Третейский суд общей юрисдикции

Третейский суд общей юрисдикции

Временное положение закрепляет: «в Российской Федерации могут создаваться третейские суды для рассмотрения конкретного спора и постоянно действующие третейские суды». Однако современное законодательство не содержит общего определения третейского суда.

Этот «пробел» должен восполнить Закон «О третейских судах…». Согласно ст. 2. проекта Закона, «третейский суд» — орган, который организует третейское разбирательство споров, или состав суда избираемый сторонами для рассмотрения конкретного спора.

Вообще в отличии от Временного положения, в проекте Закона выделяется отдельная статья, посвященная понятиям, используемым в целях настоящего Закона, а значит и в третейском судопроизводстве. Наряду с определением третейского суда, дается понятие «третейского разбирательства» — рассмотрение спора, принципы и порядок осуществления третейским судом полномочий по рассмотрению споров и принятию решений по спорам; «третейский судья» — лицо, избранное сторонами для разрешения их спора; «третейское соглашение» — соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда; «компетентный суд, суд» — арбитражный суд по спорам, подведомственным арбитражным судам, суд общей юрисдикции по спорам, подведомственным этому суду.

Отдельные исследователи высказывают критические замечания и сомнение в целесообразности использования термина «компетентный суд» с учётом того, что в юридической терминологии понятие «компетентный суд» используется преимущественно для определения суда иностранного государства, к юрисдикции которого относится рассмотрение определённого дела [1] .

Как пишет Аблонин Г. «по нашему мнению, в Проекте, вместо слов «компетентный суд» можно использовать определение «суд, соответствующей юрисдикции» либо иное терминологическое обозначение, не вступающее в противоречие с терминологией процессуального законодательства РФ».

Однако, на наш взгляд, включение в проект Закона понятий является существенным достижением и крайне необходимо при определении положения третейских судов в судебной системе Российской Федерации.

Вообще, как отмечают исследователи, определение положения третейских судов в судебной системе Российской Федерации является одним из проблемных вопросов [2] .

В нормативных актах о третейском суде, а также в ГК РФ, АПК РФ, ГПК РСФСР ответ на этот вопрос не дается. Разве что ст. 11 ГК РФ определяя органы, осуществляющие защиту нарушенных или оспоренных прав, указывает в качестве такого органа, наряду с арбитражным судом и судом общей юрисдикции, третейский суд. В то же время, судебные органы исчерпывающе определены в ст.118, 125-127 Конституции РФ, в ст.4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» [3] . Так, в силу п.1, п.2 ст. 118 Конституции правосудие в России осуществляется только судом, а судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В п.1 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе…» закрепляется, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Из содержания вышеназванных норм, можно сделать вывод о том, что являясь органом осуществляющим судебную защиту нарушенных или оспоренных прав, третейский суд не осуществляет правосудие и не входит в судебную систему России. Временное положение о третейском суде никаких норм на этот счет не содержит, и проект Закона «О третейских судах…» тоже. Какое же место занимают третейские суды в системе правосудия Российской Федерации?

Двойственное положение третейских судов приводит и к другим последствиям. Так, на третейских судей не распространяются гарантии и правомочия, которые гарантируются государственным судьям (несменяемость, неприкосновенность, материальные гарантии деятельности). Это не дает третейскому суду права требовать от организаций и граждан исполнения его поручений и запросов, например по предоставлению сведений, составляющих коммерческую тайну и/или информации, которую государственные органы и организации не вправе сообщать кому-либо без согласия лиц, которых эта информация касается. Что касается общедоступной информации, то в соответствии главой 3 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» [4] государственные органы по требованию третейского суда обязаны ее предоставить как впрочем и по требованию любого другого лица [5] .

Таким образом, важно отметить, что третейский суд являясь органом осуществляющим защиту нарушенного права, тем не менее, не может быть признан судом осуществляющим правосудие, в результате чего правомочия третейского суда существенно меньше, чем судов государственной судебной системы.

Согласно действующему законодательству (Ст.2 Временного положения), выделяются третейские суды для рассмотрения конкретного спора и постоянно действующие третейские суды.

И если первые из них, создаются самостоятельно сторонами, то постоянно действующие третейские суды могут создаваться торговыми палатами, иными органами, биржами объединениями, а также предприятиями, учреждениями и организациями, которые информируют арбитражный суд республики в составе Российской Федерации, края, области, города, автономной области, автономного округа, на территории которых расположен постоянно действующий третейский суд, о его создании и составе.

Отметим, что в проекте Закона (ст.3) дается попытка определения статуса третейских судов, который определяется при его создании. «Третейский суд может являться юридическим лицом или не быть таковым». Считаем, что необходимо расширить эту статью включив определение правового положения третейских судов в судебной системе Российской Федерации, ведь является неясным, если третейский суд — юридическое лицо, то какая это организация — коммерческая или некоммерческая?

Как отмечает, Максимова В., конечно, подобные вопросы возникают только применительно к постоянно действующим третейским судам. Вышеуказанное Временное положение статус третейского суда не определяет, а поручает сделать это самостоятельно тем предприятиям и учреждениям, при которых созданы третейские суды. Хотелось бы обратить внимание на следующий момент. В Положениях о различных постоянно действующих третейских судах закреплено, что они являются некоммерческими организациями. Но ГК РФ устанавливает только две формы некоммерческих организаций: потребительские кооперации и общественные или религиозные организации (объединения). В какой-то из этих организационно-правовых форм и должен существовать постоянно действующий третейский суд [6] .

[1] Аблонин Г. О проекте Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» // Экспертиза и анализ. — 2000. — №12. – с. 65.

[2] Морозов М.Э., Шилов М.Г. Процессуальные вопросы третейского разбирательства в России // Третейский суд. — №1. – 2000. – с.27.

[3] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 6 января 1997 г. — №1. — Ст. 1.

[4] Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 20 февраля 1995 г. — №8. — Ст.609.

[5] Морозов М.Э., Шилов М.Г. Процессуальные вопросы третейского разбирательства в России // Третейский суд. — №1. – 2000. – с.36.

[6] Максимова В. О третейских судах // Российская юстиция. – 1996. — №6. – с. 76.

FLEXA.RU — Поддержка малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга

Судебная система. Основные суды.

Нередко при осуществлении предпринимательской деятельности у коммерсантов возникают споры между собой. Возникающие споры можно решать различными способами, в том числе и цивилизованными, то есть с привлечением государства, в лице судебной власти. В России на данный момент существует достаточно разветвленная система судов: Конституционный Суд РФ (Уставные/Конституционные суды субъектов РФ,); Система Арбитражных судов; система судов общей юрисдикции.
Как видно многообразие судебной системы не всегда позволяет предпринимателю, несведущему в судебной защите своих прав, точно определиться в какой суд обращаться. Наибольший интерес представляет Арбитражный суд и суд общей юрисдикции, у Конституционного Суда РФ совсем другая компетенция. Стоит сказать несколько слов и о третейских судах, которые, не являясь государственными судами, все же способствуют осуществлению правосудия в РФ.

Арбитражный Суд РФ

Компетенцию и иные вопросы, касающиеся деятельности арбитражных судов в РФ регулирует Федеральный конституционный закон РФ «Об арбитражных судах в Российской федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской федерации. (вступил в силу с 01.09.2002).
Арбитражные суды в РФ образуют трехзвенную структуру. 1-ое звено это арбитражный суд субъекта федерации. Иногда один арбитражный суд распространяет свою юрисдикцию на территории нескольких субъектов. Так на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области действует один арбитражный суд. 2-ое звено это арбитражный Суд округа (в округ объединяется несколько субъектов федерации и эти округа не тождественны тем, в которых «правит» полномочный представитель Президента). Всего в РФ 10 округов и соответственно 10 окружных судов (напр. Арбитражный суд Северро-Западного округа). 3-е звено это Высший Арбитражный Суд, расположенный в г. Москве.
Особенностью арбитражных судов является то, что им подведомственны дела по экономическим спорам и дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Всего 10 лет существует Арбитраж в России в том виде, в котором существует. Но уже сейчас специалисты-юристы отмечают, что российский арбитраж — одна из лучших судебных систем во всем мире по разрешению экономических споров. Связано это прежде всего со сроками рассмотрения спора — всего 3 месяца на рассмотрения дела в суде первой инстанции. Еще 1 месяц, после вынесения решения, в течении которого недовольная сторона может подать апелляционную жалобу. По истечении этого месяца, стороне, в чью пользу состоялось решение, выдается исполнительный лист, документ, по которому исполняется судебное решение.
Для рассмотрения дела в арбитражном суде надо подать иск, установленной формы и оплатить государственную пошлину, размер которой регулируется федеральным законом «О государственной пошлине». Это стадия возбуждения арбитражного процесса. За ней следует стадия подготовки дела к судебному заседанию. Во время этой стадии судья единолично определяет характер спорного правоотношения и подлежащее применению законодательство, обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. Судья решает вопрос о составе лиц, участвующих в процессе, оказывает им содействие в предоставлении необходимых доказательств, принимает меры по примирению сторон. Эта стадия процесса должна быть завершениа проведением предварительного судебного судебного заседания.(на все на это 2 месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд).На само судебное разбирательство АПК отводит месячный срок, это третья стадия арбитражного процесса должна закончится вынесением решения.
Это стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, но надо иметь ввиду, что при неблагоприятном (или наоборот — благоприятном, это кому как) развитии событий, может последовать стадия апелляционного, касационного обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам или в порядке надзора. Заканчивается вся эта «канитель» исполнительным производством.

Суд общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции также представляет собой трехзвенную структуру. Только низовое звено — это районный суд, второе звено это суд субъекта федерации и третье звено — это Верховный Суд РФ. Так же как и арбитражные суды, суды общей юрисдикции могут рассматривать экономические споры. Различие тут в субъектном составе. Экономический спор будет рассмотрен в суде общей юрисдикции если одной стороной является организация (юр. лицо) либо частный предприниматель, а другой стороной гражданин-физическое лицо. Такое очень часто бывает, когда граждане защищают в суде свои «потребительские» права (ФЗ «О защите прав потребителей»).
Хотя гражданский процессуальный кодекс и установил определенные сроки рассмотрения дел, на практике эти сроки, в отличии от «арбитражных», не соблюдаются, поэтому добиться судебной защиты своих прав можно, но на это может понадобиться очень много времени, вплоть до нескольких лет.

27 июля 2002 года вступил в силу закон «О третейских судах в РФ». Третейские суды в РФ существовали и ранее, но не было достаточной законодательной базы для регулирования деятельности этих судов. Особенность этих судов, в отличии от арбитражных и судов общей юрисдикции, состоит в том, что они не являются государственными, а имеют под собой общественную основу.
Передача спора на разрешение третейского суда осуществляется не иначе как по соглашению сторон. Состав третейского суда в значительной мере формируется сторонами(например,если предпологается один судья, то его назначают стороны спора по соглашению между собой, если судьи должно быть три, то каждая сторона назначает судью, которые вместе назначают третьего). Третейские суды, в отличии от государственных, не имеют многозвенной структуры и, как следствие, рассмотрение дела происходит в течении сравнительно короткого срока.
Еще одним отличием третейских судов от государственных является то, что слушание спора проходит за закрытыми дверями. Принцип конфиденциальности закреплен в законе «О ТС» (ст.18).
Третейские суды могут быть созданы сторонами для рассмотрения конкретного спора, то есть суд на время (суд ad hoc), а могут существовать на постоянной основе. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединеними предпринимателей и потребителей, иными организациями.
Авторитет третейских судов был бы умален, если бы отсутствовал реальный механизм исполнения решений. Безусловно добросовестные стороны должны исполнять решение суда добровольно. Если этого не происходит, то тут вмешивается государство в лице компетентного суда (арбитражного либо суда общей юрисдикции). Компетентный суд выдает исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда.
Для тех, кто более подробно интересуется деятельностью и сущностью третейских судов могу посоветовать обратиться к закону «О третейских судах в Российской Федерации»от 24.07.2002г. №104-ФЗ.

Шесть мифов о третейских судах в Украине, или как себя вести, встретив в кредитном договоре третейскую оговорку

Существование третейских судов как независимых негосударственных органов для урегулирования споров между физическими и юридическими лицами было узаконено еще в 2004 году. Сегодня даже придорожные столбы пестрят рекламой третейских судов с обещаниями решить проблемы, например, с самостроем.

В договорах о предоставлении банковских и других финансовых услуг все чаще можно встретить условие о рассмотрении споров по данному договору тем или иным третейским судом. Тем не менее, как показывает практика, потенциальный заемщик не всегда понимает, с чем имеет дело, когда речь идет о третейских судах. Prostobank.ua развенчал ряд мифов, связанных с этим институтом.

Миф первый. Третейские суды в Украине вершат правосудие от имени государства.

Третейский суд, прежде всего, исполняет роль арбитра при разрешении конкретного спора между сторонами, которые к тому же добровольно передали спор на рассмотрение того или иного третейского суда. Третейские суды не являются государственными органами и не входят в систему судов, осуществляющих правосудие от имени государства. Поэтому и решения третейских судов провозглашается не именем Украины, как решения других судов. Основная цель третейского судопроизводства – помощь сторонам в разрешении спорной ситуации с привлечением профессионалов высокого класса, специалистов в качестве судей, не прибегая к помощи государственной бюрократической машины.

Однако, к сожалению, это не всегда так. На деле, некоторые третейские суды исполняют совсем другую роль: свершение скорой расправы над несведущими гражданами, имевшими неосторожность подписать третейское соглашение.

Миф 2. Любой спор можно передать на рассмотрение третейского суда и в любой момент можно отказаться от его услуг в одностороннем порядке.

На самом деле компетенция третейских судов ограничена законом.

Третейские суды могут рассматривать дела, возникающие из гражданских и хозяйственных правоотношений, за исключением:

  • признания недействительными нормативно-правовых актов;
  • споров, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных нужд;
  • дел, связанных с государственной тайной;
  • семейных споров, кроме тех, которые возникают из брачных контрактов;
  • дел о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом;
  • дел, в которых одной из сторон является орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностное лицо при исполнении обязанностей, государственное учреждение, организация, казенное предприятие;
  • дел относительно недвижимого имущества, включая земельные участки (это нововведение появилось относительно недавно в 2009г., в связи с этим узаконивание самостроев и самозахватов земли посредством третейских судов стало фактически невозможным);
  • дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • дел, возникающих из трудовых правоотношений;
  • корпоративных споров;
  • других дел, которые в соответствии с законом подлежат разрешению исключительно судами общей юрисдикции и Конституционным судом;
  • дел, в которых хотя бы одна из сторон является нерезидентом Украины;
  • дел, в результате рассмотрения которых исполнение решения третейского суда потребует осуществление соответствующих действий органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами при исполнении управленческих функций.

Решение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда оформляется письменно в виде отдельного третейского соглашения или третейской оговорки в тексте основного договора. Третейское соглашение может содержать указание на конкретный третейский суд, а также судью, которого стороны уполномочивают рассматривать споры. Без третейского соглашения, оформленного в письменном виде с указанием наименования, местонахождения сторон, предмета спора, а также даты и места подписания данного соглашения, третейский суд не примет дело к производству.

С другой стороны невозможно в одностороннем порядке отказаться от третейского соглашения, другая сторона справе настаивать на передаче спора на рассмотрение третейским судом.

Миф третий, самый распространенный. Даже при наличии третейского соглашения можно передать спор на рассмотрения суда общей юрисдикции, и суд не вправе отказать.

Между тем, часть 5 статьи 130 Гражданского процессуального кодекса Украины говорит о том, что если между сторонами заключен договор о передаче спора на разрешение третейского суда, государственный суд выносит соответствующее определение, которым оставляет заявление без рассмотрения.

Исключение составляют случаи, когда третейское соглашение было признано недействительным судом (такие споры рассматривают исключительно суды общей юрисдикции) либо третейское соглашение является никчемным в силу несоответствия закону или Конституции (например, речь идет о споре, который относится к компетенции исключительно судов общей юрисдикции или Конституционного суда Украины).

Миф 4. Решение третейского суда может быть пересмотрено судом общей юрисдикции.

Решение третейского суда действительно можно оспорить в суде общей юрисдикции, но лишь на следующих основаниях:

  • дело, по которому принято решение третейского суда, не подведомственно третейским судам в соответствии с законом;
  • решение третейского суда принято в споре, не предусмотренном третейским соглашением, или этим решением затронуты вопросы, выходящие за пределы третейского соглашения;
  • третейское соглашение признано недействительным компетентным судом;
  • состав третейского суда, которым принято решение не соответствовал требованиям закона;
  • третейский суд решил вопросы о правах и обязанностях лиц, которые не принимали участия в деле.

Этот перечень оснований для обжалования решения третейского суда исчерпывающий. Как видим, оснований не так много, как хотелось бы. Среди них нет, например, таких как: нарушение третейским судом процедуры рассмотрения дела, предусмотренной законом и Регламентом; неполное исследование судом обстоятельств дела; несоответствие нормам материального права и т.д. К сожалению, такие нарушения в действиях третейских судов встречаются нередко.

Миф 5. Третейские суды в Украине рассматривают споры в очень сжатые сроки.

На самом деле, третейское рассмотрение не ограничено какими-либо сроками, если иное не предусмотрено Регламентом данного третейского суда или третейским соглашением. Поэтому, если третейский суд или судья не заинтересованы в скорейшем рассмотрении и вынесении решения, может иметь место значительное затягивание процесса.

Миф 6. Решение третейского суда можно не исполнять и «ничего за это не будет».

Решение третейского суда является обязательным для исполнения сторонами по делу. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется посредством государственной исполнительной службы. Для этого стороне, в чью пользу принято решение достаточно обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о выдаче исполнительного листа, которое рассматривается в течение 15 дней. Полученный таким образом исполнительный документ направляется стороной его получившей в государственную исполнительную службу. Исполнение решения третейского суда осуществляется таким же образом, как и исполнение суда общей юрисдикции.

С учетом всего вышеизложенного, несложно сделать вывод о том, что если вам навязывают третейскую оговорку в договоре, условия которого вы не можете изменить (например, договор с банком), то лучше воздержаться от его подписания. Тем более, если есть повод усомниться в незаангажированности данного третейского суда (или конкретного судьи), поскольку законодательство дает третейским судам достаточно поводов для злоупотреблений.

Состав Третейского суда

Состав третейского суда формируется путем назначения либо избрания третейских судей (третейского судьи). Стороны имеют право назначать или избирать третейских судей (третейского судью) самостоятельно или по договоренности поручить это третьему лицу. Стороны могут по своему усмотрению определять количественный состав третейского суда, в том числе в составе одного третейского судьи. Если нет соглашения между сторонами о количестве третейских судей, то назначается состав суда в количестве трех третейских судей.

При формировании состава третейского суда в составе трех и более третейских судей каждая из сторон назначает или избирает равное количество третейских судей, а избранные таким образом третейские судьи избирают еще одного третейского судью для обеспечения нечетного количества третейских судей.

Если одна из сторон не назначит или не изберет надлежащего количества третейских судей в течение 10 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или если назначенные или избранные сторонами третейские судьи в течение 10 дней после их назначения или избрания не выберут еще одного третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и этот спор может быть передан на разрешение в компетентный суд.

Если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением о назначении или избрании третейского судьи стороны не назначат или не изберут третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и этот спор может быть передан на разрешение в компетентный суд.

Если стороны согласовали количественный состав суда из одного третейского судьи, по заявлению одной стороны председатель третейского суда может назначить его кандидатуру из списка третейских судей.

Председательствующий состава третейского суда по делу в случае, предусмотренном частью первой настоящей статьи, избирается не менее чем двумя третями от назначенного или избранного состава суда путем открытого голосования.

Для назначения или избрания третейских судей по каждому делу необходимо их согласие. Назначение или избрание третейских судей осуществляется из утвержденного списка третейских судей.

Третейские судьи не являются представителями сторон. Третейским судьей может быть назначено или избрано лицо, прямо или косвенно не заинтересованное в результате решения спора, а также имеющее признанные сторонами знания, опыт, деловые и моральные качества, необходимые для решения спора. Третейскими судьями не могут быть:

  • лица, не достигшие совершеннолетия, и лица, которые находятся под опекой или попечительством;
  • лица, не имеющие квалификации, согласованной сторонами непосредственно или определенной в регламенте третейского суда;
  • лица, имеющие судимость;
  • лица, признанные в судебном порядке недееспособными;
  • судьи судов общей юрисдикции или Конституционного суда Украины.

В случае единоличного решения спора третейский судья должен иметь высшее юридическое образование.

В случае коллегиального разрешения спора требования о наличии высшего юридического образования распространяются лишь на председательствующего состава третейского суда.

При разрешении спора третейским судом, соглашением сторон могут быть установлены дополнительные требования к третейским судьям.

Третейский судья не может участвовать в рассмотрении дела, а после его назначения или избрания подлежит отводу:

  • если он лично или косвенно заинтересован в результате рассмотрения дела;
  • если он является родственником одной из сторон или других лиц, участвующих в деле, или находится с этими лицами или сторонами в особых отношениях;
  • по его просьбе или по совместному решению сторон;
  • в случае установления стороной обстоятельств, которые дают ей основания считать предвзятым или необъективным отношение третейского судьи к делу, о котором сторона узнала после его избрания или назначения;
  • в случае длительного, более одного месяца со дня назначения или избрания, невыполнения им обязанностей третейского судьи в конкретном деле;
  • в случае выявления несоответствия третейского судьи требованиям, установленным статьей 18 Закона Украины «О третейских судах»;
  • если третейский судья принимает участие в разрешении спора, который прямо или косвенно связан с выполнением им служебных полномочий, предоставленных государством.

Никто не может быть третейским судьей в деле, в котором он ранее принимал участие как третейский судья, но был отведен или заявил самоотвод, как сторона, представитель стороны или в другом качестве. В третейском суде для разрешения конкретного спора соглашением сторон могут быть установлены дополнительные основания для отвода третейского судьи.

Полномочия третейского судьи прекращаются:

  • по согласованию сторон;
  • в случае отвода;
  • в случае вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
  • в случае вступления в законную силу судебного решения о признании его ограниченно дееспособным или недееспособным;
  • в случае его смерти, признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим решением суда, вступившим в законную силу.

Полномочия состава третейского суда, который разрешал спор, прекращаются после принятия им решения по конкретному делу. В случае необходимости вынесения дополнительного решения или разъяснения решения, полномочия состава третейского суда возобновляются и прекращаются после проведения необходимых процессуальных действий.

§ 1. третейские суды, их функции и задачи

Статья 11 Гражданского кодекса РФ называет третейские суды среди органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов организаций и граждан-предпринимателей. Эти суды могут создаваться сторонами для рассмотрения конкретного спора (ad hoc) или действовать постоянно.

Третейские суды ad hoc, создаваемые сторонами, осуществляют судебные процедуры по самостоятельно установленным правилам. Обычно такие суды при рассмотрении дел придерживаются принципов арбитражно-процессуального законодательства страны пребывания или руководствуются правилами международного арбитражного регламента «Юнситрал»1.

Так, например, в большинстве двусторонних международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Правительством России и правительствами многих других стран содержится правило, согласно которому споры между одной из Договаривающихся Сторон и инвестором другой Договаривающейся Стороны, возникающие в связи с осуществлением капиталовложений, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации, будут разрешаться в арбитражном суде ad hoc в соответствии с арбитражным регламентом «Юнситрал».

Постоянно действующие третейские суды — это органы, которым по соглашению сторон поручена организация третейского разбирательства конкретного спора.

В Российской Федерации к наиболее известным из них относятся Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Морская арбитражная комиссия (МАК) и Третейский суд для разрешения экономических споров, осуществляющие свою деятельность при Торгово-промышленной палате Рос-

1 Типовой закон «Юнситрал» о международном торговом арбитраже (Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, 21 июня 1985 г.).

сийской Федерации2. Кроме них существуют и другие третейские суды, образуемые в соответствии с Федеральным законом № 102 от 24.07.2002 г. «О третейских судах в РФ»3.

За рубежом третейское разбирательство по делам о коммерческих спорах между предпринимателями организуют такие известные арбитражные органы, как Лондонский международный третейский суд4, Международный арбитражный суд Международной Торговой палаты в Париже, Американская арбитражная ассоциация, Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма5, Международный арбитражный суд Федеральной палаты экономики в Вене и др.

Рассматривая вопросы третейских процедур, нужно помнить, что для российского права термином «арбитражный суд» обозначается государственный орган, являющийся частью судебной системы страны, тогда как в мировой практике название «арбитражный суд» является синонимом суда третейского.

История третейского разбирательства насчитывает несколько столетий6. Идее урегулирования споров между предпринимателями без участия государства путем третейского разбирательства, то есть обращения к известным и уважаемым людям, столько же лет, сколько и самой коммерции. Легитимность третейских процедур основана на свободе воли и действий граждан, их автономии в хозяйственной деятельности.

Согласно международной практике третейские суды, как правило, создавались при торговых или торгово-промышленных палатах в виде общественных самоуправляемых организаций.

2 См. подробнее о процедурах, применяемых в МКАСе: Кабатов В. Применимое право при разрешении споров в МКАСе при ТПП РФ // Хоз-во и право. 1998. № 5-6; Розенберг М.Г. Международный договор и иностранное право в практике Международного коммерческого арбитражного суда. — М.: Статут, 1998; Практика Международного коммерческого арбитражного суда: Научно-практический комментарий / Сост. и авт. ком. М.Г. Розенберг. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997.

3 Российская газета. 2002. 27 июля.

4 Воробьев А.А., Воробьев А.Б. Арбитражный суд в Лондоне (сравнительно-правовое исследование). — М.: Ассоциация независимых издателей, 2000.

5 Международный коммерческий арбитраж в Швеции. — М.: ТПП СССР, 1984.

6 Процедура рассмотрения дел третейскими судами была известна еще в Древнем Риме. Так, в 4-й книге Дигестов Юстиниана устанавливается, что «соглашение сторон о передаче их спора на разрешение третейского суда действует подобно судебному порядку и имеет целью окончание споров». Законы того времени подробно регламентировали третейские процедуры. См.: Дигесты Юстиниана / Пер. с латинского / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. — М.: Статут, 2002.

Так, в России в 1911 г. был подготовлен проект Общего положения о торгово-промышленных палатах, где, в частности, предусматривалось, что «палаты разрешают в качестве третейского суда возникающие по торгово-промышленным делам споры в случае состоявшегося об этом соглашения между сторонами, с соблюдением всех особых к сему относящихся предписаний закона».

В советское время правами третейского суда обладали биржевые арбитражные комиссии при товарных и фондовых биржах, образованные в 1922 г. и действовавшие в период нэпа.

Наиболее ярко идеи третейского суда были реализованы в законодательном порядке при создании в 1932 г. Внешнеторгового арбитража при Торгово-промышленной палате СССР. С этого же времени работает Морская арбитражная комиссия. В тот период в стране существовали именно эти два постоянно действующих третейских суда. Однако круг отнесенных к их компетенции дел ограничивался преимущественно спорами, вытекающими из внешнеторговых контрактов, когда одна из сторон спора находилась за рубежом.

Вплоть до 1992 г. деятельность третейских судов в России не получала должного развития. В нормативном порядке не предусматривалось создание каких-либо постоянно действующих третейских судов. Кроме того, вопреки основному принципу деятельности третейского суда, когда вынесенное решение является окончательным, главный арбитр Госарбитража имел право своим постановлением отменить это решение.

С началом экономических реформ в России и переходом к рынку институт третейского разбирательства был востребован участниками хозяйственного оборота. Третейские суды стали образовываться при товарных и фондовых биржах, банковских союзах, других крупных ассоциациях различных предпринимателей. В частности, и при Союзе юристов действует третейский суд. К настоящему времени только в Москве насчитывается уже свыше 40 постоянно действующих третейских судов, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — около 20.

Правовые основания деятельности третейских судов в России закреплены в Федеральном законе «О третейских судах в РФ».

Федеральный закон «О третейских судах в РФ» регулирует порядок образования и деятельности судов, находящихся на территории России. Этим законом установлено, что в третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ в п. 6 ст. 4 определяет право сторон по своему усмотрению до принятия ар-

битражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, передать спор, вытекающий из гражданско-правовых отношений, на рассмотрение третейского суда. Часть 3, п. 1 ст. 150 АПК РФ предусматривает обязанность арбитражного суда прекратить производство по делу, если имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда. Часть 5, п. 1 ст. 148 АПК РФ гласит, что арбитражный суд обязан оставить иск без рассмотрения, когда имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в арбитражном суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде.

Следует отметить, что Арбитражный процессуальный кодекс РФ нацеливает судей на более широкое применение третейских процедур для урегулирования судебных споров. Так, в соответствии со ст. 135 АПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязан разъяснить сторонам их право передать спор на разрешение третейского суда. Коррелирующий с этой статьей п. 4 ст. 5 Федерального закона «О третейских судах в РФ» гласит, что третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом. Анализ этих новых законов в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что государство стало поощрять проведение третейских процедур для урегулирования хозяйственных споров.

Большое значение для понимания роли третейских судов и регулирования их работы имеют определения Конституционного Суда РФ по вопросам, связанным с их деятельностью. Так, в частности, Конституционный суд РФ своими решениями разъяснил, что:

— конституционному праву на судебную защиту не противоречит передача спора на рассмотрение третейского суда (Определение № 123-О от 21.06.2000 г.);

— третейские суды не входят в судебную систему Российской Федерации (Определение № 45-О от 13.04.2000 г.);

— запрет на пересмотр государственным судом по существу решения, вынесенного международным арбитражем (третейским судом), установленным нормами Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.93 г. в развитие принципов, закрепленных статьей V Нью-Йоркской конвенции 1958 г. «О признании и приведении в исполнение ино-

странных арбитражных решений», не противоречит конституционному праву на судебную защиту (Определение № 191-О от 09.12.99 г. и Определение № 214-О от 26.10.2000 г.);

— подписание стороной в споре арбитражного соглашения (арбитражной оговорки в договоре) представляет собой «реализацию права на свободу договора» и не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о нарушении конституционного права на судебную защиту (Определение № 214-О от 26.12.2000 г.).

Принятые решения Европейского суда по правам человека также носят основополагающий характер и подлежат изучению адвокатом в контексте работы третейских судов.

Так, в 1982 г. в одном из решений судом был отмечен принцип, согласно которому поскольку назначение третейских судей производится сторонами, постольку наличие близких отношений между судьями не противоречит ст. 6 Европейской конвенции по правам человека, если применяемая процедура назначения арбитров дает сторонам равные права и возможности. В этом же решении суд отметил, что ограниченный контроль за третейским решением со стороны государственных судов также не противоречит ст. 6 Конвенции.

В другом решении суда, принятом в 1991 г., определены цели и объем контроля в отношении решения третейского суда со стороны государственных судов. Было подчеркнуто, что, признавая и разрешая принудительное исполнение третейского решения, государственный суд осуществляет контроль и гарантирует, что процедура третейского разбирательства была справедливой и корректной и проведена с соблюдением фундаментальных прав сторон. Кроме того, в решении было указано что:

третейский суд приобретает юридическую значимость как продукт свободы воли сторон, только если стороны требуют, чтобы их третейское соглашение или решение суда было признано государством;

заключение соглашения о третейском суде должно рассматриваться как частичный отказ от прав, предусмотренных Конвенцией;

государство в принципе не несет ответственности за действия третейского суда;

государству, однако, дается право наделять решение третейского суда принудительной исполнительной силой, если государственные суды считают, что при рассмотрении дела третейским судом были соблюдены основополагающие гарантии. Это, однако, не означает полного контроля за тем, были ли соблюдены арбитрами все те гарантии, которые требуются от государственных судей, например публичности судебного

разбирательства, но должно проверяться, соблюдаются ли минимальные стандарты справедливости7.

Итак, третейский суд — это негосударственный, независимый орган. В этом главное преимущество третейского суда, где значительно уменьшена возможность влияния государства на разрешение спора. Подведомственность споров такому суду исключительно добровольная, основанная на соглашении сторон. При заключении контракта или при возникновении разногласий стороны имеют право в письменном виде договориться, что возникающие между ними споры будут рассматриваться третейским судом. При этом они должны точно указать его наименование и местонахождение.

Существенным преимуществом третейского суда служит то обстоятельство, что его судьями являются наиболее известные и уважаемые юристы, часто из разных стран мира, широко эрудированные, со знанием языков, обычно обладающие более широким взглядом на правовые явления. Решения, принимаемые ими, носят более ярко выраженный характер справедливости, основываются на международно-правовых нормах и тенденциях развития международных правоотношений в бизнесе.

Другим достоинством третейского суда является то, что его решение окончательное, не подлежит изменению, обязательно для сторон, а в случае, если сторона добровольно не исполняет решение, оно исполняется в принудительном порядке. Такое решение имеет силу закона. Гарантом признания и принудительного исполнения третейского решения, вынесенного на территории России, являются положения главы VIII об исполнении решений третейского суда Федерального закона «О третейских судах»; иностранного третейского решения в странах разной юрисдикции служит Нью-Йоркская конвенция 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений»8, участниками которой являются более ста стран мира, в том числе и Россия9.

7 Цит. по статье: Комаров А.С. Основополагающие принципы третейского суда // Вестник ВАС. 2001. № 4. — С. 91.

8 См подробнее о признании и исполнении иностранных судебных решений по экономическим спорам // Вест. ВАС. 1999. Спец. прил. к № 3. — С. 177-182.

9 Российская Федерация, кроме того, участник целого ряда других международных конвенций и договоров по вопросам признания и исполнения третейских судов. В частности, Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г., Московской конвенции «О разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества» 1972 г., Конвенции государств — членов СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» 1993 г., Соглашения государств — участников СНГ «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», двусторонних договоров о правовой помощи и защите инвестиций, заключенных с различными зарубежными странами.

Таким образом, обращаясь в третейский суд, участники международных коммерческих отношений могут быть уверены, что решение третейского суда будет исполнено в любом государстве — участнике Конвенции, за исключением небольшого круга оснований, по которым компетентный государственный суд может отказать в признании и исполнении решения третейского суда.

Для третейского разбирательства приоритетной задачей является защита частных законных интересов сторон. Кроме того, процедура третейского разбирательства не содержит строгих формальных процессуальных требований к сторонам, которые в определенной мере сковывают их действия при защите своих интересов.

Но рассмотрение дела третейским судом имеет и существенные минусы. Они состоят в том, что хотя спор разрешается в одной инстанции, но сроки рассмотрения дела обычно более длинные по сравнению со сроками, принятыми в арбитражный судах России. Клиент несет более значительные расходы по уплате пошлины и оплате иных судебных процедур. Кроме того, в большинстве третейских институтов нет права на отсрочку уплаты пошлины, а в некоторых случаях и при определенных условиях решение третейского суда может быть пересмотрено государственным судом.

Все вышесказанное и практика участия адвокатов фирмы «Юстина» в рассмотрении дел в различных третейских судах позволяет выделить случаи, когда клиенту можно рекомендовать включать в текст соглашения третейскую оговорку для передачи дела в тот или иной третейский суд. Это можно делать тогда:

— когда стороны зарегистрированы в различных юрисдикциях. В этом случае они выбирают международный третейский суд, стремясь избежать рассмотрения дела в суде иностранного государства, чтобы не оказаться в более невыгодном положении из-за незнания языка, судебных процедур и т.д. При этом нивелируется влияние того или иного государства на принятие судебного решения;

— когда сделка является многосторонней и будет исполняться в странах различной юрисдикции;

— когда стороны зарегистрированы в одной стране, но одна из них является «слабой» по отношения к другой. Например, в

случае заключения контракта с крупной компанией, в том числе государственной, в успешной деятельности которой имеется государственный интерес.