Закон о банкротстве беларусь 2018

Закон о банкротстве беларусь 2018

Прежде чем говорить о признаках, давайте определим, что же такое банкротство и его особенности в 2018 году.

Банкротство — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением экономического суда о банкротстве с ликвидацией должника-юридического лица, прекращением деятельности должника-ИП (п.2 ст. 1 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с п. 1 постановления Совмина N 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» от 12.12.2011 происходит оценка платежеспособности с помощью критериев (коэффициентов), а именно:

  • (К1) Коэффициент текущей ликвидности-характеризует общую обеспеченность краткосрочными активами для погашения краткосрочных обязательств предприятия (организации)
  • (К2) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости данного предприятия.
  • (К3) Коэффициент обеспеченности обязательств активами, характеризующий способность субъекта хозяйствования рассчитываться по своим обязательствам.

Организация имеет устойчивый характер неплатежеспособности, в случае (требуется наличие одного из условий):

  • Значение К1 и К2 на конец отчетного периода, имеющие значения менее нормативных в течение 4-х кварталов, которые предшествуют составлению последней бухгалтерской отчетности и значение К3 на дату составления этой отчетности более нормативного
  • Если К3 имеет значение более 1 при составлении последней бухгалтерской отчетности

Есть случаи, когда организация только приобретает характер устойчивой неплатежеспособности, т.е., состояние, над которым стоит задуматься: если так и будет продолжаться, то организация придет к устойчивой неплатежеспособности, а это, как и устойчивая неплатежеспособность, основание для подачи заявления о банкротстве.

Рассмотрим признаки неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер:

  • К1 и К2 имеют значения менее нормативных, а К3 имеет значение равно или менее 1-на конец отчетного периода
  • К1 и К2 имеют значения менее нормативных в течение 4-х кварталов, а К3 имеет значение равное или меньше нормативного-на конец отчетного периода, предшествующего составлению последней бухгалтерской отчетности.

Кто может подать заявление о банкротстве?

Есть перечень лиц, которые вправе подать заявление в экономический суд об экономической несостоятельности (банкротстве) должника:

  • сам должник
  • кредитор
  • прокурор
  • орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
  • налоговые органы
  • таможенные органы
  • органы ФСЗН Министерства труда и социальной защиты

Основания для подачи заявление о банкротстве должником и кредитором

Существуют основания, по которым должник вправе подать объявление (необязательно), а есть случаи, когда подача такого заявления является обязательной.

Итак, должник вправе подать заявления, когда:

  • неплатежеспособность приобретает устойчивый характер
  • неплатежеспособность имеет устойчивый характер

Должник обязан подать заявление о банкротстве, если:

  • удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов ведет к невозможности удовлетворения других кредиторов
  • уполномоченным органом предприятия принято решение о ликвидации лица
  • собственником имущества должника принято решение о подачи заявления в экономический суд
  • стало известно о недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов после утверждения ликвидационного баланса

Основания для подачи кредитором заявления в суд об экономической несостоятельности (банкротстве) должника являются в совокупности:

  • задолженность в размере 100 и более базовых величин, а если организация является градообразующей-2500 и более базовых величин
  • наличие достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер
  • применение к должнику принудительного исполнения, которое не произведено в течение 3-х месяцев или выявление факта отсутствия средств и имущества для удовлетворения требования кредитора

Подача заявления о банкротстве в суд

Должник подает заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) в суд. В течение 30 дней суд должен либо принять заявление, либо возвратить в связи с несоответствием поданных документов установленным требованиям. На практике, суды более лояльны к заявлениям и документам в делах о банкротстве нежели по другим категориям дел.

Государственная пошлина за подачу заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) не взимается.

Далее, если подано заявление и необходимые документы, которые отвечают требованиям, то суд выносит определение о возбуждении производства по делу.

С момента вынесения определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника:

  • приостанавливается производство по делу, связанное со взысканием денежных средств (иного имущества).
  • происходит приостановление исполнения исполнительных документов, которые вступили в силу, до момента вынесения определения о возбуждении производства по делу
  • невозможен выход из состава участников юридического лица

Процедуры (стадии) банкротства

При производстве дела об экономической несостоятельности выделяют следующие стадии:

  • Защитный период
  • Конкурсное производство
  • Мировое соглашение

Между тем, конкурсное производство включает в себя:

  • санация-восстановление платежеспособности предприятия
  • ликвидация (ликвидационное производство) -расчет с кредиторами и последующая ликвидация лица

Защитный период

Судом назначается временный управляющий из 3-х представленных кандидатур.

Защитный период вводится в целях:

  • завершения досудебного оздоровления предприятия
  • проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства
  • обеспечения сохранности имущества должника
  • проверки достаточности расчета с кредиторами и с работниками

Продолжительность такого периода не может превышать 3-х месяцев, однако по ходатайству должника или органа (лица), принявшего решение о проведении досудебного оздоровления, суд вправе продлить защитный период до 3-х лет для завершения такого оздоровления.

Временный управляющий анализирует и производит оценку финансового состояния предприятия. Заканчивается это предоставлением отчета в суд, исходя из которого принимается решение об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство

Временный управляющий становится антикризисным. Это может быть одно и тоже лицо, либо другое. Обычно временный и антикризисный управляющий-одно и тоже лицо.

Основание для открытия конкурсного производства- устойчивый характер неплатежеспособности и (или) отчет временного управляющего, который был предоставлен в защитном периоде.

Последствия открытия конкурсного производства:

  • все права переходят к антикризисному управляющему
  • срок всех обязательств считается наступившим
  • приостанавливается срок начисления процентов, неустойки, возникших до открытия конкурсного производства
  • на имущество должника нельзя обратить взыскание

Как говорилось ранее, конкурсное производство включает санацию и ликвидацию.

Максимальный срок конкурсного производства при проведении ликвидации-16 месяцев, а санации-22 месяца.

В этой процедуре антикризисный управляющий:

  • создает собрание (комитет) кредиторов
  • осуществляет меры по поиску средств для расчета по долгам
  • устанавливает размер требований
  • ведет реестр требований кредиторов
  • производит оспаривание сделок
  • и др.

На основе анализа деятельности предприятия антикризисный управляющий разрабатывает план санации или ликвидации, исходя из целесообразности. То есть управляющий сам принимает решение: ликвидировать предприятие или санировать. Данный вопрос поднимается на собрании кредиторов, которые должны простым большинством согласиться с управляющим или нет. Как правило, собрание кредиторов считается с мнением управляющего.

Экономический суд на основе отчета управляющего и решения собрания кредиторов принимает решение об открытие ликвидационного производства или об утверждении плана санации.

Эта процедура конкурсного производства применяется в целях восстановления платежеспособности и дальнейшей деятельности предприятия (организации). Экономический суд вводит эту процедуру на срок не более 18 месяцев.

Однако данный срок может быть продлен:

  • не более чем на 12 месяцев-на основании ходатайства управляющего и (или) собрания кредиторов
  • не более чем на 5 месяцев-по ходатайству государственного органа

Для восстановления платежеспособности управляющий принимает меры, направленные на:

  • исполнение обязательств за должника
  • погашение дебиторской задолженности
  • продажу части имущества
  • предоставление финансовой помощи
  • отсрочку уплаты налогов

Управляющий 1 раз в месяц обязуется предоставлять отчет о своей деятельности экономическому суду и собранию кредиторов.

Экономический суд на основании отчета управляющего о санации выносит определение:

  • об утверждении отчета управляющего
  • об отказе в утверждении отчета и последующим продлением срока санации
  • об утверждении мирового соглашения

Ликвидация предприятия (ликвидационное производство)

Суд принимает решение о начале ликвидационного производства, в случае, невозможности и (или) нецелесообразности санации.

Срок такой процедуры составляет 1 год, при этом суд может его продлить на 6 месяцев.

С момента введения ликвидационного производства кредиторы предъявляют свои требования в течение 2-х месяцев. Требования предъявляются управляющему, который рассматривает их и решает: включить данные требования или же отказать.

  • требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью
  • выплата выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по гражданско-правовым договорам
  • уплата налогов, сборов
  • удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным заголом
  • расчет с другими кредиторами

Вне очереди происходит возмещение судебных расходов и расходов на опубликование сведений

Происходит расчет с долгами, после чего антикризисный управляющий составляет отчет по итогам ликвидационного производства и предоставляет его в экономический суд.

Если суд не найдет оснований для признания итогов отчета управляющим недействительными, суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.

В течение 15 дней управляющий представляет в суд документы, подтверждающие ликвидацию предприятия:

  • отчет о завершении ликвидации
  • штамп организации
  • сведения о закрытии расчетного счета
  • и другие необходимые документы

Далее, вносится запись об исключении данного предприятия из Единого регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С этого момента полномочия управляющего прекращаются.

Мировое соглашение

Может быть заключено с момента возбуждения экономическим судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, но не ранее проведения первого собрания кредиторов. Решение о заключении со стороны должника принимается управляющим. Данное соглашение подлежит утверждению в экономическом суде.

Мировое соглашение может быть заключено на условиях:

  • отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств
  • уступки требования
  • исполнения обязательств должника третьими лицами
  • перевода долга
  • обмена на акции

Управляющий в течение 5 дней со дня принятия решения о заключении мирового соглашения должен подать заявление об утверждении такого соглашения.

К заявлению прилагается:

  • текст мирового соглашения
  • протокол собрания кредиторов, которые приняли решение о заключении соглашения
  • список всех конкурсных кредиторов включая сумму задолженности
  • документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов 1 и 2 очереди
  • письменные возражения конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании о заключении мирового соглашения

Утверждение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Закон о банкротстве беларусь 2018

официальные печатные издания

Объявления о банкротстве

О порядке опубликования сведений по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) в 2018 году

На основании ст. 21 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) и положений Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» в журнале «Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие» (далее – журнал) публикуются сведения, связанные с производством по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее – дело о банкротстве).

В частности, в журнале публикуются следующие сведения (объявления):

– о возбуждении производства по делу о банкротстве;

– о введении защитного периода и открытии конкурсного производства;

– о прекращении производства по делу о банкротстве;

– о назначении, отстранении или освобождении управляющего;

– об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;

– о проведении торгов по продаже имущества должника и результатах проведения торгов;

– об изменении опубликованных сведений и (или) содержащих эти сведения судебных постановлений;

– иные сведения, предусмотренные действующим законодательством Республики Беларусь о банкротстве.

Лицам, обращающимся с заявкой на опубликование объявления, следует учитывать, что без взимания платы в журнале размещаются сведения, связанные с производством по делу о банкротстве, представляемые для опубликования государственными органами в соответствии со ст. 21 Закона, а также сведения, в отношении которых на безвозмездную форму опубликования указано в соответствующем постановлении суда.

Также следует учитывать, что периодичность выхода журнала – один раз в месяц, а датой выхода номеров журнала, как правило, является последний рабочий день месяца, за который выпущен соответствующий номер (например, дата выхода номера за февраль – 28.02.2018 и т.д.).

Заявки на опубликование сведений по делам о банкротстве в номере за очередной месяц принимаются редакцией журнала, как правило, до 20-го числа соответствующего месяца. В случае если 20-е число приходится на выходной день, в номер за текущий месяц, как правило, включаются объявления, поступившие в редакцию не позднее последнего рабочего дня перед 20-м числом.

С целью обеспечения своевременного выхода номеров из печати, в связи с наличием праздничных дней, переносом рабочих дней устанавливаются иные сроки приема заявок в следующих месяцах 2018 года:

– для размещения объявления в № 1 за 2018 год – до 19 января 2018 г.;

– для размещения объявления в № 2 за 2018 год – до 19 февраля 2018 г.;

– для размещения объявления в № 4 за 2018 год – до 19 апреля 2018 г.;

– для размещения объявления в № 5 за 2018 год – до 21 мая 2018 г.;

Поскольку техническая возможность включения каких-либо дополнительных сведений в номер после его сдачи в типографию отсутствует, сведения, поступившие в редакцию после 20-го числа текущего месяца, как правило, могут быть опубликованы лишь в номере за следующий месяц (то есть датой публикации сведений, поступивших, например, 20.04.2018, будет 31.05.2018).

Для опубликования объявления в ближайшем номере журнала временным (антикризисным) управляющим, иным обязанным лицом в редакцию представляются:
– заявка на опубликование объявления, включающая текст соответствующего объявления и реквизиты для выставления счета на оплату публикации;
– в случае подачи заявки на опубликование объявления на безвозмездной основе – дополнительно также копия определения суда, в котором указано на безвозмездный характер опубликования (за исключением подачи заявки государственными органами).

Вышеуказанные документы направляются в редакцию одним из следующих способов:
– на адрес электронной почты [email protected];
– посредством факсимильной связи на номер факса (017) 200-39-24;
– по почте на адрес: 220030, г. Минск, ул. Ленина, 28, Верховный Суд Республики Беларусь, редакция журнала «Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие».

Редакция не несет ответственности за несвоевременное опубликование объявлений, направленных иным, нежели указанными выше, способами, а также за ошибки и неточности, допущенные заявителями в текстах объявлений.

При подаче заявок на опубликование на платной основе обязательно указание плательщика.

Закон РБ Об Экономической Несостоятельности (Банкротстве)

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ II
СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
ГЛАВА 2
РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДАХ

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

ГЛАВА 4
СОБРАНИЕ И КОМИТЕТ КРЕДИТОРОВ

РАЗДЕЛ III
УПРАВЛЯЮЩИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЯЮЩИМ

ГЛАВА 6
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ УПРАВЛЯЮЩИМ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

РАЗДЕЛ IV
КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ГЛАВА 7
ОТКРЫТИЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ГЛАВА 9
ЛИКВИДАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ГЛАВА 10
МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

РАЗДЕЛ V
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДОЛЖНИКОВ – ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ГЛАВА 11
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПРИ НАЛИЧИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

ГЛАВА 12
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ГРАДООБРАЗУЮЩИХ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГЛАВА 13
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГЛАВА 14
БАНКРОТСТВО БАНКОВ

ГЛАВА 15
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГЛАВА 16
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

ГЛАВА 17
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИХ НЕЗАКОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

ГЛАВА 18
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

РАЗДЕЛ VI
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ
ГЛАВА 19
ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ЛИКВИДИРУЕМОГО ДОЛЖНИКА – ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

ГЛАВА 20
БАНКРОТСТВО ОТСУТСТВУЮЩЕГО ДОЛЖНИКА

В Беларуси планируется повысить роль управляющего в деле о банкротстве

25 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси планируется повысить роль управляющего в деле о банкротстве. Это предусмотрено законопроектом «О несостоятельности или банкротстве», который находится сейчас в процессе доработки, сообщил корреспонденту БЕЛТА заместитель председателя Верховного суда, председатель судебной коллегии по экономическим делам Юрий Кобец.

«При разработке законопроекта мы пересматриваем полномочия управляющего в делах об экономической несостоятельности и банкротстве. Меняем роль суда при рассмотрении дел этой категории. При этом исходим из логики, что только юридическими инструментами и методами экономические вопросы и проблемы не решаются. Поэтому в новом законопроекте стремимся реализовать на практике эффективную модель рассмотрения дел об экономической несостоятельности и банкротстве, которая связана в том числе с повышением роли управляющего с одновременным усилением его ответственности», — сказал Юрий Кобец.

Речь идет прежде всего о возможности самостоятельно принимать управленческие решения. Сейчас управляющий очень сильно связан необходимостью согласовывать многие свои действия, прежде всего с судом. «Но судья не экономист, он юрист. Чтобы оценить экономическую составляющую, экономический эффект тех или иных решений управляющего, он вынужден прибегать к мнению специалистов, затребовать заключения, привлекать к участию в процессе специалистов. Это затягивает время рассмотрения дела, процедуру принятия решения», — отметил зампредседателя ВС. С учетом того, что почти каждое принимаемое управляющим по согласованию с судом решение может быть обжаловано, процесс может еще больше затянуться.

Наряду с расширением полномочий управляющего планируется закрепить гарантию защиты прав кредиторов и сохранить процедуру обжалования действий управляющего. При обжаловании суды будут проверять прежде всего правомерность полномочий управляющего на принятие тех или иных решений и соответствие этих решений установленным процедурам. Предполагается изменить подходы к порядку назначения управляющих — путем случайной выборки его кандидатуры из базы. Эта мера призвана исключить коррупционную составляющую при назначении управляющих по конкретным делам о несостоятельности или банкротстве.

Действующий закон об экономической несостоятельности (банкротстве) больше ориентирован на защиту прав должника, нежели кредитора. По мнению Верховного суда, это не совсем правильно. Поэтому в сформулированных ВС предложениях к законопроекту акцент делается на увеличении роли совета кредиторов. «Прежде всего кредиторы (при активном участии управляющего как центральной фигуры дела об экономической несостоятельности или банкротстве) должны принимать основные решения о судьбе предприятия, поскольку они заинтересованы в возврате своих денег. При этом упорядочиваются функции процессуального контроля со стороны суда за этой процедурой. Судья, в чьем производстве находится дело, обязан гарантировать законность и прозрачность процедуры», — добавил зампредседателя ВС.

В целом нормы проекта направлены на стимулирование к добровольному и своевременному объявлению субъектами хозяйствования своей экономической несостоятельности, чтобы сохранить возможность ведения бизнеса и восстановления платежеспобности путем финансового оздоровления, упрощение реализации имущества для оперативного и полного удовлетворения требований кредиторов, стимулирование управляющих к более быстрому и эффективному проведению процедур несостоятельности, улучшение условий ведения бизнеса в Беларуси.

Сейчас законопроект находится на доработке в Министерстве экономики с учетом мнения заинтересованных. Концептуальная переработка потребовалась в связи с тем, что отдельные подходы, заложенные проектом два года назад, сегодня утратили актуальность. В последнее время в стране произошли реформы, направленные на минимизацию вмешательств государства в экономическую деятельность субъекта хозяйствования при повышении личной ответственности его руководителя, упрощение условий ведения предпринимательской деятельности и исключение излишних требований, предъявляемых к бизнесу, принятие декрета №7. Осенью законопроект планируется внести в Палату представителей.-0-

Бизнес-климат в Беларуси изменился: «потеплело», стало меньше банкротств

Всем известно, что Беларусь находится в зоне рискованного земледелия, что обусловлено климатической зоной восточной Европы. То же можно сказать и о бизнесе нашей страны, который постоянно испытывает на себе «климатические» колебания, обусловленные изменением условий, в которых приходится работать. Получить урожай в виде прибыли также непросто, как гарантировать благоприятную погоду на месяц вперед. В последнее время можно наблюдать некоторое потепление, связанное прежде всего с преодолением похолодания 2011-2015 годов, но это скорее восстановительный рост.

Предприятия различных отраслей экономики воспринимают это потепление по-разному. По-прежнему не очень уверенно ощущают себя предприятия строительной отрасли, промышленности, сельского хозяйства, то есть основные драйверы экономики страны. В то же время внутренние колебания не отражаются на тех, кто играет преимущественно на внешних рынках.

Число предприятий, которые оказались в процедуре несостоятельности, в Беларуси стало уменьшаться. Заметный рост числа банкротств наблюдался в 2013-2016 годах, а в прошлом году эта тенденция преломилась. В 2017 году всего возбуждено 2044 дела об экономической несостоятельности (банкротстве), что на 20% меньше, чем в 2016 году, снизившись до уровня 2014 года. При этом из двух тысяч возбужденных дел 1569 – в отношении организаций, у которых на момент подачи заявления не было никакого имущества.

Тенденция к снижению роста числа банкротств прослеживается и в текущем году. По статистике Верховного Суда Республики Беларусь в первом полугодии 2018 года число поступивших в экономические суды заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 26 процентов.

В то же время динамика поданных в экономические суды заявлений о банкротстве не в полной мере отражает объективную ситуацию положения субъектов предпринимательской деятельности на рынке. Это связано с определенными процессуальными особенностями, предусмотренными для подачи таких заявлений в суды. Например, если обратиться к статистике органов принудительного исполнения, то в 2017 году исполнительных производств возбуждено на 15% больше, чем в 2016 году.

В настоящее время в активной стадии находится работа по новому Закону Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве». Если те положения, которые проходят сегодня обсуждение в рабочей группе по подготовке проекта этого закона, найдут поддержку у законодателя, то можно будет ожидать кратного снижения числа возбужденным процедур банкротства, но это не будет связано с улучшением бизнес-среды.

Стоит ли государству упростить процедуру закрытия бизнеса и его реформирования в другие виды, например ЧУП в ИП? В нашей стране вход в бизнес предельно упрощён, чего не скажешь о выходе из него. И это совершенно объяснимо, потому что выход из бизнеса часто сопровождается непогашенными долгами. Если процедуру сделать излишне либеральной, то платить будут «только трусы».

Однако сегодня нужно говорить об упрощении процедур банкротства, в первую очередь в отношении тех банкротов, у которых нет имущества.

Из приведенной мною выше статистики следует, что примерно две трети банкротств – это предприятия без имущества. Это означает, что у таких банкротов нет никаких активов, за счет которых можно не только рассчитаться с кредиторами, но даже и возместить затраты на проведение самой процедуры банкротства. То есть вся длительная и сложная процедура банкротства фактически сводится к обеспечению загрузкой судей, антикризисных управляющих, налоговых и контролирующих органов.

Что же касается реорганизации бизнеса в иные организационно-правовые формы, то формально-юридическая сторона в этих вопросах предельно простая. Это, кстати, повлекло в последние годы большой поток злонамеренных реорганизаций, направленных не на оптимизацию бизнеса как такового, а на уклонение от погашения кредиторской задолженности.

Осенью ожидается пакет изменений в этой части в Гражданский кодекс, что несколько упорядочит и усложнит процедуры реорганизации, но в то же время будет способствовать защите прав кредиторов.

Меня спрашивают, а вообще, способны ли белорусы организовать высококонкурентные производства.Нашим соотечественникам зачастую не хватает кругозора, смелости и права на риск. Мы живём в небольшой стране, у нас не развиты практики международного обмена, мы плохо знаем иностранные языки, нас с детства учат сидеть и не высовываться. Поэтому мы вырастаем и даже не понимаем, что такое глобальный рынок, по каким законам он функционирует, и как себя на нём вести. Но даже если ты преодолел эти барьеры, контролирующие органы родной страны всегда найдут возможность тебе напомнить о себе, что будет мотивировать скорее не на развитие бизнеса здесь и сейчас, а на его развитие сейчас, но не здесь. Ведь у каждого только одна жизнь.

Поэтому начинать надо было уже вчера, хотя никогда не поздно это делать, с раскрепощения мышления наших детей, обучения способных в лучших мировых вузах, включения молодёжи в систему международной коммуникации, и максимальному снижению тех барьеров внутри сраны, которые построены нами самими. Примером эффективности таких подходов является отрасль ИТ, в которой большинство работающих в возрасте до тридцати. ИТ демонстрирует самые заметные и громкие успехи на ниве международной конкуренции и кооперации, поэтому и работает в режиме максимального благоприятствования.

Для организации высококонкурентных производств нам нужна не формальная открытость в виде открытых границ, а системные усилия, направленные на обучение, встраивание в международную систему личной и профессиональной коммуникации, преодоление избыточных барьеров и внутренней бюрократии.