Выплаты на третьего ребенка до трех лет

Оглавление:

Ежемесячные пособия на ребенка после трех лет

Порядок начисления и ежемесячной выплаты пособий на ребенка старше 3-х лет определяется требованиями ст. 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Эти меры поддержки в большинстве регионов направлены, прежде всего, на помощь малоимущим семьям с низким среднедушевым доходом. Кроме того, устанавливаются дополнительные выплаты матерям-одиночкам либо семьям, которые воспитывают детей-инвалидов.

Согласно действующему законодательству, величина, порядок назначения и выдача детских с 3 лет устанавливаются региональными законами и подзаконными нормативными актами. Кроме того, дополнительные выплаты регулируется местными нормами, исходя из возможностей муниципальных бюджетов и социально-демографической ситуации на конкретной территории.

В 2016 году регионы получили право выплачивать федеральное пособие на ребенка не чаще одного раза в квартал («ежеквартальное пособие»), дополнительно устанавливая адресный принцип с применением критериев нуждаемости.

Пособия на ребенка до 14 лет

Общая политика региональной помощи строится на основе Указов Президента России, и направляется, прежде всего, следующим категориям граждан:

  • Семьям, в которых родился третий ребенок, при условии, что средний подушевный доход у ее членов не превышает показатель минимального размера оплаты труда в данном регионе.
  • Матерям одиночкам, не имеющим работы, либо уволенным по сокращению с предприятий или частными предпринимателями.
  • Опекунам и попечителям ребенка, неработающим, либо уровень дохода которых ниже регионального размера МРОТ.

Как правило, для получения этих выплат, необходимо обращаться в местные отделения Соцзащиты населения (УСЗН) со следующим пакетом документов:

  1. Заявление на пособие;
  2. Паспорт с регистрацией места проживания в данном регионе;
  3. Свидетельства о рождении детей, либо документ о назначении опеки;
  4. Справку о составе семьи с места жительства;
  5. Копию трудовой книжки;
  6. Справка из налоговой службы о доходах за последний год;
  7. Если родитель (или усыновитель, опекун) работает, то справку о заработной плате с места работы.

При назначении конкретного вида социальной помощи работниками УСЗН на основании региональных правительственных постановлений могут потребоваться дополнительные документы. Более конкретные условия необходимо уточнять по каждому конкретному региону России.

Средняя величина ежемесячных выплат на ребенка в субъектах достаточно небольшая и составляет от 500 до 1300 рублей в месяц.

Пособия на ребенка до 16 и 18 лет

В каждом субъекте размер такого пособия также различный, фактически оно чаще всего является продолжением пособия до 16 лет для детей, обучающихся по очной форме. Средняя его величина колеблется от 150 до 1000 рублей в месяц.

Также продление срока выплат может применяться в отношении матери-одиночки (неполная семья). При этом в УСЗН бывает необходимо предоставить следующий пакет документов:

  1. Заявление на получение пособия;
  2. Паспорт заявителя;
  3. Копию свидетельства о рождении ребенка;
  4. Справку о составе семьи с места жительства;
  5. Копию свидетельства о расторжении брака, либо другой документ, подтверждающий отсутствие брака.

Пособие выплачивается за счет средств местного бюджета до наступления 16-ти летнего возраста у ребенка (подробнее об этом), а при его обучения на этот момент в общеобразовательном учебном заведении, выплаты могут быть продлены до 18-го дня рождения (подробнее на странице «Детское пособие до 18 лет»).

Выплаты на ребенка-инвалида

Кроме указанных выше региональных пособий, существуют ежемесячные выплаты на ребенка-инвалида, гарантированные на всей территории России.

Регулируются они Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 13 мая 2008 года №774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами». Причем в 2013 году, по инициативе Президента России, в данные нормативно-правовые акты были внесены изменения, существенно повлиявшие на порядок начисления пособий и их размер.

Эти выплаты являются одним из видов социальных пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Их начисление производится за счет средств Пенсионного фонда России, и за оформлением необходимо обращаться в территориальные отделения фонда по месту жительства.

Основанием для оформления пенсии является заключение медико-социальной экспертизы (МСЭК), указывающие на наличие у ребенка установленной группы инвалидности.

Оформлять данный вид государственной поддержки имеют право неработающие родители и опекуны, воспитывающие детей-инвалидов 1 группы до 18 лет. Причем, не реже одного раза в 3 года, необходимо подтверждать установленную МСЭК категорию инвалидности.

Для того, чтобы оформить пенсию, необходимо в региональное отделение ПФР подать следующие документы:

  1. Заявление на оформление пенсии;
  2. Свидетельство о рождении ребенка;
  3. Паспорт родителя, либо опекуна;
  4. Заключение МСЭК с указанием группы инвалидности ребенка;
  5. Копию трудовой книжки заявителя, или справку из Службы занятости, о нахождении на учете, в качестве безработного (данные документы также необходимо предоставить от второго родителя, либо опекуна);
  6. Справку с места жительства о составе семьи.

До 1 апреля 2016 года социальная пенсия ребенку-инвалиду и инвалиду с детства 1 группы в соответствии со ст. 18 закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ устанавливается в размере 11445,68 руб. в месяц.

В дополнение к этому в соответствии с законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в 2016 году устанавливаются ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) на детей-инвалидов в размере 2240,74 руб.

При этом возможно прекращение выплат по следующим основаниям:

  • Появление у родителя (опекуна, усыновителя) официального постоянного дохода;
  • Истечение срока установленной инвалидности;
  • Трудоустройство родителя или опекуна;
  • Прием ребенка-инвалида на полное государственное содержание;
  • Смена постоянного места жительства заявителя или ребенка-инвалида.

Кроме этих гарантированных государством выплат практически в каждом регионе России существуют дополнительные меры поддержки семей, воспитывающих детей с установленной группой инвалидности. Они оформляются отдельно в местных органах СЗН и финансируются за счет средств муниципальных бюджетов.

Как получить ежемесячное пособие на четвертого, третьего ребенка до 3-х лет

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 на 3 детей

В мае 2012 года Президентом РФ был подписан указ № 606, касающийся мер по реализации демографической политики в нашей стране. В соответствии с данным указом в большинстве регионов нашей страны полагается ежемесячное пособие на третьего ребенка и последующих детей. Данная мера должна улучшить демографическую ситуацию и оказать поддержку многодетным семьям.

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О мерах по реализации демографической политики РФ

1. Правительству РФ:
а) обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753;
б) обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в РФ до 74 лет;
в) осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах РФ, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2 ;

2. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте РФ прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

3. Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ:
а) принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
б) предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а также на последующие годы бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент РФ В.Путин
Москва, Кремль
7 мая 2012 года
№ 606

Софинансирование для «бедных регионов»

С 2013 года пособие по уходу за ребенком до 3 на 3 детей уже выплачивалось в 65 регионах России. Это те регионы, в которых по сложившейся статистике рождаемость наиболее низкая. В 2014 году к списку таких регионов прибавился еще один (Карачаево-Черкесская Республика), а на 2015 год принято решение о выделении средств на софинансирование данных выплат из федерального бюджета для Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

Для тех регионов, в которых ситуация с рождаемостью улучшается, и показатели возрастают до средних величин по стране, федеральное софинансирование этих выплат будет сохраняться еще в течение 2 лет.

Выплата предоставляется малоимущим семьям при рождении или усыновлении ребенка, являющегося в семье третьим или последующим, в размере прожиточного минимума на ребенка, установленного в регионе. Финансирование на нее выделяется смешанное: часть средств идет из регионального бюджета, а остальное выделяется на условиях софинансирования из госбюджета.

В 2017 году выплата предоставлялась более чем в 60 регионах страны, из них в 50 субъектах РФ — на условиях федерального софинансирования (в них суммарный коэффициент рождаемости ниже среднего по стране). Последний на данный момент актуальный перечень регионов, по которому выделяется финансирование из госбюджета, был утвержден распоряжением Правительства РФ от 05.10.2016 г. № 2090-р.

При этом средний уровень софинансирования выплаты из федерального бюджета ежегодно снижается. Согласно постановлению Правительства от 31.03.2017 г. № 372 (приложение №7 к госпрограмме «Социальная поддержка граждан»), в 2018 году и последующие годы он планируется на уровне 30% (для сравнения, в 2013 году этот показатель составлял 55%, в 2017 году — 35%).

«Бедные регионы», которым будут помагать:

  • в 2014 году — распоряжение Правительства РФ от 01-11-2013 г. № 2034-р
  • в 2017 году — распоряжение Правительства РФ от 05.10.2016 г. № 2090-р (50 регионов)
  • в 2018 году — распоряжение Правительства РФ от от 18 ноября 2017 г. N 2565-р (60 регионов)

Как получить пособие по уходу за 3 им ребенком по уходу до 3 лет

Пособие выплачивается с рождения 3-го и последующего ребенка

На получения данного пособия могут рассчитывать не во всех регионах России, а лишь там, где уровень рождаемости ниже среднего по России, но и там не всем родителям с тремя детьми будут его выплачивать.

Когда будет пособие по уходу за ребенком до 3 лет? Ниже перечислим условия, которым должна соответствовать семья, чтобы иметь возможность каждый месяц получать денежную выплату за третьего или последующих детей:

    Заявители (родители, бабушка, дедушка) должны быть зарегистрированы по месту жительства в том субъекте РФ, который включен в список регионов с рождаемостью ниже средней по России;

  • Размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать уровень среднедушевого дохода населения конкретного региона
  • Размер ежемесячного пособия на третьего ребенка до достижения им 3-х лет

    Данный вид пособия на детей выплачивается многодетным семьям с момента рождения ребенка и до достижения ребенком трехлетия. Периодичность получения – каждый месяц. Размер пособия на третьего ребенка обусловлен величиной прожиточного минимума на ребенка в конкретном регионе, который действует на дату подачи заявления. Размер ежемесячного пособия равен величине прожиточного минимума или фиксированной величине, принятой в регионе.

    В конце 2014 году самая низкая величина прожиточного минимума на детей зафиксирована в Белгородской области – 6514 рубля. Самый высокий размер прожиточного минимума и, соответственно, детских денег установлен в Камчатском крае – 16693 рубля.

    В среднем размер выплат по стране составляет 7724,37 рубля.

    Какие нужны документы и куда обращаться для получения пособия на ребенка до 3-х лет

    По вопросам оформления права на помощь от государства малообеспеченные семьи должны обращаться в органы социальной защиты население по месту своего жительства (регистрации). Также можно обращаться в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом следует собрать следующие документы:

    1. паспорта родителей;
    2. свидетельства о рождении всех детей;
    3. справка о составе семьи;
    4. справка о доходах за три месяца;
    5. справка с места жительства;
    6. номер счета в банке или пластиковой карты, куда будут производиться выплаты.

    Установление ежемесячных пособий на третьего ребенка и последующих детей до 3-х лет в субъектах РФ

    Выполнение п. 2 указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 об установлении пособия многодетным семьям на третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста трех лет в субъектах РФ было рекомендовано начать до конца 2012 года. А в 2013 году в большинстве регионов страны начались выплаты ежемесячных пособий в фиксированном размере или эквивалентно величине прожиточного минимума для детей, определенного в регионах на соответствующие периоды.

    В представленных ниже таблицах приводится перечень регионов, в которых установлены ежемесячное пособие на третьего ребенка и последующих детей с указанием принятого размера выплат, устанавливающего нормативного правового акта и примечаниями, а также ссылки на региональные сайты.

    Детские пособия в 2018-2019 году: размер выплат

    Какие виды детских выплат предусмотрены в Украине? Как рассчитать сумму пособия по беременности и родам? Когда выплачивается дородовая помощь? Сколько платят в Украине за рождение второго, третьего ребенка? Будет ли увеличение выплат по рождению ребенка в 2018 году? Какой размер помощи одиноким матерям? Как получить алименты от государства, если отец не дает деньги на ребенка? Какая сумма пособия выплачивается детям сиротам и инвалидам? Какая пенсия по потере кормильца в 2018 году? На все эти и многие другие важные вопросы даст ответ Юридический портал Украины.

    Украинское законодательство устанавливает право семей, в которых воспитываются и проживают несовершеннолетние дети, на получение государственной помощи.

    Большинство социальных пособий зависит от прожиточного минимума, средний показатель которого в 2018 году установлен на уровне: с 1 января — 1700 грн., с 1 мая — 1777 грн., с 1 декабря — 1853 грн.

    Кроме того, Законом Украины «О Государственном бюджете на 2018 год» установлены следующие стандарты прожиточного минимума для основных социальных и демографических групп населения:

    Пособие по беременности и родам

    Процедура назначения и выплаты социального пособия в связи с беременностью и родами производится в соответствии с разделом 2 ЗУ «О государственной помощи семьям с детьми». Право на финансовую помощь имеют беременные женщины (в том числе несовершеннолетние), которые не застрахованы в системе общеобязательного государственного социального страхования, а именно:

    • женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятия (при условии увольнения с работы не ранее чем за 6 месяцев до приобретения права на получение пособия)
    • предприниматели, которые не платят страховые взносы в Фонд социального страхования
    • аспирантки, докторантки, клинические ординаторы, студентки ВУЗов и ПТУ
    • женщины-военнослужащие (ВСУ, СБУ, Госпогранслужба, полиция и т.д.)
    • безработные, зарегистрированные в центре занятости
    • неработающие женщины (домохозяйки)

    Дородовые и послеродовые выплаты назначаются роженицам, если обращение за ними последовало не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Выплаты производятся в полном размере единовременно, т.е. за весь период отпуска, длительность которого составляет 126 или 140 календарных дней (в зависимости от протекания родов и количества новорожденных). Женщинам, отнесенным к 1-4 категории лиц, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, помощь выплачивается за 180 к.д.

    Согласно законодательства пособие предоставляется в размере 100% среднемесячного дохода женщины (зарплата, денежное обеспечение, стипендия, пособие по безработице и т.д.), а неработающим женщинам и женщинам, зарегистрированным в качестве предпринимателя, — в размере 25% размера прожиточного минимума для трудоспособного населения страны.

    Таким образом, размер помощи по беременности и родам в 2018 году составит:

    • за 126 к.д.: с 1 января — 1850 грн., с 1 мая — 1933 грн., с 1 декабря — 2017 грн.
    • за 140 к.д.: с 1 января — 2055 грн., с 1 мая — 2148 грн., с 1 декабря — 2241 грн.
    • за 180 к.д.: с 1 января — 2642 грн., с 1 мая — 2761 грн., с 1 декабря — 2881 грн.

    Пособие по рождению ребенка

    В 2018 году в Украине может произойти увеличение размера помощи при рождении ребенка (подробнее читайте здесь). На сегодняшний день денежная поддержка от государства предоставляется родителям, обратившимся в управление социальной защиты населения (УСЗН) в рамках установленного законом срока (1 год с момента рождения ребенка).

    Общий размер декретных выплат составляет 41 280 гривен. Однако, получить всю сумму денежного пособия по рождению сразу у родителей не получится, поскольку детские выплачиваются в два этапа. Первый – единоразовая помощь (10 320 гривен) – зачисляется на банковский счет родителей спустя 1-2 месяца после оформления пособия. Второй — оставшаяся сумма (30 960 гривен) — выплачивается равными частями (860 грн.) в течение трех лет.

    Пособие одиноким матерям

    Предоставление денежного пособия на детей матерей одиночек установлено Постановлением КМУ «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми». Сумма выплат в 2018 году увеличена не была и, как и прежде, составляет разницу между 100% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев. Максимальный размер помощи матерям-одиночкам:

    Пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов

    Временная государственная помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов назначается ребенку возрастом до 18 лет. Алименты от государства предоставляется в размере, равном разнице между 50% ПМ для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев. Таким образом, максимальная сумма денежной помощи детям, чьи родители не платят алименты, в 2018 году составляет:

    • детям до 6 лет: с 01.01.18 — 746 гривен, с 01.05.18 — 779,5 гривен, с 01.12.18 — 813 гривен
    • детям 6-18 лет: с 01.01.18 — 930 гривен, с 01.05.18 — 972 гривны, с 01.12.18 — 1013,5 гривен

    Пособие на детей-инвалидов

    Право детей-инвалидов на получение денежного пособия регламентировано Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам». Размер финансовой помощи устанавливается в процентном соотношении от прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан. Сумма выплаты на ребенка-инвалида в Украине в 2018:

    Пособие по опеке и попечительству

    В соответствии с законом, дети, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения и получили статус ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской опеки, имеют право на государственное пособие. Денежная помощь назначается и выплачивается официальным опекунам или попечителям ребенка. Сумма пособия по опеке и попечительству в 2018 году составляет 2 прожиточных минимума:

    • для детей до 6 лет: с 01.01.18 — 2984 грн., с 01.05.18 — 3118 грн., с 01.12.18 — 3252 грн.
    • для детей 6-18 лет: с 01.01.18 — 3720 грн., с 01.05.18 — 3888 грн., с 01.12.18 — 4054 грн.

    Обратите внимание, что при получении на ребенка пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи (кроме соцпомощи на детей-инвалидов), размер пособия на ребенка, над которым установлена опека или попечительство, определяется как разница между двумя ПМ и размером назначенных пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи.

    Пенсия по потере кормильца

    Пенсия в связи с потерей кормильца назначается на условиях, предусмотренных Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». При этом размер пенсии по потере кормильца зависит от страхового стажа и заработка умершего кормильца.

    Если у умершего кормильца не было необходимого страхового стажа для назначения пенсии в связи с потерей кормильца, его детям может быть назначена государственная социальная помощь. Деньги выплачиваются ежемесячно до достижения ребенком совершеннолетия. Студентам помощь по потере кормильца предоставляется до завершения обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет.

    Сумма государственной социальной помощи по потере кормильца в 2018 году устанавливается исходя из размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность: на одного ребенка умершего кормильца — 100 процентов, на двух — 120 процентов, на трех и более детей — 150 процентов (подробнее в таблице).

    Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

    В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

    Меню для навигации по странице

    Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

    • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
    • женщинам-военнослужащим.

    Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 руб.). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

    Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

    Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

    Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

    С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

    Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

    Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

    Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

    В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

    Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

    Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

    Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

    Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

    • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
    • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
      • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
      • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

    По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

    Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

    Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

    10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

    Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

    Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

    • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
    • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

    Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

    • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
    • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

    Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

    • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
    • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

    При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

    Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

    Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

    Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

    С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

    • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
    • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
    • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

    В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

    Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

    27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

    Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
    «Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

    С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

    • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
    • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
    • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

    В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

    • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
    • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

    Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

    Порядок оформления

    Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

    Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

    Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

    1. Первый этап. Сбор документов
      Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
    2. Второй этап. Подача документов
      Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
    3. Третий этап. Ожидание выплаты
      В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.