Ук рф ст 268

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

СТ 268 УК РФ.

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц,
указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации
транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда
здоровью человека, —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами
на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до
двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными
работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности
смерть двух или более лиц, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 268 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления могут выступать велосипеды (в том числе с подвесным двигателем), гужевой транспорт, мокики, мопеды и др.

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта — это полное или частичное несоблюдение установленных предписаниями порядка управления и безопасного использования соответствующих транспортных средств. Нарушение правил безопасности движения транспортного средства может выражаться в переходе дороги на красный сигнал светофора, в поездке велосипедиста по центру проезжей части дороги и т.д. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства может выражаться в удержании пассажиром дверей электропоезда в открытом состоянии в процессе его движения, в наличии оружия у пассажира в процессе полета самолета и т.д. Обязательным признаком рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между действиями и наступившими общественно опасными последствиями.

3. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК). К другим участникам движения относятся погонщики скота, велосипедисты, водители гужевого транспорта и т.п.

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 268 УК РФ

1. Объектом преступления выступает безопасность движения транспорта, которая обеспечивается соблюдением соответствующих правил как лицами, ответственными за вождение и эксплуатацию транспорта, так и другими участниками движения. Ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатацию устанавливается ст. ст. 263 и 264 УК. Комментируемая статья предусматривает ответственность иных лиц, нарушающих правила, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации.

2. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу, не связывается с каким-то конкретным видом транспортных средств, это может быть автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный транспорт. Эксплуатация каждого вида транспорта осуществляется в условиях тесного взаимодействия лиц, управляющих транспортом, с иными участниками движения: пешеходами, пассажирами, обслуживающим персоналом и т.д., от которых требуется соблюдение определенных правил предосторожности, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Правила, охраняющие порядок и безопасность движения, эксплуатации транспорта, регламентируются различными нормативными актами (положениями, наставлениями, инструкциями, памятками и т.д.), особыми для каждого вида транспорта, в том числе и ведомственного характера. Существуют, например, правила поведения пассажиров в метрополитене, в самолете, автобусе и других видах транспорта, правила поведения пешеходов на улицах и дорогах, правила пользования железнодорожным переездом для гужевого транспорта и т.д.

3. Объективная сторона преступления включает: нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, тяжкий вред здоровью (ч. 1 комментируемой статьи), смерть человека (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).

4. Нарушение правил безопасности предполагает невыполнение требований, предъявляемых к поведению участников движения, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Нарушение может выражаться в пересечении железной либо иной дороги в неустановленном месте, при запрещающем сигнале, самовольном выходе пассажира на взлетно-посадочную полосу аэродрома, срыве стоп-крана и остановке таким способом движущегося железнодорожного состава, посещении на транспорте мест, запрещенных для посторонних (например, кабины пилота), и т.п.

5. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств и вредными последствиями.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.

7. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, участвующее в движении транспортных средств. Им может быть пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота и т.д.

Действия лица, управлявшего моторной лодкой, и допустившего нарушение правил безопасности движения, могут быть при наличии оснований квалифицированы по ст. 268 (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 59-Д84ПР7 ).
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1984 года.

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека , —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 268

Основным объектом преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ, выступает безопасность работы транспорта (кроме трубопроводного). Дополнительным — здоровье, жизнь человека. Предметом является любой вид транспорта.

Объективная сторона состава преступления заключается в нарушении (неисполнении или ненадлежащем исполнении) пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и ст. 264 УК РФ) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. С содержательной стороны преступление состоит в создании помех в работе транспорта, условий опасности лицом, которое не управляет транспортным средством.

Рассматриваемая норма относится к категории бланкетных норм. Это означает, что для уяснения объективной стороны состава преступления необходимо обращение к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения в сферах, связанных с транспортом. Статья 268 УК РФ в общем плане говорит о правилах безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Между тем эти правила различны в зависимости от вида транспорта и его функционального назначения. Поэтому содержание объективной стороны состава преступления в каждом конкретном случае подлежит определению с учетом этих обстоятельств и установлением конкретной позиции, которая была нарушена. Как уже отмечалось, правила в зависимости от вида транспорта различны. Например, в соответствии с Правилами пользования Московским метрополитеном, утвержденными распоряжением мэра от 28 октября 1994 г. N 533-РМ , в метрополитене запрещается входить на неработающий эскалатор без разрешения работников метрополитена, на платформе станции запрещается заходить за ограничительную линию у края до полной остановки поезда, а при его остановке следует освобождать место у дверей вагонов для выхода пассажиров, запрещается провозить огнестрельное оружие, колющие и легко бьющиеся предметы без чехлов и надлежащей упаковки, лыжи и коньки с открытыми острыми частями, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, отравляющие, ядовитые и зловонные вещества и предметы, в том числе бытовые газовые баллоны, и т.д.

Вестник мэрии Москвы. 1994. N 23.

Статьей 268 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил движения и эксплуатации транспортных средств, т.е. за более узкий круг деяний, по сравнению с кругом деяний подпадающим под действие ст. 263 УК РФ, где речь идет о правилах безопасности движения и эксплуатации транспорта. Последнее понятие является более широким и включает в себя не только транспортные средства, но и иные элементы транспорта как определенной системы (см. комментарий к ст. 263 УК РФ). В этой связи соотношение указанных норм можно определить как общее и специальное. Если же деяние посягает на различные объекты, то оно подлежит квалификации по совокупности преступлений. Например, незаконная перевозка в метро взрывчатых веществ при наличии иных признаков составов преступлений должна быть квалифицирована по ст. 268 и ст. 222 УК РФ.

Состав преступления сконструирован как материальный. В этой связи в объективную сторону входят также общественно опасные последствия в виде причиненного по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 268 УК РФ), причиненной по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 268 УК РФ), причиненной по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 268 УК РФ) и причинная связь между деянием и последствиями.

Нарушение правил безопасности предполагает невыполнение требований, предъявляемых к поведению участников движения, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Нарушение может выражаться в пересечении железной либо иной дороги в неустановленном месте, при запрещающем сигнале, самовольном выходе пассажира на взлетно-посадочную полосу аэродрома, срыве стоп-крана и остановке таким способом движущегося железнодорожного состава, посещении на транспорте мест, запрещенных для посторонних (например, кабины пилота), и т.п.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, участвующее в движении транспортных средств. Им может быть пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота и т.д. Пешеходом является лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Исключение составляют лица, осуществляющие управление транспортом либо его эксплуатацию. Совершенные ими деяния образуют составы преступлений, предусмотренных ст. 263 или ст. 264 УК РФ.

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 268 Уголовного Кодекса РФ

1. Объектом данного преступления являются безопасные условия движения и эксплуатации транспортных средств, а дополнительным объектом — жизнь и здоровье людей.

2. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта заключается в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении действующих на железнодорожном, воздушном, водном и городском наземном транспорте правил, обеспечивающих указанную безопасность. Диспозиция настоящей статьи сформулирована по типу бланкетных, для уяснения ее содержания необходимо обратиться к правилам, обеспечивающим безопасную работу транспорта, которые содержатся в различных ведомственных нормативных правовых актах. Объективная сторона анализируемого преступления выражается в форме действия либо бездействия, кроме того, ее обязательными признаками выступают последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью и причинная связь. Нарушение может заключаться, например, в переходе улицы в неположенном месте.

3. Отношение к наступившим общественно опасным последствиям выражается в виде легкомыслия либо небрежности.

4. Субъектом преступления может быть пассажир, пешеход или иной участник движения, за исключением лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК. Согласно Правилам дорожного движения, участником дорожного движения признается лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски. К иным участникам движения можно отнести, например, погонщика скота, водителя гужевого транспорта. Нельзя признать субъектом рассматриваемого преступления регулировщиков, а также лиц, выполняющих какие-либо работы на дороге (ее ремонт, уборка снега).

5. В ч. 2 анализируемой статьи устанавливается ответственность за то же деяние, повлекшее смерть человека, а в ч. 3 — за деяние, повлекшее причинение смерти двум и более лицам.

Статья 268 УК РФ. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Новая редакция Ст. 268 УК РФ

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Статье 268 УК РФ

1. В качестве основного объекта преступного посягательства выступает безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного, автомототранспорта, а равно городского электротранспорта. Дополнительные объекты — здоровье (ч. 1), жизнь (ч. 2, 3) человека. Факультативный объект — чужая собственность.

2. Объективную сторону составов преступления характеризуют: а) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; б) наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, смерти одного или нескольких лиц; в) причинная связь между такого рода нарушением и наступившими последствиями.

3. Особенности объективной стороны обусловлены спецификой участников движения (пассажир, пешеход или другой участник движения, кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264).

4. Определить исчерпывающий перечень правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, соблюдение которых является обязанностью названных лиц, не представляется возможным. Такие правила устанавливаются для каждого вида транспорта отдельно, и они весьма разнообразны. Соответственно разнообразны и их нарушения. К ним, в частности, относятся: на железнодорожном транспорте — самовольная без надобности остановка поезда, самовольное открывание шлагбаума, пересечение железнодорожного переезда при закрытом шлагбауме либо сигнале, свидетельствующем о приближении поезда, отдых или игра на железнодорожных путях либо вблизи них, нахождение на краю платформы при наличии движущегося поезда, выход из вагонов до полной остановки локомотива и т.п.; на воздушном транспорте — самовольное без сопровождения дежурного перемещение по летному полю, прогон скота по неогражденному летному полю, курение в самолете, когда это прямо запрещено, выход из воздушного судна при отсутствии трапа и т.п.; на водном транспорте — нарушение правил посадки и высадки пассажиров на судно, купание в акватории порта либо вблизи причалов, производство водолазных работ без надлежащего разрешения, выбрасывание за борт предметов и т.п.; на автомототранспорте — движение пешехода по проезжей части, пересечение проезжей части дороги вне пешеходных переходов (подземных или наземных) либо на регулируемых перекрестках — на красный или желтый сигнал светофора либо запрещающий жест регулировщика, иное поведение пешеходов, пассажиров, велосипедистов, водителей гужевых повозок (саней) и т.п., создающее помехи для других участников движения; на городском электротранспорте — выход из транспорта до полной его остановки, самовольное открывание дверей движущегося транспортного средства, перевозка предметов, выступающих за габариты транспортного средства, перемещение волоком вещей на эскалаторных лестницах и т.п.

Значение подобного рода нарушений заключается в том, что они создают помехи для нормального (безопасного) движения или эксплуатации транспортных средств.

5. Составы преступления по конструкции являются материальными. Преступление окончено (составами) в момент наступления материальных общественно опасных последствий — тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерти одного (ч. 2) или нескольких (ч. 3) лиц.

Кроме того, необходимо установить причинную связь между искусственной помехой, созданной лицом, не управляющим транспортным средством, и наступившими последствиями. Если причиной последствий является нарушение правил лицом, управляющим (участвующим в управлении) транспортным средством, налицо состав преступления, предусмотренный ст. 263 или 264.

6. Субъект преступного посягательства специальный — пассажир, пешеход или другие участники движения.

6.1. Пассажир — лицо, находящееся на транспортном средстве, не участвующее в управлении его движением.

6.2. Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

6.3. К другим участникам движения относятся: водители велосипеда, мопеда, гужевых повозок (саней), погонщики верховых и вьючных животных и скота. Особенности последних как субъектов преступления состоят в том, что их действия должны выступать причиной нарушения безопасности движения, повлекшего дорожно-транспортное происшествие с механическим транспортным средством. Причинение при этом вреда пешеходу, пассажиру, собственности, нарушение соответствующих правил влечет за собой ответственность за преступления против личности либо собственности.

6.4. К участникам дорожного движения не относятся регулировщики дорожного движения — сотрудники милиции, военной инспекции, работники дорожно-эксплуатационной службы, дежурные на железнодорожном переезде, паромной переправе, дружинники, внештатные сотрудники милиции, имеющие соответствующие удостоверение и экипировку (форменную одежду или отличительный знак — нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или флажок). Кроме того, в законе прямо определяется, что лица, указанные в ст. 263 и 264, не могут являться субъектами коммент. статьи.

7. Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины. Здесь возможны как преступное легкомыслие, так и небрежность.

8. Квалифицированный состав преступления образует последствие в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2); особо квалифицированный состав — в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).

9. Деяния, предусмотренные ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 и 3 — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 268 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу любого вида транспорта (кроме трубопроводного), причинением тяжкого вреда здоровью человека (в ч. 2 — смерти одного, а в ч. 3 — двух или более лиц) и причинной связью между деянием и последствием.

2. Обеспечивающие безопасную работу транспорта правила предусмотрены в большом количестве нормативных правовых актов (Правила дорожного движения, Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования и т.п.). Нарушением такого рода правил может быть самовольное приведение в действие механизмов для открытия дверей, средств пожаротушения, препятствование закрытию и открытию дверей, переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора и проч.

3. Указанное нарушение правил должно находиться в причинной связи с общественно опасными последствиями (о специфике причинной связи см. комментарий к ст. 266 УК РФ).

4. Субъект специальный — достигшее 16 лет лицо, являющееся участником движения и не указанное в ст. ст. 263 — 264 УК РФ (пассажир, пешеход, погонщик скота, водитель мопеда и проч.).