Защита прав человека в россии доклад

Защита прав человека в россии доклад

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основные права гражданина Россиийской Федерации ›
  • Как и кем осуществляется защита прав человека и гражданина в Российской Федерации?

Как и кем осуществляется защита прав человека и гражданина в Российской Федерации?

Обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина – прямая конституционная обязанность государства, а значит всех его органов и служащих. Гарантией соблюдения прав и свобод человека является исполнение Конституции страны, гарантом которого является Президент России. Статус гаранта соблюдения Конституции и одного из главных защитников прав человека отражает огромное число обращений, поступающих в адрес Президента – примерно в 10 раз большее, чем к Уполномоченному по правам человека.

Защитой прав человека в пределах своей компетенции занимаются все органы исполнительной власти и муниципальная власть. Существуют и специальные органы по защите прав и свобод человека и гражданина: полиция, прокуратура, суды. Но помимо них в каждом государстве рекомендуется создавать общенациональные органы и системы органов защиты прав человека, не зависящие от власти и не являющиеся её частью — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Уполномоченные по правам человека субъектов Российской Федерации и Уполномоченные по правам ребенка субъектов Российской Федерации, Уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ.

Нельзя сказать, что перечисленные выше уполномоченные формируют единую систему или иерархически выстроены – все они независимы друг от друга, хотя и оказывают друг другу необходимую поддержку и действуют по аналогичной правовой схеме. Также налицо специализация задач уполномоченных: в субъектах федерации – с учетом местной специфики, на общефедеральном уровне и на уровне законов субъектов федерации – обусловленная задачами и полномочиями уполномоченных.

Следует отметить, что все уполномоченные на том уровне, на котром они действуют выполняют единую задача: способствуют восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации и её субъектов о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Они рассматривают жалобы на действия и бездействие органов государственной власти (исключая решения Федерального Собрания и представительных органов регионов страны), местного самоуправления, их должностных лиц, проверяют сообщения о фактах нарушения прав человека и гражданина, осуществляют экспертно-консультативную деятельность, формируют и публикуют отчеты о своей деятельности.

Меры по восстановлению нарушенных прав заключаются в: даче заключения о нарушении прав и свобод, обращению в суды и компетентные государственные органы за защитой нарушенных прав и свобод, проверкой ранее принятых решений, устранением недостатков законодательства, обращению в государственные и муниципальные органы власти, к должностным лицам, допустишим нарушение прав человека.

Очевидно, что уполномоченные по правам ребенка ограничны вопросом восстанвовленя нарушенных прав детей – т.е. всех несовершеннолетних, уполномоченные по защите прав предпринимателей защищает экономические права предпринимателей независимо от формы осуществления ими предпринимательской деятельности.

Правом обращения к уполномоченным обладают как граждане России, так и иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории страны. Обращение или жалоба должны соответствовать формальным требованиям по её составлению и должны быть поданы в течение года со дня нарушения/обнаружения нарушения прав и свобод заявителя. Сроков давности не установлено для обращений к Уполномоченному по защите прав предпринимателей.

Посольство Российской Федерации в Эстонской Республике

I. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

Телефон: (495) 606-41-84
Факс: (495) 606-48-55
E-mail: [email protected]; [email protected]
Адрес: 103132, Россия, г.Москва, Старая площадь, д. 4
Адрес в Интернете: http://www.president-sovet.ru/

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека является консультативным органом при главе российского государства. Он образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

II. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Телефон: (495) 607-19-22, (495) 607-39-69
Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 47.
Адрес в Интернете: http://old.ombudsmanrf.org/

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:
• рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
• анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
• развитие международного сотрудничества в области прав человека;
• правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
• подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;
• выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
• направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
• обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
• обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
• принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
• анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
• информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;
• направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

III. Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права

Телефон: (499) 244-16-06
Адрес: 119200 Москва, Смоленская-Сенная пл., 32/34
Электронный адрес: [email protected]
Адрес в Интернете: www.mid.ru

Должность Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права была создана в апреле 2011 г.
К должностным функциям относится, в частности, подготовка ежегодных обзорных аналитических докладов о ситуации в иностранных государствах в сфере прав человека, демократии и верховенства права, сбор информации о фактах и случаях нарушения иностранными государствами их международно-правовых обязательств в сфере прав человека. Важной задачей видится публичное реагирование, в том числе с использованием информационных ресурсов дипведомства, на факты и случаи таких нарушений, включая нарушения прав и законных интересов российских граждан и юридических лиц.
Занимает должность Уполномоченного по вопросам прав человека, демократии и верховенства права посол по особым поручениям К.К.Долгов.

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Общественное телевидение России продолжают цикл совместных программ «Права человека». Главной темой предстоящего выпуска станет защита права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

По результатам социологических исследований право на бесплатную медицинскую помощь занимает первое место в рейтинге значимости прав и свобод человека и гражданина. Из-за продолжающегося реформирования системы здравоохранения сокращается число медицинских организаций, врачей общей практики и специалистов при одновременном росте нагрузки на медицинский персонал.

Реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь остается одной из наиболее проблемных тем, и это подтверждается статистикой обращений к Уполномоченному. Граждан больше всего волнуют проблемы доступности здравоохранения и надлежащего качества оказываемой медицинской помощи. Люди жалуются на высокую стоимость лекарственных средств, дефицит высококлассных специалистов и современного оборудования.

О том, что делать в сложной ситуации, 06 сентября в 18:00 в прямом эфире программы «Права человека» на канале ОТР расскажет Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.

Звоните в прямой эфир по телефону: 8-800-222-00-14
Присылайте SMS-сообщения на номер 5445* (бесплатно)
*в начале сообщения укажите слово «ОТР»

Соблюдение прав человека: внимание ко всем сферам жизни

Каким образом, на Ваш взгляд, можно перебороть такое понятие как «дедовщина»?

Уважаемый Дмитрий, дедовщина – разновидность так называемых неуставных отношений в Вооруженных Силах. Под дедовщиной (в ВМФ – годковщина) обычно понимают иерархическую систему дискриминационных взаимоотношений между военнослужащими рядового и младшего командного состава на принципе их ранжирования в основном по сроку службы. Стоит отметить, что помимо дедовщины к неуставным отношениям относятся дискриминация по национальному, этническому и религиозному признакам (проявления так называемого «землячества»), превышение должностных полномочий командирами и прочее, но об этом – в следующий раз. В качестве ведущих факторов возникновения этого явления можно назвать как социально-экономические, так и биографические и культурные, которые в значительной степени формируют нравственность, а также исторические, культурные и пр. Я бы сказал, что армейская дедовщина, это занесенный в армию, образно говоря, «вирус» хулиганства, невоспитанности и хамства с гражданской жизни призывника. Ведь армия, в данном случае солдаты-призывники, – это социальный и поведенческий срез молодежной компоненты нашего общества, причем в ее концентрированном виде. Я бы вкратце обозначил такие походы к решению этой проблемы: — интенсификация боевой подготовки. Всем известно, что одна из причин преступности – безделье. А энергию, адреналин, девать некуда, отсюда и начинаются безобразия. А после интенсивных занятий, во-первых, — усталость. Во-вторых, – познание нового. А в-третьих, — видно, кто на что способен на деле. И многие «деды», после того, как проявили свою несостоятельность на глазах у сослуживцев, то есть оказались не способны выполнить поставленную им задачу или упражнение, например, струсили бросить боевую гранату или выдержать, так называемую, обкатку танком (в окопе, или на ровной местности), становятся после этого «тише воды и ниже травы». Сейчас, как мы видим, после многих лет застоя в боевой подготовке, дело сдвинулось с места, и проявляются уже первые результаты; — освобождение военнослужащих от выполнения различного рода внутрихозяйственных работ (наряды по кухне, уборка территории, казарм и так далее). То есть от тех, где есть возможность у одного солдата поставленную ему задачу, или обязанности, заставить выполнить другого – более молодого. И этот вопрос уже решается. Постепенно вводится система, так называемого аутсорсинга, то есть выполнение всех работ по бытовому обслуживанию войсковых частей, в том числе и то, что я назвал выше, специальными фирмами, с которыми Минобороны заключает договора и оплачивает их работу; — перевод комплектования войск военнослужащими рядового и младшего командного звена по контракту. Молодой человек добровольно поступает на службу, а значит, дорожит своим местом и профессией. И, естественно, получает за это денежное вознаграждение и целый ряд льгот. Причем с 1 января денежное довольствие военнослужащих существенно возрастет. Так, Пограничная служба ФСБ полностью перешла на контрактный способ комплектования, и такое понятие, как дедовщина исчезло. — конечно, усиление всех форм воспитательной работы. Причем дифференцированно, то есть исходя из образования, культуры, характера, мировоззрения конкретного военнослужащего; — постоянная связь и взаимодействие командиров с семьями военнослужащих; — обеспечение и ужесточение дисциплинарной ответственности неотвратимости наказания, а если такое поведение повлекло за собой уголовное преступление или трагические последствия, например, доведение военнослужащего до самоубийства или причинение ему вреда, вследствие чего он стал инвалидом, – то и уголовного! Это – со стороны Вооруженных Сил. А со стороны общества — это повышение качества воспитания подрастающего поколения, привитие с малых лет понимания, образно говоря, «что такое хорошо, что такое плохо» для тебя и окружающих, для твоей семьи, для малой и большой родины и так далее. Таким образом, преодоление дедовщины должно идти по двум направлениям. Первое – там, где она уже есть – искоренение и предупреждение появления ее рецидивов. А там где нет таких проявлений – проведение комплекса мероприятий по ее предупреждению. И начинать это необходимо с семьи, с детского садика. Мы постоянно отслеживаем факты дедовщины и в пределах, установленных Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» реагируем в целях минимизации этих проявлений. С руководством Минобороны держим постоянный рабочий контакт, в том числе и в рамках подписанного меж
ду Уполномоченным и Министром обороны Меморандума о взаимодействии.

Уважаемый Владимир Петрович, каково Ваше отношение к смертной казни в РФ? Будет ли положительный эффект введения такой формы наказания?

Уважаемый Андрей, это очень непростая проблема. Ее надо рассматривать с трех точек зрения: целесообразность с точки зрения профилактики преступности; наши международные обязательства, личная позиция. Первое. С тех пор как уголовное законодательство цивилизованных стран стало устанавливать степень наказания преступников в зависимости от тяжести преступления, но ушло от примитивного принципа»око за око, зуб – за зуб», юристы спорят о том, снижает ли угроза наказания в виде смертной казни уровень преступности. В Российской Федерации преобладает та точка зрения, что не снижает. К тому же существует большая вероятность судебной ошибки (и таких примеров в нашей недавней истории было достаточно), которую уже не исправить. Второе. В большинстве европейских стран смертная казнь отменена или на ее применение установлен мораторий. И с момента ее отмены уровень преступности неуклонно снижается. Как известно, Российская Федерация, вступая в члены Совета Европы, признала обязательность для себя Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицировав ее Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ. Присоединяясь к названному международному договору, Российская Федерация подписала также 16 апреля 1997 года и Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (относительно отмены смертной казни), который в соответствии с положениями статей 2, 6 и 15 Федерального за¬кона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» внесен 6 августа 1999 года Президентом Российской Федерации на ратификацию. Таким образом, согласно статье 18 Венской конвенции о праве международных договоров, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 апреля 1986 года № 4407-Х1, Российская Федерация, как государство, подписавшее международный договор с условием его ратификации, обязана до тех пор, пока не выразит своего намерения не стать его участником (т.е. покинуть Совет Европы) воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. В 2009 году в среде российских юристов, а также депутатов Федерального Собрания Российской Федерации возобновилась дискуссия о применении в Российской Федерации сметной казни, в связи с чем мы выступили 6 ноября 2009 года в «Российской газете» с Заявлением, в котором изложили свое мнение о правовых основаниях недопустимости возобновления применения смертной казни в нашей стране. И третье. Моя личная позиция: на протяжении ХХ столетия и первых лет столетия нынешнего в нашем народе накоплен огромный потенциал ожесточения и непримиримости. Надо начинать это сокращать. Для начала давайте уйдем от убийства под эгидой государства. Может быть, это начнет лечить наши души…

На Ваш взгляд, является ли ограничение на использование русского языка в странах СНГ нарушением прав русскоязычного населения. Делается ли что-то с Вашей стороны, чтобы противодействовать этому?

Да, Тимур, ограничения на использование русского языка в странах СНГ являются нарушением прав русскоязычного населения, причем не только с точки зрения Уполномоченного, но и с точки зрения норм международного права. Очевидно, что русский язык является государственным только в России, однако юридически обязательное использование государственного языка не распространяется на языковое общение в сфере межличностных отношений, что закреплено в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Такие же положения содержатся и в рамочной конвенции Совета Европы «О защите национальных меньшинств» (ЕТ8 N 157) (Страсбург, 1 февраля 1995 года). Наличие государственного языка не должно умалять ни права народов на сохранение и развитие своего родного языка, ни права каждого человека на свободный выбор языка общения, обучения, воспитания и творчества. Право пользоваться родным языком, как коллективное (право национальной общности), так и индивидуальное (право каждого человека), закрепляется и гарантируется современными конституциями демократических государств. К сожалению, Уполномоченный не может вмешиваться в суверенные дела других государств, однако он может привлечь внимание к этой проблеме, выступая и давая свои оценки на международных конференциях и форумах, а также в СМИ.

Добрый день! На ваш взгляд, стоит ли контролировать содержание разного рода блогов, комментариев в Интернете? Не является ли привлечение к ответственности за высказывания в Интернете нарушением прав пользователей? Кто должен отвечать за высказывания в Интернете? На какой стадии чейсас находится законодательство в данной сфере?

Уважаемый Антон! Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, он пока еще не имеет однозначного ответа. Причем не только на уровне национальном, но также и на международном. У таких организаций как, например, Европейский Суд по правам человека, нет стабильных, неизменных исчерпывающих ответов на вопрос о пределах допустимого ограничения свободы слова. Особую актуальность и сложность эта проблема приобретает в сети Интернет, где выражение мнения отдельного человека обретает черты СМИ. Следует отметить, что по этому вопросу в текущем году было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ, признавшее обоснованным привлечение к ответственности за высказывания в Интернете. На мой взгляд (и это неоднократно высказывалось при обсуждении проекта названного Постановления) для признания сообщения публичным недостаточно простой констатации его размещения в блоге. В каждом конкретном случае ситуацию следует рассматривать индивидуально. При этом свобода слова, безусловно, не должна стать жертвой безответственных пользователей Интернета.

Отслеживается ли судьба граждан РФ, которые находятся в тюрьмах в США? Были ли нарушены права лётчика Ярошенко и Виктора Бута?

Да, отслеживается. Однако мы не можем решающим образом влиять на правовые системы других стран, точно также как они не могут этого делать по отношению к нам.

Склонны ли Вы доверять решениям Европейского суда по правам человека? Должны ли его решения главенствовать над российским законом?

Вопрос о соотношении нашего внутреннего судопроизводства и международного, частью которого мы являемся, — вопрос не простой. Он нуждается в дальнейшем уточнении. Эти переговоры ведутся. Претензии к ряду решений ЕСПЧ в отношении предъявляем не только мы, но я ряд других стран. Но многие решения ЕСПЧ в отношении России действительно защищают права граждан, страдающих от произвола различных государственных структур. Так что я – за наше участие в Совете Европы и в европейском суде.

Здравствуйте. Является ли нарушением прав человека разного рода запреты на курение?

Курящие имеют право курить. Но только так, чтобы не создавать проблем некурящим. Перегибы и ту, и в другую сторону я не одобряю. Сам не курю, и другим не советую.

Когда будут созданы равные услови для жизни инвалидов? Не кажется ли Вам, что это вопрос скорее моральный чем правовой?

Здравствуйте, Дмитрий! Думаю, что вопрос создания инвалидам в нашей стране достойных, не дискриминационных условий жизни вопрос столь же моральный, сколь и правовой. Во-первых, ответ на него показывает уровень зрелости и человечности общества, во-вторых, — соответствие отечественного законодательства общепринятым международным нормам и правилам в отношении прав человека. Конкретные сроки достоверно прогнозировать не берусь, но с уверенностью могу сказать, что определенная работа, направленная на соблюдение политических, экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов, ведется и в последние годы все активнее. Проблем, связанных с обеспечением достойных условий для жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, много. Реализация ими прав, уже сегодня предоставленных законодательством Российской Федерации, затруднена рядом причин организационного, финансово-экономического, правового и морально-этического характера. Но все эти проблемы решаемы. Конечно, с наскока их не одолеть, необходим системный комплексный подход. И такой подход, обеспечивающий максимально полную интеграцию инвалидов в общество, формируется. В сентябре 2008 года Россия присоединилась к международной Конвенции о правах инвалидов, которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для инвалидов. Подписание Конвенции и подготовка к ее ратификации Российской Федерацией активизировали внимание государства и общества к нуждам и заботам инвалидов. Впервые приоритетным в социальной политике государства в отношении инвалидов признано реабилитационное направление, понимаемое как система мер, направленных на восстановление социального статуса и достижение материального благополучия и равноправия инвалидов. Об этом, в частности, свидетельствует принятая Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», которая будет реализовываться 5 лет в два этапа: 2011 -2012 годы и 2013 — 2015 годы. Данной Программой предусмотрено формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах их жизнедеятельности; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом. Решая задачу создания организационных, правовых, финансовых и иных условий для интеграции инвалидов в социум, важно сделать все возможное для устранения социальной разобщенности инвалидов и граждан, таковыми не являющимися, для изменения общественного восприятия людей с ограниченными возможностями здоровья «на равных» с иными. И с этой точки зрения вопрос о создании равных условий для жизни инвалидов скорее моральный, чем правовой. Отношение к инвалидам, обеспечение их прав — это показатель зрелости общества, уровня реализации принципа социального государства. И, естественно, государство и общество должны этот показатель уже сегодня выводить на максимально высокий, на максимально возможный в нынешней ситуации уровень Очень интересной и важной мне представляется инициатива по созданию специализированного телеканала для людей с ограниченными физическими возможностями «Инва Медиа ТВ», о которой сообщило «РИА Новости» 28.09.2011. Также хочу отметить, что 3 октября 20011 года состоялось совместное заседание Комиссии по деятельности региональных и муниципальных органов власти и их взаимодействию с общественными организациями Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. По итогам совместного заседания приняты рекомендации, в которых, в частности, отмечено, что в России сформирована и совершенствуется правовая база социальной защиты и поддержки инвалидов, отвечающая, в основном, Конвенции ООН о правах инвалидов. Ведется подготовка к адаптации законодательства Российской Федерации нормам и рекомендациям Конвенции. Подписание Конвенции о правах инвалидов и подготовка к ее ратификации Российской Федерацией активизировали внимание государства и общества к нуждам и заботам инвалидов. Вместе с тем сроки ратификации Конвенции о правах инвалидов не определены. Вызывает беспокойство медленное внедрение ее концептуальных установок в повседневную практику органов местного самоуправления и исполнительной власти в регионах. Предложения общественных организаций инвалидов, направленные на совершенствование социального законодательства, должное внимание и поддержку получают не всегда. В целях ускоре
ния подготовки к ратификации Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов и гарантированного на ее основе обеспечения инвалидам прав и свобод человека участники совместного заседания обратились с конкретными предложениями к Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству регионального развития Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, общественным организациям инвалидов.

США постоянно критикуют Россию за нарушение прав человека. Каково Ваше мнение относительно соблюдения прав человека в Соединённых Штатах?

Я тоже критикую Соединенные Штаты за нарушения прав человека. Каждое государство грешит этим: одни меньше, другие больше. Но я убежден, что правозащитники должны, прежде всего, следить за чистотой в своем собственном доме. Те, кто концентрируется на критике состояния прав граждан в других странах, не обращая внимания на свои собственные проблемы, — не правозащитники, а пропагандисты и политтехнологи.

Какие законопроекты, позволяющие улучшить ситуацию с правами человека в РФ, находятся в разработке?

Уважаемая Мария, этот вопрос правильнее будет задать депутатам Государственной Думы.

На каком этапе создание резервных эскалаторов для инвалидов-колясочников в Санкт-Петербурге? Планируется ли что-то подобное в других городах?

Уважаемый Алексей, как нам сообщили Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Алексей Козырев и руководитель Санкт-Петербургской общественной организации инвалидов «Доступная среда» Юрий Бажухин, в городе успешно реализуется задача по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов (и других маломобильных групп населения). Сделано уже много чего и в том числе для безопасного подъема и спуска инвалидов-колясочников задействованы резервные эскалаторы метро. Такая работа активно ведется в регионах России (частично я об этом сказал в ответе на предыдущие вопросы).

Каковы основные поводы для обращения граждан к Вам в этом году?

Здравствуйте. Марина! За девять месяцев текущего года в Аппарат Уполномоченного поступило около 19 тысяч жалоб. Больше всего жалоб — по поводу нарушения прав человека в уголовном судопроизводстве (почти 6,5 тысяч) и местах принудительного содержания (тюрьмах, следственных изоляторах и т.п.) — более 2-х тысяч. Далее – жалобы по поводу нарушения жилищных прав (более 2-х тысяч), трудовых прав (более тысячи), прав детей (более тысячи), прав военнослужащих и членов их семей (около тысячи) и т.д. Для более полного представления о структуре поступающих к нам жалоб рекомендую посмотреть размещенный на сайте Уполномоченного (www.ombudsmanrf.ru) доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год.

В чём, на ваш взгляд, заключается основная проблема в области исполнения наказаний в РФ? Какие изменения в законодательство смогли бы улучшить ситуацию?

Здравствуйте, Валерий! Несмотря на значительные изменения, произошедшие в Российской Федерации за последние годы, ее уголовно-исполнительная система по-прежнему сохраняет черты советской пенитенциарной политики, десятилетиями проводившейся в прошлом веке. В настоящее время она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международные отношения в сфере соблюдения прав человека, а также выработанные мировым сообществом общепризнанные стандарты обращения с осужденными, развитие гражданского общества. В связи с назревшей необходимостью Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Основными целями названной Концепции, разработанной, в том числе с учетом деятельности Уполномоченного по государственной защите прав осужденных, являются: — повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; — сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; — гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов. Для достижения указанных целей предполагается решить такие, в частности, актуальные и необходимые задачи, как: — совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных; — изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных; — изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; — расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы; — обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении задач, стоящих перед учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Ожидаемые результаты реализации Концепции заключаются, в том числе, в создании условий, исключающих распространение в обществе криминальной субкультуры, формировании системы стимулов правопослушного поведения осужденных, разработке системы новых исправительных технологий работы с осужденными, основанных на достижениях в области психологии, медицины, педагогики и права. В целях осуществления Концепции в Минюсте России создана специальная рабочая группа, в состав которой включен и представитель Уполномоченного. В настоящее время указанной рабочей группой готовится проект федерального закона по внесению необходимых изменений в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации, а также иные законодательные акты. Федеральной службой исполнения наказаний по инициативе Уполномоченного проводится также эксперимент, связанный с переподчинением ее медицинской службы, находящейся в настоящее время в ведении начальников исправительных учреждений, для обеспечения ее независимости и самостоятельности в оказании лечебно-профилактической помощи осужденным. В стадии реализации находятся предложения Уполномоченного о создании службы пробации, которая призвана заниматься надзором за условно осужденными, соблюдением ими условий наказания (например, обязательство посещать психолога или выполнять исправительные работы), помогать осужденным пройти период социальной адаптации после освобождения. Такой институт давно действует в США и Великобритании, службы пробации есть в Германии, Дании, Швеции, Финляндии и других европейских странах, а на территории бывшего СССР — в Латвии и Эстонии), усилении общественного контроля за соблюдением прав осужденных в исправительных учреждениях и некоторые другие, в том числе по дифференцированному зачету в срок лишения свободы времени содержания под стражей в следственном изоляторе

Как Вы относитесь к предложению о публикации решений судов в открытом доступе, размещая их в Интернете?

Предложение, о котором Вы, Алексей, спрашиваете, реализовано почти 3 года назад, когда в декабре 2008 года был принят Федеральный закон № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации». Согласно статье 14 данного Закона одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов правосудия является ее размещение в системе Интернет. В частности, на сайте Верховного Суда Российской Федерации размещаются: тексты судебных актов; справочная информация по делам и жалобам; списки дел, назначенных к слушанию; результаты обжалования нормативных правовых актов.

Должны ли, на Ваш взгляд, трудовые мигранты учить русский язык?

Уважаемый Дмитрий! Для трудовых мигрантов, прибывающих в Россию, безусловно, важно владеть русским языком. Потому что это — и его отношение к работе, и отношение к нему работодателя, и отношение к нему коренных жителей. Незнание мигрантом русского языка приводит к тому, что он не только чувствует себя очень некомфортно в бытовых условиях, общении с работодателем, представителями миграционной службы и правоохранительных органов, но и, в случае необходимости, не может защитить свои права. Следует отметить, что значительное количество трудовых мигрантов, которые приезжают в Россию и не владеют русским языком, это граждане стран СНГ, с которыми у нас существует безвизовый порядок въезда. Предъявлять им требования о знании русского языка технически бессмысленно. Поэтому сегодня особенно актуально создать систему адаптации и интеграции мигрантов, которая бы включала обучение их русскому языку, как на территории России, так и в государствах постоянного проживания. Но проблема многих трудовых мигрантов не только в незнании русского языка. Находясь на территории другого государства, необходимо с уважением относиться к его законам, культуре, принятым в обществе правилам поведения. Вот почему необходимо помогать мигрантам не только в изучении русского языка, но и в знакомстве с культурными традициями народов России.

Как будет контролироваться соблюдение прав граждан во время осенней призывной кампании?

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный не наделен функциями контрольного или надзорного органа. В то же время им разрешаются многочисленные обращения и жалобы призывников и членов их семей по нарушению их прав при призыве на военную службу. Особенно много нарушений допускается в ходе проведения медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинских учет и призыве на военную службу. Помимо этого в ходе весеннего призыва 2011 г. возникла проблема с призывом студентов младших курсов, которые лишились отсрочек от призыва в армию из-за перехода вузов на Болонскую систему в связи с отсутствием аккредитаций по имеющимся специальностям. Также имелась проблема с призывом аспирантов. Уполномоченным были подготовлены соответствующие обращения к руководству Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки России. В каждом конкретном случае данные проблемы были решены в интересах студентов и аспирантов. Помимо этого, ежегодно в соответствии с планами о совместной работе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Главной военной прокуратуры и Министерства обороны Российской Федерации сотрудники аппарата Уполномоченного совершают совместные выезды в воинские части, призывные пункты субъектов Российской Федерации для ознакомления с ходом призыва на военную службу и её прохождением.

Каково Ваше отношение к тому к сегодняшнему содержанию развлекательных телеканалов? Есть ли у государства возможность и необходимость осуществления контроля за тем, что сегодня входит в эфир?

Я не хочу и не могу брать на себя миссию телевизионного цензора. В TV что-то мне нравится, что-то – активно «нет». Если нет, — я переключаюсь на другую программу. Чаще всего на культуру и спорт.

Мнение участников конференции может не совпадать с позицией редакции.

Юридическая защита прав человека

Мы уже знаем, что права человека – это неотъемлемые права, которыми обладает каждый человек. Но как нам воспользоваться этими правами? Где найти подтверждение того, что они официально признаны государствами? И как эти права реализуются?

Права человека в каждой стране

В конечном счете, защита прав человека осуществляется с помощью механизмов национального уровня

Бесспорно, выполнение задачи по защите прав человека и соблюдению договоренностей зависит, прежде всего, от уровня достижений страны и механизмов, существующих на национальном уровне. Действующие национальные законы, политические решения, процессуальные нормы и механизмы являются ключевыми факторами для реализации прав человека в каждой стране. Поэтому важно, чтобы права человека стали частью национальных конституционных и законодательных систем, чтобы профессиональные юристы умели применять на практике стандарты прав человека, а нарушения прав человека подвергались осуждению и санкциям. Национальные стандарты имеют более прямое воздействие, а национальные процессуальные нормы более доступны по сравнению с региональными и международными. Как сказала Элеонора Рузвельт:

Где, в конце концов, начинаются всеобщие права человека? В небольших населенных пунктах, недалеко от дома – таких близких и таких маленьких, что их не видно ни на одной карте мира. Но для отдельного человека они составляют целый мир: это квартал, где он живет, школа или колледж, который он посещает; фабрика, ферма или офис, где он работает. Это места, где каждый мужчина, женщина или ребенок ищет справедливости, равных возможностей, равного достоинства без дискриминации. И уж если здесь эти права ничего не значат, то вряд ли они что-то значат где-нибудь еще. 2

Поэтому обязанность государства соблюдать, поощрять, защищать и осуществлять права является первостепенной, а роль региональных и международных судов – вторичной, поскольку они вступают в игру в основном тогда, когда государство целенаправленно и последовательно нарушает права человека. Нам всем известны примеры того, как людям приходилось обращаться в региональные и международные организации, чтобы те констатировали нарушение прав на национальном уровне. Озабоченность или содействие со стороны регионального или международного сообщества могут помочь восстановить соблюдение прав в данной стране, но это делается лишь тогда, когда все внутренние меры защиты там уже были использованы и исчерпаны. Поэтому мы посвятим оставшуюся часть данного раздела именно такому сценарию. Что делать, если власти отдельно взятой страны не обеспечили должную защиту прав человека?

Как вы думаете, почему даже те государства, в которых плохо обеспечены права человека, готовы подписывать международные соглашения по правам человека?

Права человека признаны в соглашениях

«Всякая душа – заложница своих деяний». Коран

Государства собираются на международные встречи и разрабатывают соглашения, предметом которых являются права человека. Эти соглашения устанавливают для государств реальные нормы поведения, налагающие на них определенные обязанности по отношению к гражданам. Соглашения могут быть двух видов: юридически обязательные и не обязательные. Обязательный документ, часто именуемый «договором», «конвенцией» или «пактом», представляет собой обязательство государства обеспечивать права на национальном уровне. Каждое отдельное государство заявляет о своей приверженности принятию этих стандартов, ратифицируя их или присоединяясь к документу (простое подписание документа не делает его обязательным для исполнения, но свидетельствует о желании содействовать). В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 1979 года, государства вправе делать оговорки или заявления, тем самым освобождая себя от некоторых обязательств по документу, но цель состоит в том, чтобы как можно больше государств поставили свою подпись под документом. В конце концов, лучше, если государство пообещает соблюдать хоть какие-то права человека, чем никаких! Правда, этот механизм может становиться источником злоупотреблений и давать государствам предлог отказывать своим гражданам в основных правах, позволяя при этом «избегать» международного контроля в тех или иных областях.

Права человека пронизывают законы на национальном уровне. Международные нормы прав человека взохновили страны ввести такие стандарты в свои конституции и законодательство. Они также предоставляют механизмы компенсации за нарушение прав человека на национальном уровне.

В отличие от обязательных документов необязательные – это, в основном, просто декларации или политические соглашения государств, где говорится о необходимости приложить все усилия, чтобы обеспечить те или иные права, но без каких-либо юридических обязательств. На практике это обычно означает отсутствие какого-то официального (или юридического) механизма имплементации, даже при наличии серьезных политических обязательств по его разработке.

В чем смысл простого «обещания» соблюдать правовые нормы, если оно не подкреплено правовыми механизмами? Или это лучше, чем ничего?

Закон не может изменить сердце, но он обуздывает бессердечных людей.

Мартин Лютер Кинг мл.

Заседания Генеральной Ассамблеи ООН или конференции ООН по конкретным вопросам часто приводят к принятию декларации ООН, или какого-либо необязательного для исполнения документа, также называемого «мягким правом». Считается, что все государства, просто в силу их членства в ООН или в силу их участия в конференции, согласны с принятой декларацией. На национальном уровне признание прав человека также должно быть результатом согласия между государством и его народом. Когда права человека признаются на национальном уровне, они становятся, прежде всего, обязательством государства перед своим народом.

Основные международные документы

Сам факт появления новых соглашений по защите прав человека свидетельствует о растущем понимании значимости самих прав человека. Это победа не только защитников прав человека, но всех людей вообще. Следствием этих успехов стала разработка большого и сложного свода документов по правам человека, а также процедур их выполнения. Обычно соглашения по правам человека подразделяют на три основные категории: по их географическому охвату (региональные или универсальные), по категории предоставляемых прав, или по категории лиц или групп лиц, на которых распространяются права. Только в рамках ООН существует более сотни документов, относящихся к правам человека, и если мы к ним добавим документы, принятые на региональном уровне, цифра будет еще более значительной. Мы не можем рассмотреть здесь все эти документы, поэтому в данном разделе мы обратимся лишь к некоторым из них, наиболее значимым для целей образования в области прав человека, которые заявлены в «Компасе»:

  • документы, широко признанные и заложившие основу для развития других соглашений по правам человека, в частности, Международного билля о правах человека. (Информация по более конкретным документам ‒ таким, как Конвенция о статусе беженцев, Конвенция о геноциде, и документам, касающимся международного гуманитарного права, ‒ представлена в тематических разделах главы 5.)
  • документы, относящиеся к конкретным вопросам или бенефициарам прав человека, о которых идет речь в данном пособии.
  • основные европейские документы.

Документы ООН

Всеобщая декларация прав человека является важнейшим из всех документов по правам человека.

Наиболее важным универсальным документом по правам человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН. Она получила настолько широкое признание, что ее изначально необязательный характер изменился, и теперь на нее часто ссылаются как на юридически обязательный документ обычного международного права. Этот документ по правам человека стал пробным камнем в этой сфере и вдохновил мировое сообщество на принятие десятков других международных и региональных документов, сотен национальных конституций и других законодательных актов. ВДПЧ состоит из преамбулы и 30 статей, в которых изложены права человека и основные свободы, на которые имеют право все мужчины и женщины в мире, не подвергаясь никакой дискриминации. Она охватывает как гражданские и политические права, так и социальные, экономические и культурные права:

  • Право на равенство
  • Право на защиту от дискриминации
  • Право на жизнь, свободу и личную безопасность
  • Свобода от рабства
  • Право не подвергаться пыткам и унижающему достоинство обращению
  • Признание в качестве личности перед законом
  • Право на равенство перед законом
  • Право на восстановление в правах компетентными судами
  • Право не подвергаться произвольному аресту и изгнанию
  • Право на справедливое и публичное разбирательство дела
  • Право считаться невиновным, пока вина не будет доказана
  • Свобода от вмешательства в личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции
  • Право покидать свою страну и возвращаться в нее
  • Право искать убежище от преследования в других странах
  • Право на национальную принадлежность и свобода изменить ее
  • Право на вступление в брак и создание семьи
  • Право иметь личную собственность
  • Свобода исповедовать свою религию и убеждения
  • Свобода мысли и доступа к информации
  • Право на свободу мирных собраний и ассоциаций
  • Право на участие в управлении страной и в свободных выборах
  • Право на социальное страхование
  • Право на свободный выбор работы и право вступать в профсоюзы • Право на отдых и досуг
  • Право на достойный человека уровень жизни
  • Право на образование
  • Право на участие в культурной жизни общества
  • Право на социальный порядок в соответствии с требованиями ВДПЧ.

В Декларации также особо подчеркивается, что именно на социальные группы и самих граждан возлагается обязанность обеспечивать свободное и полное развитие, а также соблюдение прав и свобод других людей. Аналогичным образом, отдельные люди и государства не могут использовать прописанные в декларации права в нарушение прав человека.

Международный Билль о правах

Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) вступили в силу в 1976 году и являются основными юридически обязательными документами, применяемыми во всем мире. Оба пакта были разработаны с целью расширить права, изложенные во Всеобщей декларации прав человека, и придать им юридическую силу (в рамках договора). Вместе с Всеобщей декларацией прав человека и ее соответствующими Факультативными протоколами эти пакты составляют Международный билль о правах. Каждый из пактов, как явствует из их названий, относится к различным категориям прав, хотя они оба разделяют обеспокоенность, например, по вопросу дискриминации. Оба документа нашли широкое признание: так, на ноябрь 2010 года, МПГППВ был ратифицирован 166 странами, а МПЭСКП – 160 странами.

Вслед за Международным биллем о правах ООН приняла еще семь документов, в которых речь идет об особых правах или особых «пользователях» этими правами. В основе идеи особых прав и их пользователей – например, прав ребенка, – лежал тот факт, что, несмотря на применимость всех прав человека в отношении детей и молодых людей, дети не имеют равного доступа к этим общим правам, поэтому они нуждаются в особой защите.

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) признает, что права человека распространяются также и на детей, и что люди, не достигшие возраста 18 лет, нуждаются в особой защите с целью обеспечить их всестороннее развитие, выживание и уважение их особых интересов.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.) запрещает и осуждает расовую дискриминацию и требует, чтобы государстваучастники приняли меры для ее окончательного искоренения, используя для этого все надлежащие средства, включая меры, принимаемые властными органами и другие.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) посвящена дискриминации, которой часто систематически подвергаются женщины, и причиной этому являются «различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами […] основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области» (статья 1). Государства обязуются осудить эту дискриминацию и принять незамедлительные меры для обеспечения равенства.

Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1984 г.) определяет пытку как «причинение сильной боли или страдания, физического или нравственного» (статья 1.1) с намерением получить сведения, в качестве наказания или принуждения, или на почве дискриминации. Этот документ обязывает подписавшие его государства принимать эффективные меры для предотвращения пыток на территории их юрисдикции и запрещает высылать людей на их родину, если есть причина полагать, что там они будут подвергнуты пыткам.

Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990) к понятию «трудящийся-мигрант» относит «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является» (статья 2.1), а также членов его/ее семьи. Очерчивая права человека, которыми должны пользоваться эти люди, Конвенция уточняет, что ни в документальном или юридическом плане, ни в реальной жизни нельзя допускать дискриминацию в отношении права на свободу и безопасность и на защиту от насилия или лишения свободы.

Конвенция о правах инвалидов ознаменовала не только существенный сдвиг в определении того, что такое люди с ограниченными возможностями, но и способствовала их признанию в качестве субъектов, пользующихся, наравне со всеми, правами человека и основными свободами. Конвенция разъясняет порядок применения прав в отношении этих людей и обязывает подписавшие данные договор государства принять разумные меры для того, чтобы люди с инвалидностью могли более эффективно пользоваться своими правами, например, обеспечить им доступ к социальным услугам и культурной жизни.

Конвенция для защиты всех лиц от насильственного исчезновения рассматривает феномен, ставший глобальной проблемой. Конвенция запрещает «арест, задержание, похищение или лишение свободы в любой другой форме» (статья 2), будь то представителями государства или другими лицами, действующими с согласия государств, и не признает никаких особых обстоятельств, могущих послужить поводом для отказа в признании факта лишения свободы и сокрыть данные о судьбе или местонахождении исчезнувшего лица. Цель документа – положить конец этим циничным уловкам и попыткам серьезно и безнаказанно нарушать права человека.

Основные документы ООН по правам человека