Учет отчетность и налогообложение малых предприятий

Особенности налогообложения малых предприятий, использующих общий порядок ведения бухгалтерского

Главная > Реферат >Финансы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

По дисциплине: «Учет на предприятиях малого бизнеса»

«Особенности налогообложения малых предприятий, использующих общий порядок ведения бухгалтерского учета и налогообложения»

Выполнила: ст.гр. ВБУА-32(зв)

Ном. зач. кн.:1080420584

1.Общая система налогообложения малых предприятий.

5. Налог на прибыль

6. Транспортный налог

7. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, федеральный Фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

8. Налоговые льготы, предусмотренные для малых предприятий.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его – одна из основных проблем экономики.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблемы социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.

Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества.

Общая система налогообложения малых предприятий.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения. А также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.

Приступая к рассмотрению особенностей налогообложения и особенностей ведения учета на малых предприятиях, нужно четко определить, каковы необходимые и достаточные условия для того, чтобы организация могла пользоваться статусом малого предприятия.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года №88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, согласно Гражданскому кодексу РФ, организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации не относятся к малым предприятиям.

В настоящее время существует ряд налоговых и других льгот для субъектов малого предпринимательства. Для того, чтобы коммерческая организация, имеющая статус юридического лица, могла быть отнесена к таким субъектам, должны быть выполнены следующие условия:

1. В ее уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

2. Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных значений:

-до 15 человек для микро предприятий;

— от 16 до 100 человек для малых предприятий;

-от 101 до 250 человек для средних предприятий.

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать следующего значения:

-до 60 млн. руб. для микро предприятий;

-от 60 до 400 млн. рублей для малых предприятий;

-от 400 млн. руб. до 1 млрд. рублей для средних предприятий.

Любое предприятие платит налоги. С помощью налогов государство, с одной стороны, управляет рыночной экономикой, а с другой – изымает часть доходов предприятия в бюджеты различных уровней. Налогами облагаются доходы предприятий, их имущество, обращение и потребление товаров, работ и услуг.

Малое предприятие при общем режиме налогообложения должно вести налоговый учет, руководствуясь Налоговым кодексом РФ.

Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами. Выбрав этот налоговый режим, при постановке и организации бухгалтерского учета малое предприятие должно вести учет методом двойной записи с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выполнять требования:

ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);

Типовых рекомендаций Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с разработанной им учетной политикой для целей налогообложения. Порядок её формирования регулируется гл.25 НК РФ » Налог на прибыль организаций».

Юридические лица, имеющие статус субъектов малого предпринимательства, могут применять общий режим налогообложения, так же как и предприниматели, в добровольном порядке. Исключение составляют виды деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вмененный доход.

Общую систему налогообложения юридические лица вправе применять в отношении как всех видов деятельности организации, так и отдельных видов в случае, когда по одному из видов деятельности субъект уплачивает ЕНВД.

Под общим режимом налогообложения понимаются федеральные, региональные, местные налоги и сборы, предусмотренные для налогоплательщиков НК РФ.

Статьей 13 НК РФ установлен следующий перечень федеральных налогов и сборов:

«1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина»

К региональным налогам в соответствии со статьей 14 НК РФ относятся:

«1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог»

К местным налогам в соответствии со статьей 15 НК РФ относятся:

«1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц»

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг). НДС является косвенным налогом, включаемым в цену товаров (работ, услуг), то есть этот налог фактически оплачивает конечный потребитель.

Учет и налогообложение на предприятиях малого бизнеса

Главная > Реферат >Бухгалтерский учет и аудит

Министерство образования и науки РФ

НА ТЕМУ: Учет и налогообложение

на предприятиях малого бизнеса

Мирошникова Юлия Петровна 9308

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Проживающая по адресу:

Оренбургский район, с.Дедуровка

1.Сущность малого предпринимательства и организационно-правовые

основы его функционирования……………….…………………………………7

1.1. Понятие малого предпринимательства, его значение

1.2. Порядок создания субъектов малого предпринимательства…………..10

1.2.1.Выбор организационно-правовой формы……………………………. 10

1.2.2. Государственная регистрация…………………………………………. 12

1.2.3.Постановка на налоговый учет…………………………………………..15

1.2.4.Режимы налогообложения малых предприятий……………………….17

2.ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРИ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМАХ НАЛОГОООБЛОЖЕНИЯ…………………20

2.1. Единый налог на вмененный доход……………………………………. 20

2.2. Упрощенная система налогообложения…………………………….……25.

2.2.2. Условия перехода на упрощенную систему налогообложения….…27

2.2.3.Выбор объекта налогообложения……………………………………….30

2.2.4.Применение упрощенной системы налогообложения

3.БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В ООО «Оптима»………..36

3.1.Организационно -экономическая характеристика ООО «Оптима»…. 36

3.2.Особенности организации бухгалтерского учета в ООО «Оптима»….39

3.3.3.Особенности налогообложения в ООО «Оптима»……………………45

4.ДОСТОИНСТВО И НЕДОСТАТКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ…………………………………………………………. 65

4.1.Достоинтсва и недостатки ЕНВД…………………………………………65

4.2.Достоинства и недостатки УСН…………………………………………..67.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..71

ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ………………………………………….74

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Таблица анализа факторов, оказывающих решающее влияние на выбор режима налогообложения……………………………….77

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Бухгалтерский баланс ООО «Оптима»…………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Налоговая декларация ООО «Оптима»………………

В наше время всем известно, что признаком экономического роста страны является не только наращивание объемов валового внутреннего продукта (ВВП), но и рост жизненного уровня ее населения хотя официальные документы о качестве жизни в нашей стране отсутствуют, все отлично знают что этот уровень далек от высокого. Несколько лет назад по заказу британского издания The economist его эксперты провели специальные исследование уровня и комфортности проживания в разных странах. России заняла 105 место из 111, между Ботсваной и Узбекистаном (хотя по ВВП — в первой 10).

Темпы роста ВВП для экономики страны — это важное, но не достаточное условие. Росси жизненно необходим не только рост количественных показателей, но и качественное развитие экономики. Из опыта стран с рыночной экономикой видно, что важнейшим условием качественного развития страны является одновременное функционирование крупных, средних и малых предприятий, а также осуществление я деятельности, базирующийся на личном труде.

В процессе перехода к рыночной экономии общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности-политической, правовой, экономической, социальной и т.д. Характер рыночных реформ требует переосмысления многих воззрений, которые казались ранее незыблемыми. Вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики, следует отнести к числу проблем экономического характера.

Объяснить доступность малого бизнеса как сферы деятельности для широкого круга людей можно тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Положительная роль малого бизнеса в масштабе экономики страны выражается в большей гибкости, быстрой реакции на изменение внешней среды, создании дополнительных рабочих мест.

Малый бизнес- это бизнес, для которого характерны независимое владение и независимая организация хозяйственной деятельности, эта коммерческая, торговая или другая деятельность организованная в рамках малого или среднего предприятия. К малому бизнесу относятся предприятия, отвечающие хотя бы двум из следующих характеристик: независимое управление, собственный капитал, локальный район действия, относительно небольшой размер по отношения к отрасли в целом.

С точки зрения в экономики в рыночной экономической системе фундаментом должен являться средний класс (обычно владельцам малого предприятия является именно представитель среднего класса). Малый бизнес как показывает опыт является базовой составляющей рыночного хозяйства.

Главными чертами малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке.

Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Форма организации которых весьма разнообразна. Они различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, размером, территориальной принадлежностью, отношению к закону, используемым технологиям отраслям.

Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды многих предприятий, выпускает специальные товары и услуги.

Государство много лет в той или иной мере обращает свое внимание на проблемы развития малого предпринимательства в российской федерации. Такое внимание к малому бизнесу объясняется тем, что развитие малого предпринимательства в России благотворно отражается на развитии всех сфер в экономике.

Стратегическим направлением развития малого предпринимательства избранна защита предпринимательской деятельности, организация и системы ее стимулирования, создание механизмов соединение государственных и частных интересов. Формирование организационной культуры предпринимательства и стимулирования предпринимательской деятельности посредством рационализации налогообложения малого предпринимательства.

Одной из главных задач государственной политики в отношении малого бизнеса остается формирование условий, которые стимулируют предпринимательскую активность широких слоев населения и способствует развитию действующих малых предприятий. Время подтвердило своевременность введения в РФ упрощенной системы налогообложения, у чет и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Принятые в последние годы законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требует серьезного осмысления уже сделанного и пристального внимания перспективам развития этой сферы деятельности (бизнеса). Поэтому важным является определение роли и значение малого предпринимательства в современной экономики, определение динамики его развития в нашей стране и за рубежом, сравнении тенденции становления малого бизнеса в разных странах с целью внесения полезного в нашу специфику. При этом важен анализ его преимуществ и недостатков.

В гражданском кодексе РФ нет специального правового института выделяющего малое предпринимательство в отдельную категорию. Такое выделение произошло в соответствии с нормативными актами регулирующими налогообложение организаций.

Целью дипломной работы является изучение особенностей учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса.

Объектом исследования в работе выступает ООО «Оптима». Период исследование -2006-2008гг.

Для достижения поставленной цель необходимо решение следующих задач:

— изучение организационно правовых основ деятельности субъектов малого предпринимательства;

— рассмотрение особенностей налогообложение субъектов малого предпринимательства и постановки их на налоговый учет;

— рассмотрение особенностей организации бухгалтерского и налогового учета в ООО «Оптима».

В работе использованы следующие источники информации: налоговый кодекс РФ, федеральный закон «О бухгалтерском учете», положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ПБУ 9/99 «Учет доходов» и другие нормативные документы, труды ученных экономистов, данные внутренней и внешней отчетности в ООО «Оптима».

1.СУЩНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСВА И ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.

1.1. Понятие малого предпринимательства, его значение и перспективы развития.

К новому предприятию относится юридическое лицо, создаваемое в форме хозяйственного общества (АО и ООО ) или в форме хозяйственного товарищества.

Не может иметь статус малого предприятия некоммерческая организация .

Субъектами малого предпринимательства считаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малое предприятие осуществляющие несколько видов деятельности, классифицируется по тому виду деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме продаж или в годовом объеме прибыли.

Какие предприятия можно отнести к малому бизнесу? В зарубежных

странах , например, основным критерием отнесения хозяйствующего субъекта к малому бизнесу является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятия. Другой, наиболее принимаемый критерий- размер уставного капитала организации. В Евросоюзе критерии малого бизнеса- численность 250 человек, и оборот 40 млн. евро. В США и Японии малый бизнес представлен совокупностью значительного числа малых и средних предприятий с численностью работающих не более 20 человек. У значительной части таких предприятий годовой товарооборот составляет до 3 млн. евро.

В нашей стране в соответствии со ст. 3 ФЗ от 14.06.1995г. №88-ФЗ « О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» субъектами малого предпринимательства признаются коммерческие организации. В уставном капитале которых доля участия собственности РФ и субъектов РФ муниципальной собственности общественных и религиозных организаций , благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля , принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам не являющейся субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней:

— в промышленности, строительстве и на транспорте-100 чел;

— в сельском хозяйстве и научно технической сфере -60 чел;

— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения-50 чел;

— в оптовой торговле, отдельных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -50 чел.
Организации удовлетворяющие названным критериям, принято называть малыми предприятиями.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реального отработанного времени, а также работников обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения установленной законом численности предприятие лишается льгот установленных законодательством..

Московский государственный университет печати

Учет на предприятиях малого бизнеса

Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Для малых предприятий налоговый учет и отчетность являются важнейшими элементами учетной политики. Основной целью налогового учета и отчетности на малом предприятии является обобщение информации, необходимой для правильного начисления налогооблагаемой базы по видам налоговых платежей.

Существующая система налогообложения в Российской Федерации включает общий и специальный режимы налогообложения, которая позволяет все малые предприятия распределить по трем основным группам.

Первая группа включает малые предприятия, избравшие общий режим налогообложения наряду с крупными и средними предприятиями.

Во вторую группу включены малые предприятия, применяющие такой вид специального режима налогообложения, как упрощенная система налогообложения, порядок применения которой регламентируется главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Третью группу составляют малые предприятия, применяющие еще один вид специального режима налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход, порядок применения которой регламентируется главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ.

Таким образом любое малое предприятие может выбрать либо общий, либо один из специальных видов режима налогообложения.

Малое предприятие, применяющее общепринятую систему налогообложения, должно уплачивать достаточно большое количество налогов (перечислим основные), среди которых:

Налог на прибыль организации по ставкам 0, 6,; 10, 15, 20, 24% (ст. 284 НК РФ). Основание для взимания данного налога является глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Объектом для налогообложения являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст.247 НК РФ). Налоговым отчетным периодом для данного налога является календарный год (ст. 285 НК РФ). Отчетностью по налогу является Налоговая декларация по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 07.12.2001 г. № БГ-3-02/542 (ред. от 12.07.2002);

Налог на добавленную стоимость (НДС) по ставке: 0%, 10%; 18% . Основанием для взимания является глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Объект налогообложения регулируется ст. 146 «Объект налогообложения», налоговым отчетным периодом является календарный месяц.

Здесь следует особо отметить, что для субъектов малого предпринимательства отчетный период увеличивается до квартала при условии, если ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не достигают миллиона рублей без учета налога (ст. 163 НК РФ).

Отчетностью по налогу является Налоговая декларация по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 03.07.2002 г. № БГ-3-03/338;

Акцизы , уплата которых регулируется гл.22 «Акцизы» НК РФ. Объектом налогообложения является реализация произведенных подакцизных товаров по ставкам, установленным в рублях и копейках за единицу измерения подакцизных товаров в зависимости от их вида (ст. 193 НК РФ). Налоговым периодом является календарный месяц (ст.192 НК РФ) и отчетностью по налогу является Налоговая декларация по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 17.12.2002 г. N БГ-3-03/716;

Налог на доходы физических лиц , основанием для взимания которого является гл.23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. Объектом налогообложения является доход, выплаченный малым предприятием работникам (физическим лицам) в виде вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги и т.д.(ст. 208 НК РФ), по установленным ставкам 6, 13, 30, 35% (ст.224 НК РФ). Налоговым периодом устанавливается календарный год (ст.216 НК РФ) и отчетностью по налогу является справка о доходах физического лица за год по форме № 2-НДФЛ, утвержденной Приказом МНС РФ от 02.12.2002 г. № БГ-3-04/686;

Единый социальный налог (ЕНС), уплата которого регулируется гл.24 «Единый социальный налог» НК РФ. Объектом для налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, которые заключаются для выполнения работ, оказания услуг, а также за выполненные работы по авторским договорам (ст.236 НК РФ). Ставки установлены в процентах и зависят от суммы выплаченного дохода (ст.241 НК РФ). Налоговым периодом установлен календарный год (ст. 240 НК РФ), а отчетностью по налогу является Налоговая декларация по форме, утвержденной приказом МНС РФ от 09.10.2002 г. № БГ-3-05/550, а также расчет по авансовым платежам, утвержденный Приказом МНС РФ от 01.02.2002 г. № БГ-3-05/49.

Налог на имущество организаций , уплата которого регулируется гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 139-ФЗ), ставка которого устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ). Объектом налогообложения устанавливается среднегодовая стоимость имущества на отчетную дату (ст. 375, 377 НК РФ). Налоговым периодом устанавливается календарный год (ст.379 НК РФ). Отчетностью по налогу являются налоговые расчеты по авансовым платежам, представляемые в сроки, установленные для квартальной и годовой бухгалтерской отчетности (ст. 386 НК РФ). Расчет по налогу на имущество предприятий производится по форме, утвержденной инструкцией Госналогслужбы РФ от 08.06.1995 г. № 33 (в ред. Приказа МНС РФ от 18.01.2002 г. N БГ-3-21/22);

Транспортный налог (ставка устанавливается в рублях, в зависимости от вида транспортного средства (ст. 361 НК РФ). Основанием для взимания является гл. 28 «Транспортный налог»НК РФ. Налоговым отчетным периодом установлен календарный год (ст. 360 НК РФ), форма налоговой декларации устанавливается законами субъектов РФ.

Налоги местного уровня:

Земельный налог , ставка по которому устанавливается субъектами РФ. Основанием для взимания земельного налога является Закон РФ от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ. Налоговым периодом установлен календарный год (ст.3 Закона РФ № 1738-1), отчетность по налогу осуществляется по Налоговой декларации по земельному налогу по форме, утвержденной приказом МНС РФ от 12.04.2002 г. № БГ-3-21/197;

Налог на рекламу , основанием для взимания которого является Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 г.). Ставка налога устанавливается органами местного самоуправления, но не должна превышать 5% (ст.21п.4 Закона РФ № 2118-1). Объектом для налогообложения установлена стоимость услуг по рекламе без налога на добавленную стоимость. Органами местного самоуправления устанавливается налоговый период (по г. Москве — квартал) и форма отчетности по налогу на рекламу.

Даже только перечень основных налогов и сборов свидетельствует о том, что для малых предприятий общий режим налогообложения — это тяжелое бремя. Поэтому ряд малых предприятий переходят на режим специального налогообложения, к которому относится упрощенная система налогообложения, которая применяется наряду с общей системой налогообложения.

Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты: 1) налога на прибыль организаций; 2) налога на имущество организаций; 3) единого социального налога и 4) налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего оплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) уплатой единого налога, который исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период (ст. 346.11 п.2 НК РФ).

Все иные налоги уплачиваются малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Переход малого предприятия на упрощенную систему налогообложения имеет определенный порядок, который установлен гл.26.2 (ст.346.12 «Налогоплательщики»).

• Малое предприятие имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации (выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) как собственного производства, так и ранее приобретенных) не превысил 11 млн. руб. (ст.346.12. п.2);

• Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

• организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный период) превышает 100 чел.;

• организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб.;

• организации, которые имеют филиалы и (или) представительства;

• К организациям, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения относятся: банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;

• Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются такими видами деятельности:

• производством подакцизных товаров;

• добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

• нотариусы, занимающиеся частной практикой.

• Такими не могут быть организации и индивидуальные предприниматели, если они:

• являются участниками соглашений о разделе продукции;

• переведены на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

• являются организациями, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов (при этом данное ограничение не распространяется на организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов) (ст.346.12. п.3).

• Отдельным пунктом 4 ст.346.12 (введен Федеральным законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ) установлен порядок для организаций и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам, которые теперь вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. Но при этом для этих организаций и индивидуальных предпринимателей ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленных ст.346.12, определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения определяется ст. 346.13 НК РФ, которая устанавливает, что:

Организации, добровольно изъявившие желание о переходе на упрощенную систему налогообложения, подают заявление в налоговый орган по месту нахождения организации (или месту жительства) в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения (ст.346.13 п.1);

Вновь созданные организации имеют право подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет, что дает им возможность применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации (ст.346.13 п.2);

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения (ст.346.13 п.3).

Порядок исчисления единого налога

Объектом налогообложения для исчисления единого налога признаются:

• доходы, уменьшенные на величину расходов (ст.346.14 п.1).

Таким образом, при упрощенной системе налогообложения малое предприятие самостоятельно делает выбор налоговой базы с учетом конкретного вида своей деятельности, состава расходов или доходов и т.д.

Делая выбор в пользу доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов, необходимо следовать порядку определения доходов малого предприятия (ст.346.15), а также и расходов (ст.346.16).

Согласно ст.249 НК РФ доходом признается доход от реализации в виде выручки от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручки от реализации имущественных прав.

Если налогоплательщик объектом налогообложения признает доход, уменьшенный на величину расходов, то в этом случае он должен уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные (подтвержденные документами и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации) затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст.252 НК РФ). Расходы, не учитываемые в целях налогообложения определяются ст. 270 НК РФ.

К расходам по критериям ст. 252 НК РФ можно отнести прежде всего те, которые определяются ст.346.16 (п.1 подп.1-4):

• расходы на приобретение основных средств, в том числе расходы на ремонт основных средств, включая арендованные;

• расходы на приобретение нематериальных активов;

• арендные платежи (в том числе лизинговые) за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество.

Особо следует выделить расходы на приобретение основных средств, которые принимаются в порядке, который определяется ст. 346.16 п.3 НК РФ.

Следует иметь в виду и порядок признания доходов и расходов.

Ст.346.17 определяет, что: 1) датой получения доходов признается день поступления средств на счета (в банках и (или) в кассу); 2) расходами признаются затраты после их фактической оплаты (расходы на приобретение основных средств отражаются в последний день отчетного (налогового) периода).

При определении налоговой базы единого налога доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (ст.346.18 п.5).

Налоговая ставка единого налога устанавливается в зависимости от выбранного объекта налогообложения:

6 процентов при объекте налогообложения в виде дохода;

15 процентов при объекте налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов (ст.346.20 НК РФ).

Видами платежей уплаты единого налога установлены:

Квартальные авансовые платежи, которые засчитываются в счет уплаты единого налога по итогам налогового периода. При этом сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (ст.346.21 п.2).

Пример расчета единого налога [6]:

В организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, по итогам 2003 года доход составил сумму 362 500 руб., в том числе:

— за I квартал — 125 000 руб.;

— за полугодие — 225 000 руб.;

— за 9 месяцев — 235 000 руб.

Предположим, что организация выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом общая сумма расходов составила 302 500 руб., в том числе:

— за I квартал — 100 000 руб.;

— за полугодие — 180 000 руб.;

— за 9 месяцев — 250 000 руб.

Расчет суммы авансовых платежей, а также суммы налога за отчетный год.

I квартал 2003 года:

налоговая база по единому налогу за I квартал:

125 000 руб. — 100 000 руб. = 25 000 руб.;

сумма авансового платежа по итогам I квартала:

25 000 руб. х 15% / 100%= 3750 руб.

Полугодие 2003 года:

налоговая база по единому налогу за полугодие: 225 000 руб. -180 000 руб. = 45 000 руб.

сумма авансового платежа по итогам полугодия:

всего: 45 000 руб. х 15% / 100% = 6750 руб.

уплачено по итогам полугодия: 6750 руб. — 3750 руб. = 3000 руб.

9 месяцев 2003 года:

налоговая база по единому налогу за 9 месяцев 2003 года:

235 000 руб. — 250 000 руб. = — 15 000 руб.

При отрицательной величине налоговой базы исчисление и уплата авансового платежа единого налога за 9 месяцев 2003 года не производится.

налоговая база по единому налогу за налоговый период:

362 500 руб. — 302 500 руб. = 60 000 руб.

сумма налога по итогам налогового периода:

60 000 руб. х 15% / 100% = 9000 руб.

вычитаем авансовые платежи: 9000 руб. — 3750 руб. — 3000 руб. = 2250 руб. Следовательно, данная сумма будет выплачена в виде единого налога за 2003 год.

Пример 2 . По итогам 2003 года доход организации составил 362 000 руб. В качестве объекта налогообложения организация выбрала доходы. При этом общая сумма взносов на обязательное пенсионное страхование в текущем году составила 15 000 руб., сумма выплат пособий по временной нетрудоспособности — 2000 руб.

Рассчитаем сумму единого налога за 2003 год:

сумма единого налога, исчисленного по итогам 2003 года:

362 500 руб. х 6% /100% = 21 750 руб.

Теперь следует рассчитать величину, на которую может быть уменьшена сумма налога за счет взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку сумма уплачиваемых взносов на обязательное пенсионное страхование (15 000 руб.) составляет более 50% (ст. 346.21 п.3):

21 750 руб. х 50% / 100% = 10 875 руб. Следовательно, только на данную величину может быть уменьшена сумма единого налога, уменьшаемого за счет «пенсионных» взносов.

Таблица 45. Налоговая отчетность малого предприятия по упрощенной системе налогообложения