Взыскание недоимки с организаций производится

Оглавление:

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2008 г. N А56-20392/2007 Заявление Учреждения о признании недействительным постановления ИФНС о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика удовлетворено, поскольку налоговым органам не предоставлено право на списание в бесспорном порядке денежных средств с федеральных бюджетных учреждений, каковым является заявитель, либо обращение взыскания на имущество во исполнение обязанности таких налогоплательщиков по уплате налогов (сборов), пеней и налоговых санкций, право на принудительное взыскание может быть реализовано только в судебном порядке

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 апреля 2008 г. N А56-20392/2007

См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 ноября 2007 г.

См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2008 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корпусовой О.А., Морозовой Н.А.,

при участии от государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская лесотехническая академия С.М. Кирова» Баулина П.Б. (доверенность от 10.05.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу Воротилова В.Н. (доверенность от 01.08.2007 N 17/20488), Косьминой И.А. (доверенность от 09.07.2007 N 17/43),

рассмотрев 16.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2007 по делу N А56-20392/2007 (судья Звонарева Ю.Н.),

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская лесотехническая академия С.М. Кирова» (далее — СПбГЛТА, академия) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее — инспекция) от 18.06.2007 N 208.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2007, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, заявление академии удовлетворено.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда как вынесенное по неполно исследованным обстоятельствам дела и отказать СПбГЛТА в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства:

— признав оспариваемое постановление инспекции недействительным, суд не исследовал вопрос о законности требования об уплате налога, неисполнение которого в установленный срок повлекло вынесение решения о взыскании задолженности за счет денежных средств академии на счетах в банке (обоснованность которого также не была проверена судом) и принятие постановления от 18.06.2007 N 208. В то же время решение и постановление о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика могут быть признаны судом недействительными только в случае несоответствия требования об уплате недоимки, во исполнение которого они были приняты, действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора, пеней) либо вследствие допущения налоговым органом при их вынесении существенных нарушений норм действующего законодательства, касающихся содержания и процедуры направления данных ненормативных актов;

— действующим законодательством, по мнению инспекции, не устанавливается прямой запрет на взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика — бюджетной организации на счетах в банках и за счет его иного имущества в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при условии, что такое взыскание обращено не на лицевой счет такой организации, открытый в казначействе.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, инспекцией (выступающей по настоящему делу ответчиком), Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области, Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару Республики Коми в сентябре 2006 -феврале 2007 года была проведена выездная налоговая проверка заявителя, а также его филиалов и структурных подразделений (Адлерского филиала СПбГЛТА, Сыктывкарского лесного института — филиала СПбГЛТА, Лисинского учебно-опытного лесхоза — филиала СПбГЛТА) по вопросам соблюдения этитми организациями законодательства о налогах и сборах — правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество, налога с продаж, налога на операции с ценными бумагами, единого налога на вмененный доход, уплачиваемого при осуществлении определенных видов деятельности (далее — ЕНВД), транспортного налога, налога на рекламу, земельного налога, налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) за период с 01.01.2003 по 01.09.2006, единого социального налога (далее — ЕСН) за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, а также соблюдения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле за период с 01.01.2003 по 31.03.2006. В ходе проверки выявлен ряд правонарушений, отраженных в. акте проверки от 05.04.2007 N 02/12.

На основании указанного акта, с учетом представленных академией возражений, налоговым органом принято решение от 14.05.2007 N 02/18 (л.д. 10-43) о привлечении СПбГЛТА к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором заявителю предложено уплатить не полностью уплаченные налоги в общей сумме 9 698 541 руб. 46 коп., в том числе 1 252 712 руб. налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет;2 865 375 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга; 927 790 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Краснодарского края; 3 946 929 руб. налога на добавленную стоимость; 2 401 руб. транспортного налога; 135 430 руб. ЕНВД; 3 912 руб. НДФЛ по головной организации; 179 734 руб. НДФЛ по Адлерскому филиалу; 256 961 руб. 64 коп. ЕСН (ФБ) по Адлерскому филиалу; 2 193 руб. 23 коп. ЕСН (ФСС) по головной организации; 36 871 руб. 52 коп. ЕСН (ФСС) по Адлерскому филиалу; 5 471 руб. 78 коп. ЕСН (ФФОМС) по Адлерскому филиалу; 29 574 руб. 29 коп. ЕСН (ТФОМС) по Адлерскому филиалу; 53 186 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по Адлерскому филиалу; пени за их несвоевременную уплату в сумме 3 045 796 руб. 37 коп.; налоговые санкции на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, пункта 1 статьи 126 НК РФ, пункта 2 статьи 120 НК РФ, статьи 123 НК РФ в общей сумме 1 771 423 руб. 66 коп.

Во исполнение указанного решения налоговым органом направлены заявителю следующие требования:

— требование N 267 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 30.05.2007 (л.д. 57-59), в котором академии в срок до 09.06.2007 предложено уплатить в бюджет недоимку по НДФЛ, ЕСН, транспортному налогу, налогу на имущество, налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, страховым взносам в общей сумме 9 563 111 руб. 46 коп., пени в сумме 2 997 705 руб. 37 коп. и 1 744 337 руб. 65 коп. налоговых санкций по перечисленным налогам (взносам);

— требование N 268 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 30.05.2007 (л.д. 60), в котором СПбГЛТА предложено в срок до 09.06.2007 перечислить в бюджет 135 430 руб. ЕНВД, 48 091 руб. пеней и 27 086 руб. налоговых санкций по этому налогу.

В связи с неисполнением в добровольном порядке названных требований налоговый орган на основании статьи 46 НК РФ вынес решения от 13.06.2007 N 2854 и 2855 (л.д. 84, 85) о взыскании указанных сумм налогов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и выставлены инкассовые поручения от 13.06.2007 N 24386 — 24918 (перечень с расшифровкой сумм имеется в материалах дела — л.д. 119-120).

Инспекция 18.06.2007 в порядке статьи 47 НК РФ вынесла постановление N 208 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — организации в рамках сумм, указанных, в том числе, в требованиях от 30.05.2007 N 267 и 268, с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ. Общая сумма налогов, пеней и налоговых санкций, подлежащая взысканию с академии согласно данному постановлению, составила 14 442 206 руб. 31 коп.

Постановлением от 20.06.2007 N 1/17202/1089/54/2007 (л.д. 77) Управление Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Санкт-Петербургу на основании постановления инспекции от 18.06.2007 N 208 возбудило в отношении СПбГЛТА исполнительное производство.

Академия не согласилась с постановлением инспекции от 18.06.2007 N 208 и обжаловала его в арбитражный суд.

Признав указанный ненормативный акт налогового органа недействительным, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять правомерные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пеней.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном статьями 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание с этих счетов и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств ( пункт 2 статьи 46 НК РФ).

При этом в абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента — организации или предпринимателя.

В пункте 7 статьи 46 НК РФ указано, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ. Данное положение статьи 46 НК РФ применяется также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сборов и штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации ( пункты 9 и 10 статьи 46 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента — организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.

Вместе с тем, как установлено судом, в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) заявитель является бюджетным учреждением, которое использует бюджетные средства через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства. Это обстоятельство подтверждается Уставом СПбГЛТА, письмами от 19.10.2007 N 03-30/3509, от 12.12.2005 N 3141, сообщением от 24.03.2006 N 04-14/680 Отделения по Выборгскому району Управления Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу (л.д. 87-104, 128, 130, 131).

Согласно статье 239 БК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ ) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Согласно пунктам 2 и 3 данной нормы обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2007, в отношении обеспечения исполнения организациями, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов), обязанности по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов и взыскания с этих организаций указанных платежей.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ из статьи 46 НК РФ исключены положения о недопустимости обращения взыскания налога с бюджетных счетов в банках и одновременно в статью 45 ( пункты 2 и 8 ) НК РФ внесены изменения, касающиеся определения перечне оснований, при наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в судебном порядке.

В частности, в силу абзаца 4 пункта 2 статьи 45 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.

Такой порядок взыскания указанных платежей является исключением из общих правил взыскания этих платежей, установленных статьями 46 — 48 НК РФ.

В силу пункта 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» также разъяснил, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 НК РФ.

Таким образом, суд сделал обоснованный вывод о том, что налоговым органам не предоставлено право на списание в бесспорном порядке денежных средств с федеральных бюджетных учреждений, каковым является заявитель, либо обращение взыскания на имущество во исполнение обязанности таких налогоплательщиков по уплате налогов (сборов), пеней и налоговых санкций, и право на принудительное взыскание может быть реализовано только в судебном порядке.

Суд кассационной инстанции также обращает внимание Инспекции на следующее.

Федеральная налоговая служба в порядке статьи 34.2 НК РФ направила в налоговые органы письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.09.2007 N 03-02-07/2-162/2, в котором прямо указано на то, что «поскольку в отношении организаций, которым открыты лицевые счета, в силу пункта 2 статьи 45 Кодекса, взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов может производиться только в судебном порядке, руководители (заместители руководителей) налоговых органов не вправе принимать решения о взыскании этих платежей с таких организаций в порядке, установленном статьями 46 и 47 Кодекса. В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения ( подпункт 14 пункта 1 статьи 31 Кодекса).

В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Кодекса взыскание налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании вступивших в законную силу решений судов.

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, осуществляется в соответствии со статьями 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции, должны исполнять обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами ( пункт 3 статьи 30, пункты 1 и 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами, а также реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов ( пункты 1 и 2 статьи 33 Кодекса)».

С учетом изложенного принятое по делу решение суда является законным и обоснованным и правовых оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2007 по делу N А56-20392/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу — без удовлетворения.

Взыскание налога (недоимки) за счет денежных средств организации или ИП

Взыскание налога (недоимки) за счет денежных средств организации или ИП — регулируется статьей 46 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Комментарий

В случае выявления суммы налога, не уплаченной в срок (недоимки), налоговый орган направляет налогоплательщику Требование об уплате налога и сбора.

Срок выставления требования об уплате налога налоговым органом

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

В других случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Срок исполнения требования об уплате налога

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Порядок взыскания налога за счет денежных средств организации или ИП

Порядок взыскания налога за счет денежных средств организации или индивидуального предпринимателя регулируется статьей 46 НК РФ («Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств»).

Так, установлен следующий порядок:

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства (за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума).

Взыскание налога производится по решению налогового органа (решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджет необходимых денежных средств (п. 2 ст. 46 НК РФ).

Форма решения о взыскании утверждена Приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected]

Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента), а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов — утверждено Банком России 06.11.2014 N 440-П.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), и подлежит безусловному исполнению банком в очередности*, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента). Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в течение шести дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах — с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — п. 5 ст. 46 НК РФ.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента). Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента) — п. 5 ст. 46 НК РФ.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога — п. 5 ст. 46 НК РФ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента), в порядке ст. 47 НК РФ (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Дополнительно

Требование об уплате налога и сбора — извещение налоговым органом налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Приостановление налоговым органом операций по счетам в банках — регулируется статьей 76 «Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей» налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Последствия неуплаты налога в срок — установленные законодательством последствия, которые могут быть применены к налогоплатетельщику, который не уплатил налог в срок.

Взыскание налога (недоимки) за счет имущества организации или ИП — регулируется статьей 47 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Взыскание налога с физического лица — регулируется статьей 48 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Недоимка — сумма налога (сбора), не уплаченная в установленный срок.

Взыскание недоимки — установленный законодательством порядок взыскания просроченной задолженности по налогам (недоимки).

В каком порядке осуществляется взыскание налога и сбора за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) — организации или индивидуального предпринимателя?

Решение о взыскании недоимки и пеней за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя должно быть принято налоговым органом в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом последствия нарушения налоговым органом данного срока в НК РФ не предусмотрены. Представляется, что при пропуске указанного срока взыскание недоимки и пеней за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя может производиться только в судебном порядке путем подачи налоговым органом искового заявления в арбитражный суд.

В течение трех дней с момента вынесения решения о взыскании налога (сбора) и пеней за счет имущества налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган направляет соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» , с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47 НК РФ.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ) // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591.

Судебный пристав-исполнитель в течение трех дней со дня поступления к нему постановления налогового органа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В этом постановлении судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольной уплаты налогоплательщиком сумм задолженности, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет налогоплательщика о принудительном взыскании сумм задолженности по истечении установленного срока.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется налоговому органу и налогоплательщику (под расписку или заказным письмом). В случае направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства налогоплательщику заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней со дня его отправления независимо от фактического получения налогоплательщиком.

Если в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок (пять дней) суммы недоимки и пеней не будут уплачены налогоплательщиком, судебный пристав- исполнитель приступает к принудительному исполнению. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении налогового органа, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (п. 4 ст. 47 НК РФ).

Обращение взыскания на имущество налогоплательщика состоит из ареста (описи) имущества, его изъятия и принудительной реализации.

В соответствии с п. 5 ст. 47 НК РФ взыскание сумм задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) — организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении: 1)

наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ; 2)

имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений; 3)

готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве; 4)

сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств; 5)

имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке; 6)

другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ.

Необходимо отметить, что перечень имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции, носит примерный характер. Применительно к каждому налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сборов) вопрос о том, является ли имущество, на которое обращается взыскание, не участвующим непосредственно в производстве продукции, необходимо устанавливать отдельно. Так, например, для транспортных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки легковым автотранспортом, такой транспорт будет являться оборудованием, то есть на него может быть обращено взыскание только в четвертую очередь. Аналогично должен быть решен вопрос в отношении правового режима ценных бумаг, принадлежащих организации — профессиональному участнику рынка ценных бумаг, и т.п.

При решении вопроса о возможности взыскания имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, важно учитывать, что такое взыскание правомерно только при условии, что соответствующие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке. Причем в соответствии с положениями гл. 9 и 29 ГК РФ, регламентирующими вопросы расторжения договоров и недействительности сделок, потребность обратить взыскание недоимки по налогу (сбору) и пеней на конкретное имущество сама по себе не может рассматриваться в качестве достаточного основания для расторжения или недействительности договора, по которому данное имущество было передано третьему лицу .

См. пункт 14 Постановления ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 1999. N 128.

При взыскании налога (сбора) и пеней за счет имущества налогоплательщика-гражданина следует иметь в виду, что взыскание не может быть обращено на имущество, предназначенное для повседневного личного пользования гражданина или членов его семьи. В соответствии со ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением случая, когда указанное жилое помещение (его часть) является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

земельный участок, на котором расположено указанное жилое помещение (его части), а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином- должником предпринимательской деятельности, за исключением того случая, когда указанные земельные участки являются предметом ипотеки и на них в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.п.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает 100 МРОТ;

племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания; семена, необходимые для очередного посева;

продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности — шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц;

топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

Реализация недвижимого имущества осуществляется путем проведения публичных торгов, движимого имуществ — на комиссионных началах.

В каком порядке осуществляется взыскание налога и сбора с налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем?

Налоговый кодекс РФ устанавливает исключительно судебный порядок взыскания налога (сбора) за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок требования об уплате налога (сбора) налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании недостающих сумм за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (сбора).

Исковое заявление о взыскании налога (сбора) и пеней за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции или мировому судье по месту жительства недоимщика. Если место жительство недоимщика неизвестно либо недоимщик не имеет места жительства на территории РФ, исковое заявление (по выбору налогового органа) может быть предъявлено в суд по месту нахождения имущества недоимщика или по его последнему известному месту жительства на территории РФ.

Деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей по рассмотрению и разрешению гражданских дел о взыскании недоимок по налогам (сборам), пеней и штрафов регулируется ГПК РФ.

В настоящее время ГПК РФ предусматривает две формы рассмотрения указанных дел: 1)

приказное производство; 2)

В соответствии со ст. ст. 121, 122 ГПК РФ судебный приказ — это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, в частности на основании заявления о взыскании с гражданина недоимок по налогам и сборам. Судебный приказ может быть вынесен судьей только в том случае, когда между налогоплательщиком (плательщиком сбора) и налоговым органом отсутствует спор о праве. В противном случае гражданское дело о взыскании недоимки по налогу или сбору рассматривается в порядке искового производства (п. 4 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ). Выдача судебных приказов находится в компетенции мировых судей.

Мировой судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по общим основаниям, предусмотренным ст. 134 и ст. 135 ГПК РФ. Кроме того, мировой судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа в случаях, если: 1)

место жительства должника находится вне пределов РФ; 2)

налоговым органом не представлены документы, подтверждающие заявленное требование; 3)

из заявления и представленных документов усматривается наличие спора о праве.

Об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа мировой судья в течение трех дней со дня поступления заявления налогового органа выносит соответствующее определение (ст. 125 ГПК РФ).

Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления налогового органа. При этом судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений (ст. 126 ГПК РФ).

Судебный приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются мировым судьей. Один экземпляр судебного приказа остается в производстве суда. Для должника изготавливается копия судебного приказа.

Судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения (ст. 128 ГПК РФ). Если такие возражения в установленный срок будут должником представлены, мировой судья отменяет судебный приказ. В определении об отмене судебного приказа мировой судья разъясняет налоговому органу, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения мирового судьи об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения (ст. 129 ГПК РФ).

Если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения относительно исполнения судебного приказа, мировой судья выдает налоговому органу второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе налогового органа судебный приказ может быть сразу направлен мировым судьей судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога (сбора) и пеней за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано налоговым органом в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству. О принятии искового заявления к производству суда судья выносит соответствующее определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции (ст. 133 ГПК РФ). Рассмотрение дел по искам о взыскании налога (сбора), пеней или штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в соответствии с правилами, установленными гл. 13 — 22, 39 — 42 ГПК РФ.

Если суд примет решение о взыскании сумм налога (сбора), пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, такое взыскание осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 48 НК РФ взыскание налога (сбора), пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении: 1)

денежных средств на счетах в банке; 2)

наличных денежных средств; 3)

имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), пеней и штрафа такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке; 4)

другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи.

Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога (сбора), пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.