Судебный пристав является должностным лицом состоящим на службе

Судебный пристав является должностным лицом состоящим на службе

Кто такие судебные приставы?

Судебные приставы носят форменную одежду установленного образца, им присваивается классный чин, выдается служебное удостоверение. Их форма, удостоверение и деятельность очень схожа с функциями, которые выполняют правоохранительные органы.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на федеральной государственной гражданской службе. Во время исполнения своих служебных обязанностей судебные приставы руководствуются Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года (для пристава по ОУПДС 18 лет), имеющий высшее юридическое или экономическое образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Для пристава по ОУПДС желательно прохождение срочной службы в вооруженных силах и образование не ниже среднего.

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»(далее — Закон об исполнительном производстве) определяет Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы в качестве уполномоченных органов по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Федеральная служба судебных приставов в виде самостоятельного органа государственной власти была создана в России сравнительно недавно.

До 1997 г. судебные исполнители фактически состояли при судах и лишь в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах»(далее — Закон о судебных приставах) перестали относиться к судебной ветви власти.

Первоначально был образован Департамент судебных приставов, входивший в структуру Министерства юстиции РФ, который в рамках проводимой административной реформы в 2004 г. был упразднен. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана Федеральная служба судебных приставов (далее — ФССП России).

13 октября 2004 г. последовал Указ Президента РФ N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», утвердивший Положение о ФССП России.

ФССП России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Согласно общей концепции административной реформы Федеральная служба судебных приставов подведомственна Министерству юстиции РФ. Последнее, в свою очередь, относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент России (Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724). Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении ФССП России, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности данной службы.

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ.

СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ .

Законодательство о государственной гражданской службе Государственная гражданская служба — вид государственной службы РФ наряду с военной и правоохранительной. В целом она представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. При этом государственная гражданская служба подразделяется на два уровня: на федеральную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Государственная гражданская служба судебного пристава-исполнителя — профессиональная служебная деятельность гражданина РФ на должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя, призванная обеспечивать непосредственное осуществление полномочий ФССП России по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Базовыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы государственной гражданской службы, являются: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Конституция РФ содержит такие основополагающие положения, как: равный доступ граждан к государственной службе, единство системы государственной власти, непосредственность действия конституционных прав и свобод человека и гражданина, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Именно Конституцией РФ устанавливаются основные права и свободы человека и гражданина; закрепляются положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; определяются смысл, содержание и применение законов, деятельность органов всех ветвей власти и местного самоуправления (ст. ст. 2 и 18).

Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются система государственной службы РФ, основные принципы ее построения и функционирования, общие условия государственной службы.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ. Данным Законом регулируются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, с определением правового положения (статуса) государственных гражданских служащих.

В частности, в ст. 1 Закона определяется термин «представитель нанимателя», под которым следует понимать руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанных лиц, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Для судебного пристава представителем нанимателя является руководитель территориального органа ФССП России (управления, отдела) — главный судебный пристав субъекта РФ. Он принимает решение о заключении служебного контракта с гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о замещении им должности судебного пристава, издает акт о его назначении. Кроме того, представитель нанимателя принимает решения по таким важным вопросам, связанным с прохождением гражданской службы судебным приставом, как аттестация, квалификационный экзамен, поощрения и награждения за гражданскую службу, дисциплинарные взыскания.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В частности, Законом закреплены такие обязанности государственного служащего, как: представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Следует учитывать, что названными выше Федеральными законами регулируются общие вопросы, связанные с государственной службой судебного пристава. Специальным вопросам государственной службы судебных приставов посвящены Закон о судебных приставах, Закон об исполнительном производстве. Данными нормативными правовыми актами определяется специальный (должностной) правовой статус судебного пристава.

При выборе правовой нормы, регулирующей схожие отношения, следует руководствоваться соответствующими правилами применения правовых норм. Так, по вопросу возрастного ценза для лиц, замещающих должность судебного пристава, следует применять Закон о судебных приставах, поскольку он является специальным, имеет преимущественное значение в регулировании данного вопроса.

Особое место в регулировании правового статуса судебных приставов занимают правовые акты Президента РФ: 29 указов Президента РФ регламентируют отдельные общие вопросы правового положения судебных приставов как государственных служащих: поступление, прохождение, прекращение государственной службы; 4 указа адресованы непосредственно судебным приставам, отражают специфику их деятельности.

Нормами указов Президента РФ утверждены Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации; Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих; Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственным гражданским служащим Российской Федерации и порядке оценки его знаний, навыков и умений (профессионального уровня); определяются место Федеральной службы судебных приставов в системе органов государственной власти, ее функции, задачи, полномочия, вопросы организации деятельности, численность ее работников; вопросы присвоения классных чинов судебным приставам и другие вопросы, связанные с их правовым статусом. Указом Президента РФ назначаются главный судебный пристав РФ, его заместители.

Акты Правительства РФ регламентируют общие вопросы, связанные с финансированием деятельности судебных приставов, их материально-техническим обеспечением.

Актами Министерства юстиции РФ осуществляется нормативное правовое регулирование в сфере деятельности судебных приставов в части возложенных на них функций, регулируются вопросы координации и контроля деятельности Федеральной службы судебных приставов. Так, Приказом Минюста России от 9 апреля 2007 г. N 69 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, Приказом Минюста России от 21 февраля 2007 г. N 192 — Административный регламент по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), который разработан в целях повышения эффективности исполнения решений судебных и иных уполномоченных органов. Данным актом определяются сроки и последовательность действий при осуществлении ФССП России полномочий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), а также порядок взаимодействия между ее территориальными органами.

Посредством индивидуальных правовых актов ФССП России и ее территориальных органов осуществляется внутренняя организация деятельности судебных приставов, регулируются отдельные вопросы взаимодействия судебных приставов с иными публичными органами и организациями.

Следует напомнить, что подзаконные акты принимаются во исполнение законов, они конкретизируют, уточняют их, должны им соответствовать.

Принципы гражданской службы.

Принципы гражданской службы судебного пристава можно подразделить на два вида: 1) функциональные принципы и 2) принципы организации деятельности судебных приставов.

Функциональными принципами должна быть пронизана деятельность судебных приставов по применению возложенных на них полномочий. К ним относятся принципы: законности; соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций; профессионализма и компетентности; обязательности требований судебного пристава; взаимодействия с иными органами публичной власти и организациями независимо от их формы собственности и организационной подчиненности; ответственности.

Принцип законности означает, что судебные приставы при осуществлении своих полномочий соблюдают Конституцию РФ, законы и другие нормативные правовые акты РФ, их решения и действия должны быть направлены на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительных документов, должны соответствовать положениям российского законодательства.

Принцип соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций означает, что судебные приставы в процессе своей деятельности не могут допускать нарушения прав и законных интересов граждан и организаций. Судебные приставы, осуществляя поставленные перед ними задачи, исполняя акт юрисдикционного органа, применяя весь объем возложенных на них полномочий, должны руководствоваться ст. 2 Конституции РФ, которая закрепляет права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности. Исполнение юрисдикционных актов является целеполагающим для судебных приставов-исполнителей, однако при этом права и законные интересы граждан и организаций не должны ущемляться.

Принцип профессионализма и компетентности означает наличие у судебного пристава глубоких профессиональных знаний по кругу дел, возложенных на него, эффективное применение их на практике, умение четко ставить и в короткие сроки успешно решать поставленные задачи. Соблюдению данного принципа будут способствовать: а) наличие высшего юридического образования у судебного приставаисполнителя; б) четкое нормативное закрепление его компетенции; в) полное отражение должностных полномочий в должностном регламенте судебного пристава; г) постоянное совершенствование знаний судебного пристава, изучение им практики применения норм права в установленной сфере; д) получение дополнительного профессионального образования судебным приставом; е) обеспечение плодотворного сотрудничества в подразделениях судебных приставов начинающих и опытных работников.

Обязательность требований судебного пристава (ст. 14 Закона о судебных приставах; ст. 6 Закона об исполнительном производстве). Судебный пристав является представителем государственной власти. Выполняя возложенные на него функции, действуя в публичных интересах, он наделен соответствующими исполнительнораспорядительными полномочиями: получает при совершении исполнительных действий необходимую информацию; входит в помещения и хранилища, занимаемые должниками; арестовывает, изымает имущество; вызывает граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве, и т.д. Соответственно другая сторона публичных правоотношений обязана выполнять законные требования судебного пристава. В противном случае государственно-властный механизм как средство обеспечения установленного порядка в обществе работать не будет.

Принцип взаимодействия с иными органами публичной власти и организациями независимо от их формы собственности и организационной подчиненности означает сотрудничество судебных приставов с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с организациями независимо от их формы собственности и организационной подчиненности, совершение совместных действий указанными субъектами права в пределах их компетенции, направленных на обеспечение своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, находящихся у судебного пристава-исполнителя. Без обмена информацией и плодотворного сотрудничества с иными органами публичной власти и организациями деятельность судебных приставов невозможна.

Принцип ответственности является гарантией добросовестного отношения судебных приставов к возложенным на них полномочиям. Он проявляется в виде реального наступления неблагоприятных последствий за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей, в неотвратимости мер дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной, уголовно-правовой ответственности.

К принципам организации деятельности судебных приставов относятся: федерализм; иерархичность; равный доступ граждан для замещения должности судебного пристава и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами; стабильность государственной службы судебного пристава; защищенность от неправомерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность судебного пристава.

Федерализм является важнейшим принципом основ конституционного строя РФ, построения и функционирования системы государственной службы. В организации деятельности судебных приставов он проявляется как концепция, позволяющая обеспечить единство государственной власти в условиях административнотерриториального деления РФ, и заключается в том, что деятельность судебных приставов осуществляется только на уровне Российской Федерации в лице центрального аппарата ФССП России и ее территориальных органов в субъектах РФ, поскольку ФССП России является федеральным органом государственной власти, а вопросы федеральной государственной службы отнесены Конституцией РФ к ведению Российской Федерации.

Иерархичность организации деятельности судебных приставов заключается в механизме управления, при котором управленческие отношения строятся на основах централизации и проявляются в подчиненности нижестоящих судебных приставов вышестоящим: судебных приставов структурных подразделений территориальных органов ФССП России старшему судебному приставу — начальнику структурного подразделения судебных приставов (его заместителю), который подчиняется главному судебному приставу субъекта РФ (его заместителю), который, в свою очередь, подчиняется главному судебному приставу РФ (его заместителю).

Принцип равного доступа граждан для замещения должности судебного пристава и равных условий ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами, заключается в том, что все граждане РФ, отвечающие требованиям, предъявляемым законом к кандидату для замещения должности судебного пристава, имеют равный доступ к государственной службе для замещения данной должности. Запрещена дискриминация при поступлении на государственную службу по признакам социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности. Общие требования связаны с цензом гражданства, языковым цензом, специальными квалификационными требованиями. Реализацию данного принципа обеспечивает поступление на службу и продвижение по службе судебного пристава по конкурсу.

Принцип стабильности государственной службы судебного пристава необходимо рассматривать прежде всего как стабильность организации службы, где под стабильностью понимается постоянство государственно-служебных отношений. В то же время ввиду чрезмерной нагрузки, невысокого денежного содержания, отсутствия социальных льгот наблюдается недостаточность кадрового состава судебных приставов, их текучесть. Особенно судебных приставов не хватает в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург и др., где средний уровень доходов населения выше, чем в других городах РФ. ФССП России решает эту проблему путем введения должностей обеспечивающих специалистов, на которых возложены полномочия по информационносправочному обеспечению и ведению делопроизводства с целью облегчить нагрузку судебных приставов-исполнителей. Необходимо отметить, что данный принцип еще только предстоит полностью реализовать на практике.

Защищенность от неправомерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность судебного пристава. Данный принцип означает: судебный пристав — должностное лицо, действующее на основе закона, и никто, кроме уполномоченных органов и должностных лиц в рамках установленной государственной системы управления деятельностью судебных приставов, не вправе вмешиваться в его профессиональную служебную деятельность, влиять на принятие им решения.

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 478-ФЗ

Требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 1 января 2018 г., до назначения на новую должность

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:

«Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:

беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;

настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;

достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;

неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.

Служу России, служу Закону!»

Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.

Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ в пункт 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 441-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1

3.1. При назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости. Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечень должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование, тестирование, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4

4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ сведения о доходах, предоставление которых предусмотрено пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, впервые подаются в первом квартале 2010 г.

См. Порядок формирования и деятельности комиссии территориального органа ФССП России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденный приказом ФССП России от 24 мая 2011 г. N 239

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Квалификационные требования

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава».

На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов — исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Полномочия и требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов — исполнителей.

Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судебным приставам присваиваются классные чины.

Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации.

Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов;

в пределах установленной компетенции издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Федеральной службы судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками этой службы;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов;

рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.

Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации:

осуществляет руководство соответствующей службой судебных приставов;

образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность;

назначает на должность и освобождает от должности судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию;

перемещает в случае необходимости судебных приставов из одних подразделений в другие в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру подразделений судебных приставов;

поощряет судебных приставов за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение судебных приставов;
организует исполнение нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, а также приказов, указаний и распоряжений главного судебного пристава Российской Федерации; рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующую службу судебных приставов.

Старшие судебные приставы возглавляют подразделения судебных приставов.

Старший судебный пристав:
организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов;

обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании;
координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов — исполнителей;

является распорядителем депозитного счета подразделения судебных приставов;

осуществляет специальные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность; поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;

взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;

осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу — исполнителю;

участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;

проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:

обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав — исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав — исполнитель имеет право:
получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 02:21 / 28 февраля 2013 09:22

Судебный пристав является должностным лицом состоящим на службе

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Служба судебных приставов орган исполнительной власти, осуществляющий принудительное исполнение судебных решений и актов специально уполномоченных органов в России.

Федеральная служба судебных приставов осуществляет следующие функции: обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов; предупреждение, выявление, пресечение и расследование преступлений против правосудия; выявление и пресечение административных правонарушений; розыск должника-организации, а также имущества должника. Функция ФССП России по принудительной реализации судебных актов непосредственным образом направлена на защиту прав и свобод человека, а также восстановление нарушенных прав граждан и организаций.

Условия и порядок поступления на федеральную государственную гражданскую службу

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

P.S. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

КОНТАКТЫ:

Адрес: 160009, г. Вологда. ул. Мальцева, д. 52

Отдел государственной службы и кадров: 8(8172) 57-16-39.

ПРИВЕДЕНИЕ ПРИСТАВОВ К ПРИСЯГЕ

5 мая 2016 года в г. Кемерово у Мем о риала Славы воин ов- куз б асовце в , п а вш и х за родину в Великой Отеч е ствен н ой в о йне, Управлени е м Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области проводилось тор жеств енные мероприяти я по привед ению к присяге судебных приставов поступивших на службу Управления ФССП России по Кемеровской области.

На мероприятии присутствовала начальник Департамента административных органов Администрации Кемеровской области Е.А. Троицкая, С.А. Черданцев, член комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства, председатель общественного совета при Управлении ФССП России по Кемеровской области, исполнительный директор Кемеровского областного отделения Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ», В.И. Рязанов, член общественного совета при Управлении ФССП России по Кемеровской области, ветеран ФССП России, родственники и близкие друзья судебных приставов, принимавших присягу.

Присягу приняли 18 государственных гражданских служащих.

Была отдана дань памяти воинам кузбасовцам, п а вш и х за родину в Великой Отеч е ствен н ой в о йне — возложены цветы к мемориалу.

Аналогичное мероприятие будет проведено в г. Новокузнецке 6 мая 2016г.

Первое упоминание о судебных приставах датировано в документах времен Новгородской феодальной республики (1136—1478 г.).

В Новгороде и Пскове судебные приставы призывались на должность князем или городским вече и обладали довольно широкими полномочиями: «а почнет хорониться от приставов, ино его казнить всим Великим Новым Новгородом», говорится в Новгородской Судной грамоте.

Позже полномочия пристава были расширены на случай сопротивления должника: если должник «ухоронится» от него у себя в деревне или «учинится силен», приставу предоставлялось право «взять у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, сколько человек пригоже для ареста ослушника».

За ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подлежал дисциплинарной (отстранение от должности, увольнение со службы), уголовной (битье батогами и кнутом) и материальной (возмещение вреда) ответственности.

20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд документов: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом).

1 Ноября 1865 года возникает институт судебных приставов.

Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания. Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу — заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.

В соответствии с «Учреждением судебных установлений» судебными приставами не могли быть лица, «не достигшие двадцати одного года, иностранцы, лица, подвергшиеся, судебным приговорам, лишению или ограничению прав состояния, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение прав состояния, исключенные из службы по суду». Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только после удостоверения их в «благонадежной нравственности» и способностях кандидата к государственной службе.

В связи с особой значимостью этой должности кандидат в судебные приставы приводился к присяге духовным лицом в большом зале судебного собрания либо Сената, в присутствии членов суда или Сената. Поступившим на службу приставам выдавалось Свидетельство о вступлении его в должность с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме этого выдавались особый знак и особая печать.

Судебные приставы, наделенные особыми правами, имели некоторые преимущества перед чиновниками других ведомств. За сопротивление при исполнении судебных постановлений, других распоряжений властей, а также иных законных действий судебных приставов виновные лица наказывались лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет, ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т. п.

По Уставу о гражданской службе судебный пристав производился в классный чин (как и в настоящее время — классный чин государственной гражданской службы), если по месту его работы удостоверялось исправное выполнение им своих обязанностей. Все производство проходило через Министерство юстиции, и получивший классный чин судебный пристав должен был носить форму этого министерства. В 1864—1917 г. судебные приставы носили при парадной и праздничной форме однобортный полукафтан черного с зеленым отливом сукна, застегивающийся на 9 золотых пуговиц с изображением «столпа закона» (сенатского чекана), черные с зеленым отливом брюки и черную двухпольную шляпу с шитьем по классам. Головным Убором служила фуражка черного с зеленым отливом сукна и бархатным околышем темно-зеленого цвета. На тулье — кокарда гражданского образца, под которой на околыше находился золоченый знак судебного ведомства.

Институт судебных приставов как система обеспечения судебной власти просуществовал до начала ХХ века и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года одновременно с ликвидацией прежней судебной системы, распустившим все судебные и государственные органы Российской системы.

В советский период функции судебных приставов были возложены на судебных исполнителей, состоящих в штатах судов. На протяжении 80 лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников судебного процесса возлагаются на советскую милицию. И только в четырех бывших союзных республиках (Азербайджане, Армении, Грузии, Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

Возрождение службы судебных приставов в современной России относится к 1997 году с принятием Федерального Закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями)[2].

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на:

судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (судебных приставов по ОУПДС);

судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Осуществляется также исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.

Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

формирует и ведёт банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава, а также для начальника отдела — старшего судебного пристава — высшее юридическое образование, с 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя — высшее юридическое или высшее экономическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

С 1 февраля 2008 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

С 1 января 2012 г. судебные приставы получили возможность доступа к банковским счетам должников.

25 апреля 2008 года в целях совершенствования деятельности судебных приставов и идентификации их при исполнении служебных обязанностей был учреждён нагрудный служебный знак судебного пристава, являющийся официальным знаком ФССП России и подтверждающий нахождение судебного пристава при исполнении служебных обязанностей

Законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» утвержден текст присяги, последние изменения текста присяги введены Федеральным Законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ

В Законе «Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:

«Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:

беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;

настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;

достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;

неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.

Служу России, служу Закону!»

Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.

Присяга приносится судебным приставом при вступлении в должность, а приведение к присяге может быть приурочено к Дню защитника Отечества — 23 февраля, Дню Победы — 9 Мая, Дню России — 12 июня и Дню судебного пристава — 1 ноября.

При использовании информации ссылка на пресс-службу Управления ФССП России по Кемеровской области обязательна

Фото УФССП России по Кемеровской области

Время создания/изменения документа: 31 мая 2016 06:41 / 31 мая 2016 06:43