Ветеран военной службы статья 22 и 23

Ветеран военной службы статья 22 и 23

Офицерам, начиная от майора и старше, предложено увеличить предельный возраст службы.
Офицерам, начиная от майора и старше, предложено увеличить предельный возраст службы.

Такую поправку в закон о службе в органах внутренних дел предложило МВД. Соответствующий законопроект размещен на портале проектов нормативных актов.

Наименование: О внесении изменений в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Согласно этим поправкам майоры и подполковники смогут служить до 55 лет, вместо нынешних 50, полковники — до 60 лет, вместо 55 лет, а генерал-майоры и генерал-лейтенанты — до 65. То есть, как генерал-полковники.
Как считают в МВД, это уберет лишние .

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.95 N 5-ФЗ (ред. от 18.11.98) «О ВЕТЕРАНАХ»
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • (в ред. от 12.01.95 — «Российская газета», N 19, 25.01.95,
  • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 3, ст. 168)

Статья 22. Меры социальной защиты ветеранов труда

Ветераны труда при выходе на пенсию сохраняют права членов трудового коллектива предприятия, учреждения, организации, в которых они работали до выхода на пенсию. За ними сохраняется право на улучшение жилищных условий, на пользование объектами социально-бытовой сферы и услугами культурно-просветительных учреждений, на участие в приватизации, акционировании предприятия, учреждения, организации.

Ветеранам труда при выходе на пенсию в качестве мер социальной защиты предоставляются следующие права и льготы:

пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым они были прикреплены в период работы, бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;

при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов) в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства;

предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до одного месяца в году;

бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от их места жительства, а в сельской местности — также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения;

50-процентная сезонная скидка со стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

50-процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы), в том числе членам семей указанных лиц, совместно с ними проживающим (в коммунальных квартирах — 50-процентная скидка в оплате занимаемой жилой площади). Льготы по оплате жилья предоставляются ветеранам труда, проживающим в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях;

50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия — в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, абонентная плата за телефон, радио, коллективная антенна), а ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — в оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

Предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, органы местного самоуправления вправе устанавливать исходя из специфики и условий труда дополнительные льготы гражданам, имеющим особые заслуги перед предприятием, учреждением, организацией.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе устанавливать ветеранам труда дополнительные льготы.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.95 N 5-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу 01.07.2013) «О ВЕТЕРАНАХ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 02.01.2000 — «Российская газета», N 1 — 3, 05.01.2000;
  • «Парламентская газета», N 3, 06.01.2000)
  • (в ред. от 12.01.95 — «Собрание законодательства РФ», 16.01.95, N 3, ст. 168;
  • «Российская газета», N 19, 25.01.95)

Статья 22. Меры социальной поддержки ветеранов труда

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 22 и 23 федерального закона ветеранах военной службы льготы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 N 124-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬИ 22 И 23 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВЕТЕРАНАХ»

8 августа 2001 г. N 124-ФЗ

Статья 1. Внести в Федеральный закон О ветеранах (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168 2000, N 2, ст. 161) следующие изменения и дополнение:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

1. Ветераны труда, прекратившие трудовые отношения с предприятиями, учреждениями, организациями после установления (назначения) им пенсии, сохраняют права членов трудовых коллективов тех предприятий, учреждений, организаций, в которых они работали до установления (назначения) пенсии. За ними сохраняется право на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально — бытовой сферы и услугами культурно — просветительных учреждений, на участие в приватизации, акционировании соответствующего предприятия, учреждения, организации.

абзац первый и подпункт 1 пункта 2 изложить в следующей редакции:

2. Лицам, имеющим звание Ветеран труда, после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской Федерации независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие права и льготы:

1) пользование поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

4. Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской Федерации, если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное..

2. Пункт 2 статьи 23 изложить в следующей редакции:

2. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской Федерации, приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда..

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

юрист на сайте Кадыров Р.О.

юрист на сайте Ефимов В.П.

юрист на сайте Пономарева И.А.

юрист на сайте Седченко С.Н.

юрист на сайте Искендеров Э.Э.

юрист на сайте Шульга А.П.

юрист на сайте Плясунов К.А.

юрист на сайте Булатова Е.Ю.

юрист на сайте Галкина О.Н.

юрист на сайте Ким Б.П.

юрист на сайте Маракулина Н.В.

юрист на сайте Белоусов С.Н.

Здравствуйте, уважаемый гость!

Сейчас на сайте 40 юристов.

Какой у Вас вопрос?

юрист на сайте Ощепков К.М.

юрист на сайте Шульга А.П.

юрист на сайте Булатова Е.Ю.

юрист на сайте Володина А.В.

юрист на сайте Маракулина Н.В.

юрист на сайте Пономарева И.А.

юрист на сайте Арабачян Р.Б.

юрист на сайте Кадыров Р.О.

юрист на сайте Волков А.В.

юрист на сайте Дрофа А.В.

юрист на сайте Сурикова Т.И.

юрист на сайте Искендеров Э.Э.

Здравствуйте, уважаемый гость!

Сейчас на сайте 40 юристов.

Какой у Вас вопрос?

Льготы членам семьи ветерана военнй службы

№ 151844. 17 марта 2009 в 20:31 Ульяновск

Уважаемый Олег Юрьевич!

В дополнение к моему вопросу 151416 сообщаю, что адвокат П.Астахов в передаче «Час суда» 12.02.2009г. на REN-TV рассмотрел иск управляющей компании ЖКХ к ветерану военной службы, который оплачивает жилищно-коммунальные услуги в размере 50% для членов семьи, проживающих с ним.

№89353. 18 марта 2009 в 1:36

Здравствуйте, Александр Иванович.

Я Вам для ознакомления привожу полные тексты судебных постановлений по данному вопросу:

1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 524-О по жалобе гражданки Анохиной Натальи Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 44 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

* Опубликовано 21 февраля 2007 г. в РГ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л.

заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я. Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданки Н.М. Анохиной,

1. Советский районный суд города Орла решениями от 28 сентября 2005 года и от 9 февраля 2006 года признал правомерным отказ MПП «Орелводоканал» и ООО «Орелрегионгаз» в предоставлении гражданке Н.М. Анохиной с июня 2005 года льгот по оплате коммунальных услуг (50-процентной скидки с установленной платы за водоснабжение и пользование газом), которыми она как член семьи инвалида III группы вследствие военной травмы, приравненного к инвалидам Великой Отечественной войны, пользовалась в соответствии с пунктом 9 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей до внесения в него изменений статьей 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 22 марта 2006 года решение от 28 сентября 2005 года оставлено без изменения. Определением судьи Орловского областного суда от 17 апреля 2006 года по надзорной жалобе Н.М. Анохиной на решение от 9 февраля 2006 года в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции отказано.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.М. Анохина оспаривает конституционность следующих положений статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ: пункта 6, признающего утратившими силу пункты 3 и 4 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах», согласно которым права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены, а федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов данным Федеральным законом, являются недействительными пункта 9, предусматривающего замену в абзаце первом пункта 1 статьи 14 того же Федерального закона слов «права и льготы» словами «меры социальной поддержки».

По мнению заявительницы, названные законоположения, отменяющие без равноценной компенсации льготы, ранее предоставлявшиеся членам семей инвалидов, приравненных к инвалидам Великой Отечественной войны, ущемляют ее конституционные права и тем самым противоречат статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1). Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям федерального законодателя. Располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, федеральный законодатель вправе избирать и изменять формы их предоставления — денежную или натуральную, видоизменять их применительно к конкретной жизненной ситуации, в которой оказывается гражданин, относящийся к числу нуждающихся в социальной поддержке либо к категории граждан, заслуживающих, по мнению государства, уважения и почета.

Социальная поддержка населения может осуществляться в разнообразных формах — в виде льгот, компенсаций, субсидий, услуг, дополнительных прав и пр. Поэтому сама по себе замена в действующем законодательстве слов «права и льготы» на «меры социальной поддержки» не может свидетельствовать о снижении уровня социальной защиты соответствующих категорий граждан, что противоречило бы статьям 19, 55 и 56 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, изменяя форму и содержание социальной поддержки, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан — получателей мер социальной поддержки.

При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П и от 26 декабря 2002 года N 17-П определения от 4 декабря 2003 года N 415-О по запросу группы депутатов Государственной Думы и от 2 февраля 2006 года N 56-O по жалобе гражданина О.И. Ляпунова).

3. Федеральный закон «О ветеранах», исходя из предписаний статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, предопределяющих обязанности государства по отношению к обладающим особым статусом лицам, проходившим военную службу в годы войны и в иных чрезвычайных ситуациях, сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе, распространяет меры социальной поддержки, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы.

Такие меры определены в подпункте 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах», который — как в ныне действующей редакции, так и в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, — не содержит прямого указания на возможность предоставления льгот по оплате коммунальных услуг членам семей инвалидов войны. Анализируя вопрос о праве этих лиц на соответствующие льготы, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 декабря 2003 года N 423-O по запросу Конституционного суда Республики Татарстан применительно к подпункту 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ, действовавшей до 1 января 2005 года, пришел к выводу, что положения Федерального закона «О ветеранах» во взаимосвязи с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209), сохранившего свое действие согласно пункту 3 статьи 11 того же Федерального закона в указанной редакции, не могут рассматриваться как лишающие льгот по оплате коммунальных услуг членов семей, проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами.

Признание же пунктом 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах» не означает, как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О по жалобе гражданина С.В. Зимницкого, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать категориям граждан, обладающим особым правовым статусом, определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты. Это подтверждается и положениями статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления в условиях нового правового регулирования прав, льгот и гарантий, которыми отдельные категории граждан пользовались в рамках действовавшей до 1 января 2005 года системы социальной защиты.

Таким образом, сама по себе утрата силы пунктами 3 и 4 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах» не может рассматриваться как допускающая в рамках длящихся правоотношений отмену без равноценной компенсации скидки в размере 50 процентов с установленной платы за водоснабжение и пользование газом для членов семей инвалидов войны и приравненных к ним лиц, проживающих совместно с ними, у которых право пользования такой льготой возникло на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих и было реализовано ими до 1 января 2005 года.

При этом, однако, не исключается право федерального законодателя в процессе совершенствования действующей системы социальной защиты населения дифференцировать меры социальной поддержки и условия их предоставления членам семей инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, с учетом специфики их правового статуса, имущественного положения и иных обстоятельств.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Положения пунктов 6 и 9 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года.

2. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основании ранее сформулированных правовых позиций конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

3. Признать жалобу гражданки Анохиной Натальи Михайловны не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявительницей вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

4. В соответствии со статьей 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» дело гражданки Анохиной Натальи Михайловны подлежит пересмотру в установленном порядке с учетом настоящего Определения, если для этого не имеется иных препятствий.

5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

6. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

от 1 декабря 2005 г. N 521-О

ПО ЗАПРОСУ КОНСТИТУЦИОННОГО

СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ О ПРОВЕРКЕ

КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА 4

СТАТЬИ 6, ПУНКТОВ 17 И 18 СТАТЬИ 44 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА ОТ 22 АВГУСТА 2004 ГОДА N 122-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

АКТОВ РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ЗАКОНОВ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ЗАКОН «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

И «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение запроса Конституционного суда Республики Коми,

1. В запросе Конституционного суда Республики Коми оспаривается конституционность следующих положений Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ:

абзаца второго пункта 4 статьи 6, предусматривающего замену слов «другими нормативными актами» словами «законами субъектов» в статье 12 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», что, по мнению заявителя, означает передачу полномочия Российской Федерации по восстановлению утраченных в связи с репрессиями социально-политических и гражданских прав реабилитированных лиц на уровень субъектов Российской Федерации

пункта 17 статьи 44, излагающего статью 22 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, которая, в отличие от ранее действовавшей, устанавливает, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

пункта 18 статьи 44 о признании статьи 23 (Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы) Федерального закона «О ветеранах» утратившей силу.

Как следует из представленных материалов, в производстве Конституционного суда Республики Коми находится дело по жалобам граждан В.Г. Лябоги и В.В. Тимакова на нарушение их конституционных прав Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 года «О социальной поддержке населения в Республике Коми»: В.Г. Лябога указывает на то, что в оспариваемом Законе отсутствуют нормы о мерах социальной защиты, предоставляемых ветеранам военной службы, а В.В. Тимаков считает недостаточным установленный им объем мер социальной поддержки реабилитированных лиц по сравнению с тем, что предусматривался ранее федеральным законодательством.

Конституционный суд Республики Коми, придя к выводу о том, что подлежащие применению при разрешении данного дела положения абзаца второго пункта 4 статьи 6, пунктов 17 и 18 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, закрепляющие полномочия субъектов Российской Федерации по законодательному регулированию социальной поддержки ветеранов военной службы и реабилитированных лиц, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статье 71 (пункты «м» и «о»), приостановил производство по делу и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке их конституционности.

Заявитель полагает, что социальная защита ветеранов военной службы относится, как и военная служба, к вопросам обороны и безопасности, которые согласно Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт «м»), а компенсации за необоснованные репрессии входят, как и реабилитация жертв политических репрессий, в сферу уголовного и уголовного процессуального законодательства, отнесенного Конституцией Российской Федерации также к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт «о»), и, следовательно, принятие субъектом Российской Федерации законов по указанным вопросам нарушает установленное Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт «в») защита прав и свобод человека и гражданина, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, — предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты «б» и «ж» части 1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения — издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2).

Из приведенных положений статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1) и 7 (часть 1), определяющих Российскую Федерацию как правовое социальное государство, а также статьи 2, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту — обязанностью государства, и статьи 18, согласно которой права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, следует, что защита прав и свобод человека и гражданина, установление и надлежащее функционирование правовых механизмов, гарантирующих их реализацию, как и осуществление конституционной обязанности государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности должны обеспечиваться и органами государственной власти Российской Федерации, и органами государственной власти каждого из ее субъектов.

По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, регулируя вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения, вправе определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих предметов ведения и полномочий (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 1997 года N 13-О).

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (статья 76, часть 5 Конституции Российской Федерации).

2.1. Целью Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» (с последующими изменениями и дополнениями) является, как следует из его преамбулы, реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Исходя из этой цели названный Закон определяет круг лиц, подвергнутых политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, лиц, которые признаются пострадавшими от политических репрессий, порядок разрешения вопроса о реабилитации, а также ее общие правовые последствия, включающие, в частности, восстановление в гражданстве Российской Федерации, в специальных званиях, возвращение государственных наград, обеспечение жилой площадью в населенных пунктах, где реабилитированные лица проживали до применения репрессий, выплату реабилитированным лицам единовременной денежной компенсации за время нахождения в местах лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, возвращение им (или возмещение стоимости) утраченного в связи с репрессиями имущества, предоставление мер социальной поддержки.

Изменения, внесенные абзацем вторым пункта 4 и пунктом 7 статьи 6 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», регламентируют участие субъектов Российской Федерации в реализации мер по восстановлению и защите прав реабилитированных лиц, устранению последствий допущенного произвола. Конкретизируя полномочия субъектов Российской Федерации в данной сфере, статья 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» в новой редакции предусматривает, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный законодатель, устанавливая правовые последствия реабилитации, не связывает их с каким-либо единственным правовым основанием применения репрессий. Как следует из Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», право на соответствующие компенсации, социальную поддержку в равной мере имеют как лица, подвергнутые по политическим мотивам мерам уголовно-правового, административного или иного характера, так и дети, находившиеся вместе с родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, дети, супруг (супруга), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно. Не зависит предоставление компенсаций и мер социальной поддержки и от того, в каком именно порядке — уголовно-процессуальном или ином — решен вопрос о реабилитации незаконно репрессированных лиц.

Следовательно, то обстоятельство, что Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» среди механизмов восстановления в правах предусматривает и уголовно-процессуальный, не означает тем самым, что все нормы, в той или иной степени касающиеся последствий реабилитации жертв политических репрессий, в том числе регулирующие осуществление социальной поддержки реабилитированных лиц, относятся к нормам уголовного или уголовно-процессуального законодательства, которое находится в ведении Российской Федерации.

Предоставление реабилитированным лицам мер социальной поддержки (ранее именовавшихся льготами) направлено на защиту прав и свобод этих лиц, создание благоприятных условий для их реализации, обеспечение социальной защищенности данной категории граждан и призвано в совокупности с иными предусмотренными названным Законом мерами способствовать возмещению причиненного им в результате репрессий вреда. Поскольку защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты «б» и «ж» части 1, Конституции Российской Федерации), закрепление федеральным законодателем полномочия субъекта Российской Федерации по регулированию обеспечения мерами социальной поддержки реабилитированных лиц, при том что такое регулирование должно осуществляться с соблюдением требований и норм федерального законодательства (статья 76, части 2 и 5, Конституции Российской Федерации), само по себе не может расцениваться как нарушение установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.2. Отнесение к полномочиям субъектов Российской Федерации определения мер социальной поддержки ветеранов военной службы также не может рассматриваться, вопреки утверждению заявителя, как нарушающее предписания статьи 71 (пункт «м») Конституции Российской Федерации.

Из статей 71 и 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации вытекает, что вопросы социальной защиты, даже если они связаны с тем или иным предметом ведения Российской Федерации, отнесены конституционным законодателем к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и, таким образом, социальная защита независимо от основания предоставления и категории граждан, для которых устанавливаются и реализуются соответствующие меры социальной защиты (инвалиды, пенсионеры, ветераны, дети-сироты и др.), находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Поэтому федеральный законодатель, разграничивая полномочия по предметам совместного ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, в частности устанавливая в рамках реформирования системы социальной защиты граждан конкретные формы участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе передать субъектам Российской Федерации осуществление полномочия по определению мер социальной поддержки ветеранов военной службы.

2.3. Отнесение к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения обеспечения мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и ветеранов военной службы не освобождает Российскую Федерацию от обязанности гарантировать надлежащее осуществление субъектами Российской Федерации указанных полномочий, в том числе предусмотреть их необходимое финансовое обеспечение при регулировании межбюджетных отношений, исходя из того, что достигнутый уровень защиты прав указанных лиц, гарантии их социальной защищенности не должны снижаться.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно подчеркивал, что изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление федеральным законодателем предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 июля 2005 года N 246-О и N 303-О и др.).

2.4. Конституционный суд Республики Коми необходимость проверки конституционности пунктов 17 и 18 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ связывает, в частности, с тем, что в результате внесенных ими изменений в Федеральный закон «О ветеранах» в нем более не содержится упоминание об обеспечении мерами социальной защиты такой категории лиц, как ветераны военной службы.

Согласно статье 23 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда, т.е. были приравнены при предоставлении мер социальной защиты к ветеранам труда. Признание данной статьи в соответствии с пунктом 18 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившей силу не означает, что эта категория ветеранов исключена федеральным законодателем из числа лиц, которым гарантируется предоставлении мер социальной поддержки, а решение вопроса об обеспечении их мерами социальной поддержки оставлено на усмотрение субъекта Российской Федерации.

Статья 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) предусматривает, что меры социальной поддержки граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следовательно, с 1 января 2005 года ветеранам военной службы, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, должны предоставляться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в объеме не ниже, чем ветеранам труда, и условия их предоставления не должны быть ухудшены по сравнению с существовавшими на 31 декабря 2004 года.

Иное истолкование статьи 22 Федерального закона «О ветеранах» противоречило бы сформулированным в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ задачам обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод граждан в сфере социальной защиты, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, которые ставил перед собой законодатель, принимая этот Федеральный закон.

2.5. Таким образом, какая-либо неопределенность в вопросе о соответствии положений абзаца второго пункта 4 статьи 6, пунктов 17 и 18 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предписаниям статьи 71 (пункты «м», «о») Конституции Российской Федерации отсутствует, а следовательно, отсутствует и предусмотренное частью второй статьи 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» основание к рассмотрению дела Конституционным Судом Российской Федерации, в связи с чем запрос Конституционного суда Республики Коми не может быть признан допустимым и принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Конституционного суда Республики Коми, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми запрос признается допустимым.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Вот теперь смотрите что получается. Субъекты обязаны реализовать право граждан и членов их семей, но делают это не очень быстро и «неохотно». Члены семей почему-то «выпадают» из числа льготников.

А в передаче (это все-таки шоу!), ответчик действовал «от противного», т.е. ЖКХ подали иск на возмещение ден. средств, а ответчик — «ветеран», просто закрепил «свое право» в судебном порядке, которое гарантируется конституцией. Вы можете действовать точно также как и в передаче — такой же будет результат. А обратитесь непосредственно в суд — откажут ввиду отсутствия нормы!

Если что, пишите, только лучше на эл. почту.

С уважением к Вам, О.Украинцев

Федеральный закон о ветеранах статья 22и23.

Александр Кабишев Мыслитель (9843) 5 лет назад

Статья 22. Меры социальной поддержки ветеранов труда

Комментарий к статье 22

Пункт 17 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ излагает комментируемую статью в новой редакции, которая в отличие от ранее действовавшей устанавливает, что начиная с 1 января 2005 г. меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В соответствии с этим с этой даты законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых им мер социальной поддержки. При этом в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на приобретение соответствующего статуса, ст. 7 Закона N 5-ФЗ очерчены основные критерии выбора юридических и фактических оснований присвоения звания «Ветеран труда» региональными органами власти и управления.

Лицам, являющимся ветеранами труда, после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» законодательством субъектов РФ могут быть предоставлены следующие меры социальной поддержки:

1) оказание медицинской помощи по программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в поликлиниках и других медицинских учреждениях

2) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства

3) возмещение расходов в размере 50% на услуги связи по абонентной плате за телефон и за пользование радио в пределах установленного тарифа указанных услуг

4) снижение на 50% платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с законодательством субъекта РФ

5) ежемесячная денежная выплата на оплату проезда городским транспортом и пригородным автомобильным транспортом общего пользования

6) обеспечение проездными документами на бесплатный проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения.

Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо получающим пожизненное содержание за работу (службу). право на меры социальной поддержки предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Ежемесячные денежные выплаты на оплату проезда городским и пригородным автомобильным транспортом общего пользования, возмещение расходов на услуги связи по абонентной плате за телефон и за пользование радио должны производиться органами социальной защиты населения региона.

Порядок ежемесячных денежных выплат на оплату проезда городским и пригородным автомобильным транспортом общего пользования, обеспечения проездными документами на бесплатный проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения, возмещения расходов на услуги связи по абонентной плате за телефон и за пользование радио должен определяться органами исполнительной власти субъекта РФ.

Размер и порядок компенсации транспортным организациям выпадающих доходов, связанных с установлением льготной оплаты проезда городским и пригородным автомобильным транспортом общего пользования, обеспечением проездными документами на бесплатный проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения должны устанавливаться органом исполнительной власти региона.

Статья 23. Утратила силу. — Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

О внесении изменений и дополнений в статьи 22 и 23 Федерального Закона «О ветеранах» (с изменениями на 22 августа 2004 года)

Ведомости Федерального Собрания, N 25, 01.09.2001

Бюллетень Минтруда России, N 8, 2001 год

О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона О ветеранах

Принят Государственной Думой

27 июня 2001 года

Одобрен Советом Федерации

20 июля 2001 года

Статья 1. Внести в Федеральный закон О ветеранах (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст.168 2000, N 2, ст.161) следующие изменения и дополнение:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

1. Ветераны труда, прекратившие трудовые отношения с предприятиями, учреждениями, организациями после установления (назначения) им пенсии, сохраняют права членов трудовых коллективов тех предприятий, учреждений, организаций, в которых они работали до установления (назначения) пенсии. За ними сохраняется право на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально-бытовой сферы и услугами культурно-просветительных учреждений, на участие в приватизации, акционировании соответствующего предприятия, учреждения, организации.

абзац первый и подпункт 1 пункта 2 изложить в следующей редакции:

2. Лицам, имеющим звание Ветеран труда, после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской Федерации независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие права и льготы:

1) пользование поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

4. Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской Федерации. если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное..*1.1.1.8 )

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Постановление ГД ФС РФ от 05.04.2001 N 1331-III ГД О проекте Федерального закона N 29770-3 О внесении изменений и дополнений в статью 22 и статью 23 Федерального закона О ветеранах

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять в первом чтении проект Федерального закона N 29770-3 «О внесении изменений и дополнений в статью 22 и статью 23 Федерального закона «О ветеранах», внесенный депутатом Государственной Думы Е.К. Лигачевым.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по делам ветеранов до 5 мая 2001 года.

3. Комитету Государственной Думы по делам ветеранов доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.