Статус филиала и обособленного подразделения

Правовой статус филиалов и представительств

Филиалы и представительства — это обособленные подразделения юридических лиц, расположенные вне места нахождения этих юридических лиц и представляющие интересы этих юридических лиц или осуществляющие часть их функций.

В свою очередь правовой статус обособленных подразделений юридических лиц — это совокупность прав, обязанностей и ответственности этих обособленных подразделений.

Сразу оговоримся, что обособленные подразделения юридических лиц по действующему гражданскому законодательству не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных этим юридическим лицом положений об обособленных подразделениях.

Филиалы и представительства сближает то, что они являются обособленными подразделениями юридических лиц, но знак равенства между филиалами и представительствами ставить нельзя. Согласно статье 55 ГК РФ понятие филиал намного шире, чем понятие представительство.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Как видим, различия между филиалом и представительством в основном в круге функций и полномочий. Получается, что представительство осуществляет только юридические действия от имени юридического лица (представительские функции, заключение договоров, реклама и пр.), а филиал как юридические, так и фактические действия (осуществление отдельных или всех видов деятельности юридического лица).

Основные различия между филиалами и представительствами, предусмотренные действующим законодательством и наиболее часто встречающиеся в хозяйственной практике, можно для наглядности представить в виде следующей таблицы.

Поскольку действующее гражданское законодательство предусматривает множество организационно-правовых форм юридических лиц, обладающих правовыми особенностями организации и функционирования, то вполне логично, что порядок создания обособленных подразделений юридических лиц разной организационно-правовой формы также различен. Как правило, эти различия касаются порядка создания обособленных подразделений и внесения изменений в учредительные документы юридических лиц и регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами.

Так, например, в соответствии с пунктом 14 статьи 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» создание обособленных подразделений акционерного общества относится к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) этого общества. Это означает, что решение о создании или упразднении обособленного подразделения акционерного общества не может принять исполнительный орган акционерного общества (директор, правление).

Подобная норма содержится в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому обособленное подразделение может быть создано только по решению общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью.

Однако существуют общие для всех организационно-правовых форм юридических лиц положения, регламентирующие вопросы создания и деятельности обособленных подразделений. Рассмотрим их поподробнее.

Общий порядок создания обособленных подразделений юридических лиц можно представить в виде следующих этапов.

Первый этап — принятие решения о создании обособленного подразделения соответствующим органом управления юридического лица.

Второй этап — утверждение положения об обособленном подразделении юридического лица.

Третий этап — внесение изменений или дополнений в учредительные документы юридического лица.

Четвертый этап — назначение руководителя обособленного подразделения.

Пятый этап — уведомление налогового органа о создании обособленного подразделения юридического лица и постановка на налоговый учет этого обособленного подразделения.

Каждый из вышеуказанных этапов имеет свои юридические и практические особенности, которые необходимо осветить более детально, для того чтобы исключить различного рода неточности, противоречия и ошибки, потенциально грозящие каждому юридическому лицу, планирующему или уже создавшему обособленные подразделения.

Все созданные юридическим лицом обособленные подразделения обязательно должны быть указаны в учредительных документах этого юридического лица.

Решение об открытии филиала или представительства принимается компетентным органом юридического лица и отражается в протоколе о создании обособленного подразделения. На практике часто встречаются случаи, когда реально существующие обособленные подразделения никак юридически не оформлены, что может создать ряд существенных проблем юридическому лицу, имеющему такие обособленные подразделения.

Конкретные организационные, функциональные и иные особенности создания и деятельности обособленного подразделения юридического лица должны быть зафиксированы в положении об этом обособленном подразделении.

Рекомендуем отразить в положении об обособленном подразделении следующие вопросы:

— сферу деятельности обособленного подразделения;

— сведения о местонахождении подразделения (точный почтовый адрес);

— информацию о наличии у обособленного подразделения печати, штампов;

— порядок управления обособленным подразделением (способ, порядок и сроки доведения распоряжений юридического лица до руководителя обособленного подразделения, полномочия и вопросы подчинения руководителя обособленного подразделения);

— права и обязанности юридического лица по отношению к обособленному подразделению;

— права и обязанности обособленного подразделения по отношению к юридическому лицу;

— порядок проведения периодических проверок деятельности обособленного подразделения;

— иные вопросы, касающиеся особенностей создания и функционирования обособленного подразделения.

Руководители обособленных подразделений назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. При наличии полномочий, оформленных доверенностью, все сделки, заключенные руководителем обособленного подразделения, считаются совершенными от самого юридического лица, что подтверждается пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 5 статьи 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации, а доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и иных муниципальных ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации.

В доверенности, выданной руководителю обособленного подразделения, советуем в обязательном порядке указывать следующие положения:

— о решение всех вопросов текущей и оперативной деятельности обособленного подразделения;

— об открытии рублевых и валютных банковских счетов, совершение иных операций по распоряжению денежными средствами обособленного подразделения;

— о совершении конкретных сделок от лица обособленного подразделения;

— о порядке распоряжения имуществом обособленного подразделения;

— о передоверии отдельных функций и полномочий третьим лицам. Без этого положения, как показывает практика, работать руководителю обособленного подразделения крайне сложно, так как все юридически действия от лица обособленного подразделения ему самостоятельно совершить иногда невозможно (отпуск, временная нетрудоспособность и прочее);

Напомним, что на основании статьи 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать 3 лет. При этом, если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение 1 года со дня ее совершения. В то же время доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

В отношении руководителя обособленного подразделения действие доверенности прекращается по следующим основаниям:

— истечение срока доверенности;

— отмена доверенности юридическим лицом, выдавшим ее;

— отказ от доверенности руководителя обособленного подразделения, которому выдана доверенность;

— прекращение юридического лица, от имени которого выдана доверенность;

— смерть руководителя обособленного подразделения, которому выдана доверенность, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Отметим, что на основании пункта 2 статьи 188 ГК РФ юридическое лицо, выдавшее доверенность руководителю обособленного подразделения, может в любое время отменить доверенность или передоверие, а руководитель обособленного подразделения, которому доверенность выдана — отказаться от нее.

Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязано встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

При этом заявление о постановке на учет юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. Напомним, что в случае пропуска этого срока по неуважительным причинам юридическое лицо будет привлечено к налоговой ответственности по статье 116 НК РФ, а в случае умышленного уклонения от постановки на учет в налоговых органах по статье 117 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 84 НК РФ обо всех изменениях в уставных и других учредительных документах юридического лица, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, это юридическое лицо обязано уведомлять налоговый орган, в котором оно состоит на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах.

Хотим напомнить также, что статьей 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ и вступившего в силу с 1 июля 2002 г., вводится и административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц юридического лица в размере от пяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

Отметим, что налоговый орган обязан осуществить постановку обособленного подразделения юридического лица на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство о постановке на учет, форма которого устанавливается МНС РФ.

Всю ответственность за действия обособленного подразделения (включая обязательства, принятые ими от имени юридического лица), так же как, например, за действия своих работников, несет юридическое лицо. В то же время по долгам юридического лица взыскание может обращаться на имущество, переданное обособленным подразделениям. Фактически это означает, что юридическое лицо и его обособленные подразделения несут ответственность по долгам друг друга.

В случае, когда обособленное подразделение выполнило возложенные на него задачи или его существование для юридического лица становится неоправданным, оно может быть закрыто (ликвидировано).

Порядок ликвидации обособленного подразделения можно представить в виде последовательности следующих этапов.

Первый этап — принятие решения о ликвидации обособленного подразделения соответствующим органом управления юридического лица.

Второй этап — внесение изменений или дополнений в учредительные документы юридического лица.

Третий этап — уведомление налогового органа о ликвидации обособленного подразделения юридического лица и снятие с налогового учета этого обособленного подразделения.

Согласно пункту 5 статьи 84 НК РФ в случае принятия юридическим лицом решения о закрытии своего обособленного подразделения, снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

На практике возникают случаи, когда в связи с изменением задач представительство целесообразно преобразовать в филиал, или наоборот. Действующее законодательство не предусматривает процедуры такого преобразования, поэтому решение юридического лица о подобном преобразовании незаконно. Выйти из положения можно только закрыв одно обособленное подразделение и создав другое.

В отличие от гражданского законодательства налоговое законодательство определяет обособленное подразделение юридического лица как любое территориально обособленное от него подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Налоговое законодательство не дает характеристики понятия «рабочее место», что на практике приводит к спорам с налоговыми органами. Отметим, что используемое налоговыми органами определение рабочего места дано в трудовом законодательстве.

Так, согласно статье 1 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» рабочее место — это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Из определения обособленного подразделения юридического лица в рамках налогового законодательства следует вывод о том, что признание обособленного подразделения юридического лица таковым для целей налогообложения производится независимо от:

1) отражения или не отражения создания этого обособленного подразделения в учредительных или иных организационно-распорядительных документах юридического лица;

2) полномочий, которыми наделяется это обособленное подразделение.

При этом отметим, что налоговое законодательство не делит обособленные подразделения на представительства и филиалы, то есть для целей налогообложения их правовой статус считается равным. Фактически это означает, что филиалы и представительства юридических лиц наделены равными правами, обязанностями и ответственностью в рамках налогового законодательства.

Обособленные подразделения юридических лиц не являются налогоплательщиками и плательщиками сборов, однако, на основании статьи 19 НК РФ они исполняют обязанности юридических лиц по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Так, согласно пункту 5 статьи 204 НК РФ с 1 июня 2002 г. налогоплательщики акцизов обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию в части осуществляемой ими фактической реализации подакцизных товаров за налоговый (отчетный) период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Обособленные подразделения наравне с самим юридическим лицом являются полноправным субъектом трудовых правоотношений, так как руководителю обособленного подразделения, действующему в рамках предоставленных доверенностью юридического лица полномочий, на основании действующего трудового законодательства не запрещено заключать трудовые и гражданско-правовые договора с работниками обособленного подразделения.

Так, например, согласно статье 40 Трудового кодекса РФ, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, коллективный договор (правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в конкретном юридическом лице и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей) может заключаться в обособленных подразделениях этого юридического лица. При этом представителем работодателя (юридического лица) является уполномоченный на это руководитель соответствующего обособленного подразделения.

Обособленные подразделения юридических лиц не являются самостоятельным субъектом административных правоотношений. Административное законодательство регламентирует только административно-правовой статус юридических лиц, то есть их права, обязанности и ответственность в рамках административного законодательства.

Вместе с тем, выступление руководителя обособленного подразделения от имени и по поручению юридического лица в рамках административных правоотношений не запрещается. Чаще всего на практике так происходит в случаях, если юридическое лицо через свое обособленное подразделение совершило административное правонарушение, за которое оно подлежит привлечению к административной ответственности. Так, согласно пункту 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Это лицо (например, руководитель обособленного подразделения) вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с действующим административным законодательством.

Несмотря на то что всю ответственность за деятельность своих обособленных подразделений несет юридическое лицо, в случае, если юридическому лицу предъявляется иск, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, то такой иск на основании пункта 2 статьи 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 5 мая 1995 г. N 70-ФЗ предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения, а не по месту нахождения юридического лица. В этом случае на практике от имени ответчика (юридического лица) выступают в качестве стороны по делу обособленное подразделение. Однако это происходит только при наличии надлежащим образом оформленных полномочий (доверенность руководителю обособленного подразделения или иному работнику обособленного подразделения).

«Консультант бухгалтера», N 8, август 2002 г.

Организация деятельности обособленного подразделения

Общество зарегистрировано в Московской области и планирует создать на территории Москвы обособленное подразделение. Предполагается, что подразделение будет ответственно за сбыт продукции и руководство обществом, т.е. фактически будет выполнять часть тех функции, которые осуществляет само общество. В обособленном подразделении будут трудоустроены финансовый директор, директор по продажам, директор по производству, специалисты по продажам (менеджеры, супервайзеры, ведущие менеджеры по работе с ключевыми клиентами и другие), специалист по сертификации продукции, бухгалтеры.

В связи этим перед юристами был поставлен вопрос о том, какая правовая форма является наиболее приемлемой для организации деятельности обособленного подразделения общества на территории Москвы.

Правовой статус обособленного подразделения

В Гражданском кодексе РФ выделяется два вида обособленных подразделений организации — филиал и представительство.

В соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Таким образом, на представительство могут быть возложены функции ведения переговоров; заключения сделок; проведения рекламных кампаний деятельности головной организации; проведения маркетинговых исследований, направленных на изучение рынка соответствующих товаров (работ, услуг) в регионе своего местонахождения; защиты прав и законных интересов организации в судебных органах.

Филиал помимо указанных функций представительства непосредственно занимается производственной и иной предпринимательской деятельностью юридического лица, которую оно ведет в соответствии с законом и своими учредительными документами.

Предполагается, что работники обособленного структурного подразделения будут выполнять не только функции представительства общества на территории Москвы, но и осуществлять руководство текущей деятельностью (директора), заниматься решением финансовых вопросов (финансовое подразделение) и вопросов сертификации продукции (специалист по сертификации продукции), организовывать ведение бухгалтерского учета (бухгалтерия). Таким образом, обособленное структурное подразделение будет выполнять часть функций юридического лица. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее приемлемой правовой формой функционирования обособленного структурного подразделения является филиал.

Вместе с тем отметим, что в гражданском законодательстве отсутствует как прямой запрет на создание обособленных подразделений организации иных, чем представительства и филиалы, так и императивная норма, содержащая закрытый перечень видов обособленных подразделений. Из этого можно заключить, что организация вправе создавать иные, отличные от представительств и филиалов, обособленные подразделения организации, например, отделения, бюро, конторы, консультационно-информационные пункты. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой[1] .

При этом в законодательстве не содержится ограничений в отношении того, какие функции могут осуществлять иные обособленные подразделения, не имеющие статус юридического лица.

Таким образом, не стоит исключать возможность создания обособленного подразделения общества в Москве, не имеющего правовой статус филиала или представительства.

Обязательных условий, при которых допускается создание обособленного подразделения в одной правовой форме и исключено создание подразделения в другой правовой форме, законодательно не предусмотрено. Между тем имеются незначительные различия в правовом статусе обособленных подразделений, которые позволяют считать ту или иную форму наиболее предпочтительной.

Документы, необходимые для создания обособленного подразделения

Документы, необходимые для создания филиала

  1. Решение о создании филиала. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об ООО[2] филиал создается по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества. В этом решении следует указать местонахождение создаваемого филиала. При этом оно может быть обозначено наименованием города/населенного пункта нахождения филиала без указания точного адреса[3].
  2. Внесение изменений в устав общества. В силу п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Таким образом, при создании структурного подразделения имеющего статус филиала требуется внести изменения в учредительные документы общества. Изменения в учредительные документы подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями ст. 17 Закона о государственной регистрации[4].
  3. Положение о филиале. Из абзаца 1 п. 3 ст. 55 ГК РФ следует, что филиал общества действует на основании соответствующего положения. Утверждение такого положения о филиале, являющегося внутренним документом общества, подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО также отнесено к компетенции общего собрания участников общества (единственного участника общества).
    Указанные решения: о создании филиала, внесении изменений в устав общества и об утверждении положения о филиале рекомендуется оформить в одном решении общего собрания участников (решении единственного участника) общества.
  4. Доверенность на руководителя филиала. Руководитель филиала назначается обществом и действует от его имени на основании доверенности (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Решение о назначении руководителя филиала должно быть оформлено приказом генерального директора общества (ст. 68 ТК РФ).
  5. Постановка на налоговый учет. При создании филиала общество должно встать на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения.
    Постановка на учет в налоговом органе по местонахождению филиала осуществляется на основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ при изменении учредительных документов общества[5]. Предоставление дополнительных документов для постановки общества на налоговый учет по месту нахождения филиала не требуется.
  6. Уведомление государственных внебюджетных фондов. Необходимо обратить внимание, что общество подлежит регистрации по местонахождению филиала только при наличии у него отдельного счета, баланса и начислении им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц[6] (п. 11 ст. 15 Закона о страховых взносах[7]). Наличие отдельного счета и самостоятельного баланса не является обязательным для филиала. Решение о выделении филиала на отдельный баланс и открытии отдельного счета принимается в зависимости от степени самостоятельности филиала, которая определяется головным офисом при создании филиала. При принятии соответствующего решения, как правило, учитываются следующие факторы: количество сотрудников, работающих в обособленном подразделении; удаленность обособленных подразделений от основного офиса; функции, осуществляемые обособленным подразделением.
    Регистрация во внебюджетных фондах осуществляется путем направления соответствующих уведомлений в Пенсионный фонд РФ[8], Фонд социального страхования[9].
    Постановка на учет в Фонд обязательного медицинского страхования осуществляется через территориальные органы ПФР (п. 4 ст. 17 Закона об обязательном медицинском страховании[10]). В связи с этим предоставление дополнительных документов при регистрации общества по местонахождению филиала в ФОМС не требуется.

Документы, необходимые для создания иного обособленного подразделения

  1. Решение о создании обособленного подразделения. Порядок создания структурных подразделений, не являющихся филиалом и представительством, гражданским законодательством не урегулирован. В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества) относится к компетенции общего собрания участников.
    По нашему мнению, приказ (распоряжение, решение) о создании структурного подразделения, сведения о котором не вносятся в устав, является внутренним документом общества. Таким образом, для создания обособленного подразделения, общему собранию участников общества следует принять соответствующее решение.
  2. Положение об обособленном подразделении. Законодательно не предусмотрен порядок утверждения положения об обособленном подразделении. Тем не менее, возможность утвердить такое положение также не исключается. В связи с этим собранием участников общества или генеральным директором общества может быть утверждено положение об обособленном подразделении.
  3. Доверенность на работников обособленного подразделения. Если для выполнения трудовых обязанностей работникам общества может потребоваться доверенность, она должна быть выдана им единоличным исполнительным органом общества.
  4. Сообщение о создании обособленного подразделения. При создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, Общество должно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения Общества (п. 3 Порядка постановки на учет). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/[email protected] (Приложение 3).
    При получении сведений о создании обособленного подразделения налоговый орган по местонахождению общества обязан не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений направить их в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения организации для постановки ее на учет. Направление дополнительного сообщения в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения не потребуется.

Из приведенного описания документов, необходимых для создания обособленного подразделения, следует, что создание филиала сопряжено с оформлением большего числа документов, чем это требуется при создании иного обособленного подразделения. Между тем, при создании филиала несколько решений может быть оформлено одним документом (о создании филиала, внесении изменений в учредительные документы, назначении руководителя). Не требуется повторного обращения в налоговый орган в целях постановки общества на учет по местонахождению филиала (данные действия будут совершены при регистрации изменений в учредительные документы общества). Следовательно, количество документов, издаваемых при создании филиала, и трудозатраты на их составление будут незначительно превышать число документов, оформляемых при создании иного обособленного подразделения, и соответствующие трудозатраты.

В случае выделения филиала на отдельный баланс, открытия отдельного счета и начисления выплат в пользу физических лиц требуется регистрация общества в территориальных органах государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России).

Счет обособленного подразделения

Общество вправе открывать банковские счета для совершения банковских операций филиалом (п. 4.3 Инструкции об открытии банковских счетов[11]).

Иное обособленное подразделение не рассматривается в качестве подразделения юридического лица, через которое могут осуществляться расчеты. Тем не менее, законодательно не ограничено право юридического лица открывать счета в банках в иных субъектах РФ. Следовательно, не исключена возможность открытия счета общества в московском банке. В этом случае будет считаться, что расчеты осуществляются через само общество, но не через его обособленное подразделение.

Таким образом, использование конкретной правовой формы обособленного подразделения не влияет на принципиальную возможность распоряжения банковским счетом. Однако открытие отдельного счета обособленного подразделения позволяет отдельно учитывать средства, расходуемые для целей, связанных с деятельностью обособленного подразделения. По этой причине на практике в случае, когда выявляется потребность в открытии банковского счета в месте деятельности обособленного подразделения, как правило, создается филиал (или представительство) и открывается счет для совершения филиалом банковских операций.

Необходимость выделения обособленного подразделения на отдельный баланс

В соответствии с абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, признаками обособленного подразделения организации для целей налогообложения являются:

  • территориальная обособленность от головной организации;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

Из изложенного следует, что с точки зрения налогового учета к обособленным подразделениям относятся филиалы, представительства и иные подразделение, включая те, чье создание не отражено в учредительных документах, при условии соответствия критериям ст. 11 НК РФ.

Таким образом, для признания наличия у организации обособленного подразделения организации в целях налогообложения гражданско-правовой статус такого подразделения значения не имеет.

При этом НК РФ не ставит признание того или иного подразделения организации обособленным в зависимость от наличия у последнего отдельного баланса и расчетного счета (см. письма Минфина России от 3 августа 2010 г. № 03-03-06/1/513 и от 7 июля 2006 г. № 03-01-10/3-149).

В соответствии с п. 33 ПВБУ[12] и п. 8 ПБУ 4/99[13] бухгалтерская отчетность организации должна включать в себя показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Как указал Минфин России в письме от 29 марта 2004 г. № 04-05-06/27, под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Таким образом, решение о необходимости выделения обособленного подразделения на отдельный баланс, а также определение показателей, которые будут установлены для него, должно быть принято самим обществом, законодательство не содержит требования об обязательном выделении обособленных подразделений на отдельный баланс.

Отметим, что наличие у налогоплательщика обособленного подразделения само по себе приводит к необходимости уплачивать некоторые налоги по местонахождению такого обособленного подразделения. Вместе с тем, наличие у обособленного подразделения отдельного баланса повлечет за собой необходимость уплачивать дополнительные налоги и сборы по местонахождению обособленного подразделения.

Порядок налогообложения обособленного подразделения

Постановка на учет обособленного подразделения в налоговых органах. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по местонахождению каждого своего обособленного подразделения.

Таким образом, общество будет поставлено на налоговый учет в Москве в том налоговом органе, который отвечает за территорию, где будут организованы рабочие места для сотрудников общества.

Налог на добавленную стоимость (НДС). Действующими правилами главы 21 НК РФ уплата НДС и представление деклараций по НДС по местонахождению обособленных подразделений не предусмотрены.

Как указано в письме МНС России от 4 ноября 2002 г. № ВГ-6-03/[email protected], вся сумма НДС уплачивается организацией, имеющей обособленные подразделения, централизованно по месту постановки на учет головной организации без распределения налога по обособленным подразделениям.

Следовательно, независимо от того, есть ли у общества обособленные подразделения, выделены они на отдельный баланс или нет, представление деклараций по НДС и уплата налога производятся обществом по своему местонахождению без распределения по обособленным подразделениям.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Как известно, организации выступают в качестве налоговых агентов в отношении НДФЛ, подлежащего уплате с доходов работников (п. 1 ст. 226 НК РФ). Однако исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ организацией, в состав которой входят обособленные подразделения, в отношении работников этих подразделений имеет ряд особенностей.

В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ российская организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого своего обособленного подразделения.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого подразделения.

Из приведенных норм законодательства следует, что при открытии офиса в Москве, являющегося обособленным подразделением, общество обязано будет производить уплату НДФЛ по местонахождению своего обособленного подразделения в Москве в отношении доходов, полученных сотрудниками этого подразделения.

Отметим, что данную обязанность общество должно будет исполнять вне зависимости от наличия либо отсутствия у обособленного подразделения расчетного счета и отдельного баланса, поскольку никаких изъятий п. 7 ст. 226 НК РФ в данном отношении не содержит.

Налог на прибыль организаций. В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками по местонахождению организации, а также по местонахождению каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога должны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению и местонахождению каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в законодательно установленном порядке.

Следовательно, поскольку в состав общества будет входить обособленное подразделение, по истечении каждого отчетного и налогового периода общество должно представлять декларации в налоговые органы, как по своему местонахождению, так и по местонахождению подразделения в Москве. При этом декларации представляются обществом самостоятельно (если только обществом не выдана доверенность руководителю (сотруднику) обособленного подразделения на его представление в налоговых органах).

Указанный порядок представления налоговых деклараций начинает действовать с того отчетного периода, к которому относится дата постановки организации на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения (письмо Минфина России от 5 марта 2007 г. № 03-03-06/2/43).

Пунктом 5 ст. 289 НК РФ установлено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по своему местонахождению налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Если доля прибыли по обособленному подразделению не определяется в связи с тем, что значение показателей для ее исчисления равно нулю, то налоговая база и налог на прибыль, а также авансовые платежи на такое подразделение не распределяются (письмо УФНС России по г. Москве от 6 мая 2008 г. № 14-14/043984).

Транспортный налог. Если общество планирует приобрести автомобили (или иные транспортные средства), которые будут эксплуатироваться сотрудниками подразделения в Москве при выполнении ими своих трудовых обязанностей, то стоит обратить внимание на следующее.

Согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в законодательно установленном порядке.

Пунктом 1 ст. 3631 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков, являющихся организациями, по истечении налогового периода представить в налоговый орган по местонахождению транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных) является место их государственной регистрации, а при отсутствии такового — местонахождение собственника (п. 5 ст. 83 НК РФ).

В соответствии с п. 24.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации[14] регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по местонахождению юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по местонахождению их обособленных подразделений.

Следовательно, общество вправе выбрать, где поставить на учет автомобили и (или) иные транспортные средства — по местонахождению общества или обособленного подразделения.

Таким образом, если общество приобретет и зарегистрирует в Москве автомобили (или иные транспортные средства), то оно должно будет представлять налоговую декларацию по транспортному налогу в Москве. Налог подлежит уплате по такому же принципу самим обществом.

Налог на имущество организаций. В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

В свою очередь, п. 1 и 4 ст. 374 НК РФ установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г.

Следовательно, с 1 января 2013 г. объектом налогообложения признается только недвижимое имущество, учитываемое в качестве основных средств.

При этом НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты налога на имущество и его декларирования для организаций, имеющих обособленные подразделения.

В силу ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Следовательно, если обособленное подразделение общества в Москве на отдельный баланс выделяться не будет, то приобретенное для этого обособленного подразделения недвижимое имущество (основные средства) будут стоять на балансе самого общества.

В то же время согласно ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Значит, у общества возникнет обязанность по исчислению, уплате и декларированию налога на имущество по местонахождению недвижимого имущества, т.е. в Москве, вне зависимости от того, будет ли обособленное подразделение иметь отдельный баланс, на котором будут учитываться основные средства в виде недвижимого имущества, используемые таким обособленным подразделением.

В то же время у общества не возникнет обязанность по исчислению, уплате и декларированию налога на имущество по местонахождению обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, в отношении основных средств в виде движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 г. Если же обособленное подразделение будет иметь отдельный баланс, на котором будут учитываться указанные основные средства, используемые таким обособленным подразделением, то налог на имущество будет уплачиваться обществом в Москве.

Взносы в государственные внебюджетные фонды. В силу п. 11 ст. 15 Закона о страховых взносах обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

Таким образом, если обособленное подразделение общества в Москве не будет отвечать установленным в приведенной норме требованиям (оно не будет выделено на отдельный баланс и (или) у него не будет расчетного счета), на него не будет возложено исполнение обязанностей общества по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанностей по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

Если же обособленное подразделение общества в Москве будет отвечать установленным приведенной нормой требованиям (оно будет выделено на отдельный баланс и у него будет расчетный счет), на него будет возложено исполнение обязанностей общества по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанностей по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

Рассмотрение споров с участием общества

В отношении обособленных подразделений, имеющих статус филиала, предусмотрены специальные правила подсудности. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, расположенного вне местонахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по местонахождению юридического лица или его филиала (п. 5 ст. 36 АПК РФ).

Иски, вытекающие из деятельности иного обособленного подразделения юридического лица, предъявляются по местонахождению общества (ст. 35 АПК РФ). Рассмотрение споров по местонахождению филиала позволяет наиболее оперативным образом обеспечивать предоставление доказательств со стороны общества.

Литература

[1] См., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.11.2008 г. по делу № А42-1739/2008, от 28.11.2005 № А56-45775/2004, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.09.2009 по делу № А53-22572/2008, ФАС Московского округа от 30.04.2009 № КА-А40/3057-09, ФАС Центрального округа от 06.05.2003 № А09-585/03-30.

[2] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[3] См. Постановление ФАС Поволжского округа от 09.04.2010 по делу № А65-28861/2009 (в указанном деле рассматривалась ситуация с представительством акционерного общества, однако данная практика применима и к филиалу общества с ограниченной ответственностью).

[4] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[5] Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российской организации по местонахождению их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента (утвержден письмом ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623 «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие со 2 сентября 2010 года Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ» (далее — Порядок постановки на учет)). С вступлением в силу Закона № 229-ФЗ была изменена процедура постановки на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения. Между тем, до настоящего времени не утвержден новый порядок постановки на учет. До утверждения соответствующего порядка налоговым органом рекомендован к применению Порядок постановки на учет, утвержденный письмом ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623.

[6] Обратите внимание, что постановка на учет в фондах требуется только при наличии всех трех перечисленных условий: наличии отдельного счета, баланса, начисления филиалом заработной платы (письмо ФСС России от 05.05.2010 № 02-03-09/08-894п).

[7] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[8] Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утвержден Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п).

[9] Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей — юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 20.09.2011 № 1052н).

[10] Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

[11] Инструкция Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее — Инструкция об открытии банковских счетов).

[12] Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

[13] Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

[14] Утверждены приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001.