Возмещение расходов на коммунальные услуги бюджетным учреждением

Бюджетному учреждению поступает возмещение коммунальных расходов (электроэнергии) по договорам с субабонентами. Субабоненты не являются арендаторами помещений учреждения. На какую подстатью (134 или 135 КОСГУ) относятся данные поступления от субабонентов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доходы от компенсации затрат субабонентом, не являющимся по отношению к учреждению арендатором или ссудополучателем, отражаются по подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. При этом субабонент состоит в договорных отношениях с абонентом, не заключая прямого договора с энергоснабжающей организацией*(1). Возмещение субабонентом стоимости потребленной им электроэнергии, первоначально оплаченной абонентом, осуществляется в виде компенсации стоимости потребленной им электроэнергии и отражается в бухгалтерском учете путем начисления новых доходов.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, на подстатью 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ относятся доходы от компенсации расходов по оплате коммунальных услуг арендуемого здания (помещения) в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования. В то же время договор по возмещению абоненту субабонентом стоимости потребленной электроэнергии по своему экономическому содержанию отличен от договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования. Дело в том, что договор с субабонентом по передаче электроэнергии не предполагает передачу имущества учреждения за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, которые характерны для договора аренды или безвозмездного пользования (ст. 606, п. 1 ст. 689 ГК РФ).
Доходы от компенсации затрат субабонентом, не являющимся по отношению к учреждению арендатором или ссудополучателем, отражаются по подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

26 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Вывод о том, что при передаче электрической энергии субабоненту энергоснабжающая организация не является стороной договора между абонентом и субабонентом, содержится также в судебных актах (смотрите, в частности, п. 2.4 Энциклопедии судебной практики. Купля-продажа. Субабонент).

Возмещение коммунальных услуг (Малофеева В.Н.)

Дата размещения статьи: 31.08.2015

Часть помещений казенное учреждение сдает в аренду. Как в таком случае правильно оплачивать коммунальные расходы?
Учреждение должно уплачивать всю сумму за счет средств на ведение основной деятельности или уплачивать за счет выделенных средств только расчетную часть, приходящуюся на занимаемые помещения, а остаток предъявлять арендаторам?

Заключение договоров

Договор аренды

Государственные (муниципальные) учреждения могут выступать как в качестве арендодателя, так и в качестве арендатора.
С принятием Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) поменялись полномочия государственных (муниципальных) учреждений в области распоряжения имуществом.
Казенные учреждения не вправе отчуждать имущество или распоряжаться им иным способом без согласия собственника. Из содержания п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса следует, что казенному учреждению необходимо согласие собственника на сдачу в аренду любого имущества.
Существуют определенные особенности при заключении договора аренды по государственному (муниципальному) имуществу.
В соответствии с п. 1 ст. 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров (данная норма действует для организаций, не перечисленных в п. 1 ст. 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ). Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67. Арендная плата по договорам аренды, заключенным на торгах, определяется по результатам состоявшихся торгов.
В соответствии с ч. 2 ст. 616 Гражданского кодекса арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. К указанным расходам относятся, в частности, затраты на оплату коммунальных услуг.

Договор на коммунальные услуги

Расчеты, возникающие между учреждением-арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, могут регулироваться договорами, заключаемыми в соответствии с Письмом Минимущества России от 17 сентября 2001 г. N НГ-30/16725 «О рекомендуемых условиях договоров аренды и безвозмездного пользования». Указанным Письмом установлено, что коммунальные и эксплуатационные расходы не должны включаться в состав арендной платы. Платежи по ним должны производиться арендатором согласно отдельным договорам на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, заключенным с организацией-арендодателем.
Таким образом, условие об оплате коммунальных и эксплуатационных услуг не должно включаться в договоры аренды недвижимого имущества.
Заключаемые учреждениями договоры на возмещение расходов на оплату коммунальных услуг не являются договорами оказания коммунальных услуг, они устанавливают порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, предоставляемых в арендуемом помещении.
Размер указанной компенсации чаще всего определяется пропорционально занимаемым арендатором площадям либо другим способом, например по приборам учета в зависимости от объема потребления.
В силу действия ст. 33 Закона N 83-ФЗ и ст. 161 Бюджетного кодекса с 1 января 2012 г. доходы федеральных органов государственной власти и федеральных казенных учреждений от хозяйственной деятельности, в том числе и поступающие в порядке возмещения от коммунальных и эксплуатационных расходов, связанных с содержанием имущества, подлежат зачислению в доход бюджета.
Средства, перечисляемые арендаторами в соответствии с договорами на возмещение расходов по коммунальным услугам, являются для арендодателя (учреждения) средствами от приносящей доход деятельности, следовательно, доходы, полученные от такой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Казенное учреждение, как получатель бюджетных средств в соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения договоров (государственных (муниципальных) контрактов), в том числе на коммунальные услуги, в полном объеме.
Согласно разъяснениям Минфина России с 2012 г. финансовое обеспечение расходов, связанных с содержанием имущества, переданного в пользование организациям, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке на указанные цели.
———————————
Письмо Минфина России от 27 февраля 2012 г. N 02-03-09/599.

Следовательно, бюджетные обязательства по оплате коммунальных услуг принимаются казенным учреждением на полную стоимость этих услуг, а средства, поступающие от арендаторов, связанные с предоставлением услуг по аренде, подлежат зачислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления в доход бюджета (ст. 42, ч. 3 ст. 161 БК РФ).

Бюджетный учет

Бюджетный учет средств, поступивших от арендаторов в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, регламентируется в казенных учреждениях следующими нормативными документами: Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н.
В силу п. 2 Инструкции N 162н при отсутствии в этих документах корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждениями в соответствии с законодательством, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (с органом, осуществляющим в отношении учреждений функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей данной Инструкции.
Указанную корреспонденцию счетов также необходимо закрепить в сформированной учетной политике учреждения.
Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с содержанием имущества, отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
В бюджетном учете казенного учреждения — администратора доходов производятся следующие записи:
Дебет 1 501 13 223
«Лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год получателей бюджетных средств по коммунальным услугам»
Кредит 1 502 11 223
«Принятые обязательства на текущий финансовый год по коммунальным услугам»
— отражение принятых бюджетных обязательств по коммунальным услугам на основании госконтракта;
Дебет 1 502 11 223
«Принятые обязательства на текущий финансовый год по коммунальным услугам»
Кредит 1 502 12 223
«Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год по коммунальным услугам»
— отражение принятых денежных обязательств по коммунальным услугам на основании акта приемки выполненных услуг;
Дебет 1 401 20 223
«Расходы на коммунальные услуги»
Кредит 1 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
— отражение расходов по коммунальным услугам на основании выписки из лицевого счета;
Дебет 1 302 23 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
Кредит 1 304 05 223
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по коммунальным услугам»
— перечисление платы за коммунальные услуги с лицевого счета учреждения на основании Акта выполненных услуг;
Дебет 1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 1 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— начислена сумма компенсации арендатором расходов на оплату коммунальных услуг на основании Справки (ф. 0504833);
Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— сумма компенсации арендатором расходов на оплату коммунальных услуг, поступление в доход бюджета на основании выписки из л/с администратора доходов бюджета (ф. 0531761).

Налоговый учет

Рассмотрим порядок налогообложения средств, поступивших от арендаторов в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса оказание услуг казенными учреждениями не признается объектом налогообложения по НДС.
Кроме того, в отношении казенных учреждений финансовое и фискальное ведомства в Письмах от 23 августа 2011 г. N 03-07-07/43 и от 10 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/[email protected] соответственно разъяснили, что с 1 января 2012 г. операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не облагаются НДС.
Таким образом, денежные средства, полученные казенными учреждениями от арендаторов в виде компенсации стоимости коммунальных платежей, не подлежат обложению НДС.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса средства, полученные в виде лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. Следовательно, расходы, произведенные за счет указанных средств, не учитываются для целей налогообложения по налогу на прибыль (абз. 1 пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Доходы от оказания платных услуг в рамках приносящей доход деятельности учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 248 Налогового кодекса.

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление доходов в качестве компенсации произведенных бюджетным учреждением коммунальных и эксплуатационных расходов может быть отражено в бухгалтерском учете с использованием счета 205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг».

Обоснование вывода:
В ситуации, когда компенсация коммунальных и эксплуатационных расходов осуществляется на основании отдельного договора, ее следует рассматривать в качестве дохода бюджетного учреждения и соответствующим образом отражать в учете.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ относятся доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат, в том числе доходы от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления. Таким образом, поступление дохода в возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов относится на статью 130 КОСГУ.
Согласно нормам п.п. 197, 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), в бюджетном учреждении поступающие доходы могут учитываться на счетах 205 00 «Расчеты по доходам» и 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
При этом на счете 205 00 отражаются расчеты по суммам:
— доходов (поступлений), начисленных в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций;
— поступивших от плательщиков предварительных оплат.
С использованием счета 205 00 «Расчеты по доходам» отражается начисление и поступление доходов, которые связаны с осуществлением уставных (основных) видов деятельности бюджетного учреждения (смотрите абзац 7 п. 93 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Такие доходы учреждение заранее может спланировать.
Доходы по компенсации коммунальных и эксплуатационных расходов, получаемые в рамках предусмотренной уставом учреждения деятельности по предоставлению в аренду помещений, могут быть отражены в учете с использованием балансового счета 205 31. Кроме того, на использование в рассматриваемой ситуации счета 205 31 указывает заключение отдельного договора на компенсацию коммунальных и эксплуатационных расходов, то есть речь идет о планируемых доходах.
В свою очередь, на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» помимо сумм возмещения недостач, ущерба подлежат отражению, в частности, расчеты по компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам». Как правило, поступление доходов, отраженных на счете 209 00, учреждение не может заранее спланировать, то есть речь идет о разовых, непостоянных доходах. Примером подобных доходов могут служить доходы от реализации имущества, доходы, полученные в виде страхового возмещения, в том числе по ОСАГО, КАСКО и т.п.
Таким образом, положениями Инструкции N 157н и Инструкции N 174н определены общие правила отнесения доходов на счет 205 00 или 209 00, исходя из которых можно сделать вывод о том, что доходы, получаемые бюджетным учреждением в соответствии с договором о компенсации коммунальных и эксплуатационных расходов, целесообразно отражать с использованием счета 205 31. Аналогичное мнение высказывалось в разъяснениях уполномоченных органов по подобному вопросу*(1).
Вместе с тем конкретный перечень доходов, которые бюджетное учреждение будет отражать с использованием счета 205 00 или 209 00, целесообразно закрепить в положениях учетной политики.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Расчеты по доходам. Счет 205 00 (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Смотрите, например, ответ С.С. Бычкова, государственного советника РФ 3-го класса, заместителя директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России на Вопрос: как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения-арендодателя отразятся операции по расчетам с арендатором по арендным платежам и возмещению расходов в части потребленных им коммунальных услуг?

РАЗЪЯСНЕН ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ АРЕНДАТОРАМИ ЗАТРАТ АРЕНДОДАТЕЛЯ — БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Разъяснен порядок возмещения арендаторами затрат арендодателя — бюджетного учреждения по оплате коммунальных услуг, сообщает сайт realtist.ru (http://realtist.ru/docs/A0279430E35FD5D1C3257438002D7170.html)

Расчеты, возникающие между бюджетным учреждением — арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно- хозяйственные услуги, регулируются соответствующими договорами на оплату услуг, заключенными в соответствии с рекомендуемыми Письмом Минимущества России от 17 сентября 2001 г. N НГ-30/16725 условиями договоров аренды и безвозмездного пользования находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества.

Средства, перечисляемые в соответствии с данными договорами поставщикам услуг, являются для бюджетного учреждения — арендодателя внебюджетными.

Согласно изложенному арендаторы должны осуществлять перечисление средств в возмещение затрат бюджетного учреждения — арендодателя на его лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытый в порядке, установленном Приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. N 46н »О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов».

Бюджетное учреждение — арендодатель на основании договоров, заключенных с поставщиками услуг и выставленных ими счетов, оплачивает указанные услуги путем перечисления средств на расчетные счета поставщиков услуг со своего лицевого счета получателя средств федерального бюджета и со счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, пропорционально произведенным фактическим расходам.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Учет платежей арендаторов, полученных в качестве компенсации коммунальных платежей, в бюджетном и автономном учреждении

Часто сверх арендной платы арендаторы возмещают учреждению коммунальные расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией соответствующего недвижимого имущества и его обеспечением всеми видами энергии. Причем такие платежи в арендную плату не входят. Порядок учета подобных сумм законодательством не определен. При этом в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ . Поэтому, по нашему мнению, учреждение вправе учитывать данные доходы как прочие и отражать по дебету счета 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» в корреспонденции со счетом 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

Сумму возмещения, начисленную учреждением, НДС не облагают . Соответственно «входной» НДС по расходам, возмещенным арендатором сверх арендной платы, к вычету не принимают и списывают за счет такого возмещения.

Пример

С согласия учредителя учреждение сдает в аренду часть неиспользуемого помещения. Сумма арендной платы, установленная в договоре, составляет 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.). За отчетный период сумма расходов, связанная с оплатой коммунальных услуг и работ по его содержанию, с учетом НДС составила 23 600 руб., в том числе:

— оплата коммунальных услуг — 17 700 руб. (в том числе НДС — 2700 руб.);

— оплата вывоза мусора и твердых бытовых отходов — 5900 руб. (в том числе НДС — 900).

Согласно дополнительному соглашению, заключенному с арендатором, сумма коммунальных и других расходов по содержанию помещения компенсируется учреждению сверх арендной платы.

Операции по сдаче имущества в аренду будут отражены в учете учреждения записями (для упрощения порядок забалансового учета денежных средств не приводится):

Дебет 2 205 21 560 Кредит 2 401 10 120

– 236 000 руб. — начислена сумма арендной платы;

Дебет 2 401 10 120 Кредит 2 303 04 730

– 36 000 руб. — начислена сумма налога на добавленную стоимость с арендной платы;

Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 130

– 23 600 руб. — отражена задолженность арендатора по оплате коммунальных услуг и расходов по содержанию имущества;

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 21 660

– 236 000 руб. — поступила арендная плата на лицевой счет учреждения в казначействе;

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 31 660

– 23 600 руб. — поступила сумма возмещения по оплате коммунальных услуг и расходов по содержанию имущества от арендатора;

Дебет 2 401 20 223 Кредит 2 302 23 730

– 17 700 руб. — отражена задолженность учреждения по оплате коммунальных услуг, компенсируемых арендатором (с учетом «входного» НДС);

Дебет 2 401 20 223 Кредит 2 302 25 730

– 5900 руб. — отражена задолженность учреждения по оплате услуг по содержанию имущества, компенсируемых арендатором (с учетом «входного» НДС);

Дебет 2 302 23 830 Кредит 2 201 11 610

– 17 700 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета учреждения в казначействе в оплату коммунальных услуг;

Дебет 2 302 25 830 Кредит 2 201 11 610

– 5900 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета учреждения в казначействе в оплату услуг по содержанию имущества.