Управление имуществом беларуси

Оглавление:

Гражданский Кодекс Республики Беларусь
Статья 895. Договор доверительного управления имуществом

1. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

2. Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах вверителя или выгодоприобретателя.

Законодательством или договором могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом.

3. Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего помещен знак «Д.У.».

При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.

Доверительное управление

Доверительное управление – это услуга по распоряжению имуществом с целью его сбережения и получения дохода.

Обязательными участниками отношений доверительного управления становятся:

  • Доверитель – собственник имущества, передающий право распоряжаться им.
  • Доверительный управляющий (управляющий) – это лицо, принимающее на себя обязанности по распоряжению чужой собственностью.

В качестве самостоятельного участника отношений также может выступать выгодоприобретатель. Это лицо, получающее материальную выгоду от результатов управления имуществом.

Выгодоприобретателем может быть (и обычно является) доверитель, либо кто-то другой, если это не запрещено законодательством.

Выгодоприобретателем не должен быть управляющий. Его интересы ограничены вознаграждением согласно условий договора.

Закон разрешает быть управляющим, доверителем и выгодоприобретателем, и юридическим и физическим лицам. Однако существует множество ограничений, которые заслуживают отдельного разбирательства.

Все допустимые в Беларуси соглашения по управлению имуществом можно разделить на две группы:

  • Управление денежными средствами и финансовыми активами;
  • Управление прочим имуществом.

Более всего ограничений предполагает управление деньгами. В Республике Беларусь такую услугу предлагают только некоторые банки. Управление прочим имуществом регулируется менее жестко.

Отношения доверительного управления между всеми участниками определяет договор доверительного управления имуществом.

Условия такого договора не являются полностью произвольными, но ограничиваются законодательством.

Общие понятия и нормы в области доверительного управления даны в Гражданском Кодексе Республики Беларусь.

Управление денежными средствами также регулируется Банковским Кодексом.

Более конкретно права и ответственность сторон касательно обращения с денежными активами раскрыты в Инструкции «О порядке доверительного управления денежными средствами банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями».

Как происходит доверительное управление?

Процесс доверительного управления можно описать так:

  • Владелец имущества дает право наемному управляющему распоряжаться его собственностью;
  • Условия доверительного управления оговариваются заранее и обязательно прописываются в договоре.
  • В доверительное управление может быть передано только находящееся в собственности имущество (прав оперативного управления или хозяйственного ведения для этого недостаточно).
  • Управляющий принимает на себя обязательство распоряжаться вверенным имуществом выгодным для его владельца образом;
  • К управляющему не переходит право собственности на переданные активы.
  • Услуги управляющего оплачиваются согласно условиям договора.

Доверительное управление денежными средствами

Услуги по доверительному управлению денежными средствами в начале 2017 года могли предложить несколько крупнейших банков Республики:

  • ЗАО «Альфа-Банк»;
  • ОАО «Банк БелВЭБ»;
  • ОАО «Белагропромбанк»;
  • ОАО «БПС- Сбербанк»;
  • ОАО «АСБ Беларусбанк»
  • ОАО «Приорбанк».

Ожидать появления в этой сфере большого числа новых игроков нет оснований. Такая услуга предполагает постоянную работу на мировых фондовых рынках, что требует немалых вложений и подготовленного персонала.

Для дальнейшего развития института доверительного управления требуется совпадение нескольких условий:

  • Наличие у граждан свободных денежных средств, которые они готовы легально размещать;
  • Способность белорусских банков работать с ценными бумагами внутри страны и на фондовых рынках.

Доступ на международные рынки финансовых инструментов обычно слишком дорог для рядовых клиентов. Знания нужные для таких операций встречаются у обычных граждан еще реже.

Также потенциальным доверителям нужно помнить, что доходы от их имущества облагаются налогами. Однако расчет платежей возлагается на управляющих (банки).

Как организовано доверительное управление денежными средствами?

Законом определены три вида распоряжения вверенным имуществом.

  • Управление по приказу – в этом случае управляющему требуется письменное указание собственника для распоряжения активами.
  • Управление по согласованию – здесь управляющий проявляет больше инициативы, но согласовывает операции с собственником.
  • Полное управление – этот вариант дает управляющему свободу распоряжения вверенной собственностью в установленных договором пределах. За управляющим остается обязанность информировать доверителя обо всех совершенных действиях.

Чтобы быстрее разобраться в положении, полезно будет узнать ответы на некоторые важные вопросы касательно доверительного управления:

Куда вкладывают средства доверительные управляющие?

Большинство банков предпочитает инвестирование в наиболее устойчивые инструменты фондовых бирж и финансовых рынков:

  • Акции инвестиционных фондов;
  • Облигации государства и крупных корпораций;
  • Банковские депозиты;
  • Производные ценные бумаги и структурные продукты;
  • Акции наиболее устойчивых компаний.

Видно, что предпочтение отдается инвестициям, мало зависящим от конкретных проектов. Надежнее вкладывать не в конкретную корпорацию, а в инвестиционный фонд, в финансовые инструменты, имеющие распределенный доход.

Кому интересны услуги по доверительному управлению?

Отечественные банки предъявляют к потенциальным доверителям некоторые требования. Браться за управление малыми суммами представляется невыгодным, потому минимальные величины вложений колеблются от 10 до 50 тысяч долларов или евро, в зависимости от банка. Прием и размещение вкладов производится в иностранной валюте: долларах США, евро, российских рублях.

Из этого следует, что услуга по доверительному управлению предназначена для людей обеспеченных, со значительными свободными средствами, но не склонных к самостоятельному инвестированию или ведению бизнеса на собственные деньги.

Как начисляется сумма вознаграждения управляющего?

Вознаграждение управляющего за проделанную работу обычно разделяется на:

Базовая колеблется от 0,6% и выше, в зависимости от банка и способа управления. Эта величина рассчитывается от общей суммы вложенных средств.

Переменная часть назначается на уровне около 5%, но начисляется от величины прибыли по операциям с вверенным имуществом.

Говорить о перспективах доверительного управления в Беларуси пока сложно. Все зависит от количества обеспеченных людей в ближайшие годы и доверия к банкам.

Комментарий к международному договору доверительного управления имуществом

Илья Латышев, юрист

Зачастую собственник имущества, которое расположено на территории Республики Беларусь, находится за ее пределами либо по другим причинам и не имеет возможности самостоятельно осуществлять использование своего имущества. В таком случае есть несколько возможных вариантов его действий: сдать имущество в аренду, продать или передать в доверительное управление. При прочих равных условиях во многих случаях последний вариант является наиболее выгодным. К примеру, по общему правилу на имущество, переданное в доверительное управление, не может налагаться взыскание по долгам вверителя, кроме случая признания вверителя банкротом.

Однако, к сожалению, на сегодняшний день доверительное управление имуществом (в частности, ценными бумагами) не получило в Республики Беларусь такого широкого распространения, как, скажем, в Российской Федерации. Это вызвано многими причинами, рассмотрение которых лежит за рамками настоящей статьи. Отметим лишь, что со временем этот прогрессивный рыночный инструмент должен стать вполне обычным и применяемым в нашем государстве.

В данной статье будет рассмотрен случай, когда собственником находящегося в Республике Беларусь имущества является нерезидент, а доверительным управляющим выступает резидент Республики Беларусь.

Основные нормативные правовые акты

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-3 (глава 52) – далее ГК.

Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 N 441-З (глава 23) – далее БК.

Положение о доверительном управлении ценными бумагами, утвержденное Постановлением Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь от 12 июня 2000 г. N 10/П (в ред. постановлений Госкомитета по ценным бумагам от 08.12.2000 N 28/И, Комитета по ценным бумагам при Совмине от 20.12.2002 N 24/И) – далее Положение № 10/П.

Положение о доверительном управлении денежными средствами, утвержденное Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.11.1999 N 25.1 (в ред. постановления Нацбанка от 28.06.2001 N 177) – далее Положение № 25.1.

Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 N 482 (ред. от 30.12.2002) «О создании и деятельности в Республике Беларусь хозяйственных групп» — далее Указ № 482.

Положение о государственной регистрации и прекращении деятельности хозяйственных групп, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 27.10.1999 N 1665 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2002 N 1334).

Здесь же хотелось бы отметить, что в 1998 – 1999 годах был разработан проект Закона Республики Беларусь «О доверительном управлении имуществом», однако парламент вернул его на доработку и с тех пор работа над данным законопроектом остановилась.

Понятие договора доверительного управления имуществом

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Экономическое содержание этого договора состоит в том, что собственник по каким-то соображениям обособляет часть своего имущества и доверяет посреднику реализовывать свои правомочия собственника, управляя этим имуществом. Однако перехода права собственности при этом к доверительному управляющему не происходит.

Соотношение со смежными институтами

Договор доверительного управления имуществом является одним из договоров с участием посредника, поскольку доверительный управляющий в любом случае действует не в своих интересах, а в интересах вверителя или выгодоприобретателя. К смежным с ним институтам в первую очередь следует отнести договоры поручения и комиссии.

Сходным в договорах доверительного управления имуществом, поручения и комиссии является то, чтo дoвеpительный упpавляющий также как и пoвеpенный и кoмиccиoнеp ocущеcтвляет дейcтвия пo владению и pаcпopяжению чужим имущеcтвoм. Данное владение и pаcпopяжение основаны не на праве собственности или ином вещном праве, а на поручении собственника имущества.

Еще одним сходством договора доверительного управления имуществом с договором поручения является то, что дoвеpительный упpавляющий, аналoгичнo как и пoвеpенный, впpаве ocущеcтвлять c пеpеданным ему имущеcтвoм oпpеделенные юpидичеcкие дейcтвия, которые не всегда выpажаютcя в заключении cделoк.

Отличие дoгoвopа дoвеpительнoгo упpавления имущеcтвoм oт дoгoвopа пopучения cocтoит в тoм, чтo пoвеpенный дейcтвует oт имени и за cчет дpугoй cтopoны (дoвеpителя). А дoвеpительный упpавляющий выcтупает в гpажданcкoм oбopoте oт cвoегo имени, но c указанием, чтo oн является дoвеpительным упpавляющим.

Сходство договора доверительного управления имуществом с договором комиссии заключается в том, что и дoвеpительный упpавляющий, и кoмиccиoнеp владеют и pаcпopяжаютcя чужим имущеcтвoм oт coбcтвеннoгo имени.

Отличием данныx дoгoвopoв является тo, чтo кoмиccиoнеp пo дoгoвopу oбязан coвеpшать тoлькo cделки. Что касается иных юpидичеcких дейcтвий, то в pамкаx дoгoвopа кoмиccии они невoзмoжны. А дoвеpительный упpавляющий pеализует cвoе пpавo пo упpавлению имущеcтвoм c пoмoщью любыx фактичеcкиx и юpидичеcки значимыx дейcтвий.

Помимо договоров комиссии и поручения, к договору доверительного управления имуществом близок и договор аренды. По договору аренды имущество также передается во владение и пользование лица, отличного от собственника данного имущества. Однако отличие данных договоров заключается в том, что арендатор использует арендованное имущество, в первую очередь, в своих собственных интересах, а не в интересах арендодателя. Интерес арендодателя заключается в том, что ему уплачивается арендная плата за пользование имуществом. При доверительном управлении имуществом ситуация обратная: имущество используется в интересах его собственника (либо в интересах третьего лица, указанного собственником), а интерес доверительного управляющего заключается в получении вознаграждения за управление имуществом.

От чего еще следует отличать передачу имущества по договору доверительного управления имуществом, так это от закрепления имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Общим здесь является то, что во всех этих случаях осуществление правомочий по владению и пользованию имуществом осуществляется в интересах собственника. Однако есть и отличия. Основным является то, что субъекты права хозяйственного ведения или оперативного управления наделяются соответстветствующими правомочиями по владению пользованию и распоряжению имуществом. Доверительный управляющий наделяется только правом по осуществлению этих правомочий, принадлежащих однако собственнику имущества. Таким образом, права доверительного управляющего в отношении имущества являются обязательственными, а не вещными.

Кроме того, необходимо проводить отличие доверительного управления имуществом от управления организацией как юридическим лицом. Например, в соответствии с пунктом 3 статьи 103 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, по решению общего собрания акционеров акционерного общества полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему). При доверительном управлении управляющий управляет организацией как имущественным комплексом и действует от своего имени. Управление организацией как юридическим лицом производится управляющим не от собственного имени, а от имени данного юридического лица и в качестве его органа.

Договор доверительного управления имущественными правами (к примеру, авторскими) также имеет некоторые отличия и от обычного лицензионного договора. В частности, доверительный управляющий реализует свои правомочия за счет доходов от использования переданных в доверительное управление объектов интеллектуальной собственности и получает за это вознаграждение. А лицензиат по лицензионному договору делает то же самое, но за свой счет и выплачивает сверх того вознаграждение правообладателю.

Предмет договора доверительного управления имуществом

Предмет договора доверительного управления имуществом закреплен в статье 896 ГК Республики Беларусь. Согласно этой статье, объектом доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.

«Другое имущество» может выступать предметом договора доверительного управления имуществом лишь в том случае, если есть возможность обособить это имущество как от имущества вверителя, так и от имущества доверительного управляющего. Такое условие вытекает из статьи 901 ГК, которая предусматривает, что «имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества вверителя, а также от имущества доверительного управляющего; это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет».

Статья 896 ГК содержит также и прямое ограничение на передачу имущества в доверительное управление, закрепляя правило, что имущество, находящееся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законодательством основаниям.

Такое ограничение представляется несколько необоснованным, поскольку тормозит оборот имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении. Логичнее было бы закрепить правило о том, что такое имущество может передаваться в доверительное управление при наличии на это согласия собственника данного имущества.

Стороны договора доверительного управления имуществом

Сторонами договора доверительного управления имуществом являются вверитель и доверительный управляющий. В договоре может быть также указан и выгодоприобретатель, однако он стороной договора не является – в таком случае договор доверительного управления имуществом приобретает вид договора об исполнении третьему лицу.

Вверителем по договору является любой собственник имущества. Лицо, которое обладает ограниченным вещным правом, не может быть вверителем, поскольку не вправе наделять доверительного управляющего правомочиями собственника, так как само таковыми правомочиями не обладает. Вверителем может быть также и обладатель исключительных прав – автор, патентообладатель, иной правообладатель. Вверитель наделяет доверительного управляющего возможностью реализации прав вверителя, но управомоченным лицом остается сам вверитель.

Доверительным управляющим по договору может быть лишь профессиональный участник гражданского оборота – коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия) или индивидуальный предприниматель. Дополнительным требованием к доверительному управляющему денежными средствами либо ценными бумагами является наличие соответствующей лицензии, выданной Национальным банком Республики Беларусь либо Государственным комитетом по ценным бумагам Республики Беларусь.

ГК предусматривает прямой запрет определенным лицам быть доверительными управляющими. Это – государственные органы и органы местного управления и самоуправления. Кроме того, доверительный управляющий не может выступать выгодоприобретателем по договору. В таком случае наиболее уместным является договор безвозмездного пользования имуществом.

Существенные условия договора доверительного управления имуществом

Следует отметить, что договор доверительного управления имуществом является одним из немногих договоров, чьи существенные условия закреплены на уровне ГК. К таковым относятся:

1) предмет договора, в том числе характеристика имущества, передаваемого в доверительное управление, и его стоимость;

2) пределы использования имущества доверительным управляющим;

3) наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которого осуществляется управление имуществом (вверителя или выгодоприобретателя);

4) размер и форма вознаграждения доверительному управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

5) срок действия договора.

Доверительное управление денежными средствами

Отношения по доверительному управлению денежными средствами регулируются ГК (глава 52), БК (глава 23), а также Положением № 25.1.

Первая особенность данного вида доверительного управления касается лиц, могущих быть доверительными управляющими. БК и Положение № 25.1 ограничивают их круг только банками. Следует отметить, что в Российской Федерации принимать в доверительное управление денежные средства вправе также и кредитные организации.

Кроме того, для проведения в ходе доверительного управления необходимых валютных операций банк должен иметь соответствующую внутреннюю или генеральную лицензию на осуществление валютных операций. А в случае осуществления при доверительном управлении денежными средствами деятельности, относящейся к видам профессиональной деятельности по ценным бумагам, доверительный управляющий должен иметь соответствующую лицензию Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь и согласие Национального банка Республики Беларусь на проведение таких операций.

Вторая особенность – это то, что законодательство прямо предусматривает два вида возможного использования доверительным управляющим денежных средств, переданных в доверительное управление, — это размещение их во вклад (депозит) с целью получения дохода, а также приобретение ценных бумаг (за исключением векселей, чеков) и управление ими. Однако вместе с тем предусматривается и перечень услуг, которые доверительный управляющий может оказывать вверителю: ведение доверительных (трастовых) счетов, хранение денежных средств и приобретенных в ходе доверительного управления ценных бумаг, наблюдение за курсами принадлежащих вверителю ценных бумаг, финансовое консультирование, получение в пользу выгодоприобретателей (наследников) денежных сумм со счетов, открытых в других банках. Данный перечень не является исчерпывающим – поэтому доверительный управляющий может оказывать вверителю и другие услуги, не запрещенные законодательством.

Помимо существенных условий, предусмотренных ГК, договор доверительного управления денежными средствами также должен содержать указание на форму осуществления доверительного управления, устанавливать права, обязанности и ответственность субъектов доверительного управления, прочие условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

БК предусматривает три формы доверительного управления денежными средствами: полное доверительное управление, доверительное управление по согласованию, доверительное управление по приказу.

При полном доверительном управлении денежными средствами доверительный управляющий самостоятельно осуществляет действия с денежными средствами вверителя в пределах поручения по управлению с обязательным уведомлением вверителя о каждом осуществленном им действии, если иное не предусмотрено договором.

При доверительном управлении денежными средствами по согласованию доверительный управляющий осуществляет действия с денежными средствами вверителя при условии обязательного предварительного согласования с вверителем каждого осуществляемого им действия.

При доверительном управлении денежными средствами по приказу доверительный управляющий осуществляет действия с денежными средствами вверителя исключительно по указанию вверителя.

Вверителю открывается доверительный (трастовый) счет, на который перечисляются денежные средства, передающиеся в доверительное управление. Перечень документов, необходимых для открытия доверительного (трастового) счета, определяется банком, который выступает в роли доверительного управляющего.

Законодательство предусматривает, что доверительное управление денежными средствами может быть организовано в виде индивидуального (персонального) доверительного управления и (или) в виде общего доверительного фонда вверителей в целях наиболее эффективного использования средств при соблюдении условий каждого договора доверительного управления. При организации доверительного управления в виде индивидуального (персонального) доверительного управления доверительный управляющий управляет средствами вверителя, не допуская их объединения со средствами иных вверителей, доверительным управляющим которыми он является. При организации доверительного управления в виде общего доверительного фонда доверительный управляющий объединяет в нем денежные средства вверителей, а также приобретенные в ходе доверительного управления ценные бумаги. Каждый вверитель владеет частью доверительного фонда пропорционально своему вкладу в него.

Следует отметить, что договор доверительного управления денежными средствами заключается на срок, не превышающий одного года, хотя по общему правилу договор доверительного управления может быть заключен на срок до пяти лет.

Доверительное управление ценными бумагами

Доверительная (трастовая) деятельность с ценными бумагами, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12 марта 1992 года «О ценных бумагах и фондовых биражах», является одним из видов профессиональной деятельности с ценными бумагами. Отношения по доверительному управлению ценными бумагами регулируются ГК и Положением № 10/П.

Положение № 10/П также ограничивает круг потенциальных доверительных управляющих. Ими могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие другие лицензируемые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не менее 3 лет и получившие лицензию на право осуществления доверительной деятельности Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь. Банки получают лицензию на право осуществления доверительной деятельности с ценными бумагами по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь.

Доверительный управляющий открывает в банке специальный счет, предназначенный для аккумулирования денежных средств, получаемых от доверительного управления ценными бумагами и расчетов по доверительному управлению. Следует отметить, что этот счет не называется доверительным (трастовым) счетом и, скорее всего, таковым не является. В частности, потому, что доверительный (трастовый) счет открывается вверителю, а не доверительному управляющему.

Положение № 10/П устанавливает специальное правило, касающееся выгодоприобретателя. Так, им не может быть физическое лицо, если вверителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Объектами доверительного управления могут являться следующие ценные бумаги (вне зависимости от формы их выпуска — документарной или бездокументарной):

акции акционерных обществ, в том числе акции, находящиеся на момент заключения договора о доверительном управлении в государственной собственности;

облигации коммерческих организаций, в том числе облигации, находящиеся на момент заключения договора о доверительном управлении в государственной собственности;

другие ценные бумаги, за исключением указанных в пункте 10, условия выпуска и обращения которых не допускают передачу их в доверительное управление.

Объектом доверительного управления могут быть и ценные бумаги (акции, облигации) иностранных эмитентов при условии, что они ввезены на территорию Республики Беларусь с соблюдением требований законодательства.

Ограничения по объектам заключаются в том, что не могут быть объектами доверительного управления векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты. Кроме того, в доверительное управление не могут быть переданы ценные бумаги, эмитированные управляющим.

Положение № 10/П предусматривает, что управляющий обязан действовать в интересах выгодоприобретателя, не допуская смешения личных интересов с интересами выгодоприобретателя. К примеру, если управляющий лично заинтересован в сделке, которую он предполагает совершить, а также во всех иных случаях, когда его интересы вступают в противоречие с интересами выгодоприобретателя, управляющий обязан уведомить вверителя и выгодоприобретателя о предполагаемых действиях. Если вверитель или выгодоприобретатель не сообщили управляющему об имеющихся возражениях в 10-дневный срок, управляющий принимает решение по собственному усмотрению. При этом риск, связанный с неблагоприятными последствиями такого решения, относится на доверительную деятельность.

Законодательство прямо запрещает доверительному управляющему совершать определенные виды действий с переданным в доверительное управление имуществом. К примеру, отчуждать находящиеся в его управлении ценные бумаги в свою собственность, в собственность своих вверителей; совершать сделки, в которых одновременно выступает в качестве брокера (комиссионера, поверенного) на стороне другого лица; обменивать находящиеся в его управлении ценные бумаги на ценные бумаги, находящиеся в своей собственности, в собственности своих вверителей; и некоторые другие действия.

Доверительное управление имуществом в хозяйственных группах

Доверительное управление имуществом в хозяйственных группах следует считать наиболее ранним по времени появления видом доверительного управления имуществом – поскольку он был предусмотрен Указом № 482 еще до принятия нового ГК, где договор доверительного управления имуществом был предусмотрен в качестве нового самостоятельного договора.

В соответствии с Указом № 482, хозяйственной группой является совокупность юридических лиц (участников группы), осуществляющих предпринимательскую деятельность и объединенных между собой, в частности тем, что один участник группы (доверительный управляющий) осуществляет доверительное управление имуществом иных участников группы (вверителей) на основании договора доверительного управления имуществом.

Таким образом, специфика данного вида доверительного управления имуществом заключается в том, что заключение договора доверительного управления имуществом между доверительным управляющим и иными участниками хозяйственной группы является, по сути, ключевым моментом в создании хозяйственной группы.

Правила регистрации хозяйственных групп закреплены в соответствующем положении, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 27.10.1999 N 1665.

Налогообложение при доверительном управлении

На первый взгляд, ситуация с налогообложением сумм, получаемых вверителем по договору доверительного управления имуществом, достаточно проста. Может показаться, что вверитель-нерезидент является иностранным юридическим лицом, не осуществляющим деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 декабря 1991 года «О налоге на доходы и прибыль», такие иностранные юридические лица уплачивают налог по определенным видам доходов. Доход от передачи имущества в доверительное управление прямо не фигурирует среди объектов налогообложения иностранных юридических лиц ни в Законе «О налоге на доходы и прибыль», ни в изданных в развитие некоторых его положений Методические указания Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 21.05.1996 N 14 (ред. от 22.05.2001) «По исчислению налога на доходы и прибыль иностранных юридических лиц».

Однако может показаться обоснованным, что в случае доверительного управления имуществом суммы, получаемые вверителем, подпадают под понятие «роялти» и подлежат обложению налогом на доходы по ставке 15 процентов. Понятие «роялти» включает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или предоставление права использования имущественных прав на произведения литературы, искусства, науки, включая кинофильмы, пленки, используемые для радиовещания, телевидения, спутниковую или кабельную передачу для трансляции, любого патента, товарного знака, знака обслуживания, чертежа или модели, схемы, формулы или процесса, вознаграждения за использование или предоставление права пользования имуществом или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (в том числе ноу-хау).

Однако такой подход юридически неверен и более глубокий анализ ситуации показывает следующее.

Во-первых, суммы, перечисляемые доверительным управляющим вверителю, являются не «вознаграждением» последнего, а доходом от использования имущества вверителя на территории Республики Беларусь. Поэтому они не могут подпадать под понятие «роялти».

Во-вторых, в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 г. «О налогах на доходы и прибыль» «плательщиками налога на прибыль являются иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, расположенное на территории Республики Беларусь».

Согласно п. 3 указанной статьи Закона «постоянным представительством иностранного юридического лица, расположенным на территории Республики Беларусь, для целей налогообложения понимается:

а) обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляется предпринимательская деятельность иностранного юридического лица на территории Республики Беларусь.

б) юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность на территории Республики Беларусь по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг в соответствии с условиями договора поручения, комиссии или аналогичных договоров в интересах и в пользу иностранного юридического лица.

Не считается постоянным представительством иностранного юридического лица юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность на основании договора поручения, комиссии или иного аналогичного договора в соответствии с поручением иностранного юридического лица, в случае, если эта деятельность является обычной деятельностью данного лица, осуществляемой им в отношении нескольких иностранных юридических лиц».

В развитие подпункта б) п. 3 ст. 7 указанного Закона в п. 1.4 названных Методических указаниях разъясняется, что «иностранное юридическое лицо рассматривается как имеющее постоянное представительство и в случае, если оно осуществляет деятельность в Республике Беларусь через белорусскую организацию или физическое лицо, которые на основании договорных отношений с иностранным юридическим лицом представляют его интересы в Республике Беларусь, действуют от его имени и (или) имеют полномочия на заключение контрактов от имени данного иностранного юридического лица или от своего лица, но по поручению и для инофирмы или имеющие полномочия обговаривать существенные условия контрактов, вне зависимости от того, кто подписывает контракт.

…Однако если такая белорусская организация или физическое лицо осуществляют эту деятельность на основании договора поручения, комиссии или иного аналогичного договора в соответствии с поручением иностранного юридического лица в рамках своей основной (обычной) деятельности для нескольких (более одного) иностранных юридических лиц, то такая организация или физическое лицо не рассматриваются как постоянное представительство иностранного юридического лица в отношении данного вида деятельности».

В случае с доверительным управлением налицо наличие постоянного представительства второго вида – юридического лица Республики Беларусь, которое осуществляет деятельность на территории республики на основании договора, аналогичного договорам поручения либо комиссии, и заключает договоры от своего имени, но по поручению и для нерезидента.

Поэтому суммы, получаемые доверительным управляющим от управления имуществом вверителя, подлежат обложению всеми налогами и сборами Республики Беларусь, применимыми к постоянным представительствам нерезидентов. Исчисление, удержание и перечисление сумм налогов в бюджет Республики Беларусь должно производиться доверительным управляющим. И только после уплаты всех налогов оставшиеся суммы перечисляются вверителю за границу.

Однако, если доверительный управляющий реально управляет имуществом нескольких вверителей и это является его обычной деятельностью, то тогда вверитель действительно является иностранным юридическим лицом, не осуществляющим деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, а суммы, получаемые от использования переданного в доверительное управление имущества, не подпадают ни под один вид доходов, облагаемых в соответствии со ст. 10 Закона «О налогах на доходы и прибыль».

Следует отметить, что при передаче в доверительное управление ценных бумаг налогообложение доходов вверителя может иметь некоторые дополнительные особенности.

Кроме того, в каждом конкретном случае необходимо проработать вопрос о наличии договора об избежании двойного налогообложения между Республикой Беларусь и государством вверителя – возможно, вверитель имеет право на полное или частичное освобождение от обложения некоторыми налогами в Республике Беларусь.

Доверительный управляющий, будучи резидентом Республики Беларусь, со своего вознаграждения уплачивает все необходимые налоги и сборы, предусмотренные белорусским законодательством.

О доверительном управлении имуществом при применении индивидуальным предпринимателем общеустановленной системы налогообложения

I. Что такое доверительное управление имуществом

Правовому регулированию доверительного управления имуществом отведена глава 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК). Исходя из норм главы 52 ГК вверителем имущества, передаваемого в доверительное управление, является собственник, а доверительным управляющим может являться индивидуальный предприниматель.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 895 ГК по договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах вверителя или выгодоприобретателя, например, сдавать его в аренду.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 577 ГК).

Заключая договор доверительного управления недвижимого имущества, собственник имущества и доверительный управляющий должны учитывать следующие нормы и правила.

Договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества (статья 521 ГК). Кроме того, согласно требованиям пункта 2 статьи 900 ГК договор доверительного управления недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в соответствии со статьей 522 ГК и статьей 9 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (с изменениями и дополнениями).

В договоре доверительного управления имуществом должны быть указаны:

— предмет договора, в том числе характеристика имущества, передаваемого в доверительное управление, и его стоимость;

— пределы использования имущества доверительным управляющим;

— наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которого осуществляется управление имуществом (вверителя или выгодоприобретателя);

— размер и форма вознаграждения доверительному управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

— срок действия договора.

Статьей 901 ГК предусмотрено обособление имущества, находящегося в доверительном управлении.

Так, имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества вверителя, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего — индивидуального предпринимателя отдельно в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.

В соответствии с пунктом 4-1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) доверительный управляющий обязан в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора доверительного управления имуществом проинформировать в письменной форме налоговый орган по месту постановки на учет о заключении такого договора с указанием его номера, даты заключения, срока действия, а также наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества физического лица, в интересах которых осуществляется управление имуществом (вверителя или выгодоприобретателя) (пункт 1.6 статьи 66 НК).

В настоящее время налогообложение в сфере доверительного управления имуществом уточнено в НК применительно к отдельным видам налогов, сборов (пошлин), а также особенностям их уплаты.

II. Особенности налогообложения у доверительных управляющих

На доверительного управляющего, который является источником выплаты доходов и (или) на которого в силу НК и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин), возложены функции налогового агента (пункт 1 статьи 23 НК). При осуществлении деятельности по договорам доверительного управления доверительный управляющий будет выступать в качестве двух плательщиков и исполнять налоговые обязательства отдельно:

1. Доверительный управляющий исполняет налоговые обязательства, возникающее у вверителя в отношении имущества, переданного в доверительное управление (приобретенного доверительным управляющим за счет средств вверителя в связи в доверительным управлением имуществом), а также по объектам налогообложения, возникающим в связи с доверительным управлением таким имуществом, в случаях, установленных НК (пункт 2 статьи 39-1 НК) в частности:

— по НДС в соответствии со статьей 90 НК;

— по подоходному налогу в соответствии со статьей 175 НК.

2. Доверительный управляющий исполняет собственные налоговые обязательства в отношении полученного им вознаграждения за оказанные услуги по доверительному управлению имуществом, в частности:

— по НДС, если он является плательщиком НДС, в соответствии со статьей 91 НК с учетом особенностей установленных статьей 92 НК;

— по подоходному налогу в случае применения им общеустановленной системы налогообложения в соответствии с главой 16 НК.

III. Налоговые обязательства, возникающие у вверителя

Рассмотрим порядок исполнения доверительным управляющим налоговых обязательств, возникающих у вверителя, если вверителем является физическое лицо, в том числе иностранный гражданин.

В целях уплаты НДС при исполнении налоговых обязательств вверителя доверительный управляющий после постановки на налоговый учет в дальнейшем исполняет налоговые обязательства в соответствии с положениями главы 12 НК. В этом случае налоговая декларация (расчет) по НДС по оборотам, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя), составляется и представляется доверительным управляющим отдельно от декларации по иной осуществляемой им деятельности (пункт 7 статьи 108 НК).

Доверительные управляющие признаются плательщиками НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей, независимо от того являлся ли плательщиком НДС вверитель, в связи с чем НК устанавливает следующий порядок определения доверительным управляющим налоговой базы по НДС.

Cогласно абзацу 1 пункта 20 статьи 98 НК налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в ходе доверительного управления имуществом по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя) определяется доверительным управляющим с учетом особенностей, установленных статей 98 и статьей 97 НК, т. е. доверительный управляющий исполняет налоговые обязательства по НДС, возникающие у вверителя в отношении имущества, переданного в доверительное управление, а также по объектам налогообложения, возникающим в связи с доверительным управлением таким имуществом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 18 статьи 98 НК налоговая база по НДС увеличивается на суммы, фактически полученные сверх цены реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.

Поэтому доверительный управляющий при сдаче в аренду недвижимого имущества должен увеличивать налоговую базу НДС на суммы санкций, фактически полученных от арендаторов за нарушение условий договора аренды.

Стоит также отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, в том числе включая обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающие у доверительного управляющего в связи с доверительным управлением имуществом по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя (выгодоприобретателя). При этом относительно доверительного управления объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признается передача имущества:

— доверительному управляющему вверителем по договору доверительного управления имуществом;

— возвращаемого вверителю доверительным управляющим при прекращении договора доверительного управления имуществом (подпункт 2.20 пункта 2 статьи 93 НК).

Для плательщиков НДС налоговыми вычетами в соответствии со статьей 107 НК признаются суммы налога на добавленную стоимость, в том числе предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав. Поскольку в статье 107 НК не предусмотрено ограничение на вычет сумм «входного» НДС, приходящегося на доверительное управление, то эти суммы НДС по предъявленным в ходе доверительного управления затратам, возникающим в связи с содержанием и эксплуатацией объектов аренды, предъявленных продавцами товаров (работ, услуг) подлежат вычету в общеустановленном порядке. «Входной» НДС, предъявленный продавцами, при приобретении имущества физическим лицом — вверителем, не относится к таким вычетам и не может быть учтен в составе «входного» НДС в ходе доверительного управления этим имуществом доверительным управляющим.

В целях подоходного налога доверительный управляющий — индивидуальный предприниматель, который является источником выплаты доходов плательщику (вверителю) — физическому лицу, в том числе и иностранному гражданину, также признается налоговым агентом, и на него согласно статье 175 НК возлагаются обязанности по исчислению, удержанию с доходов плательщика (вверителя) и перечислению в бюджет подоходного налога.

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 154 НК к доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся в том числе доходы и от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг) или от иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь.

При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц согласно статье 156 НК учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, без учета сумм, удержанных из дохода плательщика, в том числе по его распоряжению. При этом для доходов, в отношении которых ставки подоходного налога с физических лиц установлены пунктами 1 и 3 статьи 173 НК, налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со статьями 164–166 и 168 НК, с учетом особенностей, предусмотренных главой 16 НК. Однако главой 16 НК не предусмотрено уменьшение дохода плательщика на сумму вознаграждений, выплачиваемых доверительному управляющему в соответствии с договором доверительного управления имуществом.

Таким образом, когда по договору передачи в доверительное управление имущества производятся какие-либо удержания из дохода вверителя, в том числе вознаграждения доверительному управляющему, то такие расходы не уменьшают налоговую базу подоходного налога с физических лиц, как не предусмотренные НК.

Отдельно следует отметить про обязанности вверителя, возникающие по налогу на недвижимость. В соответствии со статьей 183 НК плательщиками налога на недвижимость признаются организации и физические лица налога с учетом особенностей, установленных статьей 184 НК.

Согласно пункту 4 статьи 184 НК плательщиком налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, переданным в доверительное управление и (или) приобретенным в процессе доверительного управления, признается вверитель.

Учет таких плательщиков ведется налоговыми органами по месту нахождения вверителя (если им является организация) или его месту жительства (если вверитель — физическое лицо).

Необходимо также учитывать, что если физическое лицо — налогоплательщик владеет недвижимым имуществом, расположенным на территории Республики Беларусь, но не имеет при этом места жительства в Республике Беларусь, то учет такого налогоплательщика ведется по месту нахождения этого недвижимого имущества (абзац 4 пункт 1 статья 65, подпункт 8.3 пункт 8 статья 66 НК).

IV. Собственные налоговые обязательства доверительного управляющего

При исполнении собственных налоговых обязательств, если доверительный управляющий является плательщиком НДС в соответствии со статьей 91 НК по своей предпринимательской деятельности, то исполняет налоговые обязательства за себя и представляет налоговую декларацию (расчет) по НДС сугубо по своей деятельности.

Исходя из пункта 20 статьи 98 НК налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в ходе доверительного управления имуществом по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя) определяется доверительным управляющим с учетом особенностей, установленных статьей 97 НК, и является суммой вознаграждения, полученного (подлежащего к получению) им по договору доверительного управления имуществом. Таким образом, исчисление налога на добавленную стоимость доверительному управляющему при реализации услуг по доверительному управлению имуществом, оказанных вверителю (выгодоприобретателю), следует производить исходя из суммы своего вознаграждения с учетом требований подпункта 1.38 пункта 1 статьи 94 НК.

В соответствии со статьей 107 НК доверительные управляющие также могут воспользоваться своим правом на налоговые вычеты по НДС, в том числе предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, по своим услугам в рамках полученного вознаграждения.

Главой 16 НК предусмотрен специальный порядок определения доходов и уплаты подоходного налога такой категорией плательщиков, как доверительные управляющие (подпункт 4.2-1 пункта 4 статьи 176 НК). Доходы, полученные от оказания услуг по доверительному управлению имуществом, оказанных вверителю (выгодоприобретателю), также определяются как сумма полученного доверительным управляющим вознаграждения по договору доверительного управления имуществом.

В соответствии со статьей 176 НК доходы индивидуальных предпринимателей (частных нотариусов, адвокатов) от осуществления предпринимательской (частной нотариальной, адвокатской) деятельности подразделяются:

на доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее — доходы от реализации), уменьшенные на сумму налогов и сборов, уплачиваемых из выручки;

внереализационные доходы, уменьшенные на сумму налогов и сборов, уплачиваемых из выручки.

К доходам от реализации относятся суммы денежных средств, поступившие на счета в банках и (или) в кассу индивидуального предпринимателя (частного нотариуса, адвоката) за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги и переданные имущественные права (подпункт 2.1 пункт 2 статьи 176).

Рассмотрим на примере расчет налогов, исчисляемых доверительным управляющим.

Арендная плата, за сдачу в аренду организации нежилого помещения, принадлежащего на праве собственности иностранному гражданину-вверителю, поступившая на расчетный счет вверителя, составила за 1–2 квартал 120 000 000 руб. Согласно договору о доверительном управлении вознаграждение доверительного управляющего составляет 9 000 000 руб. Данная сумма перечислена со счета вверителя на расчетный счет доверительного управляющего, являющегося индивидуальным предпринимателем и применяющего по собственной предпринимательской деятельности общеустановленную систему налогообложения с уплатой НДС.

По налоговым обязательствам вверителя причитается к уплате в бюджет:
1. НДС исчисленный по реализации
120 000 000 * 20/120 % = 20 00 000 руб.
2. подоходный налог с доходов вверителя
120 000 000 * 12 % = 14 400 000 руб.
По собственным налоговым обязательствам доверительного управляющего причитается к уплате в бюджет:
1. НДС исчисленный по реализации
9 000 000 * 20/120 % = 1 500 000 руб.
2. подоходный налог от предпринимательской деятельности
7 500 000 * 15 % = 1 125 000 руб.

Информация предоставлена Инспекцией по налогам и сборам
по Московскому району г. Минска