Субъект права это статья гк

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Комментарий к Ст. 212 ГК РФ

1. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Комментируемая статья воспроизводит данное положение в п. п. 1 и 4.

Основной Закон упоминает о формах собственности, в том числе и о частной, также в ст. ст. 9, 35, 36. При этом, если проанализировать текст всех четырех частей ГК РФ, мы не увидим упоминания частной собственности, кроме как в комментируемой статье (в п. 1 ст. 1 используется также словосочетание «частные дела»).

Безусловно, частная собственность не только правовая и экономическая, но и политическая категория. Именно политическими мотивами руководствовалась рабочая группа по подготовке части первой ГК РФ, когда во втором чтении ст. 213 переименовали из «Право частной собственности» в «Право собственности граждан и юридических лиц». Вряд ли это сыграло решающую роль, однако в условиях жесткой политической борьбы часть первая Кодекса все-таки была принята.

Что касается иных (кроме частной, государственной и муниципальной) форм собственности, то следует отметить, что дискуссия о формах собственности во время подготовки Конституции РФ не была завершена и выходом из дискуссионного тупика было указание в Основном Законе на неисчерпывающий перечень форм собственности. В ГК РФ оставалось лишь воспроизвести текст Конституции РФ.

2. При определении субъектов права собственности и иных вещных прав следует учитывать постепенное вовлечение в гражданский оборот все большего количества объектов и, следовательно, появление все большего числа собственников. Данное обстоятельство требует более конкретного научного осмысления правового положения как самих участников оборота, так и лиц, чьи интересы при этом непосредственно затрагиваются. Особенности правового положения лиц в данном случае детерминированы как спецификой использования того или иного объекта, так и тем правом, носителями которого эти лица являются.

3. О праве собственности граждан и юридических лиц см. ст. 213 ГК РФ и комментарий к ней, о праве собственности Российской Федерации и ее субъектов — ст. 214 и комментарий к ней, о праве собственности муниципальных образований — ст. 215 и комментарий к ней.

4. Субъектов права собственности можно разделить:

— на частных и публичных. При этом в данном случае можно сформулировать правило: все то, что не отнесено к публичной собственности, является частной;

— на естественных — граждан и искусственных — созданных гражданами. К последним относятся юридические лица и публичные образования;

— на российских, иностранных и международных. В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. К международным относятся иные государства и международные организации (например, Организация Объединенных Наций);

— по полной и ограниченной возможности участия в гражданском обороте. Граждане обладают такой возможностью тогда, когда становятся дееспособными, т.е. по достижении 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК), либо до достижения данного возраста, но в соответствии с законом вступившие в брак (п. 2 ст. 21 ГК), либо эмансипированные (ст. 27 ГК).

Как правило, юридические лица обладают общей правоспособностью с момента государственной регистрации, за исключением некоммерческих организаций и государственных и муниципальных организаций, которые обладают специальной правоспособностью. Соответственно, организации с общей правоспособностью обладают большими возможностями участия в гражданском обороте, нежели организации со специальной правоспособностью.

Конечно же данные деления являются условными, но очевидно, что приведенная классификация основывается на нормах права.

5. Нормы комментируемой статьи не распространяются на результаты интеллектуальной деятельности, приравненные к ним средства индивидуализации и интеллектуальные права, как иногда ошибочно считают правоприменители. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 4 ноября 2003 г. N КАС03-512 на основе положений ст. ст. 128, 212, 214 ГК РФ сделан вывод о принадлежности Российской Федерации исключительных прав на результаты интеллектуальной (творческой) деятельности (интеллектуальная собственность), относящиеся к объектам гражданских прав, в том числе на товарные знаки.

6. Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи корреспондирует п. 2 ст. 129 ГК РФ. Виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены Земельным кодексом РФ (ст. 27), Лесным кодексом РФ (ст. 8), Водным кодексом РФ (ст. 8); Федеральными законами «Об обороне» (ст. 1) , «О животном мире» (ст. 4) , «О мелиорации земель» (ст. 11) , «Об использовании атомной энергии» (ст. 5) , «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 2) , «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (ст. 9) , «О государственном материальном резерве» (ст. 4) , «О Федеральной службе безопасности» (ст. 7.1) , «О гидрометеорологической службе» (ст. 13) , «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (ст. 6) ; а также законами «О недрах» (ст. 1.2) , «О закрытом административно-территориальном образовании» (ст. 6) , «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (ст. 7) , «О государственной охране» (ст. 29) , «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (ст. 4) , «Об архивном деле в Российской Федерации» (ст. 7) , «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 5) , «О статусе столицы Российской Федерации» (ст. 8) , «Об уничтожении химического оружия» (ст. 5) и др.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 142.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 9. Ст. 713.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 3.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3609.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 16. Ст. 1799.

Собрание законодательства РФ. 1992. N 10. Ст. 823.

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915.

Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

Собрание законодательства РФ. 2003. N 9. Ст. 805.

Собрание законодательства РФ. 2004. N 43. Ст. 4169.

Собрание законодательства РФ. 1997. N 6. Ст. 711.

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 683.

Собрание законодательства РФ. 1997. N 18. Ст. 2105.

Статья 212 ГК РФ. Субъекты права собственности

Новая редакция Ст. 212 ГК РФ

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Комментарий к Ст. 212 ГК РФ

В п. 1 комментируемой статьи воспроизведено положение ст. 8 Конституции РФ.

С гражданско-правовой точки зрения в комментируемой статье закреплено положение, согласно которому право собственности едино, но может различаться по субъектам. Все субъекты имеют по отношению к имуществу, находящемуся в их собственности, одинаковый объем правомочий.

Равные юридические возможности не исключают неизбежных особенностей в зависимости от субъектного состава.

Другой комментарий к Ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Содержание комментируемой статьи определяется нормой ст. 8 Конституции РФ, закрепившей существование государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности. При этом само понятие формы собственности ни в Конституции, ни в ГК не раскрывается.

Как указано в ст. 8 Конституции РФ, все формы собственности признаются и защищаются равным образом. Следовательно, нет оснований говорить о приоритете одной формы собственности (ведущей, определяющей) по отношению к другим.

2. Фактически взаимоотношение форм собственности выступает как взаимоотношение собственников — Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических и физических лиц. Эти отношения строятся как отношения равных лиц.

Однако участие публичных образований в гражданском обороте связано с рядом особенностей, что и вызвало необходимость установления в связи с этим ряда специальных норм.

В частности, некоторые объекты гражданских прав могут находиться исключительно в государственной (например, недра) или муниципальной собственности. Законы, содержащие такие правила, являются законами об ограничении прав и потому их основанием могут быть только публичные интересы. Иным образом, кроме как путем издания специальных законов, такие ограничения вводиться не могут.

Кроме того, возможно установление особенностей приобретения и прекращения права собственности в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

В частности, способы распоряжения государственной, муниципальной собственностью, ее использования зависят от тех публичных целей, для обеспечения которых она предназначена. Соответственно, государство, муниципальные образования в лице компетентных органов не могут по своему усмотрению совершать распорядительные имущественные акты, влекущие утрату или приобретение объектов собственности, а должны руководствоваться законами, иными нормативными актами.

3. В то же время в отношениях с иными лицами государство, муниципальные образования выступают в гражданском обороте на равных основаниях, и совершенные ими гражданско-правовые сделки не могут быть оспорены исходя из того, что они не отвечают целям деятельности собственника — лица публичного права.

4. В силу ст. 209 ГК собственнику принадлежит вся полнота прав на вещь. По своему содержанию право собственности, принадлежащее государству или муниципальному образованию, не отличается от права собственности, принадлежащего частному лицу (физическому или юридическому). Собственник вправе совершать любые действия, не противоречащие законам и иным правовым актам. Следовательно, возможно установление посредством закона известных границ права собственности, в том числе путем закрепления правил и процедур реализации этого права. Лица публичного права, деятельность которых строго регламентирована, значительно более ограничены в осуществлении принадлежащего им права собственности, чем физические и юридические (частные) лица. В то же время это не означает, что в той мере, в какой лица публичного права ограничиваются в своем праве собственности, иные лица получают соответствующие правомочия. Таким образом, здесь нет и оснований усматривать ограничение права в его точном юридическом смысле, как это имеет место, например, в конструкции вещного права на чужую вещь. Скорее, можно говорить о том, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не может быть использовано в полной мере, а должно служить только определенным целям, имеющим публично-правовую природу. Соответственно, отмечается более низкая эффективность функционирования имущества, находящегося в публичной собственности, чем в частной.

5. С изложенных позиций следует оценивать попытки обнаружить неизвестные Конституции РФ и ГК формы собственности — коллективную, родовую, общинную и т.п. как проявление «иных форм собственности». С экономической точки зрения отказ от частной собственности влечет снижение эффективности ее эксплуатации, а с юридической — существенно ограничивает фактический объем возможностей, предоставляемых правом собственности.

Кроме того, во всех тех случаях, когда предлагаются «иные» формы собственности, с успехом может использоваться конструкция особого юридического лица (коммерческой или некоммерческой организации) с наделением ее соответствующим имуществом.

6. В настоящее время до конца не урегулированы отношения собственности между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. К Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Ведомости РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89) имеются приложения N 1 — 3, в которых поименно указаны объекты, относящиеся соответственно к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований.

В то же время обсуждается, каким должен быть порядок передачи имущества из ведения Федерации в ведение ее субъекта, возможно ли изъятие или безвозмездная передача муниципального имущества в ведение субъекта Федерации или федеральное ведение. Детальное правовое регулирование в этой сфере пока отсутствует.

Необходимо отметить, что непосредственно законом не может быть установлено право собственности на конкретный объект, поскольку в силу ст. 8 ГК закон не может служить основанием возникновения гражданских прав. Он может установить только условия, при которых указанные в ст. 8 ГК юридические факты порождают права и обязанности.

7. При определении посредством закона условий передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Федерации необходимо учитывать, что согласно п. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах его компетенции, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Между тем к совместному ведению РФ и субъекта Федерации относится разграничение государственной собственности. Следовательно, приоритет здесь имеет федеральный закон. В то же время по иным, кроме указанного, вопросам управления собственностью, находящейся в ведении субъекта Федерации, преимущество отдается законам и нормативным актам субъекта Федерации.

Субъекты и объекты правоотношений

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право

Субъекты правоотношений

Субъекты правоотношений — это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права.

Субъектами правоотношений могут быть индивиды, их организации и как исключение социальные общности. Все они обладают пpaвосубъектностью.

Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений.

Определение круга лиц, наделенных правосубъектностью, и ее основного содержания осуществляется по отраслям права.

Индивиды (или физические лица) — основная часть субъектов права. К индивидам относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Граждане — самые многочисленные субъекты права, они вступают в различные правоотношения: гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные, финансовые, процессуальные и др. От социальной и правовой активности гражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовом коллективе, его успех в жизни.

Правосубъектность граждан представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов — правоспособности и дееспособности.

Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность — предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Разграничение право- и дееспособности характерно в основном для гражданского права, поскольку правоспособность гражданина возникает в момент его рождения, а дееспособность — по достижении определенного возраста. Каким же образом осуществляются права и исполняются обязанности, если участником правоотношения выступает недееспособное лицо? В таких случаях недостающие элементы правосубъектности восполняются другими лицами. В гражданском праве существует институт представительства. Представитель своими действиями реализует права и исполняет обязанности от имени недееспособного участника правоотношения.

В других правовых отраслях право- и дееспособность не разделяются, подразумевается, что они появляются у гражданина одновременно и его правовое положение характеризуется единой праводееспособностью, или, говоря иначе, правосубъектностью.

Круг лиц, обладающих правосубъектностью, определяется специализированными нормами. Например, в соответствии с п. 1 ст. 13 С К РФ брачный возраст устанавливается в 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месу жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет (п. 2 ст. 13 СК РФ). Согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ «административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет».

Правовое положение граждан России в целом характеризуется наличием у них правового статуса, который включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ. Правовой статус российских граждан в полной мере соответствует стандартам прав человека, закрепленным в актах международного права.

Помимо общего (конституционного) правового статуса разные граждане имеют специальный статус, который определяется более конкретными законами: например, статус военнослужащего, работника милиции, пенсионера, студента, судьи и т. д.

Правоспособность и дееспособность граждан обычно одинаковы по объему. Однако в ряде случаев по закону или по решению суда лицо ограничивается в дееспособности. Так, по гражданскому законодательству малолетние в возрасте до шести лет полностью недееспособны, ограничены в дееспособности малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетние — в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26, 28 ГК РФ).

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным называется эмансипацией и производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей, а при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Судом признаются недееспособными граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Законом предусмотрена также возможность ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК РФ). Ограниченно дееспособный может совершать сделки (за исключением мелких бытовых) по распоряжению имуществом лишь с согласия попечителя.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых, гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеют избирательных прав, на них не распространяются воинская обязанность, действие некоторых статей УК РФ (например, об измене Родине) и т. д.

Организации

Организации как субъекты права характеризуются специальной правосубъектностью, а признанные в качестве юридических лиц — гражданской правоспособностью.

Специальная правосубъектность организаций выражается в их компетенции, т. е. совокупности полномочий, прав, обязанностей, которыми наделены организации для осуществления своих функций, достижения поставленных перед ними целей. Организации различаются по компетенции, закрепленной в нормативных актах: законе, уставе, положении и т. п.

Гражданскую правоспособность имеют организации, признанные юридическими лицами. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Организации могут быть государственными и негосударственными.

Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций. Как субъектов права их можно подразделить на четыре группы.

Первая группа. Органы государства, выполняющие функции управления и принуждения, обладающие властными полномочиями (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Чаще всего они выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных отношений.

Вторая группа. Государственные учреждения, занимающиеся социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями. К ним относятся государственные вузы, больницы, библиотеки, театры, музеи и т. д. Их деятельность в основном финансируется из государственного бюджета.

Третья группа. Государственные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам в соответствии с нормами, предусмотренными п. 3 ст. 56 и п. 5 ст. 115 ГК РФ.

Четвертая группа. Государство в целом — это также организация, являющаяся субъектом права. Российская Федерация и субъекты РФ могут быть участниками финансовых, земельных, имущественных и иных правовых отношений.

К негосударственным организациям относятся органы и учреждения местного самоуправления, общественные и частные коммерческие организации.

На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальная власть и действуют органы этой власти (мэрии городов, администрации районов и других муниципальных образований, муниципальная милиция и т. д.), а также создаваемые этими органами муниципальные учреждения (больницы, школы, детские сады, библиотеки и т. п.) и муниципальные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью.

К общественным организациям относятся партии, профсоюзы, творческие союзы, спортивные общества, фонды, юридические консультации и другие организации и добровольные объединения граждан. Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации целей и задач, ради которых они созданы. Многие из них признаются в качестве юридических лиц, следовательно, выступают в качестве субъектов имущественных правоотношений.

К частным коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, действующие в сфере частного бизнеса (промышленность, торговля, банковская и страховая деятельность и т. д.). Все они являются юридическими лицами и, соответственно, субъектами гражданско-правовых отношений. Кроме того, они выступают участниками трудовых, финансовых, земельных и иных правоотношений.

Социальные общности

Социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив) являются субъектами права в особых, предусмотренных законом случаях. Например, народ непосредственно осуществляет свои права путем всенародного голосования (референдума). В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Однако чаше всего социальные общности действуют через государственные и общественные организации.

Объект правоотношений

Объектом правоотношений называется то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношений теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в ее распоряжении и охраняемым государством. Объектом могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта права: веши, деньги, ценные бумаги и др. Например, по жилищному законодательству объект для нанимателя — это жилое помещение, необходимое ему для проживания. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им единолично или совместно с другими лицами. В силу ст. 36 Конституции РФ граждане, их объединения могут иметь в частной собственности землю.

Объектами правоотношений выступают предметы духовного творчества (например, объектом авторского права признается созданное автором произведение), различные нематериальные блага (право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. д.).

В качестве объектов могут быть и действия людей (работа, услуги и т. п.). Например, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Одно и то же благо может быть объектом разнообразных правоотношений. Так, вешь может быть объектом права собственности, правоотношений купли-продажи, залога, наследования, страхования и т. д.

При совершении противоправных действий осуществляется посягательство на материальные или нематериальные блага. В целях защиты субъективного права в отношении соответствующих объектов компетентные органы принимают индивидуальные решения в рамках охранительных правоотношений. Например, решение о возврате собственнику похищенной у него веши или о взыскании ее стоимости.

Юридические факты. Это конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо — в гипотезе, косвенно — в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т. е. лица — адресаты нормы приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции (санкции).

Диспозиция правовой нормы предписывает, каким может или должно быть поведение активной стороны. Действия лиц, совершаемые в соответствии с предписаниями диспозиции юридической нормы, являются юридическими фактами, реализующими права и обязанности. Следовательно, фиксируя права и обязанности, диспозиция косвенно указывает на юридические факты.

Кроме того, факты называются юридическими потому, что вместе с нормами права определяют конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон. Например, содержание прав и обязанностей покупателя и продавца устанавливается не столько нормой гражданского права, сколько договором между сторонами, а последний является юридическим фактом.

Очень часто для возникновения правоотношения требуется фактический состав, т. с. совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий (так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимо достижение определенного возраста, наличие трудового стажа и решение органов социальной защиты о назначении пенсии).

Иногда нормы права связывают юридические последствия не с наличием того или иного обстоятельства, а с его отсутствием. Например, в и. 1 ст. 520 ГК РФ указано: «Если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров либо не выполнил требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение». Факты, свидетельствующие об отсутствии каких-либо обстоятельств или действий, в юридической науке называются отрицательными.

Юридические факты представляют собой разнообразные жизненные обстоятельства, а потому их можно классифицировать по различным основаниям. Важнейшим является деление юридических фактов по тем последствиям, которые они влекут, и их волевому содержанию.

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений. Это гражданско-правовые сделки, заключение трудового договора, заключение брака в соответствии с нормами семейного права, совершение преступных действий, вызывающих уголовно-правовые отношения, и др.

Правоизменяющие факты изменяют правоотношения. Например, перевод на другую работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами, хотя в целом правоотношение сохраняется.

Правопрекращающие факты обусловливают прекращение правоотношений. Таковыми являются действия лица но исполнению юридической обязанности (уплата долга кредитору прекращает отношение по договору займа). Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие, например, смерти человека (субъекта права), гибели веши (объекта правоотношения).

Один и тот же факт способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношения по наследованию, прекращения трудового правоотношения, изменение правоотношения по найму жилого помещения.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния (действие или бездействие).

События — это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (пожар от удара молнии, истечение срока, естественная смерть человека и др.).

Действия — волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих норм. Они подразделяются на индивидуальные юридические акты и юридические поступки. Индивидуальные юридические акты — внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата. К ним относятся акты применения права, договоры между организациями, гражданско-правовые сделки, заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия. Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений (например, выполнение трудовых обязанностей, передача вешей и денег по договору купли-продажи). Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, были они направлены на достижение указанных последствий или нет. Неправомерные действия — это преступления и проступки, идущие вразрез с правовыми предписаниями.

Бездействие — это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

Статья 212 ГК РФ. Субъекты права собственности (действующая редакция)

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 212 ГК РФ

1. Конституция РФ гарантирует равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Указанные формы собственности обладают равным правовым статусом, им гарантирована равная защита со стороны государства.

Субъектом права собственности может выступать практически любой субъект гражданских правоотношений: от государства до частных лиц. Ограничения в части приобретения права собственности могут быть установлены в отношении отдельных категорий субъектов при наличии достаточных оснований. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

2. Особенности приобретения или прекращения права собственности на отдельные виды объектов собственности могут быть установлены исключительно законом, т.е. никакой иной орган или субъект не вправе принимать решение о введении ограничений и закреплении особенностей, если они не предусмотрены действующим законодательством.

Закон может определять перечень объектов, для которых исключены отдельные виды права собственности. Такие ограничения направлены на исключение частной собственности, например, на оружие массового поражения, богатства недр и ряд иных объектов. Специальные перечни включают лишь объекты, для которых установлена исключительно государственная или муниципальная собственность.

3. Судебная практика:

— Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1;

— Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по делу N А65-101/2014;

— решение Арбитражного суда Курской области от 10.07.2014 по делу N А35-4135/2014;

— решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 20.06.2014 по делу N 2-652/2014.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Комментарий к статье 212 Гражданского Кодекса РФ

1. Согласно п. 2 ст. 8 Конституции в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В п. 1 комментируемой статьи также указывается на различные формы собственности в Российской Федерации. Понятие формы собственности употребляется в экономическом смысле. Оно объединяет в себе тип собственника и виды имущества, которые могут находиться в собственности. Таким образом, под формой собственности понимаются экономические отношения, характеризуемые индивидуализацией собственника, выступающего в качестве субъекта данных отношений, и разновидностью имущества, принадлежащего собственнику.

Перечень форм собственности, данный как в Конституции, так и в Кодексе, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности. Однако иных форм собственности, предусмотренных ч. 2 ст. 8 Конституции и п. 1 комментируемой статьи, в настоящее время в России не существует. В п. 1 комментируемой статьи, по существу, лишь воспроизводится конституционная формула, в действительности не имеющая особого гражданско-правового смысла.

2. В обществах с развитой рыночной экономикой обычно существуют две формы собственности: частная и государственная. Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В то же время один вид имущества должен служить общим интересам всего общества и быть доступен для каждого его члена. К такому имуществу, находящемуся в собственности государства, могут относиться, например, площади, улицы, парки, реки и т.п. В этом же направлении идет процесс развития и российского общества. В п. 2 ст. 212 ГК определяется перечень субъектов права собственности, совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (см. коммент. к ст. 2 ГК). Соответственно, выделяются частная, государственная и муниципальная формы собственности.

3. Особенности возникновения, прекращения и осуществления права собственности на имущество во многом определяются его субъектным составом. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен порядку, в котором могут устанавливаться особенности регулирования отдельных аспектов права собственности. Так, правовым источником установления указанных особенностей может выступать только закон (например, гл. 14, 15 ГК, Закон об унитарных предприятиях, Закон о защите прав потребителей, Закон об оружии). Данное уточнение в комментируемой статье является существенной дополнительной гарантией равенства форм собственности.

Правило, содержащееся в абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, устанавливает, что возможны виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Введение подобного ограничения объективно отражает потребности любого государства в защите своего суверенитета, обеспечении обороноспособности и безопасности, а также учете интересов большинства населения, проживающего на его территории.

4. Цель п. 4 комментируемой статьи — обеспечение равноправия собственников в вопросе защиты. В связи с этим следует подчеркнуть невозможность существования форм права собственности. Понятие «форма собственности» — экономическое, а не юридическое. Наличие же разных форм прав собственности неизбежно влечет появление разных по объему и степени защиты прав собственности, что противоречит устоям демократического государства.

Правовое государство обеспечивает равные (как по содержанию, так и по гарантиям защиты и охраны) юридические возможности всем без различия собственникам. Поэтому в действительности речь должна идти не о формах права собственности, а о принадлежности имущества на праве собственности различным субъектам — гражданам, юридическим лицам, публично-правовым образованиям, причем с совершенно одинаковым объемом правомочий.

Конституция (ст. 8) и п. 4 комментируемой статьи гарантируют равенство в защите всех форм собственности и в правомочиях, принадлежащих собственнику, независимо от того, какую форму собственности он представляет.