Унитарные некоммерческие организации понятие

Некоммерческие унитарные организации

Некоммерческие унитарные организации — юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Разъяснение

Некоммерческие унитарные организации — это юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

К некоммерческим унитарным организациям относятся:

Фонды — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Учреждения — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Автономные некоммерческие организации — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Религиозные организации — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Публично-правовая компания — унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

Государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Правовое положение некоммерческих унитарных организаций регулируется параграфом 7 «Некоммерческие унитарные организации» главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Унитарные и корпоративные некоммерческие организации

Некоммерческие организации подразделяются на две группы: Некоммерческие корпоративные организации и Некоммерческие унитарные организации.

Основное различие между ними в том, что некоммерческие корпоративные организации имеют членов, которые участвуют в управлении НКО, а некоммерческие унитарные организации не имеют членства.

Аналогичное деление на корпоративные и унитарные организации и у коммерческих организаций.

Различия между корпоративными и унитарными юридическими лицами определено пунктом 1 статьи 65.1. «Корпоративные и унитарные юридические лица» Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):

«Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.»

Дополнительно

Некоммерческие корпоративные организации — юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Организационно-правовая форма — способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности

Корпоративные и унитарные некоммерческие организации. Изменения законодательства

С 1 сентября 2014 года вступают в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации, касающиеся создания и деятельности некоммерческих организаций.

В соответствии с нормами Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступающими в силу с 1 сентября 2014 года все юридические лица, в том числе и некоммерческие организации, будут разделены на корпоративные (с институтом членства) и унитарные.

Так, к корпоративным некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ.

К унитарным некоммерческим организациям, в свою очередь, относятся фонды, учреждения (государственные, муниципальные и частные), автономные некоммерческие организации и религиозные организации.

Кроме того, согласно опубликованному закону, предусматривается закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций. В нем закреплено 11 возможных форм для создания некоммерческих организаций: потребительские кооперативы; общественные организации (в том числе политические партии и профсоюзы, ТОСы); ассоциации (союзы); товарищества собственников недвижимости (в том числе жилья); казачьи общества; общины коренных малочисленных народов Российской Федерации; фонды (в том числе общественные и благотворительные); учреждения (государственные, муниципальные, частные); автономные некоммерческие организации; религиозные организации; публично-правовые компании.

У некоммерческих организаций, уставом которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, появляется необходимость иметь имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. На настоящий момент эта сумма составляет 10 тыс. рублей. Членами общественных организаций теперь будут признаваться исключительно граждане, никаким иным субъектам, в том числе общественным объединениям, не предоставлено право вхождения в состав общественной организации.

В соответствии с переходными положениями законопроекта перерегистрация юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, не требуется. Однако учредительные документы, а также наименования некоммерческих организаций подлежат приведению в соответствие с новыми нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При этом взимание государственной пошлины не предусматривается.

В отношении некоммерческих организаций, созданных до дня официального опубликования федерального закона (с 5 мая 2014 года), правило о наличии достаточного для осуществления приносящей доход деятельности, имущества рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью, применяется с 1 января 2015 года, при условии, что такая деятельность предусмотрена уставом некоммерческой организации.

Унитарные некоммерческие организации понятие

Некоммерческие организации — юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками ( ст. 50 ГК РФ).

Отграничение некоммерческих организаций от коммерческих:

  • для некоммерческих организаций хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте, и гражданско-правовой статус этих организаций носит второстепенный характер;
  • коммерческие организации осуществляют хозяйственную деятельность, которая является для них основной и полностью регулируется гражданским правом.

В отличие от коммерческих организаций некоммерческие организа­ции не являются профессиональными участниками имущественных от­ношений. Поэтому для некоммерческих юридических лиц законодатель устанавливает специальную (целевую) правоспособность ( п. 1 ст. 49 ГК) и разрешает использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК).

Выступление не­коммерческих юридических лиц в гражданском обороте обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной деятельно­сти , которая не должна являться предпринимательской.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ ( ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Таким образом, некоммерческие организации осуществляют деятельность, направленную на формирование общественных благ, они являются опорными пунктами инфраструктуры гражданского общества. Они участвуют не в производстве, а в перераспределении материальных благ (национального продукта). Во всем остальном некоммерческие организации являются полноправными и постоянными участниками имущественного оборота наряду с коммерческими организациями.

Некоммерческая организация может быть создана в результате:

  1. ее учреждения;
  2. реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы;
  3. в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь:

  • штампы и бланки со своим наименованием;
  • символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

П. 3 ст. 50 ГК определяет следующие формы некоммерческих организаций:

  1. потребительский кооператив (жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);
  2. общественная организация (политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления);
  3. общественное движение ;
  4. ассоциация (союз) (некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты);
  5. товарищество собственников недвижимости (товарищество собственников жилья);
  6. казачье общество , внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  7. община коренного малочисленного народа Российской Федерации;
  8. фонд (общественные и благотворительные фонды);
  9. учреждение (государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения);
  10. автономная некоммерческая организация ;
  11. религиозная организация ;
  12. публично-правовая компания ;
  13. адвокатская палата ;
  14. адвокатское образование (являющееся юридическим лицом);
  15. государственная корпорация ;
  16. нотариальная палата .

Некоммерческие корпоративные организации

Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками ( п. 1 ст. 50 и ст. 65.1 ), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ (высший орган — общее собрание участников).

Организационно-правовые формы некоммерческих корпоративных организаций ( п. 2 ст.123.1 ГК РФ):

  1. потребительский кооператив;
  2. общественная организация;
  3. ассоциация (союз);
  4. нотариальная палата;
  5. товарищество собственников недвижимости;
  6. казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
  7. община коренного малочисленного народа РФ.

Замечание: Указанные выше формы прямо поименованы в п. 2 ст. 123.1 ГК РФ, однако «§ 6. Некоммерческие корпоративные организации» помимо них включает также разделы, посвященные

  • адвокатским палатам;
  • адвокатским образованиям, являющимся юридическими лицами.

Некоммерческие унитарные организации

Организационно-правовые формы некоммерческих унитарных организаций:

Фонд — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели ( ст. 123.17 ГК РФ).

Учреждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера ( ст. 123.21 ГК РФ).

Автономная некоммерческая организация — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности ( ст. 123.24 ГК РФ).

Во многих случаях различие организационно-правовых форм не­коммерческих организаций не вызывается реальной необходимостью, а становится лишь результатом принятия очередного отдельного за­кона об их статусе (например, общины малочисленных народов как юридические лица по сути являются потребительскими кооперати­вами). В развитых европейских правопорядках для отражения осо­бенностей их статуса обычно используется не более 3-4 организа­ционно-правовых форм (объединение или союз, фонд, учреждение). Поэтому центр тяжести правового регулирования лежит на специальных законах, например, на Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и др.

Глава 4 ГК РФ: некоммерческие унитарные организации (параграф 7, статьи 123.17 — 123.28)

§ 7. Некоммерческие унитарные организации

Статья 123.17. Основные положения о фонде

1. Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

3. Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

4. Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 123.18 — 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.

Статья 123.18. Имущество фонда

1. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.

Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

Статья 123.19. Управление фондом

1. Если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;

принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

2. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.

К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

3. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.

4. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Статья 123.20. Изменение устава и ликвидация фонда

1. Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.

Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

2. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

3. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Статья 123.21. Основные положения об учреждениях

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

3. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 — 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

4. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

6. Автономные учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Статья 123.23. Частное учреждение

1. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

2. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

3. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

3. Автономные некоммерческие организации

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации

1. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

7. Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

8. В части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

4. Религиозные организации

Статья 123.26. Основные положения о религиозных организациях

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

2. Гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется настоящим Кодексом и законом о свободе совести и о религиозных объединениях. Положения настоящего Кодекса применяются к религиозным организациям, если иное не установлено законом о свободе совести и о религиозных объединениях и другими законами.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

3. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации

1. Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация — не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

2. Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

3. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Статья 123.28. Имущество религиозной организации

1. Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

2. На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

3. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

4. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

научная статья по теме ПРИЗНАКИ УНИТАРНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

ЕРМАКОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПРИЗНАКИ УНИТАРНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 347.195.1 ББК 67.304

ПРИЗНАКИ УНИТАРНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ

Михаил Михайлович ЕРМАКОВ, аспирант Московской академии экономики и права

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. Гражданский кодекс России закрепил деление юридических лиц на корпорации и унитарные организации. Автор на основе анализа законодательства, доктрины гражданского права выводит основные признаки унитарных некоммерческих организаций. Дается характеристика спорных положений законодательства. Обосновывается, что в основе классификации лежит позитивистский подход.

Ключевые слова: юридические лица, корпорации, унитарные организации, изменения Гражданского кодекса, система юридических лиц.

Annotation. The Civil Code of Russia confirmed the division of legal entities on corporations and unitary organization. The author on the basis of the analysis of the legislation, doctrine of civil law displays the main features of a unitary non-profit organizations. Characteristics of the controversial provisions of the legislation. It is proved that the classification lies positivist approach.

Key words: legal entities, corporations, unitary organization, changes to the Civil Code of the RF, the system of legal persons.

Рецензент — А.В. Барков, доктор юридических наук, профессор

В отечественном гражданском законодательстве впервые было реализовано деление юридических лиц на корпорации и учреждения. Согласно п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами. Понятие унитарного юридического лица дано от обратного (по аналогии с определением некоммерческой организации). Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

К некоммерческим корпорациям относятся потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Рос-

сийской Федерации. Унитарными некоммерческими юридическими лицами являются фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Унитарный означает единый, объединяющий, составляющий одно целое. Но параграф 7, введенный Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, не дал определение термина «некоммерческая унитарная организация».

Что касается теории данного вопроса, то в научной литературе можно выделить следующие воззрения на предмет нашего исследования.

Н.В. Козлова оперировала категорией «учреждение» как более распространенным понятием унитарного юридического лица в науке гражданского права. «Учреждение создается одним или несколькими учредителями, которые обособляют часть своего имущества и целевым назначением передают его создаваемому юридическому лицу для решения каких-либо задач обычно некоммерческого характера». Дореволюционные

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2015

цивилисты отмечали, что «юридическое лицо представляет собой учреждение в тех случаях, когда часть имущества предназначается на достижение известной цели».

Если отталкиваться от понятия корпорация, то под унитарной организацией мы должны понимать юридическое лицо, участники которого не обладают правами членства. Понятие унитарной организации как чего-то единого, основанного лишь одним лицом не соответствует действительности, т.е. тем требованиям, которые есть в самом ГК РФ.

На наш взгляд, это очень важная особенность. Несколько учредителей может быть в автономной некоммерческой организации, в религиозной организации. При создании некоммерческой унитарной организации может происходить объединение нескольких лиц, однако отношений участия при этом в соответствии с законом не возникает. Данный признак не отражает сущность унитарного юридического лица. Этот признак вытекает из требований закона. Представляется, что сегодняшний подход к разделению всех юридических лиц на корпорации и унитарные организации в большей степени связан с теми или иными экономическими и социальными потребностями.

В.А. Болдырев не случайно отмечает, что, несмотря на всю нелогичность понятия «некорпоративная корпорация», сохранение или упразднение корпораций находится в зависимости от того, что доминирует: стратегия управления экономикой или стратегия совершенствования законодательства. Из этого определения в какой-то степени можно вывести еще одну особенность унитарных организаций. Они все связаны с определенной, конкретной целью деятельности, которую обозначает при их создании учредитель. Фактически из закона логично вытекает, что унитарная организация, как коммерческая, так и некоммерческая, не может быть наделена универсальной правоспособностью. Некоммерческая унитарная организация в соответствии с положениями ст. 49 ГК РФ может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Законодательно закреплено два признака корпорации — членский характер и наличие высшего органа управления. Хотя нам представляется, что признак только один — наличие отно-

шений участия. Все остальное, в том числе и формирование высшего органа управления, это уже следствие выделения основного элемента в корпорации. Об этом свидетельствует анализ ст. 65.1 ГК РФ. При определении корпоративных юридических лиц закон выделяет формирование высшего органа. Но далее, при определении унитарных юридических лиц, упоминается только один признак — учредители не становятся участниками, т.е. не приобретают прав членства.

Можно выделить и еще одну особенность в построении новой системы юридических лиц. Законодатель в большей степени оперирует императивами, чем правовой природой того или иного юридического лица.

Как писал в свое время Е.В. Васьковский: «для возникновения юридического лица необходимы два условия: 1) наличие материальной подкладки или субстрата (именно совокупности лиц или имущества), которое можно было бы олицетворить и 2) постановление положительного права, объявляющего этот субстрат лицом». В настоящее время именно требования закона стали основной для легализации и внедрения в практику новой классификации.

Вместе с тем в науке не только поддерживались идеи о легализации деления некоммерческих юридических лиц на корпоративные и унитарные, но и предпринимались попытки обосновать четкие основания данного деления.

В частности, заслуживает внимания вывод автора одной из диссертационных работ последних лет, где утверждается, что «основное различие между корпоративными некоммерческими организациями и некорпоративными некоммерческими организациями, создаваемыми двумя и более лицами, принимающими участие в управлении организацией (например, фонды, автономные некоммерческие организации), состоит в возможности изменения состава участников в корпоративных организациях путем вступления участников в организацию и выхода из ее состава; и отсутствии такой возможности в некорпоративных некоммерческих организациях».

Необходимо проанализировать, были ли учтены подобные положения законодателем.

Что касается некоммерческих корпоративных организаций, возможность изменения состава участников предусмотрена и вытекает из существа таких организационно-правовых форм, как потребительский кооператив (п. 1 ст. 123.5 ГК

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2015

РФ), общественная организация (п. 2 ст. 123.6 ГК РФ), ассоциация (союз) (п. 2 ст. 123.9 и п. 1 ст. 123.11 ГК РФ) и община коренных малочисленных народов Российской Федерации (п. 2 ст. 123.16 ГК РФ).

Что касается товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, то в ГК РФ возможность изменения состава членов прямо не предусмотрена. Однако по своей правовой природе эти организации не могут содержать запрет на установление права выхода участников данных корпораций из ее членов.

В отношении некоммерческих унитарных организаций анализ ГК РФ показывает невозможность выхода в отсутствии членства из фонда, учреждения. Однако п. 6 ст. 123.24 ГК РФ устанавливает, что лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации. А по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

Что касается религиозной организации, то ГК РФ не содержит правил, позволяющих установить возможность выхода из данной организации ее учредителей. Представляется, что в этой части могут применяться по аналогии правила, касающиеся учредителей автономной некоммерческой организации.

В законодательстве государств ближнего зарубежья система некоммерческих организаций представлена следующим образом.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь к некоммерческим организациям относятся потребительский кооператив, общественные и религиозные организации (объединения), в том числе республиканские государственно-общественные объединения (ст. 117.1), фонды, учреждения, объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы), государственные объединения.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» от 15 октября 1999 г. № 111 его действие распространяется на общественные объединения, фонды, ассоциации (союзы) некоммерческих организаций и (или) коммерческих юридических лиц и учреждения.

Гражданский кодекс Республики Узбекистан к некоммерческим юридическим лицам относит потребительский кооператив, общественные объединения, общественные фонды, учреждения, объединения юридических лиц и органы самоуправления граждан (ст. 78).

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан (по состоянию на 10.06.2014

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.