следов; следы рук, которые остаются на оружии, боеприпасах, стреляных гильзах, на снегу; следы курения: отдельные спички, окурки сигарет.

Указанные следы подробно описываются в протоколе осмотра места происшествия, при затруднениях в описании необходимо использовать справочную литературу или прибегнуть к помощи специалистов (криминалистов, охотоведов). Кроме того, все следы целесообразно отразить на схеме расположения следов на месте происшествия. На месте происшествия могут быть произведены следующие виды фотосъемки: ориентирующая (место производства охоты, место разделки дичи с прилегающей территорией), обзорная (непосредственно место производства охоты, место разделки дичи), узловая (добытое животное, транспортное средство, останки животного) и детальная фотосъемка (указанные выше следы преступления по правилам измерительной фотосъемки). По возможности следует осуществить видеосъемку на месте происшествия. Качественные фотоснимки и видеофонограммы повышают наглядность произведенного осмотра.

Следы преступления, описанные выше, изымаются вместе с предметом-носителем или его частью, со следов обуви и следов транспортных средств могут быть изготовлены гипсовые слепки. Следы должны быть упакованы в прочную упаковку, исключающую возможность повреждения или порчи следов, а также их подмену (упаковка обязательно опечатывается, снабжается биркой с пояснительной надписью с подписями лица, производящего дознание).

Так, например, объекты со следами биологического происхождения (кровью, слюной) и следами рук нельзя упаковывать в полиэтиленовые пакеты: это приведет к их утрате. Со следов крови делаются смывы или соскобы, которые упаковываются в бумажные конверты.

Шкура, костные останки, мясо животного с обнаруженными на них следами изымаются целиком, упаковываются в чистые матерчатые мешки или картонные (фанерные) коробки и хранятся в прохладном помещении или холодильнике.

При обращении с огнестрельным оружием необходимо убедиться в том, что оно разряжено. На ствол оружия надевается бумажный колпачок. Запрещается разбирать и чистить оружие. Следует также позаботиться о сохранении на оружии следов биологического происхождения и следов рук.

Если в действиях браконьера отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ, то выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а также решается вопрос о привлечении нарушителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ и к гражданско-правовой ответственности.

Кроме того, необходимо помнить, что незаконная охота может быть сопряжена с совершением ряда других преступлений, например: убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенные при отягчающих обстоятельствах (п. «б» ч. 2 ст. 105, п. «а» ч. 2 ст. 111 УК РФ), незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов (ст. 222 УК РФ); незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ); незаконная добыча водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ); незаконная добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 258-1 УК РФ); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ); незаконная порубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ); применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ).